Нитка маршрута: п. Кардонный-р. Юрюзань - в.1389.Поперчная- в. 1237 Мёрзлый утёс(хр. Зигальга)-руч. Сухой-р. Юрюзань- в.1582 Б. Иремель - в .1449 М. Иремель- в .1393 Сукташ(радиально)-р. Тюлюк-р. Березяк -хр. Нургуш( траверс- в .1213+ в.1350+в.1406)-оз.Зюраткуль-в.1055 Голая сопка- хр. Зюраткуль(траверс- в.1175+в.1160)-р.Б.Сатка-р. Куваш-в. 1067 Два брата(радиально)-хр. Уреньга (траверс -в. 1198 Вторая сопка + в.1155 Первая сопка)-трасса М-5, перекресток на г. Златоуст

План маршрута

25 августа: П. Кардонный
8 сентября: Трасса М-5, перекресток на г. Златоуст.

Осень на Южном Урале

п. Кардонный - р. Юрюзань - в.1389.Поперчная - (хр. Зигальга) - руч. Сухой-р. Юрюзань - хр.Бакты - в.1582 Б. Иремель - в .1449 М. Иремель - р. Тюлюк - р. Березяк - хр. Нургуш( траверс - в .1213+ в.1350 )- в.1406 Б.Нургуш - оз.Зюраткуль - в.1055 Голая сопка - хр. Зюраткуль в.1175 - р.Б.Сатка - хр. Уреньга (траверс - в. 1198 Вторая сопка + в.1155 Первая сопка) - трасса М-5, перекресток на г. Златоуст.

Идея похода
Идеей похода было объединить в рамках одного путешествия прохождение наиболее красивых хребтов Южного Урала, с целью ознакомления с этим, мало посещаемым сибирскими туристами районом.Так же поход преследовал своей целью совершенствование навыков ориентирования в условиях горнолесной местности, а так же прохождения технических участков; осыпные склоны, категорийный лес и т.д. Немаловажным аспектом похода являлась так же проверка его участников на выносливость, так как закладывался большой километраж, маршрут был линейным, при полной автономии.Запоминающимися эпизодами похода стали посещение второй вершины Южного Урала - Бльшой Иремель и, высшей точки Челябинской области, горы, Большой Нургуш, а так же одного из самых высокогорных озёр Европы озера Зюраткуль. Неиспользованные запасные дни команда провела в Нац.парке Таганай, посетив все значимые вершины хребта Большой Таганай
Дневник похода
26 августа
Прибытие наше на станцию Вязовая состоялось строго по расписанию, в 4.48 по местному времени. Выгрузившись из вагона, под нависающими хмурыми тучами, мы протопали к вокзалу, оттуда я стал заказывать такси. Произошёл забавный диалог:

