Обзорная поездка по финской Карелии. Минимум городов, максимум природы.
Imatra-Parikkala-Punkaharju-Savonlinna-Sulkava-Pumala-Imatra. Helsinki-Porvoo-Hamina-Vaalimaa.

Давно хотел покататься по Карелии. Начитался отчётов, собрал информацию, захотелось в финскую Карелию. План вынашивал два года, иногда бытовые причины вмешиваются, приходится корректировать. Когда всё совпадает получается хороший результат. По нашему плану - летим в Питер, там на "Ласточке" в Выборг. От Выборга до Светогорска приятель отвёз нас на машине. В Торфяновке он встретил нас и привёз в Выборг. Таким образом мы съэкономили два дня.

Велосипедное путешествие началось в Светогорске. Меньше часа потратили на переход границы и наконец- то мы в своей среде. С утра моросит дождь - это тоже наша среда. Первый город Иматра даже не заметили как проехали. Немного погодя вспомнил ближайшие два дня магазинов не будет. Супермаркет только в городах, а наш маршрут уходит в сторону от торговых путей в лес, в глушь. Пришлось вернуться, купить всё что нужно на два дня. Ночевать мы запланировали в лааву. Это места оборудованные для пикника, ночлега. Обязательно костровище, дрова, топор, иногда посуда, сковородки, кастрюли. Некоторые лааву построены с расчётом ночлега, некоторые с лавками. То есть не спать, сидеть. Правильно местные там не спят. Сосиски пожарят и домой. В каждом лааву были прутики для сосисок. У нас расчёт ночевать, если были лавки мы всё равно ночевали.

Хорошо погреться у огня

В первый день мы проехали около 50 км. Целый день под дождём, стоянка была желанная. Все лааву на нашем пути я занёс в навигатор, искать было не трудно, наоборот интересно. Miettila – деревушка, дома разбросаны по лесу, здесь же в лесу лааву. В погожий день наверно собираются жители, общаются, песни поют. В этот день мы были одни. Деревянный навес, стол, лавки всё сделано добротно, качественно. Туалет, рядом мешок с опилками, на стене инструкция на русском языке как пользоваться туалетом. Грабли, метла чтобы навести порядок. Под навесом деревянный настил и туристические коврики. Ночь была тёплая, спали под навесом без палатки, на финских ковриках.

На следующий день погода наладилась. Маршрут уходил дальше в лес, по пути попались ещё две лааву- все разные. Вдоль дороги продолжались жилые дома. Номера домов дошли до 1500. Домики аккуратные, ухоженные, обязательно стриженый газон и не малейшего огородишка- всё из супермаркета. Дорога не шире пяти метров, асфальт- ни трещин ни ям. Дороги обозначаются номерами. Мы ехали по 3991 можно на велосипеде, на тракторе, на телеге и т. д. Машин мало можно не беспокоится за безопасность. Рельеф удивительный так называемые «качели» вверх, вниз, ровного нет.

"качели"

По плану мы должны посетить интересное место «церковь дьявола» . Немного в стороне от маршрута, немного пешком и пришли. Устроили перекус с чаем и сыром.

Церковь дьявола

Дальше нужно забраться на гору Хауккавуори — соколиная гора.

Историческое место

Доехали до лааву -сюда приезжают на машинах. Ночевать можно, но нам хотелось на гору. 800 метров по корягам пешком и мы на месте. Воды здесь нет, у нас две по1,5 - на ужин и завтрак хватит. Кругом грибы, ягода.

На скале нашли исторический знак граница Россия — Швеция.

Граница между Россией и Швецией

Ночевали на горе с прекрасным видом.

Так мы ночевали

Утром опять пешком спустились по противоположной стороне соколиной горы и оказались на лесовозной дороге. Так я проложил маршрут. После дождя было сыро, трава, лужи. Через 1,5 км вышли на дорогу грейдер, не хуже асфальта. Даже если дождь, луж нет. Навстречу едет трактор своей расчёской ровняет неровности, дорога всегда чистая. Дальше по дороге 14916 выехали на 4052 потом вовсе на 6 это уже магистраль на велосипеде нельзя, но велодорожки нет значит можно. Хотелось попасть в парк - выставка фигур, очень интересно. Рядом беседка можно отдохнуть, перекусить.

