Горный район Западный Саян / Лыжный туризм | Спортивный туризм
 

Лыжный поход Западному Саяну (левобережье Енисея) 2 к.с.

8 - 20 февраля 2008 г.
Лыжный поход Западному Саяну в районе пер.Саянского.
Нитка маршрута
пер. Саянский – траверс участка хребта Сайлыг-Хем Тайга (г. Сюр-Даба - 2581) (1а) - р. Мунгашхоль – р. Каратош – радиальное восхождение на в. 2969 (1б) – р. Кайлюза – пер. Адмиралтейский (1б) – р. Перетхем – р. Кызылкузунец – р. Карасума – пос. Б. Он
 
День 1-й. 08.02. (траверс хребта Сайлыг-Хем Тайга)
Тема: Подробное описание

В 10.00 (по Новосибирскому времени, +3 Москвы, -1 местного) выбрались из теплого автобуса. На перевале, как и ожидалось ветер, северный, относительно теплый, пасмурно, но временами выглядывает солнце. Доедаем внераскладочную еду из поезда, фотографируемся около украшенного дерева, вероятно, символизирующего границу между Хакасской республикой и Тывой и уже в 10:45 направляемся по хребту в сторону горы Сюр-Даба. Двигаемся по слегка присыпанным снегом камням пешком, лыжи цепляем за собой на веревочке, чтобы не догружать и без того не легкие в начале маршрута рюкзаки. Ветер надувает справа щеки, уши, нос, решаем не растягиваться, временами поглядывать друг на друга и растирать побелевшие участки кожи лица, многие одели маски. Видимость переменчивая, за 500 метров до г. Сюр-Даба пришлось некоторое время подождать прояснения и, разглядев контуры горы, двинулись дальше. Подъем крутизной 20-25 градусов, под ногами камни и наст, местами рубили ступени. На вершину поднялись в 13:30, стоит тригопункт, записки не обнаружили, но свою оставили. С вершины хорошо просматривается дальнейший путь движения по траверсу и спуск в долину р. Мунгашхоль. Пройдя 3 км после вершины и увидев неплохой спуск в долину, уходим вниз в зону леса. Дальнейшее движение по траверсу могло привести к ночевке без дров. Внизу на реке снега немного, есть тропы, встаем на лыжи. Через 45 минут после спуска (17:30) становимся на ночевку, с дровами проблем нет. В 21:00 легли спать.


Пройдено: 12 км
Перепад высот: 2206 – 2581 – 1550
День 2-й. 09.02 (Оз. Улуг-Мунгашхоль)
Тема: Подробное описание

Подъем дежурных в 5:00, завтрак, сборы, в 8:20 выходим на маршрут (светает примерно в 7:00), на улице тепло, солнечно. Двигаемся на лыжах, на пути встречаются поваленные деревья, кусты, все препятствия преодолеваем в лыжах. Ходки делаем по часу, за день удается пройти 3 ходки до обеда и 3 после. На озере Улуг-Мунгашхоль идется легко и быстро, снег неглубокий, ветер, солнце. После прохождения озера обнаруживаем обжитое место стоянки, там устраиваем обед (время 12:00). В 13:10 продолжаем движение, через 100 метров обнаруживаем тропу, проходящую по правому берегу реки по крутым (по лыжным меркам) спускам между валунов, промоин, кустов, с этого момента и до ночевки идем пешком. Камни местами присыпаны снегом, удобными оказываются палки, для зондирования тропы пред собой. Река на этом участке не застывшая, встречаются бревна, снежные мосты, мы ими не пользуемся, идем по тропе по правому берегу реки. Пройдя слияние с притоком Субурдук в 17:15 встаем на ночевку. Дров достаточно, в 21:00 укладываемся спать.


