Россия / Спортивный туризм | Лыжный туризм | Самостоятельная поездка

Лыжная тройка по Кузнецкому Алатау, рук. Рябцев Ю.В.

20 - 30 марта 2007 г.
Пос.Беренжак – р.Бел.Июс - р.Тюхтерек - руч.Александровский - верх.р.Пихтерек - пер.Подьемный (н/к) - хр.Скалистые горы (траверс) - р.Бол.Тумуяс - р.Тумуяс - р.Кустайси - пер.Бумеранг (н/к/)-траверс вершин г. Двуглавая (1а)-р.Верх.Тайжесу – траверс хребта Кузнецкий Алатау В.Зуб – пик. Серебряный (1б) - р.Мал.Казыр – пер. Зеленый (н/к) – р.Бол.Казыр – р.Алтыазыр – траверс г. Одинокая (1а) – р.Большой Каинзас – р.Теренсуг – р.Томь – ст. Балыкса
Техническое описание
День 1 (10 марта)

фото 1. Начало похода - п.Беренжак фото 1. Начало похода - п.Беренжак
фото 2. По левому берегу р.Б.Июс фото 2. По левому берегу р.Б.Июс
Поселок Беренжак – р. Б. Июс – р. Тюхтерек

Достигнув поездом № 68 в 0-00 ночи ст. Шира, размещаемся в здании вокзала на ночлег. Поднявшись в ? в 3-30, легко позавтракав домаш-ними пирожками, узнаем, что автобуса до поселка Беренжак сегодня не будет. Таксисты предлагают свои услуги от 500 до 700 рублей за машину. Изучив конъюнктуру, мы наняли две машины за 1000р. Через 1 час оказываемся в поселке. Рассчитавшись с водителями, одеваем лыжи (ф.1), в 6-40 начинаем движение по дороге, прокатанной автомобилями, проходящей по левому берегу р. Белый Июс .
Снега очень мало, сантиметров 15.
Встречаем пасущихся лошадей. В 8-20 остановились сделать чай, так как нормального завтрака не было, и мы уже успели проголодаться. Через 6 км дорога уходит вверх по левому притоку р. Белый Июс (ф.2), к поселку Балахчин. Там все перекопано старателями (ф.3).

Наше направление дальше по Белому Июсу.

Дорога закончилась, началась тропежка по руслу реки. Снега немного, тропим по очереди. На одном из склонов замечаем небольшую пещерку, назвали ее «Кедровой». В 12-00 останавливаемся на обед. Через 2 часа продолжаем движение. Юра и Тимур синхронно проваливаются в речку, чистят лыжи. Выходим в широкую долину реки Тюхтерек, тоже всю перерытую старателями, но уже давно, поэтому она заросла деревьями (ф.4).
Очень много равновеликих оврагов, трудно определить, в каком из них основное русло. Опасения, что в марте река вскроется и будет проблемно идти, здесь совершенно лишни, т.к. непонятно даже где находится русло. В 17-05 остановились на ночевку. Печку топили вечером, пока укладывались спать, утром затопил дежурный, варивший завтрак. Отбой 20-00.

ЧХВ – 6ч10м. Пройдено – 21 км. Перепад высот – 150 м.
День 2 (11 марта)

фото 5. Верховья р.Пихтерек фото 5. Верховья р.Пихтерек
Р. Тюхтерек – верх. р. Пихтерек

