Не помню когда впервые услышала слова Кумир - Коргон, но прочтение лоций, скачанных с интернета, на ночь глядя оставило неизгладимое впечатление. Там и захватывающий дух порог-водопад Спартак и страшный прижим к Авроре, и непроходимый Большой, и таинственные Кривуны нещадно рвущие каты... Говорил мне ЕЕ: не читай отчеты и лоции перед походом!
 
Кусочек лета. Кумир - Коргон: золотой дубль.



http://video.mail.ru/mail/dmitriy_sheven/_myvideo/1...
(вместо эпиграфа)

Мы ждали этого с весны. Дожди, холод, большая вода…
И вот наконец… Слово Рите - участнице похода, моей напарнице.


Не помню когда впервые услышала слова Кумир - Коргон, но прочтение лоций, скачанных с интернета, на ночь глядя оставило неизгладимое впечатление. Там и захватывающий дух порог-водопад Спартак и страшный прижим к Авроре, и непроходимый Большой, и таинственные Кривуны нещадно рвущие каты... Говорил мне ЕЕ: не читай отчеты и лоции перед походом!
Сборы прошли довольно быстро и незаметно, выделялась только поездка в Родники-Снегири к Диме Самородову за его новеньким Белрафтом, который он великодушно «жертвовал» ЕЕ. Единственной интригой был состав группы, большая ее часть в глаза друг друга не видела, этакая сборная солянка т/к «Кедр» - т/к «Салаир», 2Х2 экипажа.
И вот наконец-то загрузились в старенький УАЗик (сняли сидения и «застелили» рюкзаками, ковриками и спасжилетами пол) и выехали в ночь. Не могу сказать, что доставка машиной лучше чем поездом, - тоже экстрим, “колесинг” называется. Радовала мысль, что на обратном пути будет все равно, как ехать, и я все-таки высплюсь. Доехали, как мне показалось, на удивление быстро. Еще до обеда были в деревне Коргон, нашли таинственный финский домик и искомого мужичка Серегу, занимающегося конной заброской, ЕЕ и Рома договорились о цене и времени (взял не так уж дорого,1000 за коня в день, т.е по 500 с чела, но выходить сегодня отказался, им еще обратно коней гнать и до темноты не успеют).
Остановились у переправы через Коргон, незапланированная полудневка пошла на пользу – распределили и перепаковали вещи, позагорали, поближе узнали друг друга. Проезжавшие на конях мимо егеря подпортили настроение, рассказав в красках страшную историю 2002 года, когда группа сплавщиков попала в паводок. Были жертвы. Но вернувшийся с вылазки в деревню водитель Слава, сказал, что видел, как Серега ловит в поле коней, двух уже поймал, так что шансы хотя бы удачно начать есть. Да и погодка у нас была располагающая, река, солнце, голубое - голубое алтайское небо, и обнаглевшие стрекозы, садящиеся на цветастые майки. Вечером разговоры плавно перешли на водную тематику, байки типа – «Сижу я как-то в «бочке»*…», или – «А мы как-то раз забавно кильнулись**…» приятно ласкали слух, тихо потрескивал костер, в такие моменты даже самые серьезные пороги, пройденные и предстоящие, кажутся добрыми и нестрашными.
Утро встретило нас густым туманом. К тому времени как мы уже начали собираться и готовить завтрак со стороны палатки «салаирцев» только начали слышаться звуки расстегивающихся молний. Разница в подготовке и настрое чувствовалась на протяжении всего маршрута и в пешке и на воде, они даже обижались что мы от них «убегаем» и постоянно говорили – «Зачем так спешить?» несмотря на то, что даже у меня было ощущение, что мы невообразимо медленно тащимся. Хотя я их понимаю, они шли не в спортивный сплав, а просто отдохнуть.
Коней пригнали в начале восьмого, четырех симпатичных кряжистых коников, и пока мужская часть группы вязала на них рюкзаки, женская половина с ними же фотографировалась. Вышли поздно, около 9.00, по словам конюхов «к вечеру должны дойти». Тракторная дорога шла сначала по заливным лугам, и как-то незаметно терялась в полях, начиналась конная тропа, вьющаяся по ущелью. Запомнился Чертов мост через Коргон, высокий, по своему красивый. Возле него был первый привал и там мы впервые подошли к реке… конечно я видела ее внизу, на 1-м броде, но в ущелье это Река, с невообразимо изумрудной водой в плесах где на дне виден каждый камушек но до него не-достать-не-донырнуть, с серебряными перекатами и веерами прозрачных брызг переливающихся на солнце как россыпи драгоценных камней. Я была поражена красотою и девственной нетронутостью Реки, я в нее влюбилась.
Лошади идут быстрее человека, но конюхи периодически нас дожидались. Когда они перешли мост и начали подниматься по крутой обрывистой тропе, одна из лошадок упала и поехала вниз, не знаю, как ей удалось затормозить, видимо жить всем хочется. Мы были еще на другой стороне, и сделать ничего не могли, к счастью все обошлось, перевязали вещи и тронулись дальше.
Миновав ущелье вышли к пасеке где нас недобро встретил нетрезвый пасечник, конюхи после недолгих препирательств с ним повели нас дальше. Пообедали на другой пустующей пасеке, меда нам так и не досталось. Несколько раз бродили реку. По дороге просмотрели порог Аврора, с нашего берега было отчетливо видно, что в большую воду он опасен ибо основная струя била в скалу с отрицательным уклоном.***
Пешая часть закончилась внезапно и быстро, времени было начало четвертого, пройдено примерно 22 км за 6 часов, считая отдых и обед. Лошади и ЕЕ с Димой спустились с тропы в лесок к реке, а я и Настя вылавливали отставших «салаирцев» и посылали туда же, что бы не проскочили дальше. Разбив лагерь и сбегав на просмотр пор. Вираж и Спартак, группа в полном составе подверглась тлетворному влиянию разложения. Купались в плесе за водопадом Спартак и вяло собирали катамараны. Как-то незаметно начало темнеть, и сборка катов ускорилась, последний собирали уже с фонариками. Потом опять посиделки возле костра только добавились песни под гитару – Наташа рискнула и взяла на сплав этот чудный инструмент. В какой-то момент, обсуждая прошедший день Рома сказал – «Какая-то не интересная пешка получилась, даже не сдох никто.» на что Шурик с серьезным видом ответил – «Если тебе от этого станет легче, то я сдох!»
На следующий день, собрав лагерь и спрятав рюкзаки, занеслись на пор. Вираж. Главное было вовремя после него зачалиться и не влететь в Спартак. Первыми Вираж прошли я и ЕЕ. Ощущения реально как на вираже, а в конце несильный прижим и слив, но только я ступила на берег как руки задрожали – у меня на воде всегда так, ни напряжения, ни страха, делаешь то что надо, а только зачалюсь и сразу страшно и коленки дрожат и понимаю в какой… ситуации я только что была. И тут тоже, вроде нормально прошли, а все же первый порог – нервы. Потом без происшествий прошли остальные каты
Первыми в Спартак прыгнули ЕЕ и Дима. Я решила, что разумней будет сначала посмотреть что в водопаде произойдет с ними, а потом, уже соваться туда самой. Кидают же сплавщики палочки в “бочки* ” – проносная* или нет… Зрители и болельщики заняли места в партере, показался катамаран, но то, что делал его экипаж, вызвало нездоровые смешки и вопросительные возгласы – они “подтягивали” каждый со своего борта упираясь изо всех сил, но прыгнули каким-то чудом ровно. Зачалились, ЕЕ подошел ко мне – «Ну, что пойдем? Только ты, наверное, слева сядь, а то влево сильно тащит, у тебя может силенок не хватить, я-то еле-еле выгреб…» Немая сцена, занавес. Дружный ржач.
В Спартак прыгали долго и упорно, менялись катами, перетасовывали экипажи. Наташа с Ромой под занавес решили отличиться – зашли левее, чем надо. Наташин баллон глубоко занырнул вместе с хозяйкой, а Ромин с громким «Чпок!» почти вертикально вылетел из под слива, вытаскивая за собой вторую гондолу и всадницу .катамаран взвился на дыбы и секунды 2-3 ехал на кормовой “свече”,**** под общие аплодисменты и восторженные крики. К сожалению, на видео этот финальный кульбит не снимали, а мне удалось сфотографировать только момент «заныра». На бис исполнено не было. Затем, видимо каты надоели и пошли сольные и синхронные прыжки в слив за водопадом. Было реально страшно и как-то дико вот так без ката и по собственному желанию сигануть в это пенное месиво (в гидре и спасжилете, естессно). Но в итоге всех удачно отловили “морковками” и меня в том числе.
Увлекшись прыжками, обедали поздно, и в 17.30 примерно начали собственно сплав. Участок реки до правого притока - Антонова Коргона отличался маловодностью, каменистостью и шкуродерством. Это называлось ”камне…опинг” Несколько раз приходилось проводить каты по мелям. Только легкий Кулик проскакивал все сходу, что для нашего с ЕЕ экипажа оказалось немалоценно – мы шли первыми, Настя с Димой за нами, видя что мы «сели» они разгонялись и таранили нас, буквально сшибая с мели. А вот у идущих следом Наташи и Ромы на Тритоне и Шурика с Саней на Белрафте такого Кулика сзади не было и они очень сильно тормозили. Мы поддерживали с ними связь по рации, когда они терялись за очередным поворотом, или ждали перед порогами.
Собственно этот участок реки и назывался Кривунами, в этом месте несколько лет назад сошел сель и на три дня полностью перекрыл реку, потом вода раскатала камни, и получился такой вот шкуродер.
Ориентиры пор. Аврора – ручей с правой стороны и правый поворот, мы зачалились перед ним, чтобы подождать остальных и просмотреть порог. Настя с Димой и Шурики зачалились благополучно, а Наташа с Ромой решили поближе – что бы по берегу далеко не ходить, в итоге их снесло в порог, за ними рванули Настя с Димой и мы. Вернее кат с ЕЕ без меня, я не успела запрыгнуть в упоры***** с берега, сразу вспомнилась р.Черга и неудавшаяся чалка после пор. “Бемц в конце туннеля”. Памятуя о своем плескании в Черге я не хотела повторения истории и уже перед самим порогом взгромоздилась -таки на кат и еле успела накинуть ремни. Собственно за всем этим я и порог-то не заметила, где-то плеснуло, тряхнуло и мы уже в улове за “Авророй.”