-Алло, такси можно заказать, от станции Вязовая до посёлка Тюлюк?
-Вязовая??А где это??
-Ну, у вас рядом станция железнодорожная… -А у нас есть железная дорога???.....
-ааа…Вязовая.
Потом девушка окончательно проснулась, однако данная организация не отличалась мобильностью, оказалось что у них дежурит всего две машины-водитель первой машины приехав, устроил нам настоящую истерику, узнав что ему предстоит везти аж 3 человека с рюкзаками и аж в Тюлюк,(дорога там не очень хорошая), но тем не менее увез, водитель второй машины вообще не приехал…Пришлось обращаться в другую фирму, такси «Фаворит». Приехали быстро, взяли дешевле, без лишних слов, рекомендуем. Так, потеряв на всех этих перезвонах и общениях с оператором и водителями около часа, мы всё же доехали до места старт.
Поселок встретил намечающимся дождём и пьяной бабкой рассказывающей о том, что на Зигальге обитает медведь. Однако, ни то не другое нас не остановило и в 7.10, немного переодевшись, мы выдвинулись на маршрут. Выйдя за пределы посёлка Кордонный, мы подошли к реке Юрюзань. Пройдя немного вдоль берега, увидели удачное место для брода, на перекате, по другому берегу вроде виднелась тропа.В виду засушливого года река была в месте перехода очень мелкая сантиметров 10- 15 , поэтому не все снимали даже обувь во время брода. Перейдя на другой берег, поняли что тропа просто ведет вдоль берега. Проследовав по ней около 200м, вверх по течению, вышли на дорогу, уходящую на хребет. Решаем устроить завтрак, так как непонятно, что там впереди нас ждёт с водой. Натянули тросик, развели костер и поставили котлы, затем разбрелись в поисках дров и нашли пару кондовых стоянок с костровищами. Сварив завтрак, переместились на близ расположенную стоянку, так как там были бревна для сидения.Покончив с завтраком в 9.30 двинулись дальше: тропа хорошая, почти сразу от реки начинается набор высоты, пару километров склон где то около 5-10°, затем крутизна возрастает до15-20°, после опять выполаживается. Время от времени накрапывает дождь. В 12.20 выйдя на стоянку с прибитым к дереву деревянным пятаком и найдя там ручей, решаем встать на обед. За время обеда несколько раз дождик перерастает в ливень, потеряв на разведение костра много времени и потратив на обед 2 часа выходим далее по направлению к горе Поперечная, через 40 минут лес внезапно расступился и обнажил перед нами осыпной склон вершины, у подножия несколько стоянок, ручей. Оставив рюкзаки под тентом ребят из Челябинска, выходим наверх, осыпь средняя и крупная, временами уклон достигает 25° поднявшись метров 200 видим, что надвигается облако - ускоряем темп, но добраться до вершины до тумана не успеваем. В итоге выходим на вершину в отвратительной видимости в 15.20, вершина представляет собой большое осыпное плато с нагромождением больших камней посередине - это и есть вершина. Сняли записку группы из Челябинска, т/к «Космос» рук. Патрушина Л. И, написав свою и съев шоколадку быстро пошли в низ, так как задерживаться в этом туманном мешке ни у кого не было желания. В 15.50, спустились к рюкзакам и продолжили движение на юго-запад вдоль хребта, погода отвратительная, временами дождь, все в тумане, видимость 250-300 м. В тумане потеряв тропу и неправильно сориентировавшись, забрали сильно на юг, но вовремя поняли ошибку и вскоре вышли на хорошую тропу, а потом вышли на дорогу, не очень накатанную и давно не езженную. Плохая погода сказалась на скорости передвижения, стало понятно, что план дня сегодня уже не выполнить, да и выходить на Мёрзлый утес в тумане не хотелось, поэтому решили перенести его посещение на завтра. В 18.10 вышли на поворот дороги, далее она уходила через хребет, недалеко бежал ручей. Встретили там сборную группу из Башкирии, они собирались вставать, от дороги вдоль хребта уходила ярко выраженная тропа. По карте тропа идет по заболоченной местности, и принимая во внимание дождливую погоду, надеюсь, что вода впереди еще будет, решаю продолжить движение. Пройдя около 4 км, по заболоченной тропе с встречающимися поваленными деревьями и камнями в траве и почувствовав накопившуюся за день усталость, в 20.15 встаем на ночевку. Поискав воду в окрестностях и найдя лишь высохшие русла ручьёв, 2 человека сходили назад к заболоченному участку и набрали воды.
27 августа

