6 дней ходовых, 2-3 дневки на озерах километраж -не более 10 км в день
Чемал - р.Куба - р. Имурта - пер. Аккаинский (н/к)- р. Угул - оз. Байоюкские - р.Куба - Чемал

Результат

Очень приятно возвращаться в старые, не раз пройденные места, а т/б Эрлагол, с ее хребтом Иолго – практически домашние горы – тут всегда уютно, даже когда погодного уюта на самом деле нет, уютно – душе. Вдвойне приятно было приехать сюда с сыном - постоять с ним на камушке, с которого сама ныряла в 12 лет под Эрлагольский мост через Чемал. Пройти по кубинской дороге, которую мы когда то со слезами брали с Полиной бегом, потому что шагом было невмоготу…тут произошел мой перелом из «не могу» – в так обожаемые горы.

Поезд. Детям, а тем более пацану, 3 лет, из них 2 года бредящего все возможными поездами - заезд поездом был сказкой. Началось все с того, что – приехали заранее – за час до посадки – кормили голубей на фонтане у вокзала. Ромка с восхищением разглядывал через ограждение – все гудящее, шипящее и радовался, радовался.
Посадка - копаюсь – ищу билеты, папа, обнимает сына перед отъездом, а Рома вырывается и верещит – ему НАДО в поезд. Предупреждаю сразу проводницу – что сын в первый раз, она улыбается. С Ларисой и с нашими детьми занимаем свое плацкартное купе. Сообщаю Ромке – что наши места здесь и будем тут спать. Очень рад. Самое интересное – есть в поезде, съедает даже то,что дома никогда не ест. Проводница - какая то просто нереальная – очень вежливая, в вагоне чисто, есть горячая и холодная кипяченая вода. Ромка начинает бесится, бегать по вагону и немного успокоился после того, как наткнулся глазом на подножку для верхних полок, следующие дни ходил с синяком.
Ночь, луна, сон… просыпаюсь от того что Ромка сидит на полке и смотрит в окно на поезда, а луна освещает его большие глаза. Всю ночь не спал – смотрел. Переживала что откажется выходить из поезда, но ничего – отвлекли его музейным паровозом на вокзале Бийска. В Бийске пересели в машину, Рома уснул – проснулся рядом с Чемалом.

Поход
Заброска – на третий мост Кубы добирались с Сашей – сторожем Эрлагола. На УАЗИКЕ, с тех пор эта самая обожаемая машина, пришлось купить 3 шт, при этом идеал так и недостигнут - никак не получается купить ИМЕННО ТОТ УАЗИК СЕРОГО ЦВЕТА, уазик защитного или синего цвета типа Спецназ, Экспедиция, почта России – не терпят сравнения с ТЕМ УАЗОМ, и повторяется фраза до сих пор – «купи мне Уазик как у дяди Саши», я в поиске.

Итак, мы оставили Шефа в теплом домике на 3 мосту и вышли в обед вверх по р.Куба.
В некоторых местах через дорогу проходят протоки Кубы, перетаскиваю Ромку в руках. У Ларисы это фокус не удался, упали в воду - рюкзак у нее больше , да и Глеб постарше., потяжелее Ромы. Глеба переодели, договорились что остальные водные преграды Глеб переезжает на Сереге.
Дошли до поворота на Имурту - начался дождь, спрятались под пленку и просидели около часа. Рома- проспал этот привал. Дождь закончился, но тучи остались, мы начали подъем по Имурте. Прошли 9 бродов, около 19.30 , есть небольшая стоянка – договорились тут ночевать. Когда ставили палатку я заметила – что на дороге у муравьев, перенести особо было некуда – оставили на месте. Пошли за дровами – тут особо их не видно, помня заповедь – что близко растущие дрова – это те за которыми неудобно идти – перешла речку залезла на склон и уронила толстый сухой кедр.

Вот тут мы и стояли ночь. Утром – у Ромы температура – погода не улучшилась – идет дождь. Одеться получилось не сразу – обувь и вещи снаружи палатки атаковали муравьи, получили с Ромкой по очень живенькому укусу. Далее перетащила палатку в другое место. Муравьи ее покинули, но отдельные личности все-таки периодически нас покусывали.

Посовещались – решили остаться., Ромка нагревается сильнее – принял жаропонижающее, вечером – опять температурит, Решили утром будем принимать решение. Утро третьего походного дня – дождь стеной, Ромка с температурой, меня волнует мощный подъем в реке, Лариса с Глебом мучаются животами, снова стоим. В обед – решили двигать вниз.
я с Ларисой – «за спускаться», Серега предлагает еще подождать, Ольга – как решите.
Спускаемся, первый брод через 100 метров от стоянки – берега не узнать, поток мощный – не виден путь движения – Серега с Ольгой проходят первыми, Серега предлагает перенести Ромку… но Ромку через реку могу нести только сама ). Вообщем броды стали опасными. Серега переносит Глеба, идем дальше. Подходим к следующему броду - по воде – читается – что брод/туда обратно – Ольга идет в разведку и находит путь вдоль берега, который с нас снимает 2 брода.
Следующий брод. Подхожу – понимаю, что идти в валы с Ромой на руках, морально не готова, разведка показала – что бродить придется – скалистый берег упирается в реку. Предлагаю ронять дерево – подходим к старой засохшей березе – диаметр ее слишком большой – пилить долго будем – пилим другое дерево, притащили к берегу – перебросили, река выплюнула, держусь за один конец бревна – перехожу с ним на другой берег, вода смывает бревно. Возвращаюсь на исходный берег. Серега предлагает попробовать пройти там, где брод, через валы. Соглашаюсь, пробуем вместе – получается.
Встаю посредине реки – Ольга передает мне Ромку – я передаю его Сереге. Глеб хорошо держится на спине – перехожу с ним , на другом берегу меня ловят. Бродят Ольга и Лариса, идем дальше. Вот этот брод я помню когда поднимались – перешли речку, прошли по бережку и еще раз перешли – а сейчас бережка нет – просто много мутной воды. Начинаем перетаскиваться , миом проезжают конники с большими глазами.
На последнем броду начали фотографироваться, до этого все было не до съемок. Снова на кубинской дороге. В устье Имурты – еще один брод через нее – но тут мы прошли по разваливающемуся мостику.
То, чего я боялась – конкретно проток Кубы через дорогу – оказалось значительно проще чем броды через Имурту – вода не прозрачная, но и не такая мутная как в нашей речке.
Дошли до домика, затопили, Ромка лег рано лег спать, температура не спадает…

