Кемеровская область / Спортивный туризм | Водный туризм

Путешествие в Горную Шорию по реке Кия

4 - 17 июля 2010 г.
Горная Шория всем известна своими горнолыжными трассами, чистым пушистым снегом, непроходимой заснеженной тайгой. Мы решили сменить лыжи на вёсла и увидеть, как всё это великолепие выглядит летом, сплавляясь по золотой речке Кия на катамаранах!!!

Долгая дорога в горы

наш транспорт, автобус  и газель наш транспорт, автобус и газель
идём колонной идём колонной
ночёвка в сосновом бору под Новосибирском ночёвка в сосновом бору под Новосибирском
завтрак перед дорогой в горы завтрак перед дорогой в горы
Состав группы:
Старший инструктор Ананьев Геннадий Викторович
Организатор клуба «Приключение» Троицына Наталья Валентиновна
 Всего в группе 24 человека
Транспорт: автобус KYA Азия Космос,30 мест; Газель,15 мест.
Сплав средства: 5 катамаранов КП-4; 4 2х местных резиновых лодки Уфимки.
Маршрут: Омск - Кузнецкий Алатау, река Кия: от д. Московка до д. Дмитриевка.

4июля.
Выехали из Омска на двух машинах, автобус (30мест) и газель. Добираться решили с ночёвкой. Остановились возле соснового бора за Новосибирском, там под соснами и переночевали в палатках.
5июля. Тронулись утром, после того, как все выспались.
С начала ехали двумя машинами колонной, но по дороге с газелью нашего инструктора возникли небольшие проблемы, и автобус с группой до г. Кемерово доехал самостоятельно.

Мы простояли в этом городе несколько часов, дожидаясь второй машины, чтобы опять продолжить движение одной колонной. Желающие прогулялись по центральной части города, ценители пива никуда далеко не пошли, а занялись дегустацией местного Кемеровского разливного пива. Кемерово - город пива. Здесь знают в нём толк и умеют его варить по старинной проверенной технологии, оно настоящее, поэтому хранится не долго и до Омска его просто не довозят. Несмотря на вынужденную остановку, день прошёл с пользой!!!

Потом мы ещё долго ехали по Кемеровской области. Горы начались, когда  уже почти стемнело , после того как мы проехали р.ц. Тисуль. Чем дальше мы ехали: пос. Комсомольский, Нижний Берекуль, дорога становилась всё экстремальнее. Асфальт закончился, путь преграждали горные ручьи бревенчатыми мостиками через них. В посёлках всё ещё цвела яблоня, несмотря на начало июля, похоже весна в этих краях всё ещё не закончилась.
В деревню Московка мы въехали уже ночью. Переехали мост через Кию и остановились на ночёвку. Всё, до начальной точки сплава мы добрались!!!!