Встали в 7.00 все в том же тумане и без завтрака, ввиду отсутствия воды, в 8.00 продолжили движение по маршруту, по закону подлости в получасе ходьбы находим ручей и встаем на завтрак, погода не изменилась, временами накрапывает дождь, все сырое и в тумане, решаем не ходить на Мёрзлый утёс. Потратив на завтрак опять 2 часа, выходим далее. Ближе к обеду туман растягивает, с лева по ходу движения видим в. 1198 Бол. Пасынок. Тропа очень извилистая, по высокой тропе. Даже в этот засушливый год по пути встречаются несколько раз ручейки, так что вода вдоль хребта есть. В 11.50 выходим на руч. Сухой , там совсем теряем тропу, выскочив на поворот ручья и
сориентировавшись по карте двигаемся на восток и там находим дорогу. Дорога хорошая и по ней мы скатываемся к притоку Сухого и встаем на обед. Погода начинает налаживаться, у ручья много сухого тальника быстро вскипятив чай, перекусив и отдохнув, заклеиваемся пластырем, (после 2-х дней в сырой обуви у всех образовались мозоли) и двигаемся дальше по дороге.В 17.30 вышли к повороту дороги на Тюлюк, далее, то что отображено на карте не соответствовало действительности: отворота к Юрюзани и дороги вдоль нее мы не нашли, возможно нужно было пойти в сторону Тюлюка и там есть съезд к реке, но мы пошли по высохшему руслу ручья и через 20 минут вышли к реке. Проведя разведку, поняли, что передвижение по другому берегу выглядит предпочтительнее, он выше, суше и не поросший кустами тальника как тот на котором мы находимся. В 18.00 перебродив реку, в этом месте глубина уже достигала 40-50 см, вышли на другой берег и пошли на северо-восток, пройдя около 300 метров выходим на тропу, ведущую на хребет Бакты, на другом берегу так же видим очень хорошую тропу подходящую к реке. Тропа ярко выраженная идет по лесу, иногда встречаются короткие участки камней, склон до 15° перед самим перевалом тропа выходит на широкую просеку которая уходит на юг вверх, виден перевал, двигаемся туда. Метров 350 прилично попыхтев по 20° склону, вышли на перевал, в 18.55. Седловина, заросшая лесом, обзор плохой. Сваливаемся с перевала по слабой тропе, которую через километра два теряем вовсе, идем на восток по направлению к реке Бол. Авняр, лес редкий и хорошо проходимый, опять накрывает сильным дождём. В 20. 15 прошли полевую дорогу которая ведет в Тюлюк и через 10 минут выходим к реке и встаем на ночёвку. Сверившись с навигатором, поняли, что мы прошли хр. Бакты не там где намечали. Возможно, при выходе на просеку тропа далее идет на север, а возможно мы изначально ушли не по той тропе,и нужно было еще пройти вдоль Юрюзани. Нужная седловина находилась примерно в километре к северу от той которую прошли мы и выглядела гораздо безобиднее по крутизне.

28 августа
Подъём дежурных в 6.00, выход в 8.10 .
Поняв, что вчера мы ушли южнее намечаемого маршрута, по просеке вдоль реки идём на север пройдя около полтора километра уходим на восток, по направлению к Иремельской подкове, путь пролегает по лесу преимущественно редкому, но со встречающимися затяжными

участками густого леса с замшелым курумом. В 12.15 подошли к подъему на плато западного плеча Б. Иремеля, Сперва поднимаемся по зоне леса, затем переходим на каменную реку, спускающуюся со склона, и продолжаем подъём по ней, так как это удобнее чем идти в высокой траве, осыпь еще немного влажная, поэтому идём осторожно. Иногда сходим с камней, на подходе к плато зона леса сменяется зоной тундры, с зарослями можжевельника, в 13.30 выходим на плато, тут нас встречает категорийное препятствие – поляны брусники, группа забыла про все на свете и рухнув на колени начала поедать ягоды. В 14.10 взяв себя в руки, мы все же подошли к подножию второй вершины Южного Урала. Вершина очень часто посещаема, поэтому среди осыпи угадывается тропа, но в принципе подъем можно начинать из любого места, осыпь крупная и средняя, хорошо слежавшаяся, крутизна от 20 до 25° перед вершиной есть скальный останец, обходя который и выходишь на высшую точку горы. С вершины открывается вид на многие близлежащие хребты:Зигальга, Бакты, Аваляк, Нургуш. Сняли с вершины записку группы туристов из Кичинского района, руководители Ахмадьянов и Ганеева. Вдоволь налюбовавшись видами, начинаем спуск, в 15.30 спустились к рюкзакам. План, выйти сегодня к реке Тюлюк через вершину Малый Иремель выглядел уже утопически, поэтому принимаю решение сбросится до воды и встать на ночлег. Нужно было так же отдохнуть от предыдущих дней, которые были довольно напряженными ввиду плохой погоды. К 16.10 спустившись по отличной тропе около 2 км вниз и выйдя к ручью, который находится севернее вершины встали на ночёвку, приготовили обед, затем приготовили ужин. В общем, остаток дня был посвящен восстановлению сил.