Пройдено: 14 км
Перепад высот: 1550 - 1400
День 3-й. 10.02 (в поисках Каратоша)
Тема: Подробное описание

Традиционный теперь подъем дежурных в 5:00 и в 8:20 выходим. По сравнению с предыдущим днем, рельеф существенно упрощается, по замерзшей реке движемся гораздо быстрее. Катимся настолько быстро, что уже на первой ходке (ходка – 1 час) проскакиваем мимо нужного нам поворота на Каратош. На второй ходке пробегаем мимо домиков (чуть позже узнаем, что это была Каратошская застава), постепенно закрадываются сомнения по поводу точности ориентиров и только на третьей ходке, достаем GPS. Прибор показывает, что мы убежали от свертка уже на 8 км (!!!), очевидно, недооценив собственную скорость. Дальше по ходу маршрута с GPS’ом не расстаемся, оказалось, что очень интересно на привале узнать, сколько было пройдено за последний час. Удивившись незапланированному радиальному выходу длиной 8+8 км, возвращаемся к Каратошской заставе, где в 12:40 устраиваем обед. На заставе кроме большого дома есть баня, столики, однако дров на костер наскребли с трудом. После обеда доходим до поворота на Каратош, который проскочили еще утром, вверх по реке идут следы поверх лыжни. Некоторое время проходим на лыжах, затем для разнообразия пешком, транспортируя лыжи волоком за собой. Часто приходится преодолевать наледи. Тропа идет преимущественно по реке, в местах слияния с притоками Каратоша выходит на правый по ходу берег. В 17:15 останавливаемся у слияния с притоком Чарлыхол. Сегодня потеряли примерно пол дня, в итоге эффективного перемещения получилось не более 14 км. Из-за ошибки в ориентировании немного отстаем от намеченного графика, завтра предстоит нагнать упущенное.


Пройдено: 14 км
Перепад высот: 1400 – 1350 – 1400
День 4-й. 11.02 (Забег по Каратошу)
Тема: Подробное описание

Выходим чуть раньше, в 8:10. Идем на лыжах, как и прежде движение затрудняют наледи и поваленные деревья. Уже через ходку снимаем лыжи и идем по тропе по правому по ходу берегу. Спустя некоторое время долина расширяется, входим в урочище Каратош. Здесь снова одеваем лыжи и идем преимущественно по кустам, засыпанным снегом и рекам. Непосредственно перед обедом, собираем консилиум, на котором большинством голосов решаем не идти на оз. Позарым, а вместо этого попытаться доехать до слияния с р. Кайлюза, чтобы на следующий день совершить радиальное восхождение на пик 2969. Отказавшись от важной достопримечательности района, получаем шанс, вернуться в рамки первоначально запланированного графика движения, спортивная составляющая маршрута на этот раз подавила эстетическую. Таким образом, в 12:20 становимся на обед, который продолжается до 13:30. Нам очень сильно везет, немного пройдя по кустам (со скоростью 2-2.5 км/ч), выходим на охотничью избушку, стоящую на тропе к перевалу Кызылоюк. От избушки вверх по Каратошу шла отличная охотничья лыжня. Все же не без труда за оставшуюся часть дня пробегаем 13 км и останавливаемся на слиянии с р. Кайлюза, без лыжни, вероятно, в разумные сроки мы не дошли бы до намеченной точки. В 17:30 встаем на ночевку. Этот день на тот момент был, пожалуй, самым напряженным, всего преодолели 27 километров! Группа продемонстрировала запас прочности, который впоследствии еще не раз пригодится. Восторг о проделанной за день работе, предвкушение завтрашнего радиального выхода «налегке», ужин, массаж в палатке, с большим трудом, но все же улеглись (в 22:20).


