Дни 11-13: Сегежа - оз. Нижнее Карбислампи
Фото. 57. Волдозеро
Фото. 58. Типичная карельская дорога
Фото. 59. Карельское болото недалеко от оз. Койваярви
Фото. 60. Раздавленный уж на дороге
Фото. 61. Оз. Койваярви после захода солнца
Фото. 62. Южная оконечность оз. Елмозеро
Фото. 63. Поселок Шалговаара
Фото. 64. Оз. Сяргозеро, справа на мысе с. Сяргозеро
Фото. 65. Дима на мосту через Волому
Фото. 66. Колодец в Ахвенламби
Фото. 67. Мост между Унутозеро и Тумасозеро.
Фото. 68. Недалеко от Суккозера
Фото. 69. Следы медведя на дороге
Фото. 70. Остров на оз. Нижнее Карбислампи
Фото. 71. «Унитаз Нигматуллина с нижним подогревом»
День 11. (19.07.2008)
Перрон в Сегеже, небольшом карельском городе, встретил нас жарой, 10 утра, но поручни перил уже раскалены. Собираем свои байки, грузим кули на багажники и в путь (11:50). Проехав через город, по асфальту выбираемся на перекресток с трассой М-18 «Кола» (Мурманск – Санкт-Петербург, 12:30, 11 км). Но мы едем ни в Питер, и ни в Мурманск, а мы едем «поперек» в деревню Волдозеро.
Чувствуется сразу же разительное отличие от Кольского – вдоль дороги сплошной лес, высокие деревья – обилие живности и цвета красок. Профилированный грейдер тоже отличается от Кольского – песок и пыль, там было все утрамбовано или лежали камни. До Водлозера 7 км – машины попадаются единичные. Сам поселок находится на берегу озера Водлозера и частично представляет из себя дачи сегежан. Места здесь красивые. Закупаем в магазинчике всякие вкусные плюшки, Дэн у местных берет полторашку натурального молока и в путь.
За Водлозером машины практически исчезают, хотя дорога такого же прекрасного качества – на следующие 150 км всего пара поселков и пара мелких сел. Дорогой в основном пользуются лесовозы, коих в Карелии везде полно – республика живет в основном за счет леса, а его тут 85% всей территории. Места вдоль дороги живописнейшие – красивейшие леса, озера и даже карельские болота не навевают грусть в отличие от томских. В солнечный день всё смотрится очень здорово. Жара становится тяжело переносимой, поэтому скорость передвижения возрастает. По дороге попадаются две змеи: задавленный машиной уж и уползшая в 5 метрах передо мной серая гадюка.
Сегодня решаем не топить целый день, а устраиваем полудневку – немного выспаться, да просушить сырые вещи, которые ехали в поезде нераспакованными, чтобы не устроить «геноцид запахов» обычному мирному населению. Находим красивое озеро с финским названием Койваярви и падаем в сосновом бору на его берегу (45 км от трассы М-18, 16:30). Остаток дня придаемся купанию, разлагательству в тени и на солнце, а также чрезмерному употреблению пищи. Дэн, как фанатичный рыбак, в этом почти не участвует – он торчит по пояс в воде с удочкой. Результат - 3 окуня, хотя рыбы в озере немеряно – когда купаешься, рыбины с ладонь длинной вьются прямо под ногами.
День 12. (20.07.2008)
Первая карельская ночь оказалась ночью перемен – с утра длинный и довольно проливной дождь, свинцовые низкие тучи. И уже совсем не так жарко. Ночь уже не такая светлая как в заполярье, но даже в самую ее темную часть на улице можно читать книгу без фонаря. Проснулись в 8 утра, под дождем сготовили, поели и… залезли снова в палатки спать – пережидать дождь. В результате выехали только в 13:55.
