Это сказка воды! Вздымающейся валами и закручивающейся водоворотами, несущей тебя как щепку. Уровень воды почти 7 метров по водомерному посту в пос. Чемал.
р. Катунь от пор. Ильгумень до устья р. Урсул

ЖП или Жизнь Прекрасна!

На предстоящий сплав по Средней Катуни было запланировано три дня, поэтому уже в четверг вечером, покидав в хаотичном порядке шмотки в салон зафрахтованного нами микроавтобуса, мы с удовольствием стартовали от «Кедра», собирая по пути участников и предвкушая весёлую пятницу! Уже начало смеркаться, когда мы, наконец, собрались все вместе, переложили вещи – на дне оказались трубы и вёсла, далее толстым, относительно ровным слоем разместились рюкзаки, на них пенки и спальники – сверху расположились участники, кому, как повезло (мне посчастливилось занять свою любимую позу для сна - «калачом»). Под разговоры на «водные темы» и смех мы быстро покатили в сторону пункта назначения. Мы – это три экипажа катамаранов-двоек – Артём Палыч и я на «Кулике-Аэро», Илья и Наташа на «Кулике» и Данил с Юлей на «Гоше» (обожаю, когда у судна есть имя собственное – ему так просто в минуту опасности дрожащим голосом шептать – «Гоша - хороший!»)))
 Утром, практически добравшись до места, заехали в какую-то харчевню позавтракать – участники поездки недельной давности на Казыр придирчиво выбирали, что бы такое съесть безопасное…, но их опасения не оправдались, и завтрак не оказал губительного влияния на состояние наших организмов))).
 По плану сплав должен был стартовать сразу перед порогом Ильгумень, там мы и выгрузились на ровной, поросшей травой поляне, немного возвышающейся над водой, разбились по экипажам и начали строиться – всё как обычно – разложить трубы, скрепить их закрутками на изоленте, примерить подножку и среднюю трубу под себя, поудивляться, что это рама такая трапециевидная получилась))), вставить дутики в чехлы без перекрута, надуть их…, но не полностью, подвязать баллоны к раме, спустить почти готовый катамаран на воду (не забыть зачалить!), облить его водой с помощью весла и вручную (т.е. ртом) поддуть баллоны – готово!
 Сразу, как только мы увидели реку, стало понятно, что уровень воды очень высокий – несколько обеспокоенный этим фактом Слава (наш водитель, который оказался опытным водником) съездил выше по течению и подтвердил имеющуюся у нас информацию о том, что сверху идут пять рафтов Говоров с коммерсами (коммерческими туристами) в сопровождении катамарана и высказал мнение, что хорошо бы нам идти сразу за ними…, если что – выловят! Погода стояла пасмурная – небо тужилось, чтобы пролиться дождём, но больше нескольких капель ему так и не удалось из себя выдавить, так что построились мы посуху. Всё время нахождения на стапельной поляне наблюдали за рекой – частенько по ней на большой скорости шли брёвна и пни. На вопрос Юли: «А что, Артём Палыч, разве это не паводок…, когда брёвна идут?!», Артём ответил: «Юля, ну это же не зелёное дерево, вырванное с корнями!» – поворачиваемся через минуту и видим идущее в потоке большое зелёное дерево (нервный смех)))! Общая мрачноватая обстановка, неоднозначные подсказки природы и замечания типа: «А зачем нам по две запасные ложки (ложка – это весло) на каждое судно (обычно мы берём по одной)? – Ну, на ТАКОЙ сплав надо по две!» - способствовали нарастанию напряжения. Перекусили, загидрились, сели на катамараны и отчалили! Первое испытание – нескончаемый рой мошки – на берегу, они немного кружили, но совсем не мешали, а тут, на воде, это была просто какая-то катастрофа – они набивались в глаза, мешая смотреть, в рот и нос, мешая дышать, в уши…, просто раздражая))). Так, отплёвываясь и дико растирая глаза, удивлённые такой напастью, мы перечалились на противоположный берег и стали ждать прохождения рафтов, чтобы потом пройти под их прикрытием Ильгумень без разведки – таков был план Б. Но, то ли из-за недопонимания (а встали мы не в зоне взаимной слышимости), то ли из-за путаницы между буквами планов, мы, пропустив рафты, остались стоять… Короче, пришлось вернуться к плану А и рассчитывать только на себя – мы выгрузились и пошли на разведку порога! Порог представлял собой некое препятствие справа (камень или бочка), которое надо было обходить по центру реки, далее по центру шла цепочка огромных валов – сначала подумали обноситься, но потом ещё подумали и решили идти. Стратегия простая – обходим бочку по центру и сразу за ней сваливаем с валов вправо – там относительно спокойно. Первыми пошли мы с Артёмом – обошли бочку хорошо…, а вот соскочить с цепочки валов нам не удалось – дело в том, что я сидела слева, и уходить вправо было в основном моей работой, с которой я не справилась в силу своей низкой угрёбистости (то ли каши мало ела в детском саду, то ли половина гребков по воздуху прошла) – водяная грива подхватила наше судно и мы под команду: «Нос на вал! Нос на вал!» проскакали по макушкам всех валов – как дракона по хребтине погладили – кровь закипела!))) Повезло, что без киля, хоть и мокрые были с головы до ног! Остальные два экипажа действовали штатно и сразу за бочкой сваливали вправо.
