Киргизия / Спортивный туризм | Горный туризм

Похождения непуганных авантюристов

25 февраля - 14 марта 2011 г.
р. Ала-Арча – траверс п. Адыгене (2А, 4404) – л. Аксай – рад. п. Семенова-Тян-Шанского (3А, 4875) – пер. Обходной (1А, 3900) – пер. Провал Свободной Кореи (3Б, 4431) – пер. Топкарагай (2Б, 4400) – р. Аламедин – пер. Аламединская стена (3Б, 4340) – пер. Усеченка (3А, 4300) – р. Иссык-Ата

Описание

Сборная СГТ НГУ - Кедр намеревалась пройти маршрут в районе Киргизского хребта.  Скажу сразу, что планам нашим не суждено было реализоваться и маршрут мы не прошли. Теперь по-порядку, постараюсь кратко.

В нужном районе в нужное время буйствовали ветра и погода не радовала количеством градусов.
Траверс п. Адыгене. Вышли на гребень. Ветер пригибал и выдувал все тепло. На время обеда был решено поставить наружний слой палатки. Ветер поломал дуги. Было решено отступить временно. На склонах соседнего цирка нашли полку, на которой ветер был слабее, нежели в других местах. Починили палатку путем вложения изрядного количества сил и воли. На следующий день снова вышли на гребень, ветер не унимался. Было решено, что траверс лучше не продолжать, т.к. произведенный ремонт палатки был не очень надежен, а на траверсе ночевки не избежать - последствия еще одной поломки палатки на траверсе могли быть не очень приятными. Отступаем, сберегая силы и здоровье, валим вниз чиниться и отогреваться.
Спустились к Ала-Арче, где надежно починили дуги и немного отошли от сбивавшего с мыслей и ног ветра.
Подъем к хижине Рацека. То, что творилось в районе Короны уже успели написать тут: http://www.risk.ru/users/press-rf/15270.
Ред-Фокс-Азия лезла, в хижине тусили парни из Ухты.
Пик Семенова-Тянь-Шанского. На этот пик есть два маршрута 3А, выбрали тот, который короче. В день разведки, в который был исследован маршрут в обход зоны разломов и трещин, провешена 1 веревка льда, погода была сносной. На следующий день, день восхождения, ветер снова вспомнил о своих обязанностях. Снежно-ледовая часть маршрута пройдена. Подошли к скалам. Было решено, что при данном ветре (который периодически заряжался долей снежной пыли) на скалах можно оставить изрядное количество здоровья в виде помороженных конечностей. Погода ухудшается. Отступаем. Досадно, ведь кажется что вершина уже почти вот-вот... Спусковые веревки кидали уже при невыносимом ветре.
Провал Свободной Кореи. На те два дня, которые были запланированы на этот перевал на наше счастье встала ясная погода, ориентация склонов отрезала ветра. Прохождение перевала с предпровесом 4-х веревок в первый день. Были осмотрены альтернативные перевалы 3А, но решили дерзнуть. 10 веревок на подъем чистого льда крутизной 70-80 градусов. Ни полочки, ничего такого, чтобы просто даже встать и размять конечности. Постоянно висишь перед ледяной глыбой, которая стоит перед самым носом. Выйдя на седловину (закидываешь ногу через небольшой карниз, потом вторую) и сразу... снова голый лед под углом уже 45-50 градусов вниз - 5 веревок. Эдакая глыба монолитного льда с обоих сторон. Сдернули последнюю веревку за 30 мин. до захода солнца. Очень были мы довольны собой в тот день, тем как сложилось прохождение зимней 3Б. Наше прохождение перевала ПСК (3Б) было третьим по счету в туристских походах и прецедентным (первым и единственным) зимой. Повторюсь - на проход.
Перевал Топ-Карагай. На следующий день мы вылезли по ошибке на другой перевал (Кара-Тоо, 2Б), спустились. Пообедали. Полезли снова на перевал, который посчитали Топ-Карагаем. Снова не тот перевал (м.б. вообще не перевал, т.к. не было тура, седловина оч. узкая). День фактически ушел на два ошибочных радиальных выхода на перевалы 2Б с навесом и съёмом веревок. На обоих седловинах сдувало механически. На склонах при подъемах-спусках тоже было не сладко.
Умаявшись, путем исключения определили пер. Топ-Карагай. Назавтра - полезем. Но не тут-то было. С вечера зарядила сильная пурга. Всю ночь и весь следующий день - метель. Сидим в палатке, пургуем. Снегу намело столько, что начали сходить лавины, в т.ч. с того перевала, куда нам было надо.
Было решено более не испытывать судьбу, стихию, снаряжение и наши бренные тела и завершить поход, удовлетворившись первой 3Б в жизни 5 из 6 участников, зимней 3Б - в жизни 6 из 6 участников.
Пробежав в снегоступах весь ледник Топ-Карагай, преодолев изматывающие моренные завалы, присыпанные снегом и оттого очень коварные, снова оказались в Ала-Арче. Выдохнули. И тут ... повеяло весной. Но мы решили - домой-домой.
Аламединская стена, 3Б. На будущее.
Краткие выводы