Подъем дежурного в 5-00, завтрак подается в постель. В 7-45 начинаем движение. Температура -170С. Продолжаем движение по правому берегу реки Тюхтерек. Дорога заканчивается, идем по кромке леса. Потеплело -110С. Пересекаем приток р. Тюхтя.
Начинаем траверсировать с набором высоты северный склон г.Чурегеш. Облачно, ветер. Выпадаем на дорогу, отмеченную на карте, продолжаем по ней подъем. Подлип хорошо держит при подъеме, тормозила надевает только Миша, которого санки тащат вниз.
Дорога выводит на высоту 1313,2м. Ужасный ветер. Метет снег. Попадаются скальные останцы высотой метров 4 ? 8. Перевалив вершину в верховьях р. Александровский, в 13-20 делаем обед. Ветер мешает развести костер, но не на тех напал. Через 2 часа продолжаем движение. Пересекаем ручей Александровский и по левому притоку начинаем подъем. Недалеко от слияния стоит небольшая хижина типа строительного вагончика, но мы проходим мимо, не останавливаясь. По насту поднимаемся на первый, можно сказать, перевал на нашем маршруте, разделяющий руч.Александровский и верховья р.Пихтерек. (ф.5) На седловине садимся в ямку за сосной, там меньше ветра. Достается первая перевальная шоколадка. Ждем Мишу. Ему двигаться гораздо сложнее. На насте тормозила почти не помогают, санки тянут вниз. Пока сидели в ямке, Миша чуть не пробежал мимо. Хорошо спрятались. Спускаемся в долину реки Пихтерек, в 18-00 на склоне встаем на ночевку. Ужин, несмотря на наставления, дежурный сварил слишком рано, еще не напилены дрова. Макароны ждут в котле окончания работ. За ужином до туристов доводится одна из традиций: “Садимся есть, когда из трубы дым пойдет”. 22-00 отбой.

ЧХВ – 5ч20м. Пройдено – 18 км. Перепад высот – 900 м.
День 3 (12 марта)

фото 6. Подъем на перевал Подъемный фото 6. Подъем на перевал Подъемный
фото 7. На перевале Подъемном фото 7. На перевале Подъемном
Верховья р. Пихтерек – пер. Подъемный – истоки р. Озерный

Подъем дежурного в 4-00. Выход в 7-10. Температура - 150С, ясно, дымка. Лыжню прокладываем по полевой дороге, обозначенной на карте. Она выводит нас к н/к перевалу Подъемный (1413м) (в “Перечне перевалов Кузнецкого Алатау” он значится за номером 46).
В 9-20 начинаем подъем (ф.6). Подлип держит опять всех, кроме Миши, он в тормозилах. В лоб решили не подниматься, там огромный козырек во всю ширину перевала, обходим его справа в направлении вершины 1549. По пути отличный вид, но все в дымке.
Перевал Подъемный н/к (1413м) соединяет р.Правый Пихтерек – исток руч.Шатай. Экспозиция перевала запад – восток (спуск на перевал Шатай).
В 11-05 спустились на перевал Подъемный, перевальная седловина очень широкая, снега мало, выдут ветром. Едим традиционную шоколадку, пишем записку. На перевале сильный ветер, долго находиться невозможно и незачем (ф.7). Виден хребет Скалистые горы. Временами из-за ухудшения видимости его не видно. Начинаем спуск на седловину, соединяющую хребты Кузнецкий Алатау и Скалистые горы. Вначале пешком, а потом на лыжах. В 12-10 в верховьях р.Большой Тумуяс, юго-восточней отм. 1535,8 в небольшом кедровом лесочке, останавливаемся на полудневку. Завершена первая логическая часть похода – “Подход” во время которой участники втянулись в режим, «подъели» рюкзаки и вышли к первому серьезному препятствию. Обедаем. Далее Юра, Тимур и Юля уходят на разведку хребта Скалистые горы, остальные организуют
ночевку (ф.8, 8.1). Миша вырыл яму для палатки глубиной около 1.5 метров. В 20-00 отбой. Печку топим. С вечера вяжем тормозила, чтобы сэкономить время утром.

