Черга - моя любовь,моя печаль

Идет загрузка карты ...
Новая для Н-ска река на майские . Сложность по участкам от 2 до 4 к.с. Удачная учебная река.
 
Технический отчет

Туристско-спортивный союз России
Новосибирское отделение
ТСЦ ” Панда” Турклуб “Кедр”



ОТЧЕТ
о водном путешествии четвертой категории сложности
по рекам Улус-Черга – Черга – Сема-Катунь
( Шебалинский район респ. Алтай )
совершенном 30.04 -5.05.2009 г.
Маршрутная книжка № 0-47-10
Руководитель группы Кириллов ЕЕ.
Адрес руководителя: г. Новосибирск, Котовского 1-59
e-mail: eebaidarka@mail.ru
тел. 351- 07- 08 8-953-794-0978
Маршрутно-квалификационная комиссия Сибирского Федерального округа
(154-00-666656655) рассмотрела представленный отчет и считает, что пройденный маршрут соответствует четвертой категории сложности и может быть зачтен всем участникам и руководителю.
Отчет использовать в библиотеке НКТ после участия в чемпионате г. Новосибирска и области по спортивному туризму 2009 г.
Председатель МКК СФО Е.В.Говор
Судья маршрутной квалификации
Новосибирск 2010г.



Содержание : стр. 1
2. Справочные сведения 2
3. Состав группы. 2
3.График прохождения маршрута. 3
4.Определяющие препятствия маршрута 3,4
5.Идея похода 5
6. Подготовка похода 6
7. Подъезды и деньги 6
8.Орг-я путешествия 6-9
Стратегия, тактика
9.Лоция (описание) 9
Улус – Черга 10, 11
Черга до Семы 11-14
Сема 15
Занос на Семинские скалы 15
п.Кедр – 2 на Катуни 15-16
непонятки 16
10. Три манёвра, на которых мы прошли Чергу 17-19
( техника сплава)
11. Обеспечение безопасности 20-21
\12. О классификации 22
13. Выводы и рекомендации 22
Карты и схемы 23-26
Списки 27-34
Фото



















Справочные сведения. 2
1.Проводящая организация
ТСЦ «Панда” Т/К “Кедр” г Новосибирск. Ул. Ватутина 12
2.Вид туризма: водный, катамараны – двойки.
3.Категория сложности: четвертая..
4. Район путешествия: Шебалинский район респ. Алтай
5.Нитка маршрута: Новосибирск-Бийск (поезд) – пос. Черга -слияние рек Улус-Черга и Булухта - 2й км на Усть-Кан (машина) – сплав по рекам Улус-Черга, Черга, Сема, Катунь от Усть-Семы до пос. Сростки – Бийск (машина) – Н-ск (поезд)
6.Протяженность сплава: 205 км.
7.Сроки путешествия: с 30 апреля по 5 мая 2010г .

8. Состав группы

№ФИОГодРаБота (учеба)Адрес, тлфОпыт
1Кириллов
Евг. Евг.1965ТЭЦ-2,мащ.-
обходчикКотовского 1-59
351-07-08 5у Сумульта
4р.Катунь
2Мурашко Игорь1990НГТУ, препод.Краснообск,
45-174у Чуя
3Шевень Дмитрий Григ.1986ИХАН,
М.н.сЛесосечная
4-33у Рыбная
4Петрова Анастасия Валерьевна1986Сиб. Оь. Комп. менеджерЛесосечная
4-33у Рыбная

5Самочернова Маргарита Ал-рна1985ДЮСШ 3аря
инстр-рКотовского
42-1344у Урсул
6 Скрябин Леонид 1986НГТУ
ст-тМакаренко 22-1522у Катунь

















График прохождения маршрута 3

Даты
Дни
путиУчастки маршрутакмСпособ передв-яНаиб. сложн.преп-я Примеч.
30.04.Н-ск- Бийскпоезд
1.051.Б.- лагерь на ш. Учебная.
Тренировка,
Занос на т/к Кедр и Отрицательный8Заносы,
сплавп.п.т/к Кедр, ОтрицательныйСолнце,
+20
2.052. - за п. “ 3+2”10Сплавп. За мостом,
ш.Островная, п.Ювента п.3 облома, Коротыш, Бемц, “3+2”Клещей
нет! Поздн. весна или пав-к.
3.053.- -устье Семы12Сплав, п.Лед.щит,Тирамису
низкие мосты Солнце,
+20
4.054- Манжерок 35сплав
п.МанжерокскийПеременно, +10
5.055--Березовка50сплавп.АйскийТак же
6.05-Бийск-Н-скМаш. поеззд
Итого202


Определяющие препятствия.
Не люблю этот раздел…Какой-то он искусственный. Типа вот тут по-настоящему сложно, а всё остальное – хрень и можно загорать… На Черге точно не так. Даже на Семе после Камлака (да, ”двойка “однозначно) полно расчесок и навалов на берега при Vтеч.=8-10 км/ч. И вообще река – единый цельный комплекс препятствий, Напр., пр. 11 – “двоечная” шивера,, но сразу за ней идет п. Коротыш
(4 к.с по степени опасности). . Если будет авария на пр.11, человека может занести в Коротыш. А это …Ладно, раз положено - покладём…Предположим, что это – для удобства МКК.

№,вид, названиеК.с. , длинаХарактер преп-яРекомендации по прохождениюПримечания
1.п. т/к Кедр4к.с. 800м
2010 - 5 к.с.П-ш. с б. уклоном. Боковые свалы.Просмотр, страховкаСначала – тренировка . По 2010 девчонки не шли.
В 2009 – завалы!
4. п. Отрицательный4 к.с. 400мСливы,камни, на б.прямоуг у ЛБ навал,
2010 – навал скорее на камни у ПБПросмотр, страховка
4
6.п.
За мостом4 к.с.П-ш. с б. уклоном. Боковые свалы.Просмотр, страховкаНа вых.-навал на ц. камень
8. п.Рыжие ворота4 к.с. Крупн. Камни с навалом.Просмотр, страховка В 2009 - 2 ЗАВАЛА!
6,7 п.Ювента
(нумерация Жигарева)4 к.с. 900мСливы, камни, боковой свал в непроход. протокуПросмотр,
страховкаСлева от ц. камня в струе “крокодил”
Пр.9, ш.Водосток переходит в
(2009)
непроход Березовый кердык
3 к.с. 500м



ХХХ 700мКамни в струе, Vтеч.=12км/ч
Завал осн. протоки, 2-я также перекрыта на 2/3Высмотреть место чалки и еще пару в запас


Обносить по -любому



Самая заподлянка :
вроде можно пройти…но чуть что – висеть вам на березе, и помочь нельзя даже с вертолёта
10.(2010) –
п. “З+2”4 к.с.900м Осн. струя уходит в лев протокуПросмотр,
страховка Вероятность повторного завала очень велика.