 После прохождения Ильгуменя, Артём сказал – на сегодня всё, мы должны зачалиться в устье Кадрина, а до него ничего сложного не будет…, только несколько плескух – ох, как же он был неправ!))) Особенность «Большой воды» в том, что самые разные препятствия возникают в самых неожиданных местах – небольшие плескухи превращаются в огромные валы, река идёт по кромке леса, камни, которые были на берегу, образуют новые бочки – в каком-то смысле, ты идёшь по НОВОЙ реке, потому что той реки, которую ты знал - больше нет! Этот отрезок пути, от Ильгуменя до устья Кадрина, я плохо помню – валы-валы-валы… брёвна – да, в этом месте был самый страшный момент для меня, когда мы попали в «плескуху», представляющую собой огромные валы, которые как нигде ранее выбивали из посадки и, чтобы не вылететь, я, держа левой рукой весло, правой схватилась за раму и в ответ на отчаянные крики Тёмы: «Ходу! Ходу! Нос на вал!», я могла только прокричать: «Я не могу!»…, и тут пошли брёвна… в валах прямо перед нашими глазами – одно, второе по диагонали… как торпеды. Артём орёт: «Ходу, ходу! Сейчас проткнёт баллон!», я в ответ: «А-ааа! Не могу!» Как только перестаёт выбивать с ката, я отпускаю раму, хватаю весло двумя руками и даю долгожданный ход с левого борта! Мы выскакиваем с плескухи – повезло, пронесло, не кильнуло, и брёвен больше нет рядом! Ура! Мы идём первыми – другие два судна тоже справились с этими валами… (вот сейчас сижу, пишу, слушаю радио Jazz  и думаю: «Это вообще, всё со мной было или как..? Но есть же свидетели…)))»! Через какое-то время мы проходим устье Кадрина и сразу за ним идём на чалку вправо… Следующий за нами экипаж не понимает нашего манёвра и струя увлекает «Кулик» в очередную плескуху, «Гоша» следует за ним. В следующий момент я поворачиваюсь и вижу «это»… То, что на вопрос Артёма: «Что конкретно ты видела?», я описываю как: «Я видела красно-синие дутики…, но без всадников!». «Кулик» кильнуло на этих валах! Мы их уже не видим за поворотом… хорошо, что «Гоша» пошёл за ними – сколько я его видела, он был на ходу – он их спасёт (дело в том, что «Гоша» более тяжёлый и более высокий катамаран, по сравнению с обоими «Куликами», тем более экипаж на нём находится в, так называемой, коленной посадке, более приспособленной для прохождения всяких сложностей на воде; таким образом, «Гоша» оказался самым безопасным для такой воды судном – здесь и далее он использовался нами для страховки «Куликов»)!!! Река в этом месте представляет собой два рукава – широкое левое, где на валах лёг «Кулик» и узкое правое…, тоже пенящееся не по-детски – между рукавами низкий каменистый островок. Несколько минут простояв на чалке, Артём принимает решение перечалиться на этот остров и посмотреть, что там… Так и сделали – перечалились (правда, привязать судно там было не к чему – камни некрупные), вытащили катамаран, соскочили, отошли на два шага – слева огромные валы, перевернувшие «Кулик» (их величину, кстати, можно было адекватно оценить только с острова), справа – частокол из брёвен и пней и бурлящий поток. Единственно возможный путь – это перевалить кат через этот островок и выгребать между двух струй. Я поворачиваюсь к катамарану и вижу…, как бы это объяснить…, не волну, а, как в фильмах показывают, резко повышающийся уровень воды, затапливающий что-либо (Тёма потом очень точно назвал эту сцену на острове фильмом-катастрофой))) Так вот, эта, резко прибывающая, вода, подхватывает наш кат и пытается его слизнуть с острова – мы хватаемся за него, упираемся изо всех сил…, Тёму уже тащит наполовину в воде…, в этот момент я, вцепившись в раму, размышляю на тему: «Ну, допустим, вот сейчас смоет наш кат, останемся мы с Тёмой на острове, достанем спички и сухое горючее из гермоупаковки, разведём костёр, и будем ждать помощи!». Потом мысленно окидываю остров взглядом: «Так он же голый, дров совсем нет – мы тут замёрзнем или ещё хуже – остров притопит, а нас смоет!». Чётко осознав, что катамаран упускать нельзя, я с криком: «А-ааа! Держи его, держи!» упираюсь в камни с удвоенной силой…, а тут и слизывающая волна ослабла, вернув нам наше судёнышко!))) Не долго думая, и не дожидаясь следующей волны, мы перекидываем катамаран через остров, садимся и отчаливаем – маневрируем между струй, обходим, справа огромные валы, перевернувшие «Кулик», и выходим на них ниже по течению. Здесь валы чуть слабее, но всё равно ещё очень высокие – боремся, машем вёслами, направляя нос на вал…, и тут, буквально за несколько валов до относительной тишки, попадаем в не весть, откуда взявшуюся воронку, образовавшуюся в сбойке валов…, мне показалось это похожим на какую-то огромную глубокую складку… И вот наш катамаран на огромной скорости несётся левым баллоном (моим баллоном) в этот серый пирамидальный карман, переворачивается по диагонали через нос…, я подумала: «Ну, всё!» (как бы сказал Шеф: «Капец котёнку!»))) Но про котёнка я уже не успела подумать…, вообще ничего не успела, даже весло бросить))) – помню только этот жёлтый нос баллона, серую складку воронки, освежающую прохладу воды и, буквально, через секунду, меня выплёвывает на поверхность метрах в пяти от катамарана. Первая мысль: «Ой, в сапожки вода набралась – тяжёлые стали – хорошо, что я лямочки к комбезу пришила – сапоги больше не потеряю!» (Это вообще нормальный ход мыслей, для человека, уже практически идущего самосплавом?))) Вторая мысль, после того, как я осознала, что катамаран довольно далеко, и я не могу за него схватиться: «И что теперь делать?» В ответ на мой вопрос, меня подхватывает небольшой волной и толкает к катамарану (повезло дурёхе!))) – я вытягиваю свободную от весла руку и хватаю за шиворот спасик Артём Палыча, он, в свою очередь, держится за катамаран – СПАСЕНА!))) Далее действуем по инструкции (один учебный оверкиль на Шипунихе у меня, всё-таки, был…, в этой же компании, кстати) – перебираемся внутрь рамы, залезаем на баллоны, встаём в полный рост на заднюю трубу, придерживая друг друга, цепляем тэшками от вёсел переднюю раму, тянем на себя, опрокидываем – всё хорошо, мы внутри, держимся… В это время вокруг, как мне показалось, была какая-то нереальная тишина – Артёма я слышала хорошо, а больше ничего не слышала, и река была к нам благосклонна – несла хорошо, но валов больше не было. Так случился мой первый боевой оверкиль! Как потом сказал Артём: «Наш киль был довольно приятным!» Страшно всё это, конечно, но не могу не согласиться с этим утверждением!) В этом же эпизоде с оверкилем я почувствовала две свои сущности, между которыми я попеременно переключалась – одна была испугана, но спокойна и сосредоточена, выполняла распоряжения капитана; вторая – тоже была испугана и пыталась ныть и