2. Варианты Подъезда и Отъезда

1.1 Наиболее удобный по времени следующий вариант подъезда:
- Поезд №605 Новосибирск – Новокузнецк (стыкуется с электричкой)
- Электричка Новокузнецк – Междуреченск (стыкуется со след. электричкой)
- Электричка Междуреченск – Бискамжа (ходит раз в сутки!) до ст. Казынет.
Между поездом, и электричками промежутки порядка 40 минут, но расписание год от года меняется, так что в случае опоздания поезда есть еще шанс успеть на электричку из Междуреченска, если срочно найти автотранспорт (в 2003 мы договаривались с автобусом на остановке у вокзала) до Междуреченска.

1.2 Другой вариант подъезда:
- Поезд №605 Новосибирск – Новокузнецк (стыкуется с электричкой)
- Поезд №696 Новокузнецк – Абакан (прибывает на ст. Калтас в 1:09/местн)
Но в этом случае нужно провести в Новокузнецке целый день с 6 утра до 20:52 (местн.) часов вечера.

2. Отъезд:

2.1. - Электричками в обратном порядке до Новокузнецка (после обеда).
- Поезд №605(именно 605!) Новокузнецк – Новосибирск.
2.2. - Поезд №695 Абакан – Новокузнецк (рано утром).
- Поезд №605(именно 605!) Новокузнецк – Новосибирск.






3. Техническое описание маршрута
0 день. 8 июля
Вечером на вокзале Новосибирск-Главный садимся на поезд № 605.

1 день. 9 июля
Утром прибываем в г. Новокузнецк. Встречаем восьмого участника похода Ан Ульяну, только-что прошедшей пеший поход по Ергакам. На электричке с пересадкой в Междуреченске достигаем станции Казынет. Строимся. Количество привезенных труб меньше, чем требуется, поэтому используем лес в достатке растущий здесь. Обедаем. Собрано две двойки и одна четверка. Становиться пасмурно. В 17-00 выходим. Одновременно начинается дождь. На ходу одеваем дождевики. Дождь и отсутствие солнца делают свое дело – девушки высказывают желание загидриться. Поскольку вечереет, км 8 ниже старта, на левом берегу зачаливаемся и ставим лагерь. Параллельно ж.д. проходит грунтовка и за вечер проходит два ГАЗ-66, но наши палатки стоят в стороне и мы не мешаем друг другу.

2 день. 10 июля
Утром надеваем гидроштаны. Так-же пасмурно и идет дождь. Выходим в 9-50. Томь не представляет никакой сложности. Гоняемся за бульками – небольшими валами. В Балыксе, ниже моста делаем остановку для перекуса. Уставши грести сцепляем суда борт к борту, и дрейфуя созерцаем красоты природы. 1-40 отнимает обед. Моросящий дождь не прекрашается. К 19-30 достигаем устья Большого Казыра.
СПРАВКА Казыр - самый бурный из сплавных притоков Томи. В период половодья его прохождение имеет 5-6 к.т. Мы проходили только самый нижний участок Казыра (ниже порога "Каша") в условиях малой воды. Самым сложным препятствием на этом участке является порог "Трек", образованный скальной грядой правого берега. В пороге узкие проходы между каменных глыб и сильная струя, требующая четкого маневра. Ориентиром порога являются крупные камни в русле реки. Мы строили катамараны выше порога, разведку и страховку осуществляли по левому берегу.

В устье виден остров – значит воды не слишком много. Зачаливаемся, на левом берегу Большого Казыра, после небольшой разведки находим тропу проходящую по руслу высохшего ручья и начинаем занос. Метров через 700 тропа выходит на щебеночную дорогу, которая выводит к мосту через Б. Казыр. Метров 200 выше моста находиться порог Трек. Находим свободную площадку и разбиваем лагерь, немного выше стоит народ из Кемерово, у них здесь школа по воде, и быть им здесь еще 10 дней. Дрова несмотря на опасения находятся легко.

3 день 11 июля
Погода улучшается, небо потихоньку растягивает. После завтрака делаем занятие по метанию морковок. Девушки вначале тренируются в бросании камней и только затем бросают морковки. Выявляется лучший метатель Щелудяков Олег, не зря он заведует кафедрой в водной академии. Освоившись с морковками переходим к катамаранам. Ставиться страховшик с морковкой, и страховочный катамаран в тишке. Поле нескольких прохождений порога выясняется что, с таким уровнем воды, даже новичкам не удается кильнуться, страховочный катамаран убирается, остается лишь страховка морковкой. После обеда появляется солнце. У нас познавательно-фотографировательная тренировочная радиалка. Берем катамараны и по дороге заносимся до порога Каша, оставив суда поднимаемся да порога Молоко, фотографируемся. Вернувшись к машинам, спускаем их ниже Каши. У Казыра течение быстрее чем в Томи потому пользуясь возможностью тренируем перегребание с берега на берег, развороты, маневрирование. Снова проходим Трек. Ужинаем. Отбой.