ЧХВ – 6ч10м. Пройдено – 10.5 км. Перепад высот – 400 м.
День 4 (13 марта)

Рассвет Рассвет
Фото. 9 Радиальный выход на отм.1650.8 Фото. 9 Радиальный выход на отм.1650.8
Траверс хребта Скалистые горы – р. Тумуяс

Подъем дежурного в 3-00, остальные будятся к моменту закипания воды. Когда завтрак приносится в палатку, группа должна быть одета, спальники собраны. Этот порядок практически всегда выдерживался, менялось только время подъема. Сегодня ранняя пташка – сам руководитель, который приготовил, ну, просто очень ранний завтрак, т.к. горит желанием встретить рассвет уже на хребте.
Выход в 5-45, еще темно. Температура -240С, ясно, ветра почти нет.
Поднимаемся на хребет в тормозилах, наст, иногда неглубокий снег. Примерно 6-00, поднялись на хребет, и вот он – Розовый рассвет. Начинаем траверс. По-прежнему наст или неглубокий снег, временами камни. Идем все также в тормозилах, это удобно при движении по насту, они не дают лыжам соскальзывать. В 7-10 поднимаемся на высшую точку хребта Скалистые горы (1650.8м) (ф.9). Отсюда открывается панорама окружающих хребтов. В отличие от вчерашнего дня, видимость до горизонта (ф.10).
Едим шоколадку, продолжаем движение. В 9-50 выходим к отм.1597,1, метров через 600 находится находиться причудливый камень, обозначенный на карте, высотой метров 15. Около него делаем остановку.

Ветер отсутствует, погода по-прежнему ясная. На камень все залазят и фотографируются (ф.11). Отсюда же обозреваем наш дальнейший путь.
Хребет, в направлении вершины 1636м, в начале широкий, как Красный проспект, но километра через 1,5 переходит в острый гребень со скальными выходами с одной стороны и снежными козырьками с другой (ф.12). Он оценивается как лавиноопасный, и мы спускаемся с хребта на 500 метров к отрогу хребта, разделяющему озеро Черное и левый приток Большой Тумуяс, с расчетом обойти вершину и затем подняться обратно на хребет.
Спустившись, останавливаемся на обед. Варим на газе. На отрог делается разведка. В результате узнаем, что продолжать траверс нет смысла (большой набор высоты, крутые склоны хребта к озеру).
Спускаемся к руслу р. Большой Тумуяс и двигаемся в направлении слияния с р.Тумуяс. Очень тепло, даже жарко, ветра нет, все обгорели. На 500 метров выше слияния встаем на ночевку. За ужином осмысливаем день, и приходим к выводу, что от камня по хребту нужно было сделать разведку и одновременно варить обед.

ЧХВ – 6ч15м. Пройдено – 19 км. Перепад высот – 1300 м.
День 5 (14 марта)

р.Тумуяс – пер. Бумеранг

Подъем дежурного в 5-00. Выход в 8-00. Температура -250С, Ясно.
Сегодня день подхода ко второму препятствию похода -
г. Двуглавая, траверс обеих вершин которой 1А. По плану нам необходимо достигнуть границы зоны леса и встать на ночевку, далее через перевал Бумеранг на саму вершину. Идем вверх по р.Тумуяс, затем по реке Кустайси. Небольшие сложности в выборе нужного притока.
По мере подъема открывается отличный вид на хребет Скалистые горы и наш вчерашний путь (ф.15). Двигаемся быстро и к 12-30 достигаем границы леса, останавливаемся на обед. Ясно, солнечно, тепло. Во время подъема родилась мысль заночевать на перевале Бумеранг. Сушим спальники.
Перевал Бумеранг н/к (1590м) соединяет прав.исток (б/н) р.Бель-Су – руч.Верх.Шалов. Экспозиция перевала запад – восток. Западный склон травянисто – каменистый, местами заснеженный. Восточный снежно-фирновый. В 15-00 продолжаем движение. Используем тормозила, начинается наст и камни.
В 16-50 выходим на пер. Бумеранг. Седловина широкая, покрыта настом и камнями, в восточном направлении нависают 3-4 метровые снежные козырьки. С него открывается вид на две вершины г.Двуглавая и пер.Седло (ф.16). Погода испортилась.
Очень сильный ветер. Ночевать на перевале невозможно. Спускаемся чуть ниже (90 м) к озеру. Там тоже дует, но уже меньше.
Строим ветрозащитную стенку вокруг палатки, высотой почти в рост (ф.17). Вещи приходится придавливать, улетают. Ужин варим на горелках. Можно было остаться и на дровах. Но так интереснее, группа приобрела опыт холодной ночевки выше зоны леса. Сэкономили 2 часов подходов.