12.п.Коротыш4 к.с .200м
2010 – 3 к.с.Слив вдп. типа 1,7 м ,перепад 3м на 50м.
2010 – пологий слив 1,5 м.ПРОСМОТР, страховкаВсе просто если посмотреть и найти створные ор-ры
Катунь, п. Кедр-2
Прочее хорошо известно.4 к.с. 500мБочка 1,3 м валы до 2м косые до1,5мПросмотр, страховка Ну да, да, мы откопали новый порог на Катуни. 5
См. конец описания, перед “Непонятками”

Идея похода .
Немалое значение для сплавщиков имеет первая серьезная река. С одной стороны, она должна быть достаточно безопасной для новичков. С другой - достаточно сложной , иначе скучно, и люди уходят. Но главное – это порождает мифы о том, что сплаву учится не надо. “ Чё там - сиди да греби . “ Так проходят “двойку” - Катунь от Чемала, так же – “тройку” Песчаную на июньские…А потом добираются до ” Замка “ на Урсуле или Коргона или просто попадают в дождевой паводок – и пошла кувырк-коллегия…Если учесть, что и со страховкой та же беда – сначала : “ А на фига она здесь…” а потом : “Млин, а как это делается??!”,то просто удивительно, как МАЛО еще памятных табличек на береговых скалах…
На этой реке
- от Камлака (Сема) -2к.с. (отчет Е.А. Обуховой) - от пос. Черга – 3 к.с (классификатор) - от слияния Улус-Черги и Булухты (25км выше пос. Черга) – 4 к.с .
Я бы уточнил:
1.От “т/к Кедр”(наш маршрут) – короткая 4-ка,не дающая, в отличие от Урсула или Песчанки, времени на раскачку. Поэтому ТРЕНИРОВКА ОБЯЗАТЕЛЬНА.
2.Ниже Коротыша (Скальный коридор, от Носа Титаника) – “тройка”. Если вы идете на тройку, руковод должен иметь 4-ку и большую осторожность – речка жесткая до п. Черга. Тренировка также обязательна, ее можно провести на пр.13.

По долине реки идет асфальтовая дорога .Напрашиваются интересные варианты, позволяющие: - - 1) 1) новичкам – увидеть (а то и попробовать) серьезные пороги, а затем пройти свою ”двойку” как подготовку к ним
2) более опытным – пройти свой маршрут, а затем покапитанить на маршруте попроще - 3) руководителям – совместить подготовку ” салаг “и “чайников” с интересным для них самих сплавом и снять с себя хотя бы одну головную боль : опытные капитаны для новичков будут. Словом, основная идея похода по данной реке – объединить наконец силы турклубов для серьезной подготовки новичков. Идея для “Кедра” и др. студенческих т/к особо актуальная .

Подготовка поход а 6
началась еще прошлой осенью на Тёплой Воде. До 20.10.09 отрабатывали по выходным гребки и маневры . Особое внимание уделялось быстрой чалке, поведению при навале и ”варианту 60 “(cм.”Три маневра…”) Зимой - ОФП.( Бег, силовая подготовка по комплексу “20”, походы – лыжи, спелео, соревнования). В марте тренировки возобновились, в апреле были перенесены в ” боевые” условия Шипунихи . На реке (Улус-Черга, ш. Учебная) также была проведена большая (6 часов) тренировка на три маневра : даже опытным водникам необходимо привыкнуть к воде , т.е соотнести свои визуальные и мышечные сигналы с реальной скоростью потока.
Прочие детали подготовки (напр. то , что в поисках подобной реки я перелопатил все отчеты как в Nete, так и старые в НГКТ, и еше раз спасибо Олегу Львовичу, что подсказал и дал лоцию) банальны или описаны в соответствующих разделах.
Не буду также включать краеведческий раздел - он прекрасно сделан в отчете О.Л.Жигарева, настоящее эссе по истории района..А у нас была другая задача –оценить речку, проверить на своей шкуре. насколько она безопасна для сплава, определить технику и тактику с учетом подготовки новичков. Да и времени было, как всегда на майские, в обрез – марафон…. Скоро походов не будет, только их имитация в темпе поросячьего визга.
Подъезды и деньги.
Поезд 601 Н-ск- Бийск 17.28 Москвы прибывает в 6.20 местного. Есть автобусы до Шебалино, но как дальше? Простым и надежным вариантом остается машина (тлф у руководителя).Путь до Усть-Семы, да и далее до пос.Черга по Чуйскому тракту знаком любому бийскому водителю Далее тракт уходит на Барлак,а нам вправо – до развилки на Алтайское – Усть-Кан. Здесь слиянием Улус-Черги и Булухты начинается р. Черга. Отсюда можно сплавляться в любую воду.мы, свернув на Уть-Кан, проехали выше по Улус-Черге до моста и сплавились от 2 км. Уезжали из Березовки, поезд 602 (18.00 мск)
По деньгам : плацкарта туда 370, обратно 574…Машина до реки 3000,обратно 900. Продукты 520 на чел., аптечка 700,расх. материалы и некоторое снаряжение – еще 650. Итого на человека 2350.

Организация, стратегия и тактика путешествия. Просьба прочесть !
Да, здесь было над чем почесать репу Учитывая водно –снежно – ледово – завальную обстановку весны -2010 На Урсуле незадолго до этого ледяным затором едва не снесло мост. Мы выходили на реку, имея 5 тактических вариантов:
1) Река в ледяных заторах, паводка еще не было. 7
Идем со сплощными просмотрами и постоянно следим за уровнем. В случчего – каты в зубы, бегом на дорогу
2) Паводок прошел – полно завалов.
То же
3)Малая вода – идем от слияния
4) Паводок – не идем, доезжаем на попутке до Черги, идем оттуда.
Даже в самом поселке есть пара мест, где в паводок размажет в секунды.
5) Большая вода – идем, но очень осторожно.

Но вот как отличить большую воду от паводка на реке, которая летом – ручей?

