Дни 17-20: оз. Колласъярви - Петрозаводск

Фото. 91. Дорога в Лоймолу Фото. 91. Дорога в Лоймолу
Фото. 92. Одна могила двум героям Советского Союза Фото. 92. Одна могила двум героям Советского Союза
Фото. 93. Дремучая дорога оз Леплясюрью к трассе Р-21 Фото. 93. Дремучая дорога оз Леплясюрью к трассе Р-21
Фото. 94. Ладожское озеро, залив Койрононлахти Фото. 94. Ладожское озеро, залив Койрононлахти
Фото. 95. Еда в руке байкера Ромы Фото. 95. Еда в руке байкера Ромы
Фото. 96. «Крест Скорби» Фото. 96. «Крест Скорби»
Фото. 97. Знаковый перекресток дорог Фото. 97. Знаковый перекресток дорог
Фото. 98. Могилы в лесах вдоль дороги в Пряжу Фото. 98. Могилы в лесах вдоль дороги в Пряжу
Фото. 99. Хорошая Р-21 Фото. 99. Хорошая Р-21
Фото. 100. Плохая Р-21 Фото. 100. Плохая Р-21
Фото. 101. Озеро Ведлозеро утром Фото. 101. Озеро Ведлозеро утром
Фото. 102. Магазин на сваях в Крошнозере Фото. 102. Магазин на сваях в Крошнозере
Фото. 103. Маньга Фото. 103. Маньга
Фото. 104. Памятник «Крылу МиГ-15» Фото. 104. Памятник «Крылу МиГ-15»
Фото. 105. Петрозаводск с другого берега залива Фото. 105. Петрозаводск с другого берега залива
День 17. (25.07.2008)
С утра опять неспешные сборы, балдёж и отличная солнечная погода. Выезжаем на дорогу в 12:30. Возле моста встречаем финский автобус с финскими туристами и финским водителем. Они осматривают памятники, находящиеся на западной стороне озера. Едем в Лоймолу. Следующие 5 км обочины просто нашпигованы указателями на братские могилы и памятные монументы как наши, так и финские. Несколько из них осматриваем – они находятся в глубоком лесу в 2 – 50 м от дороги: финское военное захоронение, наши братские могилы, полевое кладбище «Колоса», могила двух героев Советского Союза Парфенова и Иванова… Их там много, эти глухие леса обильно политы кровью. А памятники противоборствующих сторон стоят совсем рядом – последние два, например, в 20 метрах друг от друга. Не по себе.
Лоймола (13:20, 10 км от Колласъярви) – немного запущенный, но, в общем, относительно приглядный поселок, не чета Пийтсиёки. ЖД-станция, лесопилка со штабелями бревен внушительных размеров, асфальтированная центральная улица,  магазины вдоль нее, на выезде очень аккуратные ряды домов и коттеджей. Хотя если бы не яркое солнце и жара, может быть, Лоймола показалась и грустнее после военных памятников Колласъярви.
Дорога на Леплясюрью – неизменная карельская гравийка, сегодня,  как и вчера, с обилием пыли и периодическими лесовозами. Примерно через 16-17 км доезжаем до отворота на Райконкоски. В первоначальных планах у нас заезжать туда не было, а пришлось: мост через р. Уксунйоки (Уксу), а точнее узкую горловину между озерами Уксуярви и Салменъярви (до него 5 км от развилки), находится на реконструкции и проезд по нему запрещен. Так гласит временный дорожный указатель, также он рекомендует объезд через Райконкоски. Ну, значит судьба такая…
Объезд в 8 км. Поселок Райконкоски проезжаем по околице, даже не останавливаясь. Выезжаем на второстепенную дорогу в Леплясюрью. Машин здесь почти не встречается – основная профилированная гравийка идет восточнее в Питкяранту, а мы делаем крюк до самой Леплясюрьи. Покрытие: грунт и периодически гравий, дорога выровнена, но не профилирована.
Леплясюрья (34,5 км от Лоймолы, 16:40) – типичное карельское поселение: довольно аккуратное, видны «перестроечные» руины на окраинах, школа, магазины, сотовая связь – не устойчивая, но есть 2 оператора. Чем еще примечателен этот нас. пункт ? Здесь мы впервые в Карелии видим луга: с холма, на котором стоит деревня, открывает отличный вид на запад, а там сенокосы. До этого я уже отмечал, что мы видели с дороги только озера с островами, сплошной лес и болота. И еще здесь вкусные печеньки в магазине, но это субъективно.
