Новичковый выход в пещеру Тузуксу(1 к.т.) Район путешествия: восточные отроги Кузнецкого Алатау. Ежегодно проводим набор новичков и знакомим с практической спелеологией, т.е. организуем посещение пещеры. Так появляются спелеологи в нашем клубе.

Хроника путешествия:

Опустим железнодорожную часть путешествия, отметим только что наиболее длительная составляющая пути в которой можно как следует выспаться. В Бискамже культовым местом для посещения является столовая локомотивных бригад, естественно объектом культа выступает - еда . После столовой группа двинулась к вокзалу и была задержана доблестным капитаном милиции который следил за покоем граждан Бискамжи, ну, а мы стало быть этот покой нарушили, когда переходили железнодорожные пути, вместо того что бы воспользоваться подземным переходом. Денег у нас не просили, зато спросили фамилии и место работы, выписали какие-то бумажки и прочитав лекцию о том что железная дорога зона повышенной опасности, примерно через час отпустили. На обратном пути милиционеры были вежливы и доброжелательны, мы в свою очередь были осторожны и бдительны, т.е. пользовались переходом.
Там же в Бискамже нашли японский грузовичок с открытым кузовом, легко в нем поместились(13 человек) и доехали до поселка Тузухсу (около 15 км) за 500 р, с ним же сговорились об обратной дороге за ту же сумму. От поселка, точнее нескольких дворов которые остались, до пещеры идти примерно 5 км, необходимо перейти железную дорогу, и поискать полевую дорогу идущую перпендикулярно ж\д. Через 2 км - мостик через ручей, пройдя еще примерно 100 метров по дороге, чуть пройдя мимо какой-то бочки будет развилка - необходимо идти по левой дороге, идущей вдоль склона. Здесь же на развилке хорошая поляна для лагеря. Остановились, заготовили дров на ужин. На склоне есть сушины, вдоль реки – сухие талины. Заготовленные дрова накрыли полиэтиленом, сверху то дождь, то снег, и пошли к пещере. Примерно еще 3 км по дороге, затем поворот налево и по хорошо набитой тропе попадаем непосредственно ко входу в пещеру.
Пещера легко узнается по уходящей в темноту (под землю) галерее и памятной табличке. Около пещеры растянули тент, приготовили обед - дров в округе пещеры не очень много, переоделись и поздоровались с Белым и начали открывать-ощущать этот удивительный подземный мир, большинство участников это делает впервые.
Немного об участниках: Тема Ковалевский - человек принесший приставку спелео в наш клуб, усат, много и громко смеется, является специалистом по текстам и по совместительству доцентом кафедры высшей математики. Аня Панкина - всего год ходим вместе по пещерам, а кажется гораздо больше , любит Машину Времени и кота Марса.Вова Шихов - молод и силен, кажется не любит линукс или наоборот - любит. Олеся Прохорова - активно начинающий новичок, сходила за прошедшее лето в пеший и водный походы, сейчас пещера, предполагаю что в ближайшем будущем, лыжной единичке ей не миновать. Андрей Савенков - также известен как Андрей-чай или Андрей-альпинист - вкусно готовит, был на пике Ленина, чайных дел мастер, строг и заботлив. Настя Петрова - эффектная девушка, умеет петь, придумала дизайн для нашего сайта. Дима Шевень - меняет огненную воду на фотографии, всегда с медом, отличный дровосек, предпочитает ездить в отдельном вагоне. Аня Маркина - творческая личность, рисует газеты, учится в архитектурной академии, пишет стихи, не отстает на беговых тренировках, ко всему относится ответственно, заботится о двух желто-зеленых попугаях. Женя Болмасов - представитель необычно редкой в наше время профессии - он программист, не боится директора - потому что у него нет директора, зато есть дочка, или даже две дочки? Аня Цуранова - пока
про нее известно только то, что она любит пещеры и бег, такие нам нужны. Антон Хомчановский - будущий географ, учится в Алтайском Государственном Университете, поет и играет на гитаре, растущий организм - всегда ест двойную порцию, патриот города Норильска. Екатирна Полянская - легко поддается на сомнительные мероприятия, не любит морскую капусту, зато любит горы и горные походы, и, наверное, горных туристов. Валинуров Тимур - автор всех предыдущих характеристик, руководитель спелеовыхода Тузуксу-2008, любит пещеры, клуб Кедр, стихи Юрия Левитанского и прекрасную N, не любит когда долго собираются, учат жизни, не приходят на тренировки.