К счастью,”чайников” среди нас не было – даже самый ”молодой”, Леня, ходил в походы с 14лет, а ФП имел – позавидуешь . Проблем с дисциплиной, ФП, погодой, постановкой лагеря и сборами не было – спасибо ”Кедру”.
Оставались мелочи :уклон реки 12м/км, например. Ну так и руковод ребятам достался нехилый – 14 лет сплава, две пятерки руководство еще в советское время. И 12 лет борьбы…пардон , возни с новичками.*

*Нет, братья по сплаву. Это не самореклама. Я просто хочу, чтобы все – в том числе и члены МКК – поняли, что эту реку – Улус-Чергу, и Чергу тоже – не одолеть с нахрапа, хотя смотрится она с берега несерьезно. Но это ГОРНАЯ река –в отличие от привычных горнотаежных. При таком уклоне поток в секунды взбухает на помехе – напр.катамаране в навале , человеке– и давит, тащит, топит, не дает не то что встать – упереться в дно, моментально вымывая из-под ноги опору. Можно ли идти по такой реке? Мне такая попалась в первое руководство – “двоечка” Прут от Яремчи. Я уже был с “4-кой”…ЕЛЕ-ЕЛЕ ХВАТИЛО. После этого каждые майские – ТАКАЯ река. Я ими жил ,к ним готовился, тренируясь с марта по ноябрьские. На этих реках не было ничего нового для меня. Как было бы хорошо, если бы и для будущих руководителей , выбравших эту реку, ТОЖЕ .
Постараюсь больше не злоупотреблять большими буквами. Но как выразить то, что даже там, на реке, при этой убойной нагрузке – 9-10 часов в гидре, сплошной просмотр , сплошная страховка, обносы, заносы – не давало мне спать. Все, что я могу – поставить к.с : четвертая. Я не могу потребовать, чтобы у руководителей было 5у . Или “горная” 4-ка вроде Коргона с его 12 м/км. Или вытащили всю группу ”на местность” - проверить, умеют ли ходить на “траверсе”. Можно ли без этого? Наверно, можно. Но вот как обойтись без табличек на береговых скалах…
Ладно. Еще я могу просто передать свой опыт – готовые решения по этой реке. Этим и займемся.
Стратегия была проста – везде, где опасно ,проверяй сам. Помни о правилах – они писаны кровью – и полагайся на свой опыт 8.
Давайте уточним. Основная работа руководителя ,с моей точки зрения – постоянное сравнение возможностей реки в конкретном пороге и возможностей каждого экипажа на момент прохождения. Основной вопрос – пройдут Ваня с Маней п. “Кердык всему” сейчас , с этим опытом (умением читать воду и рассчитывать соотв.свои действия)и этой техникой ( отработанными гребками, маневрами, приемами равновесия) ? И если не пройдут, то сможем ли мы их вытащить ? Если возможности реки неясны – иду я, т.к. мой опыт - 5 к.с. Если возможности экипажа неясны – я прохожу с капитаном, а затем – с матросом, выясняю, и только тогда могу решать .Это соответствует и основной задаче похода – качественное обучение новичков.
Вот только таскать каты по 3 раза....Ну да и в этом отношении Черга (и У-Ч) - золотая речка. Заносы легкие, это не Урсул.
Тактика…”сползания ’. Так её окрестили ребята еще на Пруте. Коряво, но точно.
1.Тщательно разведываем препятствие, ставим страховку. На чалку – минимум двоих Один с “морковкой”,второй с веслом – зацепить, вытащить нос на берег раньше. чем поток развернет судно.
Ни на просмотр (визуально –идеамоторныый расчет прохождения), ни на организацию страховки и чалки времени не жалеем. 2.Проходим ( как – см.Стратегия) 3.Просматриваем следующее, даже несложное, чтобы определить место след. чалки.( С чалкой здесь местами хуже, чем на Урсуле.)
До слияния проходили без вещей.
Организация. Ну..тут конкретно. Значица, так:
1.Доехали до слияния, вылезли, глянули – вода есть, и много, а вот место для тренировки не очень…широко, и, как потом выяснилось, море клещей(2010 – ни одного!).
2.Поднялись по У-Ч до моста (табл.”Улусчерга”,не ошибетесь), и обнаружили то, что доктор прописал – шивера 1-2 к.с., русло 15-20 м, струя мощная, а берег – ровная терраса из гальки. Там, скорее всего, мы и встретимся на след. май…Добро пожаловать, там места палаток на 20.
3.Тренировка.6ч. Не все получалось, камней в шивере поубавилось, но я ясно дал понять – без трех маневров никто никуда не пойдет 4.Когда все научились ходить без бум-бум-бум и чалиться “ на ‘раз.”, поднялись выше и стали осваивать п. “Отрицательный” . Затем - “Т/к Кедр” .Часа 2 убирали дерево. Первое же прохождение ясно дало понять: пройдут только мужики.
5.След. день. 6.30 дежурные, 7 подъем, в 8.10 все готово, а рюкзаки в… 9
Ну, так вам и скажи! Мы там и на след. год спрячем… Пошли потихоньку вниз… .От слияния пошли с вещами. После “ Ювенты” – 1-й плес 70м, но река становиться проще только после ”Коротыша “ . 6. От “Носа Титаника” теперь, имея лоцию и описание, можно большую часть не смотреть ,хотя…”Березовый кердык” образовался, похоже, в паводок прошлого года. Так что будьте готовы к сюрпризам.
Стоит также прочитать “Обеспечение безопасности”.
Лоция (описание)
В пройденном маршруте можно выделить 5 участков :
1.Улус-Черга (до слияния). Практически сплошная шивера ,уклон 12-14 м/км, поток мощный ,чалка сильно затруднена .Расход прошлой весной 20-25куб.м. ,этой 40-45. Часто завалы. 4 к.с. Конкретно по порогам: 4 к. с. – 3 непроходов – 4. В 2010 5к.с. - 1 Валы до 1,2 3-4 к.с. – 1 4 к.с. - 4 бочки до 1м 1-2 к.с - 6-7 1-2 - 6
2.Черга от слияния до “ Cкального коридора” .Уклон 10-12 м/км. Расход 35-40 (2010 – 60-65) куб.м . Появляется жесткий вал 0,5-1.2 (1,5) м. За крупными камнями - заводи, но в целом берега по-прежнему “корытом”, чалиться сложно. 4 к.с.
3 Черга в “Скальном коридоре” – от ” Носа…’ до “Кормы Титаника”
.Уклон 7-8 (10) м/км, расход тот же. Река течет в скалах, часто в каньоне, но сложность меньше – фон уже “троечный” .Впрочем, расслабляться рано – сюрпризов хватает. Напр., “Бемц в конце тоннеля»” надо просматривать однозначно – не дай бог паводок закинет дерево в тоннель !А там справа не зачалишься… (см. лоцию). 3 с эл.4 к.с.
По Черге :
4 к.с. – 2+ 1 на Катуни (см.) непроходов – 4 (из них 3 низких 3-4 к.с - 2 моста) в 2010 - 3 3к.с. – 3 2-3 к.с.-5 2к.с. - 7
4.Черга от “К.Т”. (от сетки) и Сема от слияния с Чергой до Катуни. ”Двойка”. Не знаю, кто там такой умный в Москве, что нарисовал на этом участке “тройку”. Типичная 2 к.с., в основном навалы на берега, по нашей воде сильные, а так же мели, о-ва, кусты и “расчески”, перекаты, прижимы (особенно в пос. Черга). И самое опасное – низкие мосты .Все они в лоции есть, но могут построить еще, может завалиться сравнительно высокий, или наоборот – вода поднимется… 10
5.Катунь от Усть-Семы до Сросток.
Ну, это описано тысячу раз…Впрочем! Если отмель в устье Семы закрыта водой – значит, на Катуни воды много .А по большой воде Катунь скучать не даст..

