Реки нырда, большая аямба
Г. новосибирск – ст. кошурниково (поезд) – р. нырда (а/м) – р. нырда – р. ничка – р. кизир (сплав) – ст. журавлево – ст. мана (поезд) – пос. юльевский (а/м) – р. сивуха (пешком) – р. сивуха – р. б. аямба – р. шинда (сплав) – пос. кошурниково (а/м) – г. новосибирск (поезд)
Отчет по воде

2.1. Общая смысловая идея похода (необычность, уникальность, новизна)

Первопрохождение р. Б. Аямба, поиск пещер в отрогах Манского и Кутурчинского белогорий, полное прохождение пор. Щёки на р. Нырда.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Из Новосибирска в район удобнее добираться через Красноярск. Из Красноярска можно ночным поездом доехать до станций Мана и Кошурниково, которые служат для заброски в район. При этом в пос. Кошурниково транспорта много, можно найти нужную машину на месте, а для заброски со ст. Мана надо созвониться с пос. Мина, там есть два водителя с достаточно мощными машинами – дорога до пос. Юльевского проходит отчасти по руслу Маны в верхнем ее течении. Места выброски с маршрута – ст. Журавлево и окрестности моста через Шинду – достижимы непосредственно по воде, пеший переход очень короткий. В окрестностях моста через Шинду в выходные дни много машин рыбаков.

2.3. Изменения маршрута и причины

21.07.12

ст. Журавлёво – ст. Мана

22.07.12

ст. Мана – пос. Юльевский – Проклятое оз.

дождь

276

2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута

14.07.12.

Выезжаем в Красноярск поездом.

15.07.12.

Из Красноярска выезжаем поездом до ст. Кошурниково.

16.07.12.

В Кошурниково находим машину, которая отвозит нас к р. Нырда. Строим катамараны.

17.07.12.

Начинаем сплав по р. Нырда. Воды в реке мало, требуется точный маневр, местами проводка. Под бревенчатым мостом аккуратно проводим катамараны. После правого притока р. М. Нырды ждем порога Щёки. Порог начинается резким сужением русла с нагромождением бревен. Встаем на левый берег и идем на разведку.

Виды порога поражают воображение. Площадку для лагеря выбираем на высокой террасе левого берега.

18.07.12.

Первопрохождение пор. Щёки было сделано нами в 1995 году. Река мечется в скальном коридоре, в конце первой ступени порога падает 3-метровым водопадом.

Сливы требуют очень точного маневра. В одном из сливов катамаран Сереги и Жени попадает в прижим.

Переправляем катамаран на правый берег, ремонтируем раму.

Водопад обносим по камням. При данном уровне воды он непроходим.

Во второй ступени порога обилие сливов и прижимов.

Ночевка на прежнем месте.

19.07.12.

В конце порога берем вещи на борт. Порог заканчивается каменным решетом – река перегорожена громадными камнями с шириной проходов менее 1,5 м.

Далее сплавляемся по порогам нижней Нырды, впадаем в Ничку и идем до устья. На Ничке, как правило, проводки не требуется. Стоянка на стрелке при впадении в Кизир.

20.07.12.

Сплавляемся по Кизиру, поем песни, пытаемся ловить рыбу. Становимся на ст. Журавлево за мостом на правом берегу. Разбираем и сушим катамараны.

21.07.12.

Полудневка. Вечером садимся на поезд и едем до ст. Мана.

22.07.12.

По приезде нас встречает водитель. Грузим вещи в машину. Дорога идет через пос. Мину, потом поднимается на хребет, бродит Ману, а потом вообще идет по руслу реки. Высадили нас на левом берегу рядом с кордоном. Идет дождь. Движемся по дороге, она вполне проезжая, можно было попросить отвезти хоть до Проклятого озера, только договориться о цене. Бродим Л. Ману и подходим к месту, где на карте обозначен уход реки под землю. Это скала, в которую втекает река расходом 100-200 л/с, разбившись на 4 протоки. В скале нашли небольшую пещерку со льдом (тяги нет). Рядом оборудованная стоянка.

Идем дальше и становимся у Проклятого озера.

Оно в нашу пору выглядит как сеть проток, которые соединяются и впадают в понор, расход около 50 л/с. За понором в 20 м находится сухой понор, затопляемый в паводки. Он проходим на 6 метров, заканчивается сужением в глине, слабая тяга наружу. Требуется дальнейшее исследование специальной экспедицией. Встаем на левом берегу.

23.07.12.

Поднимаемся на плечо г. Сивуха по дороге. Затем без тропы идем в направлении р. Сивуха. Встречаются ключи. Вблизи слияния с притоком переходим на правый берег. Далее огибаем прижимы и выходим на Сивуху в 3 км от устья. Стапель.

24.07.12.

Начинаем сплав по Сивухе. Воды мало. Характер русла – сплошная шивера. Впадаем в Б. Аямбу. Непрерывная шивера, местами требуется проводка. После правого притока р. Оленьей характер реки меняется. Начинается Олений каскад порогов. Первый порог каскада находится на слабом правом повороте, ориентир – крупные камни в русле. Разведка и страховка по левому берегу.

Требуется точный маневр для захода в сливы в узких воротах.

После участка быстротока второй порог каскада на правом повороте. Решето из обливных и полуобливных камней заканчивается сливом через всю реку с мощной бочкой.

Третий длинный (более 500 м) порог проходится по основной струе с точным маневром в косых сливах и бочках. После порога чалка на правый берег.

Четвертый порог – один из самых мощных, находится на левом повороте, левая стенка скальная. Струя с силой бьет в правый камень, отскакавает от него и образует  килегенератор.

После прохождения потребовался ремонт задней поперечины к-3.