Теперь вернемся к повествованию. После входной галереи попадаем в грот Озерный, но нынче озер там совсем нет, может быть это связано со временем года, а может есть какие-то другие причины. Из Озерного узкий лаз в грот Второй, для новичков этот лаз представляется серьезным препятствием, но все, некоторые с кряхтением и удивлением пролазят, узнавая новое об анатомических особенностях своего тела, затем спуск к Бутылке(не перепутайте с ложной Бутылкой - тупиковым колодцем). Несмотря на то, что есть ход в каменном завале, из Бутылки в Каскад спускаемся коромыслом, с верхней страховкой, наполняя тем самым спортивно-техническую составляющую похода. Далее спуск из Каскада в Первомайский также осуществляется коромыслом со страховкой, пока одна часть группы спускается другая лезет маленького и очень прозрачного озера, находящегося в противоположной стороне от уступа, ход превращается в щель, прохождение которой требует веры в свои возможности, щель делает довольно крутые повороты, и заканчивается просторной камерой с озером. Пока последние участники спустились к Первомайскому, девушки провели экологическую работу и собрали гниющие верхонки и прочий сиф. Мусор аккуратно сложили транспортный мешок. Также впереди идущие сходили к озеру в гроте Первомайском, нашли грузила спелеоподводников и приняв их за мусор начали выносить, ошибка была замечена, разъяснительная беседа проведена и груза вернули на место. Кто и когда там нырял нам не понятно. От Первомайского (говорят там когда-то стоял огромный сталагнат) в Пистолет ведет хорошо различимая тропа. Грот Пистолет - огромные количество натеков самых разных форм в восходящих трубах, невероятное зрелище ,которым можно любоваться бесконечно долго. Рядом видна свежая шлямбурная дорожка, летом 2008, Александр Соколов (Новокузнецк) сделал восхождение, но увы то что снизу казалась перспективным окном, на проверку оказалось тупиковым гротом. Оправляемся к сталагмиту Ракета, фотографируемся. Делам перекус - бутерброды и термос с чаем. Раскрываем подарок от Светы Абрамовой - подарок символичен и тематичен - это шоколадный пистолет! Антон и Настя проходят закольцовку под Ракетой возвращаются со стороны грота Фараон. Некоторые участники спускаются в Яму дураков - для этого желательно иметь с собой кусок веревки (10 м) и жумар. Затем все вместе идем к гроту Фараон. Встречаем сталактит по форме напоминающий каменного Будду, сидящего в позе
лотоса. От Фараона узкий лаз ведущий вниз, развилка - один рукав приводит к полусифону,
другой сначала через вертикальный шкурник, а затем горизонтальную калибровку выводит к широкому наклонному гроту в нижний части уступ(необходимо повесить веревку) приводящий к озеру Глубоководному, в этом же гроте налево идет небольшой лабиринтик ходов, не отраженных на имеющейся топосъемке.
Возвращаемся. Делаем логичную закольцовку и из грота Пистолет, минуя грот Первомайский, идем по неширокому ходу - передвижение на четвереньках. Оказываемся в гроте Второй, пока одна часть группы усиленно ищет выход - кажется очень узко и непроходимо, другая часть возвращается к Каскаду и снимает оставленную веревку. Совместными усилиями находим лаз и покидаем грот Второй, а там уже и выход.
Время нахождения в пещере около 10 часов (с 16-00 до 2-00). Хватаем вещи и мчим к лагерю и заготовленным дровам. Костер, еда, чай, песни, байки, несколько часов сна, машина, теплая погода, столовая, восхождение на сопку, электричка, еще электричка, спелеолочка, кузнецкая крепость, салат, поезд, глубокий сон, Новосибирск.
Подъезды

поезд Новосибирск-Новокузнецк ходит каждый день и отправляется около 20-00 новосибирского времени. Прибывает в Новокузнецк рано утром - примерно в 5 утра и стыкуется с электричкой идущей до Междуреченска, следующая электричка Междуреченск- Бискамжа подходит через 20 минут(летом ее приходилось ждать 2 часа) - эта электричка ходит раз в сутки, при непопадании на нее по каким-то причинам, можно уехать на рабочем поезде, который отправляется со станции Камешек, время отправления можно узнать на вокзале Междуреченска. От ст. Бискамжа до поселка Тузухсу почти всегда можно найти машину, говорят иногда по этой ветке(ныне бездействующей) ходит рабочий поезд.
Выводы и рекомендации

Пещера Тузуксу сухая, почти без глины, основная часть проходит без снаряжения(кроме каски и налобного фонаря), идеально подходит для первоначального получения представления о пещерах как объектах изучения и исследования, знакомства с пещерными формами и пространствами, получения новых знаний о себе и об окружающем мире.