капризничать. Например, когда мы только выбрались на перевёрнутый катамаран, вторая сущность подумала, а может быть, даже и сказала: «Тёма-Тёма, давай так поплывём!» Потом первая сущность взяла вторую в руки!))) И ещё раз, когда мы уже перевернули назад катамаран, вторая сущность включилась и залепетала: «Я не могу, я не могу!» (сейчас так смешно это вспоминать))) Артём говорит: «Ну, хорошо – давай отдохнём!» - так мы, вися на раме, несколько секунд посплавлялись, отдыхая. Потом Артём выбрался на раму, забрал моё весло, чтобы оно мне не мешало, и спокойным голосом спросил: «Что конкретно тебе мешает?» Пока мы «отдыхали» включилась первая сущность и я задумалась над тем, что же мне мешает и что, собственно, я ною…, и в этот момент ощутила под ногами что-то круглое и скользкое… (Дельфин? Тьфу-ты, какой дельфин в горной реке?!) Это было бревно! Под катамараном шло бревно! Я оттолкнулась от него и, не давая второй сущности ни единого шанса, быстренько вскарабкалась на баллон! Мы уселись в упоры, взяли вёсла в руки и стали чалиться. Выбравшись на берег, обсудили ситуацию – по всему выходило, что наши где-то ниже – решили аккуратно идти вдоль правого берега и искать их. Так и сделали! Через несколько минут заметили на камнях суда и НАШИХ! На самый актуальный в этот момент вопрос Артёма: «Все живы?» – хором: «ДА!», и наше искреннее: «УРА!»
 Место было не совсем пригодное для стоянки, но «Гоша» чалился аварийно в сцепке с перевёрнутым «Куликом», поэтому выбирать не пришлось… – спать будем здесь! Катамараны вытащили довольно высоко наверх и зачалили, нашли два более-менее ровных пятачка 2х2м под палатки, костёр поместился между камней, переоделись в сухое, сварили ужин, чай, гитара, разговоры – определённо, самое лучшее в водном походе, это обсуждать подвиги прошедшего дня!))) Вот, кратко, что случилось с «Куликом» – он зашёл на те огромные валы около каменного островка, встал на свечку и кильнулся через корму. И Наташа, и Илья оказались оторванными от катамарана – Илью подобрал к себе на борт, подоспевший невредимый «Гоша», а Наташа сумела схватить размотавшуюся морковку со своего катамарана и по ней вернуться на судно, правда, верёвка запуталась, и её пришлось резать, чтобы выбраться на баллон (случай, когда пригодился стропорез!). «Гоша» сцепился с перевёрнутым «Куликом» и стал пытаться чалиться – это было трудно, так как реально грести мог только Данил (со стороны Юли был перевёрнутый «Кулик», сзади на баллоне Илья). Так или иначе, зачалиться всё же удалось! Надо сказать, что ребятам повезло меньше, чем нам с Артёмом – после их оверкиля был довольно большой отрезок реки с большими валами. В этом киле с Ильи смыло каску (строительная каска была), также ушло одно весло и морковка.
 Вот так заканчивалась наша «весёлая пятница» – хорошо, надо сказать, заканчивалась! Где-то в этот момент возник лозунг всего нашего путешествия: «ЖП или Жизнь Прекрасна!»))) Много смеялись! В этот день все наши Ангелы-хранители потрудились на славу – сидели, наверное, там, на звёздном небе, около голубого костра и обсуждали: «А моя-то вон оно чё! – А мой-то, ого-го..!»))) Спасибо им! У меня всё не шли из головы волна, прибившая меня к катамарану, и бревно-дельфин!
 Утром начался самый длинный день в году (22 июня) – День Великого обноса! Катамараны полностью разобрали. Предполагалось обнести часть Кадринской трубы (какие-то Поганки, как я услышала) – всего около 5км, но эти пять километров пролегали через крупный курум и непролазный кустарник, практически без тропы. Багаж наш в одну ходку было не унести, поэтому приняли такое решение – сначала идём все вместе, несём рюкзаки с вещами по максимуму и вёсла, потом мужики возвращаются за трубами от рам и баллонами от двух судов. Никогда не думала, что я смогу карабкаться по крупным камням, балансировать на одной ноге, продираться сквозь сплошной кустарник с рюкзаком весом за 20кг и с двумя вёслами наперевес… Но я смогла – и все смогли!) Вёсла даже помогали – на куруме использовались в качестве посоха или дополнительной опоры, при прохождении кустарника на них можно было опереться как на сложенные лыжные палки, когда встаёшь из сугроба. Не знаю кому как, а мне этот день очень понравился – после вчерашнего экстремального купания, так приятно было ощущать запахи земли и твёрдую почву под ногами. Отдыхая где-то по пути на скалках, увидели Говорские рафты – в глазах  некоторых участников (а конкретно, это был Данил) я увидела тоску по воде…, но когда из-за кустов показался огромный перевёрнутый рафт, все дружно сказали: «Нафиг-нафиг!», встали и продолжили обнос!)))
 После обеда мы вышли на затопленный паводком песчаный пляж – конечный пункт обноса. Кстати, Говорские рафты, хоть и шли по воде, на ночь встали на левом берегу точно напротив нас – так что, скорость передвижения в этот день у нас была одинаковой – что по суше, что по воде. Отдохнули, перекусили – оставив девчонок ставить палатки и варить ужин, мужики отправились во вторую ходку за трубами и баллонами. Да, скажу я вам, чертовски приятно было «почувствовать эту разницу между полами»! Спасибо вам, мужчины, за ваши усилия и за это, редко испытываемое в повседневной жизни, ощущение себя женщиной!)
 Рамы вязали уже по темноте – изолента почти закончилась, поэтому закрутки крепили капроновыми нитками – несколько часов сна, утром позавтракали и закончили строиться. Рафты опять от нас ускользнули, видимо уже не укладывались в сроки – ну, и ладно! Решили идти предельно аккуратно, разведуя все более-менее значительные плескухи. Вышедшее, наконец, солнце, способствовало оптимистическому настрою участников. Правда, его хватило ненадолго – в течение, примерно, получаса после выхода со стоянки, «Кулик» получил второй оверкиль, попав в бочку – в этот раз Илья смог зацепиться за катамаран, и был спасён прекрасным «Гошей», а Наташу, идущую самосплавом, подобрали мы с Артёмом. Также удалось «спасти» самодельную каску, заботливо сделанную из пенки Наташей для Ильи. Все три судна идут, сцепившись, рядом с левым берегом, пытаемся чалиться – Артём садит Наташу на своё место, а сам перескакивает (по другому и не скажешь) к Илье на перевёрнутый «Кулик» – в момент перескока под крики: «А-ааа! Бочка!», все вместе проходим маленькую бочку. Мы с Наташей и Данил с Юлей чалимся в ближайшей тишке, Артём с Ильёй уходят вперёд на перевёрнутом «Кулике», готовясь к обратному перевороту, который им не сразу удаётся по причине неудачной тэшки на весле Ильи.