Выставка фигур

Сегодня нужно доехать до г. Punkaharju. Там посетим музей леса. Получилось как наметили, только музей закрылся, зайдём утром.

Нашли лааву, встретили русских. Тётенька с гордостью говорила, что она первая из россиян купила здесь квартиру, потом присоединились соотечественники и стало хорошо. На ужин опять приготовили грибной суп. Тушёнку в финских магазинах мы так и не нашли. Хорошо позаботились, насушили мяса, привезли с собой. Грибы слегка обжаривали на подсолнечном масле, от этого они варились быстрей и аромат стоял великолепный. К ужину всегда брали пива или вина, имеем право.

Лааву в окрестностях  Punkaharju

Утром стартовали в 8 часов, привычка. Музей раньше 10 не откроют. Мы погуляли по острову. Забавные деревья растут, будто специально.

В музей пошли по льготным билетам как пенсионеры, работает система.

В музее леса

Дальше наш путь лежит в Kerimaki, там самая большая деревянная церковь. Действительно огромная церковь, построена - приятно смотреть.

Kerimaki уютный городок где есть кафе, магазины. Мы закупаться будем в Savonlinna. Съели по мороженому и поехали. Перекус, вода, газ всегда с собой, остановиться можем где угодно, поэтому не волновались. В Savonlinna идёт 14 шоссе, прекрасная велодорожка. Город Savonlinna знаменит средневековым замком в котором проходят фестивали оперного искусства. Если повезёт можно полюбоваться. Фестиваль в разгаре, но в этот день всё закончилось. Крепость сложена из камней. Меня всегда поражала кладка из камней. Арочные своды, как кропотливо всё сделано.

Savonlinna

Сегодня ночуем в кемпинге Vuohimaki. Решили зарядить все батарейки, принять душ. На кухне познакомились с русскими велотуристами. Приятно пообщались, узнали много нового.

Под утро пошёл дождь будто бесконечный. Ждать, когда закончится, не стали. Перетащили вещи под крышу чтобы упаковаться, позавтракали и поехали. Мысли не возникло переждать.

Я уже писал, дорога - прямого участка не найдёшь. 100 метров вверх, 100 вниз, изматывает.

Иногда приходилось пешком

Вокруг лес иногда такой, что пешком не пройдёшь, не то что с велосипедом. Иногда прорежен, за лесом тоже ухаживать надо. Сплошной ковёр мха, черника, брусника, грибы и ведь никто не догадается, что всё это можно продавать.

Часто останавливались передохнуть, поесть ягоды. Наметили перекус с чаем в лааву у дороги. Место нашли, навеса нет. Молодой фин рассказал как шумная компания веселилась так, что сожгла строение. Молодёжь по английски разговаривает, старики ни в какую.

Следующая ночь в лааву в живописном месте у горы Linnavuori. В таких местах много туристов с детьми. Они только передохнуть, сосиски пожарить, ночевать мы опять одни. На озере у причала стоит яхта. Пассажиры даже не выходят на берег. Попьют кофе и смотрят на воду. Я искупался. Вода приемлемая, дно каменистое. Для еды воду брали в озёрах, думаю не хуже нашей водопроводной. Прогулялись по округе, на гору построены мостки. С горы вид великолепный.

Лааву Linavuori
Для удобства туристов

Утром - ни ветерочка, малейшего колыхания не было. Гладь воды как стекло.

Утро, ни малейшего ветерка

День предстоял сложный, пробег большой и интересный. Нам предстояло на пароме переправится на другой берег пролива. Расписания не знаем, сколько времени потратим. До пролива ехали по уютной асфальтированной дороге, за два часа одна машина. Подъехали к проливу, паром на другом берегу. Изучаем график работы, слышу тарахтит двигатель, паром идёт к нам.

