Хакассия, п. Кашкулак 2а, пещера обросшая легендами. Розыгрыш легенды, видеосъемки с целью создать фильм. п. Ящик пандоры 2а - маршрут по тросам. Грот Северный. 15ч выход.

О Кашкулаке или зачем туда ходить

про пещеру Кашкулак наслышаны многие. Меня, как идейного лидера посещения именно этой дыры тоже заинтересовали в первую очередь бесчисленные статьи о мистических ужасах, творящихся в ее недрах. Хотелось побояться, столкнуться с неизведанным, ощутить тот самый сумашедший страх, которым так запугивают нас все описания.
Оказалось, что пишут люди совсем не о том. Не в легендах вся прелесть этой пещеры. Она действиетльно стоит того тчобы ее посетить. Во-первых, а для меня это важно, Кашкулак технически очень интересен. Колодцы, хитрые навески, балконы, лазание в распорах. Именно за это все я и люблю пещеры в принципе. Это пещера достойная спортивного похода и, вполне оправдывающая свою 2а по сложности. Ко всем этим прелестям она еще и относительно сухая, если так можно говорить о пещере. Это вам не Туткуш с его блинами. Глинку, нам конечно, найти удалось... Но это при большом желании, да и глинка, все же не та, что бывает порой...
Во-вторых, пещера удивительно красива! Чего стоит одна только система Мракобесы! Это небольшая комната - целиком укутанная натечками, занавесами, сталактитами, сталагситами и всем чем только возможно. Сказочное зрелище. К слову сказать и сам вход в пещеру необычен и очень красив. Он представляет из себя светлый грот с большим входом и окном в потолке. В солнечную погоду это похоже на разрушенный староанглийский замок... Включайте фантазию. Чуть дальше входа на полу можно наблюдать причудливых форм ледяные сосули. Их действиельно много, приходиться аккуратно переступать, чтобы случайно не сломать хрупкие, как будто хрустальные, изваяния. Стены тут покрыты пушистыми кристаллами инея. В свете фонарика, они переливаются всеми цветами радуги...
Обидно, конечно, что следующий грот покрыт большим слоем копоти и сажи. Но ничего не поделать, это история Кашкулака. Тут и расположен сталактит в виде "столика" дял жертвориношений - напротив колодец - сразу видно спускались не все обыватели. Труднодоступность и чистота синонимы для пещер.
На дне и в самом деле есть кучка костей животных - подтверждение рассказов о жертвоприношениях. В гроте Скелет есть лесница, уводящая к щели в потолке, из которой с поверхности просачивается вода. Но вид сооружения доверия не внушает, прямо скажем. Подниматься по ней я бы не рекомендовала.
А вот никакого ужаса испытать нам не удалось. Чувство тревоги не испытал ни один из участников нашего похода. Шамана тоже не лицезрели. Может оно и к лучшему. Зато впечатления от пещеры потрясающие.