Россия / Автотуризм | Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Спортивный туризм
 

Туда и обратно. Автопутешествие из столицы в любимые горы

18 июля - 6 августа 2015 г.
9500 километров пути, на трёх кроссоверах и одном "Танке"
Нитка маршрута
Нижний Новгород - Казань - Уфа - Миасс - Курган - Ишим - Омск - Новосибирск - Бийск - Чемал - Еланда - Семинский перевал - перевал Чике-Таман - Большой Ильгумень - Акташ - Улаган - переавал Кату-Ярык - Чулышман - Южный берег Телецкого озера - Кош-Агач - Джумалинские ключи - плато Укок
 
Туда и обратно. Москва - Горный Алтай - Москва

18 июля - 6 августа 2015

9500 километров пути, считая в оба конца. Пройдена с запада на восток и обратно примерно третья часть России, если по протяженности вдоль страны.

 

Логотип путешествия

Рассказ о нашем путешествии

Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться,

если её решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.

Предыстория

Основа сложилась из несколько базовых элементов.

Лето - идеально в наших широтах для отпуска вообще и для автопутешествия в частности.

Горный Алтай обожаю и готов быть там в любое время, в любом месте. Давно уже очень желал показать мою любимую часть Земли своей семье. И, хотя личные предпочтения в области пеших походов, других "походников" в семье не замечено. А как показать, если пеший, тем более горный, поход не годится? Вариантов вообще-то масса. Авиаперелёт, наёмный транспорт, услуги многочисленных турфирм и т.д. Но хотелось драйва. В буквальном и дословном (каламбурчик) смыслах. Самостоятельно и автономно. Тоже важно.

Справедливости ради надо заметить, что версия годичной давности была диаметрально противоположной по направлению. Автопробег по Европе. Но многое изменилось с прошлого лета...

Маршрут в процессе планирование претерпел одно существенное изменение. Изначально была мысль посетить и северо-восток Монголии, точнее, монгольский Алтай. Однако, изучение темы показало, что по ряду причин этого делать не стоит. Основные. Ограниченность отпуска по времени, неважный бензин в Монголии, дополнительные требования к машинам, которые плохо уживаются со скоростным передвижением по асфальтированным трассам на большей части пути. Поэтому монгольская часть выпала из идеи достаточно быстро.

Первая версия маршрута здесь. И итоговая карта маршрута с комментариями здесь (просмотр в web-интерфейсе).

И, кому понадобится, *.kmz - файл

"Предварительный окончательный" маршрут виделся таким:


День

пути


Дата


День

недели


Расстояние,

км


Пункт

назначения

1


18.07.2015


сб


423


Нижний Новгород

2


19.07.2015


вс


400


Казань

3


20.07.2015


пн


530


Уфа

4


21.07.2015


вт


420


Челябинск

5


22.07.2015


ср


920


Омск

6


23.07.2015


чт


650


Новосибирск

7


24.07.2015


пт


540


Чемал

8


25.07.2015


сб


400


Чулышман и южная оконечность Телецкого озера

9


26.07.2015


вс


Каменные грибы


10


27.07.2015


пн


Водопад Учар


11


28.07.2015


вт


300


Беляши или Укок, решим позже


12


29.07.2015


ср


13


30.07.2015


чт


200


кемпинг Тыдтуярык


14


31.07.2015


пт


200


Малый Яломан


15


01.08.2015


сб


500


Барнаул


16


02.08.2015


вс


850


Омск


17


03.08.2015


пн


650


Тюмень


18


04.08.2015


вт


330


Екатеринбург


19


05.08.2015


ср


670


Ижевск


20


06.08.2015


чт


580


Чебоксары


21


07.08.2015


пт


700


Москва


Общий километраж


8840


Принципиальных изменений не случилось. На Алтай приехали на сутки раньше. Но и уехали на сутки раньше запланированного, поэтому и домой вернулись на сутки раньше.

Участники. Предложил всем друзьям и знакомым. Сразу позитивно отнесся к идее лишь один экипаж. Что меня уже абсолютно устраивало. Ехать на такое расстояние одной машиной было несколько неразумно. Не в Европу же маршрут, а на восток. Пускай страна и родная, но всяких "но" в закромах Родины достаточно.

Дальше. Чем больше машин, тем веселее. Даже с поправкой, что обилие людей рождает обилие мнений и требует состыковки интересов и разумных компромиссов. В процессе подготовки число экипажей некоторое время колебалось. 3-5-4.

Отбор (правильнее сказать, самоотбор) оставил на старте три машины. Москва (мама, доча и автор рассказа - папа) из Москвы. Москва (Дмитрий "Медведь" и Алёна) со стартом с дачи из-под Сергиевого Посада. И Иваново (Аня, Наташа и Влад). Как ни парадоксально, из Иваново. В каждой машине по одному водителю на весь путь. Опытным водителем располагала одна машина. Двое других имеют опыт поменьше. Так мягко и о себе отзываюсь.

Были варианты присоединения машин с друзьями по пути. Из Новосибирска, Новокузнецка и Барнаула. И лишь в Барнауле четвертым экипажем стал автомобильчик, очень быстро получивший имя собственное. Танк.
Машина и экипаж из Новокузнецка была с нами один день в Чемале. Можно считать, пять случилось! И не важно, что на одной двадцатой части мартшрута (считая в днях). Пускай совсем недолго, но с огромным удовольствием!

По Алтаю реально проехали три кроссовера и один Танк!

Подготовка машин ничего удивительного не предусматривала. ТО перед поездкой и ТО после поездки.

По причине необходимости попадания в гарантийный пробег я ТО прошел на обратном пути в Екатеринбурге. Что уже традиция (в смысле, ТО в поездке). Ранее плановое техобслуживание в Норвегии случалось проходить.

Оффтопиком. Екатеринбург приятно удивил стоимостью. Как бы не 2000 км от столицы, только туда и ездил бы! :)

Во всех машинах рации для оперативной связи на маршруте. Навороченные Walky-Talky по сути. На двух дополнительно стационарные рации "дальнобойного" диапазона.

Снаряжение стандартное кемпинговое. У нас горная пешая часть маршрута планировалась лишь из двух дневных "радиалок", поэтому еще и горные ботинки некоторые из участников прихватили с собой. Половина даже и не пыталась этого сделать. Забегая вперед, сообщаю, все остались с целыми ногами, руками и шеями!

Одежда на все сезоны. От купальников до зимней. В итоге половину пути прошли при дневных температурах выше 30оС. В горах ожидаемо была ночь при 0оС (одна).

Бюджет. Лично мой план был такой. Взять в поездку 100 тысяч на семью. Привезти назад тысяч сорок.

Стоимость техобслуживаний до и после в эту сумму не включалась.

Калькуляция по итогам показала траты 59500. Чему не удивлен. Ибо опыт.

Ну ещё штрафы надо прибавить. На момент написания это два по 500 рэ.


Проживание. По разу на пути туда и обратно останавливались в мотелях.

Недалеко от Чулыма в "Ладе":

Мотель 'Лада', Чулым

Это километров за 150 до Новосибирска. 500 рэ с человека. Просто. Чисто. Хорошо.

Мотель "Маяк" при съезде с Чуйского тракта в Барнаул:

 Мотель 'Маяк'

Новенький (как раз в наш визит отмечали 2 года с открытия), чистый, европейский, отличный!

В основном же ночевали в кемпингах или "диким" образом. В палатках или в машинах, по-разному.

Достойные кемпинги (эти и многие другие на карте отмечены).

"Огонёк" на озере Большой Кисегач под Миассом.

"У Надежды Ивановны", Еланда, Чемальский район.

"У бабы Лены", Большой Яломан при впадении в Катунь.

"Каменные грибы" на Чулышмане.

Самая красивая "дикая" ночевка на берегу острова Свияжск. Нам настолько понравилось, что и на финише снова туда же заехали ночевать.

Еще некоторые моменты подготовки и комментарии к ним.

Выезд

Во сколько трогаемся?

Вводная.

Старт намечен на субботу.

В первой половине выходного дня, впрочем и вечером в пятницу, практически перманентные пробки на выезд. И первую сотню километров можно проехать слишком долго. А ехать нам в этот день по плану 800 км.

Варианты к обсуждению.

Моё предложение. Выехать поздно вечером в пятницу. Часов в 10-12. Проехать километров 200. И спать. А поутру в субботу спокойно поехать дальше.

Жанне вечером в Москву приехать из Дубны проще.

Анне из Иваново тоже проще прибыть поутру к точке рандеву где-то у Владимира.