Пройдено: 27 км
Перепад высот: 1400 – 1629
День 5-й. 12.02 (Радиальный выход на в. 2969 (пик Синтон))
Тема: Подробное описание

Не особенно торопясь с завтраком, в 7:30 выходим из лагеря. Из снаряжения с собой взяли обвязки, веревки, кошки, ледорубы, забыли тормозила. Немного подойдя к притоку Снежному включаемся в активную тропежку. Надо сказать, что по большому счету до этого момента группа могла пройти весь предыдущий маршрут без лыж (год по заявлениям местных жителей был бесснежным). Таким образом, до 12:00 пробиваемся сквозь глубокий снег. Преодолев порядка 8-9 км подходим к подъему по крупной осыпи слегка присыпанному снегом (точка А, высота 2000 метров)
Описание прохождения вершины 2969 (пик Синтон, 1Б)
Некоторую часть подъема проходим на лыжах с тормозилами, т.к. тормозила взяли не многие, приходится импровизировать, использовать прусики и расходные петли. Через 100 метров такого подъема снимаем лыжи, далее идем пешком, выбрав более крутой гребень (20-25 градусов), и соответственно менее заснеженный, оставляя слева и справа кулуары. Набрав 300 метров по высоте, выходим на локальную вершинку, где устраиваем небольшой обед (точка Б, высота 2300). На момент окончания обеда время было около 13:30, закрадывались сомнения по поводу возможности восхождения в светлое время суток. Был установлен дэдлайн на 15 часов, время, в которое группа должна быть на вершине (позже этот срок будет сдвинут). После обеда небольшое понижение, а затем снова подъем по гребню. Во время подъема (25-30 градусов) идем по осыпи и полкам оставляя скалы слева по ходу движения, метров через 200 (по высоте), просматривается удобный выход на гребень. На гребне (точка В) достаточно полого, оставляем рюкзаки, и набираем оставшиеся 250 метров высоты. В 16:00 всей группой собрались на вершине (точка Г ), записки не обнаружено. GPS показывает высоту 2971, замечаем неподалеку еще одну вершину, на всякий случай оставляем и там записку. Называем вершину – Синтон. До заката остается не так много времени, начинаем спуск. Около рюкзаков (точка В) одеваем обвязки, спуск проходим по пути подъема (участок В-Б) в связках с одновременной и попеременной страховкой. В точке Б развязываемся и по осыпи спускаемся в точку А, где лежат лыжи, время 18:00, почти темно.
Далее по своей накатанной лыжне уже с фонариками уходим в базовый лагерь на слиянии Каратоша с Кайлюзой. В лагерь возвращаемся в 20:00. Таким образом, ожидаемая легкая прогулка без рюкзаков оказалась весьма продолжительной и для многих участников изматывающей. Второй подряд тяжелый день показал хорошую работоспособность и волевые качества группы. Ужин, бивуачные работы, лечь спать удалось только в 23:00.


Пройдено: 11 км
Перепад высот: 1629 – 2969 – 1629
День 6-й. 13.02 (Перевал Адмиралтейский, 1Б)
Тема: Подробное описание

Ввиду позднего отбоя, подъем дежурных был перенесен на час (в 6:00). Вышли соответственно в 9:20. Сначала был сложный подъем, пользовались тормозилами, приходилось перелазить в лыжах по поваленным деревьям, иногда шли пешком. Чуть далее подъем стал более пологим, а снег глубоким. Немного забрав на запад, оказались на левом по ходу берегу Кайлюзы. Через три часовые ходки с места ночевки выходим на границу зоны леса и в удобном месте устраиваем обед (13:00-13:50). На момент обеда пройдена примерно половина ущелья Кайлюзы. После обеда скорость существенно возросла, движемся преимущественно по насту.
Описание прохождения перевала Адмиралтейский, 1Б
На перевальный взлет поднимаемся без лыж по некрутой осыпи, эпизодически попадаются пятна наста, на котором вырубаем ступени. На широкой седловине перевала собираемся в 16:00, в очередной раз в туре не обнаружено записки, свою оставляем. Спуск в ущелье реки Перетхем, очевидно, является определяющим. В самом начале спуска снежный карниз, который проходим дюльфером по перилам, далее в связках спускаемся по снежному склону крутизной около 30-35 градусов. В более заснеженные годы, вероятно, следует использовать на данном участке лавинные шнуры. В нашем же случае спуск проходил достаточно близко к осыпи и строго в направлении стока воды, кроме того, структура снежного покрова настраивала на оптимистичный лад.
С перевала спустились в 17:15. Дальше по насту съезжаем до ближайших деревьев, во время спуска группа растягивается и очень четко выявляется необходимость умения кататься с горок. Останавливаемся в лесу в верховьях Перетхема в 18:00. В 22:00 отбой.


