теги: документы

СИТУАЦИЯ С ОХРАНОЙ ПЕЩЕР В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Газарян С.В. Ситуация с охраной пещер в Краснодарском крае/Проблемы экологии и охраны пещер.-Красноярск:РСС,2002.-с.82-85.

В настоящее время в крае и стране сложилось опасное положение в области охраны природных ресурсов. В силу вступили факторы, вызванные реорганизацией ведомства, отвечающего за их охрану. В 1999 году президент РФ отменил существующий до этого контролирующий орган - Госкомэкологию, и его функции были переданы в Министерство природных ресурсов РФ. В данном ведомстве сосредоточились теперь функции как контроля, так и использования природных ресурсов. При этом в последние месяцы руководство министерства полностью сменилось, и в настоящее время в нем не осталось ни одного человека, имеющего опыт или желание работать в области охраны природы. Новый министр природных ресурсов явно держит курс на ликвидацию заповедной системы. Во всяком случае, в новой структуре министерства природных ресурсов РФ сильно сокращено управление заповедного дела, из него убраны все неугодные сотрудники, во главе с бывшим руководителем управления Всеволодом Степаницким - природоохранником с очень большим стажем. При этом в структуре министерства появился отдел развития туризма и рекреации на территории заповедников и национальных парков. На предстоящем в Москве в конце ноября Гражданском форуме эта ситуация будет обсуждаться представителями экологических организаций, таких как Социально - Экологический союз и Гринпис России, причем не с Артюховым договариваться с которым практически невозможно, да и не имеет смысла, а с представителями президентской администрации и с вице-премьером (скорее всего) Христенко. В связи со сложившейся ситуацией основным полем деятельности всех специалистов в области естественных наук должно стать изучение возможных последствий намечающегося поворота в области охраны природных ресурсов, сбор фактов о нанесенном природе ущербе и его оценка. Полученные в ходе такого изучения материалы являются единственным аргументированным средством влияния на государственные органы, которые в настоящее время стали практически независимыми от общественного мнения. Успешные природоохранные акции, проведенные в 90-х различными экологическими организациями, в новом веке и при новом руководстве страны стали малоэффективными, примером чему является принятие Госдумой закона о ввозе радиоактивных отходов. При сложившемся положении единственной возможностью охраны таких природных объектов, как пещеры, становится установление общественного контроля за их состоянием со стороны спелеологических организаций. Расмотрим основные аспекты антропогенного влияния на пещеры. До последнего времени основным фактором воздействия была туристическая деятельность, осуществляемая на некоммерческой основе, в том числе посещения пещер неорганизованными туристами, неспелеологическими группами и учеными-исследователями. Со стороны спелеологов серьезное воздействие оказывалось главным образом на те пещеры, доступ в которые остальных групп был ограничен или исключен по техническим причинам. Стоит отметить, что степень сознательности у наиболее активных и успешных спелеологов была и остается достаточной, чтобы предотвратить какой либо серьезный ущерб состоянию пещеры. С другой стороны, посетители-неспелеологи стали основным негативным фактором воздействия. Следы вандализма можно найти в любой доступной для этой группы посетителей пещере. Второй фактор воздействия на пещеры стал актуальным лишь в последнее время - это коммерческая деятельность различных организаций по оборудованию и эксплуатации пещер. В настоящее время на территории Краснодарского края с такой целью оборудованы и эксплуатируются следующие пещеры - Ахштырская, Воронцовская, Большая Азишская, Нежная. Экскурсионными объектами являются также пещеры Б. Фанагорийская, Красивая, Пикетная, Сухая, Озерная, Бол. Ахунская, Чертова Нора и многие другие. Третий и наименее изученный фактор - косвенное воздействие на пещеры хозяйственной деятельности, такой как строительство дорог, рубка леса, выпас скота и др. Таким образом, основными направлениями работы в области охраны пещер должны являться: 1. Защита от негативного воздействия со стороны неконтролируемых посетителей. 2. Ограничение коммерческой деятельности, наносящей ущерб состоянию пещер. 3. Сохранение поверхностных ландшафтов карстовых районов. Если в области координации действий по порядку посещения пещер края спелеогруппами достигнуты некоторые результаты, то в отношении регулирования массовых мероприятий, проводимых в коммерческих целях, дело обстоит гораздо сложнее. Единственным законным механизмом охраны природных объектов является в настоящее время Закон об ООПТ, согласно которому существует несколько типов особо охраняемых природных территорий, среди которых к пещерам наиболее применим статус памятника природы. Для присвоения такого статуса необходимо решение органов местного самоуправления. В зависимости от уровня органа, принявшего решение, памятник природы может быть федерального, краевого или районного значения. Основными характеристиками памятника природы являются режим использования и значение. К сожалению, все имеющиеся на территории края пещеры - Памятники природы имеют недостаточный для полноценной охраны статус. Информация, необходимая для технического описания, т.