Другие версии и предложения?

Реально было так.

Наша машина выехала в двенадцатом часу ночи с пятницы на субботу. Около полчетвертого ночи мы были в Вязниках Владимирской губернии. Там же на стоянке у мотеля с актуальным названием "Встреча" и легли спать. Лично нам такое начало подарило возможность в первый день проехать не 800, а 300, сон, и 500 км пути.

Машина из Сергиевого стартовала рано поутру. Примерно в это же время выехали из Иваново. Рандеву у "Встречи" прошло планово. Нас стало 8 человек. Мы были радостны и готовы дерзать!

 У мотеля 'Встреча'

В комплектацию моего авто именно здесь добавилась и СиБи-радиостанция. Могу теперь сказать уверенно: жить повседневной жизнью хорошо и без рации, но в дальней поездке девайс очень полезный! Оперативная информация по трассе. Советы о местах остановок и правильным перекусочным заведениям. Помощь при обгонах в условиях недостаточной видимости. И русский мат. Грубый или весёлый, к месту или совсем неуместный. Иногда байки. Иногда обучение неаккуратных по отношению к другим участников движения. Повторюсь. Полезно!

Движение по маршруту

Скорость у всех разная. Жанна любит быструю. Я медленную. Остальные примерно также, т.е. в ассортименте. Идти в колонне и хорошо, и плохо.

Первые пару дней будем адаптироваться к манере езды друг друга.

Предложение. Опорные точки, где собираемся все. Всегда. Каждые сколько-то километров (обсуждаемо).

Версии и предложения?

Жанна в итоге просто не поехала... Что-то не срослось.

 Уведомление о неучастии

На практике двигались большую часть маршрута колонной из трех, а на алтайской части пути, из четырех машин. Если кто-то отрывался или отставал, то был на связи и быстро возвращался в группу.

Относительной проблемой были обгоны бесчисленных фур. Тремя машинами сразу сделать это в большинстве случаев не реально. Очень помогал самый опытный "рулила". Дмитрию за персональную опеку Ани огромнейший РЕСПЕКТ!!!

В Горном же Алтае фуры, как и комары, если и встречаются, то крайне редко.

Зато там есть обилие любимых серпантинов. Друзьям они явно доставляли больший дискомфорт, чем мне. Я же, не то, чтобы, но... Привык и полюбил. Так будет вернее сказать.

Питание на маршруте

Тема, по сути, производная из потребности питаться и ответа на характер движения.

Снова моя версия. С вариантами.

До Алтая и на обратном пути на трассе каждый питается сообразно потребностям. Вечерний стол можно совместный, можно самостоятельный.

Почему так? А потому, что при решении не ехать колонной, кто и во сколько приедет не известно. И, помирая с голода, ждать пару часов (утрирую, но всё же) не реально.

Алтай - там все вместе, во всем, ибо, далеко не разбредёшься!

Предложения и соображения?

Что же и как мы съели в путешествии?

В дорогу все запаслись безграничным количеством тушёнки и рыбных консервов. Большая часть запаса домой и вернулась.

Овощи-фрукты, колбаску и сыр покупали по ходу.

Обедать чаще заезжали в рекомендованные кафе вдоль трассы.

 'Три пескаря'? Нет, 'Три семёрки'!

Лучшее из всех это "777"!

Ещё отличное кафе "Русь", в Мячково. Это километрах в пятидесяти после Нижнего Новгорода в сторону Москвы по правую руку. Рекомендую!

Первая ночевка на Алтае, за Чемалом, в Еланде, началась с шашлыка из заготовленного еще в Барнауле мяса.

А по прибытии в долину Чулышмана купили барашка. Шурпа, шашлык и плов поочередно стали нашими спутниками на несколько дней.

Голодных в поездке я не обнаружил! Все вместе, всю дорогу, с обилием и удовольствием!

Путешествие. День за днем. События, приключения, достопримечательности. Всего понемногу.

Свияжск

Остров-град километрах в тридцати от Казани. Достаточно древнее место. Всего с десяток лет назад попасть на остров можно было лишь по воде. Однако затем построили дорогу, насыпав что-то типа дамбы. И остров превратился в некое подобие потёмкинской деревни. Жителям, считаю, повезло. Из захолустья они "перехали" в приличное отреставрированное место, с хорошей доступностью и высокой туристической посещаемостью.

Впервые побывал на острове, когда реставрация только начиналась.

Позже добавлю новые снимки текущего состояния и изменю эту строчку :)

Мы же нашли место на песчаном берегу реки, в стороне от туристических маршрутов. Наши машины успешно справились с рыхлым песком, и мы без приключений и въехали, и поутру выехали.

 Свияжск

Хорошая погода, прекрасный закат, душевное место, уединение, усталость после первого дня пути - всё вместе сделало эту ночевку замечательной и запомнившейся!

Казанский Кремль и мечеть Кул-Шариф

 У Казанского Кремля

В Казани нас изначально интересовало лишь посещение Кремля. Большинство участников в городе раньше не бывали. Я же не попадал до этого внутрь мечети Кул-Шариф. В тот день у нас всё получилось отлично, и мы, после прогулки, недалеко от Кремля пообедав, поехали в сторону Уфы.

Приключение #1. Ночёвка под Уфой.

Когда подъехали к Уфе, уже стемнело. Объездная трасса как МКАД. Широченная, с отбойниками. Съездов не видать. Остановились, заглянули в карту, что-то нашли. Поехали. Темень. Буераки. На карте вроде есть озерцо. Дорога разбитая. Ухабы в полметра высотой-глубиной. В итоге просто остановились непонятно в каких "Ебенях" (название собственное, нами данное). Здесь же я узнал два новых слова, ранее по жизни не встречавшихся. Кушири и чипыжи. Смысл простой, см. имя собственное места ночевки!

Перекусили, упали спать.

Красивые 'чипыжи'

А поутру, при свете Солнца... Красивейшее место! Не найденное в ночи озерцо с прекрасной полянкой для стоянки оказалось в 25 метрах от места нашей ночной остановки! Посмеялись!

Едем дальше и дальше

Дальнейший путь до первой точки назначения в Горном Алтае особо выразительных событий не привнёс.

Были красивые ночёвки. И была жуткая дорога на границе Тюменской и Омской областей, достигшая пика непроходимости в селе Абатское. Федеральная трасса, выглядящая, как после совокупности катаклизмов, смерчей, землетрясений, массового пролёта НЛО и ещё каких-то, пока не изученных наукой, аномалий.

Наблюдали перевоз на фурах БМП, стоящих в полуприцепах на боку. Весело!

Была несостоявшаяся встреча с другом в Новосибирске. Исключительно по моей вине. Назначил встречу у нового моста, а сам промахнулся и провёл нашу миниколонну по дамбе Обского моря... Вышло, как в песне. "А я ждала вас у аптеки, а я вас в кино искала вас"…

В Новосибирске сворачиваем на Чуйский тракт.

По сути, уже отсюда, но, в основном, начиная с Барнаула, всё пропитано воспоминаниями, щемящей радостью и готовностью творить новую живую историю!

На стыке выездной дороги из Барнаула на Чуйский тракт состоялось полное воссоединение с друзьями из Барнаула (Максим, Катя, Олег и Антон), которые приготовились к поездке лишь к утру дня встречи.

 Встреча с экипажем 'Танка'

Подробнее чуть ниже расскажу!

На стоянке, сразу после воссоединения, была и заготовка шашлыка на вечер. Разделали, настрогали, соль-приправы засыпали, размешали, погрузили. Поехали!

И вот, откушав традиционных пирожков с луком и яйцами в Сростках (под загадку: "С луком и яйцами, но не пирожок!"), сфотографировавшись всей компанией на въезде в Республику Алтай, прокатившись от Барнаула сотни четыре километров, прибыли в Чемал.

Чемал. Вроде слишком банально. Но моё первое знакомство с Алтаем, моя любовь к этим горам случились именно здесь. Но тогда это был Чемал конца октября. Безлюдный. С истинной бирюзовой Катунью!

Годом спустя мы валяли здесь же дурака после шестидневного сплава по средней Катуни. Ели барана, пили пиво и не могли прийти в себя от тупого спокойствия после бурных дней настоящего экстрима!