Пройдено: 12 км
Перепад высот: 1629 – 2400 – 1800
День 7-й. 14.02 (Перетхем - Кызылкузунец)
Тема: Подробное описание

До начала маршрута не удалось достоверно выяснить границы Хакасского Государственного Заповедника. Теперь известно, что долина реки Карасумы со всеми ее притоками находится на территории заповедника, вход в который огорожен кордоном, располагающийся недалеко от слияния Карасумы с Оной. Полагая, что заповедник охватывает лишь приток Карасумы выше слияния с Кызылкузунцом, решаем идти вниз по рекам. В действительности же более разумным вариантом был бы проход по перевалу через хребет Кузун в долину Оны.
Традиционный выход в 8:30. Сначала движемся в лыжах слева по ходу от реки Перетхем рельеф сложно проходимый, много поваленных деревьев. В самом начале второй ходки Лёня ломает носок лыжи, проводим небольшие ремонтные работы, через 20 минут ломается палка. Спускаемся вниз к реке, далее идем по реке, местами выходим на наледи. Ближе к устью Перетхема появляются большие валуны, промоины, из-за чего скорость немного падает. Тем не менее, в 13:20 выходим на избушку на слиянии с Кызылкузунцом, где устраиваем обед. В избе находим журнал учета посещений работников заповедника. Закрадываются сомнения о законности нашего пребывания в избе и в долине реки, все же идем дальше. Более того, со сломанной лыжей идти на перевал совсем не хочется. Во время обеда формируется новая спортивная цель, выйти с маршрута за 2 дня, т.е. завтра вечером. Обед заканчиваем в 14:30, идем вниз по Кызылкузунцу по валунам, иногда обходя промоины по берегу. В 17:30 вынуждены остановиться на ночлег, темнеет, по наклонным наледям и камням идти быстро и безопасно не удастся. В 21:30 отбой.


Пройдено: 20 км
Перепад высот: 1800 - 1400
День 8-й. 15.02 (Карасума, выход в Б. Он)
Тема: Подробное описание

Выход в 8:05. По засыпанным снегом валунам, наледям, снежным мостам не удается разогнаться, скорость 3-3,5 км/ч. На небольших локальных участках река выполаживается, такие участки можно быстро проскочить, местами приходится кататься на лыжах по льду. После слияния с Карасумой, снова идем по валунам иногда выходя на берег, река сильно виляет. В 2-х километрах ниже слияние останавливаемся на ранний обед (11:50-13:00). До выхода в Б. Он остается 25 км, в очередной раз нам везет, пройдя после обеда пару километров по валунам, выходим на охотничью лыжню, по которой разгоняемся до 6 км/ч. Далее выходим на буранный след. По пути не встретили ни одного охранника заповедника, спокойно прошли мимо кордона, снова везение! Вероятно, задержка в долине Карасумы еще на один день могла нам дорого обойтись, но мы успешно преодолеваем 25 км за пол дня и выходим в Б. Он, на последнем участке пути идем пешком по дороге. В Б. Оне машину найти не смогли, зато встретили местного сторожа Сергея, у которого остановились на ночь.