Проскребались по отмелям еще довольно долго, и когда наконец в правый борт ударила струя от впадения Антонова Коргона и мы причалили на галечный пляж, радости нашей не было предела. Закончился первый день сплава, и было нам счастье! Разогнули мы ноги и протянули руки, и дружно чокнулись жестяными кружками за первый день. И засыпала я, убаюканная красивым Наташиным голосом, поющим про белые реки и горы.
Второй день был значительно более насыщен, после впадения Антонова Коргона воды заметно прибавилось и мы больше нигде не сидели. Река стала интереснее и ощутимо бодрее. Валы повыше, порогов побольше, хотя большинство из них безымянные, но в лоциях или отмечены не по-порядку, или вообще не отмечены, ориентиры смутные, описания непонятные. И каждый раз, видя сужение реки или увеличение уклона русла перед ЕЕ вставал выбор – идти или просматривать. Какой впереди порог, фоновый несложный или один из именных, требующих просмотра и особой осторожности? Но в итоге большинство порогов читались с воды, там, где было неясно бегали – смотрели.
Если в первый день ЕЕ практически отдал бразды управления катом в мои руки, то во второй я с хвост поприжала, но тише не стала. В этом были и несомненные для меня плюсы: вместо того что бы ломать голову, как бы пройти очередной порог, я практически все время глазела по сторонам и болтала практически без умолку, то испуская восторженные дифирамбы красотам, то ехидно комментируя грёблю идущих за нами экипажей. В общем, по полной получала удовольствие от сплава. Мы шли по ущелью, и виды были неописуемые, погода отличная настроение задорное, но, несмотря на это ,ЕЕ я, по-моему достала (вернее, поддостала ибо смутить его непробиваемое спокойствие крайне трудно), и перед очередным порогом он мне заявляет – «Командуй!» и демонстративно так весло из воды вытаскивает. Я подумала «О! Так, значит, ну-у ладно…» Вспомнился один из теоретических уроков, где я все никак не могла додуматься, как же мелом нарисовать линию движения между двумя камнями******, а тут как раз: два камня в струе, прям как ЕЕ рисовал, хорошие такие, большие. Командую – «Ход», обходим один справа, я резко вертаю кат влево и ору –«Ход, ХОД!», мой баллон шаркается о второй камень, а ЕЕ немного подтапливает, но проскакиваем как мышка у кота между лап. Смотрю – глаза у адмирала больше обычного, спрашивает – «Это что было?» Смущенно пожимаю плечами и объясняю и про задачки, которые зимой решали и что камушки мне понравились и что так и было задумано… Другие экипажи не закладывали таких крутых виражей, и тихонько слились правее.
Запомнились два именных порога – Разиня и Желоб. После острова река вновь сливалась и резко уходила вниз, улово после видно было, но что в пороге – нет, прошли сходу, каким-то немыслимым образов увернувшись от всех зубьев, и даже носом слились по всем ступенькам. Пока ждали остальных, заметили табличку на скале, прочитать не смогли – из-за кустов не видно, а вылезать на берег – не охота. Пор. Желоб, просматривали. Вся вода сливалась в узкий проход у левого берега, прямому как желоб, с большим уклоном (оправдывает название). На выходе – два слива, в обоих камни, острые. Сам порог несложный, больше всего я боялась, что на длинном сливе расколбасит и мы не увидим, где камни. В итоге все было прекрасно видно и все прошли хорошо, мне порог понравился очень, больше всего он напоминал горки в аквапарке.
Очень долго ждали пор. Ступенька, на очередном просмотре (а не долгожданный ли это порог?) зачалились прямо перед входом, ЕЕ пошел на просмотр один и почти сразу вернулся разочарованный – опять не то, я сидела на кате в упорах, держась за берег веслом, заводь небольшая, потихоньку стаскивало, но ЕЕ уже садиться и остальные уже отчаливают… а я понимаю что весло застряло! Кат разворачивает на струю и тащит, связки трещат, мысли матерные – если выпущу весло – выхватить запасное наверняка не успею – порог в 5 метрах от нас, подтягиваюсь к берегу, пытаюсь вытащить весло и не успеваю – поток опять стаскивает и так несколько раз! Вся команда уже прошла порог, когда я смогла-таки уцепиться за берег рукой и освободить весло.
“Ступенька” запомнилась тем, что это была единственная за весь поход “бочка”, которая держала, и то несильно, пара гребков и отпускает. Но вот Шурики там посидели хорошо, при этом у них были крайне удивленные лица и они не очень-то пытались из нее выгрести.
Обедали после Чертова моста. А под самим мостом, пока ждали отстающих развлекались коргонской каруселью – струи за мостом образовывали хороший противоток и было приятно хоть немного обмануться мыслью, что и река чувствует приближение расставания и хочет вернуть нас хоть немного назад. Было высказано предложение попрыгать с моста, но ЕЕ не разделил энтузиазма и решительно двинул дальше
Последний порог изумрудного Коргона - Абзац, чем-то напомнил Разиню, те же камни в шахматном беспорядке, несколько проходов – выбирай любой и везде можешь вляпаться. Прошли без просмотра справа, некрасиво плюхнувшись с обливного камня лагом.*****8 И встали на страховку в улово за порогом, видно как идут остальные было хорошо. Следом за нами из-за поворота показался Кулик с бравым экипажем, не сбавляя хода ринулись они на штурм последнего рубежа, зашли по центру… а там камень, большой, красивый, сразу было видно – он им понравился, на пару секунд посреди реки образовалась композиция очень, со стороны, смахивающая на медного всадника (я даже невольно залюбовалась), а потом Кулик ме-едленно так кормой обратно сполз. Экипажи Тритона и Белрафта, видя их кульбит, прошмыгнули у самого левого берега. В общем, кончилось все опять хорошо.
Дальше была мелководная шивера******* с перспективой сесть опять где-нибудь на мель, разбои струй и небольшие завалы, и так несколько километров. Увлекшись поисками прохода, мы с ЕЕ чуть не проскочили стоянку, где нас ждал Слава с УАЗиком. Потом был переезд на Кумир, куча народа на нем (ибо дорога вдоль него есть), вечер, костер, байки, зачем-то начали искать полярную звезду. Искали долго. Нашли.
Утром собрали катамараны, оказалось что наш спускает и причем сильно, обе носовые гондолы протерлись по углам. Тритон Ромы и Наташи получил приличную пробоину. Пока реанимировали пострадавшие каты,два других были уже на воде. Сбегала посмотреть на порог Девий плес . Первыми прошли Рома и Наташа . Потом идеально прошли Дима с Настей, Шуриков я не дождалась – побежала кат доклеивать, а зря, как потом выяснилось надо было остаться и посмотреть.
На воду мы с ЕЕ вышли перед самым обедом. Буквально перед стартом спрашиваю – «Как пойдем?» - «Не знаю, ты же смотрела…» В итоге после моего категоричного отказа идти туда капитаном, ЕЕ пошел на просмотр, все-таки 5кс. Пока я лежала в воде, охлаждаясь после диалога с ЕЕ, Наташа с Ромой ушли в порог, сказав, что подождут нас в улове за ним и подстрахуют. В итоге когда мы отчалили, наконец, желание пройти порог у меня было минимальным. Не успели мы еще зайти в каньон как начало так плюхать и швырять что я даже удивиться не успела как мы полулагом слетели с обливного камня, нас прижало к правой стенке каньона и посадило на камень. Первая мысль – «А ЭТО здесь откуда, и почему мы стоим?» Это меня потом Рома со Славой утешали, говоря, что на этот камень все садятся, и что это стандартная «чалка» и что Шурики на него тоже сели… но в тот-то момент я этого не знала! Посидели некоторое время, подергались – крепко сидим. ЕЕ командует слезать с ката на камень, мне эта перспектива не нравиться, но срабатывает вросшее в мозг правило – капитан командует – матрос делает и молчит. Осиротевший кат заламывает между камнем и стенкой каньона, ЕЕ по раме перебирается на берег, я некоторое время сижу на камне, как Аленушка и пытаюсь абстрагироваться от происходящего, полюбоваться природой например, помахать рукой в камеру, подумать о возможном варианте самосплава, тем более что скользкий камень и хлеставшая в него вода склоняли к такому варианту. Перебравшись на берег, отрешенно наблюдаю, как ЕЕ и подоспевшие на помощь Дима и Слава вытаскивают кат. ЕЕ спрашивает – «Дальше пойдешь?» - «Да» - спокойно говорю я. Еще бы так позорно закончить сплав, да никогда в жизни! Надо всегда завершать на хорошей ноте. Кат вновь на воде, пока его держат Дима и Слава мы с ЕЕ перелезаем на пего. А у меня только одна мысль – оплошаю опять – прям тут и утоплюсь. Естественно с таким настроем нас не пойми как тащит по струе и мы несколько раз цепляем левую стенку каньона. Но на фоне предыдущего спектакля – очень неплохо. Выкатившись в улово, понимаю, что на сегодня – все, осталось только как-то донести это до ЕЕ, что бы не расстроился, но это посложнее первопрохождения Брахмапутры... В итоге сплав на нашем кате завершали Рома и Наташа; я, ЕЕ и Слава с вещами ехали в машине. Сплавного времени на завершение маршрута ушло около полутора часов с учетом обноса пор. Большой. Он представлял собой очень впечатляющее зрелище, хотя и не очень походил на описания в лоциях – все-таки в разную воду пороги очень сильно различаются.
Финальным развлечением был “дровинг”, устроенный Димой и Настей, т.к. дров на нашей стороне реки не было вообще! Выглядело это оригинально. Потом была баня, и по традиции уже – песни и байки у костра. В последний вечер все очень долго сидели у огня, наверное, пытаясь запомнить, впитать в себя эти чудные мгновенья, хрустальное журчание реки, пряные запахи трав и хвои, запомнить очертания млечного пути и красноватое мерцание углей уже потухшего костра. Всегда грустно расставаться с горами.