29 августа
Подъем дежурных в 6.00, выход в 8.25 Можно было спустится по тропе и с неё выйти на тропу, уходящую вверх к Иремелям, но это означало еще сбрасывать высоту, поэтому с места ночёвки уходим по лесу на северо-восток с целью выйти на тропу без потери высоты. В 8.50 выходим на тропу, тропа очень хорошая, отмечена красным-белым маркером, но она идет на Большой Иремель, однако пройдя по ней метров 300 выходим на развилку с которой уходит тропа на Малый. На развилке есть указатель «Тюлюк-Б.Иремель» и отличная стоянка с костровищем. Уходим по нужной нам тропе, тропа не такая хорошая, младший брат менее посещаем. Основная часть тропы идет по зоне тундры, в 9.55 выходим к подножию горы, подъем несложен около 300 метров тундрового склона с участками средней осыпи, вершина в виде скального останца. Сняли записку туристов из Нижнего Тагила, турклуб «Азимут», рук.Комаров Дмитрий. Погода хорошая, ясно с небольшой облачностью, с вершины виден наш дальнейший путь на в.950 Бияцкие шишки и хр. Нургуш. Берем курс на торчащий внизу на склоне скальный останец. Как оказалось, это было ошибкой. Спустившись до него, натыкаемся на участок крупной осыпи с крутизной около 45°, если обойди останец стороной, то склон там более безобиден. Пройдя это участок, выходим на продолжительный участок леса с замшелым курумом, скользя и проваливаясь между камней идём по направлению к реке Тюлюк. У самой реки лес еще становится и заболоченным. В 13.40 выходим к реке и встаем на обед, погода отличная вода в этом месте ввиду засухи ушла под камни, но там все же ее можно достать. Солнечная погода действует расслабляюще и, потратив почти 2 часа на перекус, в 15.30 выходим дальше. По карте западнее отмечена дорога по которой можно выйти на дорогу ведущую к Бияцким шишкам, идем по руслу Тюлюка и ищем эту дорогу, пройдя метров 300 видим, что Тюлюк становится уже рекой и идти вдоль него уже плохо, смещаемся южнее и выходим на каменную реку идущую параллельно с Тюлюком, по камням еще проходим около 500 метров и поняв что дорога либо отсутствует, либо мы ее не заметив прошли, уходим в лес по азимуту 20. Пройдя около 1км по лесу, выходим на дорогу идущую в нужном нам направлении двигаемся по ней около 1 км, но видя что дорога начинает уходить в сторону поселка уходим с неё в лес и пройдя метров 500, в 16.50 наконец выходим на нужную дорогу в сторону Бияцких шишек. Дорога не очень хорошая, на одном дереве встречаем аншлаг, который гласит, что мы попали в Национальный парк Зюраткуль и двигаться далее можно только по пропускам, но проигнорировав этот строгий знак, идём далее. По дороге встречаем ручеек, но вставать на ночлег еще рано, поэтому проходим в надежде, что встретим впереди еще воду. В 20.10 не дойдя около 1 км до Бияцких шишек, найдя на дороге большую лужу встаем на ночёвку, дождь был недавно вода еще свежая и после кипячения вполне годна для питья
30 августа
6.00 подъём дежурных в 8.00 выход. Идём по направлению к Бияцким шишкам, по карте дорога проходит в седловине между двумя вершинками шишек, но пройдя около 2 км понимаем, что мы ушли восточнее, видимо где то прошли поворот на дорогу, причем, видимо еще вчера, когда были озабочены поиском воды. Обходим склоны высотки и идем на северо-запад с целью выйти на дорогу. Пройдя по лесу около 2 км, выходим в 9.45 на дорогу, по ней двигаемся к реке Березяк, дорога по первости была плохая давно не езженная, со встречающимися поваленными деревьями, но затем она вывела на хорошую дорогу. По ней в 10.50 вышли к реке Березяк, автомобильный брод, прошли по камням не снимая обувь, через 20 мин по отличной дороге, вышли к рекеБол. Березяк. У реки есть изба, по некоторым сведениям это пункт администрации Нац.парка, но в данный момент там никого нет. Реку перешли так же по камням. Встаем на обед, погода хорошая, растягиваем отдых на 2 часа, сушим ботинки часть команды моет голову. В 13.10 выходим в сторону перевала на хребет Нуругуш, запасаясь водой, так как нам предстояла ночёвка на хребте и воды там не ожидалось, для этого все пластиковые бутылки в которых находился сахар были освобождены, а сахар пересыпан в обычные мешки. Хорошо отдохнув на обеде двигаемся довольно бодро, дорога идёт в гору с небольшим уклоном, иногда встречаются заболоченные участки. В 14.45 вышли на перевал и пошли на северо-восток по направлению к в.1213хр. Нургуш, сперва проходим по лесу (есть тропа), затем выходим на осыпные склоны, осыпь в основном крупная склон до 20°, траверсируем хребет, погода начинает портиться, поэтому от выхода на вершину отказываемся и двигаемся далее вдоль склона. Пройдя около 2 км вдоль хребта выходим в небольшую седловинку заросшую низкорослой ёлкой. Встаем там на ночёвку, есть дрова и защита от ветра. Воды немного, поэтому обильных чаепитий не устраиваем. Погода портится. Полюбовавшись закатом, приготовляемся ко сну. Начал накрапывать дождь, настроили растянутый тент под водослив и поставив котелок в надежде пополнить запасы воды засыпаем, ночью дождь усилился и сменив котелок к утру получили еще 7 литров воды.