1.Р. Улус-Черга. 10
Сплав начался в 500м выше столба “2км” автодороги на Усть-Кан (см. Подъезды). После обширной луговины правого (орографически) берега (по воде - несложная шивера) начинается
1.П."Турклуб “ Кедр” ! 4к.с.800м
Ориентиры :кроме указ. выше –
прямоуг. камень у ЛБ, за ним – заводь для чалки ДО.Просмотр и занос по обоим.
Страховка по лев.
Чалка за огр.камнем у ЛБ
Проход левее центра – к ЛБ – по ц – к ЛБ - и снова левее центра.
Навалы идут расколбасом : уходишь влево – будь готов, что дальше потянет влево.
2010:швыряет через обливнухи (до 1,3м.как с трамплина) и лупит в бочках после них – мама не горюй !Риту выбило.

Порог-ш. с б. уклоном и крупн. камнями в струе. В середине –косой вдп. слив и тут же – навал на камень ЛБ (!)
-- быстроток с камнями 100м
2,3. Негабарит 1 и 2. Х ! Обнос по лев. 2010: обнос. Н-1 – единственный проход у ЛБ 1,5м между б.камнем в русле и деревьями на берегу — б/ток 50м Н-2 – слив уЛБ ; между камнем на берегу и б. камнем в русле 1,5-1,7 м. Справа – бревна на камнях. -- ш .2 к.с. 150 м
4. п. Отрицательный. 4 к.с. ! 400мПросм.и страх.по лев
Б. прямоуг. камень у ЛБ в последней трети порога ,на него навал.(!)Чалка к ЛБ сразу.
Заход правее ц. вплотную к треугольн. камню, корму влево не пускать – мы и так каждый раз шоркались левым баллоном.
2010: расколбас. Навал на ЛБ слабее,но Д.и Н. выкинуло на камни у ПБ и не хило прижало.*
Камни,сливы.Б. прямоуг. – с (-) уклоном, отбоя нет (!)
*Вообще это особенность рек с малоразработанным руслом: боковые свалы влево и вправо чуть ли не с одного места. 10


5. ш. Учебная 1-2 к.с. 800м – быстроток 300м до моста и под -- а/д выс. мост, табл.” Улусчерга “ -- за мостом справа ручей
6. п. За мостом'. 4 к.с ! 300 мПросм.,страх. по пр.
Чалка к ЛБ 50 м после моста . К ПБ – намного сложнее, да и стартовать оттуда – только “с рук”Чалка к ПБ у деревьев.
Поэтому работали все-таки с ПБ
Проход правее центра с лавировкой На вых. навал на камень в ц.*
2010: певее ц.,навых после ц. камня переходим вправо к ПБ.
П.- ш. Б. уклон. поток мощный.
*1-й экипаж в 2009 пережил неск. неприятных мин. Но отработанные рефлексы не подвели (см. “Три маневра…”)
7. ш. Островная 3 к.с. 5оомПросм., страх. по пр. Лучше 11 сразу посмореть до 8.

Поворот влево, о-ва – чалка к ПБ.За ш. чалка к ПБ в неб. заводь за кустом боярышника (колючки!)
2010: С чалкой еще хуже. Чалились за ПП к ПБ в в крохотной заводи,ловили втроем.
Центр. протока - по ц. с лавировкой

Обливн. камни в струе
-- ш. 2 к.с. 500м
8. ХХ непроход 80м Обнос по пр. Проще сразу и 9.
Поворот вправо, на ПБ горелое наклонное дерево. Ниже 70 м на ЛБ – сломанная береза,
Чалка напротив за вишневым камнем типа ноутбука к ПБ.2010: 1ствол на камнях ПБ,но все может повториться…
Чалка к ПБ. Далекая, но простая.

2010:8. п.Рыжие ворота. Крупные камни в струе. Левее ц. – поц. - вправоДеревья в русле на крупн. камнях
-- 300 м ш. 1-2 к.с Придется смотреть из-за чалки перед
-- Далее неск. ш.1-2 к.с. о-в на слиянии с Булухтой. 11 Чалка на ЛБ перед преп. 2 по лоции Жигарева. Есть место для лагеря, но дрова на ПБ. И прорва клещей – надо выжигать, что ли (в 2010 – ни одного).
2.Р. Черга (слияние У–Ч. и Булухты – пос. Черга (сетка)
Пр.1 (Ж. ) Выше по Булухте – мост и развилка Алтайское – Барагаш. Ш.1 к.с. до поворота. Здесь уже шли с вещами.
пр.2 (Ж) На слабом повороте влево – Ш 2 к.с.800м. По ц. с лавировкой . Место чалки перед пр.3 лучше посмотреть
**Далее в лоции какой-то сбой –возм., из-за более высокой воды. Пытаемся, сохраняя нумерацию Жигарева, дать удобоваримое описание.
пр.3 ,4,5 п. Перед скалой (вар-т – Булухтинский) 3-4 к.с. 400мПросм., страх. по пр.
Страховка с воды из заводи за скалой ЛБ.
Чалка по сути в пр.2. Ор-р – скала на ЛБ. Чалка перед “Ювентой”(6,7) – там же,за скалой ЛБ.
По ц с лавировкой. Навал вправо, затем влевоСлив 1м,жесткий вал 1,2 м
-- быстроток с камнями 80м
пр.6,7 п.Ювента ! 4к.с 900мПросм., страх.по лев.
Та же скала на ЛБ, но Ю. – за ней
По ц, затем правее ц. вплотную к крупн. камню . Затем начинает стаскивать в право,надо проскакивать справа от б. треуг. камня в центре через полуподводный и прострелом (свал сильный) – в слив.
2010: А вот здесь было проще. Свал слабее или уже привыкли к резким маневрам…Сложный и красивый. Назвали в честь первопроходцев . Камни в русле, уклон большой. Во второй половине – бок. свал в пр. протоку (ХХ),слив 1,5 м, вал 1,3м. Проходом слева не соблазняйтесь – струя выносит прямиком на наклонную обливнуху, заныр обеспечен

