Общее 
Немного об идее похода

Обещаю дописать отчет в полной мере :)) А пока отрывки так сказать!
По ссылке на фотоальбом можно посмотреть фотографии с пояснениями.
 
Израиль не был страной, в которую мы хотели попасть давно-давно. Скорее выбор основывался на том, куда бюджетнее съездить, учитывая уже два больших состоявшихся похода в этом году (Марокко и Грузия).
При рассмотрении карты страны в Google Earth, просмотра отчетов наметились достопримечательности, которые хотелось увидеть обязательно, и часть мест, осмотр которых можно было бы легко отменить при отсутствии времени, сил  или плохих погодных условий. Трек связывал все эти места воедино. Чем ближе к поездке, тем он все более и более разветвлялся от количества возможных вариантов и в итоге стал напоминать друидское дерево ))
При загрузке всего этого "гербария" в прибор, как потом выяснилось, произошло неведомо что: навигатор понял не все, а что-то произвольно переименовал. Что к чему, мы так и не поняли, но к счастью, никого существенного не потерялось.
 
Честно говоря, предстоящий поход вызывал смутные чувства: На форуме параллельно формировалась вторая походная группа, где выкладывались все новые и новые "страшилки". Причем звучало это угрожающе безаппеляционно и стало несколько напрягать. От скорпионов, полигонов, оружия для защиты от страшных арабов-палестинцев и крайне обязательной спортивной страховки, без которой не пустят в страну до своих стереотипов об Израиле.. Ну и в добавок, примерно за 10 дней до вылета, страну завалило снегом, а пустыни залило дождями..
 
Надо ли говорить, что наша компания влетала в страну в состоянии напряжения и во всем ожидала подвоха. В то же время невероятно хотелось увидеть все своими глазами.
График движения

 день.... Маршрут..........................................................
Расстояние Набор высоты 
Сброс высоты
Погода..............  Высота ночевки







 1 (19)
Аэропорт - Аэропорт
11.8
72
72


 2 (20)
Аэропорт - Lod - парк Beit-Shemen - парк Ayalon - Kharon
52.8
945
592
солнечно, утром ок. 10, днем 18-20
263
 3 (21)
Kharon - парк Ayalon - Beit Shemesh - /Сталактитовая пещ., радиалка/ - парк Britania
51.9
1264
1226
солнечно, утром 0, днем 20-22
299
 4 (22)
парк Britania - пещ. Лузит - Beit-Nir - Be`er Sheva - 9 км от города.
80.2
729
699
солнечно, утром +5, днем 20-22
330
 5 (23)
Стоянка - Yeruham - Sde Boker - пер. Ma`ale Zin 465 м - ур. Bikat Zin - campgroung (*cgr) Ein Zin
59.3
665
649
солнечно, утром +5, днем 20-22
341
 6 (24)
cgr. Ein Zin - пер. Какб ель Хайе эль Атсанэ 629 м (35%) - desert Negev - пер. Ma`ale-Meсhmal 715 м- cgr. Beerot (Рамон) - cgr в кратере Рамон
33.4
856
678
солнечно, утром +5, днем 20-25
503
 7 (25)
cgr. - "пер". Рамон 853 м - хостел "Мицпе-Рамон" - пер.Ma`ale Ramon - кратер - "пер". Рамон 853 м - хостел
52.4
1079
726
солнечно,  днем 20-22
847
 8 (26)
хостел - пер. Рамон - Shizafon
89.7
752
1191
солнечно, днем 20-22, вечер -10-12
404
 9 (27)
Shizafon - Sayarim - Nahal Basmat - Be`er Ora - Eilat
90.9
686
051
солнечно, утром +10, днем 20-25, вечер +15
7
 10 (28)
Дневка



солнечно, днем 25

 11 (29)
Eilat - Wadi Nahal Netafim - Wadi Shoret - колонны Amram - каньон Shehoret - шоссе 85 - поворот на парк Тимна
58.2
785
667
солнечно, утром +15, днем 20-25, вечер +10
96
 12 (30)
Стоянка - парк Тимна
40.7
644
643
переменно, +18-20
96
 13 (31)
Стоянка - Yotvata - циммер Paran
73
362
347
переменно, встречный ветер, +15-18, ок.15 ч дождь
100
 14 (1)
Paran - Ein Hazeva - стоянка под кратером Small Makhtesh
73.4
411
480
солнечно, днем 20-22
36
 15 (2)
Cтоянка - пер. Ma`ale Acrabim - Nahal Zin - выход из кратера - cgr.
42.9
1252
1316
солнечно, утром +10, днем 20-25
-38
 16 (3)
cgr. - Makhtesh Hatsera - шоссе 83 - поворот на Arad - /Dimona/ - Иудейская пустыня - cgr.
40.7
715
928
солнечно, утром +10, днем 20-22, вечер ок.+10
-250
 17 (4)
cgr. - Nahai Sedom Salt Mountain - Neve Zohar - Ein Gedi
54.7
413
557
солнечно, утром +18, днем 25, вечер 26, ночью сильный ветер
-396
 18 (5)
Дневка, посещение парка Ein Gedi



солнечно, днем 22-25

 19 (6)
Ein Gedi - шоссе 90 до КПП - Mezuqe Dragot - Wadi Nahal Darga - ур. Mullah Said Ubeidia - стоянка напр. мон. Mar Saba
52 1323
620
солнечно, утром +18, днем 22-25
297
 20 (7)
Стоянка - мон. Mar Saba - Nahal Kedron - Al Jahalin - Yerusalim
42.4 1352
840
солнечно, утром +5, днем 20-22
816
 21 (8) Yerusalim (осмотр) - аэропорт
18.4
390
422
солнечно +18-20

 22* (9)
 Аэропорт, вылет в Санкт-Петербург
         
     1019 14700
13700
   
Снаряжение и велосипеды

Велосипеды:

Татьяна:
Trek 6700d, переключатели: передний SRAM x7, задний SRAM x9, тормоза Shimano XT гидравлика
Обода 26 дюймов Mavic 321/521 на втулках Shimano XT
Вилка Rock Shox Recon
Покрышки антипрокольные Schwalbe Marathon Plus ATB

Сергей:
Cube Acid с обвесом и тормозами Shimano XT гидравлика
Обода 26 дюймов Alexrims EN24 на втулках Shimano Deore 525 (к следующему походу заменены на обода 26 дюймов Mavic 321/521 на втулках Shimano XT)
Вилка Rock Shox XC 30 TK
Покрышки антипрокольные Schwalbe Marathon Mondial Tyre
 
Андрей:
GT Avalanche 1.0, переключатели и манетки Shimano XT, цепь/кассета/система Shimano Deore 3*10, тормоза Avid Elixir 5 гидравлика
Обода Mavic XM819/X.9/DT-Competition (28/32 спиц) 26"
Вилка Rock Shox Recon Gold
Покрышки Schwalbe Smart Sam Evo Tubeless
Александр:
Стальной On One inbred, система Truvativ 38-26, кассета 11-34, переключатели:  передний Acera, задний Shimano ХТ Shadow, манетки  Shimano Deore, пер. тормоз Shimano ХТ, задний Shimano Deore
Колёса Fulcrum Red Metall 29er
Вилка Manitou Tower 29er
Покрышки Schwalbe Racing Ralf
 