Начало маршрута-первый день сплава

деревня Московка- начало пути деревня Московка- начало пути
Команда моего катамарана Команда моего катамарана
Кия, июль, почти Алтай Кия, июль, почти Алтай
бабочки, один день - целая жизнь бабочки, один день - целая жизнь
перекаты, перекаты перекаты, перекаты
спуск крейсера на воду спуск крейсера на воду
прохладная Кия прохладная Кия
Скалы"Зубы дракона! Скалы"Зубы дракона!
древняя лава древняя лава
отчаливаем отчаливаем
6 июля. Первый день сплава. При свете дня оказалось, что мы остановились далековато от воды среди кустов ивы. Пришлось проехать ещё 150 м .до галечного пляжа, от куда мы и собирались отчалить.
Первый день сплава всегда протекает сумбурно. Из привезённых с собой жердей, сколачивали рамы для катамаранов, надували баллоны и привязывали их к рамам.
Самое важное в этот день, правильно разбить группу на экипажи катамаранов. Катамаран – судно коллективное, люди должны психологически подходить друг другу, ведь им десять дней придётся находиться вместе, и для того , чтобы катамаран двигался по реке поступательно, команда должна научиться работать вёслами слаженно.
Группа летом у нас сборная разновозрастная, много новичков, которые впервые сплавляются по реке. Хорошо, что до реки ехали мы долго, в автобусе все успели перезнакомиться, и уже в основном понятно было, кто с кем хочет оказаться в команде.
Всего у нас получилось 5 экипажей катамаранов, один из них ( самый большой) был грузовой, на нём сплавлялся наш инструктор Гена со всей хозяйственной утварью и основным запасом продовольствия, 4 катамарана по 4 человека на каждом и ещё несколько резиновых лодок с любителями сплавляться в одиночестве.
Все организационные и технические вопросы были, наконец то решены, и мы пообедав на берегу, отчалили.
Я взяла к себе на борт двух девчёнок, Катю и Таню и Серёгу- парня с мускулами (в экипаже должен быть хотя бы один мужчина).
В первый день переход запланировали совсем небольшой. Река сразу порадовала хорошим течением, уровень воды был довольно высоким для июля. Кузнецкий Алатау – это предгорья Алтая, в этом году там было много дождей, и все реки в этом бассейне были очень полноводными.
Мы сразу оказались в среди фантастического пейзажа, синеватые остроконечные скалы, узкие ущелья, застывшая лава по берегам, оранжевые жарки, и синие , белые бабочки на песке. Вода в Кие совершенно прозрачная, видно каждый камушек на дне.
По дороге, любуясь пейзажем, мы продолжали обустраивать наш плавучий дом. Серёжа на окраине д. Московка, разобрал какой то забор у заброшенного дома, из него мы и сделали палубу на корме. Хозяйственный попался кормчий!!! Экипаж я подобрала себе грамотно!!!
Осталось только дать название моему крейсеру, на каждом сплаве оно у меня разное, это зависит от коллективного характера команды. Был он у меня линкор «Голодный», крейсер« Гламурный», « Мажорный». Но сегодня мы так и не пришли к общему мнению, как его назвать, решили подождать пару дней, пока какое-нибудь прилагательное само не пристанет к нашему судну.
На ночь остановились на пляже, поужинали, пошёл дождь. Спать легли не скоро, так это оказалась ночь Ивана Купалы и женщины не успокоились, пока не бросились в реку, хотя было довольно прохладно. Чего не сделаешь, чтобы смыть все грехи в реке!!!

Второй день сплава, идём под дождём

хмурое утро хмурое утро
кормчий, великий кормчий, великий
предчувствие осени предчувствие осени
духи воды духи воды
греем попу греем попу
песни у костра песни у костра
плавучее поселение плавучее поселение
жизнь на острове жизнь на острове
вечером вечером
доставка салата и горилки в номер доставка салата и горилки в номер
за порогом ливень за порогом ливень
дуги не выдержали непогоды дуги не выдержали непогоды
Цветы жизни Цветы жизни
7 июля. Второй день сплава. Утро выдалось пасмурное. Позавтракали кашей, быстро свернули палатки, погрузились на катамараны и почти дружно отчалили.
День был хоть тёплый, но пасмурный. Время от времени накрапывал дождик, пришлось распаковывать заранее приготовленные дождевики, которые удивляли своим разнообразием.
Опытные, многократно сплавляющиеся туристы давно приобрели себе резиновые плащи ОЗК, продукт военпрома тяжёлый , не очень красивый, до самых пят закрывающий человека, за то надёжно спасающий от самого жуткого ливня.
Оптимистично настроенные новички решили обойтись плащиками из полиэтилена.
Самые легкомысленные просто приобрели на оптовом рынке одноразовые китайские дождевики, о чём очень скоро пожалели. Так и ходили весь поход, каждый день, заклеивая новую прореху скотчем (серьёзнее надо относится к списку личного снаряжения, выдаваемому перед походом каждому члену группы).
В этот день переход был длинный, чтобы не замёрзнуть согревались коньяком.
Сцепились двумя катамаранами и несколькими лодками, так и двигались самосплавом, перегородив этим плавучим островом почти всю реку.
На ночёвку остановились на острове, на большом галечном пляже.
Только успели разбить лагерь, как начался ливень, ветер мощными порывами обрушился на мою палатку, пытаясь оторвать её от земли и унести в реку. Но это было сделать не легко, так как мы всем моим экипажем забились в неё и устроили вечеринку прямо в тамбуре.
За порогом бушевала стихия, а внутри у нас было сухо и тепло. Каберне и импровизированный салат, всё время обновляющийся новыми компонентами, по мере убывания старых, в общем, вечер не был скучным!!!
Когда ливень прекратился, обнаружилось, что две дуги у моей палатки сломаны, но разбирать её я не стала, так как завтра мы должны были покинуть этот остров, из-за отсутствия на нём дров.