Затем после короткого участка сравнительно несложной шиверы нас ждал новый левый приток – Маралья речка – и начало нового  Маральего каскада порогов.

Для этого каскада характерна высокая плотность препятствий, участки быстротока между порогами коротки. Всего мы насчитали в каскаде 6 ступеней. После прохождения первых трех потребовался ремонт обшивки к-1.

Встали вблизи устья безымянного притока. Отсюда мы на следующий день отправимся к таинственной котловине вблизи вершины Маральей горы.

25.07.12.

Начинаем подъем на гору. Места живописные, много звериных троп. Котловина поросла травой, в нижней части котловины темные камни со следами загадочных натечных образований. Понор замыт наглухо.

Спускаемся в лагерь и продолжаем сплав. До устья Б. Аямбы две сложных шиверы.

После впадения с помощью фотоаппарата обследуем обшивку.

Через 15 км сплава после правого поворота долины встречаем Верхний Шиндинский порог. К-1 прошел правой протокой, а к-2 и к-3 левой.

Ночуем вблизи устья Тугурсуга.

26.07.12.

С утра полудневка с прогулкой по Тугурсугу.

Потом продолжаем сплав. Редкие перекаты. Ночуем в прекрасном месте рядом с устьем М. Шинды (оборудованная стоянка).

27.07.12.

После М. Шинды река течет бодрее. Проходим Нижний Шиндинский порог.

Вскоре после моста встаем на правый берег, разбираем и сушим катамараны. Попутка подвозит нас до Клшурниково, потом поездом в Красноярск и Новосибирск.

2.6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления на маршруте)

Пороги Нырды и Б. Аямбы опасны, особенно при высоком уровне воды.

2.7. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте

Природные объекты: пороги р. Нырды и Б. Аямбы, поноры, Проклятое озеро.

2.8. Дополнительные сведения о походе

каска

гермомешок

нож

спаскомплект (спички в гермоупаковке)

2.9. Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения

Стоимость питания – 1500 р.

Стоимость средств передвижения – 6000 р.

План

Шинда 2011 два маршрута Шинда 2011 два маршрута
Б. Аямба Б. Аямба
Выезжий Лог - Юльевский - Б. Аямба - Шинда - Кизир - Журавлево .
В Ввыезжем Логе поймать машину до Юльевского. Пешком 26 км.
Спелеопоиск в районе подземного течения Левой Маны.
П/п Большой Аямбы 14 км (4 к.с.).
Сплав по Шинде со спелеопоиском.
Возможно участие со сплавом от устья Большой Аямбы (сплав по Шинде 2 к.с.).
Предварительный план по дням

Шинда 2011 два маршрута Шинда 2011 два маршрута
13.07 Новосибирск - Красноярск
14.07 Красноярск - Выезжий Лог - Юльевский
15.07 Юльевский - брод через Л. Ману пешком 10 км, поиск в районе брода (Л. Мана  2 км течет под землей)
16.07 Л. Мана - л. исток М. Тезо пешком 8 км, осмотр окрестностей родника.
17.07 л. исток М. Тезо - Б. Аямба до устья Сивухи пешком 8 км
18.07 стапель, разведка (по л. берегу на плато ниже Сивухи - провалы)
19.07 сплав до устья Маральей (общее падение Б. Аямбы от устья Сивухи 267 м на 14 км, в среднем 19 м/км)
20.07 дневка, котлован на пр. притоке ниже Маральей
21.07 сплав до Шинды и по Шинде до устья Тугурсука
22.07 МХ-83 (пешком 26 км)
23.07 поиск в устье Тугурсука

Шинда космо Шинда космо
Шинда топо Шинда топо
Иллюзии космоснимков.

Я спланировал изучение провала на Большой Аямбе. На космоснимке он выглядел так. То есть белый скальный массив фигачит под землю и пропадает в зияющей черноте. Ну хорошо, для знатоков - в тени от находящейся южнее вершины.
Снимки и карты лучше смотреть не на картинках слева от текста, а непосредственно в альбоме (открыть в отдельной вкладке)
Сэкономите несколько часов.
 На карте масштаба 1:100 000 объекту соответствует сухая котловина (пожалуй, единственная на карте). Мои предположения: это офигительный провал. Надо взять кучу веревок и штурмовать его.
Веревок взяли 30 метров. Когда пришли на место, обнаружили зеленую лужайку с травкой безо всяких скальных выходов, только внизу в месте ухода воды валялось несколько грустных камней, совершенно темных и некарстующихся. Уход воды имеется, но без тяги воздуха, просунуться смогли метра на два.

Другой поиск делали в районе устья Тугурсуга. Это ручей, вдоль которого в 1983 году прошли Жолобов и Величко, ничего хорошего не усмотрев. На мой непросвященный взгляд показалось, что возле устья расположена белая скала с черной дырочкой провала у основания. Разведка показала грандиозное количество черники, но полное отсутствие скалы. Еще вблизи устья в 300-400 метрах встречаются темные скальные выходы и участки курума под ними, а дальше только поросший лесом и кустами склон практически без скальных выходов.

Внимание, вопрос: что это за штука, которая на весенних космоснимках выглядит как белая скала, а на летней местности превращается в лужайку или поросший черникой склон? С виду она принципиально отличается от снеговых шапок на вершинах сопок (видно, например, на  космоснимке с Тугурсуга).
Интересно, что в подобном месте по правому (северному) берегу Шинды мы увидели вполне человеческие белые скалы, правда, безо всяких интересностей.
Возникает, конечно, простая версия, что все эти белые поверхности - что-то типа инея. Можно поверить, что дело происходит утром после морозной ночи. Но как отличить иней от скалы? Надо этому научиться, а то будем гоняться по тайге за фантомами.