 
Снаряжение:
 
Палатки:
 
Палатка двухместная Talberg Sund 2 Pro
Палатка двухместная Tramp Sarma
 
Спальники:

Татьяна - Salewa Sigma Flex
Сергей - Deuter Orbit-5
Андрей -Tramp Mersey
Александр - Outdoor Project KAMCHATKA
 
Велорюкзаки:
 
Татьяна - велоштаны Трек 65
Сергей - велоштаны Normal Akme 70
Андрей -велоштаны Normal Akme 70
Александр - велоштаны Universal 70
 
Общее снаряжение:
 
- мультитопливные горелки Kovea KB-0603 Booster 2 шт.
- рем. набор горелки
- баллоны под бензин Kovea КРВ-1000 и КРВ-0600
- ветрозащита
- титановый котёл под еду Evernew Ti Non-Stick Pot 5 2600 мл (по факту 2200 мл)
- титановый котёл под чай Evernew Ti Non-Stick Pot 4 1900 мл (по факту 1500 мл)
- навигаторы Garmin 62s (основной) и (не использовался) + 20 батареек Duracell
- ведро складное (не использовалось)
- гидропак 10 л
 
Фототехника:
 
- фотоаппараты Nikon AW100 + 12 аккумуляторов + зарядка и фотоаппарат
- экшн-камеры GoPro 3 Black и Silver Edition + 11 аккумуляторов + зарядка + крепления
- гнущийся штатив
 
Прочее:
 
- велозамок
- растяжки-эспандеры
- гермомешки
- средство от загара
- гигиеническая помада
 
Инструмент:
 
Личный:
 
- мультитул
- насос
- камеры 2 шт.
- герметик в камеры
- заплатки
- монтажки
- запасные колодки на оба колеса
- запасные петухи
- звенья цепи
- замки 2 шт.
- смазка цепи
- болты/гайки/шайбы
- вставка в калипер 2 шт.
- вставка в вилку
- вставка в задние перья
- хомуты пластиковые 50 шт
 
Общий:
 
- разводной ключ на 20
- спицевой ключ
- ключи 7/8/10 рожковые
- набор отвёрток/звёздочек
- выжимка
- ключи втулочные
- надфиль
- миниплоскогубцы
- съёмник кассеты
- съёмник шатунов Hollowtech 2
- шприц для прокачки тормозов
- тормозная жидкость Shimano
- полотно по металлу
- хомуты металлические
- гидролиния Shimano
- смазка каретки
- ободная лента
- ремкомплект покрыхи
- спицы
- ниппели
- задние переключатели на 9 скоростей Shimano и Sram
- эксцентрики пер./зад.
- покрышка фолдинговая
- тросики переклюков
- рубашки тросиков
- наконечники тросиков
- изолента
- стрейч плёнка широкая
- скотч


Транспорт, связь

Перелет совершался авиакомпанией "Россия". Велосипеды входят в сумму бесплатного багажа, если он не превышает 25 кг  + 8 кг ручная кладь.
Билеты на 1 июня 2013 стоили 13500 р.
 
В нашем случае на пути попадания в Израиль мы не встретили никаких препятствий. Лететь 4.5 часа. В Израиле время сдвигается на 2 часа назад.
 
На обратном по незнанию заранее собранные и замотанные велосипеды были извлечены из оберток, все вещи пересмотрены в целях всеобщей безопасности. Заняло это 2 часа. В самолет по этой причине заскочили практически в последнюю минуту. Хорошо досмотрщики подсказали зарегистрироваться на рейс, а потом уже завершали свои манипуляции с вещами. К слову, все проходит очень вежливо, если нужен переводчик, его находят.
 
Ребята в итоге галопом неслись по терминалу на посадку.
 
Раньше надо приходить, раньше!! Идеально выделить на прохождение досмотра багажа не менее 3-х часов. Потом как обычно паспортный контроль.
Деньги, еда, бензин

Деньги. Брали с собой евро. Обменять на шекели можно в аэропорту (курс 4.9, но с комиссией). В реальности получается 4,7. Этого курса и придерживались весь поход.
 
Бюджет похода:
13 500 р. - билеты,
700 р. - сушеное мясо, некоторые лекарства в аптечку.
1400 р. - спортивная страховка на 22 дня в компании "Согаз"
280 евро - потраченных за 3 недели.
Всего примерно 28 тыс.руб.
 
Бензин покупали по мере расходования, заправляли сразу две емкости 1 л и 0.6 л. Места расположения заправок выяснили заранее, составляя график маршрута, и закачали базой для навигатора с сайта Игоря Скорубского . База заправок в прикрепленных файлах.
За весь поход использовали 6 л бензина.
 
Еда. Старались покупать с больших супермаркетах, там значительно дешевле и разнообразнее. Перед шабатом большие скидки. На крайний случай что-то покупали на заправках Yellow (шоколадки, мюсли, вода).
(Особо понравилось молоко 3% в пакетах, зернёный творог 5%, батат (супы вкусные делали), гранаты, помелы, хлеб вкусный, соусы, сыры - блеск!!).
 
*На треке заправки и магазины старалась отмечать.
 
Воды природной нигде нет. Та, что попадалась, или огорожена, или вид ее не вызывает доверия вообще (исключение - ручей Давида в Эн Геди).
Но - проблем с водой не было:В супермаркетах, заправках покупали сразу упаковку воды (так дешевле, использовали ее в первую очередь для питья во время движения), или просто набирали из-под крана (готовили еду, умывались. Чай из нее делали, но лично мне не нравился, чувствовался какой-то "содовый"привкус).
На предмет помыться - хостелы, гестхаусы, холодные души в Эн Геди после купания в Мертвом море. Для меня это был самый неудобный момент за весь поход. Все остальное - отлично.
 
Шабат.  Израильская особенность. С вечера пятницы (чаще с дня) и до окончания субботы не работают многие службы, магазины и транспорт. Продукты придется купить заранее почти на 1,5 суток. В больших городах эта проблема не так актуальна, можно найти работающие магазины (например русские в Эйлате). Также мы не встречали закрытых бензозаправок сети Yellow.
Навигация, карты

Навигатор Garmin 62s

Карты Генштаб 1:200000.
Листы 200к-h36-05, 06,11,12, 17,18, 23, 24. Скачать для распечатки можно здесь
Там же есть и 1:50000
 
Карта для навигатора находится в прикрепленных файлах:
gmapsupp.img- 32 Мб
 
Все о велосипедном Израиле: треки, карты. Огромное количество полезной информации по достопримечательностям и как туда добраться на велосипеде.
Суточный ритм, кемпинги и т.п.

Суточный ритм в походе. 
В декабре-январе световой день довольно короткий. Светать начинает примерно в 5.30, после 17.00 еще полчаса сумерек и дальше темнота. Если много Луны, то подсвечивает хорошо, можно ходить без фонарика.
Разница с московским временем 2 часа назад, поэтому подъемы в 5-5.30 напрягали не сильно. Не позже 18 ч уже желательно определиться с местом стоянки. Искать что-то в темноте затруднительно. Спать ложились около 21 ч (по местному).
 
