Начало 
Справочные сведения о походе

Район путешествия: Томская, Кемеровская, Новосибирская области РФ, Западная Сибирь.
Вид туризма: велосипедный;
Категория сложности: 1;
Время проведения: 13 – 17 сентября 2009 г.;
Количество участников: 3 чел.;
Протяженность: 290 км;
 
Маршрут пройденный:г. Томск – с. Коларово – с. Батурино – с. Ярское – утес Аникин Камень – р. Шумиха – р. Томь в 2 км от Усть-Сосновки – с. Усть-Сосновка – с. Юрты Константиновы – пос. Ленинский – с. Дауровка – с. Поломошное – паром через р. Томь – г. Юрга – с. Лебяжье-Асаново – с. Турнаево – с. Варламово – с. Кунчурук – оз. Кирек – с. Березоречка – бывшая узкоколейка с 86 квартала – поляна «КГБ» – Головнинская дорога – пос. Кисловка – г. Томск

Участники:
Поляков Алексей Владимирович "Ven" (1980) - руководитель
Иванкин Максим Николаевич "Xenon" (1979) - завснар, навигатор
Ерушина Полина Александровна "linka" (1980) - завхоз

Отчет для МКК находится тут (формат PDF, 5 Мб):
http://takt.tusur.ru/lib/report/2009_I_Polyakov.pdf

-----------------------------------------------------------------------------------------
(От авторов: отчет представляет собой коллективное творчество всех участников похода. Черный обычный текст – Xenon, красный жирный Ven, синий кривойlinka. Фотографии авторов )


Обычно какие-нибудь серьезные походы, длительные покатушки или другуюмногодневную аутдорщину я по привычке планирую до мелочей, но в этотраз ничего такого не было. У меня была неделя отпуска расписанная насентябрь и ехать я собирался совсем в другое место, но не срослось.Поэтому я предложил десятку своих ближайших коллег покататься«куда-нибудь туда», а потом по предложению Ven'аеще на форуме написал. Лёха, кстати, с первых дней после предложенияжелезно засобирался и без сомнения поехал. За несколько дней до выездак нам присоединилась Полина (linka), которую неожиданно отпустили в отпуск.
Сроки тоже были очень нелогичные: выехать надо было в воскресенье 13 сентября 2009 г. в 13:00, а вернуться в четверг 17-го сентябряк 13:00, ночевки и дневной километраж тоже не были определены, в ниткемаршрута было 3 белых пятна, а раскладка по продуктам, хоть её инаписали, оказалась совершенно иной. Но, опыт не пропьешь Всё само собралось прекрасно… Практически всё групповое снаряжениеуместилось в моем рюкзаке, за что я был лишен обязанности возить еду иводу.

Уже после похода секретарь Томской МКК Юра Костылев предложил написать отчет и окуклить это как велопоход 1 к.с. поэтому мы решили, что отчет будет писать Леха, он и станет руководителем, а я буду завснаром-навигатором, т.к. знал куда ехать и вез почти всё командное снаряжение. Полине досталась роль завхоза :)
Несколько дней из жизни полевок... 
День 1 и 2. Томск - Турнаево

Начало
На самолете Лехи не оказалось 8) Он оказался на повороте с «Ветерана» - потому что стартовал с дачи. До Ярского добрались с попутным ветром по асфальту очень быстро, рассматривая вдоль дороги картофелеуборочные комбайны и вспоминая, что картошку из раскладки не взяли из-за того, что её должен был взять я, а мне об этом не сказали (а всего лишь написали мелкими буквами!). Поэтому картофельное вечернее блюдо мы заменили купленными в Ярском пельменями.
Погода стояла по-осеннему замечательная: теплый бриз, яркое солнце… Вокруг желто-зелено-красные листья, высыхающая трава, поля и загнутые углом в небо картофелекопатели. Глаз радуется! На «Бойце» перекусили, наблюдая, как рыбаки выдергивают из воды мелких рыбёх. Асфальт закончился, мы поднялись на бугор и дальше поехали по полям в сторону Аникина камня. Грунтовка оказалась вполне сухой, хоть и не без участков грязного глинозема. Еще один из плюсов осени – все грунтовые дороги очень хорошо укатаны за лето, так что до Аникина камня проложили дорожку прямо по полю с колосящейся пшеницей.
Сходили с Полиной вниз на камень, в это время Леха, стоя на бугре, наблюдал нас и открывающийся вид на сибирские просторы. Время уже шло к вечеру, и поэтому решили найти гламурное местечко на бивак «где-нибудь у реки». Спустились с полей вниз к Шумихе, кстати, спуск к броду оказался очень даже интересным: крутой склон, в котором вырыта канава с дорогой, а дорога имеет 2 продольных бугра и 3 продольных ямы, так что всем пришлось немного «потриалить».
Даже после летних теренсугских переправ осенняя вода в Шумихе показалась весьма бодрящей, хотя сам брод ничего сложного не представлял. Подъем от реки оказался под стать спуску, только в другую сторону 8) Закорячились и стали искать гламурный бивак. Сначала на полянах с перелесками, потом в пойме Сосновки… Но ничего гламурного не нашли, кроме неожиданно возникшей деревни Усть-Сосновки. До нее мы вообще-то решили сегодня не доезжать, но не вышло. Дорога снова вывела нас к броду, куда более серьезному, чем через Шумиху. А фарватер нам показал корейский джип по фамилии «Санъёнг», приехавший с той стороны. При этом водитель вылез и попросил посмотреть в воде потерянный им задний номер. Вода в Сосновке была холодной, камни на дне жесткими и неустойчивыми, а номер от джипа «уплывшим».
На соседнем берегу нас ждала деревня, но мы в нее не поехали – мы же решили до нее не доезжать… А поехали мы в другую сторону - к берегу Томи, гламурный бивак определённо должен был быть где-то там :lol: Старое турецкое правило научило нас еще давно не искать «самый-самый хороший» бивак, а найти первый попавшийся «самый хороший» и встать на нем – один фиг мы его сами сделаем «самым-самым». Так и случилось: встали на берегу Томи за огромным полем в 2 км от Усть-Сосновки. Дрова оказались в зарослях ивняка немного мокрыми и плохо горящими, но за то взамен мы получили отменные виды на закат, а после на обалденное звездное небо, что очень не свойственно томской округе.
Пока мы пили пиво, водку и готовили еду, в промежутках глядя на небо, к нам на берег приехал трактор с прицепом. Уже почти в темноте дедок вывалил из прицепа лодку и начал плавать вдоль берега на своей пироге в поисках сетей с рыбой. После часа диверсионных работ, дедок запихал пирогу в прицеп и трактор утарахтел обратно.
Ночь оказалась абсолютно безоблачной, безлунной и очень холодной. Почти до часу ночи мы наблюдали и обсуждали звезды и всякую летающую и светящуюся хрень на небе, а потом вповалку завалились в палатку спать.
Утро оказалось таким же безоблачным и безлунным, и даже таким же холодным, пока не вылезло солнце. История с трактором повторилась: приехал, вывалил пирогу, покурсировал по акватории, сложил пирогу в прицеп и уехал… Отличие заключалось только в том, что Леха перекинулся парой фраз с дедком о рыбалке.

