Западная Сибирь / Спортивный туризм | Спелеология

Четыре спелеолога и пещера Баджейская. Зима 2006

1 - 6 января 2006 г.
Двухдневное спелеоприключение в пещере Баджейская (Манский р-он, Красноярского края) и урок человеческой доброты.

ЧЕТЫРЕ СПЕЛЕОЛОГА И ПЕЩЕРА БАДЖЕЙСКАЯ

Да что там, вот есть у меня знакомый
здравый, толковый, всех трезвей,
и, к слову сказать, не особо смелый,
но, что с ним не делай, любит змей.
Бывало, неделю бредет песками,
лишь мотыльками себя кормя,
Чтобы змею потрогать руками,
всеми руками четырьмя.

В этот раз все началось принципиально по новому, т.е. этот поход не был для меня неожиданностью. Более того, я и сама приняла участие в обсуждении на тему "куда?" Путь из ТАльменки до Новосибирска не близкий... поэтому фантазия носила Тмура и Тему по разным закоулкам западной Сибири, но под конец поездки, они приплыли таки к пещере Баджейская...
Особого времени на подготовку не было. В последний день я бегала по городу, закупала каски, газбаллоны и даже билеты, в то же время где-то на другом конце Новосибирска так же бегала Юля, затариваясь продуктами. А к 11 вечера вся наша дружная компания прибыла в координату 00 - здание Вокзала.
С местами в поезду нам крупно повезло - нам четверым любезно выделили купе плацкарта, в которое мы не без труда втиснули свои многокилограммовые рюкзачки. И понеслось... Что делает турист, оказавшись в транспортном средстве? Конечно первым делом тщательно перелопачивает свой рюкзак, извлекая оттуда то еду, то необходимые элементы одежды, то снаряжение для товарищей. Не прошло и пяти минут, как в нашем купе уже нельзы было развернуться... Тут и случился мой первый выход на арену. Я, накопав у себя в рюкзаке три газовых баллона, не придумала ничего умнее, как тут же достать их, высоко поднять над головой и громко (не без гордости) заявить, что это баллоны с газом. И все бы ничего, но я проделала это аккурат в тот момент, когда мимо проходила проводница. Тетенька с интересом посмотрела сначала на меня, потом на баллоны и заявила: "Провоз газовых баллонов в пасажирских поездах категорически запрещен!" Я сразу как-то загрустила и покраснела, та же участь постигла и моих товарищей. До кучи в нас проснулась природная скромность - все хранили гробовое молчание. Тем временем я спрятала баллоны под шарфик. Мысли не шли. Проводница, грустно взохнув - молча удалилась. Что с нас взять? Но это был только ее первый шок. Вторым кошмаром ей показался наш котелок. Ну как принести кипяток на всех сразу? Конечно в котле! Это же очевидно, к тому же так удобно. Только вот проводница так не считала и пыталась уговаривать нас ЭТИМ не пользоваться - ведь кипяток можно налить сразу в кружки. А может она просто боялась, что мы попытаемся варить себе еду на газе. Завязался спор и несчастная тетенька сдалась почти без боя.
Как на грех утро наступило слишком быстро - выспаться мы, естественно не успели. Но Красноярск неумолимо приближался, а по сему пришлось вставать. Дел было тьма - мы зашивали одежду, приделывали резиночки к верхонкам и ногами запихивали самое необходимое в транспортные мешки. Все это с неуемным интресом наблюдали пассажиры с соседних полок. Особенно зацепил их процесс заталкивания спальника - Тема дердаж мешок, а Тимур прыгал в него ногами с верхней полки. Многие люди ехали из далека, уже не первый день, но, похоже, таких клоунов видели впервые... А когда Тимур в очередной раз отправился по кипяток с котелком, то проходя мимо служебной комнатки услышал пение проводницы в нашу честь. "Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мой котелок со мной!" - радостно исполнила тетенька и жить стало веселее.
Красноярск предстал перед нами во всей красе своего нового вокзала. Красота, площадь, лев с лопатой и серпом. Этот город впечатлил нас, а мы впечатлили его своими грязными тужурками и непомерно здоровыми рбкзаками, которые проходили далеко не во все двери и задевали многие потолки. Красноярцам было не вдомек, что у нас там транспортные мешки, которые увеличили объем всего в 1,5 раза, поэтому они смотрели на нас со страхом и уважением.
