Нас было 40 человек! Но все удачно рассредоточились, пробок нигде не было. Руководители групп Антон Васильев, Аня Панкина, Сергей Сергеев и Тема К. Ждем фотоальбомов и рассказов участников!
пещ. Тузуксу
Рассказы участников
Спелеологи. Юные и не очень. Пещера Тузуксу, 1 кс. Автор: Маша Балуева

Я всегда была искренне уверена, что поход начинается задолго до выхода на маршрут. И не в дороге, и не на тренировках и даже не во время сбора рюкзака. Поход начинается уже тогда, когда ты впервые думаешь: «А я бы попробовал, я бы сходил!»

Вот и в этот раз так же. Мой поход начался с просмотра фильма «Санктум», когда-то ооочень давно. Было страшно… интересно! Именно поэтому, получив предложение посетить пещеру Тузуксу, я согласилась не раздумывая!

В пятницу вечером с большой компанией СГТ и просто огромной командой турклуба «Кедр» мы выдвинулись в путь и уже на следующий день были вблизи одной из самых красивых пещер Хакасии.

Поезд, пара электричек, добрый водитель, двадцать минут по первому лесному снежку, и мы уже ставим лагерь и варим аж пять котлов борща. Создается впечатление, что больше желания спуститься в пещеру только желание пожрать.

Но вот он, торжественный момент! Делимся на команды и выдвигаемся.

- Здравствуй, Белый! - и мы в пещере.

Встречает нас широкий, просторный и совсем не страшный, как могло показаться, коридор. Мы попадаем в грот Озёрный. Обещанного озера в нём, правда, не оказалось. Всё коричневое, непривычное… И лично мне пока непонятное.

Идём дальше. Узких шкуродёров (пугающих поныне) обнаружено не было. Мы настигаем следующий грот с не очень оригинальным, но очень логичным названием «Второй». Он меньше Озёрного, зато, пока руковод провешивает верёвки в Бутылочное Горлышко для следующей команды, у нас появилось время присмотреться… Красивые камушки, интересные, расходящиеся ветви пещеры…

Первая веревка. Спускаемся через Каскад в грот Первомайский. Вот тут я понимаю, в чем красота Тузуксы… Не верится, что простая натечка могла создать такие красивые узоры на стенах! Поднимаемся выше, лицезреем Молочную реку… Это невозможно передать словами!

Продолжаем подниматься, понимаем, что идем по потолку предыдущего грота(!), попадаем в грот Пистолет. Хочется задержаться, но вид Ракеты (очередная красивейшая натечка) манит к себе! А вот вид на Яму Дураков… Как-то настораживает. И комментарии побывавших там тоже особо не привлекают. Пробираемся в грот Фараон, спускаемся к маленькому озерцу… Разглядываем всевозможные лазы и спускаемся в Пистолет на импровизированный обед.

Собственно, обед слегка затянулся… Тщетные попытки собраться всей группой привели к тому, что все замерзли и разбрелись кто в сторону выхода, а кто дальше, ниже, к Глубоководному озеру.

Я, конечно же, отправилась вперёд!

Возвращаемся в грот Фараон, игнорируем ветку, ведущую в грот Обвальный (о чем я потом пожалела, ибо, по словам Артема Павловича, там очень красиво…), пережидаем пробки между узкими лазами и достигаем Глубоководного

Знаете, даже если бы вся пещера не была бы такой интересной, завораживающей и красивой, я бы не расстроилась. Увидев Глубоководное, захотелось петь! Оно голубое, как небо! Даже голубее! Никаких эпитетов не хватит, чтобы выразить испытываемые в этот момент эмоции. Можно только слазить и посмотреть!

Подводя итоги пройденных в Тузуксе ходов, мы поняли, что надо идти до конца и исследовать все, что есть в свободном доступе! И направились в Старый грот. Обратно во Второй грот, а там… Встретив команду кедровцев, выяснили, что не так давно появилась возможность пробраться в Новый грот! Приятный бонус! Витиеватые ходы, пара тупиковых веточек, и мы в Новом. Налюбовавшись на рельеф стен, мы с чувством выполненного долга отправились в Старый грот.

Дорога к нему, к слову, оказалась самой низенькой и длинной. Зато просторной в ширину и изрядно влажной. А, как известно, что на поверхности лужа, в пещере – озеро.  :)

Старый грот показался мне самым красивым. Высоченный потолок, красивейшие стены…

Тут я поняла, что это не последняя моя пещера. Как бы там ни было, не последняя. Такое обязательно должно повториться!

Пытаясь сохранить все прелести в голове до того, как перенести их на бумагу, обсуждая грядущие походы и новые пещеры, мы шли к выходу.

- Спасибо, Белый! – А нас ждут горячий чай, уютный костёр, ночные песни, тёплый спальник и где-то ооочень нескоро (аж через 8 часов) обратная дорога. Дорога домой.