Казахстан / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка | Горный туризм

Горный поход 2 к. с. Северный Тянь-Шань, рук. Ан Ульяна

16 - 25 июля 2008 г.
Содержание отчета
2.1.Общая идея похода (путешествия)

Данный маршрут был организован туристами т/к «Кедр» ТСЦ «Панда». Ставилась задаче пройти спортивный маршрут II категории трудности, повысить спортивную туристскую квалификацию, проверить знания и умения участников, полученные в ранее совершенных походах, а также подготовиться к будущим более сложным походам. Также маршрут был ориентирован на проверку на адекватное поведение организма участников на высоте, т.к. большая часть участников не имела высотного опыта. Завершение маршрута на оз. Иссык-Куль было интересной точкой похода.
2.2. Варианты подъезда и отъезда

Подъезды: до г. Алматы: поезд Новосибирск – Алматы.
Существует 2 способа регистрации в миграционной службе либо в Алмате, либо в Киргизии. В Алмате можно зарегистрироваться у знакомых в РОВД по их месту жительства, что дает возможность беспрепятственно идти в Киргизию через горы и находится на территории Казахстана и Киргизии до срока истечения регистрации. Мы воспользовались первым вариантом, это стоит 750 тенге (~ 150руб)
Второй вариант менее правильный, но возможен, он заключается в транзите через Казахстан, т.е. на территории Казахстана без регистрации можно находиться 5 суток с момента пересечения границы на поезде. Если маршрут в основном пролегает по территории Киргизии, то это хорошо, т.к. там можно не регистрироваться в течении 90 дней. В случае, если маршрут более 5 дней проходит по территории Казахстана, то нужно идти обходя пограничников, которые стоят на р.Чонг-Кемин в месте спуска с перевала Озерный, т.е. на стрелке с р. Кель-Алматы. Так же бывает, что пограничники стоят на Большом Алматинском озере. Идеальней вообще не ходить по р Чонг –Кемин, либо только в верховьях, т.к. пограничники имеют обыкновение ездить там на ГАЗ66. В Чолпон-Ате можно зарегистрироваться в миграционной службе за 100 сом.(~75р.) Если попросить они напишут дату, которую вам надо, чтоб Казахстан был транзитом, т.е. не больше 5 дней. На выезде из Казахстана необходимо показать миграционную карту, которую дали при въезде из Киргизии в Казахстан, тогда Казахстан получается транзитом.
Здесь присутствуют два заповедника: один – Иле-Алатауский государственный национальный парк, второй – Алматинский заповедник. В первый обычно свободный въезд, только на дороге от Алматы до БАО и до Медео существуют экопосты, которые проводят периодические проверки.
Для регистрации у спасателей необходимо позвонить по телефону и зарегистрироваться, либо спросить у них адрес и приехать.
г Алматы – ГЭС-2 рейсовый автобус с остановки «Аптека», м-н Орбита-1
Есть вариант прямо от вокзала доехать на нанятой маршрутке, договариваться можно прямо на привокзальной площади, если вы на вокзале Алматы1.
Отъезд: пос. Бозтери – пос. Чолпон –Ата – такси; пос. Чолпон –Ата –гор. Алматы- автобус; г. Алматы – г. Новосибирск – поезд.Билеты на поезд необходимо покупать за 45 дней, т.к. потом очень сложно это сделать.
2.3. Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы:
после пика Советов – до БАО и в Алмату;
после перевала Молодежный – по р. Мал. Алматинка до г/б «Чимбулак»;
после перевала Туюксу – через перевал Туристов 1А до БАО;
после пер. Фестивальный – спуск в долину р.Чонг-Кемин до притока Кель –Алматы к пограничникам оттуда через пер. Озерный н/к на БАО;
после пер. Машковцева – обратно через перевал Машковцева по р. Западный Талгар в долину р. Чонг-Кемин;
после пер. Челико –Кеминский – через оз.ДжасылКель по р. Чонг-Кемин до пограничников.
Запасные варианты маршрута:
Г. Алмата – БАО – пик Советов 1Б – пер. Молодежный 1Б – пер. Туюксу 1Б – пер. Фестивальный 1Б – пер. Аксу Сев 1А или пер. Бозтери Вост. 1Б – Чолпон – Ата
Г. Алмата – БАО – пик Советов 1Б – пер. Молодежный 1Б – пер. Туюксу 1Б – пер. Фестивальный 1Б – пер. Машковцева 1Б – пер. Челико –Кеминский 1Б – р. Чонг –Кемин – пер. Озерный н/к - БАО – г. Алмата
Г.Алматы – пер Молодежный 1Б – пер. Туюксу 1Б – пер. Фестивальный 1Б – пер. Бозтери Вост.1Б – Чолпон Ата
2.4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден по третьему запасному варианту по причине непогоды. Приехав в г. Алматы за три дня до начала похода, можно было наблюдать постоянно плохую погоду в горах. Когда все участники похода были в Алмате оказалось, что двое из шести простужены, что повлияло на решение отказаться от восхождение на пик Советов.
На протяжении всего маршрута нас преследовала непогода, постоянно мокрая одежда и ботинки, что повлияло на снижение темпа движения и отставания от графика. На пер. Фестивальный мы были на 6 день похода из 9 заявленных в обед. В этот же день планировали пройти пер. Машковцева, но на спуске с Фестивального нас застала непогода и видимость испортилась до 50м. При такой видимости очень сложно искать перевал, при условии, что никто из участников на нем не был. Было принято решение идти по запасному варианту, чтоб успеть выйти в Чолпон –Ату до 25, т.к. на 26.07.08 были куплены билеты до Новосибирска.
В итоге в Чолпон –Ате мы были 23.07 в 10 часов вечера.
2.5. График движения

Дни. Дата Участок пути Протяженность, км. Ходовое время Характеристика препятствия Метеоусловия
1 16,07 г. Алматы - ГЭС 2 автобус
ГЭС2 –р. Кумбель 9,6 1:50 Асфальтированная дорога, местами грунтовка Высокая облачность
Вверх по р. Кумбель до 1 правого притока 2,4 2:35 Тропа по левому берегу реки, идущая по лесистому склону Мелкий дождь
Вверх по р. Кумбель до 2 правого притока 1,2 1:42 Движение по каменистому берегу, в местах прижимов переход реки вброд Облачно
13,2 6:07
2 17.07 Вверх по притоку до тропы 1,9 1:04 Движение по камням, по ручью Ясно, низкая облачность
Через поле к р. Кумбель 1,2 1:45 Тропа по полю вверх, спуск по сыпухе в русло облачно
Р. Кумбель – домик селезащиты 3,6 2:35 Движение по ручью, каменистые берега Дождь, туман
6,7 5:24
3 18.07 Домик селезащиты – под пер. Молодежный 2,4 2:00 Моренные валы, сыпуха, выход на ледник Дождь, туман
Перевальный взлет пер. Молодежный 0,4 2:08 Каменная осыпь, смешанная с мокрым грунтом, крутизной 35-37 Дождь
Пер. Молодежный – верховья р. Мал Алматинка 2,4 1:10 Спуск по сыпухе, выход на пологий ледник, курум Облачно
Верховья р. Мал Алматинка – ледник Туюксу 1,2 0:40 Курум, тропа Дождь
Ледник Туюксу – боковая марена 2,9 1:20 Открытый ледник Дождь, град
9,3 7:18
4 19.07 Боковая марена – под перевал Туюксу 1,9 0:35 Открытый ледник с трещинами Пасмурно, снег
Перевальный взлет пер. Туюксу 0,2 1:15 Закрытый ледник с трещинами, крутизной до 40 Снег, туман, видимость до 15м, ветер
Пер. Туюксу – р.Туристов 1,7 1:20 Мелкий курум, открытый ледник, курум Мокрый снег, облачность
Р.Туристов – р. Лев. Талгар 8,4 1:30 Тропа вниз по сыпухе, пор травяному склону Облачно, дождь
Р. Лев. Талгар - стрелка 3,2 1:10 Тропа вверх по травяному склону дождь
15,4 5:50
5 20.07 Подход под ледник Дмитриева, полудневка 4,1 2:00 Тропа по сыпухе Облачно, дождь
4,1 2:00
6 21.07 По леднику – пер Фестивальный 4,8 4:35 Открытый ледник с трещинами, закрытый ледник с трещинами крутизной до 20 Ясно, солнечно
Спуск с пер. Фестивальный до морены 4,3 2:05 Сыпуха, открытый ледник с трещинами, сыпуха Облачно, снег, туман, видимость 100-200м
9,1 6:40
7 22.07 Р. Западный Талгар – р. Чонг -Кемин 8,7 3:15 Курум, сыпуха вдоль реки, тропа по травяному склону Облачно, ветер, дождь, ясно
Р.ЧонгКемин – р АкСуу 3,6 0:40 Дорога, местами тропа Ясно
Р.АкСуу – оз ДасылКель (радиально) 3,8 1:20 тропа ясно
Р. Ак Суу – правый приток 2,9 0:35 хорошая тропа ясно
19 5:50
8 23.07 Ночевка- ледник Вост. АкСуу 4,3 1:40 Хорошая тропа ясно
Ледник Вост. АкСуу – пер. Бозтери Вост. 7,2 4:00 Открытый ледник, закрытый ледник, снежно-ледовый склон 100м. крутизной 42-45 с бергшрундом Облачно, снег, видимость 50-100м
Пер.Бозтери Вост – пос Бозтери 25,2 7:00 Сыпуха, открытый ледник, сыпуха, тропа Снег, град, дождь, облачно
Пос Бозтери – пос. Чолпон - Ата авто
Итого с учетом коэффициента 113,5
2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута

День 1. 16.07.08г
В 10:00 мы доехали до ГЭС2 на рейсовом автобусе, откуда начался непосредственно наш поход. До р. Кумбель шли по асфальтированной дороге периодически разрушенной. По дороге дошли до разрушенного моста, перешли ручей по камням и пошли вверх по левому берегу р. Кумбель по тропе, забирающейся в гору. Пошел дождь. Через какое-то время мы вышли на дорогу, ведущую на БАО, спустились по ней немного к р. Кумбель и пошли дальше по левому берегу по тропе. Когда мы вышли непосредственно к реке, то увидели, что по правому берегу вдоль реки идет дорога, но смысла переходить реку не было, т.к. к этому моменту дорога уже почти закончилась. Дождь закончился, облачно. Дальше продолжили движение прямо по каменистому берегу реки. К 18:00 перешли реку 3 раза вброд стенкой в местах прижимов, и дошли до второго правого притока. Дальше движение по реке затрудняли сильно обрывистые берега, и было принято решение идти вверх по притоку до пересечения с тропой, указанной на карте. Пройдя немного по ручью встали на ночевку в 19:30.
День 2. 17.07.08г.
Подъем для дежурных в 06:00, для всех остальных в 06:30. В 07:40 выход со стоянки. Идем прямо по ручью, по камням, иногда по травянистому склону. Через час доходим до тропы, но по ней давно никто не ходил, но она все же угадывается на местности. Переобуваем сухую обувь и начинаем движение по тропе. Идем вверх по травянистому склону. Светит солнце. Через какое-то время тропа теряется, но идти и так легко. Идем по 30 мин по 5-10мин отдыхаем. Отсюда виден ледник Молодежный. По верху подходим к месту впадения в р. Кумбель очередного правого притока и начинаем спускаться к руслу по сыпухе. Спуск занял времени чуть больше часа. Начинаем движение вверх по реке, которая уже больше напоминает ручей. Идем по каменистым берегам, местами сыпухе, местами гладким пологим горизонтальным скалам. Периодически встречается легкое лазанье метра по 1,5-2. Идется легко. Погода портится, начинается ветер. В 14:30 – перекус. В 16:10 выходим к первому маренному валу, оставив справа от себя домик селезащиты. Начинается дождь, Все затягивают облака, перевал не видно. Видимость снижается но 15-20м. Решаем ночевать в домике селезащиты, а утром идти на перевал Молодежный. В облаках домик нашли не сразу. Через полтора часа видимость восстановилась. Отлично просматривается перевал.
День 3. 18.07.08г.
Подъем в 4:00. Моросит дождь, но перевал просматривается. Вышли в 6:20. Перевал Молодежный 1Б, ведет из долины р. Кумбель (р. Бол. Алматинка) на ледник Молодежный (р. Мал Алматинка). Экспозиция склонов – запад-восток. Подъем начали в направлении левого края поросшего травой моренного вала. Поднялись на вал, перешли ручей, поднялись на второй вал и подошли к перевальному взлету. Весь подъем от домика селезащиты занял два часа. Непосредственный подъем на перевал представляет собой каменную осыпь, смешанную с мокрым грунтом, длиной около 350м, крутизной 35-37? с «островками» разрушенных скал. Движение осуществляли плотной группой. Подъем занял около 2 часов. Тур находится в середине седловины. Дождь закончился. Выглянуло солнце. Спуск осуществляли по тропе со средней и мелкой осыпью. Дальше вышли на пологий открытый ледник Молодежный. По левому краю ледника спускались до места, где ледник стал крутым, там ушли влево на осыпь, по которой спустились до левой боковой морены, по которой дошли до моренного озера. По правому берегу озера дошли до ручья, который вывел нас на маркированную турами тропу в сторону ледника Туюксу. По тропе много мест для стоянок. Пошел мелкий дождь. За 20 мин дошли до языка ледника. Начали движение вверх по открытому пологому леднику Туюксу. Дождь усилился. Ветер. Дождь с градом. К 16:00 дошли до правой боковой морены, где на карте обозначен домик. Домика там не оказалось, выровняли места под палатки и легли спать.
День 4. 19.07.08г.
Подъем в 4:00. В 5:40 начали движение в сторону перевала. Облачно. По открытому леднику Туюксу дошли до трещин, надели кошки и обвязки и продолжили движение по леднику. Подошли под перевал Туюксу, который расположен в северном отроге Заилийского Алатау между вершинами Погребецкого и Туюксу, соединяет одноименный ледник и ледник Туристов. Перевал представляет собой снежно-ледовый, закрытый ледник с трещинами, длиной около 150м, крутизной до 40?. Перевал закрылся, из долины р. Мал Алматинка прилетели облака, пошел снег. Подъем на перевал продолжаем по леднику правее границы попадания камней на ледник, т.к. с осыпи постоянно летят камни. Ветер. Непосредственный подъем на перевал занял порядка 1:15. Шли в кошках по закрытому леднику, правее осыпи, обходя трещины. Уровень снега был от 15 до 30 см в разных местах. Тур в центре седловины в камнях. Очень холодно, дует ветер Спуск производили по осыпи, по границе со скалами, обходя слева карниз. Слева от карниза на скальном выступе весит локальная петля. Мы спустились без веревки по осыпи, придерживаясь за скалы. Вышли на открытый ледник, пересекли его в направлении долины р. Туристов. Выглянуло солнце. Сняли кошки. Спустились на морену, по которой дошли до тропы, идущей по долине к р. Лев. Талгар. Погода опять испортилась. По тропе дошли до места брода через р. Туристов, недалеко от впадения его в р. Лев. Талгар. Все время пока мы шли шел дождь. Бродили прямо в треках, т.к. они все равно мокрые насквозь от дождя. После брода решили устроить обед. Было 14:20. Натянули тент на камни. Погода опять улучшилась, выглянуло солнце. Во время обеда маленько посушили вещи. Вышли в 16:30. Двигались вверх по тропе вдоль р. Лев. Талгар. Опять пошел мелкий моросящий дождь. Дошли до свертка в сторону ледника Дмитриева. Нашли место под палатки, поставили их под дождем. Начали готовить ужин, дождь прекратился.
День 5. 20.07.08г.
Подъем в 8:00. Планируем полудневку, т.к. надо хоть маленько посушить вещи. Идем по тропе, маркированной турами в сторону ледника Дмитриева. К 12:30 подходим под ледник и встаем на полудневку около ручья, стекающего с ледника, сушим вещи. Погода меняется очень часто. Периодически идет дождь, периодически светит солнце.
День 6. 21.07.08г.
Подъем в 4:00, выход в 6:00. Небо ясное. Начали движение по леднику Дмитриева в направлении пер. Фестивальный. Сначала шли по открытому леднику без трещин. Перевал Фестивальный (1Б, 4070 м) расположен в основном хребте Заилийского Алатау и ведет с лед. Дмитриева (р. Лев. Талгар) на лед. Фестивальный (Р. Ю.-Зал. Талгар). Прохождение перевала начинается со срединной морены лед. Дмитриева. Седловина пер. Фестивальный находится в центре цирка лед. Дмитриева между перевалами Разведочный - на западе и Зауральцев - на востоке. Лед. Дмитриева при подходе к пер. Фестивальный образует как бы гигантскую "ступень", обрамленную грядой скал. Мы шли, обходя "ступень" по леднику справа. На плато ступени поднялись по леднику. Дальнейший подъем на перевал проходит по ледовому плато крутизной до 20 с двумя небольшими увалами. Длина плато 1000-1500 м, оно изрезано множеством крупных и мелких закрытых трещин. В месте, где начались трещины мы надели кошки и обвязки, а где ледник стал закрытым связались в одну связку. Подъем осуществляется сначала по центру плато, а затем ближе к его правому борту. Сначала шли по насту, но к 9:00 наст престал держать, а до седловины еще не дошли, пришлось