н. паспорта Памятника природы практически отсутствует, а режим использования часто нарушается. На данном этапе большая часть пещер - Памятников природы Краснодарского края имеет геологическое значение, и соответствующий ему режим охраны, направленный на сохранение лишь геологического облика. При этом абсолютно не учитывается то, что пещера представляет собой очень сложный географический объект, имеющий как геологическую, так и биологическую, археологическую, гидрологическую и многие другие компоненты. Такое сложное сочетание требует пристального изучения и описания при обосновании памятников природы. Однако в настоящее время, когда вопросы законодательной охраны решаются чиновниками, не имеющими практически никаких знаний о пещерах, подход к их охране является чисто формальным. Часто это приводит к тому, что охранный статус Памятника природы становится для пещеры губительным. Так, признанные памятниками природы краевого значения пещеры Нежная, Красивая и Пикетная расположенные на хр. Азиш-тау, имеют статус научно-познавательных и рекреационный режим использования. Данный статус означает, по сути, что организация, арендующая территорию этих памятников, может использовать их для экскурсионной деятельности без всяких ограничений, являясь единственным ответственным за их охрану лицом. В упомянутых выше пещерах это привело к тому, что из-за не оформленного должным образом паспорта памятника природы пещера Нежная была полностью изменена арендатором - СТК «Нежный» (руководитель В.В. Фешин). Все попытки добиться восстановления законности в отношении пещер расположенных на Азиш -Тау, предпринятые членами нашей секции, привели лишь к тому, что СТК «Нежный» в лице директора был привлечен к административной ответственности, и сейчас успешно продолжает свою. незаконную деятельность, не выполняя функций охраны пещер на арендуемой территории, а наоборот, разрушая их первоначальный облик. С большим трудом удалось провести кампанию по предотвращению оборудования пещеры Каньон, в которой обитает крупнейшая в мире колония редкого вида летучих мышей - европейской широкоушки. Данная работа проводилась в рамках конкурса индивидуальных исследовательских проектов по глобальной безопасности и устойчивому развитию Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров. Другой негативный пример незаконного использования памятников природы в коммерческих целях - Воронцовская пещерная система. В 2000 г. были проведены работы по ее оборудованию, несмотря на то, что данный объект имеет статус памятника природы краевого значения, с заказным режимом использования и расположен на территории Сочинского национального парка. Эксплуатация пещеры противоречит нескольким положениям действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно статье 63, где указано, что на территории природных национальных парков запрещается любая деятельность, угрожающая существованию природных и историко-культурных комплексов и объектов, в частности строительство новых объектов, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, а также действия, нарушающие гидрологический режим», и статье 65: «Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных, ухудшающая среду их обитания». Несмотря на то, что специалисты нашего отделения, во главе с председателем, начали борьбу за восстановление законности в отношении Воронцовской пещеры еще в прошлом году, до сегодняшнего дня Комитетом природных ресурсов по Краснодарскому краю не принято никаких мер в отношении 000 «Регион Рекрео Сервис», занимающегося данными работами. Напротив, работники Комитета всячески препятствовали получению информации о законодательном статусе пещеры, покрывают продолжающиеся действия по ее оборудованию и отказываются проводить государственную экологическую экспертизу, положенную по закону РФ «Об экологической экспертизе». Основную ответственность за беззаконие несет администрация Сочинского национального парка, отказывающаяся выполнять действующий закон «Об особо охраняемых природных территориях». Нарушения в области охраны пещер на территории Сочинского национального парка являются правилом, а не исключением. Ни для одной, из как минимум четырех, эксплуатируемых при поддержке национального парка пещер, не проводилась положенная законом государственная экологическая экспертиза. Действующая при поддержке Комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю администрация национального парка не просто продолжает закрывать глаза на происходящее на его территории, но и принимает в этом активное участие. Просим президиум и рядовых членов Российского союза спелеологов принять решение о проведении общественной экологической экспертизы проекта оборудования Воронцовской пещеры, согласно статье 17 закона «Об экологической экспертизе». Материал взят здесь http://speleosochi.narod.ru/text/x20.htm
Материал опубликовал Сурен Газарян

Комментарии

Заголовок вашего комментария:
Текст вашего комментария: