Пещеры, провалы на этой реке так и кишат
р. Мрассу от пос. Мрассу до пос. Усть-Кабырза

В машине В машине
Перед стартом Перед стартом
Незатейливый сплав Незатейливый сплав
Все цветет Все цветет
Ледок Ледок
Поддерживаем Поддерживаем
Поиск с модным прибором Поиск с модным прибором
Легендарный провал Легендарный провал
В него падает ручей В него падает ручей
Продушины Продушины
В провале В провале
Тимур с ручьем Тимур с ручьем
Еще продушины Еще продушины
Переотложенный лед Переотложенный лед
IMG_1017 IMG_1017
Финиш маршрута Финиш маршрута
Буквально за три дня до старта Весеннего марафона наша команда, собравшись полным составом для обсуждения организационных вопросов, единогласно приняла решение в марафон не идти! Это было связано с какими-то тонкостями регистрации и с отсутствием у половины участников команды спортивного разряда – идея же участвовать в спортивном мероприятии вне зачёта показалась нам совершенно не логичной, и была с лёгкостью отвергнута, тем более что Тимур озвучил новый увлекательный способ проведения длинных праздничных выходных. Нам предстояло сплавиться по реке Мрас-Су (Горная Шория) от посёлка Мрассу до Усть-Кабырзы – это примерно 100-120 км по реке 1-ой категории сложности. По пути мы должны были посетить пещеру «Кроха» и ещё несколько перспективных спелеообъектов, разведанных ранее в зимнем походе группой под руководством Тимура.
В среду вечером 8 мая, когда вся страна радовалась «маленькой пятнице» (короткой рабочей неделе, обусловленной вторыми майскими праздниками), а туристы-спортсмены готовились к отъезду на место старта Марафона, наша маленькая группа в составе четырёх человек отправлялась в путь с вокзала Новосибирск-Главный (состав группы: Тимур Валинуров, Артём Ковалевский, Таня Солнышко Бак и я).
Поезд 605 доставил нас в Новокузнецк рано утром строго по расписанию. Дело в том, что дальше наш путь лежал в Таштагол, а по неудачно составленному расписанию, таштагольская электричка уходит на 4 минуты раньше прибытия новосибирского поезда… печалька! Поэтому, сойдя с поезда, мы сразу отправились на автовокзал, где были жутко разочарованы отсутствием билетов на семичасовой автобус – ждать до 11-и следующего автобуса и терять 4 часа прекрасного праздничного дня, было неприемлемо. Побегав между ж/д и авто-вокзалами, мы нашли двух попутчиков и микроавтобус, которые обеспечивали нам приемлемую по цене доставку участников экспедиции и многочисленного багажа в Таштагол. На поверку микроавтобус оказался обычной семиместной коробчёнкой с минимальным багажником, наполовину заваленным водительским хламом – выбора особо не было, поэтому решили попробовать туда запаковаться. Под отрешённым взглядом достигшего Нирваны водителя коробчёнки сначала впихнули между изголовьями сидений трубы и вёсла (длина салона, всё-таки, сыграла свою роль и трубы закончились до изголовья водительского кресла), потом, откинув кресло из среднего ряда, Артём Палыч сел на заднее сиденье, ему на руки водрузили его 150-литровый рюкзак. Рядом с ним сел Тимур – рюкзак 120 литров. В этот момент подошли наши попутчики – они не поверили, что Артём и Тимур уже внутри машины, долго и громко смеялись, фотографировали… Под робкие слова водителя «наверное, мы все не поместимся» закончили погрузку – я села справа в средний ряд с Таниным рюкзаком на руках (примерно 60 литров), мой рюкзак 75 литров тютелька в тютельку вошёл в багажник, парень-попутчик сел слева от меня, Таня повисла на вёслах между нами, как бы на руках у этого парня, девушка-попутчик села впереди с их более чем скромным багажом… водитель… - хлопнули дверцами и поехали! Мне очень понравилась дорога от Новокузнецка до Таштагола – ранее утро, свежее ласковое солнце, голубое небо, удивительно гармонично сочетающееся с мягкими зелёными холмами уже покрытыми сочным травяным ковром – всё это хотелось трогать руками… ну, или хотя бы глазами…)))
В итоге, в Таштагол мы прибыли на час раньше расчётного срока, чем очень обрадовали приехавшего за нами улыбчивого водителя уазика Андрея – по предварительной договорённости, он должен был доставить нас до посёлка Мрассу и по возможности провезти дальше ниже по течению к месту стапеля. Уазик оказался очень просторным, мы покидали туда свои рюкзаки, трубы-вёсла, сели сами, вольготно раскинув в стороны руки и ноги, и подпрыгивая на неровностях рельефа, покатили вперёд. По пути в Таштаголе заехали в контору Шорского национального парка, оформили и оплатили документ, позволяющий нам совершить наше путешествие (20 руб. в день за человека). Поехали дальше, рассуждая на тему: «Да, всё-таки, Горная Шория – страна контрастов!» После коробчёнки передвижение на уазике доставляло физическое и моральное удовольствие…))) К обеду добрались до места старта сплава – благодаря самоотверженным усилиям водителя, лавировавшего через отвалы золотодобывающей драги и пускавшего свой уазик по колено в воде, нам не пришлось шлёпать с нашим грузом 8 км от посёлка, чему мы были несказанно рады.