Третий день сплава,посёлок Макаракский, встреча с цивилизацией

уходим по реке уходим по реке
звезда по имени Лиза звезда по имени Лиза
на крейсере на крейсере
"Зубы дракона" "Зубы дракона"
прозрачная Кия прозрачная Кия
сало всегда с нами сало всегда с нами
крейсер " Ленивый" крейсер " Ленивый"
отличная команда отличная команда
источник кристально чистой воды источник кристально чистой воды
ущелье ущелье
Здравствуй Кия!!! Здравствуй Кия!!!
пирожки с капустой пирожки с капустой
8 июля. Третий день сплава. С утра небо всё ещё было покрыто тучами. Мы не торопясь, позавтракали. Каша, чай, кофе, бутерброды с сыром - наше обычное утреннее меню. Варёные яйца взяли с собой в дорогу.
Сегодня мы собирались плыть до самого вечера с заходом в посёлок Макаракский, надо будет зайти в магазин, пополнить запасы продуктов.
К полудню тучи рассеялись, выглянуло солнце, девчёнки переоделись в купальники. Пейзаж вокруг завораживал. Нескончаемые скалы по обоим берегам, зелёные камушки на дне реки. Если долго смотреть на воду, то можно возле самого дна разглядеть стайки хариуса. Он стоит неподвижно против течения, его чёрная спинка сливается с камнями на дне реки. Но стоит ему чуть пошевелиться, сразу становится видно, как много в реке рыбы. Наш кормчий Серёжа, всю дорогу рассматривающий этих хариусов с катамарана, сегодня всё таки решил забросить удочку, чтобы поймать нам хотя бы нескольких из них. Мы с девчёнками уже строили планы, как мы заваляем этих рыб в манке и пожарим на сковороде, а некоторых посолим с лимончиком и тут же съедим сыроежкой. Ловись рыбка большая и маленькая!!!
Скалы по берегам становились всё красивее, у одной из них мы высадились на берег, чтобы полюбоваться водопадом и набрать чистой родниковой воды.
Посёлок Макаракский оказался очень большим и благоустроенным, там было несколько магазинов и даже торговали горячими пирожками с мясом, картошкой и капустой, к большой радости всех туристов.
Закупившись всем необходимым, поев на берегу пирожков, мы отправились дальше. Плыли долго, загорали, пили пиво, делали бутерброды с горчицей и салом, купленным в деревне. Прощай диета. Мы все в отпуске!!!
На стоянку остановились на большом остове, разделившем реку на два рукава.
Остров представлял из себя, нескончаемый, покрытый белой круглой галькой, пляж. На Кие много таких прекрасных пляжей, которые следуют один за другим. Они объединены общим названием « Белокаменный плёс», который является визитной карточкой этой реки и отличает её от других горных рек, на которых мне пришлось побывать.