Еще был “колесинг” на Шинокские водопады – это надо спасибо Славе сказать, нашему водителю. Он тоже из Академа (клуб Сплав, в июле ЕЕ, Дима и он прошли с группой “Сплава” Сумульту по большой воде). У нас был запасной день на паводок, и он предложил. Пол-дня до кемпинга” Поле чудес” на Черном Ануе, затем еще пара часов по горам – мы очень даже оценили Славино вождение – и пара часов пешком. Точнее, почти бегом, т.к. пошли только “кедры” и мы отвели душу на пешке…
И вот мы по очереди лезем под высоченный – в кадр не влезает – водопад, орем от ледяной воды и встречного ветра … Да, это – место Силы. Ни фотки, ни видео этого не передают.
Холодает . Времени впритык. Бежим обратно, обгоняя “чайников” турбаз. Ну, ,если дойдут – уже люди… В лагерь приезжаем затемно. В ночь ехать. “Слава, ты как? ”-
“Нормально”. Надо по очереди садиться рядом с ним, разговаривать, следить, чтобы не заснул.
На втором Коргоне был момент – машина вильнула так, что через встречку за малым не влетела в склон. Ладно – подъем, скорость была невелика.
Но Слава себя контролирует. В получасе от Бийска останавливаемся. Спят все. С рассветом – дальше. Запас времени есть .Доезжаем благополучно.

* “Сижу в “бочке…” “Бочка” на жаргоне водников – вал с мощным противотоком, гребень падает навстречу тебе, останавливая и стремясь перевернуть (кильнуть**)
Если “Сижу” – “бочка” непроносная, или “пенная яма” – выносная струя, идущая по низу, упирается в камни на выходе и падает через верх обратно.
Проносная – когда после переворота выкидывает дальше.
*** с отрицательным уклоном… - в этом случае струя у скалы уходит вниз, прижимая ко дну. Нормальные водники такое обходят подальше или обносят… Как и непроносные “бочки”.
**** кормовой свече.. – кат стоит на корме почти вертикально.
***** прыгнуть в упоры…. – система посадки на кате.
****** двумя камнями – Рита пошла в “поперечные” ворота, Кат идет поперек течения, вероятность навала на нижний камень оч. велика.
****** *лагом – боком, бортом.
******* шивера – камни в русле.

ЕЕ:
Вот тут бы, на веселой ноте, и закончить… Но обязанность руковода – предупредить об опасности. “Кто-то должен быть самым большим … э-э-э…самым нервным в команде, обычно это адмирал.” (Рита, в том же походе).
Во втором походе (Ну не буду я его описывать. Различий немного.) Коргон показал зубы. И сразу стало понятно, что произошло в 2002.
Около суток шел дождь – проливной. Река взбухала на глазах. И вот я стою над той самой “Авророй”, которую Рита “не заметила, как прошли”… и мне страшно. Несмотря на весь опыт.. Точнее, именно опыт, отточенный до инстинкта, и позволяет мне сразу понять, почувствовать – сейчас плыть нельзя!
Большой уклон, неразработанное русло и большая вода – очень опасное сочетание.
А “Аврора” с двумя крутыми сбросами в основном потоке ,где сейчас мощнейшие пенные ямы, и прижимом с “отрицаловкой” – однозначно смертельная ловушка.
Даже если не положит выше – в 1-й киляет, во второй отрывает от ката, и, покрутив до потери сознания, забивает под отрицаловку… Именно оттуда лошадьми еле вытащили кат. Именно здесь – табличка: место гибели…
Я БЫ НЕ ПИСАЛ ТАК ЖЕСТКО, НО И У НАС В ГРУППЕ НАШЛИСЬ ЛЮДИ, РВАВШИЕСЯ НА СПЛАВ ПО ТАКОЙ ВОДЕ.
Не со мной, ребятки… Нож на поясе – я скорее попротыкал бы все каты.
Через сутки вода спала. Мы с песней прокатились по спаду паводка – вода становилась прозрачной и зеленой, камне…опинг нам не грозил, и все было прекрасно..
Вот только не оставляла мысль: почему они-то поплыли? Не нашлось ни одного с опытом паводка? Не было запасного дня – переждать? Группа была сильная.
Видимо, правы те, кто говорят: жена и собака должны быть молодыми, а врач и командир – старыми…

Кумир-Коргон .Отчет

Туристско-спортивный союз России
Новосибирское отделение
ТСЦ ” Панда” Турклуб “Кедр”



ОТЧЕТ
о водном путешествии четвертой категории сложности
по рекам Кумир-Коргон
( Усть- Канский район респ. Алтай )
совершенном 1-9.08.2010 г.
Маршрутная книжка № 0-123-10
Руководитель группы Кириллов ЕЕ.
Адрес руководителя: г. Новосибирск, Котовского 1-59
e-mail: eebaidarka@mail .ru
тел. 351-07-08 8-953-794-0978
Маршрутно-квалификационная комиссия Сибирского Федерального округа
(154-00-666656655) рассмотрела представленный отчет и считает, что пройденный маршрут соответствует категории сложности и может быть зачтен всем участникам и руководителю.
Отчет использовать в библиотеке НКТ после участия в чемпионате г. Новосибирска и области по спортивному туризму 2009 г.
Председатель МКК СФО Е.В.Говор
Судья маршрутной квалификации
Новосибирск 2010г.



Содержание : стр. 1
2. Справочные сведения 2
3. Состав группы.
3.График прохождения маршрута. 3
4.Определяющие препятствия маршрута 4
5.Идея похода 5
6. Подготовка похода 6
7. Подъезды и деньги 7
8.Орг-я путешествия8
Стратегия, тактика
9. Пеше-конная часть 9
9.Лоция (описание) 10
ЛОЦИЯ Кумира 15
11. Обеспечение безопасности 18
Тренировка на Миндойском 19
13. Выводы и рекомендации 20
Карты и схемы
Списки
Фото



Предисловие автора.
Двойной отчет по двум рекам и двум походам.

1. http://vkontakte.ru/video.php?gid=16871091

2. По сложности по средней воде ( воде 1-9 авг)
Коргон - хорошая 3 с 4
Кумир – 2 с 3: Девий плес 5 к.с., Большой непроходим (в б. воду 6 к.с.)
Идется и на каяках.
НО! НЕ ДАЙ ВАМ БОГ СУНУТСЯ В ПАВОДОК! ( см. характеристику рек и Обеспечение безопасности .)
3. Типичная погода этих мест – 2-3 дождливых дня в неделю даже в августе. После начинается паводок. После пика через сутки вода спадает, и по спаду паводка (мы шли + 30см от среднего, до +50 идти можно, но не ленитесь смотреть!) – лучший вариант.
Усть-Канская погода примерно соотв-т Коргонской.












Справочные сведения. 2
1.Проводящая организация
ТСЦ «Панда” Т/К “Кедр” г Новосибирск. Ул. Ватутина 12
2.Вид туризма: водный, катамараны – двойки.
3.Категория сложности: четвертая..
4. Район путешествия: Усть-Канский район респ. Алтай
5.Нитка маршрута: Новосибирск-Усть-Кан–дер.Коргон-1-й брод (машина) – п.Вираж (пешком с лощадьми) – сплав по р. Коргон до1-го Брода –Кумир.п.Миндойский (машина) – сплав по р. Кумир до моста - заезд на Шинокские водопады - Н-ск (машина)
6.Протяженность сплава: 206 км.
Пешая часть: 18-20км (6ч. без напряга).
Камышлинские водопады – 3ч. туда-сюда от последней турбазы.. км 6 в один конец.
7.Сроки путешествия: 1-9августа 2010 .

8. Состав группы

№ФИОГодРаБота (учеба)Адрес, тлфОпыт
1Кириллов
Евг. Евг.1965ТЭЦ-2,мащ.-
обходчикКотовского 1-59
351-07-08 5у Сумульта
4р.Катунь
2Самочернова
Рита1985ДЮСШ “Заря”
Инстр-рКотовского 42-1343у Урсул-Катунь
4 к.с. Черга
3Шевень Дима1986Мнс ИХАНЛесосечная 4-34 к.с. Черга
4Петрова Настя1987Мен-р Сиб. обувн. комп.Лесосечная 4-34 к.с. Черга
5Быстров Ал-р1980Мен-р Сиб. обувнРусская 31-354 к.с. Чуя
6Кадников Ал-р1986НГТУ
ст-тКрылова 64а-2034 к.с. Чуя
7Фурсенко Роман1979ИТТМ ст.н.сМорской проспект 40-276к.с. Кара-Аллаха-Карагем-Аргут
4р Чуя
8Фурсенко Наташа1983000 Прогр. технологии мен-рДемакова 18-289 5 к.с Сумульта.