Проезжая Чемал, потеряли наш танковый экипаж. Батарея в рации села. Экипаж молчит. Нам известно куда ехать лишь условно. С точностью до названия села, не более. Правда, до села оставалось ещё 20 километров. Доехали, на въезде попадали в траву или разбрелись вдоль берега Катуни. А Танка нет и нет... Минут через двадцать вспомнил, что у меня есть фото домика и имя хозяйки, и когда мы уже подъехали к дому, тут же прибыл и Танк! Нам предстояли две ночевки в Еланде.

Где-где? В Еланде!

Шоу продолжалось согласно собственного плана. Ворота закрыты. Хозяйки нет. Телефон не то, чтобы не отвечал. Сигнала сети не было!

Оперативное совещание постановило. Через забор перелезть, ворота открыть изнутри. Палатки ставить. Дрова к шашлыку начать палить. Ответственным за объяснение хозяйке текущего произвола и самовольства назначили Макса, ибо он и договаривался изначально!

Хозяйка появилась в первые минуты нашего размещения на территории. Приняла дружелюбно и душевно. Никаких "объяснительных" не потребовалось!

Вечерне-ночная "баня-пьянка-гулянка-шашлыки" прошла славно. Мы с чувством хорошо и успешно выполненной первой большой части маршрута отдыхали после шестидневного пути!

Утро внесло в наши ряды некоторый (первый в поездке, потом будет еще парочка) разброд в планах и устремлениях. Я изначально собирался в Чемал. Увидеть и обнять друга из Новокузнецка. Но вот женская часть экспедиции никуда ехать не хотела, а мечтала об отдыхе и конной прогулке по окрестностям. Дима остался старшим на хозяйстве.

А "танковый" экипаж...

Здесь пора рассказать о самом Танке. Land Cruiser 105 был за пару недель до этого куплен в Иркутске. После перегона в Барнаул был отдан в доводку. Поднят. Поставлена грязевая резина. Расширены арки. Экспедиционная корзина на крышу. Огромные домкраты, якорь, заменена лебедка. Дополнительные четыре прожектора на крышу. Все работы завершены накануне и машина укомплектована снаряжением была лишь к утру дня встречи.

Собственно 'Танк'

Посему одной из задач поездки были полноценные испытания техники в реально труднодоступных местах.

В результате мы разделились. Танкисты и я поехали в Чемал, там встретились с Борисом и Любой. Доехали двумя машинами до Элекмонара, оставили там новокузнецкий универсал, и все, уже став новым расширенным экипажем танка, отправились на штурм Каракольских озёр.

Приключение #2. Подъём на Каракольские озёра.

Кто там бывал, знает... На озёра два пути. Почти по прямой, постоянно в гору пешком. Так с Максом и его сыном лет пять назад мы и поднимались. Вторая "дорога", без кавычек и не назвать дорогой, идет дугой в обход. По ней медленно и долго поднимаются 66-е ГАЗы, УРАЛы и мотоциклы класса Эндуро. Мы решили проверить возможности лифтованного подготовленного вездехода.

Здесь повстречали и пару из Самары на велосипедах. Эти чудесные любители велоспорта хотели на своей технике подняться на Караколы. Однако два-три часа езды по бездорожью от Элекмонара до Туры (места начала подъема на озёра) охладило их пыл. Велосипеды мы оставили под присмотром местных жителей, а самарцев взяли в танк. К подъему в танке было уже девять человек! В тесноте, зато весело!

Увы. Предел есть у каждого. И наш Танк не дошел километра четыре по дороге, и всего 1800 метров по прямой до пятого озера (туда дорога выходит). Олег и я медленно поехали вниз, а наши друзья, перегрузившись в допотопный "Трумен - Студебеккер", продолжили подъем на озёра.

Почему подготовленный вездеход не прошёл? Да прошёл бы! Только гарантированно минус бампера. Там валуны до метра диаметром. Мы наш танк просто пожалели!

А потом часа два-три ждали на полянке у Туры* нашу веселую компанию, потом уже в темноте возвращались через Элекмонар и Чемал в Еланду.

*Тура - название речки и полянки, где "тусят" до и после подъема на Каракольские озёра.

Фотоистория посещения Каракольских озёр от Любы и Бориса

А тем временем в Еланде... Состоялась и трехчасовая конная прогулка. И отдохнули. И замучились нас ждать. И даже спать собирались ложиться. Танкисты (мы) вернулись достаточно поздно. :)

Когда-то здесь же, на Еландинском сливе, последнем пороге того года, завершился и наш сплав. Ностальгия в каждом месте!

Дальше наш путь вновь лежал по Чуйскому тракту.

Семинский перевал. В этот раз без дождя и снега. Традиционно остановились ненадолго.

Проезжаем поворот на Усть-Коксу. Снова воспоминания. Там, из Мульты и Тюнгура, наша восемнадцатидневная "Мультинская кругосветка", там поход под Белуху, там же и моё прошлогоднее "одиночное плавание".

Онгудай.  На обочине сбитый и уже околевший баран. И ни одного местного жителя вокруг. Удивились, почему никто не убирает? По трупному окоченению судя, не меньше часа лежит.

После Онгудая обед в придорожной кафешке. Рядом речка с чистейшей водой. Хорошее место. Нередко там останавливались.

Перевал Чике-Таман. Очень красивый перевал. Здесь погуляли подольше.

И относительно сразу за перевалом мы пошли смотреть на Ильгуменский порог. Небольшая речка Большой Ильгумень впадает в Катунь. Место не просто красивое. Здесь на Катуни в 2007 году я с друзьями проходил свой первый в жизни порог. Ильгуменский. Порог 4 категории сложности с элементами 5-ой. Очень протяженный, до пятисот метров! Много лет прошло, но воспоминания яркие и сейчас! Ибо незабываемо такое!!!

Отступлю-ка от повествования в прошлое. Тогда ещё не писал рассказы. А ведь есть, что вспомнить!

Опыта сплава у всех, не считая капитана и катамарана-двойки для страховки, не было никакого. Только теория. Поэтому мы зачалились за метров пятьсот до порога и пошли по берегу посмотреть и получить детальный инструктаж.

Увидев несколько трехметровой высоты валов, по сути, тонн бурлящей и "кипящей" воды, мы опешили. Жуть! И тогда Степан произнес фразу, вошедшую в нашу персональную историю. "Рич, я так понимаю, сдать билеты и сойти с этого автобуса не получится? Что ж. Тогда поехали." И тон был не пафосно-героический, а смиренно-обреченный.

А когда мы вернулись в рафт, пошёл дождь стеной. И в порог входили, совершенно не различая, где больше воды, сверху или снизу.

По правому борту шли трое. Впереди я, за спиной Степан, а третьим маленький Женя. В смысле, не крупного, и даже не среднего телосложения.

И первый вал жутким оглушающим ударом по всей передней поверхности тела сбивает меня за борт! Мгновение на оценку. Ноги в рафте! Ура! Всё в порядке! Рывком поднимаюсь и отчаянно продолжаю выполнять орущую с кормы команду: "Греби! Греби! Греби!".

Порог остался позади. Минут через пять ливень сменился ярким солнцем. И тут начался гомерический хохот левого борта.

Как оказалось, первый вал снес с борта и меня, и Степана. А выражение на лице Жени в те мгновения, что мы были под водой, передавало бесповоротную и беспросветную обреченность! Как позже рассказывал сам Женя, он решил, что это последние секунды его жизни. Под Солнцем и на спокойной воде стало весело. В пороге весело не было никому!

Мог ли я не завезти нашу экспедицию на этот порог?!!

И еще через километров тридцать вперед и вверх мы идем смотреть на место впадения Чуи в Катунь. Сколько раз был, всегда разный цвет воды этих рек. В этот раз не было выраженного контраста. Но посетил снова с огромным удовольствием.

 Паномара 360о на впадении Чуи в Катунь

Панорама для лучшего восприятия и большего удовольствия!

И ещё дальше открылся вид на Северо-Чуйский хребет! Далеко не каждый раз погода позволяет видеть его с трассы! Тем более, так чисто и близко! И снова "наша с Максом" седловина ущелья под куполом Актру! Остановились. Повыскакивали из машин и наслаждались видом все! Кто в восторге от панорамы, а двое и в терзающей душу грусти воспоминаний. Автопробег - отличное удовольствие. Но разве можно его сравнить с ощущениями там, среди вершин, среди ледников, над облаками?!!

Ещё и ещё. И вот Чибит. Место старта еще двух походов. Совсем рядом Акташ. И мы "уходим" налево, в сторону Чулышмана. На Улаганское нагорье (Улаганское плато в других источниках), по Улаганскому тракту.