Из Леплясюрьи на юг идет несколько дорог, наша идет мимо заброшенной фермы, далее за кладбищем направо, западнее на развилке. Наконец-то наша дорога изменяет своему гравийному покрытию: обычная одноколейная укатанная грунтовка, идущая через чащобы на юг, к трассе Р-21. От самой деревни до выезда на трассу дорога напоминает мрачный коридор: густой дремучий лес стеной на обочинах, местами сыро. Иногда лес создает арку над грунтовкой, в солнечный ясный день становится прохладно. Но дорога оставляет очень сильное впечатление: сказочный темный лес с лешими и ведьмами.
21 км (18:50) и мы неожиданно выезжаем из сказочного леса на большое солнечное место – это асфальтированная трасса. Прямо перед нами стоянка для отдыха дальнобойщиков, едущих в Финляндию и дорожный указатель «< Пряжа / Сортавала >». Ехать в Импилахти, как было задумано изначально, в сторону Сортавалы, а завтра возвращаться в это же место и ехать обратно в Пряжу стало абсурдно. Поэтому решили ехать сразу на восток и заночевать где-нибудь на берегу Ладожского озера по дороге в Питкяранту.
Асфальт изумительного качества ! Такого я в России не видел еще – гладкий и ровный как каток, заплаток нет, выбоин тоже, хотя мимо нас довольно часто шныряли груженые лесовозы по нему. Вскоре становится ясно, что это трасса новая и идет параллельно Р-21 севернее, т.к. явных навигационных пунктов запланированных по карте не оказалось на месте, а появился лишний ЖД-переезд и непонятно откуда взявшаяся линия ЛЭП. Километровые столбы размечены очень странными цифрами: такой километраж не соответствует расположению крупных н.п., от которых обычно идет отсчет километража.
Через 9 км всё стало ясно: мы доехали до крупного дорожного узла. Перекресток этой трассы с дорогами в Суоярви и в Питкяранту – от него и шел километраж на столбах. Здесь же находится «Крест скорби» - совместный русско-финский памятник, погибшим во время двух войн. Недалеко от дороги стоит высокий крест, с обеих сторон в него «впечатаны» лицом женские фигуры, как олицетворение Финляндии и России – немного странный памятник. Дальше от него в лес несколько площадок со скамейками и мусором, автостоянка.и куча тропинок. По слухам где-то здесь была длительное время линия фронта и окопы находятся в лесу впритык в нескольких десятках метров… Но мы ничего не нашли. Это место создано явно с пафосными целями – для автобусных туристов и оно не оставляет таких впечатлений как кладбища Колласъярви.
Сворачиваем на юг и едем в Питкяранту, в надежде не доезжая города найти хорошее и тихое место на берегу Ладоги. В Коринойе закупаем несколько полторашек пива – сегодня у нас 1000 км за поход, надо прервать сухой закон на один вечер и отметить «1 мегаметр». В попытках найти место мы доезжаем по разбитому и кривому асфальту до окраин Питкяранты. Отвратительное зрелище: над городом висит смог в ясную погоду, еще издалека видны огромные пыльные кучи гравия на берегу озера, а чуть дальше на острове Пусунсаари какой-то комбинат, с которого ветер доносит рвотные запахи… В общем, доехав почти до ЖД-станции (15 км от «Креста Скорби») мы разворачиваемся и валим из этого гиблого места обратно в Койринойю. За день измотанные жарким солнцем и длинной дорогой в конце концов находим неплохое место на берегу Ладожского озера в километре от дороги в сев.-вост. части залива Койрононлахти (7 км от Питкяранты, 22:00). Место отличное, не смотря на близость трассы и города.
Вечером купаемся в Ладоге, и до самой темноты у огня пьем пиво и разговариваем разговоры. На велокомпьютере Сереги, по которому ведется весь отчет километража, 1009 км.

День 18. (26.07.2008)
Выезжаем с бивака в 12:00. Выползаем на дорогу и возвращаемся в «Кресту скорби». Немного подробнее изучив окрестности памятника, снова выбираемся на асфальтовую трассу (13:00, 7 км) и крутим педали на восток, в Пряжу и далее в Петрозаводск…
Жара… При хорошей скорости и слабом попутном ветре в принципе не сильно плохо. Но на остановках – пекло. В нескольких км от знакового перекрестка сворачиваем в леса и по наводке допрошенных у «Креста» «языков» находим еще несколько памятников советским войнам. В глубине леса, без пафосных автостоянок и лавочек несколько огороженных захоронений, с памятниками советских времен, выкрашенных серебрянкой и местами облупившихся. Эти памятники «настоящие». Побродив вокруг них, возвращаемся на трассу.
