23.04.04
Выезжаем до Бийска в 21.30 в плацкартном вагоне бийского поезда.
24.04.04
Загужаемся в заказанный микроавтобус и едем по Чуйскому тракту на Чую. Доезжаем до руч. Бока – это конец разбоев. Ставим базу на берегу и собираем катамараны. Уровень воды низкий.
25.04.04.
Начинаем сплав. Катамараны движутся в установленном порядке, стараясь соблюдать дистанцию 10-50 метров. Ориентир порога Сумрачный – крупные камни в русле. Разведываем по правому берегу и проходим в кильватерной колонне.
Подходим к порогу Бегемот. Ориентир порога – мост через реку. Зачаливаемся на левый берег в 200 метрах выше мостика и выставляем страховку около «Акульего плавника». Первый слив порога находится под мостом, потом надо сманеврировать между камнями и уйти влево от «Акульего плавника» – камня посередине струи. Катамаран-1 успешно выполнил маневр и встал в заводь у левого берега, катамаран-2 развернулся перед сливом и прошел его кормой вперед, катамаран-3 сбросился со слива правее «Акульего плавника», но смог сманеврировать и выйти из бочки без посторонней помощи. После проведения полит. работы продолжили сплав. Пройдя значительное расстояние и преодолев в кильватерной колонне несколько простых шивер, зачаливаемся на левом берегу вблизи руч. Сырнах.
26.04.04
Проходя череду простых шивер, ждем появления ориентира порога «Турбинный» - левого поворота русла (левый берег обрывистый, видно значительное падение воды). Зачаливаемся в 100 метрах выше порога на правый берег и выставляем страховку ниже основного слива. В Турбинном вода закручивается на резком левом повороте русла. Большая часть воды проходит слева от скалы и делится надводным камнем на две примерно равные части, образуя мощные сливы. Меньшая часть воды падает справа от скалы каскадом из двух крутых узких сливов. Каждый из экипажей выбрал свой путь прохождения. Катамаран-1 прошел по центру самого левого языка, катамаран-2 по самому правому варианту, каскадом узких сливов – требуется точный маневр, но не приходится преодолевать сопротивление бочки. Катамаран-3 прошел левее скалы, но правее камня, и успешно преодолел бочку.
Порог Горизонт находится в 600 метрах ниже Турбинного, а по прямой тропе и еще ближе. Так как между порогами нет достаточно удобных мест чалки на правом берегу, руководитель решил стартовать прямо из-под Турбинного, выставив страховку. Разведка показала, что струя делится большим камнем, справа от камня слив фактически отсутствует, а слева он довольно мощный, но без держащей бочки. Выставили страховку двумя экипажами и отправили на прохождение катамаран-1. При прохождении оказалось, что струя слева от камня сильно закручивается, чего не видно с правого берега. В результате катамаран-1 вошел в слив кормой. После чалки решили отправить остальные два катамарана с интервалом в 10 минут. Катамаран-2 при прохождении слева от камня попал в прижим к скале левого берега, но легко оттолкнулся и пошел к месту чалки. Катамаран-3 попал в тот же прижим, но гораздо прочнее, экипаж в течение 5 минут пытался оттолкнуться и закончил дело оверкилем. Брошенные морковки легли довольно точно, но члены экипажа не смогли ими воспользоваться из-за неожиданности произошедшего. Была организована погоня силами катамарана-2. После этого без приключений дошли до устья Чуи и встали на стоянку на стрелке. Сильный ветер. Зашиваем продранные лыжи. Обычно для того, чтобы не повредить надувной элемент, прокладывают между ним и сшиваемой тканью хобу, но Серега, учтя глобальность повреждений, просунул в гондолу цевье весла.
27.04.04
Доходим до Ини, закупаем в Ине хлеб и другие полезные продукты. Течение довольно ровное, катамараны 1 и 2 сцепляются вместе. Увидев камень в струе, срочно расцепляются, при этом катамаран-1 проходит справа от камня, а катамаран-2 с честью преодолевает жесткую бочку между камнем и стеной левого берега. Катамаран-3, двигающийся за ними в отдалении, пытается повторить маневр катамарана-1, специально подойдя поближе к камню, и терпит оверкиль. Промокла часть хлеба, не убранная в гермешок. Через 15 минут катамаран-3 совершает еще один оверкиль на высоком валу в очередной шивере, зайдя на вал полулагом.