Дорожная часть истории
Пока раскачегарили наши противопожарные дрова, сготовили еду, раскачались и собрались, наступил полдень. Усть-Сосновка оказалась вымирающей деревней, но очень уютной и какой-то по-простому «своей».
В Юрты Константиновы и дальше в Ленинский из Усть-Сосновки идет отличная профилированная гравийка, по которой можно при желании «топить» на первой космической, но такая задача не стояла на повестке дня и поэтому мы часто останавливались с Лехой, то дожидаясь Полину (то чтоб попить или поискать очередной утерянный велокомп), то обсуждая встретившееся стадо свиней. Свиньи оказались очень пузатыми и сальными (вероятно Ланкаширскими), но кроме этих «тюленей» был один мелкий кабан с черными пятнами на боку, который явно был в отличной физической форме для олимпийских марафонов. Он постоянно циркулировал между группами свиней и видимо чем-то им докучал.
По полям вдоль дороге растет пшеница, желтая, колосящаяся, а пара кургузых комбайнов носится по ним наперегонки и косит её… Вот засранцы ! Хотя для такого идеалистического осеннего пейзажа и эти косилки вполне органично подходят.
Перед самым Ленинским дорога делает неожиданный фарс: сначала разворот в 360 градусов с крутым спуском и крутым подъемом, а потом… а потом еще один такой же 8) Только в другую сторону. На спусках и подъемах контруклон дороги очень впечатляет: если бы байк не несся, то он бы на нем сполз вбок.
Колхоз имени В.И. Ленина до сих пор живет по-советски! Всё в нем выглядит именно так, кроме пасущихся на полях комбайнов – они буржуйские. Отличный преуспевающий колхоз, каких в СССР было десятки тысяч. Именно в таких прославленных колхозах рождались символы той эпохи - доярки Дуняши и трактористы Семены. В общем, и тут нам тоже понравилось 8)
За колхозом начались довольно нудные гравийки районного масштаба – из Ленинского в Пашково, из Пашково в Яшкино и с последней в Соломатово. Но о них рассказывать нечего: периодические машины поднимают пыль, от колес отлетают мелкие камешки, а вдоль дороги поля и лиственные рощи. Огромным плюсом нашего плана оказалось то, что маршрут был составлен так, что все эти гравийки мы проезжали по чуть-чуть. По 5-10 км по каждой и сворачивали на следующую. В связи с этим дорога нудной не казалась ни разу.
С соломатовской гравийки мы свернули на Дауровку. Маленькая милая деревенька, еще меньше Усть-Сосновки и тоже, по-видимому, загибающаяся. Очень повеселила железная водонапорная башня с надписью: «Продано. Не трогать!»
С Дауровки мы выехали на трассу из Яшкино в Поломошное. Я думаю, именно этому куску нашего пути можно смело присвоить звание «Страдание нашего осеннего похода»: унылые плоские просторы, дерьмовое каменисто-грунтовое покрытие и машины, которые хотят проехать по тебе, потому что ты находишься на самой лучшей колее этой дороги. Во время перекуса посреди этой дороги, недалеко от крупной ЛЭП мы обнаружили закономерность, что почти все встречные машины пересекаются именно напротив нас, мешая нам есть.
Остаток этой нудятины мы провели с Лехой в жарких спорах на ходу о роли Сталина в истории Советского Союза и России, к Поломошному довольно прилично оторвавшись от Полины. Конец спорам положили сразу 2 факта: мы доехали до тоннеля под ЖД-путями (за ним начинается село) и мы догнали ползущий по дороге большой стог сена :shock: Стог неуклонно двигался в сторону деревни (видимо притягиваемый какой-то неведомой совхозной силой), мешая проехать КАМАЗу и мотоциклу с коляской. Но с нашими габаритами и немного поднажав на пердали, нам не составило труда обогнать стог перед самым спуском в тоннель. Когда мы с Лехой проскочили тоннель и побросали на обочине байки, то оба рванули смотреть на стог, которые пополз в тоннель за нами. Зрелище оказалось волшебным: темный свод тоннеля, темный контур стога, светлый небольшой просвет между ними и горящий посреди стога фонарь !!! «Привет, землянин ! Где ваш главный город !» Вслед за стогом из тоннеля выехала Полина с большими глазами, что было обусловлено отчасти особенностями дороги в тёмно-неровном тоннельном пространстве, и по большей части ползущим сеном :).
В реальной жизни это чудо оказалось колесным трактором, оборудованным единственной горящей впереди фарой, который тащил за собой на волокушах огромный стог сена. Потом за этим «стогом» нам вместе с КАМАЗом пришлось еще и в горку лезть…
Проехав Поломошное навылет, мы скатились на берег Томи к паромной переправе и сходу въехали на баржу с машинами, которая и являлась паромом. За 24 руб с человеко-велосипеда паром перевез нас очень быстро в Юргу.
Потом мы долго по асфальту объезжали ЮрМаш и Абразивный завод, окрайные деревянные кварталы, закупались в последнем магазине продуктами и ехали по трассе в сторону Томска. Не самые интересные события… Дело шло уже к вечеру, и на повороте в Болотное стало уже холодать. Проехав еще около 8 км до свертка на Лебяжье-Асаново, мы оделись в куртки и пообщались с мужиком в остановившейся машинке. Ничего особо нового и интересного мы не узнали, но это был первый случай из нескольких подобных, которые навели нас на мысль, что местные деревенские жители не знают какие деревни находятся дальше соседних от их деревни.
В Асаново мы свернули с асфальта и, проехав боковой улицей, выехали на грунтовку, ведущую в Турнаево. Грунтовка имела покрытие а-ля «комбайн обогнал лесовоз», т.е. чернозем спрессованный с соломой. Но ехать по нему было вполне не плохо. Вскоре вокруг нас развернулось фееричное зрелище: на скошенных пшеничных полях горело множество маленьких огоньков, сильно возбудивших воображение Лехи. А Полинкиному восторгу вообще не было предела. (Наоборот, эти огоньки мое воображение ставили в тупик. Со стороны все выглядело как огромное количество костров горящих по всему полю, дымы от которых было видно за несколько десятков километров.). Пришлось остановиться и пойти пешком посмотреть на ближайший огонек. Оказалось, что комбайны часть соломы валят на поля полосами, а потом хлеборобы зачем-то их поджигают, и в результате выгорает поле полосами как зебра.
Еще с трассы мы видели 7 антенных мачт, торчащий за лесом, а грунтовка вела именно в ту сторону, наводя нас на неприятную мысль, что в определенный момент мы уткнемся в забор из колючки с зелеными автоматчиками вокруг этих мачт, а не в серенькие старые турнаевские домишки. Уж больно близко казались эти железные высоченные штыри, опутанные паутинами тросов. Поэтому мы решили заночевать «где-нибудь тут» среди перелесков и полей между Асаново и Турнаево. Как только нашли небольшой сосновый пятак леса, так и приземлились на его опушке в 10 метрах от дороги. Закат ярко кроваво-оранжево осветил антенны напоследок и дрова мы собирали уже в темноте. Чудное местечко имело только один мелкий недостаток – отсутствие водных запасов, которые мы не долго думая восполнили из ближайшей лужи.
Несмотря на то, что на карте эта дорога обозначена как тонкая черная полоска, т.е. «проселочная», ночь выдалась как на проспекте Ленина. Мимо нас проехали в темноте пару раз машины, где-то в нескольких километрах слышался постоянно лай собак и мычание коров, с другой стороны несколько выстрелов из ружей, видимо одних из тех пьяных снайперов, расстреливающих в упор дорожные знаки, и потом всё затихло.
День 3 и 4. Турнаево - поляна "КГБ"