Попутно пытаемся купить барана. Баранов нет. "Ищите в Улагане" - говорят. Красные ворота почти сразу за Акташем проходим, не останавливаясь. Начинаются сумерки. Подумал, что совершенно не известно, в какую погоду поедем назад. Ну да ладно. В сумерках тоже не фонтан показывать друзьям эту достопримечательность. Полагаюсь на удачу.

Но ведь продолжает темнеть!

Что ж. Два перевала. Обилие остановок. Посещение различных красивых и знаковых мест. Это заняло много времени, пускай и с огромным удовольствием проведённого!

Друзья по рации требуют вставать на ночлег. Отлично! Ведь рядом одно из любимых озёр! А ну-ка мы сейчас к нему и подъедем! Темновато уже? Ничего! Утром все порадуются отличным пейзажам!!!

Озеро Чагакёль

Этот снимок из осени 2008 года. И летом снега там, мягко скажем, "маловато будет". Но вёз друзей я сюда!

Рации кричали вслед: - Куда ты завел нас?! Сусанин!!!

А я ехал... Ну и "приехал"...

Приключение #3. Ночевка перед Чагакелем (Чагакёль, другое название Киделю?).

Собственно описание этого шоу началось до его заголовка. А приехал я так. На достаточно крупных и беспорядочно "разбросанных" камнях (кстати, интересно, кто их там разбрасывал? и когда?!) у меня оторвался левый навесной порог. Вообще. Крепления правого были серьезно погнуты, но он был ещё "почти" на месте.

Поэтому, пока часть коллектива работала уже в темноте при свете фонариков (местно) и фар (в общем) над прикручиванием порога обратно, женская разбила лагерь, не дойдя до места моей небольшой аварии метров двести.

Танк съездил на разведку за холм и по возвращении оповестил, что до озера мы не доехали полкилометра... Мне было обидно за неудачу.

Аня, как мне передали, отозвалась бурно и многословно о моих умственных способностях. Вернее, поставила под сомнение вообще факт наличия оных в моей голове. И легла спать без ужина, без чая и без сатисфакции. Похоже, ей тоже что-то не понравилось на финише этого замечательного дня! :)

Нам ли грустить по таким поводам? Откушали. Побалагурили. И "всем спать!"

Перед озером Чагакёль

Утром сходили и к озерам. Коих там четыре в ряд. Собрались и поехали.

Перевал. Остановка. Прогулка. Вид на наши ночные озера сверху и с другой стороны. Отсюда кажется, что озёр два.
Сам до сих пор не разобрался: Чагакёль и Киделю это два названия одного либо два разных рядом расположеных?! По случаю уточню.

 X-trail несёт яйца

X-trail (от избытка чувств?!) снёс яйца. Не напрочь, а конкретно по-куриному. К чему бы?..

Пазырыкские курганы проскочили мимо. Не из принципа. Просто не заметил.

Улаган. Баранов тоже нет, но дают телефон и адрес в Коо. Хорошо. Дорога этого дня должна завершиться в пар-тройке километров, не доезжая Коо. Значит, искать остается в Коо! Но это нормально. В прошлое посещение Чулышмана там и брали!

После Улагана дорога уже часто "не очень" или "совсем не очень". Но вполне сносная.

И вот мы подъезжаем к очень известному алтайскому перевалу!

Перевал Кату-Ярык

Очень не стандартный. Это как бы ровно половина перевала в привычном смысле. Это достаточно крутой спуск серпантином на 600 с лишним метров вниз, в долину реки Чулышман.

 Перевал Каут-Ярык и долина Чулышмана

Байки по этому поводу. Первая. Единственный и последний участковый в долине был в 37 году. Тогда же его и убили... Двумя днями позже мы повстречали полицейскую машину у поселка Балыкча. Так что первая байка устарела.

Вторая. Повеселее. Когда был здесь впервые, меня вид этого спуска поразил! Но, гораздо позже с друзьми ездили по Эфиопии. Какие 600 метров? Там каньоны со спусками глубиной в пару с лишним километров! Теперь я просто наслаждаюсь видами долины и Кату-Ярыка! Друзей вид тоже порадовал!

Третья. "Задержаться здесь можно надолго". Только по рассказам. Сам не заставал - не застревал. Говорят, что в сильные дожди куски серпантина смывает, и приходится ждать два-три дня, пока тяжелая техника восстановит дорогу. Мол, случается такое редко, но регулярно.

Четвертая. К сожалению, не байка. Машины периодически срываются. Моментов падения не видел. А вот покорёженные остовы в прошлые визиты на склонах лежали...

Ну да что пугать?! Спуск не подъём! Тормоза лишь бы в порядке были и коробка не на нейтралке!

Пятая. Подъём обратно. Не всем дано... Внизу дежурят пара тракторов "Белорусь". Такса. Один сегмент до "языка" - тысяча рэ, два за две тыщи и весь подъем за три.

На случай непредвиденного у нас в команде был Танк, и за будущий подъем мы вообще не волновались!

Видео со спуска с Кату-Ярыка. Туповатое. Но лучше прошлого, когда мы уже лыка не вязали! Наслаждаемся! :)

Кто писал статью в Википедию, по моему мнению, перестарался. 800 метров высоты спуска, 670 над уровнем моря у подножия, 1200 на верху... Арифметика серьёзно страдает. 1200 минус 800 никак не равно 670. Но сам с приборами не замерял, может он и подрос!..

Спустились без напряжения и сложностей. Но со смехом в итоге. Фраза из видео: "Хорошо дождя нет!" К концу спуска дождь пошёл приличный!!!

Долина Чулышмана.

Очень приятное место. По причине серьезной удаленности от Чуйского тракта относительно мало посещаемое. Не муравейник, но реально людей намного больше стало. С прошлых лет резко увеличилось число кемпингов и турбаз.

Хорошо на Чулышмане! Всегдла хорошо!


"Каменные грибы". Эти как раз в кавычках.

Чтобы посетить грибы, мы поехали в кемпинг "Грибы"! Он почти ровно посередине между спуском с перевала и южной оконечностью Телецкого озера. Это километров 36-40. Кемпинг посоветовали виртуальные друзья, да и в других местах отзывы были хорошие. Важно, что расположен он точно напротив грибов! Удобно.

 'Каменные грибы', кемпинг

А пока мы начали с покупки барана. В Коо бараны есть. Подорожали прилично. Прошлые цены были 3 и 3,5 тыщи. Теперь ровно шесть! Прямое следствие резкого увеличения количества посетителей ущелья!

Баран был куплен, разделан и ожидал перехода в состояние "шашлык".

 Шурпа!!! ВАХ! :)
Попутно приготовили шурпу! Супчик такой из баранины, если кто не знает!


Лагерь был "разбит". Всё располагало к "пляжному" отдыху.

Но пятеро неугомонных хотели ещё чего-то. Например, хариуса половить.

Хариус не шёл. Точнее шёл, шёл, а к нашему визиту ушёл на дальний кордон.

"Где рыба?!" - кричали мы. "На Балыкче при впадении в Чулышман" - отвечали нам соседи по кемпингу. И вот пять человек, Олег с Катей, Антон, Макс и я, на Танке отправляются рыбачить за 20 километров от кемпинга.

Так начиналось...

Приключение #4. Рыбалка на Балыкче или "Ключи от Танка".

Ну а что такого? 20 км туда на танке - полчаса. Еще полчаса обратно. Ну час-два поудим. Скоро вернёмся! Это мы так думали...

Да и начала как такового не было. Приехали. Достали снасти. Разбрелись вдоль берега. Ловим себе, ловим... Смеркается.

 Рыбалка на Балыкче

Смотрю (у воды не слышно, горные реки шумно текут), машут руками, кричат, призывают к воссоединению. Что ж, думаю, темнеет, решили возвращаться в лагерь. Никаких мыслей и предчувствий. Как оказалось, Катя потеряла ключи, предварительно Танк все-таки заперев...

Бродили-искали до густых сумерек. Бесполезно. Нет. Испарились! (Мы и через день прошли там посветлу. Точно, испарились!) И все поголовно киллеры. У каждого при себе нож, а вот фонарики в запертой машине! Расслабился в автопутешествии, в походе-то фонарик в кармане круглосуточно!

Машина заперта. Темень. Места относительно глухие. Ну не ездят там особо по ночам! Говорю, что пошёл в лагерь, идти часа четыре, полчаса на сборы, я не на танке, значит, еще час на дорогу за рулём назад. Поесть-попить-поспать точно привезу. Мол, если кто подберет, обернусь быстрее. Макс сказал, что одному идти не серьёзно, и пошли мы вдвоём.