тропить, проваливаясь глубже, чем по колено. Перед перевальной седловиной имеется метровый бергшрунд, который мы обошли справа в связке. Тур находиться в центре седловины. Подъем на перевал с места ночевки занял больше трех часов. Погода хорошая, вокруг плавают белые облака. Спускаемся с перевала по мелкой осыпи, придерживаясь правой части склона. Через 30 мин. Выходим на пологую часть лед. Фестивальный, почти не имеющего трещин. Погода испортилась, пошел снег, налетели облака видимость плохая, периодически проясняется. Длина ледника 1300-1700 м. Спустились на марену, идет снег – дождь. Решаем немного переждать дождь под тентом. Постоянно наплывают облака. Под тентом просидели 2.5 часа. Планировали идти сегодня еще перевал Машковцева, но понимаем, что не успеем при такой погоде. Принято решение не идти за Челтко-Кеминскую перемычку, т.е. пропустить 2 перевала, при условии, что погода все время плохая и времени осталась мало. Спускаемся маленько, ставим палатки.
День 7. 22.07.08г.
Подъем в 07:00. Начинаем спуск по р. Западный Талгар к р. Чонг – Кемин. Сначала спускаемся АО средней и мелкой осыпи, потом идем по левому берегу реки тропе по осыпи, далее выходим на травянистый склон и к дороге, идущей вдоль р. Чонг – Кемин. Идем по дороге вверх по течению, периодически дорога сменяется хорошоутоптанной тропой. Выше впадения р. АкСуу переходим р. Чонг-Кемин вброд стеночкой по три человека. Доходим до тропы, ведущей на озеро Джасыл –Кель. Оставляем рюкзаки и идем радиально на озеро. Возвращаемся, берем рюкзаки и проходим еще порядка 3 км вверх по р АкСуу по хорошей тропе, маркированной турами. Находим место под палатки, едим и ложимся спать.
День 8. 23.07.08г.
Подъем в 03:30. Нам предстоит длинный день. По замечательной тропе доходим до ледника Вост. АкСуу. Начинаем движение по открытому леднику в направлении пре. Бозтери Вост.1Б. Погода начинает портиться. Доходим до закрытого ледника, надеваем кошки, обвязки. Пошел снег. Видимость ухудшается. Связываемся. Тропим по очереди по снегу иногда доходящему выше колена. Идем держась левого края ледника, вдоль хребта подходим под перевал Бозтери Вост. (1Б*, 4110 м), который расположен в основном хребте Кунгей-Алатау и ведет с лед. Вост. Аксу (р. Аксу, р. Чон-Кемин) на лед. Орто-Долонаты. Участок лед. Вост. Аксу перед началом непосредственного подъема на перевал сильно изрезан закрытыми трещинами. Подъем на перевал со стороны ледн. Вост. Аксу представляет собой снежно – ледовый склон крутизной 42 – 45 ° с засыпанным бергшрундом в нижней части склона. Протяженность 100 метров. Подъем прошли а связке. Берг преодолевали с попеременной страховкой. Уже подходя к седловине увидели следы ведущие на перевал. Сняли записку группы, которая была на перевала примерно за час до нас. При условии плохой видимости мы не видели их следы и тропили фактически весь подъем на перевал сами. Спуск с перевала на ледник Орто – Долонаты представляет собой крупную осыпь крутизной 35 – 40°. Протяженность около 50 метров. Спускались по следам прошедшей до нас группы, спуск до ледника занял 20 мин. Шел снег. По леднику шли по следам, дальше вышли на маркированную турами тропу. Спустились в долину р. Орто-Долон Ата и по левому берегу пошли по направлению в пос.Бостери. Снег перешел в дождь с градом. Шли по конским тропам, периодически встречали табуны пасущихся коней. Часам к 7 вышли на грунтовую дорогу, ведущую в пос. Бостери, по которой к 8:30 дошли до пос. Бостери, где поймали такси и доехали до Чолпон –Аты. Такси – волга, в которую поместилось 6 чел, 6 рюкзаков, водитель и его сын. На следующий день вечером уехали в Алмату на автобусе.