Гравийка за ночь и утро была оборудована множеством луж и немножеством песочной грязи, но передвижению это почти не мешает, благо карельская грязь плохо липнет к механизмам наших байков в отличии от родной сибирской. Объезжаем с юга Елмозеро и через 15 км въезжаем в хутор или село Шалговаара – штук 15 дворов с типичными карельскими деревянными домами. Через 5 км еще одна Шалговаара (15:30, 20 км с бивака), но уже посолиднее – дорожный указатель, несколько магазинов, панельные одноэтажки и клуб. Опять балуем себя покупкой всяких пищевых излишеств в виде булок хлеба, зефира, конфет, печенек и прочего. Выехав по дороге в сторону Ахвенламби, в паре км от поселка перекусываем на берегу озера. Погода к тому времени немного улучшается: теплеет, переменная облачность, иногда солнце, штурмовые куртки уже не нужны – едем в футболках. Редкие полосы моросящего дождика.
Стоит отметить, что основными навигационными объектами в Карелии удобнее всего считать озера и дорогу – озер там десятки тысяч и все они прекрасны, а дорога часто напоминает рельсы – отворотов почти нет – длинные перегоны, хорошее качество, редкие лесовозы. Потеряться тяжело.
Едем мимо оз. Сяргозера, с дороги видно одноименную деревню на остром мысе – впечатляюще смотрится. Далее проезжаем маленький кусок берега Сегозерского водохранилища. По обеим обочинам дороги болота. В конце этого отрезка находится капитальный бетонный мост через Волому, даже с куском асфальта (17 км от пос. Шалговаара). Основная дорога идет прямо в Паданы, а сразу за мостом поворот направо – в Ахвенламби.
От поворота до села 5 км очень забавной дороги – она идет по болоту и по гривам, заросшим дремучим лесом. Дорога по болоту - простая насыпь, вдоль которой плоское заросшее травой и сухими стволами деревьев поле с водой, а дорога по лесу – небольшой подъем и скат через темную чащу. Ахвенламби (19:00) – очень аккуратное село, типичное для Карелии, в селе колодец с воротом и прикованным ведром. Вода в нем чистейшая и очень вкусная, несмотря на то, что село стоит на острове посреди болот.
Болота, кстати, в Карелии очень сильно отличаются от всего виденного мной в других местах России – это не топи с кочками, просто неглубокое обширное «озеро» с кустами и травой, еще много сухих стволов деревьев, которые, почему-то отлично горят. Утонуть в таком болоте с виду нельзя – иногда это подтверждают столбы ЛЭП воткнутые непосредственно в воду. В общем, и не болота это вовсе, если сравнивать с нашим «великим» Васюганским – самым крупным в мире.
От Ахвенламби дорога одна – в Суккозеро. Съехать с нее невозможно – отворотов просто нет, вдоль дороги либо лес стеной, либо гладь очередного озера. Проезжаем с юга мимо Маслозера – видно на вост. берегу село Юикогуба. Рядом с ним форелевая ферма, как гласит дорожный указатель, за ним серпантин подъема на небольшой перевал, на котором нас накрывает проливной дождь. В перерыве между зарядами мы всё же выскакиваем из-под деревьев и несемся вниз с перевала. Тут нас опять накрывает ливнем, но мы уже не останавливаемся – один фиг до трусов все мокрые.
По мере продвижения дождь постепенно сходит на нет. Дорога всё такая же профилированная гравийка, вдоль нее всё так же сплошной лес, озера и «карельские» болота. 44 км от Ахвенламби – мост между озерами Унутозеро и Тумасозеро (урочище Тумба), возле моста черный камень: «Памятный знак, установлен 1 сентября 2006 года в честь Фролова Вячеслава Ивановича (13.10.39 – 12.03.2006) создателя и первого руководителя дорожно-строительного отряда ОАО «Сегежский ЦБК»». Что был за человек – непонятно, но в любом случае спасибо ему за отряд, а отряду за отличную дорогу, а дороге за живописные обочины.
Встаем на ночевку на Унутозере в нескольких сотнях метрах от моста, на каменистой полоске пляжа (21:30). Очень долго (около 2,5 часов) готовим еду, т.к. мокрые дрова горят плохо, а сухих нет в округе. В процессе ожидания сидим или лежим в сумраке на берегу и обсуждаем на что похожи быстро плывущие облака над гладью озера и острова на нем. Ужин готов за полночь. Ночь темнее предыдущей из-за облаков, но для похода в туалет факел или прожектор всё равно не нужен.