Огромный паром перевёз двух велосипедистов, платы не взял. Поблагодарили и дальше в Puumala покататься на лифте и в магазин. Построили высоченный мост, для удобства велосипедистов - лифт. С самого утра вышли на велосипедный маршрут 14. Куда он туда и мы.

Лифт для велосипедов
Сюда же 14 маршрут

Едем по дороге 62. Как то не уютно, велодороржки нет. 14 маршрут здесь же, значит правильно. На встречу огромная толпа мотобайкеров, поприветствовали.

Ещё нам предстоит найти kumakivi-странный камень. 9 км в сторону, поехали искать. Подобные места отметил в навигаторе и он привёл нас куда надо. Огромный каменюка стоит, не падает.

Тропа к kumakivi
Kumakivi - странный камень

Сегодня трудный день, ещё немного и можно искупаться. Нашли очередную стоянку. Место хорошее, искупаться обязательно. Русские рыбаки приехали на рыбалку из Питера, разговорились. Мужик рассказал как приехала молодая финка с ребёнком на машине увидела людей, развернулась и уехала. Она не хотела мешать или этакая неприязнь к русским? Потом подъехали ещё российские туристы путешествовали по Норвегии, пообщались. Подъехала машина с немецким номером, я так и не видел чтоб из неё кто-то вышел. Сегодня мы узнали что такое «лосиная вошь». Летучее насекомое забирается в волосы, под одежду, сбрасывает крылья и кусает.

В этот день мы проехали 95 км, устали, спали вдоволь. До Иматры 35 км, можно не торопиться.

Утром приехали на автостанцию, чтобы автобусом переехать в Хельсинки. Билеты купили ещё дома, по интернету почему-то вдвое дешевле. Автобус шёл 5 часов, в каждом городе делал остановку. Был другой автобус более скоростной, но велосипеды на борт не брали.

Так мы оказались в Хельсинки. Жили в хостеле в историческом центре, хотя на окраине города расположен кемпинг, рядом метро. Интересное место «церковь в скале» - концертный зал с прекрасной аккустикой.

Церковь в скале

Прогуливаясь по бульвару, попали на концерт рок-группы. Играли старый добрый рок-н-ролл - удовольствие огромное. На следующий день днём концерт латинской музыки, вечером снова рок-н-ролл.

Старый добрый рок-нролл
Концерт латинской музыки

На следующий день опять велосипед, 200 км до границы. Разделили на четыре части. В первый день ночевали за Porvoo в лааву. Porvoo - уютный, приятный городок. В центре деревянные домики выглядят по старинке. На окраине строят современные дома, не многоэтажные, отдельные с садиком. Очень много цветов. Поразили огромные кусты гортензии.

Огромные кусты гортензии

Часто можно видеть велопарковки на автобусных остоновках, иногда большие. Здесь же стоят мотоциклы. Видимо владельцы этого транспорта уехали на автобусе, к вечеру вернутся.

Хозяева уехали в автобусе

В лааву опять была история. Разожгли огонь, готовим ужин. Подъехали велосипедисты средних лет, приглашаем их к огню. Они — нет, нет, уехали. В 20 часов подошли две девушки пешком , до города 9 км. Мы их к огню, нет, ушли. Обошли озеро. На противоположной стороне до полуночи жгли костёр. Что это, не хотели мешать?

Дрова приготовлены с запасом

Следующую ночь провели за Loviisa. Огромная стоянка. Несколько палаток, чьи-то вещи, людей никого. Потом подошли туристы как мы.

Следующую ночь - за Hamina. От этого города до границы идёт «королевская дорога». Живописная, тенистая, извилистая. Не даром царь батюшка любил здесь бывать.

"Королевская дорога"
Живописно

До границы 40 км мы с остановками, привалами, не спеша к обеду прибыли на таможню. Необходимые процедуры прошли быстро. Как только оказались в России началась торговля у дороги - грибы, ягоды. Нас встретил приятель из Выборга. Велосипедное путешествие закончилось удачно. С удовольствием мы прошли всё, что наметили. Чего и вам желаем.