На территориях нац. парков ночевка возможна лишь в специально отведенных местах - кемпингах (campground), что контролируется службой рейнджеров на джипах. Чаще всего они встречают путешественников неподалеку от входа и объясняют правила поведения на охраняемой территории и то, что ночевать надо обязательно в кемпинге. Кемпинг - окруженная камешками определенная площадка с обязательным указателем "Campground". Обычно после наступления темноты передвижение запрещено, чтобы не беспокоить животных.
У Рейнджеров есть отличные карты местности, и они могут помочь при затруднениях с выбором разрешенного пути.
 
Если это НЕ территория нац. парка, то подбирали несильно каменистое место, подальше от чужих глаз по возможности.
 
*Места сampground, кемпингов, циммеров и хостелов - есть в базе для навигатора в прикрепленных файлах.
 
Все маршруты промаркированы, хорошо видны, запутаться сложно. На картах парков они прорисованы, причем условными метками показаны пешие, вело и джиповки.
Случаются места, где разрешено передвижение только пешком, даже вести рядом велосипед нельзя (видимо в целях безопасности). Чаще всего это крутые спуски и подъемы, опасные для передвижения с велосипедом. Так, например, пешком можно пройти через кратер Малый Мактеш, а на велосипеде лишь в объезд. Иначе - штраф в 700 шекелей (7 тыс. рублей) с носа.
  
На палестинских территориях ночевка нежелательна. Мы правда в числе прочих ночевали напротив монастыря Мар Саба, но ушли в лощину, чтобы не привлекать внимание. Мало ли что.
_______________________
 
По маршруту воспользовались следующими хостелами и гестхаусами:
 
- Youth Hostel (Мицпе-Рамон) - 160 шк/чел. (Это сеть хостелов по Израилю)
6+ номер (3 двухярусные кровати + выдвижной матрас);
 
- циммер в мошаве Paran (между Masada и En Gedi) - 300 шк. на четверых (ввиду личной симпатии хозяина кемпинга + это 31 декабря + у них осталась последняя з-х местная комната);
 
- Abraham Hostel (Иерусалим) - 100 шк./чел. - 4+ местный номер (2 двух ярусные кровати + матрас)
Маршрут 
Старт со второй попытки.

(1*) 19 декабря. Фальстарт.
Аэропорт Бен-Гурион принял нас совершенно равнодушно. Несколько удивленно мы ждали, когда же нами кто-то заинтересуется и допросит, и досмотрит или что-то подобное? Но ни одного подходящего персонажа так и не встретилось, и после сборки велосипедов и пробного размена денег, пришлось покинуть аэропорт.
Первая заминка возникла сразу на выходе в виде финиковых пальм. Они стояли несколькими стройными рядами, а весь кружок у ствола был усыпан плодами. Недоверчиво потерев их в пальцах, попробовали и установили - да, самые настоящие вкусные сладкие финики!! Первый подарок.
 
Кстати о подарках и сюрпризах. Они сопровождали нас весь поход, проявляясь в самых удивительных совпадениях и встречах. О каждом в свое время :)
 
Навигатор долго сопротивлялся ловле израильских спутников видимо из чувства ложного патриотизма. Наконец упорство было подавлено несколькими перезагрузками, и поход начался.
 
Дороги хороши, качество отменное, все огорожено, чтобы никто свернуть не мог, шпилишь положенные 90-110 км/ч, вот и шпиль! Крутим, но светлого времени осталось совсем немного. Тут выяснилось, что мы малость запутались в развязках, и пугая автобусы, свернули не туда. Теперь нужно метров 150 вернуться по обочине шоссе.
Буквально сразу раздался предупредительный свисток от охранника терминала напротив. Он поинтересовался, куда это мы так резво направляемся? Кое-как объяснили, что едем от аэропорта и промахнулись на развилке.. Он немного задумался, а потом спросил:
"Where are you from?
- Russia - ответили мы почти хором.
- Аааа... Ну тогда идите!" продолжил он уже на русском.
Видимо русские туристы давно известны тем, что ни в воде не тонут, ни в огне не горят, а потому могут спокойно проехать по обочине во встречном направлении, вряд ли это им повредит.
 
Нужное ответвление нашлось неподалеку, крутить бы и крутить, темнеет уже, но .. Это великое НО: у Саши отказал орех. Педалями можно крутить сколько угодно и при этом оставаться на месте. Почти как беготня Алисы "в Зазеркалье". Вариантов нет: с некатящим велом, без запасов воды, денег, еды искать что-то в потемках нет резона, а значит надо возвращаться в аэропорт. (Напомнило приключения в Касабланке).
Отъехать успели не далеко, так и возвращаться близко. Зато по пути узрели деревья, увешанные помелой!! Эээ... Стоять!! Десерт :)) И очень вкусный. Так появилась первая отметка на навигаторе.
 
В здании аэропорта теперь есть прикормленное место для ночевки, делюсь координатами: 3-ий этаж, выход 31. Этот выход был все время закрыт, а площадка удобна для расположения немалого количества людей. Пока ребята ковырялись с велосипедом, я уснула на коврике.
Да, кстати, на счет еды в аэропорте - все тоже самое, что в Касабланке - салаты и сэндвичи. Такое впечатление, что еду они получаются из одного распределителя. Дорого и вегетариански. Но есть хочется, пришлось взять салаты (в комплекте очень вкусный хлеб) и дополнить ужин фруктами.
Парки Beit-Shemen, Ayalon

(2) 20 декабря. Начало.
По разведанному вчера пути, выбрались на шоссе. Сложности нет - обочина широкая, машин немного. Из ближайших задач - купить продукты и попасть в парк Beit-Shemen.
Продукты нашлись в городке Лот. Сначала конечно было непривычно разбираться в магазине что и как, но обвыклись быстро.
Первый день - это чередование трассы с шикарной обочиной и замечательных грунтовок в парках. И спуски порадовали, и кедровые леса.
 
*Не путать кедр и сибирскую кедровую сосну - это самое распространенное заблуждение. У первого ценится древесина, у второй в основном орешки.

Парков несколько, они похожи один на другой. С водой напряжно, ее нет :) Зима. На улице, несмотря на ослепительное солнце и тепло, все-таки декабрь.

 
Прокатились по одному парку, по трассе прокатились до следующего Ayalon, там, привлеченные озером, спустились к нему, но оно было обнесено двумя рядами колючей проволоки, не подойти. За водой пришлось ехать в ближайщий поселок. Магазинчики были закрыты по случаю шабата, зато местные жители весьма радушно налили нам воды во все емкости :)
 
Ночевали над озером на ступенчатых пастбищах. Вечером шакалы устроили короткий концерт :))
 
 
Парк Britania и пещеры Лузит

Интересно про парк и его достопримечательности написано в статье Льва Виленского.
Мы с огромным удовольствием прокатились по лесным дорожкам, полюбовались панорамными видами, нашли занимательные пещеры Лузит.
 
Сталактитовая пещера Sorek

Вообще повелось с детства, что очень люблю пещеры. Маленькой девчонкой я первый раз попала на своей Родине, Пермском крае, в известнейшую Кунгурскую пещеру. Она вместе с поразительными бажовскими сказами, оставила неизгладимый след в моей душе и навсегда поселила и закрепила любовь к Уралу во всех его красотах.

