Спортивная часть. 
Общие сведения.

Группа туристов Московского клуба велотуристов в составе 8 человек совершила с 29 июля по 20 августа 2009г. велосипедный поход 5КС в Прибайкалье по маршруту:
Иркутск - Большой Луг - Олхинское плато - Маритуй - Култук - м/с Хамар-Дабан - пик Черского - пер. Чертовы Ворота - р.Утулик - р.Шубутуй - пер. Патовый - р.Шибетуй - р.Снежная - пер. Бархе-Даба - р.Мазайха - р.Дурей - р.Сангина - Баянгол - Эхе-Цакир - Боргой - Инзагатуй - Усть-Урма - р.Урма - хр. Малый Хамар-Дабан - р.Темник - р.Элигин - хр. Хамар-Дабан - р.Мысовка - Бабушкин - о. Ольхон

Протяженность активной части маршрута - 755км
         из них:
по гравийным и грунтовым дорогам -               300км
по зимникам, вездеходным дорогам и тропам -  211км

Общая продолжительность похода - 22 дня
Количество ходовых дней - 20
Руководитель
Романов Д.А. (Московская область)
Участники группы
Бояров Г.К. (Москва)
Боярова И.В. (Москва)
Григорьева Т.В. (Московская область)
Ефимов П.В. (Москва)
Кудрявцев С.И. (Москва)
Манунин А.П. (Москва)
Смирнова О.В. (Волгоград)


ЧАСТЬ 1. Олхинское плато

Первая часть нашего маршрута проходила по Олхинскому плато, которое располагается между Тункинскими Гольцами и Приморским хребтом и представляет собой треугольник, окруженный с юга озером Байкал, с востока Иркутским водохранилищем и с запада рекой Иркут. Плато представляет собой возвышенность, со средними высотами 500-800 метров, изобилующую скалами останцами. Южная часть плато, вплотную подступающая к Байкалу, круто обрывается к нему, образуя скальные утесы. Здесь расположилась золотая пряжка Транссиба - Кругобайкальская железная дорога. КБЖД или Кругобайкалка - историческая железная дорога в Иркутской области, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первх мест в мире. Тоннели, мосты и каменные галереи Кругобайкалки уникальны тем, что строились по нетиповым проектам и в последствии не перестраивались сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала 20-го века. В результате строительства Иркутской ГЭС участок Иркутск - порт Байкал оказался затопленным, а восемьдесят километров по Байкальскому берегу через тоннели и мосты вместе с процветающими ранее поселками и потерявшми работу людьми, остался чем-то вроде музея под открытым небом, по которому раз в сутки проходит со скоростью 20 км/ч  поезд, в народе ласково называемй "Матаня". 
Здесь наш путь проходил по старым, заброшенным лесовозным дорогам от ст Большой Луг до ст. Маритуй через горы и далее по тропе вдоль Кругобайкальской ж/д до ст. Култук.
Наиболее сложным участком, этой части нашего похода, являлась дорога по болоту в пойме реки Слюдянка - дорога в болоте практически исчезла, приходилось передвигаться по болотной жиже, вода местами доходила до уровня колен. Так же определенные сложности возникают там и с ориентированием - выход на дорогу, ведущую на перевал, найти довольно не просто.
В целом участок маршрута через Олхинское плато и по Кругобайкальской ж/д интересен как со спортивной, так и с познавательной точки зрения.
ЧАСТЬ 2. Старокомарский тракт