Вообще сложный зимний поход - предмет отдельного разговора. Разговора о планировании и подготовке, тактике и стратегии.
Одежда.Всё время приходилось быть начеку - прислушиваться к своему организму, к пальцам на руках и ногах, чтобы не допустить обморожения. Всем успешно удалось избежать каких-либо обморожений, но именно потому что постоянно за этим следили неусыпно, отмахивались и пр. Все время нужно следить, чтобы вся одежда была сухой, в особенности - перчатки, рукавицы, носки, вкладыши в ботинки. Сушится это на теле в карманах и на ночевке на теле. Принимались все меры по экономии тепла организмом. Сам соблюдал принцип трех слоев: влагоотводящее термобелье - влагособирающая флисовая кофта - мембранные непродуваемые штаны - мембранная непродуваемая куртка. Носки - термо и обычные шерстянные. Все прекрасно работало, значительно увеличивая ощущение комфорта - можно было заниматься более важными делами и мыслями. Очень помогли балаклава и ветронепродуваемый шлем (все доступно в магазинах для охотников-рыбаков, Баск отдыхает).
Медицина.После выхода на траверс пика Адыгене половина команды заболела простудифилисом-гриппером. Врачом был я, усомнившись во всяких симптоматических микстурках-леденцах, больным были прописаны разные виды антибиотиков в максим. дозах, которые вернули организмы страдальцев в нужное русло. Вообще, перед походом я консультировался с профессиональным врачом-горником, который продолжает ходить в серьезные горы, привлекаться в качестве врача экспедиций, он помог сформировать и скорректировать моё отношение к походной медицине. К великому моему счастью, мой организм отработал как часы, без сбоев, что избавило от изрядной доли хлопот. Все функции организма исправно срабатывали когда нужно. Да, здоровье - величайшая ценность...
Снаряжение. Опробовал трекинговые палки сверхлегкой конструкции от Fizan, вес каждой - 158 гр. Палочки - штука очень полезная в отдельных случаях, сильно помогает ходьбе с рюкзаком, не устану их пропагандировать, хотя ледоруб они не заменят на склонах, где может потребоваться зарубиться при падении. Палки Fizan Ultra Light не щадил, но они оказались довольно надежными, несмотря на тонкий алюминий - ни разу не погнулись и не сложились. Рукоять из вспененного материала, который не холодит руку. Палки покупал в Бишкеке, т.к. свои Leki оставил дома.
Уже в который раз убедился, что рюкзак Red Fox Lhotse 100 - был правильным выбором 3 года назад. Удобен, практичен. Нравится мне этот рюкзак.
Снегоступы.В походе сильно пригодились снегоступы, конструкция которых разработана в СГТ НГУ, как их сшить - можно найти на сайте секции. Лёгкие и подвижные, они позволяют с удобством идти по заснеженному курумнику, где без них проваливаешься выше пояса между булыганами. А по свежевыпавшему пухляку - как Иисус по воде :) Очень удачная конструкция: дешевая, свои плюсы у гибкости (не застревает намертво в камнях), годится под кошки, ремонтопригодна. Очень рекомендую. Только нужно внимательно отнестись к креплению, чтобы снегоступ хорошо сидел на ботинке.
Лирика и сентименты. Все члены команды показали себя с лучших человеческих сторон, проявили стойкость и мужество в тяжелых условиях, сохранив оптимизм и умение смеяться :) Огромное им спасибо за это. Психологическая атмосфера в коллективе была крайне благоприятной, без напряженности. Мне кажется, что Команда - получилась. С этими людьми - куда угодно. Хоть к черту на рога.
Остались приятные впечатления от стиля руководства Жоры Сальникова, вообще от школы НГУ. Для себя я приобрел неоценимый багаж опыта, переосмыслил и закрепил предыдущий опыт. Маршрут не пройден, но все живы, здоровы, полны энергии на другие свершения. Лично я не жалею о том, что не свершилось - мы сохранили силы и здоровье, чтобы еще долго и результативно ходить в горы.
Быть может, следующая зимняя 6-ка не заставит себя ждать десятилетиями.
Путевой дневник руководителя

28 февраля

7:15 - выход из альплагеря вверх по Адыгене (в это время светает)
12:40-13:40 - обед на моренах
~18:00 - ночевка под пер. Майдаадыр

1 марта

8:30 - выход
Через 2 ходки - убежали направо за нехоженный перевал - очень сильно дует. Обедали внутри наружней части палатки. Ветром поломало дуги.
17:00 - дошли до места ночевки. Весь вечер чинили поломанные дуги.
Категория сложности этого отсутствующего в Классификаторе перевала примерно соответствует 1А*. Перевал ведет из долины р. Адыгене в долину, находящуюся между р. Алаарча и Джаламыш.

2 марта

8:45 - выход
1 ходка - поднялись назад на перевал. Очень сильно дует. Решили не испытывать судьбу свою и покалеченной палатки, планируемый траверс Адыгене не продолжать, вернуться вниз в альплагерь для ремонта палатки.
12:20-13:20 - обед перед мостиком
15:00 - в альплагере. Полудневка. Чинили палатку.

