Общая характеристика
Главные
Белорусские Эльбы проходят в первые полные выходные мая (обычно на первомайские
праздники) и в третьи полные выходные октября. Существует также малопопулярная
зимняя Эльба (в последние полные выходные февраля). Иногда выпадает так, что
из-за переноса рабочих дней в связи с Днем Труда (официальный праздник в РБ)
попадающая под Эльбу суббота объявляется рабочей, - в таком случае БелЭльба
переносится на неделю раньше и нередко захватывает праздничные дни. Бывает, что
перед выходными объявляются праздничные нерабочие дни, - тогда БелЭльба длится
вплоть до четырех дней. Благодаря согласованности календарей «национальных» Эльб
общероссийская Эльба не совпадает с белорусской и украинской, - в течение
месяца можно посетить все три.
Никаких
специальных мероприятий на слете обычно не проводится – путешественники сидят у
костров, играют на музыкальных инструментах, собирают дрова, купаются в
холодной речке Оршица и гуляют по природе.
Заезд
большинства участников осуществляется в пятницу, наибольшее количество людей
наличествует в субботу. Ночь с субботы на воскресенье – кульминация Эльбы:
общение у костров и песни идут всю ночь напролет. В воскресенье 70-80% людей
разъезжается, некоторые остаются до утра понедельника.
История
Белорусская Эльба впервые была
проведена в 1999 году силами всего нескольких автостопщиков - создателей
первого белорусского автостопного клуба SkyDivision. Местом проведения был
выбран живописный уголок недалеко от Бреста, так как большинство членов
упомянутого клуба жили именно в Бресте. Там прошли несколько первых БелЭльб.
Такое местоположение было удобно, конечно же, для самих брестчан. Затем Эльбу
один раз организовали на трассе Минск – Брест – примерно посередине, после чего
её окончательно перенесли в нынешнее место – удобное как для жителей Витебска,
Минска, так и многочисленных заезжих россиян.
Как устроен быт
Весной
погода, как правило, теплая, в отдельные годы температура достигает днём плюс
+20С, часто светит солнце. При этом ночью температура опускается до +5С, а
изредка - и до нуля градусов. Один раз на весенней Эльбе шел снег – так что
стоит взять с собой теплый спальник и соответствующую одежду. Осенью, как
правило, прохладно, но ясное небо случается и в октябре. Температура днем
держится на уровне +10С, ночью опускается вплоть до нуля. Случается, что все
дни Эльбы идет мелкий дождик, но это бывает не всегда. Комаров нет.
Воду на котел
обычно берут из находящейся прямо рядом с палаточным городком речки Оршица.
Еду участники
обычно привозят с собой. Однако следует знать, что в окрестностях Эльбы
продукты можно купить. Так, есть магазин в Обухово (2 км) и в Высоком (3 км);
также продукты водятся на заправке (2 км), что стоит на старой Витебской трассе
Р87 недалеко от М1. Кроме того, у перекрестка М1/Е30 и М8/Е95 стоит придорожное
кафе «Встреча», до него от лагеря всего двадцать минут пешком. На заправке
можно обменять российские рубли по вполне сносному курсу, в кафешке российские
деньги примут после некоторых препирательств. За время Эльбы сюда приходит
немало автостопщиков, и кафе получает неплохой приработок. Наконец, если
хочется совсем уж большого выбора продуктов, можно съездить в Оршу.
В кафе
«Встреча» не желающие готовить себе на костре могут купить горячий обед.
Иногда, правда, кафе закрыто в субботу по причине какой-нибудь свадьбы или
отмечания юбилея.
Мобильная связь на Эльбе есть.
Имеется покрытие всех четырех сотовых операторов страны: Velcom, MTC, БеСТ/Life
(работают в стандарте GSM) и Diallog (стандарт cdma2000, работает
высокоскоростной доступ EV-DO).
Способы попадания на Эльбу
ИЗ
МИНСКА
Автостопом.
Следует проехать 200 км по трассе на Москву до километрового столбика «573».
Следите за указателями: проедете Юрцево (замок из красного кирпича по правой
стороне и километровый столбик «569»), затем пересечете по мосту железную
дорогу. Слева останется деревня Обухово - сразу за ней речка Оршица и нужный
километровый столбик. Выходите за сотню метров перед мостом через речушку
- справа будет лес. Отыщите просеку (её
можно опознать по вертикальным газовым столбам жёлтого цвета, также там обычно
организуется встречный костёр), спускайтесь с насыпи и двигайте вперёд - там
будет протоптана дорожка, по которой через 300 метров вы достигните лагеря.
По
железной дороге. На пригородном либо пассажирском поезде следует проехать
до г. Орша. Как добраться от Орши - см. ниже.
ИЗ
МОСКВЫ
Автостопом.