31 августа
Дежурные забыв перевести время на телефонах встали в 5 утра. Но ввиду плохой погоды подъём был перенесен еще на полчаса. Итого, встали в 6.30 и вышли в 8.50. Дождь прекратился и благодаря сильному ветру, курумы неплохо продуло и они были уже не очень сырыми. Двигаемся далее в направлении в.1350. В 10.30 оставив рюкзаки, отправились на вершину, так называемый Средний Нургуш. Весь верх затянут туманом, осыпь в основном крупная, поднимаемся на плато, там несколько скальных останцев, поднимаемся на все и сверяемся с навигатором, на третьем останце навигатор показал приблизительно нужную высоту, так же нашли там остатки какой то деревянной конструкции, видимо это и была вершина. В 11-10 спустились к рюкзакам и продолжили движение в направлении седловины между Большим и Средним Нургушами. Хребет затягивает туман и начинает накрапывать дождь, камни становятся скользкими, поэтому сбрасываемся до зоны леса, продолжаем движение по плотно растущим ёлочкам, с замшелым курумом, плохо проходимо, но не так скользко. Временами все равно выходим на открытые участки, туман затрудняет ориентирование. Видимость плохая до 100м. Уходя то вверх, то вниз выбирая наиболее безопасный путь двигаемся на северо - восток. Выйдя на очередное курумное поле решили передохнуть, в это время туман раздуло и мы увидели, что нам уже можно спускаться к зоне леса и выходить на перевал, так как мы уже практически закончили траверс. Осторожно спустившись по этому курумному участку, в зоне леса находим хорошую тропу и по ней в 13.30 вышли на перевальную дорогу, двигаемся по ней вверх, но видя, что дорога начинает уходить вниз, и зная, что тропа на Большой Нуругш начинается до перевала, понимаю - надо было наоборот спускаться. Решаем встать на обед. Пообедав, выходим в 15.00 и через 10 минут доходим до тропы, там встречаем группу немцев с уфимскими проводниками, они в тумане не смогли перейти Большой Нургуш и решили в обход вершины выходить к озеру. Тропа на Большой Нургуш начинается с камня, на котором нарисована стрелка и маркирована красной краской, пройти мимо сложно. По зоне леса начинается резкий набор высоты, крутизна тропы временами до 20°, затем тропа выходит на тундровое плато. Слева высится курумная вершина в. 1393. Низкое небо все в темных лохматых тучах представляет собой величественное зрелище. Отдохнув и пофотографировавшись, продолжаем свой путь, он пролегает по плато, с частыми участками курумника, дождь оставил на камнях много луж, а так как запасы воды у нас иссякли, то периодически устраиваются водопои. Миновав курумные участки выходим на хорошую тропу по зоне тундры и по ней с плавным набором высоты в 16.50 выходим на вершину Большой Нургуш. На вершине памятная доска мальчику, пропавшему в районе хребта, а так же большой тур из камней и кофр для записок, но он пуст. С вершины видны хребет и озеро Зюраткуль, хребет Москаль, хребет Уреньга и гора Лукаш. Оставив записку и съев шоколадку, продолжаем путь. Путь спуска не очень хорошо обозначен и периодически теряя тропу, все же у зоны леса находим хорошо читаемую тропу и уже по ней выходим в 18.05 на дорогу которая идет в поселок Зюраткуль. К слову сказать, тропа видимо не одна, так как в прошлом году мы спускались совсем по другой тропе, маркированной. Нынешняя тропа хоть и была достаточно хорошо натоптанная, была не маркирована. По дороге мы пошли в направлении озера Зюраткуль, в 18.55 проходим поворот на гору Лукаш дорога временами грязная, на подходе к озеру и вовсе тропа уходит в лес, так как дорога очень грязная, это происходит по причине сближения с рекой Малый Кыл. В 19.55 выходим к южному побережью, есть стол, лавки и косторовище. Ставим лагерь, пока готовим ужин мимо нас проходит один из уфимских проводников, спросив у нас - не видели ли мы немцев, он ушел к посёлку. Поужинав и засунув свои усталые тушки в спальники, засыпаем.