Все шло по плану, прямо на удивление. Мы купили билеты на электричку, она ехала до Камарчаги, там нас ждал автобус. Казалось, все будет хорошо. Поэтому мы без зазрения совести оставили Тимура на вокзале вместе с рюкзаками, а сами, втроем, отправились в клуб спелеологов. Погулка удалась на славу! Мы прошлись по одной из центральных улиц, посмотрели на красивые здания и памятники, закупили недостающие продукты. А вскоре ноги принесли нас к клубу спелеологов. Тема хотел встретить там какую-то нужную тетеньку, но ее не оказалось, поэтому мы просто поболтали с теми кто там все же был. Выяснилось, что сегодня из Баджейки выходит группа спелеологов. Это порадовало меня - человека забывшего дома бахилы. Обменявшись любезностями мы вновь оказались на улице. И все бы ничего, да приперло нам сделать две вещи - купить пирожков и посмотреть Енисей. До электрички оставалось минут 40, но разве это может нас смутить. Купив пирожков, мы, неторопясь отправились на набережную. Вид - потрясающий. Конечно же нам захотелось сфотографироваться на фоне моста, известного всем по популярной денежной купюре. И только после окончания фотосессии мы одарили взором свои часы, которые тут же отомстили нас\м за надменность, показав что до электрички осталось 17 минут. И начался бег... И вот мы уже у дороги осталось совсем чуть-чуть - перейти через нее... Я металась по обочине, как серая шейка в проруби, тем же развлекались и Юля с Артемом, но транспортный поток не кончался. Через некоторое время мы поняли в чем секрет - тут нет светофоров, а люди переходят по мосту. И мы понеслись по мосту, и даже сели в автобус, но было уже поздно... Наша электричка благополучно ушла, но мы для порядку еще пробежались до здания вокзала. Я все ждала,ч то Тимур нас убъет, но он только улыбался, а расстроилась больше всех Юля. Просто она еще не привыкла к нашему "как всегда"...
ДО следующей электички было больше двух часов, поэтому мы рванули на автовокзал... т.е. взяли рюкзаки и забились в автобус. Ехать было очень весело, т.к. всякое движение автобуса давало сильный крен нашим рюкзакам. Особенно досталось Тимуру - его 120 литровая Манарага гнула хозяина как хотела. Нахохотавшись, наши мальчики подали команду на выход и мы с Юлей безропотно поддались на провокацию. Но автовокзала на остановке не оказалось, а прохожие объяснили нам, что мы просто вышли раньше на несколько остановок. Почему мы это сделали не знал ни кто. Это вызвало дружное веселье и только Юля, почему-то еще больше расстроилась. Мы загрузились в следующий автобус и вскоре доезали до автовокзала. ТОлько вот нужного автобуса там не оказалось и мы отправились обратно, сев в первы попавшийся троллейбус. Куда он едет тоже никто не знал, но Тему с Тимуром это ни чуть не смущало. Да и с чего бы! Это же наш принцип! Приезжаешь в незнакомы город, садишься на первы попавшийся автобус и едешь... Надоело? Выходишь, оглядываешься, удивляешься почему ты не там куда тебе нужно. Ну да не беда! Подъезжает следующий транспорт и все повторяется. Алгоритм безпроигрышный - рано или поздно ты всегда выйдешь в нужном месте - тервер не подведет!
Снова вокзал. Тут мы, к большой Юлиной радости, очутились всего с одной пересадкойи даже вовремя. Билеты уже были куплены. Со второй попытки мы сели в нужный электропоезд и отправились в путь... По традиции вывернули наизнанку свои рюкзаки. Вытащили все железо, примерили обвязки - в общем полностью подготовились к спуску в пещеру.
Автобуса в Камарчаге до Степного Баджея естественно уже не оказалось, поэтому мы решили ехать на таксо. Выбрали подходящую жертву, договорились о цене и покатили... Стемнело и повалили сильный снег, а мы все ехали и ехали куда-то. Дорогу знал только Тема, поэтому страшно было даже водителю. Этот молодой парень стал переживать за то, как же мы в такой снег, по темноте пойдем в лес, и так распереживался, что решил довезти нас как можно дальше. И вот мы уже в Степном Баджее. Поворот, еще поворот, дорога превратилась в колею и... закончилась тупиком. Мы просто подъехали к чьему-то дому и уперлись в забор. На дальнейшие поиски пути никто отваживаться не хотел, поэтому мы выгрузили рюкзаки, расплатились, попрощались, но не тут-то было! Не создана четвертая модель жигулей для езды по глубокому рыхлому снегу, поэтому наш горе-таксист благополучно застрял. Минут 30 мы, как заправские бурлаки с пыхтением и гиканьем толкали его авто во все стороны света. Но ничего не длится бесконечно, и наше таксо наконец вырулило на колею и уехало в ночь по английски - не прощаясь.