Старокомарская дорога - старинный почтовый тракт, соединяющий в конце XVIII и начале XIX веков Сибирь с Монголией и Китаем, и служившая для сообщения между Иркутском и Кяхтой. Эта дорога, как ее еще называют "Чайный тракт" проходила от ст. Култук по хребту Комар до реки Утлик, далее по реке Шубутуй, через озеро Патовое в долину реки Снежная. После постройки Транссибирской железной дороги караванный путь оказался не нужным и теперь находится в заброшенном состоянии, но зато превратился в подлинный туристский шлях, ведущий в Центральную часть Хамар-Дабана, в верховья Утулика, Хаара-Мурина, Снежной и Темника - знаменитых сплавных рек. По нему проходят также горные, пешеходные, лыжные маршруты. На один - два дня заезжают сюда и байкеры из Иркутска, но они налегке поднимаются только до пика Черского, по более короткой тропе из Слюдянки, а потом спускаются по Старокомарской дороге в Култук. Дальше перевала Чертовы ворота никто на велосипедах не был.
Это была самая сложная часть нашего похода - давно заброшенные дороги, глухие таежные тропы, крутые подъемы и сложные спуски, множество бродов и сложных переправ, и все это в режиме полной автономности! Патовое плато является самым дождливым местом на Хамар-Дабане - ласково журчащий чистый ручеек за час превращается в мутный, ревущий поток. Здесь группа должна владеть всем спектром туристической подготовки. Так же необходимо владеть и техникой из других видов туризма - от горного до водного.
Этот край поразил нас девственной красотой северной тайги, виды с вершин и перевалов захватывают дух и распаляют воображение, кристально чистые реки изобилуют рыбой, в дебрях встречаются следы диких зверей, в лесу множество разных ягод и грибов.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ МОРАЛЬНО-УСТОЙЧИВЫМ!
ЧАСТЬ 3. Боргойская степь

Этот район нашего путешествия занимает долину среднего и нижнего течения реки Джиды и прилегающие к ней сухие солончаковые Боргойские степи. С севера район ограничивают Хамар-Дабанский и Боргойский, а с юга - Джидинский хребты. Боргойская степь - сухая безлесая низменность на стыке Сибири и Центральной Азии. Она раскинулась среди пологих горных хребтов под почти всегда ясным голубым небом. На протяжении тысячилетий этот край был колыбелью цивилизаций кочевников, самые известные из которых - империя племен гуннов и государство великих монголов.
На этом этапе нашего путешествия не было, каких либо сложных препятствий с точки зрения велосипедного туризма, кроме не сложного перевала Капитанка. Но этот край поразил нас своей красотой и умиротворенностью - широкие долины, пологие склоны холмов и далекий, утопающий в голубой дымке горизонт, побуждают к движению, маня увидеть то, что скрыто за изгибом рельефа.
Часть 4. Через два хребта Хамар-Дабана назад к Байкалу

Хамар-Дабан (в переводе с бурятского хребет - нос, ореховый перевал) - это название горной страны у Байкала, которая подразделяется на малый и большй Хамар-Дабан, разделенные рекой Темник. Горы круто обрываются к Байкалу и являются естественной преградой для воздушных потоков, переносимых через Байкал. Осадков здесь выпадает больше, чем на смежных пространствах, влажный климат способствует обильному росту разнообразной растительности, за что хребет иногда называют "сибирскими джунглями".
В этой части нашего путешествия мы проехали полевыми, лесовозными и заброшенными, зарастающими дорогами от поселка Усть-Урма через Малый Хамар-Дабан до реки Темник, где нам снова пришлось собирать катамаран, так как из-за сильных дождей переправа в брод стала невозможной. Переправившись через реку мы вышли к поселку Таежный и на на старый Удугинский тракт по которому преодолев хребет Большой Хамар-Дабан спустились к ст. Бабушкин на берегу озера Байкал. Удугинский тракт на сегодня единственный, по которому можно пересечь весь Хамар-Дабан прямо в середине хребта на автомобиле высокой проходимости. В летне-осенний период сплошная тайга между Байкалом и  Темником становится постоянным прибежищем добытчиков ягод, грибов и орехов. Охотники и рыбаки едут подальше, к Темнику, и еще дальше - на Малый Хамар-Дабан.  История тракта насчитывает уже два столетия. В Мысовске (в 1941 г. переименован в Бабушкин), тогда «филиале» Посольского монастыря, ещё до постройки Кругобайкальского тракта местное купечество затеяло строить свой Кяхтинский тракт, который был бы короче и удобнее остальных хамар-дабанских трактов — Хамар-Дабанского из Култука, Игумновского и Ивановского и предназначался для перевозки грузов из Китая в Россию и обратно. В 1964 этот тракт как бы возродился: в построенном на левом берегу Темника поселке Таежный создается крупный леспромхоз. С запретом рубок и ликвидацией леспромхоза вновь оставленный эксплуатационниками тракт потихоньку размывается, но в последние годы его открыли для себя спортсмены - автомобилисты и велосипедисты.
На этом этапе закончилась активная часть нашего иаршрута.
Часть 5. оз. Байкал, о.Ольхон. Отдых