Внедорожная часть истории
Ночь оказалась теплой и сухой. Полине повезло – её не спрессовали как в прошлую в попытках согреть. А утром мы довольно бодро, но не быстро собравшись, выехали с бивака и… тут же въехали в деревню Турнаево :shock: До деревни оказалось чуть больше километра. Если честно, от Турнаево я ожидал разрухи и убогости, но первое что мы увидели – это построенную новенькую церковь и напротив нее лесопилку со штабелями бревен и горой опилок. Вот тебе и загибающаяся деревня ! Еще минут 15 ехали по деревне пока, всю её объехали и попали на дорогу, ведущую в Болотное, а в нашем случае в Варламово… Кроме церкви в деревне оказалось 2 закрытых магазина, большой мехток, комбайный двор и еще какая-то «организация» с трубой. В общем, живут селяне !
Кроме этого почти с любой точки деревни было видно зловещие антенны, подъехать к которым нам так и не удалось - они оказались военной частью в 6 км от деревни. Самое прикольное, что в Турнаево ведет профилированная грунтовка с высохшей грязюкой, а последний километр до свертка на Варламово от выезда из военной части с антеннами лежит асфальт ! Но асфальт, поверх которого снова лежит грунтовая дорога из высохшей грязи :lol: Что касаемо антенн – забор из колючки видели, а вот зеленых человечков – нет.
До Варламово прогромыхали костями по такой-же асфальтированной дороге, но тут у нее был апгрейд – асфальт был засыпан не только грунтом, а еще и обильно так крупными остроконечными камнями (в простонародье именуемыми «щебенкой»), которые придали дороге официальный статус «профилированная гравийная дорога». Но с виду это напоминало последствия землетрясения в горах – размолотый по дороге базальт.
Варламово оказалось неказистой, но большой по площади деревенищей, в конце которой перед кладбищем стоял указатель «<- Кунчурук | Большая черная- >» и начиналась наша профилированная грунтовка в дебри, куда нам было надо. Едя по этой дороге довольно долгое время, мы с Лехой восторгались красивенькими облачками-барашками, полями с ботвой, сеном или овсом и радовались, что давно не было дождя (и в самом деле: зачем нам дождь?), а то говно-грязище началось бы уже тут. По пути нам встретилось не более 10 машин – в общем, едь, вращай языком с соседом по колее, восторгайся и следи чтобы Полина всегда была ближе горизонта и перемещалась в ту же сторону, что и мы.
Кунчурук вообще здоровенная деревня с несколькими котельными, лесхозом, мехтоком, кучей еще каких-то непонятных строений и гусями. Леха взял «языка» и язык его победил своей болтливостью, рассказав очень много про нужную нам дорогу на Кирек, хотя сам он туда никогда не ездил. Попутно мы нашли магазин и накупили кучу всякой съедобной хрени.
За двором Кунчурукского лесхоза начинается грунтовка в дебри, один из её вариантов ведет на Кирек, остальные ведут… короче остальные просто «ведут» ! Немного полей и начинается сплошной лес с болотами. Ввиду сухой погоды дорога почти весь оставшийся день представляет собой песочницу с лужами, болотницу с лужами и пампасницу с палками. В нескольких км от Кунчурука нашли сухое место на солнце и присели на дороге поесть, тут как раз подоспел очень ценный абориген на телеге с тройкой жужжащих вокруг телеги собачонок – смотритель с заимки ! Из опыта всяких разноцветных походов я уже давно сделал вывод, что такие юниты особо ценны как источник навигационной информации: они обладают самыми актуальными данными о дорогах, местности, достопримечательностях, очень четко и правдиво её излагают. Короче, нам крупно повезло, ну если не считать того, что я во время разговора уронил сыр с бутера в песок. Заимщик нам рассказал ВСЁ ! Именно благодаря его информации мы нашли «ту самую дорогу» с первого раза и до самого победного конца. Он сказал: «Тут еще чуть-чуть и будет моя заимка, за ней поедете по дороге. На ней будут на всех перекрестках таблички типа «Нил», «Алматинка», «Сочи», «Белка» и пр. Езжайте по ним – не ошибетесь… Ну если свернете в сторону – не страшно, скорее всего, упретесь в лесоповал.» Ну так мы и делали весь остаток дня – ехали по табличкам.
За его заимкой «Северная» еще некоторое время нам встречались огромные лужи с грязью, трактор с дровами и пара УАЗов с суровыми мужиками, а потом дорога стала совсем дикой. Там начали попадаться большие дикие курицы – глухарихи или тетеревихи, которые либо убегали, либо улетали. А улетают они забавно: представьте себе «Аэробус», в который разрешили запихнуть столько гастарбайтеров, сколько влезет ? С вещами ! И вот он пытается взлететь ! Только не гудит напряжно двигателями, а машет крыльями, как вертолет лопастями… Вот и курицы взлетали также: пернатая бочка с мясом и длинной шеей с шумом и хлопаньем быстро разбегается, медленно отрывается от земли и пролетая через лес сбивает листья, ветки и перья. Эффект потрясающий ! Особенно если учесть, что курица в 2-3-4 раза больше стандартного клонированного бройлера с Межениновской птицефабрики. За 25 км дороги по дебрям мы видели их штук 6-8, пару раз мы пытались догнать их на байке, один раз Леха пешком выгнал курицу из лес в попытках принудить её сдаться в суп, но она, побегав по дороге, улетела.