С тех пор, куда бы я не ехала, я обязательно ищу пещеры.. Крым, Башкирия, Польша, Урал, Адыгея, Грузия, Абхазия, Израиль - уже почти 20 пещер, но каждая для меня особенная. Жаль в Марокко ну никак не по маршруту оказалось, а то бы и там побывали. Вот скоро Турция, и нас ждут сразу две.

Ползая по карте Израиля, я конечно нашла, ее, самую красивую пещеру - Sorek, Сталактитовая пещера!


Находится она примерно в 30 км от Иерусалима, рядом с городком Бен-Шемеш.
По отличному асфальтовому серпантину пришлось заехать почти на 400 метров по высоте. Для второго походного дня это была хорошая тренировка :)

Найдена пещера в 1968 году по воле случая, в результате взрыва пород карьера в Иудейских горах. Как в свое время крымская красавица Эмине-Баир-Хосар, она была сразу закрыта от напрыва любопытных, чтобы избежать потери столь бесценной красоты. Площадь пещеры, доступной для осмотра, совсем невелика, ее можно осмотреть за 20 минут, но это настоящая драгоценность, скрытая в неприметной горной породе.

Билет стоит 29 шекелей в составе группы. Вход возможен только с экскурсоводом, который сначала расскажет об истории пещеры и геологии этих мест (возможно на разных языках, так как иностранных туристов там немало). Затем в небольшом холле перед  входом предусмотрен небольшой фильм, ну и далее сама Сорек!


Помятуя о прежних спусках, мы оделись потеплее.. и 1,5 часа изнывали от жары ))) Температура в пещере постоянная +22 градуса )) Как-то в пылу подготовки похода это прошло мимо моего сознания. В пещерах вообще сохраняется круглогодично практически постоянная среднегодовая температура. Для Израиля в этой части страны она такова.



Сталактиты (сверху), сталагмиты (снизу) и сталагнаты (когда соединяются), массивные натеки немыслимыми узорами украсили стены, пол и потолок пещеры.
Продуманная подсветка помогает разглядеть и восхититься этим чудом!





Съемка в пещере обычным фотиком, при таком плохом для этого дела освещении - настоящее мучение. Приходилось  ставить на долгую выдержку, прикручивая фотоаппарат на забавной гибкой треноге к перилам )))
И все равно что-то снять удалось!

Урочище Бикат Цин

Кратер Рамон и стена аммонитов

Кратер Вулкана http://www.youtube.com/watch?v=iuZeoraYZyQ
Махтеш Рамон (котловина Рамон), геологический парк, равного которому нет в целом мире. В самом Израиле есть еще 2 котловины — Махтеш Малый и Махтеш Большой, обе в пустыне Негев, сравнительно недалеко от Махтеш Рамона, Но Махтеш Рамон, протяженностью 40 км и шириной 8 км, разнообразнее и богаче.
Интенсивная эрозия почвы углубила его до 500 м, обнажив геологические слои различных эпох, уникальные по своему строению. Внутри кратера пролегает шоссе, ведущее в Эйлат. Самая западная его часть — гора Арод — то место, где смыкаются северная и южная стены кратера, имеющего вид сильно вытянутого сердца с широкой частью на востоке.
Ручей, выносящий породу — ручей Рамон.
 
По современной теории происхождения махтешей — это главное свидетельство эрозии. Сейчас считается, что кратеры образовались следующим образом: сначала появился твердый слой осадочной породы (доломит, известняк) над мягкой (песок). Это — первое условие. Затем произошло поднятие центра, «горбление», антиклиналь, вершина которой оказалась над уровнем воды древнего моря. Это — второе условие. Началась эрозия, которая срезала верхушку горба. Обнажились мягкие породы, которые были унесены водой достаточно быстро, поскольку 4 млн лет назад появился перепад высот, благодаря образованию Иорданской впадины.
Еще до начала образования антиклинали внутри мягких пород шел выброс магмы в нескольких вулканических стволах, остатки этого хорошо видны на поверхности дна махтеша.

Кроме того, существует метеоритная версия образования кратеров, причем она объясняет некоторые аномальности пород в махтеше, которые эрозивная версия объяснить не может. В южной стене котловины самая высокая точка — гора Арив, за которой находятся еще 2 совсем малюсеньких открытых махтешика. Восточнее горы Арив находится широкое плато горы Крокус или Карком, на котором сейчас ведутся интенсивные раскопки итальянцами, поскольку один из итальянских археологов считает, что это и есть библейская гора Синай. Центральная часть «прогиба» сердца — это резко выступающая гора Ардон, долина слева от нее — долина реки Ардон, а справа, т. е., севернее, долина ручья Махмаль.

Гора Ардон является реликтовой горой, то есть она существовала еще до образования махтеша, правда, тогда она была самым низким местом антиклинали. Значительно восточнее нынешнего шоссе, спускающегося в кратер есть древний спуск, использовавшийся для дороги еще набатеями, он носит название «Маале Михмаль». За ним есть современный спуск для джипов, который называется «Маале Ноах».

Породы в махтеше очень редки для Израиля, здесь есть магматические породы, а так же следы юрского и триасового периодов. Осадочные породы — обычные, преимущественно, известняк и доломит.
Гора Арод когда-то была вулканом, и рядом с ней есть остывшее лавовое озеро. Осадочные породы, которые попадали на еще не остывшую лаву спекались, в результате чего приобрели красный цвет. Много нубийского песчаника юрского периода, принесенного сюда в период суши. В самой верхней части — кремень и мел. Песок спускается от верхней части острыми гребнями — «талусами» двумя ступенями. Нижняя, которая, казалось бы, не привязана к склону — следы первого обрушивания кромки кратера. Гиват Гаш, - находящийся на востоке махтеша, название которого в переводе означает «вулканическая вершина» — на самом деле вулканом не является, в его теле не найдено следов вулканического жерла. Это — последние сведения, которыми закончился долгий геологический спор.
Вся вулкано-магматическая активность в этом районе происходила до образования антиклиналей.
Гора Зуб Рамона состоит из гранита и сионита.
 
В Махтеше есть ряд очень необычных природных образовании. Во первых, это «столярка» — «нагария». Здесь целый склон состоит из очень правильных больших кристаллов кварцита призматической формы. Кристаллы примерно одинакового размера имеют от 3 до 8 граней. Длина кристалла около метра, площадь залегания 60 кв. м, глубина — 6м. Кварцит представляет собой довольно обычную метаморфозу песчаника под давлением и температурой, однако очень редко приобретает такую форму. Видимо, это результат магматической деятельности, которая снизу подогревала песчаник — здесь проходит довольно большая дайка. Таких образований в махтеше несколько.

Следующее очень интересное образование — это обратная или «сумасшедшая» стена в южной части кратера. Слои в ней загибаются петлей и идут в обратном направлении. Видимо, это результат тектонических сил.
 