Ольхон - самый большой и популярный у туристов остров на Байкале. Это самое красивое и  мистическое место. Ольхон уникален своим микроклиматом - здесь очень много солнца и мало дождей. По клоичеству ясных дней Ольхон сравнивают с Черноморскими  курортами. Пролив между Ольхоном и берегом озера - одно из немногих мест на Байкале, где температура воды достаточна теплая для купания. Остров сформировался миллионы лет назад в следствии тектонических движений. Самое глубокое место на Байкале (1637м) находится здесь, у восточного берега острова. На Ольхоне есть небольшие тихие озера, а так же гора Жима (1300м). На севере острова можно увидеть байкальскую нерпу - единственного в мире вида тюленя, который круглогодично живет в пресной воде. Здесь много археологических стоянок с останками крепости Железного века. Остров известен как центр Шаманизма - древней религиибурятского народа.
Здесь началась наша "отдыхательная" часть путешествия. Все время пребывания на острове мы посвятили ознакомлению с местными природными и культурно-историческими достопримечательностями, делая радиальные выезды из поселка Хужир на велосипеде и корабле.
Выводы и рекомендации.

Практически весь поход проходил в новом районе для спортивного велотуризма и является на большей части маршрута первопрохождением.
Район рекомендуется для прохождения спортивных походов высших КС. Район интересен как со спортивной точки зрения, так и с культурно познавательной. Спортивные походы по Хамар-Дабану требуют очень хорошей тактико-технической и физической подготовки. Так же необходимо обладать навыками из других видов туризма: пешеходного, горного, водного. Особое внимание необходимо уделить тщательной подготовке личного и общественного снаряжения. Необходимо иметь запас продуктов сверх раскладки для непредвиденных случаев.  Из соображений безопасности рекомендуется обязательно встать на учет в КСС. При планировании маршрутов по Хамар-Дабану необходимо учитывать следующие сложности и опасности наиболее характерные для этого района: 

1. Полная автономность маршрута в зоне тайги.

2. Сложность ориетирования. Многие тропы и дороги, бозначенные на картах давно не существуют. 

3. Резкая смена погоды. 

4. Возможны подъемы уроня рек из-за дождей, что затрудняет многочисленные переравы рек Хамар-Дабана. 

5. Клещевой энцефалит и наличие кровососущих насекомых.

6. Большая вероятность столкновения с дикими зверями. 

7. Полное отсутствие какой либо связи на большей части маршрута.

                         


Комментарии
DYMBA15.07.10, 22:11
Да там... 
Сухой сезон если нет дождя)))
Editor26.06.10, 13:22
Мост у пос.Удунга вы имеете ввиду? 
И когда же этот сухой сезон?.. В декабре? ))
DYMBA25.06.10, 19:55
Ответ на вопросы Editor 
Кат применялся только на Снежной и Темнике. Была еще вероятность переправы на Утулике, но там смогли перейти в брод - паводок начался чуть позже. Вся сложность участка Боргойская степь - Байкал как раз и заключалась в том, что п. Таежный находится на другом берегу и помощи ждать не приходилось. Со стороны Таежного есть еще дорога, которая ведет к мосту через Темник. А вообще в сухую погоду Темник бродится без проблем не выше колена.
О Маршруте
Категория сложности: 5