21-27.08 2010

1Кириллов
Евг. Евг.1965ТЭЦ-2,мащ.-
обходчикТЭЦ-2,мащ.-
обходчик5у Сумульта
4р.Катунь
2Белокрылов Андрей1975 безработныйКропоткина 130/2-77 2 к.с. Тепла (Чехия)
3Кувшинов
Игорь Конст.1965 ИЯФ ст.н.с.Академическая
6-175 к.с. Чуя-Урсул-Катунь
4.Глазков Иван1985ИЯФ м.н.с.Терешкова 2-285 к.с.Сумульта
5.Бригинец Вадим1967ООО Центр КИС
Ст. спец.Нем.-Данч.
28/1-6
6 к.с. Карагем 3

6Зозуля Владислав1978ЗАО ХТМ нач. ИТОЛежена 21-1106 к.с. Карагем
7Самородов Дмитрий1989Магазин,
менеджерМичурина 16-284 к.с.
Урсул-Катунь
8Пилипенко Катя1989 Медсестра
горбольница 7-й Бронный
224 к.с.
Урсул-Катунь



График прохождения маршрута. 1


Даты
Дни
путиУчастки маршрутакмСпособ передв-яНаиб. сложн.преп-я Примеч.
1-2.08Н-ск- УстьКан-
дер. Коргон-
1-й брод.21.00-14.00*машина
2.081.Дневка: ждем лошадейСолнце,
+25
3.082. - п. Спартак
9-15.0020Пешком с лошадьми3 брода через Коргон.
Для коней – подъем у Чертова моста Солнце,
+25
4.08.3. - р.Антонов
Коргон
17-20.008Покатушки на Спартаке. до А.К. за 3часаВираж,Спартак,
камне…опинг
до А.К.
Солнце,
+30
5.084.1-й брод, переезд на Кумир
9-17.0018Сплав,8 ч.Нижнекоргонский каскадСолнце,
+25
6.085Сборка,ремонт,
Дев. плес - до 15.00,сплав до моста – 17.0012сплавДевий плес. Большой – обнос.Солнце,
+30
7..086. ** Переезд до кемп. Поле чудес (15.00) – до турбазы(18.00)- Шинокские вдп.(21.00) 10Радиалка,
пешкомТак же
8.087. - Н-скмашина

* задержка на 2ч. в Усть-К. (запчасть) 4
** Не планировалось. Предложил наш шофер, Слава Булдыгеров. Не пожалели.



График прохождения маршрута. 2.**


Даты
Дни
путиУчастки маршрутакмСпособ передв-яНаиб. сложн.преп-я Примеч.
20.08Н-ск- Усть-Кан-Девий плес 21.0 - машина
21.081.17.00* СборкамашинаСолнце,
+25
22.082.Тренировка на Миндойском (9-12), сплав до моста ** (17.30),разборка, переезд дер. Коргон-1-й брод
(23.00)сплавДевий плес. Большой – обнос.Солнце,
+25
23.083. - п. Спартак
11.20 -19.3020Пешком с лошадьми"косогор” по ЛБ после 3-й пасеки,
Для коней – подъем у Чертова моста и броды.*** Сутки дождь, подъем воды
24.08.4. - р.Антонов
Коргон
17-19.008 Сборка.Покатушки на Спартаке.
до А.К. за 2 часаВираж,
Спартак, Ш. 2-3к.с до А.К.
Вода +30-40 смПеремен но.Ночью дождь до 4ч.+12
25.085. - 1-й брод
9-17.0018Сплав,8 ч.Нижнекоргонск. каскадСолнце,
+15
26.08 - Н-скмашина

*1) 3 ч. спали в Усть-Семе - шофер засыпал за рулем
2 ) барахлила авт. коробка, Перегревался мотор
3) В 1,5 км от моста пришлось пересаживаться на “буханку” c местной турбазы (за 2000) – Элгранд Тойота задевал дорогу пузом.
Нет,робяты. УАЗ форевер… Иностранцы хороши только на асфальте. Да и то - по плскости.
** Если вы выберете гр-2, настоятельно рекомендую !! Залезши в Девий 5
без разминки (точнее, без настройки глазомера) , вы почти точно окажетесь на камнях на уклоне 17-20 м/км. А не имея четких навыков действий при навале, рискуете испоганить шикарное место табличкой. (См. “Тренировка” ) +
*** Серега водит коней по всякой погоде и успешно. Кате на броде казалось, что коней вот-вот снесет.
Мы прошли по ЛБ (орограф.) без бродов.
Выводы
Да, основные пороги К-К проходятся за 5 дней при нек. условиях (см. Выводы и реком-и.) Но это непросто. Поход и группа д.иметь хорошую подготовку, ,сдерживающее -подгоняющий центр и запас в сутки на спад паводка.

Определяющие препятствия. - КОРГОН. ++

№,вид, названиеК.с. , длинаХарактер преп-яРекомендации по прохождениюПримечания
1.п.Вираж4к.с. 800мП-ш. с б. уклоном и навалом на пр,затем на лев.бер.Просмотр, страховкаСначала – тренировка (см.)
2. вдп. Спартак4 к.с. 200мСлив
под 70 град.
4м. Просмотр, страховка Оцените “водяной бугор” на выбросе.
3.п.Аврора3 к.с. Слив с перепадом 3м,*затем еще один – 2м перед прижимомПросмотр,
страховка1-я табличка**
4.Нижнекоргонский каскад***8порогов 4 к.с.Камни в струе, Vтеч.=12км/ч
Просмотр,
страховка На Разине-1 еще табличка
5. Сюрприз, Абзац,
Прощальный
(после Чертова моста)4 к.с 400,800,400мКамни в струе, Vтеч.=12км/ч
просмотр, страховка

* Такие сливы и представляют собой основную опасность при паводке.
Русло “корытом”, большой уклон и вот такие сбросы…
** Увидев Аврору в паводок, мы сразу поняли, что произошло в 2002. Уже на 1-м сбросе стояла бочара, которая перевернула бы и плот.2-я – попроще, но метра 3 – оторвала от ката… Именно из-под этой скалы с отрицаловкой и вытаскивали лошадьми кат.
А таких сбросов здесь немеряно.
*** Название наше, но оно напрашивается – пороги сосредоточены в р-не впадения Нижнего Коргона. Кстати, Сюрприз, Абзац, Прощальный также относятся к этому
каскаду, просто они за Чертовым мостом.

КУМИР.

№,вид,названиеК.с. , длинаХарактер преп-яРекомендации по прохожд-юПримечания 6
1.М индойский3-4 к.сш. с б.уклоном, протоки просм.,
страховка В лев протоке – хор. место для трен-ки
2.Девий плес5 к.с.,1 км Слив с крупн. камнями в ущельеПросм, страховка, помощь с ПБ В ср.части – оч.быстрый рывок и расколбас
3. БольшойНЕПРОХОД
По большой воде 6 к.с.



Идея похода .
Проста до банальности: после того, как москвачи испоганили Урсул, нужны интересные реки, которые проходятся с колес и быстро.
К-К нас интересовал давно. По словам уже ходивших,4 дня было мало, 6 много. И лезть выше Виража и Миндойского не стоило – маловодные пороги того же характера.
Основу группы составили “кедры”, через форумы Академа присоединились еще 8 чел. Сроки были нужны разные, но у меня был отпуск в августе и с семейным походом в горы не получилось.
Почему бы не сводить 2 группы? Тем более, что 1- я располагала неделей, а вторая оч. хотела за 4 дня.

Подготовка поход а .
Никакой особой подготовки к этому походу не велось. Обычные водные тренировки, ну, посмотрел, подтянул технику у Белокрылова, договорились, что он идет только фон. У остальных достаточные навыки были.
Попытался я проанализировать причины трагедии 2002 года . Понял, когда сами 7 влипли во втором походе в схожую ситуацию … И все равно не понял, т.к мое решение было совсем иным (см. “В и р.” – ПАВОДОК) .
Особое место в подготовке занимает машина сопровождения, т.к. без нее такой поход невозможен - +1,5 дня на Чарыш.
Подъезды и деньги.
Итак, надо нанимать машину. По этому поводу есть тема на форуме Сплава, есть сайты и н-ские, и алтайские.. Но все же советую договориться заранее именно с “буханкой” и иметь на вс. пож. вариант Газель + УАЗ турбазы ок моста через Кумир.
16-20 тыс. туды - сюды .За простой -1день –один тыс. 2 тыс. за УАЗ турбазы отдельно.
Лошади – 4 тыс за 4-х; перевезли все. ИТОГО 3,5- 4тыс. на личико.
Кони хороши ( даже Рита пришла в восторг), спокойно тащат по тропе 2 рюка и всадника – это вам не алтайские заморыши. Вот только косогор за Чертовым мостом…и броды в дождь.
Как ехать: Бийск – Усть-Сема – Усть-Кан – Усть-Кумир – перед мостом влево – на Кумир по ПБ (ор.), на Коргон по этой же дороге дальше.
От Усть-Кумира по (орографически) правому берегу идет дорога почти до Ипатовского моста (около 14 километров от устья Кумира). До "Девьего плеса" (около 7 километров от устья Кумира) по дороге можно проехать. Куча народа на дешевых джипах. Но наш груз, да еще дрова, собранные по дороге (и вам советуем!) …
Девий плес – это будет 3-4я кучка палаток на поляне у берега,за ней через 300м – щир. луговина, поворот влево. Тоже можно встать, за водой сходить к Миндою – 700м выше. Если планируете тренировку на Миндойском – здесь даже удобнее, все равно на Д.п. еще выше заноситься.