В одной из частей южной стены — еще одно красивое и редкое образование — стена аммонитов. Здесь найден огромный пласт, состоящий из древних окаменелых животных — аммонитов. Это — огромные, иногда до 0,5 м величиной хищные улитки, жившие в период турон. Они имели плавательный пузырь и умели нырять. К сожалению, туристы уже почти совсем разобрали эту стену. В Израиле она не единственная, но аммониты здесь самые крупные. Для ученых остается загадкой, каким образом в одном месте собралось столько аммонитов — мертвых или живых, в такой плотности существовать они не могли.
 
Существует теория обмеления лагуны, теория «леммингов» и другие. В наше время в Индийском океане найден живой близкий родственник аммонита, также ископаемый, под названием «наутилус».
В руслах речек хорошо можно видеть пласты пород, образовывавшихся в разное время, песчаники разного цвета с песчинками разного размера, большое количество разломов, дайки и сили, лаколиты и батолиты, различные минералы. Так, например, гора Харут представляет собой сплошной гипс, есть слои каолина, образовавшегося при распаде фельдспара.
 
Интересно пройти пешком по ручью Ардон, где можно увидеть и геологическое и природное разнообразие. Здесь растет много самара, явный признак родников, колючего голубого силона, а также множество кустов ротема, используемого бедуинами не только в практических целях, но и, как говорит легенда, для того, чтобы назначать тайные свидания, завязывая узелки на его веточках.

Маале Арод — дорога, ведущая в Махтеш Рамон с западной стороны, мимо горы Рамон. Отсюда открывается красивый вид, и это, пожалуй, единственная точка, с которой виден весь кратер целиком. Возможно, именно это место упоминается у Иосифа Флавия под именем «Арода», которое захватил Александр Яннай (Иудейские древности 14:1). Здесь в действительности проходила вполне используемая дорога в римский и византийский периоды.

(по книге И. Торика "Энциклопедический путеводитель по Израилю")
Пустыни Negev и Arava

Негев— пустыня на Ближнем Востоке, располагающаяся в Израиле (занимает около 60 % его территории). Площадь — 12 000 км². Негев ограничен Средиземным морем и Синайской пустыней на западе, горами Моав и Иудейской пустыней на севере, долиной Арава на востоке, заливом Акаба (Эйлатским) на юге. Регион Негева принято делить на собственно Негев и Северный Негев.
 
 
Слово «Негев» означает «юг» в Торе, а в переводе — «сухой».

С точки зрения геологии, Негев — это плато, расположенное на высоте 600—800 метров над уровнем моря. Для этого пустынного района, сложенного известняками, характерны различные формы аридной денудации. Так, только в Негеве и Синае существуют так называемые «махтэшим». Это глубокие овальные впадины с ровными отвесными краями. Типичный из таких махтешей, махтеш Рамон, имеет глубину 300 метров, ширину 8 километров и длину 40 километров. Образовались они по карстовому принципу: подземные потоки высушили нижние скальные слои, после чего верхние «усохли» и как бы «провалились», образовав воронку.

Собственно Негев представляет собой высохшую пустыню. В Северный Негев проведён всеизраильский водопровод, что дало возможность превратить его в зону интенсивного земледелия. Здесь находится множество мошавов и кибуцев, а также города Ашкелон, Сдерот, Нетивот, Офаким. На территории Северного Негева также находится сектор Газа (почти 100 % водоснабжения которого также осуществляется всеизраильским водопроводом). В собственно Негеве расположены города Димона и Арад. Границей между Северным Негевом и собственно Негевом считается район Беэр-Шевы.

На севере Негева находится и один из самых больших в стране лесных массивов — Ятир. Работы по посадке деревьев здесь были начаты в 1964 году, число деревьев превышает четыре миллиона.
 
 
 
После кратера почти 90 км шоссе через пустыни. Но для нас оно не стало тягуче однообразным, как нам рассказывали. Вокруг было необычайно интересно все смотреть. Рельеф менялся, формы, цвет - ничто не оставалось однообразным.
 
 
 
Переночевали за придорожным кафе, в саду, куда нас пустили хозяева.
В единственном доступном зеленом местечке в этих краях :) Спать на толстом листовом опаде акаций было божественно :)
 
 
Нахаль Басмат и урочище Тимна

С утра еще недолгий асфальт, а затем поворот на долгожданные грунты.
 
Начало грунтовки весьма зубодробительное, но к счастью недолгое, примерно километра четыре. Одновременно идет слабый подъем на перевал.
 
 
Подъем вроде бы и небольшой, тем неожиданнее оказалось, что дальше нас ждет почти постоянный уклон на многие километры.
 
 
Виды .. не насмотреться!
 
 
По пути стали попадаться замечательные велоуказатели :)
 
 
Чаще в виде столбиков.
 
 
Чем дальше спускаемся, тем изрезаннее долина. Вплотную в дороге подходят глубокие каньоны.
 
А после спусков и сами оказываемся на дне подобных каньонов.
Сколько раз мы останавливались, чтобы сфотографировать это все - не сосчитать :)
 
Каньон вывел нас в русло огромнейшей сухой реки урочища Тимна.
 
 
Там же мы увидели удивительное растение. Что это - пока не определила :)
 Еще немного, и мы выкатились на асфальт, ведущий в Эйлату. 
29 км сплошного спуска с попутным ветром - такой аттракцион мы запомним надолго )))
 
 
Красное море

От колонн Amram до Эйлата около 30 км сплошного спуска по отличному асфальту. Нам еще повезло - ветер был попутный!
 Стоянка, как и предполагалась, находилась в противоположном конце Эйлата, по направлению к старому маяку. В общем это еще километров 8 по самому городу.
Немного попетляв, нашли русский магазин, купили еды
Вади нахаль Нетфим, Колонны Amram и черный каньон Shehoret

Покидаем Эйлат, забираясь строго на север. Это буквально несколько километров строго вверх от моря, и город заканчивается. Последний вгляд на Эйлат :)


От асфальта уходит каменистая грунтовка.
Снова обязательные информационные таблички. На фото очень хорошо видно, что это за дорожка.
Ну а дальше мы попали в настоящий калейдоскоп красок - наверно одно из самых разноцветных мест всего похода.


Разнообразие пород, собранных в одном месте, на данным момент похода достигло максимума, когда мы попали в долину Басмат на пути к парку Тимна.


Все краски, от белого до черного, то с мягкими переходами, то резко контрастно!
Чем дальше, тем больше дорога забирается в каньоны, заставляя нас постоянно крутить головами от потрясающей красоты.




Как в лабиринте :))


Дорога непроста, очень много песков, часто мы пересекаем обширные сухие русла огромных рек. На камнях видны маркировки маршрутов.


Жарко, песчано, но непередаваемо красиво!!
Дороги выложены камнями по краю, чтобы машины придерживались дороги и не портили долины. За все время мы не видели, чтобы это правило кто-либо нарушил.


А иногда и свернуть-то при всем желании не получится - сплошной камень.
А дальше начинаются каньоны, один другого интереснее :) На песках правда возит аж жуть ))


Вот за этой стеной слева нам сейчас откроется поразительная красота!!


Величественные колонны Amram - розовое чудо в золотистом обрамлении! Бриллиант в короне сегодняшнего разноцветья!


Оглядываясь назад..


Разве можно оторваться от созерцания подобных панорам!!?


Расплавленное золото пород чуть ближе.


Какие бы еще цвета смешать?