Началась новая перетасовка вещей в рюкзаке - теперь мы переодевались. По ходу процесса дружно обсуждая тот люббопытный факт, что не смотря на наш ор и рев зверь-машины из дома так никто и не вышел. То ли нервы железные, то ли слух фиговый. Но это философия, а таксо на обратную дорогу наши кошельки уже бы не потянули, поэтому Тимур, как самый коммуникабельный, был сослан в этот тихий дом за выяснениями обстоятельств езды автобуса. И не успела я отпустить пару шуток на тему, что сейчас наш гонец еще и на чай напросится, как с крыльца послышался знакомый голос: "Идемте пить чай!" Мы в шоке переглянулись и пошли. Нам на встречу выбежала женщина и с криками " Ой бедненькие, вы же замерзли! И голодные!" потащила нас в дом. Сопротивление было безполезно и мы поддались.
Началось невероятное. Нас затащили в чистейший дом, обули в тапочки и усадили за стол. ЧТо там только не было! И холодец домашний, и пуре картофельное, и гуляш, и чай с душичкой, и печенье с конфетами, но перлом и венцом всего этого явилось клубничное варенье. Это было просто чудо! Прозрачное, как слеза, из цельных отборных ягод - пища богов, амброзия. Меня переполняли чувства - уж очень хотелось выразить хозяйке весь спектр своих ощущений, но мозг был в нирване, он был совершенно не годен, поэтому я выдала примерно следующее: "Это... это... этож какой-то джем-кампот!" Такой шикарный комплимент сполна оценили Тимур, Тема и Юля. Теперь это их любимая шутка. А вот хозяйка, конечно, недопоняла, но все было написано на моей довольной мордахе - поэтому и она осталась довольна.
Сложно на самом деле описать наши ощущения. Казалось, что это просто сон, что такого не бывает. Затащить к себе в дом четверых, не очень чистых турыстов, согреть и накормить их. Слово доброта тут безсильно - оно слишком тусклое, а другого я не знаю. Зоя Алексеевна (так зовут эту женщину) еще и спать нас пыталась уложить. И это все при том, что у нее полный дом родственников - муж, дети, мама. Все встретили нас дружелюбно. Если бы мне просто рассказали я бы ни за что не поверила в то, что это возможно.
Поговорить с Зоей Алексеевной мы тольком и не успели - она суетилась на кухне - старалась накормить нас как можно лучше, а нам уже нужно было уходить. И ведь даже отблагодарить ее было совершенно нечем. Насильно мы оставили там пачку печенья и отправились в путь. Зоя Алексеевна еще и проводила нас до леса - чтобы мы не заблудились и пригласила заходить на обратной дороге, перед автобусом, т.к. она все равно встает в 5 утра - утра корову доить. Но, памятуя о наших достижениях в плане пунктуальности мы уверили ее в том, что зайти не успеем и из леса отправимся прямиком к автобусу. На том и расстались. Сосчитать чколько раз за этот час мы сказали слово "спасибо" было просто невозможно, но все мы понимали, что этого мало и в таких раздумьях стали углубляться в лес. Мне еще тогда пришла в голову мысль прислать ей наши фотографии - деревня маленькая и названия населенного пункта и именем отчеством будет вполне достаточно. Я уже было начала обсуждать эту идею с ребятами, но...
Путь к пещере дался с трудом. Нам повезло - тропинка была, но ее уже изрядно сасыпало снегом, поэтому идти было не просто, да и путь в гору. В подтверждение моей теории ориентироваться мы начали только после того, как заметили кое-что необычное. Идти стало заметно труднее, т.к. следы в снегу стали как-то уж очень далеко друг от друга находиться. Шагать так широко мне было тяжело, особенно потому, что мои штаны были примотаны изолентой к сапожкам. Это меня изрядно достало и я, с присущей ядовитостью, громко заметлиа, что шел здесь перед нами, вероятно, лось, т.к. нормальный человек так над нами поиздеваться не мог. А вот Темина реакция на мое ворчливое замечание оказалась совершенно неожиданной. Он остановился и заявил, что здесь и впрямь шел совсем не человек. Ничего сверхестественного - ну мало ли в деревне коней. Это наблюдение было стимулом для того чтобы Тимур взял карту в руки, а Тема достал GPS. Оказалось что нужный сверток прошли уже метров на 500. Вернулись - 100 км для бешенной собаки не круг. А вот тут-то и пошла тропинка в гору. Местами ее замело совсем и проваливались мы очень глубоко. тропил Тема, при чем на очень приличной скорости, так что к пещере мы подошли уже изрядно убитые.