1 сентября
Ночью шел дождь. По причине того, что у нас сегодня днёвка, подъём состоялся в 9.00, позавтракав, неспешно собираемся, план на сегодня: 4 км до кордона Шаровский. В 12.00 выходим и шагаем по хорошо маркированной дороге. Через 45 минут достигаем места, где мы должны по плану морально и телесно разлагаться. Кордон представляет собой большой дом уже полуразрушенный, а так же баню, исправную. По причине отсутствия рядом воды (до озера метров 300), мы отказались от идеи ее эксплуатировать. Рядом с кордоном, около леса, находим отличную стоянку слегка захламлённую консервными банками, немного прибравшись, располагаемся там, занимаемся ремонтом вещей потерпевших аварию и отдыхаем. Погода в принципе неплохая, некоторые даже купаются в озере. После обеда, мимо браво промаршировали немцы со вторым проводником. Больше ничего примечательного в этот день не случилось.
2 сентября
Подъём дежурных в 6.00. Выход ввиду утреннего дождя в 8.30. Отойдя от стоянки метров 150, находим отвилок идущий по направлению к Голой сопке на северо-запад. Дорога давно не езженная, но по одной стороне протоптана очень хорошая тропа, идём по ней, затем тропа отходит от дороги на север, это совпадает с нашим направлением, продолжаем движение по тропе, затем тропа внезапно начинает круто забирать на восток. Решив, что тропа выведет нас обратно к озеру, идем по компасу на север, попадаем на плохо проходимый участок - заболочено и много бурелома. Всё это безобразие тянется около 1.5 км, затем выходим на более хороший участок и находим ту же тропу, видимо она просто обходила всю это лесное окаянство. Посмеявшись над собой, следуем по тропе и выходим на хорошо маркированную зеленной краской тропу, идущую в седловину между Голой сопкой и хребтом Зюраткуль. Погода пакостная, временами налетает дождь, прохладно, все сырое. В 10.15 находим тропу ведущую на Голую сопку, помеченную красной сигнальной лентой. Оставляем рюкзаки и выходим на сопку.Проходим метров 300 по лесу и сразу выходим на склон сопки. Порода из которой сложены склоны вершины, отличается от ранее встречавшейся на Иремеле и на Нургуше, даже сырые камни обладают хорошей сцепляемостью, поэтому без проблем идем вверх, уклон местами до 20°, протяженность около 300 метров. За 10 минут в 10.40 вышли на вершину, все в тумане, таким образом Голая сопка стала нашей третьей туманной вершиной. В 11.00 спустились к рюкзакам, все были мокрые и замерзшие, решаем пообедать, развели костер, согрелись, выпили чай с перекусом и в 12.30 выходим по направлению к хребту Зюраткуль. Сперва двигаемся по той же маркированной тропе в надежде, что найдём отвилок на хребет, но видя что тропа начинает спускаться, уходим по компасу на восток. Пройдя немного по лесу, подходим к склонам хребта, склон состоит из той же породы что и Голая сопка, временами попадаются участки плотно растущих ёлок. Выбирая оптимальный путь, двигаемся вверх, через час выходим на хребет. По хребту тянется цепочка скальных останцев, один из них является высшей точкой хребта. Временами начинает проглядывать солнце, периодически залазим на останцы, на одном из них находим записку туристов из Оренбурга, считаем, что они ошиблись с определением высшей точки, все же останец являющийся ею, довольно узнаваем. В 14.00 оставив рюкзаки внизу, лезем на высшую точку хребта в. 1175. Место часто посещаемое, рядом поселок, поэтому очень много мусора, окурки, пустые бутылки и т.д. На спуске Аня упала на колено, образовалась небольшая ссадина. Обработав рану и заклеив пластырем, начинаем траверс хребта. Погода в корне испортилась, резко похолодало, дождь сменился снегом. Пройдя около 400метров вышли на курумное поле, там Аня упала еще раз и на этот раз ушибла колено. Принимая во внимание травму и ухудшающуюся погоду, решаю отказаться от траверса и выходить к хребту Уреньга по дорогам, которые имеются между хребтами. Разгружаем Аню и возвращаемся назад к в.1175, там есть хорошая тропа от поселка на хребет. Тропа хорошо натоптанная и в полутора километрах от хребта и вовсе обретает вид деревянного тротуара . Накрапывающий дождь перерастает в ливень. В 15.50 выходим на трассу Сатка-Зюраткуль и не заходя в посёлок, идем по защебененной дороге на север. Пройдя около 1 км сворачиваем, перейдя канал с водой расположенный рядом с дорогой , по какому то бетонному сооружению и двигаемся так же на север по слабой тропе вдоль остатков ЛЭП. Пройдя еще полкилометра и сориентировавшись по карте, понимаем, что нужно переходить реку Бол. Сатка и выходить на лесную дорогу, которая в этом месте близко подходит к реке. В 17.40 выходим на берег реки. Перебродив реку и видя, что группа уже вся насквозь промокшая и уставшая, принимаем решение встать на ночёвку, ибо тут наличие воды и обильное количество дров.
3 сентября

