Основа 
Дни 1-3: Мурманск - п-ов Средний, Кутовая губа
Тема: Подробное описание

Фото. 1. Мурманск. Сборка байков на фоне морского порта. Фото. 1. Мурманск. Сборка байков на фоне морского порта.
Фото. 2. Кольский залив с моста. Сзади порт Мурманска. Фото. 2. Кольский залив с моста. Сзади порт Мурманска.
Фото. 3. Дорога в Пяйве. Слева оз. Пяйвеярв Фото. 3. Дорога в Пяйве. Слева оз. Пяйвеярв
Фото. 4. Ближе к Нялу, чем к Пяйве. Фото. 4. Ближе к Нялу, чем к Пяйве.
Фото. 5. Переправа через р. Ура Фото. 5. Переправа через р. Ура
06Фото. 6. Два часа ночи местного времени 06Фото. 6. Два часа ночи местного времени
Фото. 7. Озеро Нялъявр в полночь, недалеко от станции Нял. Фото. 7. Озеро Нялъявр в полночь, недалеко от станции Нял.
Фото. 8. Трасса в Норвегию. Урочище «Чертов перевал». Фото. 8. Трасса в Норвегию. Урочище «Чертов перевал».
Фото. 9. ИС-2 на входе в «Долину Славы» Фото. 9. ИС-2 на входе в «Долину Славы»
Фото. 10. Стела в «Долине Славы» Фото. 10. Стела в «Долине Славы»
Фото. 11. Пограничный столб на КПП «Титовка» Фото. 11. Пограничный столб на КПП «Титовка»
Фото. 12. БТР поднимается на «Восьмерку» Фото. 12. БТР поднимается на «Восьмерку»
Фото. 14. Дорога от Пьяного ручья до седловины перевала. Фото. 14. Дорога от Пьяного ручья до седловины перевала.
Фото. 15. Мотовский залив с седловины перевала Фото. 15. Мотовский залив с седловины перевала
Фото. 16. Гусеничный транспортер по дороге с перевала Фото. 16. Гусеничный транспортер по дороге с перевала
Фото. 17. Спуск от седловины перевала до р. Трезвого Фото. 17. Спуск от седловины перевала до р. Трезвого
Направление везде указывается по ходу движения, время местное (GMT+3, московское).
 
От Томска до Мурманска по ЖД и автодороге 5300 км. Выехали из Томска на автобусе в Новосибирск 5.07.08 в 15:25, в 19:45 были на ЖД-вокзале. Далее: поезд №13 «Новосибирск Глав. – Санкт-Петербург Ладож.» (с 5.07 23:45 по 8.07 12:26, билет плацкартный стоит 3670 руб), за ним №22 «Санкт-Петербург Ладож. – Мурманск» (с 8.07 17:20 по 9.07 20:19, билет - 1176 руб), велосипеды в разобранном виде в чехлах проблем и доплат в поездах не вызывали. В автобусе была накладка: байки не входили в багажный отсек, а водитель оказался мерзким вредным типом – пришлось пихать часть из них в салон и доплачивать 2000 руб. за всё.

День 1. (09.07.2008)
В городе-герое Мурманске нас встретили Света Травина (местная велотуристка, проехавшая небольшую часть маршрута с нами) и свинцовая пелена облаков. Собирали байки на холме возле перрона с видом на пирсы (у одного из них стоял военный сторожевой корабль). Света вывела нас к супермаркету, где мы довольно быстро закупились продуктами, за что отдельное спасибо Свете и её друзьям. Отъехали от магазина в 22:35 и проехали по городу вдоль Кольского залива 7,5 км до знаменитого 2,5 км-ого моста через Кольский залив. Перед спуском к мосту у Вадика раскрутился переклюк - часть роликов и шайб была безвозвратно потеряна. Замена на новые и ремонт заняли полчаса.
Переехав через Кольский залив, за мостом свернули на юг, на асфальтированную дорогу, ведущую в Тулому. Через 19,2 км еще раз свернули - на окраине Мурмашей на гравийку, ведущую в пос. Пяйве (00:40). Отъехав 3 км по ней встали на ночевку на плоских каменных выступах недалеко от самой дороги (1:05). Временами накрапывает мелкий дождь. Вся дорога идет холмами, ровных перегонов почти нет, это вообще свойственно для всего Кольского.
Несмотря на позднее время, запрет «на движение в темное время суток по дорогам общего пользования»  мы не нарушали – в это время года на Кольском полярный день и солнце практически не садится за горизонт. Ехать можно круглые сутки. Спать легли в 3:00 «ночи».