Дорога действительно была оборудована перекрестками, отворотами и табличками с кодовыми паролями. И что самое забавное, каждый раз когда мы уже думали, что едем не туда мы выезжали на перекресток с табличкой 8) А места там, кроме того, что дикие, еще очень живописные и красивые – болотные гати, сплошной сосновый лес, лиственные рощи, даже попадались небольшие поляны с высокой травой на водоразделе за Большими озерами. Много всего… Всю дорогу мы ехали в седле, кроме обхода огромных луж и небольшого куска подъема из ложбины с ручьем Крутым – кстати, в этой ложбине дорога исключительно заросшая и плохопроезжа – куча палок, высокая трава, бурелом, какие-то дрова под колесами и густой сырой лес. Если бы шел дождь или мы ехали после долгих дождей - вся дорога была бы одной сплошной «страшной песней с матами», но нам сказочно повезло с погодой :icon_pray:
По дороге нам встретилось кроме куриц еще много напоминаний о дикой природе: ободранные кусты рябины, редкие следы медведей, куча дерьма с не переваренной рябиной и листьями и в апогее 10-метровый кусок песочной дороги, на котором у медведов проходила явная оргия. Такой вывод мы сделали, потому что вся песочница была вытоптана медвежачьими следами, судя по размерам - их там было штуки 3-4 как минимум. А в 3-х местах на песке сохранились отпечатки медвежьей жопы довольно солидных размеров. Следы были не сегодняшние, но в и не недельной давности. Исходя из этого, Леха резонно предложил: «Поехали, нах, отсюда…» Мы порадовались, что пропустили мишкинскую оргию, а Полину мы больше не отпускали сильно далеко от себя.
На табличке «Сочи» я понял, что здесь я уже был 3 года назад, и что мы тогда приехали с Кирека, но дорогу к Большим озерам так и не нашли, но как мы попали к этой табличке я не помнил. За то помнил, что ехать от нее надо влево. И мы снова не ошиблись… Но мысль такая была часто и очень она была сильна !
В одном месте мы выехали к старым лесоповалам на бугре, с которого было слышно лай собак и тарахтение какого-то двигателя, но явно не автомобильного. Мы поняли – Кирек рядом ! На перекрестке просек возле дороги там недалеко стоит такой тригопункт, который видно только с дороги и с просек, дык вот от него надо ехать не вниз к Оби, а вверх от нее 8)
Смеркалось… Какие-то мерзкие летающие насекомые плоские шестиноги постоянно падали на нас весь день и ползали везде – я еще 2 дня потом доставал таких багов то из трусов, то из каски… Дорога стала улучшаться методом слияния с другими и, в конце концов, мы вообще выехали на песчанку с огромным количеством следов всякой колесной техники. Судя по карте, она вела с Ларинской «лесовозной трассы» в Кирек. Алилуя !
3-4 км вниз по пескам на предельно возможной скорости километров в 20-25 в час и мы уже стоим на бугре над озером и поселком Кирек и наблюдаем, как в болота где-то в пойме Оби садится солнце. А Леха каким-то чудом базарит по мобиле с женой :shock:
Спустились в деревню, объехали озеро и встали на нашем обычном биваке в самой дальней части озера. В поселке нам не встретилось ни одной живой души – хреналь, осень, еще и вторник ! А вот родной бивак оказался загаженным какими-то козлами, которые приехали сюда видимо на ЗИЛ-131, еще и оставили после себя кучу мусора и истлевшую на 2\3 трухлявую чурку, от которой всё еще валил дым. Ночь спустилась как обычно осенью очень быстро… За дровами не пошли в лес – использовали оставленную козлами поленицу (хоть какой-то от них толк), её хватило на весь вечер и немного ночи. Ночью купались в холодном озере и снова варили еду из оставленной козлами картошки (но больше толку от них не было).
Завалились в 1-м часу ночи спать и спали без задних ног, несмотря на то, что где-то в болотах дальше Кирека полночи лаяли и выли на луну собаки. С утра собачий концерт продолжился – наверное, пришла дневная смена. Видимо на заимке или лесоповале – нас. пунктов там нет никаких по карте. Леха утром выразил мысль, что, пойдя ночью на ритуальный отлив, он обнаружил: лес вокруг него очень даже активно живет ночной жизнью. Что-то бегает, шуршит, летает и чирикает в темноте, кто-то кого-то употребляет в пищу, а кто-то кого-то просто употребляет, еще и лай собак недалеко…
Кстати, та дорога, по которой мы проехали с Кунчурука на Кирек на современных картах не отмечена, а на 2-километровке 1984 года она есть 8) И очень четко совпадает по ориентирам с нашей. В атласе 2005 года отмечена дорога ниже, ближе к Оби, а наша вылезала пару раз на самый верх холмов, и скорее всего тригопункт на перекрестке просек – это 192-метровая отметка на карте :shock:

Родные пинаты
После нескольких абсолютно безоблачных ночей и утр, гламурных облачных барашков, утро на Киреке встретило нас пасмурной пеленой серых облаков (для тех кто встал пораньше всё было как обычно солнечно!) Пока мы раскачивались и собирались, прошел небольшой дождик. Но мы особо не спешили – нам нужно было проехать 70 км за полтора дня по дороге, по которой я с десяток раз ездил на Кирек. Поэтому мы не копошились сильно: я пособирал грибы по округе бивака, потом их порезал и почистил, Леха еще раз искупался в озере, а Полина наконец-то сделала чай, на который мы до этого времени почти всегда забивали 8) В результате выдвинулись в 13:15.
Дождик очень удачно замочил песочницу от Кирека до Березоречки, так что ехать было не сильно напряжно, но если бы его не было – мы бы перлись как верблюды по Сахаре, а я был бы погонщиком каравана :icon_super: Солнце то выглядывало, то заглядывало обратно за серую пелену, а мы ехали и восхищались красотой осенних пейзажей и своей везучестью к погоде.
Проехав Березоречку, мы вылезли из ямы за газопроводом на опушку старого лесоповала и решили подождать, вылезающую медленнее нас с Лехой Полину. А я решил пойти в лес со своим старым фанатизмом к поиску грибов. Но не я пошел к грибам – они пришли ко мне !!! Буквально от дороги и не дальше 10 м вглубь оказалось столько подберезовиков, что коса или серп были бы уместны… В каску я набрал сразу же. Леха без видимого особого фанатизма подтаскивал мне их пригорошнями, сортируя чистые от червивых (последних оказалось довольно много). Когда подъехала Полина и увидела, что я забиваю из каски и Лехиных рук все свободные полости своего рюкзака, она предложила забрать мой коврик, а мне арендовать большой полиэтиленовый мешок от ее коврика для грибов.
Следующие минут 20 я бродил по лесу с мешком, а Полина и Леха периодически сгружали мне в него собранные грибы. Столько грибов я видел раньше редко, а столько подберезовиков вообще не видел никогда :roll: В конце концов, набрав треть мешка грибов и усилием воли прекратив этот процесс, мы водрузили мешок мне сверху на рюкзак и поехали дальше. Воля победила фанатизм !
Остаток дороги до свертка на просеку (бывшую узкоколейку с 86-го квартала) мы с Лехой топили во все печки – неслись по приколу в районе 27-30 км/ч, объезжая лужи на гравийке и песочнице - благо дорога позволяла. И в результате на перекрестке к запланированному обеду ждали Полину минут 20. Когда начали разжигать костер, она подъехала и, вывалив банки, сыр, колбасу и хлеб из её рюкзака, стали это всё обедать. Хотя было уже около 4 часов вечера.