ЧХВ – 4ч20м. Пройдено – 11 км. Перепад высот – 800 м.
День 6 (15 марта)

Фото. 18 Западная вершина г.Двуглавая Фото. 18 Западная вершина г.Двуглавая
Фото. 19 Вид с В.Вершины на Западную Фото. 19 Вид с В.Вершины на Западную
Фото.20 На перевале Седло Фото.20 На перевале Седло
пер. Бумеранг – г. Двуглавая (траверс вершин) 1А – стрелка р. Бельсу -
Верх. Тайжесу (приют Тайжесу)

Подъем в 6-00 . Выход в 8-10. Ясно, ветер, температура -170С. Сразу одеваем кошки. Поднимаемся обратно на пер.Бумеранг. Движемся траверсом на одной высоте по западному склону г.Двуглавой. Курум, присыпанный снегом, ноги иногда застревают в присыпанных снегом щелях между камнями. Местами идем по насту. К 12-00 выходим на южный склон западной вершины. Оставив рюкзаки делаем радиальный выход на западную вершину, кошки не снимаем, т.к камни покрыты льдом. В 12-45 мы на западной вершине. Ясно, видимость отличная, делаем панорамную съемку хребта Тигертиш (ф.18). Спустившись, продолжаем траверс под перевал Седло. Во время движения, не дойдя 600 метров до перевала Седло, Юля ломает лыжу об камень. Миша остается ее ремонтировать, остальные же налегке делают радиалку на восточную вершину.
Дойдя до перевала Седло поднимаемся по западному склону восточной вершины (ф.20).
Путь наш проходит по куруму, покрытому льдом. Через 30 минут мы на восточной вершине (ф.19). Снимаем записку группы школьников школы № 65 из Новокузнецка от 24.08.06, совершавших поход 3 к.с. Спускаемся по своим следам. К моменту нашего возвращения лыжа уже почти как новая. Делаем сухой обед

В 15-40 начинаем спуск в направлении р. Верх. Тайжесу. На открытом южном склоне местами наст (ф.21). К 18-00 спустились к реке Бельсу, перейдя по снежному мосту (ф.22), по лыжне вышли к приюту Тайжесу. Договорились о ночевке по 70 р. с человека. На ужин приготовили ко всему прочему и оладьи. Отбой 24-00.

ЧХВ – 7ч15м. Пройдено – 10 км. Перепад высот – 2000 м.
День 7 (16 марта)

Приют Тай-Жесу – р. В. Тайжесу – подъем на хребет до границы зоны леса

Выход в 11-20. Температура –50С. Солнечно, жарко (ф.23). Двигаемся по лыжне, идущей вверх по реке Верх. Тайжасу. Лыжня выпадает на буранный след. Начинается первый в этом походе подлип, мажем лыжи ”серебрянкой”. Пройдя 2 км поворачиваем на правый приток, начинаем подъем на хребет. Подъем тяжелый, снег рыхлый, проваливается, вяжем тормозила, но они держат хуже, чем обычно. Дойдя до последних деревьев, в верховьях притока в 15-50 останавливаемся на полудневку (ф.24). Отбой 20-30.ЧХВ – 2ч50м.

Пройдено – 7 км. Перепад высот – 800 м.
День 8 (17 марта)

Фото.25 Подъем на г.В.Зуб Фото.25 Подъем на г.В.Зуб
Фото.26 Траверс  хребта Фото.26 Траверс хребта
Фото.27 Радиалка на г.В.Зуб Фото.27 Радиалка на г.В.Зуб
Фото. 28 Вершина Верхний Зуб Фото. 28 Вершина Верхний Зуб
Фото. 29 Траверс гребня Фото. 29 Траверс гребня
Рассвет Рассвет
Подъем до г. Верхний Зуб (2178м.) – траверс до пика Серебряный (2064м.) –
руч. Рамазин – р. М.Казыр (приют Мазаев Стан)