Дальше дорога становится хуже, а мест для разворота практически нет. От Ипатовского моста идет конная тропа.
Дер. Коргон на ПБ Чарыша. Когда проедете мост – Коргон широкий, его не спутаешь - обратите внимание на изгородь слева и найдите в ней основные ворота. Через них вам ехать к 1-му броду .
Лошади.
В Коргоне видно новое здание школы, объезжаете слева - ул. Набережная,32
Серега Поломошнов. тел.8-388-472-65-30.
Мужик надежный. Вот только застать его непросто. Звоните заранее. И учтите – поедет он только с утра. В 7-8 подгонит лошадей к 1-му броду, к 15-17 у Спартака и засветло домой. Ночевать отказываются категоричски.
Так что рассчитывайте подъехать к нему в 21, уточнить дорогу и к 22-22.30 быть у 1-го брода. Что в свою очередь диктует сначала Кумир. А ЗДЕСЬ ТОГДА ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНА ТРЕНИРОВКА, т.к скорость большая, расколбас и камни ждут (см. Тренировка и на фига она нужна).
Отъезд? Знакомая дорога всегда короче. Сплавляться по Чарыщу? А смысл? 8
Про Шинокские водопады написали без меня, просто наберите в адресе. Вам нужна р.Черный Ануй и кемпинг Поле чудес. А дальше.. дальше все туда и едут.
От Кумира где-то часов 6+2 по горам в один конец. УАЗ рулит. Кстати, на полпути Денисова пещера – если вас интересуют археологические открытия…



Организация, стратегия и тактика путешествия.
Да, здесь было над чем почесать репу.
2 реки, в принципе соединенные Чарышом. Обе вроде с пеше-конной заброской.
И… категорицкое требование половины группы (в начале набралось 20 чел) –“ не больше 4-х дней.”
Причем информация в Нете или невразумительная ,или времен царя Гороха… Хотя ходят.
Списался, созвонился, поломал голову… В одном месте – тлф Сереги, в другом – ‘выше Девьего неча делать, фигня троечная и воды мало…” (Не рискну утверждать – не видел).
Про Коргон – “Ну, есть несколько 4-к выше Спартака..Но внизу примерно тоже.’
‘Короче, все наиболее интересные препятствия вроде бы на Кумире ниже Д.п., на Коргоне ниже Виража, и выше в августе идти тупо – вода малая*.”
“ Кумир за день+ сборка полдня, Коргон за 3-4,резерв на паводок сутки - двое, Чарыш от Кумира до дер. Коргон – день-полтора.” “ Заброска с конями на Коргон -вроде день…”
Ничего не ясно, но недели должно хватить..
Основное – машина в сопровождении. Серега не подведет, только предупредите заранее.
Если сначала Коргон , то хорошо иметь большой верхний багажник или прицеп, чтобы перевозить каты не разбирая. Но не забудьте вытащить баллоны.
Камне..опинг на участке Спартак – Антонов Коргон требовал тактики бегом-и-на-собаках на плоских участках ( идем, пока не начинаем цеплять камни – проводим- прыгаем – плывем - снова. Мы пупели : глубина по-колено, а Белрафты сидят!
Кулик-10 шел запросто…) На сбросах (длинные сливы или короткие пороги) в такой же ситуации применялись полторы ноги: одна в посадке, иначе выпадешь, одна по дну, иначе… Именно здесь мы понасажали мелких сдиров, потребовавших ремонта перед Кумиром.
Большая вода потребует тактики сползания : любой сброс, упирающийся в скалу, может для кого-то оказаться последним, а таких полно. В одном месте я насчитал 5 коротких – в упор – прижимов подряд!
* Только за неделю до 1-го похода стало известно, что державшийся все лето 9
паводок начал спадать.

Пеше-конная часть.
Дер. Коргон на ПБ Чарыша. Когда проедете мост – Коргон широкий, его не спутаешь - обратите внимание на изгородь слева и найдите в ней основные ворота. Через них вам ехать к 1-му броду .
Лошади.
В Коргоне видно новое здание школы, объезжаете слева - ул. Набережная,32
Серега Поломошнов. тел.8-388-472-65-30.
Мужик надежный. Вот только застать его непросто. Звоните заранее. И учтите – поедет он только с утра. В 7-8 подгонит лошадей к 1-му броду, к 15-17 у Спартака и засветло домой. Ночевать отказываются категоричски.
Так что рассчитывайте подъехать к нему в 20-21, уточнить дорогу и к 22-22.30 быть у 1-го брода.
В принципе он же обеспечит проводника или будет ждать вас на развилках.
Но – вдруг вы сами кони? Тогда так.
1.При средней воде переходите на ПБ (ор.) и чапаете по полям вдоль реки. Далеко от речки не уходите. Км 5-7 можно подъехать на тракторе, дальше тропа.
1а.При более высокой броды не пройти. И при средней броды непростые – по пояс, и шли по двое. Тогда по ЛБ до канатной переправы за пасекой.
По переправе на ПБ.
2.По тропе до Чертова моста, по нему снова на ЛБ . Подъем после ЧМ - самый опасный для коней, а помочь никак. Просто не таскайте с собой лишнего…
Если вода средняя и ниже – у вас еще 2 брода. Если выще – вам по тем тропам, что обходят прижимы… Да вобщем-то мы не видели троп, идущих из долины реки
Будет еще 2 пасеки. После 2-й тоже развилка: на “косогор” и на брод.
Т.o. можно пройти по ЛБ (орогр.) от Ч.м. без бродов. Но на косогоре откровенно горная тропа и груженые кони там не пройдут.
Более подробных описаний полно, но я не вижу в них необходимости.


Лоция (описание)
Характеристика рек.
С точки зрения спортивного сплава летом реку Кумир можно охарактеризовать как 3 с элементами 4-5 й к.с., Коргон- 4 к.с., Чарыш- 2 к.с. при средней (пословам местных – августовской) воде
Уточнить по месяцам сложно.
Погода на западном Алтае неустойчивая, этот район относится к районам повышенного увлажнения. . На реках высокий весенний паводок, вызванный таянием снега, летом уровень воды колеблется в зависимости от количества выпадающих 10 дождей. На май вроде не совались, в июне еще большой(на Кумире, Коргон
не шли) После дождя вода резко поднимается (с запозданием на 3-5 часов) и через 6-12 часов после окончания дождя начинает падать. Поскольку дожди летом идут очень часто, "нормального" уровня воды как такового не существует.
.Вода в реках Кумир и Коргон прозрачная, после дождей становится немного мутноватой.
Усложнится ли при паводке река Кумир - - сказать сложно, но можно предвидеть проблемы на Малом, Змейке и в особенности Большом (в него легко влететь
с наплыва ). Коргон, по нашему мнению, станет достоин оценки реки 6 к.с.и я бы советовал КРЕПКО ПОДУМАТЬ И ПРОСМОТРЕТЬ МИНИМУМ ДО “Авроры”, прежде чем идти .
Дело в том, что выходы такой породы, как глинистые сланцы, и не так уж давно прошедший сель дают необычный, мелкоступенчатый характер продольного профиля русла рек.
Коргон.
Среднегодовой расход воды в устье- 25,4 м3/с.
Средний уклон- 16, 5 м/км.
Длина сплавного участка- 28 километров, перепад высот 345 м, cредний уклон на сплавном участке- 12,3 м/км.
Типичный участок Коргона в р-не Спартак-Ант. Коргон таков:
- плоская 2-3 (5) м/км шивера
- длинный слив или короткий порог с уклоном 13-15(25) м/км
- часто упирающийся в скальную стенку или неб. каньон.
+ глинистые сланцы – Т.Е.
1) оч. скользко, при паводке чалка без помощи с берега нереальна
2) острые плитки на сколах – Тритон у нас порезался, остальные в глубоких царапинах.
В июле мы с Д. Шевнем в составе Сплава прошли Сумульту по б.воде, народ это оценил как 5в – 5с. Так вот, только глянув на паводковый Коргон, я сразу понял главную проблему: не зачалишься.
Даже если кат останется на ровном киле.
А еще весьма заковыристые проходы, большой уклон – видно только на перегибе, бочка за каждым крупным камнем, мощные крученые завихрения на сливах в 3-5м. Типичная маловодная речка с неразработанным руслом. Нелинейный водосточный желоб с б.уклоном.
Характер Кумира тот же. Уклон меньше, кусок короче. М.б. стоит начать с него…
Но тогда обязательна тренировка на Миндойском (см).
Среднегодовой расход воды в устье- 35,6 м3/с. - Площадь водосбора- 1090 кв. км.
Средняя высота водосбора- 1450 м.
Средний уклон- 15 м/км.
Длина сплавного участка- 34,5 км. перепад высот на - 250 м. средний уклон 11
на сплавном участке- 7 м/км.


Название ,к.с., примерн. длинаПросмотр и страховка,обнос по…
Ориентиры, место чалки до (нет – ищите раньше)Место чалки после
Линия движенияКраткое описание преп-я

! – порог опасен Х - непроход !! - порог очень опасен ХХ – савсэм непроход, сюшай !!! – опасность смертельная. ХХХ – непроход на сильном течении Жирным шрифтом выделены опасные вещи и рекомендации, как их избежать.

Лоция реки Коргон. (п. "Вираж – 1-й брод)
Вода средняя. К.с. порогов даны по нашей воде. По большой + категория-две.

1. п. "Вираж ! 4 к.с. 600мПросм по лев. Страховка морквой лучше с пр., но можно и с ЛБ.
3-й – после вдп., хотя по нашей воде вероятность заплыва туда мала.
На ЛБ стоянка в соснах, у берега крупный пологий камень – стартовали за ним Чалка к ЛБ в заводь
Старт с ЛБ –по 3мелк.сливам к ПБ – уход на траверсе влево от навала на гряду – затем вправо на (+) от прижима -
в слив 1,2м 2 неб. поворота реки, но уклон значительный, русло узкое. На Белрафте еле вписалсь.
По большой воде при навале м. и кувырнуться… а в вдп в спасе – ну его нафиг!
- быстроток 200м
2.вдп. Спартак !! 4м, 4 к.с. 200м № 4.8
Просм, страховка по лев.
С воды не виден до перегибаК ПБ после скального выступа.
Правым баллоном по неб. волне на перегибе.Тритон зашел на пол- метра правее – косая свечка на корме, девчонка под водой секунд 7. Белрафт – левее на пол – метра. Выплюнуло назад, задирая корму, а потом пнуло так, что ребята аж откинулись назад. 12
По б.воде…теоретицки оно вроде бы не держит, но мне сугубо не понравилось:
1) бревно 20см дл.3м вылетело у скалы вертикально на всю длину
2) запирающий яму водяной бугор – смотрите с уровня воды! - 1,5 м. !!!
На спасе точно не выгребешь… И веревка не поможет – тянуть надо вдоль потока*.
- 50-метровый плес
*На стоянке 300м ниже Спартака немн. ниже выхода к реке стоит б. прямоуг. камень.
При средней воде он торчал где-то на 1,2м. Во 2-й серии, когда мы пришли мы пришли, до вершков оставалось см 20 ,и при одном взгляде на реку Главный Орган Руковода сказал мне: не-а…. ОДНИ УЖЕ ПОПРОБОВАЛИ, местные до сих пор вспоминают, кто где нашел труп и как кат конями едва вытянули…
Но за ночь и полдня вода спала, и мы стартовали, когда камень торчал на 80см (т.е. +40 от средней) А-А-тличный сплав! без камне…опинга и нервы не мотало…

