Мы посетили удивительную пещеру Тузуксу-2 (Купол), преодолев маршрут на лыжах по глубокому подтаявшему снегу и сложному рельефу
Тузуксу-2

Предыстория:  в августе 2013 Сергей Иванович, житель Бискамжи, показал Великану вход в Тузуксу-2, легендарную пропасть, о которой давненько ходили слухи. Великан исследовал полость, пробил анкерами, обнаружил слабую тягу на дне. По предложению Сергея Ивановича пещера получила альтернативное название Купол. Чтобы принять решение, стоит ли продолжать работы, требовалось посмотреть на пещеру зимой. По маршруту, намеченному Великаном, надо было пройти 3 км от фиксированного места на трассе Тёя-Балыкса. Вызвался заняться этим абаканский спелеолог и спасатель Павел Гриднев. Он собрал довольно большую команду, но не все спелеологи имели достаточный опыт хождения на лыжах, и по мере продвижения в сторону полости стало ясно, что в планируемые сроки они не укладываются – пришлось повернуть назад. Описывая впечатления, Павел сказал, что надо исходить из расчета не 3 км, а 12 км подходов, и закладывать  4 часа на прохождение пропасти. Обсудив наблюдения Гриднева, мы решили, что 12 км – это психологическое расстояние, соответствующее сложности рельефа и глубине снега. Наше прохождение подтвердило правоту Павла на 146%.

Но времени у нас было фиксированное количество: выезжая из Новосибирска вечером в пятницу, попадаешь в Бискамжу днем в субботу, а днем в воскресенье надо ехать обратно, чтобы утром в понедельник посетить работу. Неожиданно отвалился Макс и улетел в Уралвагонзавод, и нас осталось трое с Аней и Ирой. Палатку решили не брать – и так уже нафиг тепло, а мухи еще не вылетели.

Сергей Иванович на таблетке встречал нас у входа в бискамжинскую столовую. По координатам Великана выехали на стартовую точку.  Сергей Иванович рассказал, что провал охотникам известен давно, лет пять-шесть,  и его охотники хотели кому-нибудь продать (такая нынче мода).  Но один молодой охотник не сберег  тайны.

Еще он говорил о том, что знает удивительную пещеру в долине Теренсу, и в июле покажет ее Великану.

Ира взяла кусочек серебрянки, и мы сразу намазали лыжи от подлипа. Расстояние по прямой до пещеры менее 3 км. Ира довольно быстро захватила лидерство в продвижении, она лучше ходит на лыжах и меньше проваливается. Подниматься тяжело, а спускаться просто страшно. Там, где снег более рыхлый, идти очень тяжело: лыжи проваливаются глубоко, и надо, поднимаясь на одной ноге, вытаскивать другую из-под снега. У нас был длинный траверс склона, во время которого горная нога (горная – верхняя, долинная – нижняя, будем говорить как Месснер) очень устает. Перед такими походами надо специально тренироваться приседать на одной ноге.  На спуске я сломал обе палочки как спички – для торможения они не годятся. Дальше пошел с дрыном. За 100 м до пещеры стали искать уютную стоянку. Переход от дороги занял 4,5 часа на 3 км по прямой. Девушки остались готовить ужин, а я пошел смотреть вход. Тектоническое нарушение так хорошо выражено в рельефе, что я сначала даже навесил через него перила. Потом снял их, поняв, что тогда на пещеру не хватит. Сделал короткий кусок перил от дерева к дереву, остаток веревки сбросил в отвес. У нас была подробнейшая инструкция от Великана с личными фотографиями анкеров.

Поужинав, снаряжаемся и идем на прохождение. Лыжи отстегиваем  только после встегивания в перила. Хорошо мне – я всю дорогу в сапогах, а девушки, балансируя на лыжах, надевают сапоги. На входе после первого анкера очень много куржака. Второго анкера не видно. Сверху подходит Аня и, разглядывая великанские снимки, направляет меня, где откапывать второй анкер – он скрыт глубоко под куржаком. Стою на пробке, с которой сыплется земля – без второго анкера спускаться бы не стоило. Потом я быстро поехал вниз и пропустил третий анкер, Аня при спуске исправила навеску. Мы фотографировали спуск Иры, так что она первой очутилась на дне, и сразу сказала: «Тут труп оленя».  Какой-то олень посетил провал после Великана, но довольно задолго до нас. Он остался с белым налетом и изрядным запахом в самом низу пещеры, в перспективном продолжении.

В правом тупике продолжения не видно, тяги нет, все замерзшее. В левом тупике вроде бы плюс, но олень мешает эффективно нюхать тягу. Надо его убирать. Сильной тяги не просматривается. Наиболее перспективным выглядит продолжение посередине грота в дальней стене: есть заметная тяга наружу даже при такой теплой погоде (на улице около нуля), верхние 5 см грунта не проморожены, но под ними лед. Немножко поперекидывали камни, но без инструмента далеко не уйдешь.

Вышли, попили чаю и улеглись спать на снегу под звездами, времени осталось на целых 3 часа сна. Еще Великан просил найти щелку в 100 м от входа и осмотреть, но на это уже не хватило времени и сил. Утром взошла луна. Встали в 6 утра, позавтракали и побежали обратно. Хотя и по своей лыжне, шли тоже 4,5 часа. С последней горки позвонили Сергею Ивановичу. Он сказал, что уазка за нами вышла. Мы опоздали к уазке на час, но коллега Сергея Ивановича нас дождался. Побатонились два часа на станции и поехали обратно.

Понравилась новая чистенькая пещера. Надеемся, она поступит в разработку. Необычное впечатление оставляет труп оленя. Мы не пытались его убрать, надо запастись большим мешком и полиспастом. Спасибо Великану и Сергею Ивановичу за интересное путешествие.