Непогода продолжалась еще 3 дня. За это время спустилось 2 группы с гор , одни аварийно бродили реки, другие – опоздали на 4 дня от контрольных сроков, заявленных в МЧС, а все из за непогоды. Даже домашние и родные горы, прежде всего остаются горами. В компании Шефа время проходит с пользой, Ольга устраивает нам радиальный выход с заработанным подарком на вершине.

Животные, насекомые, нами встреченные

Змея, гадюка – встретили на втором мосту через Кубу, Саша – водитель с Эрлагола, быстро ее обезвредил, сфотографировали и отправили вниз к реке
Муравьи – попались им в лапы на стоянке на Имурте. Муравьи агрессивные – красные, если поднести ладонь к дереву на котором сидит муравей - то муравьишка встает на задние лапы а передними машет вверх. Если залезет - обязательно цапнет.
Кони - главное развлечение у домика на третьем мостике – пойти сфотографировать лошадок, этим занимались несколько раз в день ,причем Рома – самостоятельно, поэтому много снимков где только лошадиные хвосты и ноги.
Кролики – они у сторожа на базе Кордон, что расположена там же – кормили, кормили.
Петух - эта птица стала причиной ромкиной аварии – вышел утром из палатки, увидел петуха и пока его кормил, уделал штаны … кстати я боялась что петух начнет на Ромку кидаться, ничего подобного – петух понял что этот мелкий приносит пшено, хлеб и ходил за ним следом, квохча , а за петухом бегали еще и курицы.
Коровы - была у Ромы летняя мечта – погладить корову, как ни старались – никак не получалось, то они убегают, то мы убегаем. а вот около Уожана – большая бело-рыжая корова, разрешила себя погладить, счастье есть! Для кого-то корова пахнет навозом, а на меня тут, в горах Алтая, от коровы пахнуло смешанным запахом свежей травы, молока, дома и уюта. Ромкино счастье разделяю).

Форель, таймень– ездили 3 раза на форелевое озеро - скормили кучу хлеба рыбам, восторг неописуемый у взрослых и детей, там же гладили и кормили черного котенка.
Поведение у рыбы немного озадачивает – ощущаешь себя добычей – а не рыбаком. Была мысль – а если тут искупаться – что будет с телом, не съедят, видимо, но если каждая попробует - мало что останется.

Изменения в поведении Ромки после похода:
- стал больше говорить, рассуждать.
- сам одевается/раздевается, моет руки после улицы (раньше тоже умел , но было в лом)
- самостоятельно может достать что угодно – откуда угодно.
- перестал с боем рваться со мною во все выходы на улицу (марафон, соревнования огород, работа,), если нужно чтобы быстро собрался - нужно сказать метро или поезд)
- не переносит когда его обгоняют - в детский сад спокойно идет, если рядом нет садовских одногруппников, иначе - переходим на бег, если все же обгоняют – то рычим и бежим еще быстрее (на руках у меня)), зато в сад быстрее доходим.
- нападает на муравьев до тех пор, пока они подают признаки жизни – с этим будем бороться.

Итого -
По поводу того – что мне с ним рано ходить в поход – не соглашусь, скорее нужно идти в другом составе, например в том, в котором изначально планировался. И не в конце августа – когда чудеса у погоды случаются все реже .

Уже после похода прочитала статью о детях в походах… цитирую примерно
«Что дети большие консерваторы, это заложено еще природой – типа то , что вчера проканало и оставило в живых – неопасно и нужно это повторить сегодня».
А поход это что-то мало повторяющееся – то дорога, то тропа, то река. С этим согласна полностью, разнообразие их не восхищает, а повторение приятного события - очень радует (забрасывались на уазике, возвращались тоже на нем).

«Что дети - не лоси» - это мне уже было известно после того как сходили с Ромкой в два марафона – лосистость у него исчезала вместе с закрывающимися дверями электрички или автобуса. Непонятно зачем идти в темноту и холод – если вот он – теплый автобус или вагон, интересно было в этом убедиться от родителей других мини туристов.
Но я бы сказала, что топать под дождем 6 километров, когда у тебя температура – это признак лося, пусть и будущего.
Ольге, Ларисе, Глебу, Шефу – спасибо за поход ) и терпение ).

Не смогли пройти задуманное, а походы – они все же будут!