День 2. (10.07.2008)
Первую ночь при свете было спать тяжело – позже привыкли. Встали, собрались. Выехали с бивака в 13:20. Дорога - профилированная гравийка до самого Пяйве, этот путь практически тупиковый, поэтому машин нет. Дорога идет вдоль ЖД-ветки на Печенгу и Никель, поездов тоже нет – за день движения видели и слышали всего 2 поезда.
Перед оз. Пяйвеявр небольшой перевальчик – подъем 1,2 км, с седловины открывается отличный вид на озеро. Внизу слева при спуске песчаный карьер у дороги. Примерно 25 км от ночевки (15:50) - проезжаем Пяйве: пару десятков капитальных домов и чуть больше деревянных, продукт советских времен. Едем вдоль ЖД по околице поселка. От станции дорога становится узкой грунтовкой и уходит в заросли лесотундры (плотные деревья и кусты не выше 4-6 метров), а через пару километров на переезде теряется вовсе. После недолгих поисков решаем двигаться по железно-дорожной насыпи. Ехать не везде получается из-за крупного щебня и узости отсыпки рельсов – часто спешиваемся.
«Проехав» так 2,4 км до разъезда ЖД (тупиковая ветка в пос. Килпявр и в Печенгу), становимся на обед, прямо в яме между ветками дорог, т.к. вокруг разъезда болото. Во время приготовления обеда удается найти потерянную грунтовку, ведущую на ст. Нял. Она пересекает рельсы в 400 м. севернее от разъезда.
18:45 – обед закончен, далее по рельсам до дороги. В месте пересечения прямо на грунтовке навалена огромная куча шпал в креозоте. Дорога плохая, судя по всему, ей практически не пользуются, но следы от машин на ней есть. Немного отъезжаем от железки и начинаются болота: дорога обходит небольшое озеро и снова выходит на возвышенность. Почти всё едется, но иногда приходится заниматься «велоакробатикой». Через 8,6 км от съезда с ЖД выезжаем к броду через р. Ура, брод шириной около 25 м. , глубина выше колена. На том берегу на песочной куче видны следы небольшого медведя. Кругом сплошная лесотундра.
За бродом дорога начинается получше – средней паршивости грунтовка, но по ней можно уже ехать не слезая. Через 4 км еще один брод, через приток р. Ура – чуть поменьше, около 8 м. шириной и 30-40 см. глубиной, но он осложнен крупными валунами на дне реки. Дорога от ЖД всё это время идет по кустам и лесотундровым карликовым деревьям в паре км и ближе. Лес местами очень плотный. За вторым бродом начинается очень сильно заросшая дорога, много веток поперек нее и все почти на уровне плеч и головы велосипедиста. Через 4 км снова вылезаем из дебрей по болотине на ЖД-насыпь, буквально в 4-5 км от ст. Нял. Долго ждем Пашку, который, как оказалось, сломал задний переключатель. Быстро находим какое-то эрзац-решение и едем по заваленной полусгоревшими шпалами дороге вдоль насыпи на станцию Нял.
Через несколько сот метром дорога выходит на луга и скорость возрастает до 17-20 км/ч. Пашка едет медленно, поэтому разделяем группу – Пашка в сопровождении 3 чел. медленно доезжает до станции, руководитель с еще 2-мя участниками на всех порах мчат искать место для бивака и кап.ремонта.
Авангард въезжает на ст. Нял по ЖД-насыпи около 23:30. Станция безлюдна абсолютно, и поэтому где начинается дорога в сторону трассы вдоль оз. Нялъявр приходится искать методом проб и ошибок. Покатавшись вдоль верениц ржавых вагонов и полазив по многочисленным путям, находим дорогу – она начинается от 2-х этажной станции с остановившимися часами. Около станции несколько бараков. Все закрыты на замок, но похоже жилые: стекла целы, кое-где занавески, на отшибе стоит две 5-этажки. Везде запустение и заброшенность. Я возвращаюсь к месту, где мы въехали на станцию, встречать вторую группу. Ровно в полночь они подъезжают, указываем Пашке и компании дорогу и мчимся дальше по, начавшейся в Няле, профилированной гравийке ведущей к трассе А-138. Дорога с запада обходит большущее озеро Нялъявр и идет вдоль насыпи разобранной ЖД-ветки. Встречаем единственного человека – мужик-работяга на мотоцикле с коляской возит шпалы себе в хозяйство.