Вот тут-то и пригодились все наши многократные перекладывания и сборы. В рекордные сроки мы облачились в спец одежу и обвязки. Юля геройски первой спустилась в темный бездонный колодец. Следом отправили меня. На поверку он, конечно, оказался не таким уж и бездонным - всего 20 метров. Я спустилась, отстягнулась от веревки, прицепила решетку и стала кричать, что веревка свободна. Но никто не отзывался. МЫ с Юлей стали кричать вместе - ноль реакции, подергали веревку - нет эффекта. Некоторое время мы еще пытались вопить что есть мочи, а потом надоело. Наступила тишина. И вот когда мы с Юлей уже обдумывали план выживания в пещере без запасов воды - у нас в транспортах бали только спальник и коврики с верху раздался голос Тимура "Что молчите? Веревка свободна?" Без комментариев. Как выяснилось позднее сильная половина нашей команды не ожидала, что мы спустимся так быстро, поэтому они сгонялы к рюкзакам и что-то там поискали.
До мета стоянки мы дошли быстро и совершенно без приключений. Быстренько разбили лагерь. Втроем сбегали за водой. Секрет в том, что нормальные люди носят воду в пещере с помощью закрытых сосудов, но нам, как профессионалам - это было бы просто стыдно. К тому же, если в комплексе художественной гимнастики введут упражнение с двумя наполненными котлами, то Тема сразу возьмет олимпийское золото.
Будильник, вместе с частью еды остались забытыми на верху, поэтому просыпались так. Но проспать не вышло, мои кости сработали лучше любой электроники - когда совершенно все поверхности моего тела были отлежены в хлам, я решила устроить подъем - было уже 10 утра.
И понеслось... Прибежали к озеру, надули лодку (к моему несказанному удивлению с помощью собсвенных легких) и гребя двумя ложками Тема героически прокатил нас по подземному озеру. Это очень красивое, я бы даже сказала медитативное занятие, да и сидеть все равно приходиться в позе уставшего Будды. Но мало. Озеро, увы, было не таким уж и большим. На другом берегу оказалось много черных темных дырок. Во все из них мы залезли с большим интузиазмом. Еще бы! Такие тупики! Снова лодка и вот мы уже в лагере. Опять еда. И снова в путь.
Сначало все шло замечательно. Мы просто шли вперед, встречали по ходу реперы, убеждались что это правильно и шли дальше. Но на отметке №9 фортуна покинула нас. Толи число такое плохое... Настоящий спелеолог не ищет легких путей, поэтому мы отправились по сложным. СТРЕЛКИ!! Несколько часов мы корячились по узким щелям, теряя штаны и батарейки, поднимались по огромным валунам, обдирали руки об камни, но цель - грот саркофаг так и не отыскивался. Теме и Тимуру это казалось странным и удивительным, а вот мне, и , думаю, Юле так не казалось. Поэтому когда в очередной раз после пластунского извращения мы плюхнулись отдыхать, меня посетила неожиданная мысль - а почему бы не посмотреть по карте. Идею восприняли скептически, и пока мальчики пытались выбраться из очередного тупика, мы с Юлей взялись таки за ориентирование. Это оказалось не атким уж сложным зянятием и... мнут через 30-40 мы оказались в Саркофаге. Юля отнеслась к нашей с ней победе как-то спокойно, а вот меня понесло. Меня просто распирало полазить еще, поорентироваться, поискать нужные ходы. Этим я так всех достала, что вскоре мне отдали и карту и компас. Теперь я уже неслась вперед, залазила в тупики - куда только делась усталость?
