хребет Тигиртиш / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Попытка траверса хребта Тигер-Тыш, или поход за ягодами

22 - 26 сентября 2013 г.
Попытка траверса хребта Тигер-Тыш, не удавшаяся из-за состояния склонов и последующий выход на малый круг.
Лужба - пик Дураков - пик Запсиб - пер. Алкис - р. Высокогорный - пер. Озерный - пик Малый Зуб - р. Бельсу - оз. Выпускников - Лужба

Преамбула

Кто-то из ежиков выложил фотографии зубьев после первого снега и я понял, что нужно идти, и идти прямо сейчас http://egiki.ru/forum/viewtopic.php?p=133090#p133090
А так как желающих топтать снег или мокнуть под холодными дождями найти казалось безнадежной затеей, то сходил в одиночку.
День первый

Как водится, ночной поезд, две электрички, переправа и вот ты уже на дороге к Тальковому. Самый скучный участок, идешь себе по дороге, потихоньку набирая высоту, смотреть совсем не на что. За карьером, спасибо навигатору и зимним буранкам в моей памяти, совершил ошибку в ориентировании и вышел на Триголиты. Интересные острые скалки, поросшие деревьями, стоит посетить если по пути.
Тропу на пик Дураков удалось найти весьма легко - ходят туда толпами. Встретил первые кустики черники, скорость движения както сразу замедлилась. Может потому, что наклон вырос, а может еще по какой причине. Обедал почти под самой вершиной, у начала курума.
Настоящим откровением стало то, что ходить по частично засыпаному куруму очень сложно. По снегу идти практически нельзя - не знаешь, где нога провалится между камней, приходится скакать с камня на камень. Весьма выматывает.
Встретил заячий след, местами весьма напоминающий собачий. Кто под кого маскировался, я так и не понял. Зачем животному траверсировать гребень - тоже не знаю.
Наевшись снегу полные ботинки, поставил палатку где то недалеко от пика Строителей. Пришлось разобрать турик на камне - натягивать веревочки. Утром собрал обратно. Завалился спать до ужина, все же после поезда был каким то вялым. Ужинал с прекрасным видом на закат.
День второй

Хотел выйти с рассветом, но, как водится, забил на будильник и вставал, когда уже неплохо посветлело. Все равно, сборы занимают меньше часа. Ночь была недостаточно холодной, так что наст с утра не держал, пришлось опять прыгать с камня на камень. Оказывается, в такое вот межсезонье ходить сложнее, чем зимой, когда одел кошки и иди как по асфальту. Впрочем, где то после пика Вареза стало можно местами тропить не боясь сломать или вывихнуть ногу.
Запсиб красив, идти на него приходится по узкому гребешку, метра в два, правда недолго и безопасно.
К перевалу Алкис вышел где то к обеду. Было понятно, что лезть на ХВИ и пытаться траверсировать к Большому Зубу без веревок сейчас будет безумием. Некоторые камни под снегом были покрыты тонкой корочкой льда, и не всегда можно было предугадать, на каком ты поскользнешься. Оставалось лишь держаться подальше от обрывов. Алкис в это время года еще проходим - снег плотный и однородный, хоть его и много, но он не едет. Чуть позже там будут лавины и фиг знает, где еще зимой можно свалиться в цирк Высокогорного.
Утопая чуть выше колена в снегу, спустился до берга и аккуратно переполз его по засыпаному снегом месту. Хорошо, ледник там без трещин, идти можно без опаски. Обедал у самого первого водопада, наслаждаясь красотой цирка и безмятежностью окружающей природы. От второго водопада ведет чуть ли не конная тропа, что и хорошо, ибо по камням я уже напрыгался. Вновь появилась черника. Ночевал на стоянке у третьего водопада, очень красивого. Много водопадов мне довелось повидать за время путешествий по Азии, но этот, пожалуй, лучший.
 Судя по отсутствию дров в радиусе полусотни метров от стоянки, люди там бываю часто. Но это летом. Развел костер, не столько чтоб погреться, сколько чтоб провонять окресности дымом, места то медвежьи. Продукты на ночь вывешивал на дерево, если мишка прийдет, пусть ест их. :)
День третий

Утром ушел на тропу на перевал Озерный. По пути подъема открывается прекрасный вид на цирк Высокогорного и Большой Зуб, что несколько смягчает нагрузку крутоватой тропы. Наелся смородины и вспомнил вкус горькой жимолости. Нашел ягоду, по научному называющуюся водяникой. А в простонародье - зассыхой, за свои свойства. Вспомнил детство, в Якутии ее много.
На перевале лежал снег, а это значит, что на Малый Зуб пришлось опять скакать по куруму. К тому же, ближе к вершине поднялся сильный боковой ветер, стало понятно, погода портится, пилы Тайджесу мне не светят. Бросил рюкзак в полукилометре от вершины и полез дальше пешком. Начало ныть правое колено - сказывалось долгое отсутствие тренировок.
Зуб поразил, выдающимся над обрывами, скальником вершины. Правда, туда я тоже не полез, побоялся ветра, да и состояние колена не сподвигало на подвиги. А может просто вышеуказанная якутская ягода имеет и другие сввойства. :) Посмотрел на Пилы, повздыхал и пошел обратно.
Спускаться оказалось сложнее, чем идти вверх, представте, что одну ногу вы можете сгибать лишь чуть чуть и попробуйте спуститься с лестницы. Лучше веревочной. Впрочем, вторая нога работала отлично, продуктов было много, ситуция была скорее неприятной, чем проблематичной.
 Тропа с Озерного до реки Бельзу весьма красива, с множеством стоянок среди кедрача. Шишек в этом году много, кедровки бьют его во всю, но явно не справляются. Набрал с десяток - щелкать на перекурах. Километров пять шел по следу мишки. Следы были на встречу, так что я радовался, увеличивающемуся растоянию между мной и хозяином тайги. Ночевал у реки Бельсу, опять разводил костер и подвешивал продукты на ветку. Ночью вокруг палатки шарилась не то собака, не то еще кто то достаточно мелкий. Перевернула котелки. Спать было страшновато, особенно после чтения книжки о околосмертных переживаниях.
День четвертый

На следующий день, дойдя до приюта Поднебесного, долго думал, идти ли на озеро Выпускников. Хотелось заночевать где нибудь не слишком далеко от Лужбы, чтоб успеть потом на электричку. В итоге, посмотрев, что до озера набор высоты лишь на двести метров больше, чем на перевал Марухи, решил идти. Озеро красиво, питается водопадами со стен Большого Зуба. Хотелось посидеть там подольше, но начал накрапывать дождь.
Велико же было мое удивление, когда я понял, что тропа с озера идет не на перевал, а на гребень Среднего зуба, долго его траверсирует и лишь потом падает к Амзасу. Чтож, делать нечего, опять лезу вверх. колено все еще беспокоит, хотя я уже научился его использовать без неприятных ощущений. Встречаю надпись "настоящему индейцу завсегда везде ништяк", поднимает настроение. Оглянувшись на озеро, вижу, как на него налетает ветер и равномерная рябь смывается фронтом перьистых волн, идущим от одного края к другому, кое где завихряясь и окружая островки спокойствия.
На траверсе потерял тропу, туриков было мало, на ГПС она нарисована на обум. Не страшно, по куруму все равно, где прыгать.
В итоге, через несколько километров вышел к идущей вниз тропе. Надпись на камне гласила "настАящие герои всегда идут в обход". Иду по турикам, вижу стрелку влево той же краской, что и надпись. Еще десяток туриков и все, тропа кончилась. Сморю в ГПС - тропа сильно справа, вот шутники, блин.
 Спускался почти до темноты - приличных стоянок долго небыло, стоять где попало не хотелось. Встал недалеко от приюта Соболиного.
День пятый

До Лужбы 14 километров по тропе, электричка в три. Хотелось поспать подольше, но, рефлекс, встал с рассветом, позавтракал и в путь. Тропа оказалась интереснее, чем я ожидал - то облазишь прижимы, то прыгаешь с кочки на кочку по болотистым местам.
Вахрушева вечно просит принести ей какой нибудь камешек с гор, я постоянно об этом забываю. Решил в этот раз оправдаться, подобрал красиво промытый кусок чего то темно-мраморного, килограмма на три, пусть порадуется. До Глухаринного доскакал без остановок, чуть более чем за час. Там водопад, возле которого приятно тратить лишнее время читая книжку.
 Далее опять тропами-болотами вышел на дорогу и оказался в Лужбе часа на два раньше необходимого времени. Пожалел лишь, что не набрал шишек еще на Озерном - в других местах кедра мало и местное зверье уже давно все посшибало.
Выводы

Поход оставил очень приятное впечатление, золотая осень на Зубьях весьма красива. Стоило пол года мотаться по зарубежьям, чтоб это оценить. :)
Погода, говорят, год на год не приходится, но бывает и как в этот раз, хорошей.
Людей почти нет, лишь рыбаки да какие то залетные туристы. За пять дней я видел лишь несколько человек у Глухаринного и приютчика на Поднебесном. Много ягод, чуть раньше были опята.
Есть медведи, ходите группами, еды на стоянках не оставляйте. Никогда и никакой, мусора тоже. Это для вашей же безопасности, а не для эстетического удовольствия.
 Много троп, они легко проходимые в это время года. Но горы могут оказаться недоступны, хотя в снегу они весьма красивы.