Мекнес и Фес

магазинчик кожанных сумочек магазинчик кожанных сумочек
в пекарне в пекарне
продавец ковров продавец ковров
мекнесская кошка мекнесская кошка
жестяная лавка жестяная лавка
взвешивание курицы (прока еще живой) взвешивание курицы (прока еще живой)
соленые лимоны соленые лимоны
Фес, въезд в старый город Фес, въезд в старый город
мясная лавка мясная лавка
улицы медины Феса улицы медины Феса
корзины парфюмеров корзины парфюмеров
чаны кожевенников чаны кожевенников
Волюбилис Волюбилис
гнездо аиста в Волюбилисе гнездо аиста в Волюбилисе
единственный круглый минарет Марокко единственный круглый минарет Марокко
Одной из отличительных черт Марокко являются так называемые имперские города. Имперскими городами величают все исторические местные столицы. Это Мекнес, Фес, Марракеш и нынешнюю столицу Рабат.

Как уже писал ранее, не люблю большие города, да и вообще урбанизированную часть путешествия. Безо всякого сожаления из плана путешествия вычеркивается Касабланка. Это большой шумный грязный мегаполис, практически без достопримечательностей, самый многонаселенный город страны. Сюда попадаем лишь проездом, точнее пролетом, ибо Касабланка — воздушные ворота Марокко. Следом за Касой (как ее тут часто называют) поджестокий нож планировщика маршрута попал и Рабат. Из-за своей столичности. Да и из осознания того что все имперские города не просмотреть, а Марракеш и Фес просто обязательны. Мекнес же просто удобно расположен, да и по пути...

Расцвет и подъем города пришлись на 17-й век, время правления султана Мулай Исмаила, едва ль ни самого известного султана Марокко за ее историю. Кстати эта династия Алавитов правит до сих пор. На государственных денежных купюрах изображен текущий король. Когда власть переходит от отца к сыну в стране происходит денежная реформа. Нам иногда попадались редкие купюры с изображением прошлого короля.

Мулай Исмаил строил дворцы и стены Мекнеса не гнушаясь разграблением расположенного рядом древнего Волюбилиса. Все что осталось в Волюбилисе считается достопримечательностью и даже входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это столица Римской провинции, а прежде карфагенской и финикийской. Однако на месте выяснилось, что от былого величия не осталось буквально камня на камне.

Посещенные пару лет ранее сирийско-иорданские Ипомея, Босра, Пальмира и Джераш куда более лучше сохранились и обладают целыми зданиями. В Волюбилисе лишь отдельные стены, колонны, фундаменты. Тем не менее этот город считается наиболее сохранившимся в Северной Африке. Чему ж тут удивляться, Карфаген и все иже с ним должно быть разрушено.

И все же было интересно. На вершинах колонн разбили свои гнезда аисты. Впервые попался разговорчивый марокканец предлагающий себя не как гида. Он представился охранником и провел бесплатную экскурсию по каким-то уголкам уже закрывающегося города. Ничего этого в наступающей темноте мы иогли не найти. А так посмотрели красивые мозаики. В одном месте охранник присел на камень. Слева от себя усадив туриста, а справа туристку. Потом марокканец громко рассмеявшись вскочил. Между двумя ошарашенными людьми обнаружился огромный каменный … В общем указатель на лупанарий.

Второе место в окрестностях Мекнеса — это городок Мулай Идрисс. Хотя для мусульманина Мулай Идрисс пожалуй даже первое место, и не просто в окрестностях Мекнеса, а вообще в Марокко. Прежде чем совершать хадж у жителей Магриба принято совершить паломничество. Городок носит имя своего основателя — правнука пророка Магомета, принесшего в Магриб ислам и основавшего первую королевскую династию. В путеводителе написано, что пятикратное посещение Мулай Идрисса засчитывается как один хадж в Мекку. Наш гид утверждал, что семикратное. В итоге, как принято в арабских странах, поторговавшись сошлись на шестикратном посещении.

Издалека город похож на двугорбого верблюда, ибо расположен на двух холмах разной высоты. Полнейший хаос домов квадратных форм напоминает беспорядочную кучу наваленных друг на друга коробок. Без гида ничего тут не найти, но искать то особо и нечего. Мавзолей Мулай Идрисса закрыт для посещения немусульман. Есть еще предположительно единственный в Марокко минарет круглой формы, на котором двумя датами (мусульманской и христианской) указана дата его постройки.

Вроде б ничего особенного, но в целом своей пасторальностью, отдаленностью от крупных современных городских центров, отсутствием автотранспорта и окружающими пейзажами Мулай Идрисс произвел очень приятное впечатление. Особенно свежее бараний фарш в виде маленьких лепешек (кюфта) и картофельные марокканские острые драники.

Медина — это не просто значимый для ислрамской культуры город. Мединой называют старую часть арабского города в Северной Африке, ограниченную крепостной стеной, и представляющую собой жуткий лабиринт узких извилистых улочек. В большинстве своем это жилые дома первый этаж которых превращен в лавку той или иной специализации.

Лоск былого величия медины Мекнеса нынче заметно потускнел. Первую вылазку рискнули сделать после захода солнца. Жизнь не умерла, но на первых метрах погружения в город после огромной главной площади Эль-Хедим было страшновато. В воздухе висит устойчивый запах гашиша, ветер гоняет по брусчатке мусорные пакеты. Людей ни души, только какие-то стайки подростков шумят в каких-то соседних переулках. И невероятное множество кошек всех расцветок. Им похоже живется тут очень привольно.

Фес и Мекнес города соседи. Не настолько чтобы поглотить друг друга, но довольно близко, чтобы воспользоваться соблазном изучить марокканские поезда и сгонять на полдня туда и обратно. Времени займет от 40 до 60 минут в зависимости от типа поезда. Марокканские поезда оставили пусть и не европейское впечатл ение (как испанские), но оказались вполне надежным, быстрым и дешевым транспортом. Опоздание на полчаса не в счет, такое даже в Испании случалось. Зато вот билеты у нас никто так и не проверил.

Фес — по моему мнению один из известнейших городов мира. Еще до возникновения идеи поехать в Марокко вспоминался с ходу культурный след: шапки «фески» и «калифы на час», правившие здесь. Современный Фес, хоть и утратил свое столичное положение, остается неким аналогом российского Санкт-Петербурга. Вся правящая политическая и интеллектуальна элита отсюда. Основной туристический интерес представляет медина Феса. Она поистинне безгранична и в ней можно реально заблудиться. Не поможет и gps неспособный поймать сигнал со спутниках в узких улочках с тонкой полосой неба над головой.

Вообще говоря в Фесе несколько медин. Фес Эль-Дждид (новая медина). Меллах (еврейский квартал) и Фес Эль-Бали (собственно и есть самая интересная часть). Без гида там делать нечего (по крайней мере если ты первый раз в Фесе). Заблуждаешься мгновенно. Гиды в большом количестве и ассортименте навязываются безостановочно. Отбившись от десятка предложений и заблудившись в третий раз решили таки взять особо навязчивого. Паренька правда через 5 минут грубо замели какие-то то ли конкуренты, то ли полицейские. Однако, каким-то чудом вырвавшись на свободу, он снова нас отыскал, и вызвонив своего отца по телефону, сдал нас ему. Отец гораздо лучше говорил по английски, своей серьезностью вызывал уважение, и что самое важное — имел официальную гидовую аккредитацию.

Смотреть какие-то культурно-исторические ценности получалось уже с трудом. Во-первых чисто внешне, да и внутренне, они практически все одинаковы. В степенях значимости и святости объектов исламской культуры мы под конец уже вовсе перестали ориентироваться, ну а во-вторых немусульман там внутрь нигде не пускают.

Гораздо интереснее воспринимать Фес как город ремесленников. В парфюмерном квартале выслушали длинную, но интересную, и к тому же сопровождаемую массажем, лекцию о всех бесчисленных мазях, маслах и веществах. И даже приобрели по кусочку вещества называемого «амбер», внешне напоминающего кусочек мыла, но с невероятно сильным и устойчивым запахом. Вероятно где-то рядом кроются истоки происхождения противоположного слова «амбре».

Вообще же с неприятными запахами связана другая часть медины. Кожевенная. Здесь в нескольких мастерских прямо на глазах туристов идут процессы изготовления, дубления, покраски (и чего там еще возможно...) кожи. Туристы прикрыв свои нежные носы пучками мяты вовсю щелкают затворами фотоаппаратов, а иногда прямо на месте изготовления приобретают себе что-нибудь кожаное. Гиды очевидно получают в соответствующих магазинах какие-то откаты. У каждого гида свой собственный уникальный маршрут. Мимо самых разнообразных товаров и ремесел.

Во многом же города Мекнес и Фес схожи. Как и большинство марокканских городов. Типичный транспорт внутри медины — мопед или осел. Автомобилю там делать просто нечего. Отопительной системы внутри медины нет, поэтому постоянно встречаются мопеды и ослы груженные дровами. Во многих помещениях на полу насыпан слой опилок, для удобства труда уборщиков. Медины по своей сути — это рынок, большая часть которого сувениры или китайский ширпотреб. Однако всегда можно набрести на интересные для наблюдателя моменты, связанные в основном с гастрономическим ассортиментом.

В городах есть и новая часть. Фес (Мекнес, Танжер и т.д.) Вилль Ноувелль. На широких улицах будут ехать сплошные Рено и Пежо, закрывая весь спектр автотранспорта (легковушки, грузовики, автобусы). Система общественного транспорта проста. Есть городские автобусы, в них разбираться без толку. Для нашего брата (да  и для большинства марокканцев) существует два вида такси. Ле пети такси .(малое такси). Вместимость 3 человека, ездит только в пределах города. Ле гран такси. Это будет мерседес бежевого цвета (редкое отхождение от французского автопрома). Ездит как правило конкретным маршрутом (подобно нашим маршрутным газелькам). Вместимость - шесть человек, на переднем сидении двое. Пока не заполнится не поедет. Наша толпа из 10-12 человек быстро занимало два гран-такси и ехала куда надо. Данные мерседесы внутри города останавливаются и ездят не всегда, предпочитая пригородные и междугородние маршруты.

В новой части города будет жд-вокзал, можно найти гостиницы достаточно комфортного уровня, супермаркеты с выбором продуктов (даже алкоголь), бары, кинотеатры, макдональдсы. Алкоголь действительно существует и в ассортименте. И марокканцы его продают-покупают с неменьшим ажиотажем чем прочие продукты на рынке. Но есть одно условие — Аллах не должен видеть. Поэтому в местах продажи алкоголя самая большая толпа под вечер, после захода солнца. Каждая купленная бутылка заворачивается продавцом в бумагу или пакет. Знать что за пойло у соседа неприлично. Показывать свое — тоже.

В каком-то комфортном сравнении с Испанией Марокко конечно же проигрывает. Тут и такой родной нам мусор на улицах и перебои с водой (даже холодной) и электричеством. Wifi мало и плохо, но все так он есть и данный текст тому подтверждение. А если насчет попрошаек, нищих, зазывал, хелперов и прочего подобного сброда, здесь куда лучше чем я ожидал. Человеку побывавшему хоть раз в Индии, Непале или даже Турции в Марокко будет очень комфортно и совсем ненапряжно.

Комментарии
Если не сложно 
Расскажите о тратах, пожалуйста.
И, конечно, спасибо )
Огромное спасибо! Классный маршрут, класные фото. Во сколько обойдется такая поездочка на одного человека? 
Ivan20.05.13, 12:30
Нитку маршрута, плиз :) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Славин