На самом деле описать то, как интересно лазить в пещере просто невозможно, да и со стороны это выглядит жутко глупо - ну ползает какой-то дурак по грязи, в темноте, на корачках, а местами и на пузе, набивает себе синяки и все ради очередного тупика с необычным названием. В чем тут кайф - словами не объяснить, это надо почувствовать... Проползли на четвереньках по "Метро", похлебали воды из ржавых консервных банок в "Капельнице", попротискивались по узким, пикантно чавкающим глиной лазам... Было все.
Но самым эффектным моментом во всем нашем ... был грот Бутылка. Эта дырка полностью оправдывает данное ей название - колодец с узким входом, расширяющимся ко дну в небольшую "комнату". При чем глубину эта конструкция имеет приличную, поэтому добрые братья спелеологи навесили там веревку с узлами. Первый шел Тема, он медленно погрузился в глубину и исчез во тьме. Криков о помощи оттуда не доносилось, поэтому я смело отправилась вслед за ним. Сначало все шло хорошо - узкий проход и веревка способствовали аккуратному и безболезненному спуску. И вот уже показался Тема но... узость внезапно оборвалась. Опыта лазанья по веревки без всякой снаряги у меня не было. Я уж и не знаю, что произошло, но в какой то момент я оказалась болтающейся на этом канате. Силы стали покидать меня, поэтому я, издав предсмертный крик начала медленное, но верное падение. Тема не медлил - он ринулся мне на помощь. Уж не знаю, какая спасательная операция была запланирована им, но расчеты не оправдались и я, не хуже заправского ковбоя оседлала Темину шею. К такому повороту событий наш отвыжный спелеолог готов не был, поэтому, заржав, как необъезженный мустанг он начал производить какие-то эволюции. В процессе мне удалось найти точку опоры и я спрыгнула таки на землю. Но не успели мы прорыдаться от хохота, как показалась Юля. Мы уже предвкушали большое веселье, поэтому ей досталось. Мало того, что спускаться само по себе не просто, но когда все еще и ржут как голодный табун... Саммым не смешным был спуск Тимура... Жаль что он умеет это делать, а то бы еще посмеялись. Долго грустить не пришлось, так как нужно было выбираться назад. На первый взгляд задачка ничего себе - верека не просто с узлами, но еще и с петлями, стены рядом - поднимайся не хочу. Когда я оказалась на веревке мой энтузиазм поубавился. Теперь смеялись уже все кроме меня. Некоторое время народ просто наслаждался созерцанием того, как я, в образе заправского червя на леске, болтаюсь на этой веревке. Вылезти мне стоило больших усилий, попотел и Тема, так как именно он не хуже легендарного Титана подставил мне широкую спину, обозначив тем самым поверхность для отталкивания нижними конечностями.
После всех этих испытаний захотелось кушать и на верх, но сначала я доумерила свой пыл оринтировщика и отыскала один из Сталактитовых гротов, тем более что вход туда находился аккурат на против выхода из бутылки. Там было красиво, но, увы, часы неумолимо шли вперед, а нам пора было назад...
Вернулись в лагерь, быстренько перекусили, махом собрались и через какой-то часок оказались у входного колодца.
Уже на веревке в полном, как говорится, облачении ощутилась накопленная усталость и отсутствие сна. А до неба еще 20 метров. СО скоростью и вздохами раненной черепахи ползла я вверх. Вот уже и Тема догнали обогнал меня по второй веревке... И перекрутил их. Ценой пары дополнительных синяков на колене я решила эту проблему и стала двигаться дальше. Вот уже показался снег - выход совсем рядом. С удвоенным старанием рванула я вперед, но не тут то было. Кроль, выполненный во Франции и не предназначенный для пыток снегом приказал долго жить. Все это, вкупе с из ниоткуда возникшим обледенелым карнизом, который не позволял ни жумар протащить, ни ногами опереться, ни рукаим ухватиться, зверски добило, мой с детства хворый оптимизм. Он и не ждал лучшей участи, поэтому сдох без сопротивления, даже не пискнув. Тем временем меня посетила некая апатия. В голове стали рисоваться картины радужного будующего, как я, вишу на этой веревке вот уже сутки и медленно умираю от холода. Такие фантазии ничуть не всколыхнули мой организм, а настроили его на фаталистичный лад. Несколько минут я пребывала в этом анабиозе, из которого меня пробудил голос Темы, донесшийся сверху.
- Ксюша, как у тебя дела?
- Хреново, - почему-то ответила я
- А что случилось?
- Кроль не работает
- А ты его рукой зажимай?
- Что?!?
- Ну рукой зажимай!