3 марта

9:30 - выход наверх на стоянки Рацека
12:10-13:10 - обед в последних елках
17:00 - на Рацека

4 марта

8:55 - выход вверх по лед. Учитель
12:40 - обед на "Семенских" стоянках (хижина "Наука")
14:20-17:20 - разведка с целью просмотра разных маршрутов на п. Семенова-Тян-Шанского

5 марта

8:55 - выход
10:00 - в верхнем цирке лед. Учитель
разведка с целью выбора места ночевки ~1ч
подход до места ночевки под склонами п. Семенова-Тян-Шанского
12:40 - обед
15:00-18:00 - предпровес подъема на п. Семенова-Тян-Шанского (1 веревка, в основном нижняя часть подъема проходима пешком)

6 марта

8:30-12:30 - подъем. Вышли на северный гребень п. Семенова-Тян-Шанского, являющийся одновременно седловиной пер. Джинжысу 3Б. Определяющая сторона Джиндысу - другая. Наш подъем с последующим спуском примерно соответствует слабенькой 3А. На гребне очень сильно дуло, и были признаки еще большего ухудшения погоды (которое и наступило часа через два). Поэтому мы отказались от прохождения гребня до самой вершины.
17:00 - спустились к палатке. Было навешено 4 веревки на подъем и 4 на спуск. Веревки разнообразного характера, способа закрепления и съема.
~18:00 - спустились к хижине "Наука"
Погода была Ж глубокая все время !!!

7 марта

9:00 - выход
10:30 - на пер. Обходном 1А. Подъем и спуск по ~100м. На спуске кинули 1 веревку для первого, остальные прошли так.
12:30 - на Коронских стоянках. Полудневка.
Координаты: 42*30'43.97"сш, 74*32'35.72"вд, 3909м

8 марта

9:00 - выход
через 2 ходки подошли под пер. Провал Свободной Кореи (далее ПСК)
разведка под пер. Космонавтов и Корона Южная, заявленные запасными
12:30-14:30 - обед под ПСК
14:30-18:00 - предпровес на ПСК - 4 веревки по очень крутому льду. Особенно круто на 2-й и 3-й веревках.
18:55 - на Коронских стоянках
холодно, ветер

9 марта

7:15 - выход
8:05 - подошли под ПСК
8:30 - начали жумарить по перилам
10:30 - первая пара участников достигла верхней точки предварительно навешенных перил и начала вешать дальше
16:00-17:30 - время прохода группой седловины. Седловина острая, крайне неудобная и не позволяет находиться на ней непристрахованным. Поэтому вся группа на седловине не собиралась. Как только снизу была поднята первая освободившаяся веревка, сразу же начали навеску перил на спуск.
19:00 - закончили сдергивание спусковых веревок
20:00 - у палатки по ту сторону перевала
Итого пройдено вверх 10 веревок очень крутого льда, вниз 5 веревок умеренно крутого льда. Без предпровеса этот перевал за один день в светлое время не проходится ! С предпровесом проходится с большим трудом и без запаса по времени. Например, наши предшественники из Саратова, которые проходили ПСК летом 2009 года, не успели спуститься с перевала засветло.

10 марта

9:30 - выход
2 ходки - подход под пер. Каратоо
11:30 - на седловине пер. Каратоо (2Б, но определяющая сторона спусковая, наша ~2А)
12:50-13:40 - обед опять внизу под пер. Каратоо. Спуск выглядел задничным, и мы решили искать "свой" перевал Топкарагай.
16:50 - на следующей (еще более задничной) перемычке (подъем и спуск назад примерно по пути подъема соответствовал ~2Б)
19:00 - у палатки на месте предыдущей ночевки. Фактически мы в этот день только проидентифицировали местонахождение пер. Топкарагай и собирались проходить его на следующий день (чему не суждено было сбыться).
Провешено вверх 2 веревки по льду, вниз 2 веревки по разрушенным скалам и льду.
Весь день очень ветрено.

11 марта

погода Ж пургуем
Координаты: 42*29'31.08"сш, 74*33'23.98"вд, 4060м
Ночью погнуло дуги ветром. Полночи подпирали палатку изнутри спинами. Утром по колено свежего снега - начинаем контролированный сход с маршрута.

12 марта

Координаты: 42*30'54.08"сш, 74*29'01.17"вд, 2583м
15:30 - выход с обеда
17:30 - в альплагере

Итого 14 ходовых дней. В результате получилась ~четверка с элементами шестерки.
Ссылки

Описание первого зимнего сквозного прохождения перевала ПСК (Провал Свободной Кореи) (3Б), сделанного нами в этом походе, находится по адресу: http://nmr.nioch.nsc.ru/psk/

Фильм (DivX-5.0, ~5мин, 79Мб) можно скачать по адресу:
http://nmr.nioch.nsc.ru/psk/kirg11s.avi {ВОРНИНГ: видео содержит принятые в горном обиходе устойчивые нецензурные словосочетания!!! Туристам до 16-ти лет просмотр запрещен!}