-- плес 70 м – переправляйтесь.
пр.8***п. 3 облома 3-4 к.с . 500мПросм, страх по пр. С воды – с лев.
С ЛБ – крутая нестабильная осыпь*** Новодел – дорогу отсыпали
Правее и левее центра
Чалка за 3-м. к ЛБ.
2010: швыряло и тянуло хорошо .В русле ближе к ЛБ – 3 б. камня со сколами, на 2 и 3 навал

пр.9 ш. Водосток 3 к.с 500м !Просм. по лев – не столько шиверы, ск .чалки.
Ор-р - крупный раструб водостока выше по склону.Чалка на выемку дороги ПБ. Ор-ры – опоры ЛЭП разного 12
вида и поваленное дерево чуть выше места чалки. Зачалиться обязательно!
По ц., постепенно перебираясь вправоШ., уклон увел-ся


пр.10 ХХХ п.Березовый кердык !!! 700мОбнос по пр.
Кроме ор-ров чалки - пов-т вправо, на скалах ЛБ – желтые пятна.

2010: “3+2” - 4 к.с.900м
3 камня на входе справа ,влево – прижим к скале. Затем – перед входом в левую протоку – еще 2. 1-й экипаж потянуло на них настолько быстро, что оставался один вар-т – влево, и, соотв., в пев. протоку .На повороте вправо у ПБ З крупн. камня, далее о-в .На приверхе о-ва лежат 2 березы. Если попасть туда – заныр неминуем. Но и просто киль на конце верхней березы – это кердык, т.к. дальше

2010: берез нет. Но по берегам их прорва. А осн. струя по-прежнему тащит на “2-х бандитов”.

пр.11. ш 2.к.с. до конца о-ва .Чалка вправо (берег крутой!) В лев. протоке или
после слиния можно к ЛБ.
пр.12 п.Коротыш 4 к.с. !!!Просм. (!!!) по пр или по лев. Страх. с лев. 13
Неб. расширение русла, быстроток.Шум.
Проход левее ц. Нужна точность - после перегиба ничего не успеешь сделать.
2010: слив 1,5 м, пологий,
-- быстроток 300м, хор. чалка слева
На ПБ – скала Нос “Титаника”. По обоим берегам скалы. Местами – каньон. Это начало “Скального коридора”. Здесь попроще, но глядите в оба – река успокоится только в пос. Черга, после Кормы, в сетках .
2010: здесь ничего особенно не изменилось. Скорость больше, вал не более 1,5м,проходы посвободней ,короче: дошли сюда - … Только не ленитесь просматривать! Речка узкая, крупн. камней немало, положит лесину – всем хватит
пр.13 Несильн. прижим к скале ПБ, слив 2 к.с.,100 м – вдоль ЛБ “вариантом 60”.
пр.13 а ш 2к.с. 100м в расширении русла – вдоль ЛБ. – быстроток100м 13
пр.14 ш. 2к.с. 150м на неб лев. повороте, скала с (-) на ПБ – вдоль ЛБ. -- 150 м плёс
пр.15 ш. 2к.с, с ЛБ береза – к ПБ .
Пр.16 п. Каменный нос 3 к.с.Просм. возможен по обоим,.
Чалка после 15. Резк. поворот вправо, с ЛБ . скальный “язык»” 30 мЧалка на лев.
На ”вар.60” вправо, затем влевоДвойной трековый прижим

пр.17. ш. Здоровила . 2-3 к.с. ш.500м,,затем о-в. На приверхе о-ва огромный камень, на него навал. Надо заранее уходить в пр. протоку – левая мелководн.
пр.18.п. Бемц в конце тоннеля !!
3-4 к.с., 400мПросм. с моста. Необходимо также спуститься и просмотреть прав. тоннель с обоих сторон. Страх. и чалка после на ПБ.
За о-вом виден а/д мост – чалка на лев .Не дай бог занесет лесину…
Проход пр. тоннелем на “вар. 60”, затем рывок в заводьВ тоннеле мощн. ламинарный поток, на выходе сбой струй, вал 1,5м, потом бой в скалу . 2010: хор. отбой, проходили и лев. тонеллем