Участок Спартак -- р. Антонов Коргон.
6 км, 1,5 – 3 ч. в зависимости от воды.
Вот и как его описывать? Куча маловодных шивер и сбросов.
Типичный участок Коргона в р-не Спартак-Ант. Коргон таков:
- плоская 2-3 (5) м/км шивера – вертишься как уж… и все равно садишься!
- длинный слив или короткий порог с уклоном 13-15(25) м/км (сброс) – и тоже мелко! и не дай бог развернет! Кильнет ведь – на мелководине-то!
- часто упирающийся в скальную стенку или неб. каньон. – а вот это при большой воде точно гроб с музыкой…Где - нибудь да зажмет.
По сложности – 3к.с., по опасности – 4к.с. Главное – руки с весла не снимешь…и ноги в 1-й серии тоже работали вовсю. А по памяти…действительно, разве что Аврора выделяется.
Пытался на диктофон наговорить . Но – не те условия.
3. п. "Аврора". 3-4к.с. 800м. № 4.10
Просм. по любому. Страховка.. по малой ни к чему, по б. нереальна.**
Круто падающий ручей с ПБ. Поворот влево, на мысе ПБ скала-утюг .Чалка за ручьем к ПБ.к ПБ.**
Проход: после 1-го сброса (сразу!)
траверс вправо и через “медвежью
лапу” у ПБ.
По б. воде теор-ки м. обойти бучу на
1-м сбросе слева, а затем у вас останется 70м при скорости не меньше 7 м/с – т.е 10сек на пляшущих валах в1-1,5м – чтобы на кормовом траверсе уйти под ПБ.
Если вы к этому моменту еще будете на ровном киле…Резкий левый поворот с крутым сбросом, затем резкий правый поворот – еще сброс- скальный мыс левого берега (собственно "Аврора"). У самого 13
ЛБ неб. заводь. Мыс с отрицаловкой.
По б.воде на 1-м сбросе неходимая
бочка , на 2- м еще – и…прямиком под скалу**


** По малой воде мы зашли в заводь под Авророй и вышли коротким рывком носового траверса.
Но по большой… Страховка от забивания под прижим мне неизвестна.
Можно постоять с морквой на ПБ у заводи…но зачем?

- Антонов Коргон впадает справа и по водности сравним с Коргоном. За ним стоянка на б. поляне террасы.
Есть места для стоянок и раньше, но не такие большие. Зато там есть дрова .

Участок 2. р. Антонов Коргон -- пор. "Разиня"
Общая характеристика участка: Сложность фона: 2...3+ к.с. Шиверы и сбросы ан.уч.1,но воды больше, чистый проход есть.
Как правило, буквой Z.
Протяженность участка: 8 км. 1,2 - 2 ч.
Уч.3. Нижнекоргонсое ущелье.
Пороги слаломного типа начинаются с простых шивер. Если уклон такой, что не видать – лучче пойти и посмотреть…


4.п. "Разиня" 3-4к.с.,400м. No 4.16Просм по лев, страх с воды
После расширения долины (правый берег- отмель, левый поляна с избой) река постепенно входит в ущелье. Справа скала с табличкой.
чалка на ЛБ в шивере
К любому.
Л. дв. не читается с воды. Проход зигзагом лево –право -правее ц.
После мелководной шиверы следует неск. сливов с узкими проходами, забитыми камнями. Далее шивера продолжается, скорость течения и уклон возрастает.

14

5.п."Желоб" 3-4к.с.1,2 км No 4.17 Не обязательно. По ПБ удобней.
\За п. "Разиня"
К любому.
Проход виден. Единственно – от камня в струе лучше на траверсе.В конце мощной шиверы пара сливов под углом к друг другу. Затем струя проходит по желобу. Сливы ограждены высокими камнями, загораживающими обзор. За вторым сливом- полуобливной камень в струе.


6. п. Ступенька 3 к.с.***Просм., страх с ЛБ
Расположен на прямом участке реки после плавного левого поворота. На левом берегу скала, виден перепад уровня воды.
Чалка к ЛБ.Чалка к ЛБ.
Левее центра.Порог представляет собой водопадный слив через всю реку высотой 1,5 м. В центре - мощный противоток.
*** Напоминаю: к.с. по средней воде ,по большой +1-2 К.С.
7. п. "Разиня-2***"3-4к.с.300мПросм по любому. Необязателен****
После "Ступеньки" недлинная шивера, затем, на правом повороте
Проход зигзагом.Б.уклон, крупные камни в основной струе.

**** По разным лоциям Разиня в разных местах.
Просмотр…если у вас это 1-2я “4-ка” – лучще смотреть. По б.воде смотрят все, что непонятно с воды – а значит, имеет уклон больше 5м/км

В этом месте лоций ЯВНЫЙ СБОЙ. До моста еще 3-4 порога такого же плана ,
как Разиня -2 , между 9. и 10. справа впадает Нижний (Малый) Коргон.
К сож., я тоже ничего толком сказать не могу – понадеялся на технику.
- Чертов мост – пеше-конный.
- шивера 1 км
12.п. "Сюрприз" 4 к.с.600мПросм. по пр., страх с ЛБ. 15
на правом повороте (у острова, в правой протоке)
Чалка на ПБ к неб. пляжу.. Там же обед.Чалка на ЛБ.
В конце 3 варианта - слева по камням
- правее центра и по пр. сливу
- правее центра и влево с поворотом у крупн. камня – на него навал. Из-за этого и надо смотреть.
- след. ш. переходит в
13 п. "Абзац’’ 4 к.с. 800м Просм. по лев, страховка с пр.
На ЛБ На ЛБ
Аккуратно спускались на траверсе в “варианте 60”. Струя узкая, так что это непросто. Нельзя прижиматься влево или вправо, надо быть готовым в любой момент переместить кат в др.сторону. Крупные камни в струе ,б.уклон. На выходе слив с навалом на скалу в центре
- почти сразу

П.14 “Прощальный”***** 4 к.с. 300м Просм., страх. по пр.
Чалка к пр.Чалка к пр.
О-в – лев протока – вдоль острова на “вар.60”.Камень в струе м.справа -прыжок с обливн.к. или слева – с “вальсом”.Уклон,крупн.камни. Один вструе,на него навал,но по этой воде м.съехать с разворотом.
****Опять сбой. После моста явно 3 отдельных порога (по ср. воде) Поэтому выделяю “Прощальный”.
Дальше около 10 км до 1-го брода перекаты, мелкие шиверы, разбои, деревья в русле и прижимы. Все 2-3 к.с., но смотреть надо в оба, если не хотите стаскивать кат с камней или завала.

Лоция р . Кумир (п. Миндойский – мост)
п."Миндойский" 4 к.с.1,2 км Просм.общий (прох-е) по ПБ., лев.протока по ЛБ. Страховка с воды и с ЛБ соотв.
Ор-ры: на крутом левом повороте на правом берегу стоит скала в форме кулича высотой 4м. С ЛБ впадает Миндой –
вдп. разбоямиЧалка к ПБ в районе спуска 16
Проход проще в пр.протоке. Правее центра (протоки) – в центр – по ц. дером или зигзагом ок. о-ва.
Начинали тренировку здесь – для разминки, потом работали в лев. протоке.
Цель: 1) войти в темп
2) отработка действий при навале в боевых условиях.
Каты жалко… НО при ошибках вас через 70м сбрасывало в тихую заводь. А не “без штанов на елку” с навалом на корму, как в Д.п.
галечный остров делит реку на две протоки. В правой мелководный перекат и слив (около метра) с несильным прижимом к правобережной скале. В левой- крутая горка высотой около 2х метров,* осложнена обливными камнями. После слияния проток идет несложная шивера, переходящая в плес. Правый берег- обрыв высотой 3-5 метров. Река плавно поворачивает вправо. После поворота -- справа каменистая отмель и спуск к воде.

*Именно это место мы использовали для тренировки (см.)во 2-й серии.
- Быстроток с камнями, после спуска к воде начинается

п. Девий плес"!!. 5 к.с. 1,5 кмПросм., страх с ПБ и с воды.
Поставьте страхующе - снимающего около “зуба” у ПБ после осн. слива – возм. навал на корму. В др. случаях (при навале на ц. и ц-правый зуб на осн.сливе) помочь нереально – только выловить экипаж в б. плесе после каньона.
Поэтому и отрабатывали действия при навале.
начинается после прямого участка за порогом "Миндойский".
Плес. Видимо, отсюда название. С дороги его не видно…
Лучше всех прошли Дима с Настей на “Кулике” c “пауками” – спокойно отрабатывая назад на всем пороге.
У них под руками все время был поток, за кот. м.было зацепиться и скорректировать курс. Подробности правее.
: Порог расположен на входе в каньон с высотой стенок до.10 метров. После входной шиверы с интервалом 10-15 метров идут два слива. Первый невысокий с чистым языком посередине. Второй- двухступенчатый, вторая ступень (в двух метрах за первой), высотой больше метра, разделена зубьями на три части. 17
Левая - выход закрыт скальным выступом. Средняя - водопадный слив с противотоком. Сюда и надо попасть, но это непросто. На подходе идет “расколбас**”.Там еще 2 ‘зуба”, и правый придется пустить между.
Правый- более пологий , но на нем боковой свал – и прямехонько на зуб у ПБ. Дальше – проще, но ждите сюрпризов и не надейтесь пройти чисто – расколбас продолжается.
** уходишь левее – тащит влево. Уходишь правее – вправо.
Такой выверт дает приподнятая центр. часть потока, иногда - многократное отражение от стен и камней в каньоне.
Любимый фокус Сумульты, то же бывает на Черге (напр. п.” т/к Кедр”) и на Коргоне.