Далеко уйти мы не успели. Через метров двести-триста нас подбирает "буханка". Местные ребята едут в Коо. Ну от Коо километров до кемпинга вроде и немного совсем, но лучше бы доехать. Ночь, а нам обратно ехать потом! Торгуются, назначают цену в 500 рэ, едем до кемпинга! И снова, "это мы так думали"...

Как они ехали! Камикадзе нервно курят в стороне. И...

"Буханка" ломается. Полчаса ремонта. Снова едем. Исчезает свет. Едем ещё пару минут и машина встает замертво. Ребята пытаются как-то что-то починить. Процесс идёт плохо. Через минут тридцать-сорок решаем с Максом, что ждать дальше смысла нет. Признаков жизни у техники не наблюдается, надо идти. Да вдруг и подхватит кто?!! :)))

Как только решили, так вдалеке промелькнул луч света. Ура! Все-таки ещё кто-то едет в ночи! Но через пару минут освещено было всё вокруг как днём. При полном головном и прожекторах двигался наш Танк!!! Ура! Ура! Ура!

Олег смог какой-то найденной в темноте проволокой, изогнув её хитрым манером, просунуть её через щель заднего стекла и открыть заднюю дверь изнутри. Завести машину на сигнализации, но без брелка... Тоже сумел!

"Буханку" мы же на буксире и утащили в Коо. Замечу, бесплатно.

Но в лагерь вернулись сильно за полночь... Вспомнили возвращение с Каракольских. Просто это мы так живём!

Есть - пить - спать!

Новый день требовал продолжения банкета! И в качестве утренних водных процедур я решил проверить глубину протоки Чулышмана перед нашей стоянкой. С этого началось...

Приключение #5. Заготовка дров на Чулышмане.

Врочем, такой подзаголовок слишком банален. Правильнее назвать высокохудожественно. Например, "Шило в ж@пе".

Но... Так и весь рассказ назвать можно!

А воды в потоке было по колено. Но только первую половину ширины. На второй глубина достигла уровня "по грудь" и тут с ноги слетает тапочек! Течение быстрое. Сносит. Бросаюсь за тапком вплавь! Пойман! Уррр... Но на "А" повода уже не хватает. Второй тапок слетает с ноги и стремительно уносится вниз по течению...

Первый пойманный попозже и с помпой я отпустил вслед "зеркальному близнецу". Играл оркестр. Люди смахивали скупые слезы... Эта пара много раз посетила со мной Горный Алтай. В этот раз решила не возвращаться.


Но это было начало. Макс перебрался ко мне на островок. Следом подтянулся и Медведь. Были съедены сочные ягоды. Никак не могу вспомнить, какие?! Набран для чая шиповник. И тут взгляды упали на никем не тронутые сухие ветки.

Дрова! Дрова нам были нужны. Но как переправить сухое дерево через достаточно сильную и быструю стремнину?! Вернулись в лагерь. Соединили несколько верёвок. Обратно на остров. И с небольшими техническими погрешностями, но без потерь, дрова были доставлены. Чуть подсохнут после переправы и в топку!

Видео "Через реку по дрова"

Макс начинал творить плов! В планах была и "прогулка по грибы".

 Повар дня, Максим Костыркин, и его творение - плов!
Плов удался! РЕСПЕКТ повару!

Немного о грибах Чулышмана.

Урочище Аккорум – в переводе с алтайского означает «белые камни».

По-моему, единственные относительно доступные "грибы" в России. В Турции еще есть такие. Что же это такое? Это высотой до нескольких метров... каменные грибы! Не считал, но их около тридцати - пятидесяти штук. Смотрятся необычайно и красиво! Хотя чудес ноль. Тяжелые валуны из прочных камней с допотопных времен лежали на рыхлом известняке. Давление валунов дополнительно прессует известняк именно по оси центра тяжести. Века (или тысячелетия?!!) выветривания рыхлых пород оставляют более плотные (под давлением же!) "ножки". И никаких чудес. Но посетить надо!

Каменные грибы, урочище Аккорум, долина Чулышмана

С посещением "грибов" вышло не идеально. Пока плов готовили. Пока вдумчиво и обильно "дегустировали". Пока ждали из Коо Танк с пивом...

А я хотел поснимать грибы на заходящем Солнце.

Увы. Когда мы только тронулись из лагеря, грибы уже были в тени склона горы...

Каменные грибы, урочище Аккорум, долина Чулышмана

На Каменные грибы путь выглядит так. Переправа на моторной лодке через Чулышман. 500 рэ за рейс в оба конца. Пять человек за раз. Переправлялись тремя ходками.

Потом пешком в гору. С непрерывным, часто достаточно крутым, набором высоты. Идти недалеко. Километра два. Но только вверх. Уже после спуска,  соответственно, достаточно напряженного для новичков (многие боялись идти и почти сползали по склонам), моя любимая сказала, что окончательно убедилась, что горные походы не для неё... Жаль!

Сами же грибы безусловно хороши!!!

А с какой жадностью все пили воду из речки после спуска!!! Кое-кто, в частности, не буду тыкать пальцем в зеркало, начали пить не только воду. И значительная часть экспедиции к вечерней бане была очень "хороша". Баня тоже была хороша! И шашлык, и плов! И ночные песни у костра под гитару!

Впрочем, сейчас засомневался. А баня была в этот день или накануне? Или было две бани??? Сложно-то как случается! Когда сильно хороши! :)))

Новое утро принесло большой спор. Что делаем дальше? Мнения побродили и пришли к единству.

Решено. Лагерь снимаем. На Учар не идём. Едем на юг Телецкого. По пути ищем ключи от Танка. В Телецком час-другой валяем дурака и на перевал. Успеем посветлу - поднимаемся. Не успеем - ночуем в долине, а на перевал с утра. Так и вышло.

Ключи не нашли. В Телецком окунались с криками и визгами бодрой радости не все, но не меньше половины участников. Южная оконечность Телецкого озера подарила взрыв восторга от общения с...

С Машей на Телецком!

Среди редких отдыхающих, а место насквозь продуваемое, разгуливали два сочных персонажа. Почти белая собака и маленькая, трехмесячного возраста, медведица по имени Маша. Бурая, а в мокром виде или напротив света, чёрная. Что эта контрастная парочка творила-вытворяла?!! Значительную часть времени друзья отвлекали Машу на себя. Три месяца от роду... Но когти и зубы оставили отметины на многих "шалунах"!

Ещё и каламбурили. Маша и Медведь. Медведь Маша. Маша и Медведи. Вариантов было много!

Медведица Маша

Когда подъезжали к Кату-Ярыку, были густые сумерки. От выезда с кемпинга прошли 117 км. Встали километров за пять-десять до перевала "диким образом" на берегу Чулышмана. Отличный вечер для четверых самых стойких был оборван в глубокой ночи приличным ливнем. Что и угомонило в койки окончательно всех!

До южного берега Телецкого можно добраться и гораздо быстрее. Не дешевле, но намного проще. На машине от Горно-Алтайска до Артыбаша 100-120 километров по асфальту. И дальше с северного на южный берег Телецкого озера на катере или, если с машиной, на пароме. Протяженность озера 76 километров. И вот ты в устье Чулышмана. И "Добро пожаловать в долину Чулышмана!". А там до Кату-Ярыка можно прокатиться. Что-то около 70-80 километров.

Мы же, считая от Горно-Алтайска (в нашей версии пути от Маймы) проехали сюда 450-500 километров.

Утро встречало ярким Солнцем!

Поднимались на Кату-Ярык без напряжения. Трижды останавливались минут по пять-десять в языках для профилактического отдыха и охлаждения вариаторов. Танк же на механике прошёл подъем без остановок.

Перевалы местного значения, серпантины, вновь Улаган. Вновь без курганов. Тут я уже сам не понял, почему без остановки? И в отличную, замечу, погоду!

В Улагане же в невзрачной миникафешке купили беляши. Лучших беляшей не едал лет сто, а вдоль всего путешествия тем более! Объелись "от пуза", ещё и с собой прикупили немного! Потом вспоминали ещё несколько дней! :)

"Красные ворота"

Что это такое? Красивое место! Это искусственно расширенное естественное скальное ущелье, по которому течет река Чибитка. По причине высокого содержания в породе ртутной руды скалы имеют явный красный оттенок. А в лучах заката выраженный красный цвет!

Здесь Чибитка скрыта под весьма экзотичным мостом во всю ширину "ворот". По мосту, через "ворота", проходит Улаганский тракт.

Красные ворота, Улаганский тракт

Место для остановки и фотографии отменное! Жаль, мы были не на закате! Но здесь мы раньше не раз попадали и в пасмурную погоду. Тогда узкие каменные ворота в дымке тумана выглядят более зловеще, чем красиво.

В Акташе вернулись на Чуйский тракт. Тут случился серьёзный раздрай настроений и мнений.

Аня, утомлённая бездорожьем последних дней, в новые чипыжи ехать наотрез отказывалась и хотела покоя и умиротворения. Алёна склонялась к позиции Ани.

Танк рвался на Укок. Я мечтал вновь побывать на Укоке.

Медведь сказал, что его желания в данном случае значения не имеют, и он будет сопровождать и охранять девушек.

Придумали такой вариант решения разногласий. Заезжаем в кемпинг, намеченный для ночевки на обратном пути. Оставляем две машины с экипажами.

Танк и идеологический предводитель экспедиции едут на Укок. На обратном пути воссоединяемся и едем домой все вместе.

Свернули с трассы в отмеченный на карте маршрута...

Кемпинг Тыдтуярык.

Вообще-то отзывы друзей, посещавших этот кемпинг ранее, были в высшей степени позитивными. Также позитивом пропитаны и отзывы в интернете. Что же мы реально увидели?

Кемпинг Тыдтуярык

Почти выжженная солнцем степь в обрамлении сухих и относительно далёких гор. Маленькая речушка. Зной. Не комильфо!

Возможно, в другое время года, при более мягкой погоде, здесь и хорошо. Но сейчас было больше похоже на декорации к "Белому Солнцу пустыни".

Ещё 15-20 минут вялого совещания с моментами активности. И уже все решают ехать в сторону Укока.

Здесь замечу, что остатки мозгов у нас были изначально. Вероятность проехать на само плато на кроссоверах виделась призрачной. Думали доехать до Джумалинских ключей, поставить там лагерь. А на плато прокатиться в режиме "килька в банке" на Танке. План выглядел совершенно дееспособным!

В начале финальной части маршрута "туда" по пути лежал Кош-Агач. Что здесь есть удивительного? Коршуны! Сотни коршунов! Они как воробьи или голуби водятся здесь в неисчислимых количествах! Почему и отчего - не знаю. Но такое обилие этих птиц среди людей поражает!

Знающие тему друзья согласятся со мной. Это не коршуны, это особый подвид кош-агачского дятла!!!

Кош-Агач

В Кош-Агаче асфальт снова закончился и началась грунтовка. Через километров тридцать погранзастава. Пересечь через высокогорные хребты границы с Китаем или Монголией в планы не входило, оружие и наркотики отсутсвовали. Даже сала не было. Оформление на въезд в погранзону прошло в штатном режиме. Относительно оперативно. Продолжили движение по гребенке. Небольшой перевал. Набираем понемногу высоту. Через 60 километров от погранзаставы развилка. Направо Беляши, налево Джумалинские ключи. Интересно, делают ли беляши в Беляшах?.. Не бывал, не знаю.

Предстартовая версия, что потом решим, куда ехать, на Укок или в Беляши, рассосалась давно и сама по себе. Поворачиваем налево и...

Приключение #6. На Укок через Джумалинские ключи. Промежуточный финиш экспедиции.

Форс-мажор случился за 60 километров до точки назначения и за четыреста метров по прямой до планируемой точки достижения кроссоверами.

Но, история должна быть рассказана "поминутно".


До "ключей" от поворота 24 километра. Уже на самом повороте стало понятно, что за прошедшие годы дорога сильно изменилась. Мостик был разрушен. Огромные колдоёбины и множество камней, иногда крупноватых. Речку форсируем вброд.

Отвлекусь ненадолго. Единственная часть экстерьера моей машины, которая вызывала мои опасения в плане проходимости, это неадекватно большой передний свес. Так вот именно свесом за всю поездку я не зацепил ничего ни разу. В том числе и "ныряя клювом" в достаточно глубокие и резкие ямы. Чего не сказать о порогах и защите картера.

Итак. Дорога оказалась в аховом состоянии. Успешно и беспроблемно шёл только Танк. Пару раз я застревал в камнях и ручьях. Выезжал в итоге своим ходом, скребя вышеназванными деталями по камням нещадно.

Перед перевалом встречаем "девятку" с двумя девушками и ребенком. Оборванные дырявые бампера. Как эта машина туда заехала, абсолютно удивительно. Рассказали, что каждый год сюда в гости приезжают. Но машина старенькая и в гору не тянет совершенно.

Ничего. Поможем! Кто помогать будет? Конечно же Танк!

Здесь мы Танк и потеряли. Было банально сказано: "- Поезжайте потихоньку вперёд, а мы девушек вытянем на перевал и догоним! Нам-то что?!"...

Спустившись с перевала вниз, продравшись по подобию дороги, в сумерках подъезжаем к Джумалинским ключам. Почти подъезжаем... До ключей по прямой 200 метров. По дороге по карте четыреста. По пути речка. Неглубокая. По виду максимум по колено. Метров десять-пятнадцать шириной. Танка нет. Связи нет (в горах рации в общем-то бесполезны, ибо за хребтами-ущельями сигнал часто не проходит). Девушки бунтуют и требуют отказаться от переправы, а встать лагерем на "нашем" берегу до прибытия Танка. Мол, темнеет быстро. А если завязнем, то в ледяной воде без танка вытаскивать друг-друга не очень-то комфортно. И какая разница, где стоять? А утром поедем, значит, дальше.

В отсутствие Танка решили не нагнетать и согласиться. За что и были спустя полчаса опозорены! Приехали три кроссовера и, не сбавляя хода, пролетели к Джумалинским через реку! Мы с Медведем утёрлись и промолчали...

А еще минут через пять приехала "буханка" с информацией "только для Ричарда". Секретов не было, слушали все, хотя "гонец" ничего не говорил, пока меня не предъявили и не объяснили, что Ричард уже здесь.
Устная телеграмма гласила: "Танк сломался. Полетела ступица. Разобрана. Встали на перевале минилагерем. Ждут нас с утра. Хотя, при желании, можем и сейчас вернуться для воссоединения."

В темноте по подобию дороги возвращаться никто и не думал. У всех море еды, много воды. Газ есть. Ночуем.

Стало понятно, что это и есть точка разворота в обратный путь. Выпили - закусили.

Записал на видео отзывы на преждевременном промежуточном финише. На следующий день добавил отзывы от всех участников.

Может и не совсем по основной теме, но именно этой ночью и была нулевая температура.

А поутру...

Расставание. Преждевременное.

Мы поднялись обратно на перевал. Макса с Антоном уже не было. Рано утром на попутке уехали в Кош-Агач добывать ступицу. Уточнили у Олега с Катей наличие запасов. Всего было вдоволь.

Записал ещё два комментария к путешествию. Обнялись и попрощались с Олегом и Катей. Трогательно и душевно. Но без соплей.

"Мы отремонтируем машину и поднимемся на Укок через пару дней!" - сказал Олег. И я ни мгновения не сомневался, что так и будет!

Было жаль, что у нас этих пары дней уже не было...

Обратная дорога в Кош-Агач. Достаточно экстремально... Тряска на гребёнке грунтовой дороги исчезала только в районе 70-80 километров в час. Я сказал, что почти как в Исландии. Но там сносно ехалось уже при шестидесяти. 70-80 на грунтовке - это очень низкая управляемость машины! Поворачивать нельзя. Резко тормозить нельзя. Но и без этих действий машину моментами ощутимо водит...

Ура! Мы на асфальте в Кош-Агаче! Увы. "Ура" в очередной раз оказалось слишком преждевременным. Сто метров по асфальту и сообщение по рации. Аня пробила сразу два задних колеса. И двадцать километров по грунтовке назад... С тоски не рисковал и ехал в жуткой тряске.

Что же у Ани? Один баллон в хлам. Второй прилично спущен. Поставили запаски с двух "равов". Вернувшись в поселок, начали с шиномонтажа.

Кош-Агач

На фото видно состояние колеса. Удивляться, что Аня проехала на таком колесе неизвестное, но явно приличное расстояние, не приходится. Трясло так, что почувствовать нюансы происхождения тряски практически нереально! Считаю, повезло, что задние!

Теперь поехали на встречу с Максом и Антоном. Ступицу в сборе предложила официальная Тойота - Москва.  50 тысяч рублей и 2 недели на доставку. Ступицу с разбора нашли за 3600 в Барнауле. Договорились о доставке на следующий вечер.

Кош-Агач

Покушали. Записал отзывы. Попрощались до новых встреч!

Интервью участников экспедиции на финише маршрута "туда".


А наши Танкисты в итоге поставили ступицу и до Укока добрались! Ура!!!

На плато Укок

Фотоальбом с камеры Танкистов. И достигнутый в результате Укок!

Размышляя, полагаю, что всё произошло правильно. На Укок должны попадать только те, кто сильно этого желает! Мои друзья из центра страны не хотели. Не знали толком, о чём идёт речь, вот и не могли искренне желать! Для них это не было предметом вожделения и мечты. Укок и не принял. За что пострадал я? Не знаю. Может, просто за компанию. Может, по каким-то иным причинам. Надеюсь вернуться на Укок в будущем!!!

И страницы с фотографиями с плато из первого посещения:

Плато Укок

Облака плато Укок

Птицы Укока

А мы поехали в сторону дома.  Путь предстоял большой.

Начали с акции "Купим мёд только на пасеке". Нашли и пасеку, и мёд, и загадку...

'Пчёлка' добыла мёду! :)

Загадка. "За мёдом сходили".
Мёд продавала очень необычная дама. И "медосбор", и "травосбор", и целитель, и... ясновидящая? Во всяком случае, мою любимую сильно напугала и озадачила, когда обратилась к ней по имени-отчеству.

Подозреваю, что никто из друзей отчества жены даже не знает. А если и знает, то 100% ни разу не использовал при общении.

Но я мистики никакой не вижу, ибо имею свою версию.

Жена участковый педиатр. И только известных семей родом с Алтая на участке минимум три. Думаю, "ясновидящая" - это ещё одна бабушка с участка, которая проводит не менее полугода в деревне на Алтае. Соответственно, знать имя-отчество участкового педиатра своих внуков может, не прибегая к потусторонним силам!

Не бывает чудес, бывает недостаток информации ©

Но это моя версия. А как на самом деле, кто ж знает?! :)

После "мёдозакупа" ехали, тормозя на всех минирыночках, включая "обязательный" Чике-Таман.

Остановились и напротив Северо-Чуйский хребта. И вновь посетили впадение Чуи в Катунь, в надежде на особый вечерний свет. На впадении было без чудес, но вот облака в закатном Солнце порадовали!

На ночь встали на Большом Яломане в очень приятном месте, в кемпинге с забавным названием "Отдохни у бабы Лены". Отлично!

Кемпинг 'Отдохни у бабы Лены'

Здесь же на следующее утро я снял и выбросил пороги. Силовой крепеж был на месте, но сами пороги держались на верёвочках, скотче и, в основном, на честном слове. Впереди было четыре с лишним тысяч километров пути. И, не взирая на "жабу", рисковать отлетевшим на большой скорости порогом совсем не хотелось.

Пока занимались демонтажем порогов, с "интересом обнаружили": защита картера висит только на двух передних болтах. Куда должна крепится задняя задняя часть, не нашли! Дима прикрепил стальной проволокой. Я был в роли стажера-помощника. Что особо весело, что днями позже, в официальном сервисе TOYOTA в Екатеринбурге, куда крепится задняя часть, тоже найти не смогли. Сказали, что вероятнее всего защита от другой модели. А крепилась какой-то металлической полосой шириной не менее 12 сантиметров. Итого. Получается, при покупке новой машины два года назад за "чужую" защиту я заплатил 4500. В Екб за новую 3300. Вот никак не пойму, не обманули ли меня в Твери?..

Дальше были. Вновь Семинский. Потом очень неприятный момент, когда я чуть не угодил в ДТП. Рынок в Аржан-Су (Золотой Ключ). Пирожки "лук-яйцо" в Сростках.

Подъезжая к Бийску, получил в лобовое стекло от параллельно идущей машины неопознанную каменюку. Лобовое под замену...
И ночевка в мотеле "Маяк" под Барнаулом. Рекомендации!

Новосибирск. Проездом. Без остановки. Встречаться не с кем. Друг с семьей в сотне километров от города, на даче. В стороне от нашего маршрута.

Затем Омск с очень плохими дорогами в городе... Но с адекватным сотрудником ДПС, который поначалу возжелал проверить документы, но уже через полминуты пожелал доброй дороги. Документы найти под завалом вещей в салоне конечно было можно. Но хлопотно! :)
Теперь ночевка в полях-стогах, чуток в сторону от трассы. Снова шумели всю ночь поезда по Транссибу.
Забыл рассказать. Была загадочная система. Если ко времени ночевки было слышно поезда, значит, ночевка отличная будет! Нет поездов - так себе. Да еще и комары пожрут! :)

Отличные "Три семёрки" в Крутинке!!! (Это в Омской области, в сторону Тюмени).
Дальше вновь незабываемое Абатское. Что ж там за аномалия?!!

По пути на Тюмень прошли через грозовой фронт. О! Какие краски неба!!! Сказочно!!! Хотя моментами скорость сбрасывали километров до двадцати в час. Лило иногда почти до потери видимости.

Прошли через грозу

Микрофрагмент бесконечного великолепия цветов и оттенков грозового неба

В планах на Тюмень были Горячие Источники. На первый мы приехали ровно в десять вечера. Выяснили. Вход 700 рэ с человека за три часа. После 750 километров пробега идти в ночь в бассейн, да ещё по такой цене, посчитали неправильным. Куда хотели приехать, туда было еще 70 км дороги.
В ночь не поехали. Заночевали на окраине города в куширях у глухого забора.

Забор, как выяснилось после "отбоя", оказался не глухим, а с калиткой. Здесь же получили комплимент. Только лёг, как неувиденная калитка заскрипела и появилась "умеренно" поддатая дама. И слова в цитате. "О! А тут машины стоят. С людьми! Раз собака не залаяла, значит, люди хорошие." Я тут же уточнил, может, мешаем и уехать? Мне повторили. Собака не лает, значит, проблем нет!

Вроде и мелочь, но приятная! Поезда слышно было!

Утром мы разделились. На 16:00 друзья в Екатерибурге записали меня на ТО. А надо бы не только ко времени попасть, но правильнее заблаговременно доехать до дачи под Екб, разгрузиться, закупить провиант к вечеринке, и потом уже вовремя быть в сервис-центре.

Две машины тем временем посетили оставшиеся в списке Горячие источники. Вторые, самые дорогие по ценам в интернете, оказались совершенно доступными по стоимости, но и не интересными. Отпимальными во всех отношениями были "третьи", изначально запланированные к посещению с ночевой. Те, куда мы в ночи не успели (или не захотели) доехать. Там и кемпинг, и стоимость: 250 рэ с человека за сутки пребывания.
К вечеру все собрались на даче у столицы Урала.

Екатеринбург

Снова немного оффтопика. Вообще-то я города не люблю. По определению. Но есть исключения. Таковых три, и лишь одно на территории нашей страны. Барселона, Флоренция, Екатеринбург. В этих городах мне абсолютно комфортно! Почему так? Не знаю. Впрочем, может и знаю... :)

Главную радость этого посещения дополнял необычный формат. К друзьям с друзьями в процессе такого большого пути!

 Ура!

С друзьями хорошо всегда и везде!!!

И мы умеренно "постояли на ушах", стараясь соблюсти грань, требуемую планируемым отъездом на следующий день. "Гуляй, да не загуливайся!" Вроде бы получилось... :)
Относительно ТО уже раз так несколько написал, детализировать более нечего.

Дальше по плану была Кунгурская ледяная пещера

 Кунгурская ледяная пещера

Увы. Не всё так получается, как планировали. Две машины выехали на часа два-три раньше нас, и, по прибытии к пещерам, узнали. Вход только в составе экскурсионных групп. Ближайшая через два часа. Они решили не ждать (почему? - лично я не понял) и поехали дальше. Мы же проезжали Кунгур уже через час после начала последней экскурсии в этот день, поэтому к пещерам даже не свернули. Посему в активе и в истории остаются только фотографии из прошлой поездки в пещеру.

Пермь прошли по объездной. Качество дорог ниже среднего, хотя и получше Омска в разы.

И уже километрах в ста за городом воссоединились со своими. Они встали на ночлег в "куширях", не забыв прислать GPS-координаты места съезда с трассы. Над головой летали боевые самолеты. Учились, так думаю. Самолёты - это не поезда. И комары нас жрали нещадно!
Новый день подарил нам...

Приключение #7. Игра и ледовая переправа через Вятку.