Кровавый финал
Мы ели, костер горел прямо посреди просеки, а машин не было… Идиллия. Вся она, а также наше 3-х дневное абсолютное везение кончились небольшим взрывом ! Мы переглянулись с Лехой, он: «Ты что в костер баллон кинул ?» - «Нет, я думал ты…» - «Нет… Может гильза с капсюлем от охотников на дороге под костром валялась ?» - «Ну хз, если стреляна – врядли капсюль взорвался бы так…» Пожали плечами и стали дальше есть кильку. После обеда выяснилось, что взорвалось не в костре, а моя задняя камера взорвалась… Потому что порвалась покрышка, протершись по корду.
И тут началось как в театре ! Погода нахмурилась, повеяло сыростью и холодом из окрестных болот и запахло неординарными приключениями :dubina: Запасной покрышки конечно же мы не взяли в такую «простую покатушку», а запасных камер оказалось всего 1 штука – у Полины :lol: Почему-то у нас с Лехой именно в этом походике их не было – объяснить ни я, ни он не могли почему 8) Быстро запихав в порванную покрышку обмотанную бандажом Полинину камеру, я еще снаружи замотал изолентой покрышку, чтобы не выпирало. И поехали… Поехали по знаменитой просеке к знаменитому свертку, ведущему через древние лесоповалы к знаменитой «головнинской трассе» 8) Дорога мягко говоря совсем не для езды с порванной покрышкой :(
Проехали совсем немного, выехали на прямой длинный кусок просеки, недалеко от моста через Черную речку. Остановились подождать Полину, за одно и посмотреть как колесо. Полины нет, покрышка вроде держит. И тут произошло чудо - поднимаю голову: «Вон, смотри, Леха, мост через Черноречку… Опа ! И медведь еще дальше за мостом !» На самом деле, метрах в 300-500 за мостом что-то крупное коричневого цвета довольно медленно паслось, не приближаясь, не удаляясь от нас. Как мы не пялились в это существо подробностей было толком не видно, было видно только то, что оно чего-то ест на просеке, немного перемещаясь на одном месте. Оно нас не видело, не слышало и не чуяло… Леха: «Как бы нам назад не пришлось катиться…» А времени уже 6-й час и пасмурность нагоняет нехило. И тут второй акт: существо разделяется на два: Одно большое и одно маленькое. Реакция была синхронной: «Бля !!! Медведица !!!» И, кажется, анальный сфинктор очень больно объял седло не только у меня. (Ага, только я это понял уже потом, когда посмотрел на смятое седло). Для непосвященных: медведица с медвежонком, первогодком особенно – одна из самых страшный комбинаций медведов.
Стало ясно, что сейчас мы тихо-тихо разворачиваемся и едем к Полине обратно, потом на дорогу с грязными лужами и выбираемся в Кандинку ночью. Но тут снова произошло чудо: в процессе очкования кто-то из нас произвел какой-то звук (это Максим Николаевич изволил свистеть, дабы привлечь внимание пары, прогуливающейся по просеке), который медведица услышала даже с такого приличного расстояния, и тут счастье улыбнулось нам просто сказочно, сэкономив примерно 10-15 км 8) Она подняла голову с большими торчащими ушами, повернулась в нашу сторону мордой, её тонкие серые ноги сразу стало видно отчетливее… А «медвежонок» встал в такую же позу и оказался еще более тонконогим и узкопрофильным. Вот так в одно мгновение медведица и медвежонок превратились в лосиху и лосенка :lol: На радостях мы с Лехой поздравили друг друга и себя, сфинктеры поотпускали седла, а эта коричневая пара аккуратно скрылась в лесу. Когда приехала Полина мы ей в захлеб рассказывали как мы победили стадо медведов при помощи силы мысли и воображения (параллельно вытряхивая остатки обеда из штанин) :dubina: Доехав, до места, где паслись лоси, мы действительно обнаружили следы копыт: одни размером с компакт-диск, другие с рулон изоленты.
Наше спасение не прошло бесследно: изолента растянулась и камера начала вылезать в разрыв покрышки. Пришлось останавливаться и разбирать всё снова. На этот раз я применил более надежное средство – лейкопластырь, который с большим трудом отдирался даже сам от себя. Это помогло – камера больше не лезла наружу. Смеркаться тем временем начало всё быстрее и быстрее, а мы еще только-только добрались до свертка с просеки в самые пампасы.
Свернули на дорогу, по грязной заросшей дороге проехались до старой станции узкоколейки, осмотр которой занял менее минуты, и поперлись дальше. Как только мы выехали из леска на большую заросшую поляну старого лесоповала произошла очередная беда: колесо опять взорвалось :cry: Старый конструктив выдержал всего 7 км глухоманских дорог. Приключения нашли нас по полной программе – сумерки, еще километров 10-15 по темному лесу по лесной дороге, камеры кончились, заклеивать сейчас дыру размером в пятак – уйдет больше часа. К тому же Лехе было необходимо завтра утром на работу - он хотел по темноте приехать домой сегодня. А до дома 45 км 8) И дороги он не знает 8) Делать нечего: «Насрать, сели и поехали, поеду на ободе…» - «Ты вообще представляешь, что останется от обода, когда мы хотя бы до конца головнинской гравийки доедем ?» - «Да, я отдаю себе отчет – с ободом я уже попрощался, главное чтобы колесо не сложилось» - «Мля, ну поехали !»
Опять пошел мерзкий моросящий дождь… Стемнело, но еще что-то было видно без фонаря. Я ехал, слушая, как пережевывается моя задняя камера и покрышка вместе с ней. Езда на ободе по сырой колее по лесной грунтовке – ну это очень специфичный процесс 8) Во-первых, с такой энергоотдачей, которая была при скорости 10-12 км/ч сейчас, на Лагерный я должен был подниматься не менее 20 км\ч. Во-вторых, наезжая даже на мелкие палочки 1-2 см в диаметре я жопой и руками чувствовал их прекрасно. В-третьих, ползающая по колесу покрышка не давала ехать по склонам колеи - она сползала вниз и меня постоянно разворачивало поперек дороги. Ну, а в-четвертых, морально напрягало то, что в любой следующий момент могло отвалиться еще что-нибудь. Почему-то сразу начала напеваться песня Чижа: «Мы летим, ковыляем во мгле, на честном слове и на одном крыле…» Как она четко подходила к нам :lol: Потому что мы все трое ехали почти вплотную – Леха справа, Полина чуть сзади, напоминая экипаж Б-17 из той песни…
Леха пытался поддерживать меня морально как мог, даже предлагал позвонить arvik'у, чтобы он приехал к концу гравийки на джипе и спас меня и байк, или хотя бы привез новую покрышку и камеру. Но эти мысли были мной отметены – если уж справляться, так самим и до конца.
Так в темноте, под звуки морально разлагающего чавканья покрышки и дождя, мы наконец-то выехали на поляну, с которой начиналась гравийка в Кисловку – «головнинская трасса». Было уже 9 вечера. Тут мы остановились – Леха скинул нам продукты и воду, что у него были, отказался забрать мой фонарь (т.к. свой он где-то проимел дома), получил пожелания удачи и краткие наставления, и мы расстались. Леху ждало продолжение подвига – доехать в полной темноте под дождем по грязной гравийке до асфальта и вернуться домой в ванну, а нас с Полиной – найти бивак, переночевать, утром что-нибудь сделать с моим колесом и не позже 2 часов дня вернуться домой. Оставалось более 30 км…
Сначала я был малость рад тому, что по дороге незадолго до меня проехал грейдер, так как контуры дороги были видны во тьме, и ехалось 18-20 км\ч даже не смотря на то, что тьма была кромешная. Однако когда я на полном ходу заехал в огромную грязевую лужу и чуть выше, чем по щиколотку выбирался из нее матерясь от всей души, на секунду я загрустил. По прошествии секунды, задавив в зародыше эмоции и черканув себе в маленькую черненькую записную книжку, я устроил разведку в сторону полей и обнаружил там укатанную как зеркало грунтовую дорогу шириной местами в 2 полосы. Собственно туда я и полез, так как смутно помнил, что такая дорога там есть. Короче, перетащил я туда байк, сел и поехал. Скорость держал 15-18, ориентировался по контуру дороги, периодически распугивая притаившуюся в кустах нечисть трубным ревом луженой глотки (типа для поддержания бодрости духа). За все время меня трижды обгоняли лесовозы, груженые под завязку, сдается мне, нечестно спиз**ным лесом. Спустя чуть менее, чем полтора часа пути, с одной остановкой с целью одеть куртку и немного передохнуть, я выбрался к Кисловке. Сожрал последний батончик по фамилии «Спринт» и рванул до Томска. Дома был чуть раньше 11, где к моему приезду была готова бутылка коньяка, куча вкусной горячей еды и дорогая-любимая-милая. Ночью спал плохо, так как все время тревожили мысли по поводу оставленных в лесу товарищей по путешествию. Однако рано утром я уже был на работе весь в делах и заботах и все мои опасения подтвердились – если бы не уехал вечером, то задинамил бы важное дело. Созвонившись в районе 11 с Максом, услышав его бодрый голос, осознал, что поход удался на славу!
Дождь усилился – одежда начала промокать основательно. Бивак устроили недалеко от поляны в лесу. Что-то страшное недалеко от нас гудело и рычало – чуть позже в 30 метрах от бивака проехал К-700, который зачем-то ночью выравнивал дорогу грейдером-прицепом. Весь такой в фонарях и фарах 8) И еще долго потом рычал где-то в лесу на дороге, по которой мы приехали. Поставили палатку, что-то сварили, завалились спать без задних ног… Особенно я. Решили встать в 6 утра, чтобы всё успеть
День 5. Поляна "КГБ" - Томск