Асфальт всё также прекрасен ! Машин немного, пейзажи вокруг не утомляют глаз. Так продолжается несколько часов почти без изменений. Погода иногда немного портится– проезжаем несколько полос мокрого асфальта, но дождь нас так и не зацепил. Следующей после погоды портится дорога – становится ясно, что она «слилась» со старой Р-21. Тут асфальт уже «русский», «противоджипный». Первый населенный пункт на трассе после Питкяранты – Колотсельга (50 км от «Креста», 18:00). Ничего особенного. В колотсельский магазин не попадаем, т.к. приехали сразу после автобуса с туристами, которые выстроили очередь к нему человек в 30. А других магазинов не оказалось поблизости.
Дальше по трассе объезжаем с севера озеро Тулмозеро и делаем попытку за Палалахтой (12 км от Колатсельги) уехать на юго-вост. берег озера  по грунтовке и найти бивак, но утыкаемся в цивильную турбазу. Возвращаемся на дорогу и едем искать бивак на следующее озеро – Ведлозеро. За Палалахтой окончательно трасса становится «русской» - параллельно ей прокладывают новую трассу. Сделана отсыпка и ирригация, асфальт еще не положен, но за то положены огромные кучи гравия на обочине (до 10 м высотой). Нам досталась раздолбанная в пыль старая трасса и куски пыльного гравийного костотряса примерно по километру несколько раз подряд.
Выматерившись, в конце концов, доезжаем до Куккойлы – первого села на Ведлозере (19 км от Палалахты, 21:20). В этом отеле тоже «мест нет» - весь берег занят деревней или косогорами сходит в озеро.
Следующая остановка – Юргилица. На ее окраине за скотным двором спускаемся к воде озера Ведлозера (22:20). Встаем на опушке леса, на окраине выкошенного поля, на покатом склоне – худшее место из всех, что у нас было в Карелии. Через час начинает лить дождь. В озере плавают какие-то бикарасы и моторки… Этот день был признан самым скучным (а бивак - самым мерзким) и еще он получился самым дальнобойным – единственный день когда мы проехали больше 100 км. Спать ложились под моросящим дождиком уже затемно.

День 19. (27.07.2008)
С утра не сильно сыро, даже почти нет росы на траве. Но всё это заканчивается, как только первые трое вылезли из-за скотного двора на трассу (14:30). Начинается довольно сильный дождь и становится холодно. Дождь также неожиданно заканчивается, как и начинается через 20 минут.
Весь день едем по асфальту, весь день пасмурное небо и не сильно разнообразный пейзаж. Асфальт старый, много выбоин и трещин, но это лучше чем когда его нет. Через 15 км село Щекилла, еще через 13 км (17:10) – Крошнозеро. Крошнозеро – довольно крупный поселок с несколькими магазинами вдоль дороги. В пару из них мы нагрянули, закупились едой. В последнем Димыч на «отлично» оценил молоденькую продавщицу, загнав ее на лесенку за каким-то продуктом с верхней полки. Крошнозеро немного напоминает Поросозеро – также поселок находится вдоль берега озера, так же многие дома стоят в воде на сваях (один из магазинов, например), даже погода такая же, как и в Поросозере к нашему появлению.
Дальше грустная дорога с холма на холм до Маньги (~13 км от Крошнозера). Маньга хоть и мелкая точка на карте, но при въезде в деревню чувствуется колорит. С дороги видно несколько старых карельских домов: 2-х этажный дом, на первом хоз. помещения и нет окон, на втором – жилые комнаты. Дверь находится на 2-м этаже – зимой снега наметает по 2-й этаж. На самом видном месте, на холме за деревней, стоит церковь в поморском (или прионежском) стиле. В общем, Маньга создает впечатление очень древней, маленькой и культурной деревни.
Еще 8 км и мы встаем на бивак на берегу Святреки в 7 км от Пряжы (перед мостом дорога вправо) – райцентра по дороге в Петрозаводск. Исключение из нашего образа жизни: в Карелии обычно мы спим на озерах. Место тихое и облюбованное местными: вытоптана огромная поляна «для игрищ», в кустах обнаруживаем построенный открытый туалет: 2-е сиделки с 2-мя очками над 2-мя ямами и всё… Стен нет. Фильтрат в ямах полуметровой глубины присыпан слоем земли, потому и не пахнет, а на дне ям копошатся десятки жаб, попавших в ловушку. На поляне стоит старый длинный стол с лавками. В общем, место отличное, тихое, особенно если учесть что рядом крупный поселок.
Вечером перед самым отбоем опять начинает моросить дождь.

