На Кубе и Чемале после наводнения 2014 года поменялось русло, возникли новые препятствия. Надо исследовать верхнее течение Кубы. На Тавдинских (Талдинских) пещерах спелеологов перестали пускать по главной лестнице, приходится пользоваться обходом. Охранники спрашивают, есть ли у нас разрешение на то, чтобы копать землю!!!
Новосибирск - Эрлагол - по Кубе 2 км (авто) - Куба - Чемал - Катунь (сплав) - Тавдинские пещеры (спелео) - сплав до пос. Рыбалка - Новосибирск (авто)

Рассказ Дианы Хомяковой

День нулевой.

Жарким утром среды мы с Артёмом Павловичем стартуем из пыльного города Новосибирска. Навернув  по нем у пару почётных кругов, едем в Академ, забирать третьего участника. Итак, треть команды отправляется в Горный Алтай. Вторая тройка, на радостях позабывшая почти все телефоны в Новосибирске , ещё ночью выехала туда. Ещё одна четверка выезжает сегодня вечером. Собрать всю команду воедино предстоит уже на месте (как выяснится позже, задача эта — весьма нетривиальная). В дороге мы ещё мало напоминаем спортсменов — неторопливо едем, разговариваем о науке (будто с работы и не уходила), и очень много и сытно едим. Где-то ближе к вечеру выясняется, что до второй группы не дозвониться (и даже звонки в Новосибирск не помогают). Доезжаем до Чемала. Пытаемся искать их вдоль тёмных берегов Кубы. Внезапно оказывается, что берега не такие уж и тёмные, а буквально за несколько лет, что здесь не было Артёма Павловича, успели обрасти фешенебельными турбазами. С восторгом представляем, как будем сплавляться мимо них, жалеем, что сия венеция будет не вечером, при свете фонарей. Дорога становится непрохродимой, а Германа всё нет. Выйдя на разведку на тёмной лесной развилке, там и решаем заночевать.

День первый.

С утра нас находит третья четверка (которая приехала часа в 2 ночи и даже успела поспать), мы знакомимся и вместе отправляемся на поиски без вести пропавших. Вскоре они объявляются. Оказалось, что пока мы их искали, они преспокойно отдыхали на Катуни, в зоне вне доступа сети. Водители уезжают отгонять машины к месту нашего предполагаемого прибытия, а мы приступаем к сбору катамаранов. Если честно, я не знала, что это займёт столько времени: нужно собрать и связать каркасы (которые многие и видели-то впервые), надуть баллоны, соединить всё это в один механизм. Больше всего, конечно, порадовали игры в «ловцов воздуха» — когда ты крутишься по полю с гермомешком, а потом бежишь с добычей к баллону, стараясь её не растерять. Проверка на прочность каркасов – зрелище тоже волнительное: с силой метаем о землю то, что кропотливо собирали несколько часов (но, конечно же, пусть слабости лучше выявляются здесь, а не на воде). Вообще, этот день опять был матраснический: в промежутках между сборами мы обильно ели неучтёнку, расслабленно болтали, бегали купаться в Кубе. После плотного обеда опытный водник Вадим усадил нас прямо с веслами на землю и провёл строгий инструктаж: обучил основным командам и попытался вразумить  наши буйные головы рассказами о несчастных случаях на воде. Мою так вразумил, что я подумала, а не пойти ли мне спасаться сейчас, пока я ещё на земле?

Приехали водители, мы их покормили и спустили катамараны на воду. Интрига заключалась в том, что в начале нам надо было пройти самый сложный участок пути, а я, как и многие другие участники, в первый раз в жизни держала в руках весло. Впрочем, то, что я иду в двойке с руководителем, вселяло некоторую уверенность, а то, что наш катамаран идёт впереди – даже некий задор. Первое впечатление на горной реке – удивление. С берега поток выглядит настолько быстрым и бурным, что ход катамарана по сравнению с этим кажется спокойным и даже медленным. Грести я пока совершенно не умею, точнее что-то изображаю, но толк от этого небольшой. Так что Артему Павловичу из непростых порогов приходится выруливать практически в одиночку. Ах, да –  мне же ещё досталась и роль фотографа! Пройдя что-нибудь интересное, мы спешно чалимся к берегу, и трясущимися руками, с трудом удерживая постоянно вываливающиеся весло, я пытаюсь развязать 100500 пакетиков, открыть футляр, извлечь оттуда фотоаппарат и заснять коллег. Действие получается не с первого раза (поначалу все к ко времени фотосессиии давно уже нас обгоняли), но потом таки получается.

Первый сплав заканчивается очень быстро. 20 минут, мы ещё толком не вошли во вкус, а уже, оказывается, прошли Кубу. Чалимся к берегу и ставим лагерь. Вкусный ужин, обмен впечатлениями – и большая часть команды в ночь отправляется делегацией в лагерь НГТУ. Возвращаются через несколько часов довольные и напевшиеся, ещё и под конвоем «коллеги». А мне не спится. Ночь теплая и звездная. Вылезаю из палатки и с удивлением обнаруживаю, что костер ещё горит, а возле него сидит задумчивый Ярик. Поговорив немного с ним отправляюсь всё-таки пытаться спать.

