республика Хакасия / Спортивный туризм | Спелеология

п. Аккорд. декабрь-2006. рук. Валинуров Тимур

22 - 25 декабря 2006 г.
Спортивно-техническое прохождение пещеры Аккорд, по маршруту 2а категории трудности: грот Маралий - Телевизор - Прогрессор - грот Апрель - грот Ста свечей - Розарий - и обратно
п. Аккорд-2006
Хроника путешествия

22.12.06. Из Новосибирска до Новокузнецка удобно добираться а поезде №605, который отходит от вокзала Новосибирск-Главный в 20-20 и прибывает в Новокузнецк в 4-00. За 8 часов, которые провели в поезде, мы успели познакомиться, пообщаться с соседями, съесть много вкусной еды, попить чаю и обсудить наши спелеопланы. 23.12.06. Проснулись мы уже в Новокузнецке, попили чаю, неспешно собрались, достали лыжи с третьих полок и покинули гостеприимный поезд. Следующей точкой нашего пути был город Междуреченск, до которого мы добрались на электричке, здесь в ожидании следующего электропоезда мы провели 2 часа, которые были посвящены исследованию города, а также сну. Следующая электричка нас довезла до Бискамжи. В этой электричке все участники "подогнали под себя" SRT-комплекты. В Бискамже мы отправились в столовую локомотивных бригад, а часть группы отправилась за билетами на следующую электричку, очень скоро они вернулись и сообщили что до отправления нужной нам электрички осталось 15 минут, после такого заявления скорость поглощения еды стремительно возросла. в итоге в электричку мы успели, пробовали попросить машиниста остановиться напротив горы Паук - машинист ответил отказом, мотивируя, что остановка в неположенном месте влечет должностные взысканиями и лишения премий. В итоге вышли на ст. Нанхчул, прошли через деревню, по льду перешли реку Портал, которая является притоком реки Аскиз, вышли на грунтовую автомобильную дорогу и по этой дороге дошли до горы Паук, примерно 4 км, местные жители и железнодорожники называют ее "скала". После горы необходимо свернуть с дороги налево и пойти по старой лесовозной дороге, которая хорошо просматривается даже зимой. Много снега, изнурительная тропежка, подъем в горку, многие из участников не имеют опыта хождения на лыжах с рюкзаком. В конце концов поднимаемся на плато уже в сумерках, поворачиваем направо, доходим до каньона Каменный Мешок. Общее ходовое время 2.5 часа. Наверху оставляем лыжи, в руки берем лыжные палки и начинаем спуск, который кажется очень долгим. Внизу организуем базу, заготавливаем дрова - много сушин лежит выше по склону, слева от пещеры. Что бы не создавать пробку на входе и на входном колодце, решаем выходить двумя группами, с интервалом в час. Пока делаем ужин, первая группа (группа навески)переодевается и принимает пищу уже полностью снаряженная. Вход в пещеру располагается примерно на высоте 5 метров от уровня поверхности, первый поднимается по довольно трухлявой лестнице и вешает веревку (навеска за стационарную проушину, которая располагается над входом с наружной стороны), сразу после входа развешана сложная и не очень понятная система тросов, есть деревянные лестницы - пользуясь ими, подходим к первому колодцу. На первый колодец вешаем две параллельные веревки - одна из верхнего окна, вторая пониже. Верхняя идет с перестежкой, нижняя - горизонтальные перила, потом отвес. Длина веревки 30 метров с верхнего окна, 25 - с нижнего. После колодца ледяная катушка, движение по-прежнему по веревке, спускаться до конца не нужно, а повернуть направо и оказаться на площадке, в верхней части которой есть ледяное "очко" (говорят, оно иногда затекает льдом), представляющее некоторые трудности для крупногабаритных участников. Здесь необходимо закрепить веревку - есть анкер и стационарная проушина. Затем идет каскад уступов (3 ступени, 2 ржавых спита - ушей нет, провесили одной веревкой - 30м ), приводящий в грот Телевизор (старожилы говорят, что раньше там была прозрачная ледяная стенка, растаявшая то ли из-за частого посещения пещеры человеком, то ли от общего потепления климата, то ли от изменилось движение воздушных потоков из-за раскопок в близлежащих объектах). После Телевизора попадаем в грот Прогрессор, в левой части грота ход, пройдя который, попадаем в грот Апрель, здесь капает с потолка, при наличии полиэтилена можно набрать воды. Из Апреля можно попасть в систему Театральную (восхождение 20 метровой стенки), а мы идем в грот Балкон, к которому ведет узкая круто наклонная щель. С Балкона прекрасный вид на стену грота Ста Свечей - огромное пространство, заполненное разнообразными натечными образованиями, имеющими причудливые формы. Попадаем с Балкона непосредственно в грот Ста Свечей, воспользовавшись вертикальной калибровкой. До нашей цели - грота Розарий - осталось совсем немного, необходимо преодолеть Михеевскую стенку - здесь висит стационарная веревку, по которой поднимается первый участник, затем навешивает свою веревку (15 метров)- точек крепления много, стационарные уши есть. Здесь площадка - вниз уходит колодец Гоп-Стоп(50 метров), вверх еще одна стационарная веревка, приводящая в грот Розарий, опять навешиваем свою - 10 м, крепление за камень. В верхней части грота удивительное озерко - окаймленное кальцитовами образованиями, напоминающими розы, в это время года(зимой) воды в ванне-озере нет. Тут длительная фотосъемка, затем небольшое путешествие в грот Понедельник. Отдых-Перекус-раздача-слонов-мандаринов(скоро новый год!) и - назад. Опять делимся на две группы - первая быстро выходит и разжигает костер, вторая не спешит, собирает веревки и выходит на 1 час 20 минут позже первой группы. Спелеовыход длился 9 часов. Время 3.30, электричка в 10 утра, жгем костер, варим еду, дремлем. 24.12.06 Движение от пещеры на станцию начинаем в темноте, подъем из Каменного мешка на плато прошел удивительно легко - 20-30 минут, за ночь лыжня подмерзла, быстро катимся и часто падаем, спустившись к дороге, оказалось, что времени до электрички еще достаточно много - 3 часа, часть группы неторопливо идет в Нанхчул(4 км), по дороге делает костер, другая спешит на станцию Хабзасс(8км). Группа, севшая на электричку на ст Хабзасс, подъезжая к ст. Нанхчул, наблюдает торопящуюся на электричку группу, довольно скоро осознаем, что это «наши люди» и что на электричку они не успевают, в результате разговора с машинистом по громкой связи и сдергивания стоп-крана удается задержать электропоезд на 5 минут и подождать опоздавших. Дальнейшее путешествие прошло без приключений и осложнений - ст. Бискамжа - столовая - электричка до Междуреченска - электричка до Новокузнецка - поезд до Новосибирска. На всех этих этапах группу сопровождали крепкий сон, здоровый аппетит и хорошее настроение!
Подъезды:

поезд Новосибирск-Новокузнецк ходит каждый день и отправляется около 20-00 новосибирского времени. Прибывает в Новокузнецк рано утром - примерно в 5 утра и стыкуется с электричкой идущей до Междуреченска, следующая электричка Междуреченск- Бискамжа подходит через 20 минут(информация на момент написания отчета - осень 2008) - эта электричка ходит раз в сутки, при непопадании на нее по каким-то причинам, можно уехать на рабочем поезде, который отправляется со станции Камешек, время отправления можно узнать на вокзале Междуреченска. От ст. Бискамжа до ст. Нанхчул, ходит электропоезд, если по каким-то причинам на него не удалось попасть – можно найти автомашину в Бискамже.
Расходы:

основная сумма расходов связана перемещением по железной дороге и составила около 1000 р на человека.
Выводы и рекомендации

Пещера Аккорд зимой сухая, проморожена до грота Апрель, требует владения техникой одной веревки(srt) в полной мере всеми участниками, идеально подходит для закрепления навыков перемещения по веревке, полученных на тренировках. Рекомендации: пользоваться лестницей на входе в пещере только первому участнику, стационарные веревки - Михеевская стенка и стенка ведущая непосредственно в грот Розарий – использовать только первому участнику - для остальных вешать свои перила. Крайне внимательно и осторожно относиться к главной эстетической ценности пещеры - кальцитовым ваннам в гроте Розарий.