Г.Новосибирск – Новокузнецк (поезд) – ст. Казынет (э/п) – р.Томь (сплав) - р.Казыр от порога – р.Томь – р.Теба –р.Томь (сплав) – г.Междуреченск (э/п) - Новосибирск (поезд)
 

2. Варианты Подъезда и Отъезда

1.1 Наиболее удобный по времени следующий вариант подъезда:
- Поезд №605 Новосибирск – Новокузнецк (стыкуется с электричкой)
- Электричка Новокузнецк – Междуреченск (стыкуется со след. электричкой)
- Электричка Междуреченск – Бискамжа (ходит раз в сутки!) до ст. Казынет.
Между поездом, и электричками промежутки порядка 40 минут, но расписание год от года меняется, так что в случае опоздания поезда есть еще шанс успеть на электричку из Междуреченска, если срочно найти автотранспорт (в 2003 мы договаривались с автобусом на остановке у вокзала) до Междуреченска.

1.2 Другой вариант подъезда:
- Поезд №605 Новосибирск – Новокузнецк (стыкуется с электричкой)
- Поезд №696 Новокузнецк – Абакан (прибывает на ст. Калтас в 1:09/местн)
Но в этом случае нужно провести в Новокузнецке целый день с 6 утра до 20:52 (местн.) часов вечера.

2. Отъезд:

2.1. - Электричками в обратном порядке до Новокузнецка (после обеда).
- Поезд №605(именно 605!) Новокузнецк – Новосибирск.
2.2. - Поезд №695 Абакан – Новокузнецк (рано утром).
- Поезд №605(именно 605!) Новокузнецк – Новосибирск.






3. Техническое описание маршрута
0 день. 8 июля
Вечером на вокзале Новосибирск-Главный садимся на поезд № 605.

1 день. 9 июля
Утром прибываем в г. Новокузнецк. Встречаем восьмого участника похода Ан Ульяну, только-что прошедшей пеший поход по Ергакам. На электричке с пересадкой в Междуреченске достигаем станции Казынет. Строимся. Количество привезенных труб меньше, чем требуется, поэтому используем лес в достатке растущий здесь. Обедаем. Собрано две двойки и одна четверка. Становиться пасмурно. В 17-00 выходим. Одновременно начинается дождь. На ходу одеваем дождевики. Дождь и отсутствие солнца делают свое дело – девушки высказывают желание загидриться. Поскольку вечереет, км 8 ниже старта, на левом берегу зачаливаемся и ставим лагерь. Параллельно ж.д. проходит грунтовка и за вечер проходит два ГАЗ-66, но наши палатки стоят в стороне и мы не мешаем друг другу.

2 день. 10 июля
Утром надеваем гидроштаны. Так-же пасмурно и идет дождь. Выходим в 9-50. Томь не представляет никакой сложности. Гоняемся за бульками – небольшими валами. В Балыксе, ниже моста делаем остановку для перекуса. Уставши грести сцепляем суда борт к борту, и дрейфуя созерцаем красоты природы. 1-40 отнимает обед. Моросящий дождь не прекрашается. К 19-30 достигаем устья Большого Казыра.
СПРАВКА Казыр - самый бурный из сплавных притоков Томи. В период половодья его прохождение имеет 5-6 к.т. Мы проходили только самый нижний участок Казыра (ниже порога "Каша") в условиях малой воды. Самым сложным препятствием на этом участке является порог "Трек", образованный скальной грядой правого берега. В пороге узкие проходы между каменных глыб и сильная струя, требующая четкого маневра. Ориентиром порога являются крупные камни в русле реки. Мы строили катамараны выше порога, разведку и страховку осуществляли по левому берегу.

В устье виден остров – значит воды не слишком много. Зачаливаемся, на левом берегу Большого Казыра, после небольшой разведки находим тропу проходящую по руслу высохшего ручья и начинаем занос. Метров через 700 тропа выходит на щебеночную дорогу, которая выводит к мосту через Б. Казыр. Метров 200 выше моста находиться порог Трек. Находим свободную площадку и разбиваем лагерь, немного выше стоит народ из Кемерово, у них здесь школа по воде, и быть им здесь еще 10 дней. Дрова несмотря на опасения находятся легко.

3 день 11 июля
Погода улучшается, небо потихоньку растягивает. После завтрака делаем занятие по метанию морковок. Девушки вначале тренируются в бросании камней и только затем бросают морковки. Выявляется лучший метатель Щелудяков Олег, не зря он заведует кафедрой в водной академии. Освоившись с морковками переходим к катамаранам. Ставиться страховшик с морковкой, и страховочный катамаран в тишке. Поле нескольких прохождений порога выясняется что, с таким уровнем воды, даже новичкам не удается кильнуться, страховочный катамаран убирается, остается лишь страховка морковкой. После обеда появляется солнце. У нас познавательно-фотографировательная тренировочная радиалка. Берем катамараны и по дороге заносимся до порога Каша, оставив суда поднимаемся да порога Молоко, фотографируемся. Вернувшись к машинам, спускаем их ниже Каши. У Казыра течение быстрее чем в Томи потому пользуясь возможностью тренируем перегребание с берега на берег, развороты, маневрирование. Снова проходим Трек. Ужинаем. Отбой.