День второй

Встаём, довольно быстро собираемся. Погода хорошая. Уделив немного времени показательной фотосессии, команда отправляется в дальнейший путь. По Чемалу идти интересно — только и успевай уворачиваться от камней и выглядывать препятствия. Однажды мы с Артёмом Павловичем чуть не принимаем кучу поваленных деревьев на берегу на повороте за кем-то набросанный «мост», и только подойдя ближе, понимаем, что все обошлось (иначе пришлось бы выходить на берег и обноситься). Поняв, что в сплаве по Чемалу нет ничего такого уж страшного, я даже немного успокоилась и внутренне расслабилась. Как позже выяснилось, зря.

По ходу движения Артём Павлович учит выбирать протоки — надо обходить остров с той стороны, где больше воды. Однажды мы ошибаемся — выбираем широкую, но мелкую правую. Уже вплотную подойдя к ней, понимаем, что  дела здесь плохи, спрыгиваем в воду и тащим катамаран влево. Здесь, наоборот, вода течёт довольно бурно  — она подхватывает и уносит катамаран, не дожидаясь, пока я успею на него запрыгнуть. Бурное течение сбивает с ног, я, помня заветы Вадима ни в коем случае от катамарана не отцепляться, в ужасе влачусь за ним, уже по шею в воде. После нескольких попыток все-таки получается на него взобраться. Мы проходим всего несколько метров и вплываем в тихую заводь, предшествующую Чемальской ГЭС. Чалимся. Артём Павлович вспоминает, что у меня на шее болтался фотоаппарат и советует проверить его состояние. Тут и я о нем вспоминаю (когда течение пыталось оттащить от меня катамарана, мысли были совсем не о фотоаппарате). Техника оказалась не восторге от банных процедур и отказалась с нами работать. Так одна из моих должностей в походе завершилась, едва успев начаться.

В районе ГЭС очень людно. Отдыхающие  с любопытством наблюдают, как мы перетаскиваем катамараны. Чуть ли не всё внимание публики обращено к нам. Идёшь и чувствуешь себя под этими взглядами  почти что олимпийским чемпионом (забавно, если учесть, что сплавляюсь я впервые в жизни). Вот, что делают с человеком каска и весло.

Катунь по сравнению с Кубой и Чемалом выглядит большой и волнительной. Смотришь на неё и понимаешь, что до берега плыть далеко и тонуть глубоко. Но зато здесь, оказалось, работать почти не надо. Почти сразу, как отчалили, мы сложили весла и предоставили течению нести и крутить нас, как ему вздумается, а сами растянулись млеть и греться на солнышке. Для меня было вновинку наблюдать за различными водными явлениями:  грибами, бочками, воронками. Артём Павлович рассказывал, кто они такие, откуда берутся и что с ними делать при встрече.

Весь остаток второго дня прошёл в таком же расслабленном и ленивом сплаве. Наш спортивный народ даже стал сигать в воду – настолько ему было жарко и нестрашно. Только катамаран двух Евгениев вздумал иногда «оседать», и ребятам приходилось время от времени чалиться к берегу или к другим катамаранам, чтобы его поддувать. Боевая команда другого  катамарана — Маша и Ярик — всё время нас веселили, лоцман то веслом получала по каске, то была огребала «ушат» воды из каски матроса. Разомлев, наша группа настолько обнаглела, что даже устроила перекус на воде. Мы достали сосиски, колбасу, булку хлеба (предварительно её искупав – обед водника, как-никак), бутыль с чаем, сцепили катамараны и даже небольшой порог не смог заставить нас расцепиться и прервать свой ланч. На обед всё же сошли. Потом ненадолго  бегали на водопад, затем (или ещё до) соревновались в пути с полным шумного народу рафтом. Вечер был традиционно теплым и сытным.

День третий.

С утра третьего дня небо недвусмысленно намекало нам, что стоит надеть резиновую гидру. Я сделала вид, что не понимаю этих намеков. Поэтому первый час пути даже немного подмерзала. Выяснилось, что за второй день мы преодолели большую часть маршрута, поэтом Артём Павлович, чтобы чем-то занять нас, придумал пещеры. Тавдинские. Оказывается, они есть у нас по пути. Когда мы чалились, чтобы отправитья в пещеры, погода совсем испортилась, довольно ощутимо пошёл дождь. Часть группы, не желающая лазить в грязном и темном, осталась разводить костёр, а мы отправились покорять горы изнутри. Тавдинские пещеры успели стать местом очень денежным. Туда теперь водят толпы туристов — дорожки, таблички, кассы. С нас тоже пытались взять деньги, пришлось сказать, что мы не какие-нибудь там отдыхающие, а серьезная экспедиция, которая будет копать (как оказалось – в планах действительно было немного подрыть начатую когда-то дырку). Охранник строго и недружелюбно спрашивал нас, кто мы, откуда, и есть ли у нас разрешение копать, а потом послал лесом. А точнее — тропинкой в обход всего этого туристического великолепия. Поднимаясь в гору по мокрой скользкой земле, я в очередной раз порадовалась, что я сегодня не горник. Спелеологом я, кстати сказать, тоже была впервые. Мы пролезли пару сквозных и нестаршных дырочек и отправились в нечто тоже небольшое, но гораздо более интересное. Предстояло пройти (проползти, если уж быть совсем правдивой) один узкий горизонтальный ход — как потом выяснилось, с поворотом примерно в 90 градусов. Те, кто были впереди, прошли его легко и играю. Подзастряв потом на этом повороте я вспоминала их слова «да здесь нормально, не широко, но и не узко». Они меня с одной стороны приободривали, а с другой пугали. «Если ЭТО не узко, то что же тогда узко?», — думала я. Уронив в грязь свой фонарик и нащупав его там, чуть не потеряв и всё-таки сохранив на себе штаны, я героически выползла из этого хода прямо на руки товарищей. Дело в том, что выход был на высоте около 2-х метров от земли, пришлось выдохнуть и довериться тем, кто обещал меня поймать. И я доверилась, хотя брошенный перед этим фонарик они не поймали.