Подъём дежурных в 6.00, выход в 9.15. Утро очень холодное, сильный ветер. Из-за холода сборы длятся как-то очень долго, народ никак не может отлипнуть от костра. Сразу выходим на дорогу и двигаемся на север. Дорога хорошая, но встречаются заболоченные участки и большие лужи. В 13.00 Андрей поведал мне, что мы видимо проскочили место где должны были сворачивать на восток по направлению к хребту Уреньга, и теперь дорога забирает на запад. Не задолго до этого, мы проходили какую то просеку с опорами для заграждения, возможно это и была нужная нам дорога. Проанализировав ситуацию, понимаю, что к реке Куваш нам к обеду не выйти, в километре впереди есть приток реки Бол. Сатка от которого есть дороги и просеки в нужном нам направлении. Двигаемся к притоку и в 13.30 встали на обед, возле отвилка дороги в восточном направлении. Пока готовят обед, сходил на разведку, дорога у которой мы обедали сперва шла на восток но затем стала забирать на север, однако ее вскоре пересекла просека которая уходила в нужном направлении. Сверившись с картой, понимаю, что по ней можно выйти на нужную нам дорогу, возвращаюсь. Пообедав, в 15.30 вышли по разведанному пути, просека вполне проходима, когда то езжена машинами и препятствует движению только высокая трава. Пройдя по ней около 2 км, выходим на нужную нам дорогу. Двигаемся в сторону реки Куваш, затем вышли на перекресток с другой дорогой, сверившись с картой видим, что эта дорога в обход Куваша идет к Уреньге немного сокращая путь, надобность в реке по причине того что обед уже состоялся отпала, поэтому уходим по этой дороге. В 18.40 подошли к охот.хозяйству,(ныне хутор Ташкенова) людей нет. До перевала на хребте Уреньга около 5 км. Посовещавшись, решаем встать на реке Куваш протекающей неподалеку, так как неизвестно: не высох ли родник на перевале. Переходим по мосту реку и найдя удачное место для ночевки, ставим лагерь.
4 сентября
Подъём дежурных в 6.00, выход в 8.00. Идём по дороге на перевал, дорога грязная и разбитая грузовиками повышенной проходимости. В 9.30 вышли на перевал, все затянуто туманом, облако достаточно плотное, даже не видно вышку ретранслятора, которая стоит в седловине. Сворачиваем с перевальной дороги и идем по направлению ко Второй сопке хребта Уреньга, по дорожке накатанной машинами. В 9.45 решили встать и попить чай, в надежде, что туман раздует. Пока готовится чай, решаю установить точное местоположение родника. После разговоров с человеком обслуживающим вышку, нахожу его. Родник находится около 1 км по перевальной дороге вниз. По левой стороне от дороги , если спускаться в направлении с.Веселовка очень хорошо видны лесенка спуска и защитное сооружение в виде крыши. Набрав воды, возвращаюсь к группе, пока меня не было, ребята решили, что неплохо бы и вообще пообедать, пока съедаем перекус и резервные бичпакеты, туман начинает раздувать. В 11.35 начинаем подъем на Вторую сопку. На гору ведет тропа, зона леса сменятся тундрой с осыпными участками, но тропа набита достаточно хорошо. Вершина в виде длинного останца поперек хребта, выходим на него в 13.00, проведя на вершине около полчаса выходим по направлению к Первой сопке. Путь наш пролегает по затяжным полосам курума и участкам густорастущих ёлочек с кустами можжевельника, по началу есть слабая тропа, но затем мы ее теряем. Обходя периодически встречающиеся скальные останцы к 15.50 выходим на вершину Первой сопки. На вершине имеется живописный скальный останец сложенный из плиточника. Побыв немного на вершине и полюбовавшись видами на город Златоуст, начинаем спуск по западному склону хребта. Спуск так же проходит по осыпному склону и по всё тем же ёлочкам. В 16.05 вышли на хорошую тропу идущую в нужном нам северо-восточном направлении и с неё уже вышли на дорогу, по которой в 18-00 и вышли на финиш, к автомобильной развязке на город Златоуст. Там вызываем такси и переезжаем в Нац. Парк Таганай, отдыхать после похода, так как не использовали запасные дни и до поезда нам еще 3 дня.