 Чтобы немного успокоить Наташу, Артём принимает решение пересесть к ней на «Кулик», а ко мне садится Илья. Не могу сказать, что под руководством Ильи мне стало идти страшнее (мне и так было уже достаточно страшно… независимо от капитана) – хорошо, что тогда мной прочно владела моя первая сущность (это которая некапризная))). Надо сказать, что Илья – отличный капитан – даёт чёткие указания, спокойным уверенным голосом – не знаю в чём уж тут дело, в общей манере общения или в тембре голоса, но подчиняться ему было легко и приятно! На данном этапе наша задача состояла в том, чтобы, идя за «Куликом», постараться максимально точно повторять его манёвры, что мы с успехом, благодаря Илье, и сделали (ну, а свой водный опыт он ещё находит)!
 Так мы и шли – концентрируясь на плескухах, и радуясь тишкам. Завидев более-менее серьёзное препятствие – лезли в гидрах и спасиках на гору, через непролазный кустарник, под углом 50-60 градусов – на разведку! В одном месте делали небольшой обнос обоих «Куликов» – «Гоша» пошёл там своим ходом, правда, Юлю чуть не смыло. Этот каскад, кстати, заканчивался огромным уловом, которое мы назвали «Каруселью», там ещё была какая-то огромная воронка, которую я, к счастью, не углядела – чтобы выбраться из улова, надо было пройти по краю воронки… б-ррр! Мы выскочили на четвёртом или пятом круге!)))
 Уже к вечеру воскресенья – по идее, это был день нашего выхода с маршрута – мы добрались до Шабаша. Не буду рассуждать, что там было – по моему скромному мнению, это был какой-то УЖАСНЫЙ УЖАС! Пока Данил с Ильёй рассуждали на тему, что, в принципе, «Гоше» этот порог по плечу…, Артём сказал: «ЭТО никто не пойдёт! Я запрещаю! Обнос!», и, надо отдать мальчикам должное, никто не спорил. Да, на чалке перед Шабашом случился четвёртый киль – на этот раз у «Георгия»!))) Зачалились довольно кучно – сначала «Кулик» Артёма, потом «Гоша», потом наш с Ильёй «Аэро». Я сидела вполоборота спиной к «Гоше» и ждала, пока Илья зачалит наш катамаран, поэтому не совсем поняла, как всё вышло, но смею предположить, что дело было так: Данил и Юля по своему обыкновению о чём-то спорили, Юля сидела на баллоне, который был ближе к берегу (причём сидела она не в коленной посадке и не верхом на баллоне, а, как бы это сказать – попа на баллоне, ноги в воде… как на лавочке). Мне кажется, что Данил слез со своего баллона – он то ли вытаскивал чалку, то ли начал возиться с рюкзаком…, но его точно не было на баллоне, иначе оверкиль бы не случился. Короче, дальний от берега баллон пустой, а на ближнем – сидит Юля спиной к реке и что-то говорит-говорит… и начинает наклоняться вперёд – я повернулась к ним как раз в тот момент, когда Данилин баллон начал медленно подниматься вверх, я им говорю спокойно так: «По-моему, вы киляетесь!» А они продолжают трындеть… И тут случился Гошин оверкиль, через Юлин баллон – катамаран подмял под себя свой экипаж, Юле прилетело по каске рамой, а Данил вынужден был нырнуть, уходя от удара. Удивлению, написанному на лицах спорщиков, не было предела!))) Всё бы ничего, но «Гоша» был не зачален и его, было, потянуло в Шабаш, также он зацепил по пути незачаленный ещё «Кулик» вместе с Артёмом… Несколько секунд суеты и криков и положение исправлено!
 Снимаем рюкзаки, несём их на поляну за ужасами Шабаша…, переодеваемся в сухое, пока девочки занимаются палатками и ужином, мужчины при свете налобных фонарей самоотверженно переносят катамараны (на этот раз в собранном виде) к месту завтрашнего выхода на финишную прямую. Перенесли, поели и спать – завтра надо встать как можно раньше, чтобы как можно раньше прибыть к устью Урсула – там связь, а значит, можно будет успокоить всех взволнованных нашим опозданием и вызвать Славу с машиной (он ждёт нас на Пнях, где мы должны были финишировать по первоначальному замыслу).
 Утром встаём рано, завтракаем, быстро собираем лагерь – день обещает быть солнечным, это радует и немного ослабляет опять возникшее напряжение перед выходом! Менее часа сосредоточенной работы на воде, несколько хороших плескух и обойдённых бочек, и вот оно… «Ура!» проводам ЛЭП, «Ура!» автомобильной дороге, «Ура!» долгожданному устью Урсула! Под лучами палящего солнца мы, счастливые, идём на финишную чалку!
 Следующие несколько часов, пока мы ждём наш транспорт – сушим катамараны, чистим пёрышки, готовим на обед прекрасный вкусно-рис с сайрой, пьём чай с «тяготами похода» (как-то так вышло, что «тяготами» мы назвали конфеты и всякие оставшиеся вкусняшки, которые завхоз Наташа умудрилась сэкономить, не зная, что ждёт нас впереди). Эти несколько часов полного расслабона были прекрасны – жаркое солнце, купание в Урсуле, неспешные сборы…, «тяготы» опять же)))!
 По пути домой, уже отошедшие от минувших передряг участники, обсуждают следующую экспедицию на Кадрин…, надо сказать, мне тяжело с ними ехать –  ведь я чётко решила, что лимит удачи на воде в этом году мною исчерпан, и я не намерена больше ввязываться в подобные авантюры…, но как они всё это обсуждают!!! – я забиваюсь в дальний угол, затыкаю уши, пытаюсь спать…))) Ладно, надеюсь, у меня хватит сил противостоять соблазну…, и вообще, неплохо бы и работой заняться уже всерьёз… Что же касается Большой воды на Катуни – спасибо всем участникам за компанию хорошо то, что хорошо кончается! …и Жизнь Прекрасна!)))