Мы вылезли из этой пещеры и отправились откапывать следующую. Вопреки образу в моей голове, туда никто не шёл с лопатой, а выглядело всё так: в узкую горизонтальную дырку заползал человек, некоторое время там копошился, а потом выползал, толкая перед собой охапку земли (какой-то инструмент для копания оставляли здесь  во время прошлой экспедиции, но в этот раз его не обнаружили, поэтому всё делалось вручную). Миссию «копать» выполняли Маша и Женя. А потом мы отправились обратно, отогреваться у костра и обедать.

Сходить в такую погоду на воду не очень хотелось но надо было. К счастью, долго мерзнуть нам не пришлось. На очередной развилке мы выбрали левую протоку и с тех пор наслаждались изощренными прелестями туризма, совершенно незнакомыми коммерческим водникам, а именно — тащили катамараны на себе. Несколько метров ты на катамаране, несколько — он на тебе. Несмотря на тяжесть ноши и полные сапоги воды (а может —  и благодаря им), «сплавляться» здесь  было очень весело и согревательно. В этой славной протоке один наш Женя потерял свой сапог. Ребята не ждали от слетевшего с ноги и уплывающего сапога такой подлости и, пытаясь пододвинуть к себе, дубасили его веслами. А тот не вынес такого отношения, нахлебался воды и пошёл ко дну. Взамен сапог Женя соорудил замечательную дизайнерскую обувную конструкцию, примотав шлепанцы веревкой к ногам. Как потом выяснилось, если бы мы свернули вправо, то лишили бы себя такого удовольствия и прошли бы этот участок пути всего за 10 минут. Как хорошо, что мы повернули налево!

Практически на выходе из протоки нас поджидал порог Манжерок. Ещё подплывая к нему, мы обнаружили, что с моей стороны развязалось одно крепление на катамаране, но так как скоро надо было вставать на ужин, не придали этому значения. Поэтому на Манджероке мне было весело. Волны бьют и шумят, несут нас на скалы, дуги подо мной как-то странно расходятся, надо придерживать их, не свалиться с катамарана и при этом как-то грести. Выплыв из порога, я обнаружила, что подо мной развязаны уже три крепления. Мы зачалились на место ночёвки, отвязали рюкзаки, быстро починили катамаран, и ещё пару раз занеслись выше по течению и прошли Манжерок.  Во второй раз и на целом катамаране, это было уже не так интересно, но все же веселее, чем совсем без порога. Ярик с Машей на этом пороге даже успели кильнуться, а ещё – продрать пузо катамарана, и потом весь вечер Ярик чинил его с помощью своей хобы.

День четвертый

Четвертый и последний день похода оказался ещё холодней, чем предыдущий. С неба ничего не лило, но было прохладно. Я хоть и утеплилась, но очень мерзла на воде. Поэтому, когда мы сцепили катамараны и Маша читала нам ирландские сказки, я не очень сочувствовала их героям, а даже наоборот предательски думала: «Пусть вас уже поскорее сожрут ваши злодеи, и мы будем грести, согреваться и снова грести».

Наш путь в этот день занимал всего три часа . К концу его, недалеко от самого настоящего замка, раскинувшегося на холме, который раньше представлял собой отличное место для ночлега, Артем Павлович сообщил, что мы сегодня ещё будем киляться. Ибо все водники должны знать, что делать с перевернувшимся катамараном, и дубак здесь — не оправдание.  И действительно, мы зачалились к турбазе, где ждали нас наши автомобили, скинули на землю рюкзаки и героически отправились скидывать себя в воду. Мне киляться понравилось, я даже пожалела, что мы этим так поздно занялись.

В заключение рассказа хочется сказать: пойдёмте на воду ещё! Часть нашей команды этим походом так вдохновилась, что прямо на следующие выходные собралась покорять Бердь. Другая часть тоже вдохновилась, но её от подобных подвигов удержала работа. Увы, я оказалась во второй части. Но надеюсь, будет ещё возможность повторить и приумножить.