Мой первый опыт руководства в лыжном походе. Основная цель путешествия - постановка КП для весеннего марафона.
с.Чоя (Республика Алтай) - р.Киска - р.Узак - р.Устюбень (ур.Баровлянка) - р.Чиста (ур.Чистанка) - с.Ивановка - с.Карагайка - с.Красногорское (Алтайский край)
Вступление

На Новогодние каникулы выпало аж 11 дней выходных. Конечно, можно было провести их сидя за столом перед телевизором, объедаясь оливье и запивая шампусиком. Но я решил куда-нибудь сходить проветриться. Да и руководитель нашего клуба "Злобный Шеф" уже загодя начал настраивать меня на общественно-полезные работы. Работы эти заключались в подготовке дистанции к весеннему марафону. Шеф предложил одним походом выполнить 3 задачи: сводить лыжную единичку, выгулять новичков и поставить с десяток КП-шек. Вобщем, я понял, что мне придется стать руководом.

Группа набралась менее, чем за десять дней. На единственном собрании решили сразу все вопросы - и снаряжение, и раскладку. Всю предпоходную неделю я почти сутками готовился к путешествию - считал-пересчитывал график движения, рисовал и печатал карты, шил чехлы для пил, мастерил костровой тросик, закупал продукты. К середине дня 1 января у меня все было готово.

Из Новосибирска мы отчаливали в 20:30 поездом №601 до Бийска. Миша к отправлению опаздывал, но мы вовремя сообразили, что ему можно подсесть на Южном (благо поезд там притормаживал на пару минут). Часть группы подсела на Сеятеле, а Петровна - в Бердске. Наконец-то вся группа в сборе, и даже ничего не забыли.

2 января

Команда на старте Команда на старте
В Бийске нас встретила заранее заказанная ГАЗель, на которой нам предстояло ехать до поселка Чоя, по пути заехав в Горно-Алтайск к спасателям. На выезде из Бийска есть круглосуточный магазин, в котором подзатарились продуктами, и по пути позавтракали. Спасателей по прежнему адресу в Горно-Алтайске не оказалось - они переехали на новое место. Теперь ПСС базируется по адресу: пер.Спортивный, 12. Это около стадиона.

Водитель маршрутки согласился провезти нас еще немного по дороге в сторону поселка Киска. Перед мостом через одноименную речку мы выгрузились. Отсюда начиналась "самоходная" часть нашего маршрута. Не смотря на то, что прогноз предвещал нам весьма холодную погоду, на самом деле день очень даже неплохой - светит солнышко, ветра нет. В нужном нам направлении идет дорога; и хотя она засыпана снегом, все же тропить по ней гораздо легче, нежели по целине. По этой дороге мы зашли далеко вглубь долины реки Киска. По пути на развилке, похоже, мы ошибочно выбрали правую дорогу; вскоре она забралась вверх по склону, вывела на делянку и тут закончилась. Возвращаться на развилку смысла не было (еще не известно, куда завела бы та дорога), и мы углубились в бурелом, держа направление на перевал.

Местность на старте Местность на старте
С приближением вечера становилось понятно, что с графиком движения на маршруте я прокололся. Я расчитывал, что нам удастся проходить по 15-18 км в день, но на самом деле тропежка сильно тормозила наше движение. Думаю, что для таких условий надо было планировать не более 12 км в день. Плюс к этому еще и на маршрут мы вышли довольно поздно. В итоге за первый день мы прошли лишь половину намеченного пути. Начало смеркаться, и было решено ставить лагерь. Кое-как выбрали площадку на склоне, поствили палатку, поужинали и легли спать. Но заснуть не получилось - печка нещадно дымила и было невозможно дышать. Изрядно помучавшись решили попробовать переставить местами трубы. По-видимому, искрогаситель сильно ослаблял тягу; сначала его переставили на самый верх, а позже и совсем сняли. Печь дымить перестала и все наконец-то заснули.
3 января