Подъем 2-20. Выходим 4-10 в лыжах с тормозилами. Температура –70С. Еще темно.
Уйдя от последних деревьев, двигаемся в направлении Верхнего Зуба. Под лыжами то наст, то курум, то трава. Рассветает, заалели вершины хребта Тигертиш. Натянуло облака, подумалось, что при отсутствии видимости можем не взойти, но облака растянуло. Температура -120С. Наст превращается в наледи, тормозила уже не держат, одеваем кошки (ф. 25, 26). Подъем сложности не представляет. Поверхность хребта каменистая, местами видна трава, местами наст.
В 9-15, оставив рюкзаки на юго-западном склоне, поднимаемся на вершину Верхний Зуб (2178м) (ф.27). Ветер, метет снег, температура понизилась до -130С, одели маски. Снимаем записку группы т.к.«Вертикаль» из Новосибирска от 1 февраля 2007, в составе которой наша участница Ан Ульяна уже здесь побывала.
Руководитель Нефедов в записке сообщает, что они сняли записку школьников из Новокузнецка от 20.08.06, чью записку мы уже сняли на Двуглавой, только от 24.08.06.
Сфотографировавшись у креста, установленного на вершине, спускаемся к рюкзакам (ф.28). Пройдя по хребту около 1,5 км, встречаем узкий скальный гребень протяженностью ~ 200 м, останавливаемся, делаем налегке разведку. На восток, в направлении долины озера Харатас с гребня нависают надутые ветром снежные козырьки, на запад в долину реки Верх. Тайжасу скальный спуск крутизной 35 - 40 градусов. Намечаем идти по верху гребня.
Вернувшись с разведки, берем рюкзаки и начинаем движение, местами приходится вспоминать скальную технику (ф.29). В узких проходах между камнями лыжи, торчащие из рюкзаков, цепляются. Гребень нами оценен как 1Б. Далее гребень расширяется, и позволяет идти пешком (ф.30). В 11-40 около отм. 2136 м. делаем обед (ф.31). Как обычно это слайсы, сало, колбаса, запиваем чаем из бутылки, закутанной в спальник.
Подойдя к пику Серебряному (отм. 2063,8, на карте приложенной к перечню [3] г.Траверсная, название “пик Серебрянный” употребляли встреченные нами в приюте туристы из Новокузнецка и приютчики), не желая набирать высоту и неправильно прочитав карту, пытаемся обогнуть его с запада, но вылезаем на слишком крутой скальный склон. Приходится все же подниматься на вершину. Кошки снимаем, т.к. не охота их бить по камням.
Перевалив вершину, начинаем спуск в долину р. Рамазин (ф.32, 32.1). Спуск вначале каменистый и пологий приобрел крутизну 30 - 40 градусов. Камни, по которым так хорошо шлось, кончились. Склон, который при виде сверху был оценен как снежный, оказался покрыт жестким настом, снова одели кошки и 200 метров спускались в них. Спуск оценен нами как 1Б. Ниже пошел рыхлый снег. Надев лыжи, начали сбрасывать высоту по западному склону отрога хребта в направлении впадения р. Рамазин в Малый Казыр.

Достигнув зоны леса, пошли по руслу р. Рамазин.
В 17-00 дошли приюта «Мазаев стан». Приютчика в нем не оказалось, потому деньги за ночлег отдать было не кому. Зато была группа отдыхающих из Новокузнецка, которые гуляли по приютам на беговых лыжах.