2.7. Потенциально опасные участки

Перед перевалом Молодежный следует опасаться камнепада в той части подъема по осыпи, где она граничит со снежно-ледовым склоном, отходящим от вершины Молодежная.
При подъеме на перевал Туюксу при усиленном таянии снега и льда с осыпи, которая находится слева, сильно сыпет, необходимо обойти этот участок по закрытому леднику в кошках и связках.
При спуске с пер. Туюксу прямо с седловины спускаться нельзя там снежный карниз, необходимо осторожно спускаться слева по осыпи вдоль разрушенных скал, можно навешать веревку, там весит локальная петля слева от карниза.
При подъеме на пер Фестивальный необходимо учитывать количество снега, т.к. в верхней части подъема слева нависают карнизы, необходимо обходить правее, чтоб не подрезать склон. Или выходить со стоянки очень рано, чтоб пройти это место по насту до 9 утра, т.к. примерно в 9 наст перестает держать.
2.8. Перечень наиболее интересных природных объектов

Самыми интересными и красивыми объектами маршрута являются озера: БАО, оз. Джасыл-Кель и оз. Иссык-Куль.
2.9. Дополнительные сведения о походе

Список личного снаряжения:
1.ботинки трекинговые (можно жесткие)
2.кошки привязные (на жесткие ботинки)
3.обвязка верх + низ, связанная, ус 1 шт
4.карабин 1 шт
5.каска
6.очки солнцезащитные(не пропускающие ультрафиолет)
7.фонарики
8.фонарь налобный + запасные батарейки
9.вторая обувь: кроссовки или босолапки(в них бродить речки, если придется)
10.рюкзак
11.пенка
12.пластырь, крем от загара, личная аптечка
13.средства личной гигиены
14.клмн
15.одежда: штаны + анорак(капрон)
штаны + кофта (флис(спать))
дождевик на человека и рюкзак(поэлитилен)
панама (кепка), шапка
майка 2шт, рубашка легкая с длинными рукавами и воротником(чтоб не сгорать)
перчатки, носки шерсть , носки х/б 2-3шт

Пер. Бозтери Вост.: 42.812778, 77.104650 4063м
2.10. Стоимость проживания, средств пере­движения

Курс валют 1рубль=5,1тенге=1,4сом
В г. Алматы мы жили у знакомых, и регистрировались у них. Регистрация с человека стоит 750 тен (150руб)
В пос. Чолпон-Ата жилье с душом стоит от 200 до 350 сом за место в сутки (150-250руб.) в зависимости от условий и от того как вы умеете договариваться. Всегда можно поторговаться и скинуть сом 20-50.
Стоимость проезда: Поезд г. Новосибирск – Г. Алматы –около 1500р, рейсовый автобус от вокзала до знакомых – 50 тен(10руб), рейсовый автобус ост. «Аптека» - ГЭС2 -60тен.(12руб). Такси Бозтери – Чолпон-Ата – 250сом(180р)- за всю группу, т.е.30руб с чел.
Автобус пос. Чолпон-Ата – г. Алмата около 500 сом(360р.) Поезд г. Алмата – г. Новосибирск около 1500 руб. Итого на человека на проезд : 3412р
2.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут пройден по запасному варианту из-за недостатка опыта у руководителя в планировании маршрута, с учетом погоды. Это опыт, благодаря которому в следующий раз будет строиться более оптимальная стратегия, и при планировании будут учитываться различные факторы, не зависящие от руководителя и участников.
По количеству категоричных перевалов 1Б, пройденный маршрут получатся маршрутом 2 к.с.
Почти все участники первый раз увидели настоящие горы с высотами больше 4500м., они достойно прошли маршрут несмотря на то, что подобные перевалы они шли впервые в жизни.
Район очень доступен. Буквально, за считанные часы можно переместиться от ж/д вокзала на высоты свыше 3000 метров. Горы мощной стеной возвышаются прямо в пригороде. Короткие подходы к вершинам и перевалам различной категории трудности создают благоприятные условия для совершения походов высших категорий сложности.
Считаю, что цель поставленная перед началом маршрута выполнена, т.к несмотря на все препятствия и непогоду все же удалось пройти горный маршрут 2 к.с.