хребет Заилийский Алатау / Горный туризм | Спортивный туризм

Горная 1-ка по Заилийскому Алатау. Лето 2006, рук. Бабий Д.П.

18 - 24 июля 2006 г.
с/к «Медео» - пер. Бутаковский (2880, н/к) – р. Лев. Талгар – р.Туристов – пер. Туристов (4000, 1А) – р. Озерная – оз. Бол. Алматинское – пер. Джусалы-Кезень (3375, н/к) – р. Проходная – пер. В. Ломакина (3830, 1А) – р. Каргалинка – пос. Карагайлы
Техническое описание маршрута
День 1-й. 18.07

Весь день пробегав по Алматы с оформлением регистрации приехать к с/к «Медео» смогли только в 17-18 часов. Еще некоторое время потратили на осмотр достопримечательностей, к коим относится сам каток на Медео, лестница на плотину и собственно антиселевая плотина. Плотина действительно впечатляет, внешне выглядит так, будто ее вырезали из горы, на самом деле построена известным для новосибирского жителя человеком - академиком М. А. Лаврентьевым с использованием техники взрывов. Культурная программа закончилась относительно поздно, уже начало смеркаться, когда мы вышли из Медео в сторону ущелья к перевалу Бутаковского. Пройдя минут 40 по дороге, свернули на полянку, где и остановились на ночлег вблизи какой-то деревушки. Сразу, после того как все разместились в палатке, пошел дождь.
День 2-й. 19.07

Подъем в 7:30, завтрак, в 9:00 выход. На удивление погода была солнечная, что не могло не радовать. Сначала поднимались по грунтовой дороге, затем свернули на тропу. Из общения с местными жителями выясняем, что основная часть из них ничего не знает о местонахождении перевала, другая часть считает, что Бутаковских перевала два. Поэтому нужно спрашивать про самый правый (южный) перевал, иначе вам могут показать неправильную дорогу, еще лучше все сказанное сопоставить с собственным чутьем, картой и компасом, тогда все будет в порядке. Тропа стремительно набирает высоту, и требует от участников немалой физической подготовки. На седловину вышли в 14:00, у некоторых из-за сильного перепада высоты проявлялись признаки горной болезни, поэтому на перевале решили долго не задерживаться, а бежать вниз к р. Лев Талгар, там нас ждал обед. Спуск был не сложен, по тропе до реки спустились за 1 час 20 минут. Обед готовили на дровах, старались по возможности не расходовать газ, потому как его у нас было немного – примерно на 3 дня, забегая вперед, скажу, что газа нам хватило с запасом. Вообще, сложилось ощущение, что в Заилийском Алатау принято готовить на газе, но дрова имеются, и мы их активно использовали. С 15:20 до 17:00 обедали, затем вышли, практически сразу же выяснилось, что, спускаясь с перевала, свернули по неправильной тропе и теперь, чтобы выйти на настоящую тропу пришлось продираться по крутому склону через заросли крапивы, скорость в такой среде была порядка 300-400 метров в час. На наше счастье мы довольно-таки быстро вылезли на тропу и радостные побежали по ней вверх по р. Лев. Талгар. Спустя час натолкнулись на 2-х охранников заповедника: на лошадях с автоматами. Из разговора выяснилось, что мы находимся на территории Алматинского заповедника, для пребывания в котором необходимо получить пропуск, стоимость которого - 200 тенге в сутки (50 рублей). Ни в одном из отчетов, прочитанных мною перед походом, не было никакой информации о заповедниках, поэтому к подобной встрече мы были не готовы. У охранников даже были документы, мы тщательно изучили, переписали их данные, узнали их имена, должность, имена их коней и т.д. Настроены они были вполне мирно, дали много ценных советов, у них мы узнали, что достаточно брать пропуск на 3 дня и находиться в заповеднике сколь угодно долго. Основная проблема в том, что получить его можно в пос. Лебединка что немного выше г. Талгар, а до г. Талгар нужно ехать с Алматы на автобусе. Большинство туристов игнорируют эту процедуру именно из-за того, что до пункта оформления пропусков приходится ехать, к тому же встреча с охранниками заповедника - явление крайне редкое. Проведя весь вечер с охранниками, послушали много интересных историй и анекдотов, к концу вечера штраф уменьшился до минимально возможной суммы, и был выписан только на руководителя. Также с нашей стороны была подписана объяснительная о нашем бестактном поведении. Все в итоге оказались довольны, мы были рады тому, что завтра снова выходим на маршрут, а им теперь было что показать начальству. Вечером, как и днем ранее, пошел дождь – тенденция, стало быть, утром должная быть хорошая погода, так и случилось.
День 3-й. 20.07