пр.19 п Таранный. 2к.с. 400м ш.100 м – по пр., в конце бой в середину скалы – надо пересечь струю и уйти заранее . –быстроток 100м - чалка
пр.20 ш. Бойцы 3 к.с 500м.П росм с ПБ. страх. взаимная 14
Уклон возрастает, в русле неск.крупн. камней.
По ц., затем обойти бойца справа … На все крупные камни в струе – навал.
-- Б.луговина справа. О-в – лев. протока. –пр.21. Снова скальник по обоим, мелководный прижим вправо – уходить по мелководью или траверсом вплотную. 2к.с.300м
Пр.22.прижим Ледяной щит 3-4 к.с. 800мПросм. по пр. страх с ЛБ с воды
Лесистый о-в – пр. протокаЗа - удобное место для трен-ки . 14
Корму к острову – и не отпускать”.Вар.60” работает железно. Любой другой способ здесь – просто тупой риск.В протоке камни. Прижим к ПБ. С ПБ в струю спускается снежно-ледовый пласт, создавая дополн. опасность.
2010: не было
-- пр.23 ш.2 к.с. 300м
Пр.24 п. Тирамису 2-3 к.с 200м !Видно с воды,
Ш., неб. поворот влево. Выс. мошн. скала на ЛБ (Корма “Титаника”) что справа – какая-то чача. Вылезти и просмотреть не получилось, но виден проход у ЛБ .
2010: справа – чистый слив межу камней.
Проходить у ЛБ.
-- валы до 1,2м
-- слева, а затем и справа появляется сетка.
Сложный участок закончился .Далее – “двойка” c редкими троечными препятствиями…Но расслабится по нашей воде можно было только на берегу.
-- через 800м – проволока, лучше справа . Начало пос. Черга. Магазины у тракта – останавливайтесь, когда увидите высокий а/д мост (или за ним).
–пр. 25 прижим ”Узкий” 3 к.с 400м О-в -- по прав. протоке, корму к о-ву – и назад что есть силы. Проход узкий, тянет сильно.
-- пеш. мост, потом 2-й – оба проходимы. – несложн. прижим, скальник слева перила вверх по склону – пешеходн.мост. Низковат, проходить у ц. опоры. Отсюда можно по ПБ дойти до магазинов. – автодорога, остановка - вероятно, можно уехать – низкий пешех. мост
-- а/д выс. мост, перед ним о-ва – слева. На опоры навал. – приток справа – Сема – перед Камлаком – железный мост !! ХХ обнос по ЛБ, чалка в кустах, как только заметишь мост или – как мы, на вар.60 вплотную к ЛБ и резко – в заводюшку перед мостом. Кстати, ”двойка»” от Камлака подробно описана в отчете Е. Обуховой (на сайте ”Скиталец” ) – стар. дер. мост ! Х в самом Камлаке – обнос по ЛБ, для чалки место .ботанический сад
Далее сложных препятствий (выше 2 к.с.) до Катуни нет. Но (!). Вся Сема по нашей воде – сплошной слалом – гигант. Уходишь от навала на кусты и деревья ЛБ и уже надо думать, как уходить от навала на правый. К любой скале на повороте – прижим, на любой крупн. камень в струе – навал. 15
(Прекрасный, кстати, полигон для отработки всех вариантов траверса. Вот только лавировка, лавировка ! Ну хоть пару шивер метров по 400! - встать на пол-дня и отработать “ прохождение ворот”!) Шли часов 5. В устье Семы - поперек – галечная отмель. ПБ высокий, сосны . Если вы хотите занестись на Семинские скалы – вам сюда.
Для заноса лучше выбраться на щебеночную дорогу вправо (по ходу, а ход у вас будет вверх по Катуни). Топать мин.40- час, пока справа не увидите справа неб. скалу около дороги . Здесь сворачивайте влево, на оборудованы е стоянки , и ищите спуск к воде. Дальнейший маршрут хорошо известен. и описан 200 раз…Единственное, о чем хотел бы еще раз предупредить – если неб. скалы в Катуни, возле места чалки скрыты водой – меняйте тактику! Уходите от всего белого и сильно плещущего . Короче , пустячная “бочка” в 800 м выше усть – семинского моста. 0,8-1м. Разгоняемся, врезаемся, пробиваем… и попадаем в противоток за ней, причем настолько мощный, что нас тянет назад, в “бочку “ Еле выгребли.
Бобровая протока и порог “ Кедр – 2”
И еще…Ладно, бобров там уже нет – пейнтболисты, сволочи, добрались. А порог есть .И не ниже 4.к.с. Так вот. Немного ниже Аржан-Су есть Бобровая протока. Т.е. это мы ее так назвали для себя, причем договорились “не трендеть»”,т. к. все отлично понимали : стоит кому узнать – все. Бобровый мех всегда в цене… Вообще-то это чудо – говорю как биолог. Бобры человека очень бояться, забираются в самую глушь. 4 часа по глухой тайге я топал (последние 2 – по полуболоту), чтобы 1-й раз их увидеть. А здесь - 500м от автострады!
Я сначала не поверил – какие в таком месте бобры! Ну, мало ли кто каким инструментом дерево свалил. Однако взял в руки –да, они ! Стружка с бобрового погрыза настолько характерная – раз увидел, не ошибешься .Чудеса еще случаются…Но на острове в протоке было пейнтбольное поле. А этим охотничкам за человечиной чудес нэ нада , им бабло подавай! …В этом году свежих погрызов не было.
Ну так вот. Найти ее несложно – широкая левая протока со стоячей водой. Встали на острове . Я вспомнил прошлогоднюю байку Валеры Иванченко, что в конце этой протоки 4-х метровый водопад. Девчонки пошли посмотреть. Возвратились поздно (там км 4), но с горящими глазами : ”Там такие валы! На наших посудинах нечего и думать ! Гень Генич, а на чем такое проходят ? “ Пошел утром сам. Ну да, валы увесистые, не меньше 2м. Считанные метры, чтобы, ,проскочив мимо бочки, развернуться влево под 45 и набрать скорость – надо же чем-то встретить косой вал! А за ним еще, и катунская толчея, и если киль - ой, понесет…Но пройти можно. Что мы и сделали. А поскольку ни в одном отчете по Катуни 16
ниже Чемала о нем не упоминалось, назвали его “Кедр-2”
П. Кедр-2 4 к.с. 500мПросм. и страховка с ЛБ и с воды от ЛБ
Аржан – Су – Бобровая протока – через 25-30 мин. сплава заметен вроде бы неб. слив. На ЛБ съезд к воде - причалитьПоток мощный, чтобы зачалиться, к ЛБ, надо выгребать влево уже в валах.
Заход левее ц. вплотную к бочке, затем резкий поворот влево и рывок вперед, чтобы встречать косые валы с ЛБ носом и на скорости. Дальше так и работаем, выгребая в валах влево на чалкуНа заходе справа бочка, дальше слева серия косых валов до 1,5 м и затем – хаотичные валы до 2м.

.Про непонятки.
Название ,к.с., примерн. длинаПросмотр и страховка по…
Ориентиры, место чалки до (нет – ищите раньше)Место чалки после
Линия движенияКраткое описание преп-я

! – порог опасен Х - непроход !! - порог очень опасен ХХ – савсэм непроход, сюшай !!! – опасность смертельная. ХХХ – непроход на сильном течении Жирным шрифтом выделены опасные вещи и рекомендации, как их избежать