Подходим к порогу Ильгумень. Ориентиром служит песчаный берег справа (наверху неплохая стоянка) и скалистый берег прямо по курсу, а не левый приток река Ильгумень, т.к. она течет среди камней и становится видна у самого входа в порог. Катунь поворачивает налево. Разведка по правому берегу. Большой перепад рождает быстрое течение и мощные валы. Справа на входе камни и бочка. В порог мы заходили возле левого берега, пробивали входной вал, а затем пересекали струю слева направо, чтобы не попасть в прижим и уйти от основных валов.Чалилимся у правого берега. Сушим хлеб.
Стоянка на левом берегу в 2 км ниже порога.
28.04.04
После Ильгуменского порога мы довольно напряженно ждали Кадринскую трубу, но, к нашему разочарованию, Кадринская труба оказалась просто длинным участком с большим количеством мощных, но не опасных для прохождения шивер, требующих в то же время внимания. Внимания не хватило экипажу катамарана-3, хотя он и был для повышения внимания других экипажей поставлен в середину колонны. Оверкиль произошел на мощной сбойке валов. В процессе обратного оверкиля Шурик поставил Алексу громадный фингал под глазом.
После Кадринской трубы ждем порог Шабаш. Это одно из самых мощных препятствий Катуни. Порог двухступенчатый. Ориентиром служит галечный берег слева и отдельно стоящий утес у правого берега, но он находится в середине первой ступени, т.е. прямо по курсу. Очень нежелательно переворачиваться на первом каскаде (а сделать это нетрудно), можно влететь во второй каскад. Наибольшую опасность представляет не слив второго каскада, а стоящие по его краям бочки. Правда, каскады разделены двухсотметровым участком спокойной воды с быстрым течением. В первой ступени бочка в центре, левее скального утеса, а затем громадный сбойный пульсирующий вал «покрывало». Первый катамаран обошел бочку слева, а «покрывало» пробил правее центра, и встал в конце первой ступени. Лоцман катамарана-2 попросил пропустить его машину вперед для обеспечения более надежной страховки катамарана-3. Катамаран-2 повторил маневры катамарана-1, пройдя «покрывало» почти по центру. Катамаран-3 перевернулся при попытке пробить «покрывало», при этом Шурика оторвало от катамарана. Незамедлительно потерпевшим была оказана помощь лоцманами-1 и –2, оседлавшими катамаран-1. Шурик удачно миновал бочки, но катамаран из-за большей плавучести не мог его догнать. Помощь была оказана только на месте выхода Шурика на правый берег в 1,5 км ниже – незамедлительно собрали хворост и развели костер. Алекс самостоятельно перевернул катамаран и прибыл в ту же точку. Немного позже прибыли и Макс с Танюхой на катамаране-2.
В результате обсуждения происходившего руководитель решил, что надо поменяться катамаранами для выяснения причины столь частых оверкилей катамарана-3.
Теперь Тема и Макс идут на катамаране-3, а Алекс и Шурик на катамаране-1. Оказалось, что катамаран-3 имеет несколько более узкую раму, чем остальные (пониженную боковую остойчивость) и, кроме того, слишком выгнутый вниз профиль, что приводит к пониженной килевой остойчивости. Приходим в устье Урсула, стоим на стрелке наверху.
29.04.04
Оставив стоянку, перечаливаемся на левый берег Урсула и заносим катамараны по тропе до порога Замок. Тропа местами узкая и подходит близко к скалам. Макс пытается снимать фильм с катамараном на шее. Проходим памятник и чуть выше вдоль оврага спускаемся к реке. В 300 метрах ниже памятник в начале порога Замок. Перечаливаемся туда, выставляем страховку в двух точках. В центре порога Замок две глыбы с узким промежутком между ними – «замочной скважиной». Прохождение возможно как слева, так и справа от глыб и требует четкого маневра. Затем череда мощных сливов. Принудительная чалка после сливов в улове правого берега. Затем на Урсуле до самого устья череда интересных препятствий, не требующих разведки. Проходим их в кильватерной колонне.