Анна Примак
21.06 – 24.06.2013
Кили и обносы

Пятница после обеда -  мы построили каты, параллельно наблюдая, как по Катуни плывут бревна и рафты коммерческого сплава. Подошли к порогу Ильгумень, зачалились и посмотрели его. Задачей было выйти на центр на основную струю, оставив справа бочку, стоящую под ПБ, а после спрыгнуть направо, чтобы не собирать валы, которые дальше стоят по центру. Первыми порог прошли Артем Палыч с Аней на Кулике, со струи не спрыгивая и удачно проскакав по верхушкам валов. Мы с Наташей, тоже на Кулике, от нежелания это повторять со струи спрыгнули на раз-два. Подождали Даню и Юлю на Гоше, которые тоже прошлись по валам. Наблюдая за ними, я тогда по глупости подумал, что зря мы не пошли на валы, и что у меня даже нет еще боевых килей.

Дальше по плану был сплав и чалка в устье Кадрина, которое нужно было еще опознать и не прозевать. Сплав характеризуется не самыми маленькими валами самой разной формы и направления, которые  мы иногда проходим вместе с бревнами, и т.д.  Тема с Аней устье Кадрина опознали и  великолепно зачалились на какой-то островок или куда-то там. Я  честно не разглядывал, куда они там зачалились, потому что мы с Наташей не успеваем подгрести к берегу вслед за ними (мы не ожидали такого резкого маневра) и уходим дальше в Кадринскую трубу встречать  валы. Проходим два - три слишком уж больших, на очередном нас несколько неожиданно для меня киляет. (вал вроде встретили носом). Возможно, это был пульсар, а нам поддало снизу.

мы с Наташей идем самосплавом по валам отдельно, Кулик отдельно. Пью воду и стараюсь грести к берегу, хотя и вижу, что получается фигово. Через минуту меня обгоняет шедший сзади Гоша и спешит к Наташе. Наташа в это время в воде обнаруживает (!) размотавшуюся морковку с Кулика, по ней подтягивается (или подтягивает к себе кулик?), пытается вылезти на кат, ей мешает морковочная веревка, морковка отрезается стропорезом, и Наташа благополучно распирается между баллонами. Юля и Даня вылавливают меня, мы втроем на Гоше догоняем Наташу, я хватаю Кулик, и мы на двух катах встречаем валы. Тут бы мне перелазить к Наташе и делать обратный киль, но страх опять уплыть и проходить потом в одиночку какие-то таинственные Поганки сильно мешает, и мы идем по валам дальше. Зато вместе:) Даня с Юлей и Наташа пытаются грести то к одному берегу, то к другому, но из-за валов, сильного течения и перевернутого ката, якорем болтающегося на Гоше, это не получается. Тут кстати от нас отчаливает запасное весло. Даня предлагает мне попытаться его поймать, но у меня в голове кроме задачи не отпустить Кулик с Наташей и не свалиться ничего нет. Наконец, в конце второй ступени Кадринской трубы на повороте реки струя проходит совсем рядом с берегом, мы таки выгребаемся в маленькую тишку, и начинаем вытаскивать каты на камни. Тащим от усталости долго, и замечаем, как вода прибывает прямо на глазах. Я держал каты, стоя по пояс в воде, и время от времени (несколько раз в минуту) приходили большие волны, которые буквально утаскивали за собой в струю.