4 день. 12 июля
Позавтракав в 9-15 выходим. Погода радует, светит солнце. На снаряженных судах снова проходим Трек. Не останавливаясь продолжаем сплав. Из препятствий попадаются подводные камни, которые мы обходим. Стараемся собрать валы, которых здесь мало, и высотой они не более полуметра. Через 15 минут мы в устье. Пройдя еще 50 минут достигаем устья реки Амзас. Зачаливаемся немного выше от устья (фото 7). Место знакомое, большинство из нас здесь были зимой и переходили Томь по льду, летом же здесь оборудована паромная переправа. Пофотаграфировавшись и окончательно разгидрившись (солнце то припекло) продолжаем сплав. Сделана ротация экипажей, чтоб люди поработали в составе другой команды и на другом судне. Река становиться шире и спокойнее, встречаются мелкие перекаты, порой требующие проводки. Река делится многочисленными островами, флотилия разделяется по протокам, затем снова собирается, в некоторых из них приходится идти волоком. Встречаются рыбаки и отдыхающие на катамаранах и резиновых лодках. Семья отдыхающих из Междуреченска на двух сцепленных катамаранах посмеивается над нашим видом (каски и спасжилеты) на такой спокойной реке, но мы напоминаем себе что у нас поход спортивный и безопасность превыше всего. Временами мы сами уподобляемся отдыхающим, и сцепив суда, дрейфуем подставив лица солнцу. Належавшись, устраиваем гонки. Обед делаем недалеко от станции Сливень. Пока дежурные готовят, остальные времени не теряют – проводиться занятие «принудительное киляние судна, переворот его обратно». Жаркая погода этому благоприятствует. Затратив 4 часа 50 минут чисто ходового времени к 17-00 достигаем Тебы, она легко опознается по ж.д. мосту, позволяющему поездам, пешеходам и мотоциклистам пересекать р. Томь. После небольшого перекуса и разведки люди и суда меняются ролями - с катамаранами на загривках по хорошей гравийной дороге идущей по правому берегу начинаем занос до Лосевских порогов. Река хорошо просматривается с дороги, видны перекаты, требующие при малой воде проводки судов.
На расстоянии 3,5 км от устья начинаются Лосевские пороги - с дороги видны сливы и сложные шиверы между ними. Место легко опознается по железному мосту через один из притоков Тебы. Еще через 500 м видны плоские плиты, образующие правый берег и поляна перед ними - удобное место стоянки, которую мы и занимаем. Ужинаем и ложимся спать.


5 день. 13 июля.
Дежурные встав в 6-30 довольно скоро будят остальных. Первый каскад Лосевских порогов - 3 слива, разделенные участками в 30 и 50 м быстротока. Первый слив косой, высотой около 40 см, у большого камня с левого берега. второй прямой, посередине реки. Третий прямой, у левого берега, с довольно глубокой бочкой и цепочкой валов за ним. Далее до правого притока и 50 м за ним – шивера с обилием подводных камней. Второй каскад состоит из двух сливов. Заход в первый из них осложнен подводными камнями и требует точного маневра. Второй - мощный слив у левого берега. За порогами шивера продолжается еще 400 м, но постепенно упрощается. Для повторения прохождения рекомендуется зачалиться в 100 м ниже последнего слива, выбрав подходящее место для выхода на дорогу - в том месте, где дорога спускается к реке и до нее остается около 3 м по высоте.
После Казыра Теба не вызывает энтузиазма у матросов (ошибка руководителя в планировании маршрута – простая река после сложной). Поэтому после нескольких прохождений порогов задача усложняется – учимся делать принудительную чалку. Тема ещё недостаточно изучена и потому чуть было не уплывает ценное дюралевое весло. Накатавшись, сворачиваем лагерь и начинаем сплав по Тебе. Ниже Лосевских порогов до устья река образует еще 4 шиверы, из которых первая длиной почти 1 км, а третья и четвертая требуют по малой воде проводки катамаранов, и потому экипажам здесь очень пригождается навыки маневрирования приобретенные ранее, особенно достается четверке, местами она садится на камни и экипаж спешившись волочит её. За 28 минут непрерывного лавирования достигаем окраин деревни, здесь и зачаливаемся.
Заявленный до Междуреченска маршрут спортивного интереса не представляет и потому разобрав суда, просушившись и пообедав, идем на станцию Теба. На электричке с пересадкой в Междуреченске добираемся до Новокузнецка, садимся на поезд №695 и утром мы дома.






4. Итоги.
Река Томь хорошо подходит для совершения водных походов первой категории сложности. Проходящая вдоль реки железная дорога позволяет легко начать и завершить маршрут в любой удобной точке. От р. Амзас Томь становиться более спокойной, поэтому рекомендуем начинать маршрут из района ст. Казынет. Включение в маршрут р. Теба позволяет повысить сложность до 2 к.с.. Планирование захода вначале на Казыр, а затем на Тебу было ошибочным, т.к. участники после прохождения более сложной реки, не проявляют интереса к менее сложной. Правильней будет несмотря на сложности при переездах, запланировать пройти реки с нарастанием сложности. Количество дней получится тоже. Наличие пещер (Щорская и др.) позволяет планировать комбинированные маршруты. Следует учесть наличие в это время года кровососущих насекомых и запастись реппелентами, особенно мерзопакостен гнус, который кусает не сильно чувствительно, но через пару дней все начинают усиленно чесаться, для такого случая полезен МЕНОВАЗИН, которым смазываем места укусов

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 2
Опубликовал Юрий Рябцев