Построились, попили чай и под палящими лучами солнца отправились в путь! Шли двумя экипажами: Артём Палыч и я на катамаране под условным названием «Буратина», Тимур и Таня на «Чипполине». «Буратина» жаждала соревнования, задиралась, придумывала обидные кричалки…, экипаж «Чипполины» был до безобразия спокоен, вёл научные беседы, в соревнованиях участвовал неохотно и неизменно проигрывал. В первый день у нас оставалось для сплава всего часа три, поэтому мы наслаждались силой и плавностью реки, жарким солнцем, отрабатывали «ход» и «табань», кружились, отдавая судна течению.
Берега реки очень живописны – покрывало из смешанного леса на крутых холмах казалось полупрозрачным сиренево-розовым за счёт отсутствия листвы на берёзах и осинах, хвойные деревья представляли собой плотные тёмно-зелёные вставки с удивительными кипарисовидными елями, вертикальными гирляндами развешанными на скалистых выступах. Низкие берега были покрыты невероятно яркой зелёной травой, и цветами… жёлтыми, белыми, синими и лиловыми. Потом уже, когда мы гуляли по этим цветочным полянкам, было ощущение, что ты находишься внутри какой-то картины импрессиониста и каждый цветок это отдельный мазок, создающий трепещущее живописное полотно. Да, примерно вот такие мысли и разрастались в голове при любовании берегами прекрасной Мрас-Су! У меня вообще было ощущение, что я впервые вижу настоящую весну – не так как это бывает в городе, когда, пробегая от дома до работы и обратно, отмечаешь «вот листики первые появились, такие нежные, липкие, свеженькие»… а через пару дней деревья уже привычно зелёные, такие, какими они простоят всё лето… и вроде как кончилась весна! Здесь весну удалось рассмотреть подробнее, подышать ею, ощутить её нежность и свежесть – фотоаппарат забит бесконечными веточками с распускающимися листиками, вылупляющимися побегами, первыми цветами. Весна – очень женственное время года! Ладно… хватит описаний природы, всё равно их никто не читает!)))
Первый день закончился на небольшой уютной стоянке с костровищем на самом краю невысокого обрыва с видом на быстрый поток реки – поужинали, пошуршали картами и описаниями, примерно распланировав следующий день, и легли спать. Спали в трёхместной палатке вчетвером – было тепло и уютно. Тимуру пришлось подскакивать и выводить клеща, который начал впиваться ему в палец…
Весь следующий день представлял собой сплав с двумя большими прогулками. Сначала мы зачалились, чтобы осмотреть скалу с несколькими входами. За одним из них оказалась небольшая пещерка – интересное двухэтажное пространство со вторым светом, развивающееся по принципу винтовой лестницы вверх. На уровне «второго этажа» начинается ледовый язык, который уходит наклонно вглубь – через несколько метров пещера сужается, дальше пройти невозможно. По карте оказалось, что недалеко от этого места находится воклюз Эргисай – пошли его искать (воклюз, как я поняла, это место выхода подземных вод на поверхность) - нашли, осмотрели! Вторая прогулка имела целью посещение пещеры «Кроха», расположенной недалеко от пещеры «Малиновая», рядом с которой мы и зачалились. К сожалению, найти «Кроху» не удалось, т.к. в gps-е были забиты неверные координаты, но эта прогулка в гидрах по тайге мне всё равно понравилась… по крайней мере, можно было не опасаться укуса клеща))). Вернувшись к катамаранам, отправились к месту второй ночёвки – в низинке на берегу правой протоки с тем расчётом, чтобы утром пойти осматривать некоторые разведанные ранее спелеообъекты.
Проснулись под шум дождя, перевернулись на другой бок, вслух подумав: «Хорошо, что мы не на марафоне!»)))… Артём отправился готовить нам вкусный завтрак с чаем в палатку – поели… можно и поспать (дождь продолжается), поспали ещё чуток (дождь закончился) – собрались и пошли на очередную прогулку по тайге. Если честно, не думала, что какие-то там спелеообъекты, пусть даже перспективные, меня сильно заинтересуют – мне просто хотелось пройтись по тайге, почувствовать всю её глушь, рассмотреть и пофотографировать детали. Фотографировать удавалось, но не очень много, т.к. мои попутчики быстро шли вперёд и чуть замешкавшись, можно было легко потерять их из виду – хорошо, что у Тани и Артём Палыча были яркие одежды – красный рулит!))) Но то, что мы увидели, было, действительно, поразительно! Наткнувшись на овраг, мы пошли по нему вниз по течению, в какой-то момент к нашему оврагу присоединился второй, третий овраги… поток талой воды увеличивался… и, наконец, всё это закончилось огромной воронкой, на дне которой под слоем снега, по видимому, находилось отверстие, принимающее воду – возможно, это вход в новую пещеру! Артём, Тимур и Таня пошли на дно воронки рассматривать продушины и пытаться прощупать снег, а я осталась наверху, чтобы их сфотографировать. Воронка потрясающая – похожа на какой-то древний амфитеатр – полумесяцем с трёх сторон она уступами уложена крупными камнями, поросшими мягким мхом (места для зрителей), с четвёртой стороны к ней подходит овраг, несущий воду извилистым ручьём (сцена с колосниками), поваленные внутрь воронки стволы деревьев добавляют величественности и масштаб всему сооружению. Там даже есть «царская ложа» в корнях дерева – то место, с которого мы как раз подошли! Облазив воронку вдоль и поперёк, мы отправились в обратный путь. Впереди нас ждало испытание (хо-хо-хо)!