Утром вышли в 8:45. Продвигаемся вверх по тропе, за окном облачно. Встречаем группы из Москвы, предупреждаем, рассказываем им об охранниках, которым лучше не попадаться, они в свою очередь показывают нам оптимальные маршруты преодоления речек, которые изменили направление из-за сошедшей недавно сели. Погода постепенно портится, в какой-то момент пошел град затем сильный дождь, 40 минут сидим под полиэтиленом. В 14:00 добираемся до Солнечной поляны, где встречаем огромное скопление туристов из Москвы, становимся на обед, готовим на дровах, чем весьма удивляем публику, которая впоследствии попросила нас оставить им костер после ухода. В 17:00 выходим, движемся по тропе, встречаем группу из Новосибирска. Доходим до впадения р. Туристов, после которого движемся по тропе вдоль реки, погода начала портится - мелкий град. В 19:00 находим подходящее место для стоянки и останавливаемся, ужин готовим без дров.
День 4-й. 21.07

Хорошая погода продолжает приятно удивлять, утром опять ясно. Позавтракали, в 9:00 выходим. Движемся по моренным валам, по тропе отмеченной турами, троп много, можно выбирать. Перевальный взлет представляет из себя некрутой снежник. В 14:00 на перевале, снимаем записку группы из Киева от 21.07.2006 под руководством Скляр Глеба. Там же догоняем 2-х туристов из Москвы, снова получаем порцию советов, на этот раз не нужных. Спускаемся по крутому осыпному склону, местами снег. Становимся на праздничный обед по случаю прохождения первого категорийного перевала, для кого-то из нашей группы он был самым первым, и сразу на 4000! - неплохо. Вниз идет тропа переходящая в грунтовую дорогу. Дорога упирается в реку Озерную - бродим, идем дальше, через 30 минут дорога снова упирается в эту же реку – снова бродим :). Проходящие туристы удивляются такому энтузиазму, на самом деле по правому берегу проходила тропа, которую мы не заметили. Мы объясняем происходящее тем, что отрабатываем «стенку», как оказалось нам это еще пригодится. В 21:20 останавливаемся на ночевку не дойдя одного километра до Большого Алматинского озера. Там ужинаем на дровах, которые с большим трудом, но все же удалось найти. Все-таки район из-за своей популярности весьма беден дровами.
День 5-й. 22.07

Полудневка. В 12:00 подходим к озеру, где стоим до 14:00. Далее поднимаемся к перевалу Джусалы-Кезень по дороге идущей серпантином по травянистому склону. Дорога очень сильно петляет, что значительно увеличивает расстояние. Уже после похода узнали, что слева (справа орографически) около ручья проходит тропа, по которой можно сократить расстояние. На седловине перевала расположена Космостанция, очень хотелось узнать поподробней о функциональных возможностях различных построек, но никакой информации получить не удалось. Вкоре узнаем, что те, кто могли что-то интересное покинули эти края еще в 90-х годах. За 1 час 30 минут спускаемся по тропе до моста через реку Проходную. По дороге опять встречаем группы туристов, на противоположном берегу останавливаемся на ночлег. Места здесь достаточно оживленные, опять же дрова находятся с большим трудом, все-таки полезно с собой иметь некий запас газа, это избавит от многих проблем. Встречаем алматинцев, которые часто посещают эти места в выходные, из Алматы сюда довольно быстро можно дойти по ущелью реки Проходная.
День 6-й. 23.07