4 день. 12 июля
Позавтракав в 9-15 выходим. Погода радует, светит солнце. На снаряженных судах снова проходим Трек. Не останавливаясь продолжаем сплав. Из препятствий попадаются подводные камни, которые мы обходим. Стараемся собрать валы, которых здесь мало, и высотой они не более полуметра. Через 15 минут мы в устье. Пройдя еще 50 минут достигаем устья реки Амзас. Зачаливаемся немного выше от устья (фото 7). Место знакомое, большинство из нас здесь были зимой и переходили Томь по льду, летом же здесь оборудована паромная переправа. Пофотаграфировавшись и окончательно разгидрившись (солнце то припекло) продолжаем сплав. Сделана ротация экипажей, чтоб люди поработали в составе другой команды и на другом судне. Река становиться шире и спокойнее, встречаются мелкие перекаты, порой требующие проводки. Река делится многочисленными островами, флотилия разделяется по протокам, затем снова собирается, в некоторых из них приходится идти волоком. Встречаются рыбаки и отдыхающие на катамаранах и резиновых лодках. Семья отдыхающих из Междуреченска на двух сцепленных катамаранах посмеивается над нашим видом (каски и спасжилеты) на такой спокойной реке, но мы напоминаем себе что у нас поход спортивный и безопасность превыше всего. Временами мы сами уподобляемся отдыхающим, и сцепив суда, дрейфуем подставив лица солнцу. Належавшись, устраиваем гонки. Обед делаем недалеко от станции Сливень. Пока дежурные готовят, остальные времени не теряют – проводиться занятие «принудительное киляние судна, переворот его обратно». Жаркая погода этому благоприятствует. Затратив 4 часа 50 минут чисто ходового времени к 17-00 достигаем Тебы, она легко опознается по ж.д. мосту, позволяющему поездам, пешеходам и мотоциклистам пересекать р. Томь. После небольшого перекуса и разведки люди и суда меняются ролями - с катамаранами на загривках по хорошей гравийной дороге идущей по правому берегу начинаем занос до Лосевских порогов. Река хорошо просматривается с дороги, видны перекаты, требующие при малой воде проводки судов.
На расстоянии 3,5 км от устья начинаются Лосевские пороги - с дороги видны сливы и сложные шиверы между ними. Место легко опознается по железному мосту через один из притоков Тебы. Еще через 500 м видны плоские плиты, образующие правый берег и поляна перед ними - удобное место стоянки, которую мы и занимаем. Ужинаем и ложимся спать.


5 день. 13 июля.
Дежурные встав в 6-30 довольно скоро будят остальных. Первый каскад Лосевских порогов - 3 слива, разделенные участками в 30 и 50 м быстротока. Первый слив косой, высотой около 40 см, у большого камня с левого берега. второй прямой, посередине реки. Третий прямой, у левого берега, с довольно глубокой бочкой и цепочкой валов за ним. Далее до правого притока и 50 м за ним – шивера с обилием подводных камней. Второй каскад состоит из двух сливов. Заход в первый из них осложнен подводными камнями и требует точного маневра. Второй - мощный слив у левого берега. За порогами шивера продолжается еще 400 м, но постепенно упрощается. Для повторения прохождения рекомендуется зачалиться в 100 м ниже последнего слива, выбрав подходящее место для выхода на дорогу - в том месте, где дорога спускается к реке и до нее остается около 3 м по высоте.
После Казыра Теба не вызывает энтузиазма у матросов (ошибка руководителя в планировании маршрута – простая река после сложной). Поэтому после нескольких прохождений порогов задача усложняется – учимся делать принудительную чалку. Тема ещё недостаточно изучена и потому чуть было не уплывает ценное дюралевое весло. Накатавшись, сворачиваем лагерь и начинаем сплав по Тебе. Ниже Лосевских порогов до устья река образует еще 4 шиверы, из которых первая длиной почти 1 км, а третья и четвертая требуют по малой воде проводки катамаранов, и потому экипажам здесь очень пригождается навыки маневрирования приобретенные ранее, особенно достается четверке, местами она садится на камни и экипаж спешившись волочит её. За 28 минут непрерывного лавирования достигаем окраин деревни, здесь и зачаливаемся.
Заявленный до Междуреченска маршрут спортивного интереса не представляет и потому разобрав суда, просушившись и пообедав, идем на станцию Теба. На электричке с пересадкой в Междуреченске добираемся до Новокузнецка, садимся на поезд №695 и утром мы дома.






4. Итоги.
Река Томь хорошо подходит для совершения водных походов первой категории сложности. Проходящая вдоль реки железная дорога позволяет легко начать и завершить маршрут в любой удобной точке. От р. Амзас Томь становиться более спокойной, поэтому рекомендуем начинать маршрут из района ст. Казынет. Включение в маршрут р. Теба позволяет повысить сложность до 2 к.с.. Планирование захода вначале на Казыр, а затем на Тебу было ошибочным, т.к. участники после прохождения более сложной реки, не проявляют интереса к менее сложной. Правильней будет несмотря на сложности при переездах, запланировать пройти реки с нарастанием сложности. Количество дней получится тоже. Наличие пещер (Щорская и др.) позволяет планировать комбинированные маршруты. Следует учесть наличие в это время года кровососущих насекомых и запастись реппелентами, особенно мерзопакостен гнус, который кусает не сильно чувствительно, но через пару дней все начинают усиленно чесаться, для такого случая полезен МЕНОВАЗИН, которым смазываем места укусов

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2
Опубликовал Юрий Рябцев