Собираем базу, грузим рюкзаки и продолжаем сплав по Катуни. Через 4 км ровной воды встаем на левом берегу ниже устья Б. Сумульты. Вечером выясняем отношения между Шуриком и Алексом – оказывается, Шурик не выполняет команды под тем предлогом, что не может их пересчитать в траекторию катамарана. Запланировали воспитание Шурика на следующий день.
30.04.04
Утром садятся Тема и Шурик на катамаран-3, Алекс и Макс на катамаран-1, Серега и Танюха по-прежнему на катамаране-2. Нескольких комментариев и ударов ложкой по каске оказалось достаточно, чтобы привести Шурика к адекватному поведению. Проходим пороги Каянча-1 и –2 – это просто сильные шиверы. Следующий порог – Аюла. Его ориентир – скальный утес у левого берега. В первой ступени (в 200 м выше скального утеса) сильные валы, во второй ступени в малую воду обнажаются бочки, и надо их аккуратно объехать.
Перед порогом Тельдекпень-1 мощная шивера с пульсирующими валами на правом повороте реки. За шиверой надо зачалиться на левый берег для разведки порога. Порог Тельдекпень-1 представляет собой длинный скальный коридор. Берега - отвесные скалы. Огромная масса воды, сжатая скалами, образует хаотические струи и водовороты. В пороге условно две ступени, одна на входе - небольшой слив. Вторая через метров 300 - тоже слив, но чуть мощнее. В этом месте Катунь пересекает навесной мост, с него очень хорошо просматривается весь порог. За сливами мощные водовороты, которые требуют мощной и резкой работы то левого, то правого бортов судна. Заканчивается порог расширением русла. При низком уровне воды порог интереса не представлял и был пройден после разведки в кильватерной колонне.
В 600 метрах ниже начинается порог Тельдекпень-2. Он аналогичен первому - такой же скальный коридор, но начинается сливом с более мощными воронками за ним.
Проходили на скорости по центру реки , по основному течению, потом уходили от воронок. Далее скальный коридор, заканчивающийся резким расширением русла.
Остановились для ночевки на левом берегу выше порога Еланда.
01.05.04
Утром садятся Тема и Алекс на катамаран-3, Макс и Шурик на катамаран-1. Последнее сложное препятствие на Катуни - это порог Еланда. Здесь снова засобирались строить Катунскую ГЭС. Русло с левого берега сжимается большой скалой характерной формы, которая и является ориентиром порога. У левого берега - большой скальный остров. Река разделена скальным островом на две протоки - большую левую и узкую правую. В левой протоке скальная гряда с выступающими камнями справа, слив с мощной бочкой слева и сбойные валы по центру. Правая протока упирается в валун. Проходим по сбойным валам правее бочки. До поселка Чемал в русле встречаются скальные обломки. Чемальская шивера и Чемальские ворота в нашу воду сложности не представляли. Ориентир устья реки Чемал – Чемальская ГЭС. Здесь нужно, миновав галечный остров, резко причаливать к правому берегу. Наш маршрут по воде закончен, здесь мы передаем машины участникам водных «двоек».
Участники во главе с Юлей Петеневой появились спустя полчаса. Саша и Танюха продолжают маршрут, а Тема, Алекс, Серега и Макс помогают собрать катамараны, посещают столовую, тепло прощаются с новичками и уходят в сторону турбазы Эрлагол. Здесь на Кузелинской поляне происходит какой-то очередной фестиваль. Впрочем, нам не очень фестивалится – хочется спать.
Утром уходим в Чемал и берем такси до Новосибирска. К вечеру мы в Новосибирске.
02.05.04
Утром уходим в Чемал и берем такси до Новосибирска. К вечеру мы в Новосибирске.