Подъем на перевал Подъем на перевал
Дымная ночь не прошла даром - голова раскалывалась всё утро, пока не выпил таблетку цитрамона. Позавтракали, собрали пожитки и двинулись в путь, на перевал. Он оказался совсем рядом; вчера мы не дошли до него всего сотню метров. Спуск с перевала шел заметно бодрее вчерашнего подъема. По пути я отправил Лену и Пашу на постановку КП; им надо было лишь немного отклониться от маршрута группы, а потом вернуться на нашу лыжню и догнать нас. Когда основная группа спустилась к р.Узак, еще оставалось светлое время, чтобы поставить еще пару КП. Я и Миша отправились на дальнюю точку, а Лене с Пашей просили передать, чтобы они по возможности поставили еще один КП. Оставшаяся же часть группы занималась обустройством лагеря и готовкой ужина.

Голь на выдумки хитра Голь на выдумки хитра
По пути на точку мы малость блуканули, углубившись в боковую балку, но вовремя спохватились и вернулись на правильный путь. К месту вышли уже в сумерках. На постановку КП ушло 40 минут, поэтому возвращались уже по темноте. Хорошо хоть догадались взять с собой фонарики. А вот взять ремнабор не сообразили - и зря. Пройдя примерно треть обратного пути, у Миши отлетело крепление. Попытки прикрутить его на место с помощью ножа ни к чему не привели - держаться оно не хотело. Вместе с полной луной пришло озарение: мы решили скотчем примотать ногу к лыже. Таким вот образом и дошли до лагеря. Группа была вся в сборе, за день поставили 3 КП.
4 января

По зимнему лесу По зимнему лесу
План сегодняшнего дня - перейти в долину р.Устюбень, по пути поставив несколько КП. По результатам этого перехода будет видно как менять маршрут похода. То, что пройти запланированный маршрут у нас не получится, стало очевидным. Необходимо выбираться в сторону населенки, ибо углубившись в дебри мы даже не на 100, а на все 200 процентов не успевали выйти в срок на финиш.

Поднявшись от лагеря вверх по притоку Узака, мы перевалили водораздел и оказались в долине р.Устюбень. По пути мы дважды повторили прием разделения группы: сначала на постановку КП ушли Лена с Пашей, а чуть позже - Миша с Сашей. Я с остатком группы нашел место для лагеря и вдвоем с Соней тоже ушел ставить КП. Когда мы вернулись, в лагере вовсю шла работа - готовился ужин, заготавливались дрова. За день поставлено 3 КП.

5 января

В урочище Баровлянка В урочище Баровлянка
Долина реки Устюбень представляет собой широкое и практически ровное пространство. По-видимому, здесь когда-то был населенный пункт, т.к. на карте обозначено кладбище и место это названо "урочище Баровлянка". Сейчас все покрыто глубоким снегом, но видимо недавно здесь кто-то катался на снегоходе, от которого остались хорошие следы. По ним мы и направились на запад, в сторону хребта Становая Грива. Этим путем можно довольно быстро прийти в поселок ТайнА, но нас время не поджимает, поэтому мы намерены сделать еще петлю, чтобы поставить еще несколько КП. Не доходя до резкого сужения долины, уходим по правому притоку Устюбени. По-хорошему, надо было сделать это чуть раньше, чтобы идти его левым берегом; хотя по карте там и круче, но зато открытое пространство. Нам же пришлось продираться через бурелом, преодолевать балку, но в итоге, в районе слияния истоков этого притока мы вышли на дорогу, ведущую в нужном нам направлении. Удачно! По дороге достаточно быстро вышли на перевал. Дорога по-прежнему вела нас в нужную сторону. Немного спустившись решили ставить лагерь.
6 января

Дом в урочище Чистанка Дом в урочище Чистанка
Цель сегодняшнего дня - подойти как можно ближе к поселку Карагайка. Продолжаем идти по дороге, по пути снова отправив двоих участников поставить КП. Когда вышли к урочищу Чистанка, на вершине холма дорогу потеряли, т.к. на открытом пространстве ее совершенно замело. Но через низину был хорошо виден наш дальнейший путь на очередную гору. Когда спустились в низину, то вышли на чищеную дорогу, и тут первые участники, не дожидаясь команды, устремились по ней, по-видимому полагая, что и эта дорога идет туда, куда нам нужно. Догнать их получилось лишь тогда, когда они сами уперлись в тупик; дорога привела к дому, здесь и закончилась.