А вот совсем рядом, через 2-3 километра совсем другой коленкор - каньон Shehoret - черный каньон.


Маршрут вдоль него только пеший, дно каньона - валуны разных калибров, это видно на фотографии. Вид изнутри. Мрачно, да? ))


Нашего энтузиазма таскать груженые велосипеды по камням хватило ненадолго. Изначальный план предполагал пересечь вот ту дальнюю гряду, есть там такая возможность.  И мы даже увидели группу велосипедистов, очень осторожно спускающихся по горной тропе вниз, но именно вниз!

Затащить велики в обратную сторону - 100% развязать пупок, поэтому покатились в сторону асфальта. :))


Ночевать остались напротив заезда в национальный парк Тимна после вынужденного прогона по шоссе.

На картах место громко называется лес - не более километра вдоль дороги и метров сто вглубь :)


Лес, кстати, состоит из волнистой акации, очень изящное деревце (картинка большая!)


Вот такой замечательно разнообразный получился день! Глаза насытились всеми цветами радуги :))
Нац.парк Тимна

Сайт: www.redseadesert.com - информация на русском языке.
Дни и часы работы:
Парк Тимна открыт для посетителей с воскресенья по четверг и по субботам с 8:00 до 16:00, а по пятницам — до 15:00, в июле-августе и канун праздников — до 13:00. Иногда по предварительной договорённости проводятся вечерние и ночные экскурсии
 
Итак - парк Тимна, что говорит о нем всезнающая Вики. Парк - одна их настоящих жемчужин Израиля!

Описания мало что помогают в представлении этого места. Даже мы, не раз и не два видевшие красивейшие места в разных странах, были потрясены неземными пейзажами парка. Тимна является уникальным природным заповедником, в котором одновременно представлено самое большое количество горных пород,

На входе в парк располагается администрация и билетные кассы (тут в очередной раз были опрокинуны стереотипы об израильтянах, как о скупом народе) - нам сами предложили скидку на посещение парка.. Это было неожиданно.

Вместе с билетами нам выдали подробную карту парка (существует на разных языках, чтобы всем было понятно), где схематично и доступно нарисовано местоположение всех достопримечательностей парка, с краткой историей и способом перемещения до этого места. Варианта три: авто, велосипед и пешком.
Самые настоящие классные велодорожки по парку с маркировками, выложенными уклонами для спуска и деревянными мостками через сухие русла... Опять я забегаю вперед, но сложно удержаться :)

Первое, что встречается недалеко от въезда - это выветренная Спиральная скала.

Вечерами она подсвечивается.

Выветренных скала тут немало, часто они принимают формы разной степени грибообразности. Вот эта например называется Гриб и половина ))) (A Mushroom and a Half).
Породы тут необычайно разнообразные по цвету. Вот эти останцы состоят из розового песчаника.

Марс - не иначе!!

Вся впадина обраляется 200-х метровой стеной отвесных скальных пород.


Человек использовал эти места с древнеших времен, обнаружив здесь богатые залежи медных пород. Многочисленные шахты, колодцы и горны видны до сих пор. В высохшем русле вади Нехуштан, найдены остатки поселения египетского периода, которое называется Хурват Тимна.


Многочисленные маркированные дорожки позволят увидеть все подробно. Информационные щиты предоставляют основные данные.


С любого возвышения открывается невероятный вид. Жаль, что погода была слегка пасмурная. Хотя.. Наверно благодаря отсутствию солнца удалось не засветить кадры.


Настоящая золотая долина!!


Мы двигаемся туда, к подножью золотых гор, где до сих пор сохранились наскальные рисунки!!


В крытом навесе сделаны копии наскальных рисунков, найденных в этой местности! Как же они по-детски наивны и все же содержательны!


Следующее место заманчиво называлось "Каменные деревья". Выбрали тропу (в этот раз пешую, это видно по тому, как нарисованы дорожки на карте) и углубились в один из многочисленных и уникальных каждый по своему каньонов.


Тропа идет по сухому руслу.  Дырчатый как сыр каньон ))) Здесь вообще все вокруг изрезано каньонами разной глубины и цветов. Некоторые даже имеют персональные названия -  Розовый, Белый и т.д.


Трудно представить, что иногда здесь бывает вода.


На одной из извилин пешая тропа, по которой еще удавалось ехать, превратилась горную, забираюшуюся вверх по каньону. И даже веревка вдоль спущена, чтобы подниматься было легче!! Нам правда это было не сильно помогло, потому что вместо того, что держаться за нее, мы затаскивали вверх велики ))) Снять это понятно дело не удалось ))

Зато наверху - совсем другая картина!!
На сколько хватает глаз - все усыпано раковистым кремнием, темными железистыми и другими осадочными породами. Узкая тропка явно выделяется светлой ниткой.
.

Когда-то древнее море, а затем и вечный ветер постарались над этими местами с необыкновенной выдумкой.


Наконец тропа привела к месту, отмеченному как "Каменные деревья". Мы долго искали сходство или хотя бы то, что способствовало такому названию, но все-таки признаки свое поражение. Непонятно!!

Зато каньон-трещина тут удивительная!!! Белоснежный песчаный ковер между золотыми стенками!!


Чувствуешь себя мышью в голландском сыре ))))))


Каждый ракурс, каждая извилина увлекает!!





Дальше нас ждали необычайные Арки! Для этого нужно пересечь несколько сухих русел. Вокруг никого, только пески и солнце.




Светлые реки в темных берегах.


Песчаные канделябры :))


Все меньше Земли, все больше Марса.



Глаза разбегают от разнообразия красок!


Почти как дно моря!


Арки уже совсем близко, а также там находятся древнейшие медные копи!


Вот такие незамысловатые орудия труда для добычи меди.


Шахты-колодцы в породе, которые выкапывали рабочие, достигали 30 метров, были соединены системой ходов. Часть сохранилась до сих пор и по ним легко можно путешествовать под землей. Большую часть колодев засыпало со временем песком, и они закрыты решетками в целях безопасности.


Вот так все это работало.


Вид изнутри.


Ну вот и Арки совсем рядом. Очередное золото долины.


Главная большая Арка. По ней, к нашему удивлению, можно поползать, даже специально сделаны скобы, лестницы и перила.




Гора песчаника, в которой ветер проделал эту арку казалась не сильно высокой, но обойдя ее, мы обнаружили ход наверх!


Почти как Алиса перед кроличьей норой )))

Сверху виды совсем фантастические!!



По маркированному маршруту пешколазанием (велосипеды сцепили замком и оставили под навесом у Арки). Голова вращалась почти на 360 градусов, чтобы охватить всю эту красоту.

Такие птички - местная достопримечательность :). Знакомьтесь - траурная каменка.



Последний взгляд на Арку, а впереди нас ждут Столбы самого царя Соломона!!

Наконец снова сели на велосипеды и покатили изучать велодорожку парка. Общее расстояние, которое по ней можно проехать почти 14 км. Мы проехали наверняка самую красивую ее часть до озера Тимна.

Невероятное смешение цвета!


Велодорожка ошеломительная, не знаешь куда смотреть, то ли под колеса на крутом склоне, то ли вокруг!


На спуске все сделано для безопасности.

Едем вдоль "белой"  реки - снова песок.