От Москвы до Эльбы – ок. 500 км. Следует проехать границу, затем платильник,
пару стоянок для дальнобоев, а там уже мост с лепестковыми развязками и трасса
на Витебск (направо) и Могилев (налево). От развязки нужно чуть-чуть
пройти/проехать в сторону Минска. Ориентир - кафе «Встреча» с правой стороны по
ходу движения, сразу за ним - речка Оршица. За речкой свернуть с трассы влево
на просеку. Как найти лагерь – см. добирание из Минска.
По
железной дороге. Нужно купить билет на любой поезд Москва – Минск или
Москва – Брест до ст. Орша. Как добраться от Орши - см. ниже.
ИЗ
ВИТЕБСКА
Автостопом.
Следует проехать 60 км по трассе на Оршу. Начинать голосовать - в конце ул.
Петруся Бровки. Далее - доехать до перекрёстка с Минской трассой, свернуть
направо (на Минск), пройти с километр, зайти за мостик через речку Оршица и
спуститься с трассы влево, к лесу. Как найти лагерь – см. добирание из Минска.
По
железной дороге. Следует воспользоваться пригородным поездом Витебск –
Орша, ехать до ст. Юрцево. От станции Юрцево идёте по ходу движения поезда,
поднимаетесь на насыпь - и вот вы уже на М1. Двигаетесь по трассе налево, в
сторону Москвы, с левой стороны останется деревня Обухово. Сразу за деревней -
километровый столбик «573». За сотню метров перед мостом через речку Оршица
нужно остановиться и отыскать просеку (её можно опознать по вертикальным
газовым столбам жёлтого цвета, также там обычно организуется встречный костёр). Спускайтесь с насыпи и
двигайте вперёд - там будет протоптана дорожка, по которой через 300 метров вы
достигните лагеря.
ИЗ
ОРШИ
Пригородными
автобусами / автостопом. Попутками следует ехать по главной новой трассе М8
Гомель – Витебск до перекрёстка с трассой М1 Минск – Москва (большая развязка с «лепестками»). Автобус провезёт
вас по старой трассе и высадит западнее «лепестков», на перекрёстке у
памятника-мемориала. В обоих случаях следует чуть пройти в сторону Минска,
пересечь по мосту речку Оршицу и спуститься с дороги вниз влево. Вам нужна
просека (см. попадание из Минска).
По
железной дороге. Можно воспользоваться пригородными поездами сразу двух
направлений – какой раньше отправится:
1) Орша –
Витебск, следует выходить на ст. Юрцево.
Как идти от Юрцево – см. попадание из Витебска.
2) Орша – Красное
(пригородные смоленского направления следуют до конечных Осиновка, Красное, а
ранее ходили и до Смоленска), следует выходить на ст. Хлусово. От остановки
Хлусово по натоптанной дороге через деревню Барсуки выходите к Обухово, на
трассе сворачиваете направо (в сторону Москвы). Дальнейший путь – см. попадание
из Витебска.
Достопримечательности недалеко от места Эльбы
В окрестностях Эльбы имеются
памятники культуры и архитектуры, к которым можно устроить пеший поход на
полдня или целый день. Помимо Орши, которой стоит отдельно посвятить целый
световой день, к осмотру предлагаются следующие места:
Посёлок Высокое (3 км от Эльбы) -
усадьба Мокрицких, состоящая из заброшенного усадебного дома кон. XIX – нач. XX
вв. в стиле неоклассицизма, парка, флигеля 1912 г.
Деревня Высокое (4 км от Эльбы) –
полуразрушенная церковь Св. Ильи (1913-17).
Юрцево (3,5 км) - усадьба
Любомирских II пол. XIX в. с остатками парка.
Межево (10 км) - усадьба
Дорожинских (1901) с парком, руины Покровской церкви (1886).
Ореховск (10 км) – деревянная
Троицкая церковь (1838) с колокольней, электростанция (1927-30) - первая в
Белоруссии, построенная по плану ГОЭЛРО, заброшенная усадьба Хлустиных (кон.
XIX-нач. XX вв.), состоящая из дома управляющего, дома для рабочих и
хозпостроек.
Соловье (9 км) – Троицкая церковь
(II пол. XIX в.).
Смоляны (30 км по трассам М1/Р15)
– руины замка «Белый Ковель» (XVII в.), монастырь доминиканцев с костелом Девы
Марии (1678-80) и жилым корпусом (1678-80), руины церкви Св. Алексея (1864),
часовня-усыпальница, деревянная Спасо-Преображенская церковь (II пол. XVIII
в.), деревянная усадьба (нач. XX в.) с парком, жилая рядовая застройка XIX-1-й
пол. XX вв., католическое кладбище. (Андрей Сапунов, Алекс Диггер)