В 2,5 км от станции встаем на бивак (00:35) в карликовом лесу на холме в полукилометре от берега озера. Пока все хлопочут по хозяйству, Серега с Пашкой куют пашкин байк. Отбой в районе 3 часов «ночи», но из-за отсутствия облачности солнце всё равно светит. Эффект забавный, кстати: около часа оно «залетело» за гору Салжвыд и через 40 минут «вылетело» с другой ее стороны – вот и вся ночь.

День 3. (11.07.2008)
В 11:00 на 70-м километре трассы у нас назначено рандеву с 2-мя мурманчанами: Олегом Дмитриевым и встречавшей нас на вокзале Светой Травиной - они несколько дней проедут с нами по Кольскому и Рыбачьему. Поэтому в 9:00 группа из двух самых быстрых лосей (я и Серега) выезжает раньше остальных, чтобы проехать 21,3 км к месту и времени встречи.
Условия отличные – укатанная гравийка с камнями, слабый ветер спереди сбоку, небо чистое. Весь путь дорога идет вдоль насыпи ЖД, местами переваливая через нее. За полтора часа добираемся до ЖД-моста через трассу на 70-м км. Еще через 15 минут встречаем Олега и Свету. Через 30-40 минут подъезжают остальные томичи.
Тут же случайно знакомимся с Константином Добровольским, мурманским поисковиком и фанатом истории ВОВ. Он рассказывает нам про то, что как раз тут (вдоль оз. Нялъявр) проходил фронт, на котором остановили наступление немцев на Мурманск. И что они до сих пор находят, выкапывают и перезахоранивают в братских могилах останки русских солдат. Узнав, что мы из Томска, он обрадовался, т.к. уже неоднократно сотрудничал с аквалангистами из Томского клуба «Скат» - в прошлом году группа под руководством Валентина Сусляева нашла на дне р. Зап. Лицы советский истребитель времен Отечественной войны. Костя зовет нас на обратном пути заехать к ним в лагерь в баню и на «пообщаться».
Прощаемся и едем дальше. Асфальт прилично разбит и очень сильно пересечен – спуски-подъемы до самой «Долины Славы» (ок. 10 км от 70-го). Местные называют этот отрезок дороги «Чертов перевал». Не знаю, почему он так назван, но вдоль дороги идут сплошные кресты и стелы над братскими могилами, в долине на открытом плоском пространстве сооружен мемориальный комплекс. На въезде в него стоит танк ИС-2. Здесь захоронены если не десятки тысяч русских солдат, то тысячи точно.
В конце долины дорога резко поворачивает влево и пересекает ручей, вытекающий из оз. Дикое. Сразу за мостом есть площадка для остановки машин, чуть глубже в карликовый лес находим отличную поляну. Перекусываем (35 км с бивака, 13:30) и в путь. В нескольких км за большим лугом пересекаем р. Зап. Лица, от которой начинается подъем в гору. В губе (устье реки) Западная Лица в каких-то 20 км от нас находится крупная база ВМС с атомными подводными лодками. Но нас ждет довольно длинный и многоступенчатый подъем на перевал, а не стальные монстры.
11,8 км подъема с несколькими горбами и парой небольших спуском и мы на седловине, а точнее в высшей точке подъема: слева виден круглый белый шар какой-то РЛС, справа вышка-ретранслятор. Прямо у дороги – автоматическая метеостанция. Подъем не сложный, т.к. разнообразный рельеф, да и виды во время подъема открываются впечатляющие на каменистые сопки. На седловине сильный пронизывающий ветер, дующий с Баренцева моря.
Спуск 8-9 км по асфальту на предельных (сколько позволяет ветер) скоростях и мы пересекаем по мосту р. М. Титовка. В полутора км от нее КПП «Титовка», на месте бывшей деревни Стар. Титовка. Паспортная проверка и проверка разрешения на проезд в погранзону занимают совсем немного времени (пропуск мы по телефону и эл. почте получали за 2 месяца в Мурманском ФСБ) - сержанты довольно добродушные парни. Один из них фотографирует нас на фоне столба государственной границы России, зачем-то установленного рядом с КПП.
Трасса ведет в Норвегию, на запад в Киркинес, мы же сразу за КПП сворачиваем на север на грунтовку, ведущую на Рыбачий. От КПП в сторону перевала идет отличная укатанная грунтовка по западному берегу Титовки. Ровных кусков почти нет, везде холмы. В 3-4 км перед р. Пьяным есть довольно крутой подъем серпантином и спуск по глубокому песку. На седловине – песчаные выработки. У местных этот перевальчик называется «Восьмерка». Съехать по песку глубиной в 10 см очень тяжело даже вниз. Спустившись обедаем у излучины реки на высоком яру. Сразу после обеда наблюдаем забавную сцену: встречная колонна бронетранспортеров и армейских ЗИЛов штурмует «Восьмерку». Первый же БТР на середине подъема закапывается и вязнет, сзади к нему аккуратно подъезжает второй и, уткнувшись носом в зад первому, они дают форсаж и паровозом заползают наверх. На всех БТРах и ЗИЛах символ Полярной дивизии – белый медведь.