Местами велодорожка выложена камнями с двух сторон. Сворачивать с дорог в парках вообще не рекомендуется, а точнее запрещено, чтобы не разрушать уникальные ландшафты многочисленными колеями. Об этом висят специальные предупредительные знаки. Конечно в основном это касается джипов. И самое главное - это соблюдается. Штрафы за нарушения тут значительны, но израильтяне любят свою природу, поэтому подобных нарушений мы за три недели путешествия не наблюдали.



Озеро Тимна. Мы посетили его, на наш взгляд - ничего особенного, тем более что купать в нем нельзя. Рядом находится ресторан, с сувенирным магазином и кафе под одной крышей. Здесь в основном проводятся различные празднования и корпоративы. Так же там продают стеклянные сосуды, в которые насыпают причудливым узором разноцветные пески..

А до Столбов уже совсем недалеко!
Столбы царя Соломона - огромные горы песчаника, принявшие в результате выветривания причудливую форму.

Сначала мы расстраивались, что машины портят фото, а потом поняли, что они как раз хороши для понятия габаритов этого места.

Наверх ведет железная лестница со смотровой площадкой. Оттуда открывается изумительная панорама. Но не только этим примечательно это место. Наверху также находится огромная арка, через нее проходит туристическая тропа, и люди могут спуститься с другой стороны горы.

Также на отвесной ровной поверхности скалы находится древнее изображение египетских богов - царицы Хатхор и
Рамзеса III. А у подножия столбов находятся остатки храма царицы Хатхор.

Читать историю этого места невероятно интересно, так что кто заинтересовался, информацию несложно найти в сети.
А для нас 7 часов в парке пронеслись незаметно. Парк закрывается уже в 16 часов, так как после 17 уже начинаются сумерки. Зимой день здесь короткий, а ночи очень холодные.

Вот такой у нас случился активный день отдыха после двух недель похода по израильским пустыням, паркам и кратерам :)

Кратер малый Makhtesh и вертикальные горы

Новый год.

По трассе едем вдоль границы с Иорданией, непривычно как-то :)
Справа тянутся пески с редкими деревьями. Наше внимание привлекли.. страусы! Скорее всего это ферма, и страусы тут пасутся на вольных хлебах.
 
Ничего более примечательного на этом участке нет, только забавное кафе :))
 
 
Спереди надвигающаяся гроза заставила нас остановиться и осмотреться.
Кстати, сегодня 31 декабря, Новый год однако :)) И намокнуть в праздник как-то не хочется, к тому же есть настойчивые мысли наконец помыться.
От трассы отворот к поселку Paran, решаем, все равно терять нечего, надо попытать удачи.
Удача, как говорится, идет к тем, кто ее ищет :)
Едва успев заскочить под крышу магазинчика, сзади все накрыло стеной дождя. Однако..!
В общем в этот день все сложилось более чем удачно: первый же спрошенный в магазине человек помог нам с домиков в кемпинге. Последний номер в последнем свободном домике! Забрал домой и постирал наши вещи. Мы купили все, что нужно для праздничного ужина, намылись, все просушили. Чем не подарок на Новый год? :))
 
С утра все снова отлично с погодой.

 

Кратер малый Makhtesh и вертикальные горы

Докрутили до местечка Ein Hatzeva, там обнаружили только заправку и минимальный магазин: шоколадки, чипсы и прочая дребедень. Толкового почти ничего нет. Взяли упаковку воды.
Еще около 2 км вперед, и наш поворот налево, наконец съезжаем с трассы. Теперь по хорошей дороге, без машин, правда снова постепенно вверх.
Через некоторое время большой спуск в долину ручья Цин. Прошедший ливень наполнил русло и размыл дорогу. Ее уже оперативно восстанавливают.
  
На пути к кратеру нас встретил рейджер на джипе и пояснил, что проехать через кратер мы не сможем, это запрещено правилами. Там только пешеходный маршрут. Так что план пришлось менять на месте.
Ночевать остановились в одном из Campground - грунтовая площадка, огороженная камнями, с видом на кратер и его вертикальные стенки.
 
С утра я остаюсь в лагере, а ребята налегке по суровому серпантину забираются наверх.
Подъем того стоит! Все как на ладони. А нам вот туда, на другую сторону, где виден проход.
 
Дальнейшие 23 км вдоль кратера оказались совсем непростыми, даже местами тяжелыми.
Постоянно круто вверх- круто вниз, между холмами чаще всего сухие русла с песком, так что перед подъемом не разогнаться. Вверх временами приходится велик затаскивать. Иногда он стремиться подняться на дыбы и умчаться вниз, завалиться на бок.
От усталости бывает попинаешь упавший рюкзак, становится легче )) Поднимаешь вел и ползешь дальше :))
Спуски очень техничные :) (начало спуска ровно в середине фотографии, окончание понятно где)
 
Но даже здесь было очень красиво!!
Небольшой отдых, просто упали на еду.

Жаль мы не успевали спуститься в этот белый каньон..
Еще несколько тягучих километров, и, наконец, вот они Ворота Дьявола!
 
Огромные пласты пород поставлены почти вертикально! Зрелище грандиозное!
Иудейская пустыня и Содомские горы

Иудейская пустыня первый раз.
Утром мы еще раз осмотрели ворота, а затем через восемь километров выехали на асфальт.  На развилке дорог 25 и 258 тут нам пришлось сделать небольшой крючок в Димону за продуктами. Вдвоем с Сергеем проскочили до городка на автобусе, а вот обратно..в связи с шабатом.. голосовали почти час, пока сердобольный водитель не подбросил нас обратно на развилку.
 
Пообедали и поехали по дороге 258 около 4 км, дальше мы снова углубились в грунты.
 
Когда мы говорим о пустыне, в голове обычно возникают бескрайние пески Сахары и все того, что мы где-то видели, читали и представляли. Так вот Иудейская пустыня от всего этого вынесла только почти минимально присутствие воды большую часть года, за исключением нескольких речушек.


Геологически Иудейская пустыня - это своеобразный слоеный пирог (с севера на юг) из пород ее слагающих и отличающихся по свойствам:
- в западной части - толщи известяка, пропускающие воду, там встречается побольше растительности, так как породы содержат больше воды. Холмы, холмы и холмы, густо посыпанные камнем, а склоны покрыты сотнями пересекающихся тропинок, проложенных пасущимися козами.


Центральная часть - плато из более мягкого известняка, который почти не впитывает воду, и она устремляется по ущельям вниз. Плато пустыни почти ровное, с незначительными перепадами.


Восточная часть - это как раз та часть, которая резко обрывается к Мертвому морю - сирийско-африканский разлом, водопроводная система между плато и Мертвым морем. Здесь вода, просочившаяся в известковые породы восточной части, прошедшая под центральным плато, родниками и ручейками выходит на поверхность и по ущельям устремляется к морю.


Сюда нужно добавить нежнейшие песчаные цвета и оттенки, частые ущелья, образованные древними реками и.. вуаля, портрет пустыни готов.


Впереди на горизонте видны горы Иордании, на другом берегу Мертвого моря.