Техника сплава и аварий 17
3маневра, на которых мы прошли Чергу .
а также : что делать в аварийной ситуации здесь.
1.Быстрой чалкой
в принципе владеет любой водник, прошедший 4-ку…Не владеющие давно отправились в счастливые края, где сплав круглый год при температуре воды +30, а погибшие водники и суда вновь материализуются на старте.
Но есть несколько деталей, превращающих сумбурное барахтанье у крутого берега на быстром течении за камнем размером с ноутбук в быстрый и точный маневр.
1 ) Втыкаемся в заводь .
Ест., на (+). Траверс позволяет подойти к месту чалки вплотную, но в заводь – на (+). Лучше в берег, если там нет битых бутылок и проволоки.
2) Поток за корму разворачивает ктмн на 180.У вас только это время. Как только угол носа с потоком станет меньше 30, поток начнет оттаскивать и разворачивать нос – и все, не удержишься, разворот и чалка по новой. Ниже на 50-100м.
Так вот, за время разворота гребец у берега должен : а) подгрести к берегу (ход!!) ,одновременно пересаживаясь верхом. б) нащупать ногами дно (что возможно только верхом ) в) не достать – упереться веслом, подгоняя баллон к берегу и заодно – подпирая себя , т.к. дно наверняка скользкое г) есть опора под ногами – толчками весла и ног (2.я рука за раму приподнимает катамаран) вытащить нос и себя на мелководье (верхом!).
д) и только тогда, когда нога нащупает надежную опору при уровне воды не выше колена (веслом упираемся по-прежнему! ) перекинуть ногу через баллон , бросить весло на берег и е) крепко схватившись за раму, выдернуть свой ктмн на берег.
Все это время 2-й гребун изо всех сил лопатит веслом, прижимая нос к берегу. Держать, пока не слезет 2-й , иначе вы ему устроите киль у берега . 2й на потоке, поэтому слезает внутрь ктмна у носа (см. 3.)
А унас коленная посадка. Как у всех нормальных…
Тогда – либо принудительная чалка, либо – если опыт чалок в водосточном желобе есть – помощь с берега, морковка и весло.
Пересесть верхом на баллон на тяжелых ( на-армальных) катах нереально. Значит – эдакий “ковбойский” вариант: прыжок назад – вбок из “косынок”,обе руки на кате – и бегом на берег.
Только не забудьте попробовать веслом, насколько глубоко. Чалить кат вплавь…

2.“ Вариант 60 ”.** Классичский способ ухода от прижима, навала на крупный камень - разворот судна поперек потока и “Греби–и–и ии!»” малоэффективен. Особенно. если в джазе девушки. А на Черге навал и прижим – обычное дело. Мы использовали сочетание траверса и хода вперед попеременно. При этом угол ктмна к потоку (к потоку, а не к берегу!) оставался неизменным – 60 -70 градусов.
В прижиме , напр.( а прижимы на Черге еще и узкие) , корму сразу разворачивали к выпуклому берегу ( от прижима ) , ставили угол 60 и гребли назад. Камни у выпуклого берега обходили на коротких рывках вперед – и снова табаним, угол не меняется, скала на том берегу рычит в бессильной злобе, т.к .добыча ускользнула.* Причем сил на этот фокус хватает даже у миниатюрных девчонок – первогодков кг 50 -55 весом Если тренированы .Девочек - конфеточек на Чергу не брать! Сложность в том, чтобы удержать угол. Для этого оба гребца должны владеть дуговым (поворотным) гребком . .Это несложно – приходите к нам на тренировки , основу я дам любому за полчаса .Начинаем в марте, заканчиваем в конце октября. Да и зимой будем отрабатывать гребки, и маневры – пишите, звоните.
.


*Даже если силенок не хватит – вы тыкаетесь в скалу носом, делаете то же притяжение к корме и уходите разворотом. Так проходили ” Бемц”, так в августе 2009– без особого напряга - прошли”Замок ” на Урсуле. ** “В. 60” был изобретен мною (Е.Е.) и моим напарником по байдарке А. Луковниковым на Саянской Оке . Орха-Бом известен своими прижимами, а у нас еще и паводок пошёл… Упускать корму перегруженного “ Салюта М-4,7 “ в струю, где плясал вал 1,5-2,5м никак не хотелось.

3-1, Действия при навале. Под навалом я понимаю ситуацию, когда поток прижимает (наваливает) судно серединой на препятствие, и уйти аварийным вариантом (обкатка, переползание ) не удается. Судно прочно сидит, поток наваливается неодолимой силой… Различают утык (судно на ровном киле ) и заныр (баллон на потоке – наП – ушел под воду) Важно, чтобы не с человеком – а для этого надо отработать до рефлекса несколько простых движений .
А. Гребец на потоке (наП)
1) Нижней по веслу ( внешней по отн. к ктмну) рукой вынимает лопасть из воды * Гребут обычно до последнего (и правильно), так вот с последним гребком (команда “ Суши! Навал!” ) весло остаётся в н. руке в горизонтальном положении .Б. палец, выставленный вперед, не дает лопасти опустится .*
2) Верхняя (по веслу) рука в это время тянется к плечу 2-го гребца ( у Пр – у препятствия) и крепко зацепляется за вырез спасжилета ** .
3) При этом туловище, естественно, наклоняется на препятствие, разгружая баллон наП. Если поток все –таки тянет этот баллон вниз ( эффект подсасывания), надо перебираться на баллон уПр или на препятствие.
Б. Гребец уПр. Действия аналогичны ( в том числе наклон туловища в сторону препятствия).Задача – удержать гребца наП от падения в поток (если он, идиот, не вытащит весло из воды *). Как максимум – перетащить на свой баллон. И если баллон уходит под воду – бросай все и тащи обеими руками. Хотя бы голову удержать над водой…
З-2. Переворот.
Нижний, как и положено, проныривает в центр. Верхний должен освободить ноги и падать на них, сползая по раме . Из”коленки” – тот же прыжок вбок – назад – приземляетесь на баллон за нижним.
Тоже отрабатывается на тренировках.
Падать спиной нельзя – камней полно. Утопить не утопит ,но побьет и зажмет где-нибудь. Тут снова встает вопрос куда – к берегу или к кату, и обговаривать его надо конкретно, на каждом пороге, где возможен киль.

* Весло мгновенно прижимает к борту, и поток получает опору, достаточную, чтобы вдавить в воду куликовский баллон 650 л при Vтеч.=7 км/ч . Если что – весло надо бросать и ловить в середине ктмна. И ни в коем случае не наклоняться в поток самому!
** Все остальное скользит. Шейный вырез с/ж – единств. надежное место. Говорю, как опытный рукопашник.


Обеспечение безопасности.
Что обеспечивает безопасность в походе? “Морковки”? Cпасы, каски, гидры? Не секрет, что большинство групп страховкой пренебрегает . Или все сводится к тому, чтобы постоять со спасконцом у реки. А что делать, если бросок неудачен? Да куда там – большинство даже не знает, что ктмн (тем более - человека в струе) “на веревочке” не удержишь! И все же – проходят. Почему? Могу отвечать только за нашу группу. Мы, правда, достаточно много внимания уделяем страховке, но считаем, что самое надежная страховка – прохождение без аварий. А для этого нужно:
1) все ,что можно, отработать заранее – на тренировках. Кстати, страховку тоже. В т. ч . моделирование аварий. *
Вообще водный опыт, как я писал на форуме “ Сплава»”, - сумма необходимых условных рефлексов. Сплав - ситуация стрессовая, срабатывает только то, что ушло в подсознание.
2) Начинать надо с более простых порогов или с тренировки , чтобы привести глазомер ,а также силу и темп гребков в соответствие с реальной скоростью потока.
3) Основная работа руководителя – точная оценка возможностей каждого экипажа на данном пороге. Точная. На Здесь и Сейчас.** И не бойтесь обносить,-- бойтесь разговора с их родителями о том, как погиб их сын (дочь) на отдыхе. Ради чего??!
4) Страховке надо уделять хотя бы пятую часть от того, что тратится на сплав. Поднимите задницу с дивана в апреле, съездите на Буготак, попробуйте реально проиграть аварию – возможно, ваши представления о страховке всерьез изменятся. Тогда звоните, пишите – будем разбираться вместе. Летом. На перекатах Ини в районе Криницы - Паровозной. А потом – на Песчанке или Казыре, Урсуле, Черге -пониже. И вот тогда вы сможете спокойно сказать : да, вряд ли мы это пройлем …ну, 30%. Но ребят мы вытащим – 100%. А значит , можно рисковать. Или нельзя – если не 100%