Как мы потом посмотрели по данным с Чемала, как раз этим вечером вода подскочила с 580 до 680 см

от момента нашего киля проходит минут 20, и к нам на камни прибывают очень довольный Тема без очков и внешне слишком уж, как мне показалось, спокойная Аня. Они посидели на острове в устье Кадрина,увидели, что дров на нем нет,  посмотрели, как безумные волны пытаются утащить у них катамаран, и отправляются в погоню за нами. Почти сразу неожиданно попадают в какую-то воронку, кат сильно подсасывает и их киляет. Но никого от ката не уносит, они вдвоем быстро ставят кат на ровный киль (Аня - молодец:), и продолжают погоню.

Естественно, все жутко рады, что команда в сборе. Будучи под впечатлением от прибывающей и несущейся воды (вообще говоря, мы под этим впечатлением пребывали потом до конца похода) каты утаскиваем метра на три над уровнем воды и тщательно привязываем:) Склон каменистый и крутой, место под две палатки находится с трудом.  Однако нам уже ничего не мешает расслабляться и петь песни у костра, разве что мысль, что завтра придется опять лезть на воду.

Утром в субботу просыпаемся, видим, что вода немножко поднялась. Опять наблюдаем, как уже знакомые коммерческие рафты, ночевавшие в устье Кадрина, проплывают мимо. Один перевернут.
Ниже по течению от нас сравнительно тихая вода, но вчерашние впечатления еще не выветрились, и мы решаем обноситься, разобрав каты.
 Весь день проводим, лазая по камням и живописным скалам с рюкзаками, в две ходки к 9 часам вечера обносим километр спокойной воды и Поганки, и встаем лагерем на замечательном песчаном пляже. На противоположном берегу стоят лагерем наши друзья коммерческие рафты. Видимо, Поганки им дались нелегко,и они тоже отсыхают.

Мы, желая успеть выйти вместе с ними, ночью частично собираем каты. но с утра  воскресенья рафты уходят часов в 9-10, мы же копаемся по-моему до часу. Наташа успевает сшить мне из пенок каску взамен смытой при килянии.
В не самом бодром настроении  мы спускаемся на воду, и буквально минут через 15 мы с Наташей в попытке ускользнуть от кажущихся нам страшных валов и неверно прочитав сигналы Артема Палыча, влетаем в бочку. Киль через мой баллон, я рядом с катом, и вылажу в него, Наташа улетает куда-то и начинает, как она потом призналась, довольно грустно самосплавляться. Вода относительно спокойная, ко мне подруливают Даня с Юлей, и  - дубль два - мы начинаем безуспешные попытки зачалить два ката втроем. Наташу, а потом и мою непотопляемую каску из пенки, вылавливают Тема с Аней. Они догоняют нас, ставим Кулик на ровный киль, и чалимся к берегу.

Понимая, что наш экипаж слишком пристрастился к килям, меняемся местами. Наташа  идет с Темой, я с Аней - вторыми, а  сзади неторопливо шествует невозмутимый Гоша с экипажем уже опытных спасателей Юли и Дани.

Вода относительно спокойная вплоть до Кузюрского порога. Перед порогом чалимся, обносим оба Кулика. Даня и Юля вызываются на Гоше порог пройти. Думают идти по струе по центру, но потом Наташа замечает воронку в полреки сразу после основного слива. В итоге Юля с Даней идут справа, ближе к берегу, по дороге садятся на камень. Чтобы разгрузить баллон, Юля вылазит из посадки. Потом они красиво сливаются по неосновному сливу, Юлю в бочке из наспех надетых ремней вымывает, но она остается в раме, и залазит  обратно.

После порога  - слева гигантская воронка,  справа -  карусель  с круговым потоком таких же размеров. В этой карусели каждый из катов делает по несколько кругов, прежде чем набраться смелости, выйти на основную струю поближе к воронке и на струе уйти вниз по течению.

Через 100 метров опять встаем - поворот реки не просматривается полностью, а в нем что-то бурлит. Лезем метров 150 вверх в гору, просматриваем поворот, видим задачу - не попасть в бочки по берегам.  Нормально проходим, и идем дальше,тревожно высматривая Шабаш где-то впереди.

А он по такой воде выглядел как метровая или даже меньше скала , торчащая посередине бурного потока.
Шабаш
Чалимся (кстати, уже у берега Юля с Даней решили тоже искупаться и перевернулись. Говорят, что Аня веслом подпихнула:), смотрим порог, офигеваем (впрочем, были и  среди нас и желающие попробовать его пройти).

Вот видео, как Шабаш в этот же день проходят наши знакомые рафты, предварительно выгрузив клиентов на берег и связавшись в один большой честер:
https://www.youtube.com/watch?v=pa3aMHA1qRg - весь порог, снятый с GoPro
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=OHg3NvtnKEI - вторая ступень, снятая с берега)

Делаем базу над порогом. Уже в темноте, засыпая на ходу, заносим каты чуть ниже второй ступени.

В понедельник - подъем в 6, собираемся и отчаливаем к устью Урсула. По дороге регулярно встречаются сбойки валов, бочки, обратки, далекие от понятия "спокойная вода". все бочки обходим, валы нормально проходим, попав в обратку, в конечном счете выгребаемся. Радостно считаем каждый пройденный, а не обнесенный, метр воды. Через 40 минут от Шабаша попадаем к устью Урсула, где -ура! - есть связь и дорога.

Дальше - хеппи энд и титры под радостный смех возвращающихся домой...

Илья
Краткое предостережение

Будьте внимательны при приближении паводка! Если река тащит вырванные с корнем деревья, оставайтесь на берегу. Так мы сделали 22 июня, и это уберегло нас от излишних сюрпризов. А это видео с рафта, который пошел 22 июня сплавляться:
Технический отчет

2.1. Общая смысловая идея похода (необычность, уникальность, новизна)

Прохождение классического водного маршрута в период ледникового паводка.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Мы ехали туда и обратно заказанным микроавтобусом.