Поход окончен!!!
Итоги, выводы

Группа прошла очень насыщенный и интенсивный поход, почти все участники похода зарекомендовали себя как выносливые спортсмены. С походными обязанностями все справились отлично. График похода практически не был выдержан, но он строился из расчета на идеальную погоду, так же повлияла малая осведомленность о некоторых участках маршрута, по причине отсутствия их описания. И это касается не только сведений о характере рельефа или проходимости лесов, но так же о наличии воды. Так, например, большой километраж в первый день закладывался от незнания - есть ли источники воды вдоль хребта Зигальга, от в. Поперечная до в.1237 Мёрзлый утёс. Как показал поход, ручьи, даже в столь засушливый год как этот, там есть. Принимая во внимание все выше перечисленное, при планировании маршрута закладывались 2 два запасных дня, а так же днёвка, которую так же можно было использовать в качестве ходового дня при критическом отставании от графика. Несмотря на плохую погоду, в течение двух дней на старте похода и в некоторые последующие дни, команда прошла поход без использования запасных дней и с минимальным урезанием маршрута. Район путешествия красив и живописен, достаточно освоен людьми, что позволяет свести к минимуму риск, так как выход в населенный пункт с любой точки маршрута можно осуществить в течении 4-6 часов. Тем не менее, при всей густо населенности, местность позволяет проложить маршрут без захода в населенные пункты.

Набор естественных препятствий в виде хребтов, вершин, рек и лесов позволяет проводить там пешие походы до 3 к.с.