День 13. (21.07.2008)
С утра погода отличная – и не печет и не льёт, немного сыро со вчерашнего, но покрытие самое то покататься. Выезжаем с бивака в 13:50 – и вообще после Кольского решили немного расслабиться и не рвать. Стандартом для Карелии стало 9 часов сна (вместо 8 на Кольском) и неспешные сборы. В план по срокам мы укладываемся нормально.
День оказался один из самых скучных по отношению к дороге – большую часть дня ехали по монотонной гравийно-грунтовой лесовозной «трассе» в Суккозеро. Вдоль дороги лес густой – особо ничего не видно, кроме мест, где дорога поднимается на более высокие холмы. На первом же перегоне Вадик ломает манетку переключателя – пока кузнецы её куют, я, Димыч и Рома вдоль дороги за 20 минут умудряемся насобирать мешочек подосиновиков и подберезовиков. Грибов, кстати, с прошлого дня стало попадаться много, прямо на обочине дороги. В нашем рационе появились новые блюда: плов с грибами, борщ с грибами, каша с грибами, «грибы с грибами» и прочие. До компота с грибами и торта из грибов, слава богу, дело не дошло…
Километров через 20 прямо на песчаном покрытии дороги появились следы медведя. Они периодически исчезали, но потом появлялись – он видимо уходил в лес от лесовозов – их следы местами перекрывали его. И так около 5 км. Медведь не большой, но следы свежие – после дождя уже… Не страшно, но и не очень приятно. Пытаемся ехать как минимум парами и в прямой видимости между группками.
Часа через 3-4 ехать так однообразно по монотонной дороге с одинаковыми пейзажами стало надоедать, но к 20:00 (около 54 км с ночевки) мы наконец-то въехали в Суккозеро. Крупный населенный пункт, много улиц, в центре несколько магазинов и дом культуры «Старый замок», но поселок создает впечатление затхлости и какой-то убогости: многие дома покинуты, мусор и сломанные машины на улицах, на выезде нас «обласкали» какие-то местные пьяные тролли…
После закупки необходимых продуктов и ништяков, выезжаем по улице Терешковой (похоже местный Гарлем) на дорогу, ведущую к г. Воттоваара. Все местные называют её «Смерть-гора». Еще в процессе подготовки к походу всплыла информация, что на ней собираются колдуны, шаманы и прочие аккультисты со всей России в определенное время на обряды и что место это не очень хорошее. Насколько – нам это предстоит узнать завтра. А пока, без сожаления распрощавшись с Суккозером, мы едем по одноколейной лесной грунтовке на юго-восток к Смерть-горе.
Дорога «узкая» - на обочине не высокий, но очень плотный лес, местами такой, что в него войти сложно – стволы деревьев нашпигованы через 30-40 см. Периодически на дороге появляются отвороты, причем очень добротно накатанные, поэтому лучше пользоваться GPS-навигатором. 14 км и мы приезжаем на оз. Нижнее Карбислампи (21:20). Очень удачно находим место для ночевки – возле моста через слив между озерами Среднее и Нижнее Карбислампи, т.к. вдоль дороги практически нет удобных мест для бивака. Рядом оказывается бивачок небольшой группы питерских пешеходников, которые торчат здесь несколько дней под дождём и завтра собираются двигаться на Смерть-гору.
Не найдя подходящего места для растяжки кострового троса и в отсутствии (в первом приближении) крупных камней в окрестностях бивака для установки бобов на костер, наш костровой Дэн тыкает пальцем в небо и изрекает: «Я сейчас сделаю тандыр !» Дэн родился в Узбекистане и про тандыры знает больше всех нас. Построенный им из песка и озерной глины тандыр, сразу же получает название «Унитаз Нигматуллина с нижним подогревом», так как больше ни на что другое он не походит.
Ужин, небольшое купание в озере и отбой, как обычно засветло.