2.3. Изменения маршрута и причины

Маршрут был сокращен вследствие высокой воды, потребовавшей обносов.

2.4. График движения группы

Итого

2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута

20.06.13.

Слава Булдыгеров везет нас на микроавтобусе от Кедра через площадь Кирова (где подбираем Наташу). За выездом на Бердское шоссе подбираем Даниила и Илью. Устраиваемся спать в салоне.

21.06.13.

В 9 часов завтракаем на окраине Онгудая, в 11 часов мы на месте (в 1 км выше пор. Ильгумень). Деревья стоят в воде, по реке проплывают редкие бревна. Собираем катамараны. Слава съездил к рафтам (в 3 км выше по течению). Вернулся и сказал, что отправляется 5 рафтов, при случае они нас подстрахуют. Договорились, что Слава будет ждать нас на мосту через пор. Тельдекпень-1 до тех пор, пока мы не появимся.

В 15 часов выходим кильватерной колонной. План состоит в том, чтобы подойти к порогу Ильгумень, встать на правый берег (известно, что по левому берегу в такую воду громадная бочка) и затем либо пройти вместе с рафтами, либо разведать и действовать по обстановке (возможно, обносить). В первый раз чалимся за 500 м до порога и идем на разведку. В это время проходят рафты. Разведка показывает, что можно перечалиться ближе. Перечаливаемся в улово перед порогом. Берем фотоаппараты и морковки, идем на разведку. У правого берега также стоит бочка (значительно меньше, чем у левого), дальше цепочка мощных валов. Надо обойти бочку и потом по возможности уйти правее валов. Первый катамаран не смог уйти достаточно вправо после бочки, но успешно преодолел валы и встал на правый берег в 700 м ниже порога. Затем экипаж первого катамарана сменяет на страховке и фотографировании экипажи второго и третьего катамаранов. Они идут со взаимной страховкой в прямой видимости. Кат-2 и 3 успешно отгребаются к правому берегу и чалятся рядом с кат-1.

Дальше запланирован сплав с чалкой в устье Кадрина. Идем кильватерной колонной. Перед устьем Кадрина большие валы. Вода прибывает на глазах, коряг в воде становится больше. Кат-1 идет на чалку в устье Кадрина, кат-2 и 3 ушли слишком влево и не успевают на чалку. Кат-2 неудачно входит в валы первой ступени Кадринской трубы и переворачивается через корму. Илья выныривает впереди катамарана, Наташа хватается за размотавшуюся чалку, подтягивается к катамарану и режет чалку, чтобы вылезти на раму. Кат-3 догоняет Илью, чалится к перевернутому кату-2 и буксирует его к берегу. Зачаливаются на правый берег в 3 км ниже устья Кадрина. Во время переворота Илья потерял каску (шел в строительной каске, чего делать не следовало).

Кат-1 пытается пуститься в погоню за катом-2, но ниже по течению у правого берега скальный остров, с которого по обе стороны вода сливается со значительной высоты через многочисленные торчащие в беспорядке бревна. Приходится чалиться к скальному острову и перетаскивать катамаран через него. В это время очень резко прибывает вода – пришло две волны паводка по 20-30 см высотой, при этом каждая волна чуть не вырывает катамаран из рук экипажа. Стартовав от нижней оконечности острова, катамаран вскоре попадает в воронку и переворачивается назад через диагональ. Экипаж выныривает близко от катамарана и с первой попытки делает обратный оверкиль. Зачалившись на правый  берег, соображаем, где находится группа. Решив, что ниже по течению, продолжаем сплав вдоль правого берега и через несколько минут соединяемся с группой. Катамараны уносим на 3 м по высоте от воды и зачаливаем. Для палаток расчищаем площадку еще выше. Поем песни, гитара (хотя шла на кате-2) практически не намокла.

22.06.13.

За ночь вода поднялась примерно на 10 см, плывут многочисленные бревна. За левым поворотом реки примерно в 1 км от нас начинается порог Поганки, сложное место при большой воде, особенно при такой, как сейчас. На повороте стоит рафт, дожидается поддержки, остальные рафты встали в устьи Айлагуша.

Для нас идти Поганки (вторую ступень Кадринской трубы) не вариант. Можно было бы сплавиться до поворота, но много времени потребовалось бы на подготовку к сплаву и сушку катамаранов (сейчас они сравнительно подсохли). Плюс дополнительный риск из-за бревен в реке и психологическая усталость от вчерашнего сплава. Поэтому начинаем обнос прямо с места чалки.  За один раз мы груз унести не можем из-за тяжелого ката-3. На второй раз (пойдут одни мужчины) оставляем все рамы и баллоны катов-2 и 3.

Начав обнос, видим рафты, идущие по реке, один из них перевернут, другие рафты пытаются прийти на помощь. Тропа в основном затоплена, движемся без тропы по куруму, заросшему акацией.  На повороте после подъема на скалы  появляется тропа. В одном месте приходится спускаться по некрутому скальному склону. Затем выходим на полку правого берега, движемся по луговине по хорошей тропе. Разведываем спуск к воде, находим стоянку «Золотой берег»: песчаный пляж и сосны, затопленные водой. Пройдено около 5 км за 3,5 часа. Мужчины идут за оставленным снаряжением. По разведанной тропе и с легким грузом идется гораздо быстрее, туда и обратно сходили за 3,5 часа. Позже мы увидели в сети ролик с прохождения Поганок рафтами в этот день: перевернутый рафт обеспечил 7 минут купания в ледяной воде (с воронками и валами) людей вперемешку с бревнами. Рафты встали на стоянку на левом берегу напротив нас.

Вечером собираем катамараны.

23.06.13.

Утром заканчиваем сборы, Наташа шьет Илье каску из двойной пенки. Рафты с противоположного берега стартуют около 11 часов, мы около 13. Вода упала на 10 см, дров в воде почти нет. Проходим сравнительно невысокие валы в 3-ей ступени Кадринской трубы. Обходим валы справа, кат-1 сигналит от этом остальной группе. Посмотрев на кат-1, Наташа направляет кат-2 в середину довольно большой бочки в правой части потока. Наташа позже говорила, что не видела бочки, а Илья, что видел, но спорить с лоцманом было нелепо. Кат-2 заходит в бочку почти без скорости и переворачивается через корму. Илья держится, Наташа идет самосплавом. Кат-3 вылавливает кат-2 с Ильей, кат-1 ловит Наташу и каску Ильи: у каски оторвался крепеж.

Собираемся вместе на воде, Тема перелазит к Илье, а Наташа на место Темы, каты-1 и 3 получают команду чалиться на левый берег. Илья и Тема переворачивают кат-2 с третьей попытки, подвела неудачная перекладина на весле Ильи. Встают на 600 м ниже на левом берегу. Тема и Илья идут вверх по течению, встречаются с Наташей и Аней. Дойдя до катов-1 и 3, перечаливают кат-1 к кату-2, вскоре туда же приходит кат-3.

Для того, чтобы продолжить сплав, пересаживаемся: Тема с Наташей на кате-2, а Илья с Аней на кате-1 (Илья – лоцман). После отчаливания пересекаем реку и идем вдоль правого берега. Через несколько минут сплава видим большие валы впереди и встаем на правый берег. Это четвертая ступень Кадринской трубы – порог Кузюрский.  По центру громадные валы, слева воронка в пол-Катуни, справа небольшая бочка между камнем и правым берегом. За порогом громадное улово. Каты-1 и 2 обносят порог по тропе правого берега, отвязав рюкзаки, обнос около 100 м.  Кат-3 собирается пробить бочку. Ставим страховку: Илья с двумя морковками страхует на случай застревания в бочке, Тема и Наташа на кате-2 с привязанными вещами (возвращаться за вещами не планируется) страхуют на случай отрыва участника от катамарана. При прохождении кат-3 шоркнул камень, Юля вылезла из ремней, чтобы оттолкнуться, но закрепиться в ремнях не успела и в сливе выпала внутрь рамы. Потом с помощью Данила забралась на место. Кат-2 отчалил вслед за катом-3, потом кат-1. Сделали несколько кругов по улову. Особенность улова в том, что для выхода из него надо подойти близко к краю громадной воронки (что страшно) и сильно отгрести к левому берегу (что тяжело). Из улова выходит сначала кат-2, потом каты-3 и 1. За уловом скальный остров, правая протока с воды не просматривается, становимся на правый берег на разведку. Поднимаемся на скальный бом, правая протока чистая, по бокам маленькие бочки. По возвращении Тема делает внушение Юле о том, что необходимо выполнять команды лоцмана: за время вращения в улове у них с Данилом возникла неплодотворная дискуссия.

Идем (после устья Кузюра буквально крадемся) вдоль правого берега. Слева впереди видим маленький камешек, от которого расходится громадная бочка. Это и есть первая ступень пор. Шабаш по такой воде. Вытаскиваем катамараны высоко на берег и тщательно зачаливаем. На чалке неожиданно переворачивается кат-3, вместе ставим его на ровный киль и вытаскиваем на берег.

В первой ступени есть проход слева от бочки по громадным валам (их высоту можно оценить метров в 10), вторая ступень вся перекрыта бочками разной (но громадной) глубины и силы. Днем здесь прошли рафты: 8 рафтов связали веревками. Для нас возможностей прохождения нет. Оборудовали стоянку на лужайке над второй ступенью повыше от воды. Данил нашел хорошую чалку в начале тропы для обноса, перечаливаем туда катамараны со страховкой с берега. Пока девушки готовят ужин, мужчины обносят катамараны за бочку второй ступени Шабаша. В 23 часа все в лагере, с 24 часов до 6 утра спим. Из-за обносов мы опаздываем, многие ждали нашего звонка сегодня вечером. Контрольный срок выходит 24 июня в 24.00, в этом плане все нормально.

24.06.13.

Быстро завтракаем, собираемся и выходим в 9 часов. До устья Урсула встречается несколько плескух 3 к.с. и бочек, бочки тщательно объезжаем. Сплав занял 40 минут.

Отзваниваемся  всем, кто нас ждал, снимаемся с учета в МКК. Слава обещает приехать через 4 часа. Ему пришлось отвечать на множество телефонных звонков.

В Урсуле вода выше средней, но подпор Катуни делает воду в устьи Урсула почти стоячей. Разбираем катамараны, сушим снаряжение. Солнце палит.

В 16 часов выезжаем в Новосибирск.

25.06.13.

В 2 часа ночи мы в Городке, в 3 часа в Кедре.

2.6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления на маршруте)

Ледниковый паводок на Катуни крайне опасен. Многие препятствия меняются до неузнаваемости, необходима тщательная разведка. Во всех сомнительных случаях следует оставаться на берегу: отказаться от прохождения или сделать обнос.

2.7. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте

Природные объекты: пороги р. Катунь.

2.8. Дополнительные сведения о походе

каска

гермомешок

нож

спаскомплект (спички в гермоупаковке)

2.9. Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения

. Всего затрат: 3600 руб.

- на проезд  3000 руб.

- на продукты по раскладке 600 руб.

2.10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Пройден классический маршрут по Катуни в условиях максимума ледникового паводка. Препятствия, превышающие 4 к.с., были обнесены.

Поход может быть зачтен всем участникам и руководителю как водный поход четвертой категории сложности.