Участок от Д.п. до"Большого"
Сложность фона 2+ к.с. 6 км, 0 ч. 45 мин.


п. "Большой”!!! непроход, в б.воду 6 к.с.Обнос: начинается после первого слива по камням правого берега, затем выводит на большую поляну (неплохое место для стоянки). Спуск к воде крутой.

Ориентиры: за шиверой на крутом левом повороте - правый поворот с осыпью левого берега. От поворота до входа в порог 70 м.
М. пройти 1-й слив и се же зачалиться, обнаружив большой уклон
Чалка на правый берег без затруднений даже в высокую воду.Вода пропилила несколько узких (до 1 м) щелей, постепенно сливаясь влево в лоток шириной около метра. Общее падение в пороге- более 5 метров.


- п. "Малый" 3 к.с.До него от предыдущего препятствия около 1 км сплава
с парой простых шивер. Ориентиры порога: скальные выходы с обоих 18
берегов, сжимающие русло после впадения р. Кириллов (слева). Порог представляет собой сильную струю в скальном сужении, полого поворачивающую налево. 3 слива 1-1,5м.
Прошли последовательно после просмотра.
Далее до устья Кумира из препятствий есть только несколько простых шивер, на фоне которых выделяется - не сложностью, а необычной для этих мест структурой -
п. "Интеграл (Змейка)" 2 к.с. - трек с несильным прижимом к левому берегу на крутом правом повороте. прошли его сходу.

Обеспечение безопасности.
Что обеспечивает безопасность в походе? “Морковки”? Cпасы, каски, гидры? Не секрет, что большинство групп страховкой пренебрегает . Или все сводится к тому, чтобы постоять со спасконцом у реки. А что делать, если бросок неудачен? Да куда там – многие даже не знают, что ктмн (тем более - человека в струе) “на веревочке” не удержишь! И все же – идут.. Почему? Могу отвечать только за нашу группу. Мы, правда, достаточно много внимания уделяем страховке, но считаем, что самое надежная страховка – прохождение без аварий. А для этого нужно:
1) все ,что можно, отработать заранее – на тренировках. Кстати, страховку тоже. В т. ч . моделирование аварий. *
Вообще водный опыт, как я писал на форуме “ Сплава»”, - сумма необходимых условных рефлексов. Сплав - ситуация стрессовая, срабатывает только то, что ушло в подсознание.
2) Начинать на реке надо с более простых порогов или с тренировки , чтобы привести глазомер ,а также силу и темп гребков в соответствие с реальной скоростью потока.
3) Основная работа руководителя – точная оценка возможностей каждого экипажа на данном пороге. Точная. На Здесь и Сейчас.** И не бойтесь обносить,-- бойтесь разговора с их родителями о том, как погиб их сын (дочь) на отдыхе. Ради чего??!
4) Cтраховке надо уделять хотя бы пятую часть от того, что тратится на сплав. Поднмите задницу с дивана в апреле, съездите на Буготак, попробуйте реально проиграть аварию – возможно, ваши представления о страховке всерьез изменятся. Тогда звоните, пишите – будем разбираться вместе. Летом. На перекатах Ини в районе Криницы - Паровозной. А потом – на Песчанке,Урсуле,Кумире. И вот тогда вы сможете спокойно сказать : да, вряд ли мы это пройлем …ну, 50%. Но ребят 19 мы вытащим – 100%. А значит , можно рисковать. Или нельзя – если не 100% .


*Вариантов аварий всего 2 – переворот и навал, и оба хорошо моделируются с постепенным усложнением по скорости потока. Самое главное – действия экипажа в момент аварии. **Важнейший фактор здесь – настроение, а точнее, психофизиологическое состояние людей. Все помнят эту жутковато – бесшабашную атмосферу...Чуть лишку – и начинается “…да здесь вааще не фиг делать”… Чуть меньше – и кого-то уже трясет, а в таком состоянии идти нельзя. Я это исследовал. Пишите – сброшу.
Конкретно по К-К.
Три маневра подробно описаны в Черге 2009.
Тоже: пишите – сброшу, как одолеть речку с уклоном 12-14 м/км с бандой чайников.
Думаю, что народ устроят 5дней . Тогда начинать надо с Кумира – а значит, с
Тренировки на Миндойском.
Проход проще в пр.протоке. Левая теряет на выходе 3м на 70м, и чистого прохода нет. Начинали тренировку в правой – для разминки, потом работали в лев. протоке.
Цель: 1) войти в темп
2) отработка действий при навале в боевых условиях.
Да, каты поцарапали . Но зато при навалах в Д.п. никто не оставил весло в потоке и все отклонялись на камень.
А навалы там неизбежны…
Кроме того, покидали морковку – тоже не лишнее. Мало кто может положить веревку в метре перед челом, как правильно. А уж учесть скорость течения…
А на фига? В 3-ке постояли с морковкой…. В 4-ке…Ах, уже 5-ка и киль? надо кидать? Легко!... Ой..извините… мне так жаль…
Тренировка на страховку? Вы что, с ума сошли?! Вода такая мокрая.. и у нас нет времени! Ну совершенно нет времени!! По телику такая интересная передача..

Учитывая малую водность и уклон, основной тип аварии здесь навал. Есть завалы, расчески. Поэтому плотно держали строй, …и все равно кто-то отставал из за посадок на камни, ос. в 1 поход. Выручали рации – спасибо Д. Самородову.
Но самое главное – не соваться в паводок. Я уже все уши прожужжал на эту тему.
Подробно в характеристике рек.
Серега гарантировал, что за сутки вода спадет. И если прижмет, то по воде +30 см можно от Спартак до 1-го брода за 1день.
Если же дождь не прекратится . я прикидывал. Кого-то посылаешь в Коргон 20 за лошадьми, остальные челноком таскают груз к 3-й пасеке – “косогор”груженые кони не пройдут. Остальное вроде проходимо. Но такого еще не было.



Выводы и рекомендации.
1.Маршрут по ср.воде относится к 4 к.с. Девий – 5 к.с.
2.Для безопасного прохождения следует хорошо отработать ” Три маневра..” + тренировка на реке.
3. Опыт участников – не ниже 3 к.с.
Руководитель должен уже иметь 4 к.с. рук-во и 5 участие. Желателен опыт сплава по паводку.
Я, возможно, излишне мрачен … фильм Д. Шевня про 1-й поход – просто кусочек солнца в пасмурный сезон – 2010, но…
Никто не пойдет на Коргон в 6 к.с.
Да, “6чники” из “Сплава” были уверены, что это проходимо. Мои глаза тоже привычно выхватывали из круговерти валов и бочек варианты прохождения, но..
ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ ПАВОДКА – РЕЗКО ПОВЫШЕННАЯ СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ и! отсутствие заводей.
Нет времени оценить препятствие. И не видно – мало что уклон, так еще валы, и дай бог справиться с ближайшим!
А главное – берега корытом. Арык, нерукотворный канал им. Грибоедова.
Нет нормальных заводей, а отбои откидывают в центр, и если киль – не выбраться.
Можете поверить – я так попал на Сумульте. Там всегда есть камень или выступ – чалились без проблем (чалка – это 1-е, чему я учу.) Киль - и два ката с “6чниками” из “Сплава” едва вытащили меня ..
Так и поплывете… до Авроры, Разини -1 или завала в протоке.
Рекомендации по темам – в соотв. разделах.









Приложения.

Карта района похода.
























Одежда и личные вещи.*

У большинства из вас свои списки**. Что ж, давайте сравним .
Идем сверху вниз, от тела кнаружи при макс. утеплении.

1 .бейсболка, темные очки 0,1 кг
2.шапчонка шерст.2 х0,1 0,2
3. футболка(подол длинный) 2 х 0,2 0,4
+4.рубашка х/б, байк.,или тельняшка 0,3-0,5
5.тонкий свитер с молнией под горло, 2 х 0,5 1,0
Шерсть 30-100% (флис - не знаю, греет ли он в воде)
+6. теплый свитер 0,8-1,0
7.теплая куртка, обязательно с капюшоном 1,5-1,8
8.штормовка - тоже с капюшоном 0,6 -1,0
9.трусы2 0,1
10.брюки спорт, или женские рейтузы ***2 1-1.5
Под низ, в обтяжку. Шерсть 35-100%
+ 11. брюки теплые (синтепон, флис) 0,8
12.джинсы или шторм, брюки 1-1,2
13. носки
Смена на воду - пара толст, шерст.**** На лагерь – 2п. махровых. 0,8
14.кроссовки теплые или рабочие ботинки, или рез. сапоги (бахилы)
с войлочными ( синтетика-тьфу) вставками. до 2,0
На размер больше. Бахилы лучше всего, если нет пешей части.
15. костюм дождевой 0.2 -0,5
17.накидка на рюкзак 0.2
18.полиэтилен тонкий 2 х 1,5 м 0,2 19.рюкзак 100 л. или больше традиционно не взвеш-ся Отдельная песня. Если у вас нет, досконально выясните, какой надо. Или попросите съездить с вами купить. Еще лучше сходить с чьим-нибудь. Тогда вы точно будете знать, что вам надо
20.коврик - "пенка" 0,3
Плотный и толстенький.
21."сидяшка" – еще плотнее и толще 0,2

22.спальник и место в палатке.
Это уже общественное снаряжение, тем более, что спальники состегиваются. Но позаботится об этом должны вы .
Вес.
На лето (пешая часть, тепло) - 6 (8) кг +1,5 на себе
Весной ( Шипуниха 6-8 км, Буготак - 8, по 3-5ч. хода) - 8(10)+ 2.5 на себе.
Без пешки ограничений нет, но советую отмечать в списке, что не
понадобилось - лишние вещи просто мешают искать нужные.