День 20. (28.07.2008)
Последний день похода. Вечером мы будем грустить и вспоминать отлично проведенное время, а сейчас мы выезжаем со своей полянки на трассу Р-21 и едем в Пряжу (11:40). Погода как вчера: свинцовая пелена облаков и периодически моросящий дождь.
7 км и Р-21 заканчивается: она утыкается в М-18 «Кола», по которой мы уже несколько раз ездили.  Здесь же находятся окраины райцентра Пряжа, М-18 проходит западнее поселка и идет в Петрозаводск на север и в Питер на юг. Для нас начинается самое гиблое: обилие машин, и еще федеральную трассу ремонтируют – кучи тяжелой дорожной техники, пробки, связанные с тем, что одну полосу делают, а вторая переключается на движение в обе стороны по очереди, куски непокрытой еще асфальтом дороги и прочая «радость байкера». Где-то ближе к Матросам (16 км от перекрестка Р-21 и М-18) это заканчивается.
Перед Матросами возле дороги находим памятник: крыло от истребителя МиГ-15 50-х годов вбетонированное в землю и обнесенное оградкой. Никакой таблички или надписей нет на памятнике. Кроме того, что где-то рядом разбился давным давно такой самолет, мы ничего предположить не смогли. Памятник запущенный, поросший травой – так Родина помнит своих пилотов !
Дальше всё и без того скучно и не интересно: Половина, Вилга и собственно сам Петрозаводск, в который мы въезжаем со стороны промышленных районов (44 км от Пряжинского перекрестка, 15:00). Погода унылая, настроение печальное. Прощаемся с Дэном – его поезд в Москву сегодня. Посмотрев карту города, выбираем подходящее место для ночевки – кусок леса в самой дальней точке Петрозаводской губы, между Песками и Громовским, за аэропортом и городским пляжем.
Интуиция не подводит: отличный хвойный лес на берегу залива, за песчаным пляжем, людей нет, но мусор от их пикников присутствует. С нашего берега виден весь город на соседнем берегу и выход в Онежское озеро из залива. В общем, место рекомендую. На пляже пусто – погода не та, только несколько отмороженных виндсерферов катаются на волнах. Здесь  мы и устраиваем бивак – наш поезд только завтра.
Наш поход закончился. Это был отличный поход. Для жителей центральной Сибири покататься по берегу Ледовитого океана и объехать озерную Карелию –  может быть единственная возможность в жизни увидеть эти края. И мы ей воспользовались сполна.
Возвращение

Фото. 106. Томичи на Кижах Фото. 106. Томичи на Кижах
Онежское озеро в Петрозаводске Онежское озеро в Петрозаводске
Утром 29 июля мы собираем свои вещи, едем на речной вокзал и покупаем билеты на «Комету» с экскурсией на остров Кижи. Стоит это 1550 на человека. Потом едем на ЖД-вокзал, собираем свои вещи и байки и сдаем их в камеру хранения, один «комплект байкера» обходится в 140 руб. в сутки. Пешком обратно на речвокзал и на судно. Кижи – остров 7 на 1,5 км, на котором собраны памятники деревянного зодчества со всей Карелии, Поморья и Заонежья. Изумительное зрелище – особенно когда тебе рассказывают, как это было построено без единого гвоздя и одними топорами. После возвращения с острова – опять на ЖД-вокзал и немного пройтись по Петрозаводску. Во время отправления поезда на весь перрон играет песня Марии Пархоменко «Долго будет Карелия сниться…» от чего становится совсем слякотно на душе.
Обратный путь примерно такой же что и сюда: поезд №011 до Санкт-Петербурга (отправление из Петрозаводска 29.07 в 21:41, плацкартный билет стоит 547 руб, прибытие 30.07 в 5:00), далее прогулка по Питеру, 3 часа в Центральном Военно-Морском Музее и поезд №014 «Санкт-Петербург Лад. – Новосибирск Глав.» (30.07 16:22 – 2.08 5:34, стоит 3918 руб). В Новосибирске переезжаем на автовокзал и покупаем билеты на ближайший Икарус. С байками проблем не было нигде на обратном пути. В Томске около 17:00 местного времени нас обветренных и небритых ожидает толпа встречающих с воздушными шарами.



Комментарии
Поменял 
https://dl.dropbox.com/s/52d4d7upvwn2b6s/2008_III_Ivankin.rar
Vladislav Vasiliev22.08.16, 12:42
А ссылочку на pdf можно поправить? Пока что "Ошибка 404". 
Фотографии 
Если кому-то что-то хочется из остальных фотографий - пишите мне на почту xenon1304@gmail.com. Я думаю найдем способ показать )
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка:
Опубликовал Макс Иванкин