Конский топот
Встали в 7, потому что в 6 я на автомате переставил будильник на 7. Всё было вокруг нас таким непривычно светлым и очень мокрым 8) Запалили костер, Полина стала заниматься готовкой еды, а я своим несчастный измученным байком.
Первым делом я переставил целую камеру и покрышку с переднего колеса на изувеченное заднее. Задний обод даже без бинокля показывал «8-ку» и «яйцо» одновременно и очень выразительно. Камера в заднем колесе была в 4-х местах прорезана ободом, не считая дырки от взрыва диаметром в 4 см. Киперная лента оказалась разорвана на 3 части и преимущественно намотана на конус между ротором диска и фланцем втулки. Покрышка… Если вчера разрыв по корду был в 7-9 см при последнем ремонте, то сегодня их было два – каждый по 10-12 см :cry: Мне предстояло применить всю свою инженерскую магию и оставшиеся 1,5 рулона зверского лейкопластыря из медаптечки для хоть какого-то ремонта.
Почти час ушел на то, чтобы из последней камеры вырезать заплатку размером с игральную карту, на первой лопнувшей камере срезать ошметки на дыре от взрыва, заклеить, замотать лейкопластырем камеру, всё это впихнуть в покрышку на ободе переднего колеса, накачать и залепить еще снаружи поверх покрышки лейкопластырем. Получилось очень даже неплохо !
Поели, собрали вещи, и уже почти вешая рюкзак на багажник, я обнаружил, что переднее колесо спущено – «урка на солнцепеке удар не держит» (с) Гоблин. Здоровенная заплатка, сделанная наскоро в таких полевых условиях, не выдержала даже 3 атмосфер :( А время идет… Пытаться второй раз заклеить – еще более часа времени… Велики шансы не успеть к deadline'у в Томск.
Вытряхиваю камеру из колеса, хватаю нож и… бегу в лес косить траву :shock: Именно траву ! Может кто помнит – в нашем совковом детстве вместо порванных камер в «Камах» или «Уралах» набивали покрышки соломой, чтобы хоть как-то можно было ехать… Так вот у меня этого не было – я научился кататься на велосипеде в 25 лет :lol: Поэтому пришлось наверстывать упущенное в течении 20-30 минут… Накосив травы начинаю ее упихивать в покрышку, так что она больше не трамбуется. Но самое интересное было впереди – одеть набитую покрышку на обод со второй стороны !!! Тут помимо 2-х монтажек пришлось использовать нож, отвертку и весь доступный набор матов. Может даже придумать новые по такому поводу :roll:
Тем не менее всё удалось ! Правда трава торчала из дыр в покрышке, из стыка покрышки и обода, из отверстия от ниппеля 8) Для надежности места разрывов покрышки я замотал через обод старым сильнодействующим средством – лейкопластырем. Колесо а вилку, рюкзак на багажник, каску на репу, ноги в руки с поскакали, пока скакалку не отобрали…
Сырая дорога сначала шла по полям – грязи было бы больше, если бы по ней кто-нибудь ездил, а так она почти не липла и не летела в стороны. Периодически попадались слабовидимые следы пребывания тут Ven'а – следы его покрышек, подмытые дождем. И постоянно попадали сильновидимые следы ночного трактора с грейдером – он, зараза, так выровнял дорогу ковшом, что на велосипеде ехать по ней было не пыткой. Травяное колесо держало давление отлично 8) 1 атмосферу :lol: Но ехалось на нем тяжело, легче чем вчера вечером, но тяжелее в разы чем обычно. Скорость более 15 км\ч на ровной гравийке даже для меня было поддерживать тяжело. Но тем не менее оно ехало !
Дождик почти кончился, но пока мы добрались до Томска он еще пару раз начинал накрапывать. Самым интересным куском дороги был самый «долбанный» кусок гравийки, прямо перед Кисловкой – там дорога по жизни убита сильнее всего. Уже к нему руки начали отстегиваться – трава в колесе скаталась как ей угодно, образовав в покрышке бугры и ямы. Из-за этого казалось, что колесо квадратное и едет как поезд «тыдынц-тыдынц» (пи-эр квадрат стучал :lol:) Асфальт тоже не спас положение – колесо уже приняло форму многоугольника и увеличение скорости не давало преимуществ.
Полина была просто в ударе: она была счастлива ! Так вот с какой скоростью я езжу – со скоростью Макса с ботвой в покрышке! Она то отставала от меня на дороге, то обгоняла, то табанила впереди оглядываясь и улыбаясь… Я же как старый ледокол «Красин» двигался прямо, ровно и медленно – 15-17 км\ч, стуча поршнями и подпрыгивая. Хотя скорее для меня лично (а не для байка) это больше напоминало средневековое рыцарство. Они когда из Бургундии, Нормандии, Шампаня или Прованса скакали на своих конях – думаю ощущения были подобные 8)
Так мы и приехали домой, в Томск. Чумазые, сырые и квадратноколесые… Ощущение отлично сложившегося осеннего велопохода пришло после ванной, и никакие поломки не смогли его испортить – это стало частью истории !
Тут и сказочке пиз… Ээээ… Конец ! А кто осилил весь текст – маладэц ! 8)

