Перевал Тон. По снегу в июле.
Вид с перевала Тон (4023 м)
Вид с перевала Тон (4023 м)
Еще три петли и перевал Тон (4023 м)
Перевал Тон (4023 м)
Снежный спуск с пер.Тон
По долине к Иссык-Кулю
11 день/13 июля. высота 3517 м-пер.Тон (4023м)-Боконбаевское -Каджи-Сай-ст.11 (Иссык-Куль). 61.6 км.
Этот день был очень длинный. Встали рано в 6.30 и уже в 8.15 закинули рюкзаки на спины. До перевала набирать более 500 м высоты пока солнечно, что дальше неизвестно, погода меняется на высоте быстро.
Сначала по тропе, потом она вдруг исчезает и оказывается порядка 50 м выше нас, скорее всего снесена осыпями. Карабкаемся, но сил не хватает, поэтому поднимаем сначала рюкзаки, потом велосипеды. Сегодня они на нас поездят.
Вокруг потрясающие, поражающие виды снежников, курумников, ковры цветов. Не знаешь куда и смотреть, и как все это запомнить! Фотографии показывают лишь тень от настоящей красоты этих мест. Простор, величие, ароматы невозможно запихнуть в рамки пикселей.
На высоте выше 3800 м травы исчезают, кругом только камни и снежные языки. Велокомпьютеры не успевают отмечать нашу скорость, настолько она мала.
3 км до вершины шли 2,5 часа. На подходе к перевалу нас накрыла туча с градом. Еще несколько десятков метров, и вот он - перевал Тон.
Везде глубокий снег, ходим проваливаясь, нафотографировались конечно. Весьма непривычно, что все вокруг белое в июле :)))
Долго не засиживались, опасаясь изменения погоды. Насколько хватает взгляда - серпантин, покрытый снегом, внизу под перевалом, как в чаше несколько ледяных озер, но все равно голубоватых.
Дорога непроста: почти вся покрыта снегом со льдом. То, что не скрыто под снегом - гравий, напитанный водой, а периодически дорога просто исчезает - снесена снежными языками. Ну и склон градусов 60, что тоже добавляет адреналина.
Выстроились в ряд: Дима, я, Валя, Виталий, Костя. Первый тропит по колено и выше снег, я по возможности уминаю и т.д. Идем медленно, на спине рюкзаки, а велосипеды можно сказать частенько тоже висят на нас. Главное не соскользнуть вниз. Ноги быстро промокают и леденеют, снег засыпается в ботинки, довольно быстро перестаешь на это обращать внимание. Снежный язык чередуется с таким же мокрым гравием, который расползается под ногами.
Самое опасное это лед, который не разбить ботинками, проходили такие участки опираясь на вмерзшие камни, и все равно в мозгу холодит. 30 метров сбрасывали ровно час.
Таких языков было 6 или 7 в начале спуска, после дорога просто шла по краю снежной насыпи, ну а со сбросом высоты превратилась в мокрую каменистую гравийку.
Нам повезло, самый сложный участок прошли при отличной солнечной погоде. Внизу у озер наблюдали пеших туристов, идущих на пешеходный и более крутой вариант прохода через перевал, но с погодой им повезло меньше, так как начался дождь со снегом.
Нас подмочило еще и сверху, но к счастью ненадолго. Весь снег остался на перевале, а дождь, обогнав нас, унесло вниз по долине. Остальная часть спуска прошла при самой солнечной погоде и заняла 4.5 часа.
Дорога правда тоже нам сильно запомнилась своим мозгосотрясением: крупная сыпучая щебенка с большими камнями и песками, плюс гребенка. Бедные велосипеды, досталось им сегодня по полной. Так и скакали до самого асфальта.
Чем ниже, тем ощутимо жарче становится с каждым поворотом, на асфальте уже обливались потом. Надо думать, скинулись с 4023 до 1700 м.
Когда мы с Валей доехали наконец до асфальта, оказалось, что Дима прокололся, да еще как, большой порез покрышки на бутылочном стекле, закон подлости. Поставил запасную. Попытка решить проблему в автомастерской результата не дала, остается надежда на магазин в дальнейшем.
За полчаса докатили до п.Бокомбаевское, пообедали в кафе, закупили продуктов. Теперь наш путь вдоль Иссык-Куля. Огромное озеро со слабосоленой водой. На противоположном берегу угадываются такие же снежные вершины.
Найти место под ночевку оказалось непросто, с водой напряженка, редкие ручьи и речки пересохли, а где вода все же есть, полно людей.
Наконец нам повезло, напросились на территорию строящегося то ли кемпинга, то ли парка развлечений, то ли все вместе, в сумерках уже не разобрать, как в стране чудес.
|
День на выдохе.
12 день/14 июля. Иссык-Куль -Чичкан-Каракол. 108 км. Переменно, дождь, встречный ветер.