*Вариантов аварий всего 2 – переворот и навал, и оба хорошо моделируются с постепенным усложнением по скорости потока. Самое главное – действия экипажа в момент аварии…Подробности – http://kedr.marshruty.ru/Arts/Biblio.aspx?BiblioID=bb27d29a-c882-408c-b3d7-6cc330e7d61e **Важнейший фактор здесь – настроение, а точнее, психофизиологическое состояние людей. Все помнят эту жутковато – бесшабашную атмосферу...Чуть лишку – и начинается “…да здесь вааще не фиг делать”… Чуть меньше – и кого-то уже трясет, а в таком состоянии идти нельзя. Подробности там же.
Конкретно по Черге.
Начинать лучше, как и мы, с ш. Учебной на У - Черге .Если, конечно , позволит уровень воды. А так место прекрасное – русло всего 20 м, запросто ставиться “перетяга”, а мощность потока достаточная . Да и клещей на галечной террасе ЛБ намного меньше. * Тренировка продолжалась до тех пор , пока три маневра не стали получаться “на раз”у всех . Тогда я дал ребятам возможность попробовать зубы на Отрицательном – правда, со мной на правом баллоне (в 2010 – сами)
Тренировкой на страховку была практически каждая чалка. Вообще чалка на Черге – отдельная песня, нередко я просматривал порог только для того, чтобы найти место чалки . Для сравнения : на Урсуле в Н. у. сложно причалить на коленной посадке – берега корытом, да и камни скользкие (базальт). А на Черге сложно зачалиться без помощи с берега даже при посадке верхом - до сетки. Хотя камни нормальные.
Хорошо бы в тех местах, где возможен переворот, кроме страховки с берега держать наготове дежурный экипаж. Если страховка с берега не срабатывает, его обязанность –идти за “перевертышем” в пороги и вытащить хотя бы людей. По крайней мере в 3-х местах – после Ювенты, после Коротыша и Бемца – это весьма актуально. Другой разговор – кто на это способен …
Самосплав не делали – сначала я побоялся, что “постукает” , а позже – в “Скальном коридоре” уже не было времени .
На порогах 3- 4 к.с. применялось “двойное прохождение ”, или дубль – я проходил с капитаном, а на втором заходе экипаж шел сам. Смысл в том, что лучший просмотр – с воды во время прохода. Что еще? Шли в полных гидрах, а на опасных порогах (на Катуни из-за большой воды – сплошь) надевали капюшоны. Капитанам, конечно, приходилось орать, но переохлаждение –вещь не менее опасная, чем собственно пороги.


*Тоже надо привыкнуть: постоянно осматривать др.другу спины и прочие труднопроходимые места, обходить кусты и переодеваться только на совершенно чистых участках Необходимо также каждые два часа обрабатывать одежду “антиклещом”, а руки и лицо – чем-то менее токсичным. Примерно на троих баллон 200мл того и того.


О классификации. 22
К.с. – ступеньки опыта. Значит, порог 3 к.с. – это порог, который без проблем пройдет экипаж, уже имеющий опыт “двойки.” По Черге это выглядело примерно так : по сложности
1 - простой проход по струе ; 2 – то же с парой смен полос из-за поворота или мелей 3 – есть необходимость выхода из струи или косые* ворота (до 45 град.) 4 – боковой свал** и (или) большой уклон (10 -14 м/км)
По опасности:
1 – опасности нет 2 – опасность для судна; для людей непосредственной нет. 3 – опасность навала на сильном течении. Но камней и скал с (-) уклоном , узких проходов в крупных камнях и завалов нет. Т.о. при элементарно правильных действиях экипажа (см. Три маневра – 3.) все выльется максимум в стаскивание ктмна при помощи с берега . 4 - серьезная опасность для людей при ошибках в ключевых местах. Т.е наличие той бяки, которой в 3 не было + сильное течение. Ест,, учитывались и такие классические параметры, как уклон, расход, Vтеч.
Если к. с. не соответствовала степени опасности, мы при неб. разнице ставили черточку (За мостом 3-4 к.с.), а при серьезной ставили максимальную цифру. Так, Коротыш по сложности не выше 2 к.с., но степень опасности - 4. На общую оценку реки , как комплекса препятствий, влияют также условия чалки и мощность потока, являющаяся функцией уклона и расхода.

Выводы и рекомендации.
1.Наш маршрут однозначно относится к 4 к.с. Если сравнивать реки, по которым я водил группы в этом году, то Песчаная в июне – 3,0 Урсул - 3,8 Черга – 4,2 По набору препятствий она превосходит Урсул (см. начало описания) , по мощности немного уступает. 2.Для безопасного прохождения следует хорошо отработать ” Три маневра..” + тренировка на реке. Сразу начинается серия сложных порогов. 3. Опыт участников – не ниже 3 к.с. Руководитель должен уже иметь 4 к.с. рук-во и Обязателен опыт по маловодной реки с б. уклоном, 4 или 5 . 4. Страховка (перетягой, на “живца” , спасконцами, с воды – деж.экипаж ) также д.б. отработана заранее и опробована на У -Черге .Необязательно переворачиваться (это лучше делать сначала где попроще) , можно ловить ктмн на ровном киле. 5. ”Тройка “ от пос.Черга практически равноценна двойке от Камлака .Не знаю ,что они там в Москве себе думают, но после такой 3 можно идти на Песчаную, но не на Урсул – навыков точной лавировки не будет. 6. По весенней ледяной воде , а также из-за возможности навала ( на любом порог выше 2 к.с. !) до пос. Черга рекомендуется полная гидра .
Рекомендации по темам – в соотв. разделах




Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Алтай
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: четвертая