- Эх, была бы у меня третья рука специально под кроль...
- Давай уже выползай! Тут хорошо!
И я выползла. Даже сама не знаю как мне удалось, зажимая одной рукой кроль, в прыжке (чтобы жумар продвигался через прижатую к карнизу веревку) пройти еще метра три. Личный подвиг был совершен.
А на улице холодно, темно, и снова идет снег. Казалось, что время здесь остановилось, потому что ничего, ровным счетом, не изменилось с момента нашего погружения. Такая же ночь, сугробы и белая завеса кружащих снежинок. Пока я перекомплектовывала рюкзак, параллельно исполняя танец замерзшего пингвина параноика, показалась Юля. Ей тоже пришлось не сладко, уже точно не помню, но кажется у нее отказал жумар. Последним вышел Тимур, тоже изрядно потрепанный, но не побежденный.
Вот и рюкзаки собраны, и пятки намылены... А на часах час ночи. Что это значит? То что до деревни каких-то жалких 5 км, а автобус только в 6-40. Сразу вспомнилось приглашение Зои Алексеевны зайти в 5 утра на чай.
Как мы шли до деревни - это просто песня! Привалы били каждые 10 минут, строго по часам, и высидеть на отдыхе необходимо было не меньше 5 минут - до полного замерзания. Вот тут-то я и поняла,ч то мне восе не показалось. Время и в самом деле остановилось. Тимур даже высказал надежду на то, что мои часы нагло врут - увы, это сказочно приятное предположение никак не подтвердилось. Благо хоть тема для беседы у нас была самая что нинаесть горячая - как заломиться к зое Алексеевне на чай. Идея у нас возникали самые бредовые их всех возможных. Например, притащить к ее крыльцу прикинувшегося бездыханным Тимура и заявить, что у него острая клубничная недостаточность - типичная болезнь спелеологов, при чем криз у нее наступает примерно около 5 утра. За сим необходимо предоставить большое количество клубничного джем-компота. Ну и все в этом духе.
Как мы не старались, но пришли в деревню около 4 часов утра. Степной Баджей встретил нас ярким светом уличных фонарей и недовольным лаем собак. Похолодало окончательно и безповоротно. Мои резиновые сапожки в красках доказывали мне преимущества бахил. А от теплой кухни нас отделял еще целый час, а это 60 минут или 1200 секунд бесконечного холода. Поэтому нам ничего не оставалось, кроме как совершить романтическую прогулку по Степному Баждею. А что, все было, и фонали, и звезды над головой... Сначала мы шли молча, сопровождаемые радушным лаем дворовых собак, но на краю деревни душа наша, исполнившись романтики затребовала песни. И мы стали петь, и не что нибудь а любимую всеми нашими бабушками "Надежда - наш компас земной, а удача награда за смееелость! А песни! Довольно одной, что только...." При чем эту ретро композицию предложила я. Актуальней была бы песня про "чтобы змею потрогать руками, всеми руками четырьмя", но ее слов не знал даже Тема, поэтому я решила петь супер популярный сингл. Самое смешное, что слов этой песни я тоже не знала... Зато вот Тема, Юля и Тимур исполнили ее отлично. Я лишь истошно вопила в припеве, старательно не попадая в ноты. Слава богу занимались мы этим на окраине, а то наше бессмысленное существование на этом белом свете могло оказаться под реальной угрозой.
Время без пяти пять. МЫ дружно светим фонариками в знакомые окна, стучим на крыльце копытами, и бурчим - ну прямо как недоенная корова Зои Алексеевны. Жаль никто это со стороны не видел. По степени жалобности нашим взглядам мог позавидовать даже битый и неделю некормленный спаниэль.
Время пять. В окнах по прежнему темно. Я напряженно вглядываюсь в черные глазницы окон. Ничего. Тема разочаровывается, вздыхает и говорит: "Чтож, похоже она спит. Пойдемте на остановку.." "Ну уж нет!" - резко и решительно отрезала Юля, я никак не ожидала такой металлической интонации от столь хрупкой девушки. А Юля тем временем решительно направилась к крыльцу. И я даже не знаю чем бы это закончилось, но внезапно скрипнули половицы. МЫ замерли. Дверь медленно отворилась и из нее - о чудо - выглянула Зоя Алексеевна. Завидев нас, женщина радостно всплеснула руками и воскликнула: "№\Вернулись! РАдость-то какая!" От такой искренности и доброты стало как-то даже не по себе. И понеслось... Нас раздели, разули, развесили наши куртки сушиться, ботинки отправили на печку, самих усадили опять таки в зале, махом накрыли стол на ктором появился разогретый супчик, конфеты, печенье и обалденный чай с шиповником. При этом все в доме спали. Зою Алексеевну это ни чуть не смущало, она радостно носилась по комнатам иумудрялась делать кучу дел одновременно. МЫ молча, с глупыми лицами сидели на стульях-диванах и на до леска вымытый пол с наших штанов предательски падали комки талого снега. Свои льдины Тимур совал в карманы, но Теме повезло больше, он скромно потупивши взор запинывал это безобразие под диван.