Собирались очень долго, чувствуется всеобщая расслабленность. Завтрак, купание, сборы, осмотры велосипедов. Потом снова проколы прямо на выезде, в 12.30 только сдвинулись наконец в путь.
Попутный утренний ветер поменялся на встречный, чем немало осложнил наше передвижение. Четкой задачи на сегодняшний день не определено, так как идем с опережением графика в полдня. Вроде едем до Чичкана, это около 40 км, где по графику намечалась дневка.
В реальности проехали 52 км, время 16 ч, погода явно портится, а в Чичкане делать нечего, очередной придорожный поселок, место для дневки явно неподходящее. Звучит задача ехать до Каракола, это еще 58 км. При начинающемся дожде это звучит как приговор. Такая смена планов неожиданна, а поздний выезд и расчет на небольшой пробег нарушены, вызывая раздражение.
С таким настроением на "подъеме" промчали почти 30 км со скоростью больше 25 км/ч, что спасало от замерзания под дождем. А дождь старался вовсю.
За 15 км до города силы меня покинули, едва докрутила, спасибо Валюше за поддержку.
Вопрос о ночевке решился категорично - сохнем в гостинице. На вьезде в город нашлась "Азия", где нас разместили с комфортом, а Косте удалось сбавить цену за постой чуть ли не в половину.
Душ, обильный ужин в кафе - хорошее завершение тягуче мокрого дня.
В поисках дневки. Иссык-Куль.
Вдоль дороги
13 день/15 июля. Каракол - Ананьево. 100.3 км. +25+30, солнечно.
Едется хорошо, только солнце жарит как всегда на асфальте. Сегодня задача найти подходящее место для дневки. До планируемой Григорьевки оказалось не 130 км как по графику, а больше 160, так что дневку нужно организовывать раньше.
Мы объехали озеро по восточной стороне, перевалив с южного на северный берег. Разница очевидна. Больше поселков, трафик увеличился, берега застроены пансионатами и кемпингами разной степени комфортности. Виды чем-то напоминают крымские.
Попытка спуститься на пляж оказалась в итоге не сильно удачной: много отдыхающих, болотина какая-то и много мусора. Поужинали разве что в кафешке.
На 90 км у Валюшки прокол, да не один как оказалось, правда не сразу, а поочереди. Провозились около часа. Уже в закатном солнце резво въехали в п.Ананьево, где местные указали гостевой дом.
Гостевой дом "Азия" (опять :) ) - это двухэтажное здание бывшего банка с необходимым минимумом удобств, в т.ч. со стиральной машиной. Конечно мы ей воспользовались, загрузив работой на большую часть дня.
За чаем долго рассматривали карты. Горы, горки, ледники.
Дальнейший путь по результам обсуждений имеет несколько вариантов:
1. Перевал Сев.Аксуу (4053 м). Сложность в отсутствии дороги, только конная тропа, крутой подъем, сброс по леднику на 400 м, броды.
2. Перевал Кок-Айрык (3889 м). Автоперевал. Машины вроде проходят.
3. Асфальтовый прогон вдоль Иссык-Куля.
Есть над чем подумать, тем более после перевала Тон. В итоге определилась следующая расстановка сил:
Дима и Костя идут все-таки по графику на Аксуу, поднимаясь к нему по Григорьевскому ущелью, остальные через перевал Кок-Айрык.
Чтобы не гнать всю дорогу по асфальту, мы решили сделать небольшую петлю: подняться по Семеновскому ущелью до перевала Кек-Бель (2375 м) и спуститься по Григорьевскому ущелью обратно на асфальт. Дальше прогон до п.Чон-Сары-Ой и вверх на основной перевал. В долине Чонг-Кемин встречаемся в обговоренном месте с нашими ребятами и дальше снова вместе.
14 день/16 июля. Дневка.
Полное расслабление. Ребята днем пошли загорать и купаться на озеро, катались на лодке. А я осталась в доме, занималась приведением записей в порядок, рассматриванием карт и составлением графика на следующие несколько дней, а также развешиванием постиранной одежды :)
Вечером, обломавшись с кафе, купили продуктов и приготовили ужин сами.
Пока я готовила, ребята решили исправить восьмерку на Валином велосипеде, и в 9 часов вечера все наши планы рухнули - обнаружилось, что на треть треснул обод заднего колеса... Думаю описывать состояние команды нет смысла.
В результате обсуждений пришли к единственно возможному варианту: кто-то из ребят едет в Бишкек и пытается найти новое колесо, иначе Вале придется закончить поход. Жребий выпадает Диме.
В таком настроении, когда планы снова приходится менять, озаряет мысль. Раз у нас получается вынужденная вторая дневка, нужно провести ее с пользой.
Проедем часть задуманного мной маршрута, только налегке, пара красивейших ущелий и перевал. Дима предоставил Валюшке свой велосипед. Настоящая радиалка.