Четвёртый день сплава, бездельничаем. днёвка

день безделья день безделья
Белокаменный плёс Белокаменный плёс
Водная растительность Водная растительность
танец с вениками перед баней танец с вениками перед баней
добыча дров добыча дров
Пока другие загорали... Пока другие загорали...
баня № 1 баня № 1
Баня № 2 Баня № 2
9 июля. Четвёртый день сплава, днёвка. Проснулись поздно, когда солнце было уже высоко.
День был чудесный, на небе ни облачка. Завтрак был уже готов, спасибо инструктору Гене, который встаёт ни свет, ни заря, чтобы развести костёр сварить какую нибудь кашку дня, каждый день разную, не обременяя ленивых туристов каждодневными обязательными дежурствами по кухне.
Раньше него в лагере обычно поднимались две неугомонные женщины Таня и Рая. Несмотря на отпуск, вставали в шесть утра и прогуливались по берегу, деревенские жители не привыкли спать долго.
Во время днёвки мы обычно делаем походную баню, для этого надо много дров. На нашем острове дров не было, поэтому самые сильные мужчины группы во главе с инструктором пошли за ними на гору, перейдя перед этим протоку вброд. Завалили там несколько сушин и на верёвках перетащили их через реку. Вернулись грязные и усталые, приведя за собой целый рой оводов из тайги.
Остальная же часть группы бездельничала, купалась в реке, рыбаки несколько раз забросили сеть, но поймали только четыре рыбки.
Я вдруг вспомнила, что Кия река золотоносная река и решила поискать крупинки золота на песчаной косе. Я действительно насобирала щепотку блестящих крупинок жёлтого цвета, но наш геолог Таня сказала мне, что это, так называемое «золото дураков», многие старатели времён «золотой лихорадки» так же как и я принимали его за золото, но настоящее золото блестит гораздо ярче.
К вечеру дрова были напилены, из камней сложили две бани, чтобы пара хватило на всю нашу большую группу.
Обе бани протопились до очень высокой температуры, народ попарился пихтовыми и берёзовыми вениками, побросался в прохладную реку.
Вечером после бани пили знаменитое абаканское пиво, пел песни у костра, спать легли поздно.

Пятый день сплава, водопад, день потерь

Водопад Водопад
Водная гладь Водная гладь
Джип на реке!!! Джип на реке!!!
лагерь за рекой Кожух лагерь за рекой Кожух
Последнее фото, перед утоплением фотоаппарата Последнее фото, перед утоплением фотоаппарата
Сало было с нами Сало было с нами
Гена и хозяйственный катамаран Гена и хозяйственный катамаран
Вечерний массаж Вечерний массаж
10 июля. Пятый день сплава. Сегодня мы проплывали самый красивый на реке водопад, падающий с высокой скалы, в брызгах которого сверкала радуга.
Возле него мы причалили, чтобы фотографироваться. Фото у всех получились очень удачные, Серёжа даже постоял под самым водопадом в холодной воде ради удачного снимка.
Когда мы грузились на катамаран, рядом с Серёгой что-то подозрительно булькнуло, но он проигнорировал этот тревожный звук. Только когда мы уже проплыли мимо водопада, он обнаружил пропажу своего фотоаппарата.
Серёжа не захотел так вот просто расстаться со своей собственностью, мы прибились к берегу, а он решил вплавь против течения под водопадом вернуться к тому месту, где слышал «бульк», и найти его.
Заплыв прошёл удачно, он вернулся к нам замёрзший, фотоаппарат был найден, высушен на палубе, показывал ранее отснятые фото, но фотографировать отказывался.
Весь день нас преследовали потери. В течение дня сначала унесло ветром с катамарана один спасательный жилет, потом сразу два, но все они были благополучно пойманы командой соседнего катамарана.
Сегодня нам предстояло плыть до впадения в реку Кия речки Кожух, по карте выходило всего километра три от нашей стоянки на острове. Но как оказалось, наши карты, очень приблизительно, показывают расстояния. Мы провели на реке целый день, хорошо, что сало было всё ещё с нами, а наличие сухарей входило в список личного снаряжения каждого члена группы.
За кормой катамарана мимо проплывали целые косяки пескарей, но наш главный рыбак Серёжа сегодня не был настроен на рыбалку. Мы, на конец то, придумали название нашему судну, крейсер «Ленивый», это прилагательное как никакое другое подходило к нашей компании.
Вечер приближался, а речка Кожух всё не появлялась, но, наконец-то, с права по борту мы увидели её. Там на берегу стояли палатки, машины, но нашей группы там не было. Пришлось продолжить поиски. Река на этом участке стала совсем мелкой, мы даже встретили джип, который ехал по руслу реки навстречу нам, какой то дядька прямо из кабины забрасывал удочку.
Очень скоро на левом берегу, мы увидели свою группу.
Народ уже давно разбил лагерь, мы сегодня здорово отстали от всех.
На этой стоянке мы были не одни, неподалёку стояла группа Кемеровского клуба туристов, школьники и их родители. У них сегодня был прощальный костёр по поводу окончания маршрута. Они пригласили нас к себе на праздник. Когда стемнело, мы посидели с ними у большого костра, послушали песни собственного сочинения.