Спуск в пос. Ивановка Спуск в пос. Ивановка
Дежурный на посту Дежурный на посту
Делать нечего, начали подниматься на гору по соседнему отрогу. Ничего страшного в этом не было - вполне вероятно, что этим путем можно также выйти в нужноую точку. И действительно, вскоре вышли на дорогу, а по ней и на вершину. После небольшого траверса с одной вершины на другую начали спуск по длинному пологому языку в поселок Ивановка. Ивановка представляет из себя небольшое поселение - жилые дома соседствуют с заброшенными, поэтому невозможно реально оценить количество жителей. Дороги прочищены трактором, но вот следов другого транспорта не видно. Похоже, что здесь только на тракторах и ездят. Ни магазина, ни каких-либо других общественных зданий не видели; может, правда, они на другом конце поселка. По единственной дороге (которая по-видимому выполняет роль главной улицы) мы миновали поселок и двинулись в сторону поселка Карагайка. Попасть сегодня в сам поселок нам не было надобности, т.к. за ним начинались открытые поля, а значит нет дров. Уже сейчас лес стал встречаться все реже, поэтому решили ставить лагерь где наблюдалась хоть какая-то лесистость. Сухих дров в округе оказалось крайне мало; заготавливали все, что теоретически могло гореть. Становилось все холоднее, и я готов был перепилить все, лишь бы не замерзнуть. В эту ночь дежурство было особенно напряжным - приходилось каждые 5-10 минут подкидывать полусырые дрова, чтобы огонь не угасал ни на минутку. Плюс к этому постоянно перекладывать дрова в поленнице, чтобы предварительно хоть немного подсушить их возле печки.
7 января

Группа на финише Группа на финише
Рождество встретило нас морозным утром - дубак был редкостный! Дежурным в это утро досталось на орехи, но они достойно справились. Быстро собрались и двинулись в путь. Оставалось пробежать 11 километров. Холод сковал руки, лица и ягодицы; чтобы не застыть пришлось два с половиной часа идти быстрым темпом практически без остановок. Уже на подходе к Красногорскому повстречалась группа тракторов с телегами для сена; пришлось уступать им дорогу, ныряя на обочину по пояс в снег. Но вот наконец-то показалась окраина села. У местного жителя узнали как найти автостанцию, а он в свою очередь поинтересовался откуда мы идем. Услышав ответ, он изумился: "Через тайгу?! Дак там же дорог нет! Дак там же снегу по пояс!" Так и хотелось сказать: "А то?" Напоследок спросили - сколько сейчас градусов ниже нуля? -38! Ого, а я думаю, что так холодно? Но не смотря на такой мороз по улицам ходили редкие прохожие, которые с интересом разглядывали нас.

Автостанция оказалась закрыта на обед; ничего себе у них обеды - с 11 до 14:30! Столовая тоже не работает (Праздник, однако). И мы окупировали местный супермаркет. Вид у нас был, видимо, совсем ужасный, что нас даже не стали выгонять, а только попросили не шуметь. Здесь мы и коротали время до открытия автостанции. Автобус подали вовремя, мы погрузились в него согласно купленным билетам и уже через пару часов были в Бийске. Дальнейший путь стандартен - 4 часа ожидания на вокзале, 9 часов поездом №602 и утром - в Новосибирске. Таежная зимняя сказка закончилась - Добро пожаловать в цивилизацию!