ЧХВ – 8ч45м. Пройдено – 17 км. Перепад высот – 2030 м.
День 9 (18 марта)

Фото.34 На перевале Зеленом Фото.34 На перевале Зеленом
Приют Мазаев стан – перевал Зеленый (н/к) – р Б.Казыр

Подъем в 6-00. Сегодня у нас расставание… Ире и Ульяне нужно вернуться домой. Обе они уже раньше здесь ходили в походе 1 к.с., поэтому мы их отпускаем одних. По буранному следу вниз по р.Малый Казыр, они уходят через перевал Алгуйский, р.Амзас, ст.Лужба. Вечером они уже добрались до поселка Амзас, заночевали у спасателей и ночью уехали абаканским поездом. Мы же двигаемся дальше, на н/к перевал «Зеленый», погода отличная.
Перевал Зеленый н/к (1327м) соединяет р.Мал.Казыр – Б.Казыр. Экспозиция перевала север – юг. Лес подступает к самой седловине. Седловина широкая, открытая. Растут отдельные деревья.
Поднявшись, загораем минут 40 (ф.34), обозреваем окрестности. Хорошо виден путь нашего спуска с пика Серебряный.
В 11-00 начали спуск к р.Большой Казыр не прямо вниз, а траверсируя Междуказырский хребет в восточном направлении. Пройдя между хребтом и отм.1229.7 спускаемся в приток, где в 100м. отслияния с р.Б.Казыр встаем на обед (на спуск ЧХВ – 1ч10м). Вся р.Б.Казыр раскатана “буранами”, в отдельных местах уже видно воду. По буранному следу вверх по течению, доходим до приюта «Адмиральский» (ф.35). Приютчика нет, оставляем свою записку и идем дальше в сторону г.Одинокая. Пройдя 2 км., 18-00 встаем на ночевку, руководитель отправляется на разведку, а группа готовит лагерь. После ужина вяжем тормозила – впереди на открытых местах наст, а завтра нам идти на подъем. Печку не топим, т.к. лень, да и на улице тепло.

ЧХВ – 5ч30м. Пройдено 15,5 – км. Перепад высот 740 м.
День 10 (19 марта)

Фото.36 Подъем на г.Одинокая Фото.36 Подъем на г.Одинокая
Фото.37 Подъем продолжается Фото.37 Подъем продолжается
Фото.38 До вершины 150м. Фото.38 До вершины 150м.
Подъем на г. Одинокая (1932м) 1А – перевал Геологов – р. Б. Каинзас

Подъем в 5-00. Построение в 7-15. После объявления задачи дня выдвигаемся. Пройдя около 1км. по лесу, выходим на открытые места, начинается наст, но тормозила держат. По мере приближения к подножью горы, лес становится реже, переходя в отдельно растущие деревья, преимущественно лиственницы. Крутизна склона увеличивается, по такому насту на лыжах в тормозилах идти скользко, одеваем кошки. Наст заканчивается и начинается подъем по заснеженному куруму к вершине горы (ф.36, 37).
Дует сильный ветер, видимость пока хорошая, но по мере увеличения высоты видимость становится не более 70 метров( ф.38). Подъем от границы зоны леса занял 4 часа и в 11-50 мы на вершине г.Одинокая (ф.39). Ветер разогнал облака и видимость стала нормальная, правда всего на 3 минуты, чтобы успели осмотреть окрестности.

Сняли записку группы туристов из г.Казани т/к «Траверс», совершающую поход 4 к.с. под руководством Косолаповой А.О.

Едим перевальную шоколадку и идем дальше к перевалу Памяти геологов. В 12-55 – перевал (ф.40). Спускаемся на Тереньказырский хребет. На перевале Переходном, соединяющим долины рек Б.Каинзас и Переходная делаем обед на газе. С этого места хорошо виден Тереньказырский хребет, траверс которого был заявлен при выпуске на маршрут, что дает возможность обсудить дальнейший путь следования группы. После уже пройденных в этом походе вершин и хребтов, определяющих категорию сложности маршрута, данный траверс хребта не представляет для нас особого интереса. Решено продолжить дальнейшее движение по рекам Б.Каинзас и Теренсуг. Ночевка в зоне леса в верховье р.Б.Каинзас.