Перевал В.Ломакина еще до похода казался одним из самых сложных препятствий, поэтому решили отнестись к нему с повышенным вниманием. В этот день смогли выйти в 7:45 - несомненное достижение. С погодой нам в очередной раз повезло – на небе ни облачка. Тропы на перевал не нашли, да и в ней мы особо не нуждались. Сначала поднялись на травяной лоб, затем ушли влево (орографически) тем самым отложили выход на осыпь. Все же основную часть пути к перевалу шли просто по осыпи, поначалу некрутой и мелкой, ближе к перевальному взлету камни становились больше, склон круче, осыпь становилась очень подвижной. Сам перевальный взлет представляет из себя снежник, угол наклона порядка 35 градусов, подниматься по такому склону было довольно скользко, скатываться на камни не хотелось, поэтому в качестве дополнительной опоры было решено навесить веревку (2 раза по 20 метров). Уже в 14:30 группа в полном составе была на седловине перевала. Сняли записку группы из г. Томска т/к «Амазонки» от 30.07.2005 под руководством Обуховой В.А. Погода начала портиться, поэтому решили долго не задерживаться и уже в 15:00 начали спуск. Первые 100 метров спуска преодолели по леднику верхом на рюкзаках, далее шли по леднику, трещин в леднике не обнаружили. Примерно на середине ледника свернули влево на осыпь, затем вышли к ручью, вдоль которого и продолжили спуск. Когда достигли реки Каргалинка погода еще больше ухудшилась, все же решили как можно больше пройти вниз по реке. В 18:00 встали на ночевку, совсем немного не дойдя до дров. В качестве еще одного достижения этого дня можно отметить отсутствие обеда. В процессе обустройства лагеря нас настиг дождь. Весь вечер во что-то играли, доедали еду.
День 7-й. 24.07

Чуда не произошло, утром опять была ясная погода – никакого разнообразия. Уже не торопимся, выходим в 10:00. Движемся по тропе вдоль реки Каргалинка, тропа постоянно переходит с одного берега на другой, за какие-то 4 часа пути насчитали что-то около 6 бродов. Тропа идем по весьма привлекательным местам: поля, березовые рощи, сады яблонь и урюка. Яблоки в это время еще не созрели, а вот урюк вполне съедобен, чем мы непременно пользовались. В 14:30 прибыли в поселок Карагайлы, из которого на рейсовом автобусе доехали до Алматы.
Итоги, выводы и рекомендации

Ключевая особенность района Заилийского Алатау по сравнению с ранее посещаемыми нашим турклубом – это, конечно же, высота. Действительно, до сих пор не доводилось встречать перевалы 1А на высоте 4000 м. Как выяснилось высота перевала тоже некоторое препятствие, наряду с трудностью, участники узнали, что такое горная болезнь, как проходит акклиматизация. В Заилийском Алатау существенно отличаются климатические условия, растительность, характер склонов по сравнению с активно посещаемыми нами горами Сибири. Район очень популярен среди туристов европейской части России, а также иностранцев, проложено немалое количество троп, что, несомненно, облегчает проведение несложных походов. Важным элементом организации похода является оформление различных регистраций и покупка билетов на поезд. Как уже было отмечено выше, для пребывания в Алматинском заповеднике необходимо оформить пропуск, причем достаточно на 3 дня. При получении пропуска, нужно будет рассказать правдоподобную легенду о передвижениях в пределах заповедника в течение этих 3-х дней. Наиболее непонятным моментом остается регистрация в Республике Казахстан. По последним данным гражданам России регистрацию в Казахстане можно не делать в течение 90 дней. Тем не менее, есть возможность оформить регистрацию в различных турфирмах, за определенную плату, там же утверждают, что регистрация необходима. Все же законы между двумя государствами могут меняться очень быстро, поэтому перед поездкой желательно проверить все возможные нюансы. Что касается билетов на обратную дорогу, как уже было сказано, их очень сложно купить сразу в Новосибирске. Если все-таки удалось, то в Казахстане их при необходимости сдать не получится, т.е. сдать-то можно, но деньги за них получить придется только в России. При отсутствии билетов на обратную дорогу есть варианты «договориться» с проводниками казахского состава чуть ли не за половину стоимости билета (потеряв в комфорте), либо билет можно просто купить на вокзале у специальных людей с небольшой добавкой в стоимости. Думаю, что второй вариант предпочтительней.