Пройдено: 38 км
Перепад высот: 1400 - 770
Итоги, выводы и рекомендации
Тема: Подробное описание

Маршрут был пройден полностью, без существенных изменений за 8 дней, вместо намеченных 10, что является несомненным достижением участников, как спортивного коллектива. Стоит отметить, что даже в самые напряженные дни группа не отказывалась от обедов. К числу лишнего, не использованного снаряжения можно отнести кошки, лавинные шнуры, 3 баллона газа, буры, расходные петли. Газ мы взяли с запасом на случай ночевки вне зоны леса, использован был только на радиальном выходе на вершину 2969, но можно было обойтись без газа. Лавинные шнуры теоретически могли бы пригодиться при спуске с перевала Адмиралтейский, но, видимо, в более снежные зимы. Отсутствие в ремнаборе жестяного носка для лыжи могло сильно подпортить поход, если бы Лёнина лыжа сломалась раньше. По поводу сломанной лыжи нужно сказать, что сломались единственные «узкие» лыжи – «Турист», у остальных участников были «Вятка» и проблем в ними не возникало. Кроме поломки лыж, были проблемы с бахилами, у одного участника после осыпного подъема и спуска с в. 2969 порвались калоши на бахилах, очевидно, что нужно более тщательно подходить к выбору калош, либо менять бахилы на фонарики во время передвижения по куруму. К положительным моментам экипировки можно отнести удачное решение с двумя ковриками на человека, оказалось, что ночевать на двойном слое ковриков и теплее, и суше.
Представленное выше описание может быть использовано для подготовки к лыжным маршрутам в данном районе, с небольшой поправкой, зима этого года по заверениям местных жителей была бесснежной.
Приложение 1. Варианты подъезда и отъезда
Тема: Как добраться. Транспорт

Непродолжительный путь подъезда состоял из 4-х частей
В 13:40 на электричке Новосибирск-Новокузнецк доезжаем до Новокузнецка, примерно 7 часов пути
Из Новокузнецка на поезде Новокузнецк-Абакан доехали до станции Аскиз, примерно 7 часов пути (ночью)
Утром из Аскиза ежедневно ходит рельсовый автобус (вагончик) до Абазы, который стыкуется с поездом, 1.5 часа в пути
В Абазе несложно найти микроавтобус который за 2000 рублей довезет до Саянского перевала, 2.5 часа пути. Автобус можно заказать на автостанции около ж/д вокзала, либо договориться с водителями рейсовых маршрутов встречающих поезд.
В 10:00 по Новосибирскому времени выходим на маршрут. Таким образом, путь подъезда занял меньше суток, стоимость около 1000 руб. с человека.
Обратно крайне желательно заказать встречающий автобус, в нашем случае одному участнику пришлось выезжать в Абазу автостопом и договариваться с автобусом, но что был потрачен целый день. Вечером (примерно в 23 часа по местному времени, +4 мск.) из Абазы уходит рельсовый автобус, стыкующийся с ночным поездом Абакан-Новокузнецк. Полная стоимость выезда так же 1000 руб.
Приложение 2. Обеспечение группы
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

--- Личное снаряжение
Рюкзак
капроновый костюм
костюм флис-полар-шерсть
Шапка
Шарф
куртка-пуховка
Маска (неопрен)
перчатки-флис
Теплые рукавицы
войлочные рукавицы (суконные)
боты + бахилы
носки (шерсть 2 пары + обычные)
Очки
клмн в мешочке
зажигалка
трусы
футболка
лыжи + палки
кошки привязные
нижняя обвязка + 2 уса (можно один)
3 карабина + прусик + спусковуха
индивидуальное полиэтилен
фонарик + батарейки
тормозила (репик 2 по 3м)
два коврика
лавинная лента

--- Общественное снаряжение
печка
труба
палатка
полиэтилен под палатку
пластина под печку
спальник (4 шт = 2 конверта)
трос костровой
котлы
лопата снежная
ледоруб (2 шт)
буры + карабины
веревка основная 40 + 25
расходные петли
горелка
газ (4 баллона)
цепная пила 2 шт
пила двуручная
мазь держания
ремнабор
GPS
поварешка
фотоаппарат
свечка

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Западный Саян
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2
Опубликовал Дмитрий Бабий