Из Перми в Казань две дороги. Через Ижевск и через... Мы поначалу не сильно задумались об этом. Есть карта. Есть навигатор. Навигатор показывал, что мимо Ижевска быстрее и короче.

Когда въезжали в населённый пункт с таким чудесным названием - Игра, я сразу сказал в рацию:

- Друзья! Всем привет от Майкла Дугласа. Это не просто так. Здесь начинается Игра!

Бесплатный совет. Иногда оставляйте остроты при себе...

Для начала мы ТРИЖДЫ промахнулись с поворотами, которые совершенно никак не были обозначены знаками. "Официальная" и широкая дорога упорно шла в Ижевск. Но мы все-таки попали на дорогу, соответствующую требованиям навигатора.

Наивные! Нам показалось, Игра отпустила нас!

Хорошая асфальтированная и почти безлюдная трасса. Встречные машины попадались штучно раз в пять-десять минут. Это было удивительно. Дальше - интереснее и интереснее... Асфальт испортился, затем появились огромные колдоёбины, перешедшие в просто ямы. Асфальт кончился. Пошла грунтовка, сначала с щебенкой, а затем и просто песок с глиной. Обменялись мнением, что хорошо посуху едем. Замечу, навигатор упорно продолжал считать сие чудо трассой Пермь-Казань!
Последнему лучику надежды, что эта дорога не завершится тупиком где-нибудь в лесной чаще, не давали угаснуть теперь крайне редкие встречные автомобили.
Апофеозом стал придорожный щит: "ВНИМАНИЕ! Будьте предельно осторожны на ледовой переправе через Вятку!!!"
Мы впали в ступор! Что теперь делать? Ждать наступления зимы и прочного льда или ехать обратно? Конечно, делом принципа стало доехать до Вятки.
Через Вятку был налажен мост на понтонах. По другую сторону реки шлагбаум, охрана и будка с надписью "касса". Отдельно "порадовал" прейскурант. Причём, замечу, сначала ты проезжаешь мост, потом пункт оплаты! Итак, цены. Кроссоверы и джипы по 500 рублей за машину. И строка удивительной поддержки отечественного автопрома: "УАЗ-469, УАЗ "Хантер", УАЗ "Патриот" - 300 рублей"...
Дальше снова был асфальт и, в скором времени, граница Кировской области и Татарстана.

Когда проезжали Татарстан в начале путешествия, напряжения никакого в организме не наблюдалось. Но теперь ехалось как-то сильно не комильфо. Огромное количество ограничивающих скорость знаков. Чаще 40, реже 60 и 20. Особенно радовали 20 на затяжных спусках. На объездной трассе Казани дважды внезапные знаки "40"... Тут трёхэтажным матом (должен хорошо читаться между строк). Напряжения добавляли уже пришедшие уведомления о штрафах за нарушение скоростного режима из Казани же. Посмеялись, что проезжали республику 18 и 19 июля, а штрафы были за 24 июля. Всё понятно, но весело.
Последняя ночевка путешествия по всеобщему одобрению и согласию была перенесена из первоначально намеченных Чебоксар на повтор "дикой" стоянки в Свияжске (или на острове Свияжск?).

Свижск

Свияжск - Москва без событий, достойных упоминания.

Перед Вязниками попрощались с ивановским экипажем, Перед Владимиром со вторым московским, они ушли через Александров на дачу в Сергиев Посад. А последние 100 километров до дома мы проехали в напряженном траффике часа за два...

Технические происшествия в поездке (почти все описаны в "приключениях").

Автомобильные:

Машина

Проблемы

Решение

RAV4, 2013

Лобовое стекло
Защита картера
Пороги

Всё под замену

RAV4, 2008

Сколы лобового, 3 или 4
Два колеса, одно в хлам
Пробит глушитель камнем

4колеса под замену
Глушитель заварить?

X-TRAIL, 2013

Погнута защита картера, потеря жесткости
Сколы лобового, 2 или 3

Под замену?

LAND CRUISER 105, 200?

Подшипник ступицы левого заднего колеса в хлам

Заменена в полевых условиях ступица в сборе

Условно автомобильная в рамках совета и напоминания.
Когда получил камень в лобвое, решил сохранить этот момент в регистраторе. Увы. Даже найти эту запись не смог. И уже после финиша, дома, разобрался...
Оказывается, начиная с первого бездорожья Алтая, я ехал только с "фактом присутствия регистратора в машине".
Тряска на камнях обрабатывалась датчиков регистратора как столкновение. Что автоматически блокирует текущую запись от перезаписи. Память быстро заполнилась нестираемыми трехминутными роликами. Под завязку!
Вывод. После бездорожья не забывайте форматировать карту памяти в регистраторе!!!

Я бы хотел просто написать "Другие"... Увы, не просто другие, а конкретно Фототехнические.

Здесь совокупность, над моментами которой ещё надо поразмышлять на досуге подробнее.
Началось всё с того, что фатальную ошибку начал выдавать мой мобильный походный фотонакопитель. Он на винчестере, и я решил, что вибрации на грунтовках и прочем бездорожье его "убили". Мол, "Винчестер ЙОК". Несколько расстроился, так как оставалось надеяться, что имеющихся в запасе карт памяти хватит.

Дома же винчестер показал полную работоспособность и от сети, и от... А вот догадаться поставить в него походные аккумуляторы, мозгов-то и не хватило в поездке. И, так как ещё были проблемы с неработающей от бортовой сети зарядкой портативной рации, а винчестер я запитывал там же, выходит, что проблема в напряжении-силе тока в прикуривателе! Надо будет порешать...

Примерно следом появилась и вторая серьезная проблема, серьезная для будущего, ниже поясню.
Canon 5D MarkIII... Умер какой-то странной смертью. Всё живое. Но при попытке нажать кнопку спуска, непонятное "Err20".

Что оказалось? Помог интернет. Камера, по неясной причине, не "кушала" карту на 32GB. Вернул, согласно советам сети, 16GB, и всё стало ОК!
НО!!! Уже дома, снова "дружит с 32GB без вопросов.
Так в чём же серьёзность проблемы?
Это второй случай отказа. Причём первый, на три дня ухода в аут, был год назад во время похода в Горном Алтае!
Ну, то, что камера с Алтаем не сильно дружит, я уже начинаю догадываться. Но, в походе, в отличие от автопутешествия второй камеры у меня не было. Это в автономке реально огромный дополнительный вес! И когда она снова заглючит?! Не понятно, не известно, не приятно.

Вердикт. "Пятерка" хороша! Но 1D несравнима!!! Замечу, и первая "двадцатка" жива-здорова по сей день и не глючила за все годы ни разу!
Хотя моя "единичка" и проигрывает "пятёрке" по матрице, вероятно, в сложные условия походов надо по-прежнему брать только её.

Буду думать...

Теперь почти всё.
Бонусом Фоторассказ о поездке от Медведя Медведича.

Улыбка природы

Заключение

Всё пройдет©
Кольцо Царя Соломона (или всё-таки перстень?!)

Вот наше путешествие и завершилось.

Итого...

Что мы поняли? Что узнали? Как изменились?

Прежде всего, мы реально шикарно отдохнули! Ведь это были совершенно другие дни, отличные от временами нудной повседневности!

Много времени проведено с друзьями!

Все получили новый опыт. Коммуникации, компромиссов, решения текущих внезапных проблем.

Новые впечатления. Большинство побывало впервые в таких местах, о которых до поездки даже не слышало!

Стали ли мы лучше, чем были до поездки? Надеюсь! Ведь напитавшись бесконечной гармонией природы, по-другому и невозможно!

Куда мы отправимся в следующий раз? Ещё не знаю. Мир бесконечен и интересен в каждой точке, в каждом мгновении!

А любимый и волшебный, такой маленький, но бесконечный и вечно живой Алтай буду стараться навещать вновь и вновь!

Фотоальбом Горный Алтай с 2006 года


Комментарии
Да, машины хорошие. Мы у них брали, когда по Крыму путешествовали. 
Через сайт заказали, внесли небольшую предоплату, и нам ее пригнали. Очень удобно на персональном авто путешествовать, куда захотел - туда и поехал, сам себе хозяин.
Класс, все так подробно, у нас пока машины нет, но собираемся с 
друзьями в аренду взять, и устроить такое путешествие, думаю после него очень много эмоций и впечатлений. Возьмем вашу карту на заметку. Кстати никто не слышал про Рентакарфоми? У них цены хорошие на аренду, думаем у них взять. Интересно как машины, нормальные?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал: Ричард Лозин