ЧХВ – 5ч. Пройдено - 11 км. Перепад высот - 1600 м.
День 11 (20 марта)

р. Б.Каинзас – р.Теренсуг – ст. Балыксу

Подъем в 5-00.
Очередное и последнее построение с объявлением задачи максимум - дойти до ст.Балыкса, а это - 46 км. Погода ясная, солнечно. С утра снег покрыт ледовой коркой, поэтому километра 4 идем пешком по старой лыжне. После 10-00 солнце размягчило снег, долина стала более пологая и появилась возможность идти на лыжах. Идем по буранному следу.
К 13-00 дошли до слияния рек Каинзас и Теренсуг. Снежный мост, который о существовании которого мы «гадали» полпути, оказался на месте. Делаем 3-х часовой обед, на котором помимо еды, перед группой ставится задача подготовиться к 30-и километровому переходу.
Температура +80С. Выход в 15-00 и дальше по буранному следу вниз по течению р.Теренсуг (ф.41). Река в это время уже местами вскрыта, но снежные мосты еще сохранились, что позволило без проблем пройти этот участок пути. Буранная магистраль к 0-00 вывела нас в долину реки Томь.
Далее по правому берегу Томи по дороге прокатанной автомобилями. Уже на подходе к финишу, а именно, конечной точки маршрута – поселку Балыкса, как символичное закрытие зимнего лыжного сезона - пошел первый в этом году весенний дождь.
Вокзал на ст.Балыкса по вторникам и субботам не работает, но его ступеньки на пару часов гостеприимно приютили нас (ф.42). Поздний ужин на газу, в 3-10 поезд Абакан - Новокузнецк и в 6-00 мы в г.Междуреченск. На вокзале сразу покупаем билеты на поезд Новокузнецк – Новосибирск и едем гостить в СЮТуриН. (Станция Юных Туристов и Натуралистов), находится по адресу пр. Строителей 30, т. 8-(384-75) 2-38-36 и всегда готов приютить братьев по разуму. Вечером электричка до Новокузнецка и поездом в Новосиб.

ЧХВ – 10ч. Пройдено 46 – км. Перепад высот 570 м.
Выводы и рекомендации

Близость к таким крупным городам как Новокузнецк, Кемерово и Красноярск делают Кузнецкий Алатау достаточно популярным у местных туристов. Имеется сеть приютов, некоторые из которых даже снабжены рациями для экстренной связи со спасателями. Таежные леса с обилием дров позволяют сделать все ночевки на маршруте "теплыми".
Лучший сезон для лыжных путешествий - февраль-март. В целом Кузнецкий Алатау можно порекомендовать в качестве отличного района для первого "сибирского" похода. Здесь можно проложить маршруты 1-3 к.сл., наиболее логичными представляются именно "тройки". Можно разработать и маршрут 4 к.сл., но при этом неизбежно появление "прогонных" участков или излишних, нелогичных, петель. Наличие сети приютов позволит идти и группе школьников, которые еще не могут, нести на себе все необходимое для ночевки в лесу снаряжение.
Нами брался навигатор GPS Garmin - Legend, заранее в программе gpsMapEdit была сделана карта и занесена в навигатор, также по маршруту на карте и GPS были проставлены точки на ключевых местах (стрелки рек, вершины) что позволило легко ориентироваться. Электронная карта позволила уверенно идти по определяющим препятствиям в отсутствие видимости. Но обычно хватало карты и компаса. Точки использовались только во время выбега по р. Теренсуг для оценки оставшегося расстояния.
Двое участников Винникова Ирина и Ан Ульяна закончили маршрут раньше, т.к. обеим нужно было на работу и учебу, их походный опыт (1ЛУ по этой нитке и 1ПР) наличие по пути движения “Буранной” дороги, и приютов через каждые 8 – 10 км, позволило без опаски отпустить их. Пройденный ими маршрут по протяженности и по произведенным в соответствии с методикой расчетом соответствует 2 к.с.
Полезной оказалась и костровая сетка. При толщине снега в несколько метров костер не уходит глубоко под снег. В комплекте к ней полезен и костровой трос для подвески котелков.
Газовые горелки можно было и не брать, т.к. весь маршрут ходится с дров на дрова, но это позволило бы группе в случае непогоды или другой необходимости встать в любом месте.