Надо сказать, что редкие дожди могут представлять серьезную опасность для тех, кто в это время окажется в долинах и ущельях, так как пересушенные верхние слои почти не впитывают воду, а скатываются и сливаются в селевые потоки разной степени интенсивности, размывают дороги и т.д. Известны случаи гибели людей. На дорогах вдоль Мертвого моря, в понижениях, всегда стоят вертикальные линейки с отметками уровня воды и предупреждающие надписи.

Древние поселяне накапливали воду в своеобразных ловушках-цистернах, выкопанных в мягкой породе. Вода остаиваивалась от взвеси и становилась пригодна для водопоя.

Мы пересекали Иудейскую пустыню дважды: когда спускались в сторону Мертвого моря (вот как раз описываемая сейчас часть), а затем, когда выбирались обратно в сторону Иерусалима. Еще тогда она поразила нежными пастельными красками!


После плато дорога крутыми уступами снижается почти на 350 м.


Ночевать разрешается только в обустроенных местах - кемпграундах, и это правильно. Машинам запрещено выезжать за пределы дорог, ведь колеса нарушат хрупкий верхних слой и оставят неудаляемые отпечатки на поверхности.


После крутого спуска мы выехали на "дно моря", как мы его назвали. Идеально ровная поверхность!


Впереди видны Содомские горы -  белоснежная гряда, готовящаяся показать нам свои чудеса.


Состав гор непрост: огромные залежи соли, прикрытые известняком и мергелем, Вода, размывая этот пирог создала причудливые каньоны и выветренные столбы.

В месте заезда в каньон холмы небольшие, дорога крайне извилистая.


Но чем дальше, тем она сильнее зарывается в толщу. Кажется, что стены растут просто на глахах!




Временами встречаются подобные необычные натеки!


Зрелище, надо сказать, непередаваемое!


Площадь, где сходятся два огромных каньона. Глаза слепит от белизны!




Сам каньон не сильно-то и длинен, и мы, честное, слово, с сожалением покидали эту красоту!

По окончании каньона показалось Мертвое море! :)



Вторая часть рассказа об Иудейской пустыне следует..
Начинаются курорты, шикарные гостиничные комплексы с красочными садами.
Вот и Мертвое море во всей красе!!
Пока ходили по соли, постоянно ловили себя на мысли, что идем, как будто боимся подскользнуться :)) Что значит северные люди.
Мертвое море и Водопады Эн Геди

Иудейская пустыня и монастырь Мар Саба

Продолжу рассказ об Иудейской пустыне.

В этот раз мы пересекали ее, уезжая от Мертвого моря в сторону Иерусалима.


Покидая Мертвое море (про него и замечательные окрестности напишу отдельно), мы еще некоторое время наслаждались его панорамой. Дорога отличного качества с подъемами и спусками. Хорошо выехали пораньше, потому что несмотря на прохладный ветер, ехать было жарко.



Километров через пятнадцать находится КПП, дальше начинаются палестинские территории. На нас там не обратили никакого внимания до тех пор, пока не поняли, что дальше ехать собираемся не вдоль моря, а свернуть вглубь и забраться на 400 метров наверх )) Провожали нас удивленными взглядами ))

Подъем надо сказать утомительный и жаркий :)


Столько упираться и потеть, чтобы оказаться на 0 метров над уровнем моря )))

Как тут не вспомнить Алису в Зазеркалье:
"Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!"

Тот 400-метровый массив, на который мы взобрались, сильно изрезан ущельями. На нашем пути попалось одно из прекрасных и суровых ущелий - Дарга.


Приближаться к краю и заглядывать туда было жутковато всем.


Ущелье это известно своими древними пещерами-скитами, но так как основные находились на противоположном краю и пришлось бы сделать  большой крюк, мы решили не тратить на это время. Тем более точного местонахождение пещер нам не было известно, да и их посещение не входило в планы.

Сама пустыня в этой части выглядит вот так - бесконечные холмы и холмики.


Пятьдесят оттенков бежевого!


Видно как дорога мелькает на холмах.


Кстати, все дороги обязательно промаркированы, так что с пути сбиться трудно.
Через некоторое время мы попали в долину реки Кедрон, тот самый Кедрон, упомянутый еще в Библии.


Правда вид реки принес сплошное разочарование. Речка начинается где-то на окраинах Иерусалима и течет через палестинские территории. Река -  это главный мусорный сброс палестинской части города и окрестных поселений: Синие п/э пакеты везде плюс стойкий запах стирального порошка...

На некоторое время мы отошли от Кедрона, чему были несказанно рады.

Холмы покрыты изящной сеточкой козьих тропинок.


Наш путь через Иудейскую пустыню совсем не случаен. Здесь находится христианский монастырь Мар Саба, который как ласточкино гнездо прилепился к скале. Вот к нему-то мы и держали нелегкий путь :)


Солнце уже начинало намекать на закат, когда мы, наконец, подобрались к монастырю.


Мар Саба находился на противоположном краю ущелья от нас. Мы так и думали, что переночуем напротив него, а с утра уже доедем и осмотрим.

Чуть только стемнело, как пришлось вспомнить, что тут уже не Мертвое и тем более не Красное море, а потому после захода солнца стало резко холодно.  Найти место под палатки непросто, ровных мест почти нет, и все обильно посыпано камнем. Пришлось поработать на очистке территории.

Зато закат порадовал красками!


Ночью вызвездило и при полной луне можно было ходить без фонариков :)

Издалека монастырь выглядит впечатляюще!!


Чтобы попасть к нему пришлось спускаться к реке и снова подниматься на высоту :) А дорожки, напомню, вот такие, очень техничные :))


Спускаться с грузом одно удовольствие! :))


Опять нюхнули Кедрона ((


Зато ущелье порадовало видами! Там кстати как по ступенькам, можно полазать по стене. Нередко видны древние кельи.


Дорога идет по самому краю!


Монастырь мужской, так что женщин туда не пускают.
Об истории и вообще подробнее о монастыре лучше прочитать здесь. Там и фотографий интересных много.

Зато сегодня Рождество, и всех угощали: мужчин внутри монастыря вином, а женщинам вынесли изумительно вкусный чай.


Женская башня, а рядом цветущий эвкалипт...


Две огромные (!) картинки. Жаль, что аромат не передать и жужжание ос тоже ))


Далее ущелье постепенно сошло на нет, стало больше обработанных земель и пастбищ.


В отдалении видны палестинские поселения.


Еще несколько десятков холмов, вверх и вниз, и мы выбрались наконец на асфальт.


Главная дорога, ведущая в Иерусалим.


Что могу сказать в общем. Проезд через Иудейскую пустыню непрост и требует определенной физ.подготовки :) Нам ехать было интересно! Пусть и не такое контрастное, но все же разнообразие красок впечатлило! :) Нам понравилось!!
Старый город Иерусалима

Итоги

Время путешествия выбрано удачно:
Декабрь-январь - не считается сезоном в Израиле, туристов мало, все можно осмотреть практически без помех.
Плюс в некоторых хостелах цены чуть ниже обычных.
 

 
 

Комментарии
Здорово написано и фото красочные) Как на другой планете) 
Terra07.05.15, 00:42
Настя спасибо! :) Надо бы собраться и закончить отчет :) 
Супер! Красиво сфотано, легко написано) 
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Татьяна Скородумова