хребет Кузнецкий Алатау / Спелеология | Спортивный туризм

Тузуксу + инструкторский поход мягких игрушек

25 - 28 октября 2013 г.
В традиционном осеннем подземном хождении участвовало 7 человек и 2 мягких игрушки. Паша, Илья и игрушки остались ночевать в гроте наверху, а пятеро бессонных сделали второй выход в пещеру, коснулись Глубоководного озера губами. Погода наверху бодрящая, пурга и красота.
п. Тузуксу

Happy first cave to you

Сочинение Гриши Богданова о походе в Тузуксу

Никогда особо не любил, честно признаться, сочинения на тему "как я провел это лето", однако традиция есть традиция, и если уж сходил в первую пещеру с Кедрами, не говори, что не дюж.

Начиналось все, как и любая приличная история, со спонтанности и полной неожиданности. Сидел я дома, сказав на работе, что болею (на самом деле просто очень не хотелось работать). А если тебе не хочется работать - то в контактике дома позалипать самое милое дело. А там как раз Таня Бак (лет шесть ее не видел до этого, вместе в школе учились, а я уж универ закончил) с вопросом: не хочу ли я съездить в пещеру. Как человек, которому предстоят длинные выходные (нельзя же выздороветь за один день) может отказаться от подобной авантюры? Вечером следующего дня я уже засыпал в поезде Новосибирск-Новокузнецк в ожидании приключений.
Которые ждать себя, однако, не заставили. Первое серьезное впечатление случилось уже в электричке Междуреченск - Бискамжа, а точнее сказать, им была сама поездка. Представьте себе маленькую электричку, идущую часа три от конечной до конечной по абсолютно безлюдным местам, вокруг тебя горы, небольшая речка, изредка попадутся пара домиков на станции, такое ощущение, что если бы все мужское население Междуреченска не занималось рыбной ловлей, мы сидели бы в электричке одни.
Дальше 14 километров на машине, пять пешком, подъем в гору. И привет, Белый. Зажглись фонарики, и мы всемером погрузились в абсолютную темноту и тишину.
Я не Норбер Кастере, и мне трудно описать все ощущения, посетившие меня за 10 часов блуждания по залам пещеры, однако я попробую. Вопреки ожиданию, чувство замкнутого пространства, сжимающиеся стены и прочие радости затуманенного рассудка меня не посетили. Наоборот, было ощущение, что все так, как надо, что окружающая обстановка нерушима и гора благоприятствует тем, кто решил пошариться в ее недрах, усталости не чувствовалось, хотя казалось бы - 16 (или около того) часов почти непрерывной физической активности. Мой шеф на работе однажды сказал, что плохие люди боятся пещер, им кажется, что земля сожмется и поглотит их, что ж, видимо, мы еще не потеряны для мира.
Отдельным абзацем стоит рассказать о ночевке. Спасибо Тузуксу, на горе, где расположена пещера, находится маленький грот, просто дыра в скале шесть на три на пять, однако скинуть туда рюкзаки и семерых людей вполне реально. Что примечательно, несмотря на относительную опытность участников похода, никто, кроме Артема Павловича (нашего руководителя) в гротах не ночевал до этого. Что уж говорить про меня, первый поход, первая ночевка при минусе на улице, а тут и сразу грот тебе. Наверное, можно не говорить, что впечатлений от этого было никак не меньше, чем от самой пещеры.
И, как всегда, нужно немного резюмировать. Как и все случайно происходящее, эта поездка неизбежно должна была случиться, и, конечно, внести свой вклад в мой жизненный путь. До новых встреч, ребята =)