Не прошло и десяти минут, как все пригоовления были закончены, и нас усадили за стол. Супчик мы смели в один присест, что жутко огорчило хозяйку, потому что добавки у нее не было. Тогда великодушная женщина предложила нам домашнего творожка со сметанкой. Это было очень жестоко - у нас синхронно потекли слюнки, ном ы мужественно отказались первые два раза, а на третий Тимур спас положение он просто сказал: "С удовольствием!" И обрадованная Зоя Алексеевна побежала готовить кушанье. А мы были от всей души благодарны нашему смелому товарищу за столь своевременное высказывание.
Творог со сметанкой и сахаром казался амброзией. Это было воистину божественное кушанье, а хозяйка дабы доканать нас совсем принесла очередную тарелку клубничного варенья! Я разве только не пищала от восторга... Тема, Тимур и Юля терпеливо дождались, когда мой желудок наполниться и отправили выполнять ответственное задание - взять адрес Зои Алексеевны, чтобы выслать фотографии.
Когда Зоя Алексеевна услышала мое невнятное бубнение на тему того, чтоо если ей интересно ты мы могли бы выслать кое-какие фотографии, только для этого нам нужен адрес... Она очертя голову побежала в комнату - эта женщина ничего не умеет делать медленно. Оттуда она уже вернулась с листом бумаги, на котором она каллиграфическим почерком вывела свой адрес. Глаза Зои Алексеевны просто светились счастьем - подумать только, мы и вообразить не могли что ее ТАК обрадует наше предложение.
Теперь время побежало предательсик быстро, час пролетел махом и нам надо было собираться. Когда мы уже оделись Зоя Алексеевна заявила,ч то собрала нам на дорожку в поезд сверточек. Я, представив, что это кулечик с бутерами отправилась за ним на кухню. Когда я увидела это, челюсть моя громко стукнулась об пол. Три - не меньше килограмма сала - двумя огроменными пластами. Первые несколько секунд я пыталась набрать в легкие воздуха, а потом начала мямлить что это уж совсем и мы такое взять не можем. Зоя Алексеевна огорчилась, она решила что мы боимся холестерина. Пришлось ее успокоить, объяснить что сало мы любим, холестерина не боимся и загрузить все это ко мне в рюкзак. Нас, как водиться, еще и проводили до остановки и пригласили в гости на лето, пожить недельку, а то что зимой - кушать почти нечего....
Дорога к трассе шла в гору. Под тяжестью гостинцев мой позвоночник предательски похрустывал, поясница болела. С горем пополам, но я доплелась до нужного места трассы. НАчало светать и нашему взору открылась невообразимая красота - заснеженные деревья... Жаль в таких сумерках сфотографировать все это не представлялось возможным.
Автобус пришел достаточно быстро, только вот сидячих мест не оказалось, поэтому мы ехали сидя в проходе ПАЗика парами на рюкзаках. Самое смешное, что при этом мы даже умудрились поспать. Я была без сознания, поэтому не помню в какой деревне и как мы пересели в другой автобус, помнбю только что переобула сапоги на треки. Очнулась уже в Камарчаге. Хороший уютный вокзал. Тут мы перекусили, купили билеты до Н-ска. Больше часа просидели на лавочке, чтобы прокопаться и в последний момент бежать на поезд - мне это отдавалось тяжестью сала и болью в спине. Но все быстро кончилось и мы загрузились.
Дальше не помню ничего. Мы просто спали, а когда просыпались ели и снова ложились... Путешествие закончилось, но осталось куча приятных воспоминаний, главное из которых - потрясающей доброты женщина из села Степной Баджей. Я дремала и думала о том, что пока есть на земле такие люди можно и нужно продолжать верить в чудеса и сказки....