* список max, на весну. Ест-но - 2 смены, и ночная тоже теплая
** искренне завидую тем, у кого их нет - их памяти... или умению поль¬зоваться чужими вещами. У меня в осн. наоборот.
+ - можно не брать
***достаточно теплый и дешевый вар-т (120-150 р.на барахолке). **** Ноги (и то, что неск. выше) мерзнут на сплаве больше всего.
Важные мелочи. (0,6 кг)
Деньги
документы
личные лекарства
КЛМН
Спички в термоупаковке,
оргстекло
мыло, щетка, паста


КАТАМАРАН.
1.баллоны - 2проверить и заклеить дыры Пробки прикрепить к баллонам.
2.чехлы-2проверить дыры и швы , зашить
3.вязки чехол-рама веревка тонкая 75 - 300кг на разрыв,
0.5 м на вязку. Привязать к петлям на баллоне.
4.рама 8-9 труб по 2м
5.вязки рамы если резина- ш. 1,2 - 1,5 см, дл. 120-150 см
Веревка + палочка - закрутка - спросите у других. В любом случае = числу стыков - 16-20 соотв .
7. Посадка.
8.спасконец, чалка 2 репшнура по 20-25м в "морковке"
9.запасное весло (4-5 к.с. – 2 ) М.б . только лопасти, но к сплаву д.б весло)
10.кольца для антикиля (стыки 1-й поперечины и 2,3 продолины. репшнур 300 диаметр немн. уже рукояток весел.)
вязки для рюкзаков – 2шт. по 3м тонкого репшнура ГРУПП. СПАССНАРЯХЕНИЕ.
Стандарт - веревка основная 10-12 мм дл 30-40 м для спасопераций.
Для перетяги лучше репшнур 8 мм - 50м.

Раскладка



Состав аптечки.


1. Перевязочные средства
1.1Бинт стерильный
14см х 7м

4 шт


1.2Бинт стерильный
10см х 5м

3 шт




1.3Бинт эластичный трубчатый (размером на ппалец)1 шт
1.4Эластичный бинт
7см х 2,7м
7см х 1,5м
1 шт
1 шт
1.5Ватные диски
1.6Широкий лейкопластырь (4-5 см)2 рулона

1.7Лейкопластырь бакт.
квадратный
вытянутый
6 х 10
5 шт
5 шт
5 шт
1.8Стерильные салфетки
маленькие
большие
1 уп.
1 уп

2. Антисептики
2.1МарганцовкаестьБледно-розовый р-ор для полоскания рта и промыв. желудка. Темно - вишневый, для обраб. краев ран.
Инфиц. раны, ожоги.
2.2Зеленка карандаш
2.3Гибидил (он же хлоргексидина биглюконат)1 упДля обработки ран, потивовоспалит., антимикробное. Для полоскания горла при АНГИНЕ. 10 мл. развести в 2/3 кружки воды.
2.4Пантенол1 штАэрозоль для обработки ран, ожогов (любых). Кровоостанавливающее, противовоспалит. Распыление с расстояния 10-20 см.
2.5Фурациллин1 уп. При ангине 1-2 таб. развести в 2/3 кружки теплой воды.
2.6СпиртДома ….???
2.7Гидроперит1 уп.Для промывания ран 1 таблетка на стол. ложку воды (?3% р-р), для полоскания горла 1 табл. на стакан воды (?0,25% р-р). 4.20 р.

3. Обезболивающие, жаропонижающие, спазмолитические
3.1Анальгин2 уп 1-4 таблетки по 0,5г в сутки. Максимальная разовая доза 1 г. Суточная - 3 г.
3.2.Цитрамон1 уп От головной боли
3.3Но-шпа (дротаверина гидрохлорид)10-15 табл
+ 2 уп.
Вроде есть???
(1 неб.уп.)Снимает спазмы гладкой мускулатуры желудка, кишечника; почечная, печеночная колики) При приступах желчно¬каменной болезни. При замерзании конечностей, обморожениях, не сопровождающих-ся общим переохлаждением организма. 1-2 табл. 2-3 раза в день.
3.4.Кетанов19 таб по 10 мгОднократ доза 10 мг. Макс суточная доза 40 мг
3.5Растворимый аспирин (шипучий эфералган)1 упак
1 упак
Болеутоляющ.,жаропониж. ,головная боль, зубная боль. Противоревматич. По 1 таблетке (0.25-1 г.) 3 раза в день после еды.

4. При простуде
4.1Таблетки для рассасывания(стрепфен и септолете)6 штук
19 штукНе совмещать!
4.2Бромгексин (может взять лазолван?)25 табл
вычеркнутОтхаркив. ср-во при бронхитах, бронхиальной астме, пневмонии. 1-2 таб. 3-4 раза в день.
4.3.ЙоксАэрозоль назначают по 2-3 впрыскивания 2-4 раза/сут после приема пищи. В отдельных случаях процедуру проводят через каждые 4 ч. Препарат нельзя применять одновременно с перекисью водорода и другими дезинфицирующими средствами
4.4КсимелинПри заложенности носа. Сужают сосуды в носовых ходах, убирая отек. Капать по 1-3 капли 2-3 раза в день. Не использовать больше 7 дней: возможно привыкание (нос будет заложен хронически)! Найти в пластиковом пузырьке с капельницей.
4.5Пиносол (мазь)Если уберет заложенность, обойтись им, не используя сосудосуживающие. При насморке, но не аллергическом. Капают по неск. капель сначала каждый час, затем реже. Применяют 5-7 дней. //острые и хронические заболевания слизистых оболочек носа.

5. Сердечно-сосудистые
5.1.Валидол10 таблУспокаивающее, сосудорасширяющее. При болях в сердце, неврозах, стенокардии, истерии, противорвотное. 1 табл. под язык.

6. Желудочно-кишечные
6.2Имодиум/ ЛапедиумОстанавливает понос, не устраняя его причины. Сначала выпить 2 капсулы, затем по1-й после каждого жидкого стула.
6.5Активиров. уголь10 упакПри поносе, отравлениях до 15-20 табл. Можно пить для профилактики.

7. Витамины
7.1Аскорбиновая к-та
5 банок2-3 драже/день, при простуде - больше.
7.2Гендевит2 банки1-2 драже/день после еды. 12.40 р/банка. В банке 50 драже.

8. Мази
8.1Финалгон (мазь)Разогревающая. При ушибах, растяжениях, невритах, артритах, мышеч боли от чрезмерной нагрузки и т.д. Нанесение на кожу, начиная с небольших количеств. После использования вымыть руки, а то будет жечь, попав на слизистые. Сосудорасширяющее св-во.
8.2Троксевазин (гель)Наносят равномерно тонким слоем утром и вечером, от дистальной к проксимальной части, осторожно втирая.
Усталость, припухлость, судороги, растяжения связок, ушибы. 2 раза в сутки.
8.3Боро плюс
8.4Биопин 20%При воспалительных заболеваниях мягких тканей и суставов, травматических повреждениях опорно-двигательного аппарата. Мазь на хб ткань на ночь на пораженный участок.
8.5Фастум гель1-2 раза в сутки тонким слоем. Воспалительное поражение связок, сухожилий
8.6Солкосерил (мазь).Ранозаживляющее.
Ссадины, царапины, порезы, ожоги, обморожения, трудно заживающие раны.
Примен с момента подсыхания раны. Сначала рану продезинфецировать. 1-2 раза в день.

9. Прочее
9.1Фуросемид (лазикс) 40 мг25 табл Мочегонное. Применяют при черепно-мозговых травмах, сердечной недостаточности, отравлениях, тяжёлых инфекциях, отёках. Обычно 1 табл в сутки, в лёгких случаях – 0,5 табл. в сутки или по таблеке через день, при необходимости до 2 таблеток и более в сутки, максимально до 0, 6 г в сутки. Увеличивать и уменьшать дозу постепенно. При отеках любого происхождения применять 7-10 дней. Нельзя сочетать с препаратами, действующими на почки (и так на них будет большая нагрузка).
9.2Тетрациклинпри воспалении глаз.

10. Антибиотики
10.1ЛевомицетинАнтибиотик широкого спектра действия. Заболевания и инфекции ЖКТ, мочеполовой системы. Противопоказания: псориаз, инд. непереносимость. Разовая доза – 1 таблетка, суточная – 3 таблетки. За 30 мин до еды(либо ч/з 1 час после)

11. Инструменты
11.1Ножницы1 штС незагнутыми концами
11.2.Градусник1 штВ контейнер, как и таблетки.



















Ремнабор
А.Сборка.
изолента – 2 мотка+1 в запас
инструменты : мини-плоскогубцы
ключ на 6
отвертка плоская-крестовая
гвозди 2мм х 50 – 4+2
шурупы -3шт. на лопасть + 3
защита: на “рога” – 2 , на посадку – трубок дл. 6 см
веревка для фиксации посадки – 8 х 0,35м, бытовая 3-4 мм

Б. Склейка
шкурка
клей резин. 100мл.
бензин 50 мл
тряпка или вата
ткань 58 – полоса 70х7 + 3 заплаты 10х12см
резина для гидр – 1 полупояс + заплаты – 5шт.
ткань прорез . для гидр – полоса 20х40см +заплаты 5 шт

В. Шитье.
Иглы – 2б., 3мал. с б. ушком
нитки тонк. капр. ьел. и черн.
толст. бел.
ткань КАМАЗ – 30Х40см
авизент капр. – 20х50
тонк. капрон 40х50
полиэстер 7х40
ножницы

точильный камень
скотч











К-К подписи к фото.
899 Настя и
900 Рита и лошади
903 Нижнекоргонское ущелье и Чертов мост.
913 Почти реклама…
945 Д.Шевень у Спартака.
992 п. Вираж
1015,1041 п. Спартак
1052. Камне..опинг – Шурики.
1078 п. Ступенька
1084. п. Абзац
1039 Наташка.. .




Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4 с эл. 5