Комментарии
Editor15.02.10, 10:46
Из книги Итина 1935г 
Мои товарищи рассказывали о Глебе Травине с улыбкой. Были и такие, которые вовсе не верили в его путешествие вдоль полярного побережья Евразии. В большинстве случаев скептиками были известные полярники, испытавшие силу арктических пург. Но можно ли было сомневаться в реальности его подвига? Травина видели, в течение шести-семи месяцев, в Югорском шаре, на Диксоне, в Хатанге, Русском устье, на мысе Шелагском, в Уэллене и никто не видел на Колыме, устье которой он об'ехал морем.
Другие считали, что велосипед служил ему всего лишь «бесплатным проездным билетом», что на самом деле его везли ненцы, эвенки, якуты и чукчи, а это не такое уж «достижение».
На прямо поставленный вопрос Травин ответил письмом, в котором подтвердил, что от Яны до Индигирки он ехал на оленях, так как велосипед был испорчен.
- «В Русском устье, - писал он, - велосипед отремонтировали плохо, поэтому и решил взять с собой собак, рассчитывая на зимовку в любом месте. Выйдя в море, питался исключительно сырым мясом зверя, нерпы и рыбы, без соли и хлеба. Чай пил только тогда, когда был среди людей. В пути утолял жажду снегом и льдом. Распорядок дня всегда держал один и тот же: еда в 6 часов утра и в 6 часов вечера, собак же, как обычно, кормил раз в сутки, перед ночным отдыхом. Когда долго не удавалось найти зверя, то и сам, и собаки по несколько дней были голодны.
Впрочем, имея собак, очень часто ехал в море на велосипеде. Измученные собаки бежали бодрее, догоняя меня по гладкому ледяному полю.

http://www.marshruty.ru/Arts/Biblio.aspx?BiblioID=750add32-1800-451b-ac05-f8f39912246d
:( 
To Скородумова Татьяна: Всегда есть люди которые что-то делают героическое, которые об этом пишут (иногда привирая) и которые потом наживаются на этом. Я вот верю что американцы были на Луне и что Травин объехал СССР - и то и другое по силам людям. А обсуждения на Веломании с первых постов вызывает отвращение - и закончим тут с темой о Травине - Гугл вам в помощь :))
To Бэтман без ника: Ну отчего же... и в -30 катаются, и я катаюсь иногда - это ведь возможно ? Ничего не мешает... А вот в горы ходить в межсезонье надо быть совсем без страха и головы. И эту тему тут я тоже предлагаю закрыть.
Terra08.02.10, 19:16
:)  
Про Глеба Травина сейчас на велофорумах не пишет только ленивый... Если интересно, можно почитать здесь об этом широко нынче разрекламированном мифе http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=69784
О Маршруте
Категория сложности: 1
Ссылка:
Опубликовал Макс Иванкин