Дальше по плоскому грунту добираемся до моста через Титовку. Дорога через мост ведет в деревню Новая Титовка, но мы едем западнее к ручью Пьяному, от которого начинается подъем на перевал через хр. Муста-Тунтури. От КПП до Пьяного 13 км. В конце 80-х дорогу через перевал сделали нормальной, до этого она была ужасной и на перевале гибло много водителей с машинами. На Пьяном у дороги стоит беседка, где все по местной традиции обязаны выпить алкоголя за преодоление перевала без жертв, об этом написано и у Михаила Орешеты в краеведческом труде «Осиротевшие берега» и то же самое рекомендуют нам только что выпившие у беседки спасатели на УАЗике. Сухой закон в группе отменяется на 15 минут и частично распивается бутылка коньяка на девятерых. Традиции придуманы не нами.
Первая ступень подъёма крутая (от 6 до 12%) и идет по ложбине, чуть выше начинаются мелкие мореные озера и подъем выполаживается. Попутно открываются впечатляющие виды на усыпанный озерами хребет и частично на Баренцево море. Дальше до седловины дорога идет вверх серпантином с не редкими плоскими участками. На седловине перевала (5,8 км от Пьяного, 20:40) стоит крест всем солдатам погибшим на Муста-Тунтури во время войны. Стоит отметить, что довольно долгое время (2.5 года примерно) этот хребет являлся линией фронта: на п-ове Рыбачьем и Волоковом перешейке стояли советские войска, на вершинах хребта – немцы. За время позиционных боев погибло много солдат, в основном русских, но еще больше погибло во время освобождения хребта в октябре 1944-го. Была настоящая бойня, но наши немцев выбили и дальше оттеснили в Норвегию. Весь хребет до сих пор изрыт окопами, засыпан ржавыми боеприпасами, осколками и покореженной армейской утварью. С самой седловины видно старую немецкую дорогу, уходящую за первым же озером налево за гору. Находясь здесь, чувствуешь себя частью истории, кровавой истории – на обратном пути на этом самом месте прямо у дороги нашли кучу рассыпанных патронов от немецкого пулемета MG-42…
Спуск с перевала такой же витиеватый, технически интересный и разнообразный, как и подъем, дорога везде отличная – укатанная и профилированная бронетехникой гравийка, а точнее просто взорванные и выровненные скалы. На протяжении всего спуска видно Мотовский залив Баренцева моря, п-ов Средний и за ним наш Рыбачий. Периодически приходится останавливаться и пропускать то машины, то бронетехнику – дорога узкая.
5,3 км от седловины – ручей Трезвый – конец спуска, там стоит белый памятник павшим солдатам (на всем нашем пути памятников и могил павшим солдатам попадается огромное количество) и напротив палаточный военный лагерь. Объезжаем лагерь и выкатываемся на перешеек между п-овом Средний и большой земли. На той стороне Кутовой губы Мотовского залива, на Среднем видны мишени для арт. стрельб и ростовые фигуры, видимо для ручного оружия. Встаем на ночевку напротив военного лагеря на берегу Кутовой, сразу за мостиком через ручей (3,8 км от Трезвого, 22:20).
Перед сном многие пробуют купаться в разной мере в Кутовой губе и пробовать пить морскую воду. Первое – холодно, второе – гадость ужасная. Наблюдаем как какая-то огромная морская рыбина (см 50-70 длиной) выпрыгивает несколько раз из воды, ловя насекомых в 20 м от берега. У Дэна от этого истерика фанатичного рыбака. Спать легли во 2-м часу – всё равно светло, хоть и пасмурно.

Комментарии
Поменял 
https://dl.dropbox.com/s/52d4d7upvwn2b6s/2008_III_Ivankin.rar
Vladislav Vasiliev22.08.16, 12:42
А ссылочку на pdf можно поправить? Пока что "Ошибка 404". 
Фотографии 
Если кому-то что-то хочется из остальных фотографий - пишите мне на почту xenon1304@gmail.com. Я думаю найдем способ показать )
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка:
Опубликовал Макс Иванкин