По плану, за оставшуюся часть дня мы должны были пройти как можно дальше по реке, чтобы на следующий день без спешки и суеты закончить сплав. Вернувшись с прогулки, собрали лагерь, погрузились на катамараны и вышли в путь… снова начал моросить дождь, но людям в гидрах дождь не страшен!))) Ветер был встречный, он начал усиливаться… приходилось постоянно грести – сначала из желания, всё-таки, передвигаться вперёд, потом по необходимости, т.к. суда стало прибивать к берегу, а иногда и тащить против течения))). Температура заметно падала, капельки дождя постепенно стали превращаться в колючие снежные иголочки. Ветер перехватывает дыхание, снег лишает зрения – принимаем решение повернуться к ветру спиной и табанить, чтобы хоть как-то ускорить передвижение вперёд – становится легче… только не хватает зеркала заднего вида, чтобы вовремя сманеврировать, увидев остров!))) Постепенно ветер стихает, и снег начинает валить крупными хлопьями – в гидрах не очень холодно, только руки и ноги попеременно коченеют – Артём энергично дирижирует, пытаясь отогреть кисти рук, Тимур, сидя на катамаране, танцует джигу (отмахивает ноги), все в шоке – все хохочут!))) Берега вокруг нас покрываются тонким слоем снега, и лес на глазах из почти летнего превращается в типично зимний! Да, Горная Шория – страна контрастов! Всё это испытание ветром и снегом длилось, по моим ощущениям, часа полтора-два. Прошли ещё немного и, увидев навес со столиком, решили чалиться – на сегодня хватит впечатлений! Оказалось, что мы остановились напротив пещеры Песчаная – эта стоянка мне понравилась больше всего – лагерь на левом невысоком берегу, с навесом, костровищем и местом под палатку, а правый берег высокая отвесная скала с входом в пещеру, наверху густой хвойный лес, покрытый белой снежной пудрой (опять Снежная Нарния!?) Вообще, ощущение, что мы находимся в какой-то сказочной стране, не покидало по всему пути следования… но на этой стоянке оно было особенно сильным, тут ещё Таня поймала голыми руками дикую мышь…))) Был уже вечер, снег закончился, и даже успело выглянуть солнце – ночь обещала быть холодной. Что не могло не беспокоить Артём Палыча, человека очень сильно любящего гидры, дутики от катамаранов и гермешки. Вы не представляете, как нежно он вытирал надутые ножки своей гидры, повесив её себе на плечо; как гонял нас, чтобы мы, не дай бог, не зацепили гидрой или гермешком какой-то сучок или острый камешек; как переживал, что «Чипполина» частенько собирала кормой кусты по берегу. И вот теперь ещё и «минус» – холод – злейший враг его любимых вещей! Мы получили приказ аккуратно свернуть, начавшие леденеть гидры и забрать их в палатку себе под головы… он бы и дутики от катамаранов в палатку затащил, если бы размеры позволяли!))) Да-да, утром он устроил дутикам тёплую ванну – грел на костре воду и поливал их… как мне показалось, что-то приговаривая!)))
На следующий день была хорошая погода – мы без спешки дошли до конечного пункта нашего путешествия в Усть-Кабырзе, по пути останавливались на кардоне Кабуки, предъявляли документы (там просто волшебный белый водопад). Снять его не удалось, так как аккумулятор моего фотоаппарата был полностью вымотан во время шторма накануне и никак не реагировал ни на уговоры, ни на попытки его отогреть. Также нет фотографий прекрасных местных лодок – обласков… синих, зелёных, голубых – тонких и длинных как итальянские гондолы. За счёт них укреплённая камнями и оборудованная лесенками набережная Усть-Кабырзы казалась похожей на сибирскую Венецию.
Путь домой прошёл без приключений, если не считать вытащенного из шеи Тимура клеща – уазик Андрея, автовокзал в Таштаголе, автобус до Новокузнецка (по дороге очень понравился посёлок Мундыбаш – то ли он, действительно, хорош, то ли освещение подходящее было))), ужин в буфете на вокзале Новокузнецка (тут экипаж «Чипполины» проявил невероятную прыть и вырвался вперёд))), поезд до Новосибирска, такси, «Здравствуй, Дом!»