Завершение

Проспала часов до трех следующего дня. Проснувшись, потопала на Гоблин чистить зубы. Воняло ужасно в этой бухте. Оказалось, что воняют после всех дождей висящие на вантах чивыркуйские окуня. Наверное, благодаря им не было особых покушений на Гоблина со стороны отдыхающих. Остаток дня посвятила самому отъявленному матрасничеству в компании соседей, с которыми я свела знакомство. Соседей удивил мой приезд, а также крайне облезлая физиономия, тем не менее меня покормили ухой со свежим омулем.

Последний день я употребила на исследование залива Мухор, извилистых заливов Иркутская губа и Хоргойская губа в южной оконечности Ольхона, устья Сармы и нескольких высоких скалистых островков с огромным количеством чаек. Весь день дул хороший, 5-6 баллов, ветер из залива. Берега материковой части довольно противные – кучи мусора, турбазы в каждой бухте. Катера и гидроциклы косяками. В Мухоре обнаружила множество рыбаков на резинках и моторках, тусовку серферов. В глубине залив превращается в некое болото, с отмелыми заросшими берегами. Баллоны с шелестом волокутся по полю водяной травы, чтобы пристать на ночевку, мне приходится исполнять на палубе импровизацию на тему «девушка с веслом». Приколен фиорд, когда один человек пытается управлять им с помощью одного маленького весла. Рядом стоит компания откуда-то с запада с грустным Простором, припаркованным в камышах. У Простора снесло шверцы. Дров мало, приходится долго лазить с топором по крутым береговым склонам. Зато ночью я порадовала себя большим прощальным костром. Адын, савсэм адын, вах!

Утром мрачно натягиваю гидраху и шлепаю по пояс через травяное поле, толкая впереди Гоблина. Все равно дождь…Иду в МРС. Небо затянуто, над Сармой низкие лохматые облака до самой воды. Ловлю себя на том, что постоянно туда подозрительно посматриваю, не прилетело бы чего. Последние часы отмечены свежим ветром с Байкала, который я использовала для маленькой увеселительной прогулки в компании группы поддержки (в лице моего папы и его жены, приехавших из Иркутска вместе с газелью). Они остались довольны, после чего с помощью папы и водителя газели был разобран Гоблин. Разобрали быстро, часа за три. Да здравствуют автомобилисты со стажем!

Эпилог

1.      Погода. На Байкале свой климат, имеющий мало общего с метеоситуацией в регионе. Когда в Иркутске глубокий циклон, на Байкале может вовсю светить солнце. И наоборот. Есть три основных ветра – северный верховик, южный култук, часто штормовой, северо-восточный Баргузин, идущий из Баргузинской долины и раздувающий большие валы. В летние месяцы устойчивый ветер на озере бывает редко, в хорошую погоду обычно стоит штиль. В северной части до Баргузинского залива постоянны утренние туманы. Видимости никакой. Туман расходится часам к 11-12. Малое море и юго-западный участок, образованный склонами Прибайкальского хребта, замечательны мощными горными ветрами и прочими местными явлениями. Шторм, в который мы попали в последнюю ночь похода, тоже носил относительно локальный характер. Кроме сармы, из горных хорошо известны бугульдейка (ущелье реки Бугульдейка)  и хархаиха (ущелье Большой Голоустной). Шквал бывет слышно по приближающемуся треску деревьев, даже на удалении от берега.  Я много раз видела горные в районе бухты Песчаная, там они каждый раз сопровождались общим сильным штормом. Сарме наоборот обычно предшествуют несколько дней хорошей, ясной погоды.

1. Мотор. Накладка с мотором случилась за несколько дней до старта, благодаря чему поход получился чисто парусный. Я много раз слышала о необходимости данного девайса на данном водоеме. Штиля было действительно много, но в целом каждый день было хотя бы несколько часов ветра, чаще ночью, засчет этого проходилось по 50 км в сутки – правда, при условии круглосуточного движения по курсу. Заходы на сушу, даже без ночевки, сокращали эту цифру в полтора-два раза. В целом темп продвижения получился приемлемый.
  2. Технические проблемы. Их не было, честное слово! Повезло наверное, даже на родном Обском периодически что-нибудь отваливается. Единственно – качать баллоны приходилось два раза в сутки, видимо из-за большой разницы между температурой воды и воздуха.
  3. Природные парки и разрешения. Маршрут проходил на восточном берегу по территории Баргузинского заповедника (примерно от мыса Шегнанда до устья реки Сосновка) и Забайкальского национального парка (Чивыркуйский залив, п-ов Святой Нос, Ушканьи острова). Кроме того, Малое Море относится к Прибайкальскому нац. парку. На Малом Море и в Чивыркуйскои заливе ограничений доступа, насколько я знаю, нет. Если заходов на сушу не делать, разрешений не требуется и в остальных местах, реально проблемы возникают при обнаружении егерями лагеря или костра на берегу. Обычно байкальские егеря – народ контактный и охотно идущий на компромиссы. На такой случай полезно иметь жидкую валюту. Но на Ушканах выходить на берег не стоит, их действительно охраняют и за них штрафуют. Пропуска теоретически можно оформить в Нижнеангарске для Баргузинского заповедника и в пос. Усть-Баргузин для Забайкальского парка, практически это всегда оказывается не по пути.
  4. Байкал. Я в очередной раз убедилась, что питаю к славному морю особую симпатию. На севере действительно чистые, красивые и безлюдные места. Пляжей мало, и они обычно представляют собой морены из крупных камней. Зверски холодная вода, на ночные переходы требуется очень много очень теплой одежды и запас здорового мазохизма. Глухая тайга, горы лесистые, горы со снежными вершинами,  скальники, выходящие из воды, вкусный омуль, невероятные облака, радуги и закаты.