Шестой день сплава, Чумай, горы кончились.

Горы кончились, праздник продолжается Горы кончились, праздник продолжается
река вышла на равнину река вышла на равнину
до Чумая путь не близкий до Чумая путь не близкий
удачный шопинг удачный шопинг
11 июля. Шестой день сплава. Половину маршрута мы уже прошли.
Сегодня нам предстояло доплыть до деревни Чумай. Обычно все местные туристы заканчивают сплав именно здесь, после него заканчиваются скалы по берегам реки, считается, что дальше нет ничего интересного на реке, для избалованных горными пейзажами, жителей Горной Шории. Но мы равнинные жители умеем видеть прекрасное, не только в высоких скалах, но и в зелёных холмах, и цветущих лугах.
К деревне подошли дружно, всем захотелось вдруг посетить местные супермаркеты. Но простой поход в магазин обернулся целой экспедицией, так как и большинство деревень на реке Кия, деревня Чумай стояла в нескольких километрах от берега. Вероятно, река весной сильно разливается, и местные жители, боясь быть затопленными, строят свои деревни подальше от воды.
Народ дружно побросал катамараны на берегу, не оставив никого приглядывать за имуществом, и убежал за пивом в деревню.
Мне пришлось остаться сторожить общественное добро, хотя тоже очень хотелось попасть в деревню.
Дождавшись возвращения первого же затаренного деликатесами туриста, я быстренько через поле, а не в обход как все, побежала в деревню, пока я сидела на берегу, успела выведать у местных детишек короткую дорогу до центральной части деревни.
Чумай со своими магазинами, посиделками на берегу сильно выбил нас из графика, но мы собрались с силами, покинули гостеприимный берег и погребли дальше.
Пейзаж вокруг изменился, горы резко закончились, река вышла на равнину, но уклон русла всё ещё был значительным, течение было хорошее, река несла сама, работать вёслами почти не требовалось. Дно было покрыто камушками и плитами застывшей древней лавы, всё это было видно сквозь толщу воды, которая была совершенно прозрачной.
На ночёвку встали у последней на нашем пути, круглой горы, у подножия которой было чёрное озеро, окружённое большими валунами. Палатки поставили на песке среди кустов ивы.

Седьмой день сплава.стоянка у круглой горы

чёрное озеро чёрное озеро
В ожидании обеда В ожидании обеда
Прплыли Прплыли
сели на мель сели на мель
12 июля. Седьмой день сплава. Утром отряд неугомонных туристов отправился покорять эту одиноко, стоящую гору. Любители поплавать, обследовали чёрное озеро, купались, отбиваясь от стаек мелких рыбёшек, которые очень чувствительно хватали за ноги, пытаясь откусить кусочек кожи.
Мне очень понравилась эта рыбная СПА процедура. Это было щекотно.
Рыбаки побегали по протоке с бреднем, закинули спиннинг, поймали несколько щук и ещё какой то мелкой рыбёшки.
На обед у нас была уха.
Отчалили только в четыре часа дня. Проплыли совсем немного, остановились на песчаном берегу напротив деревни, которая опять была где то далеко на другом берегу за большим пойменным лугом. Вечером устроили праздник, пели песни вместе с Бутусовым, который играл на моём телефоне.
Восьмой день сплава, рыбацкое лобби.

Серёжа угощает девушек рыбой Серёжа угощает девушек рыбой
Гена чистит рыбу Гена чистит рыбу
и трос вдоль берега... и трос вдоль берега...
Щука поймана Щука поймана
на ужин будет рыба на ужин будет рыба
трава по пояс трава по пояс
13 июля. Восьмой день сплава. Утром мы с инструктором Геной на резиновой лодке переправились на другой берег и пошли в деревню, чтобы закупить хлеба и капусты. В деревне, как только Гена ушёл вперёд с рюкзаком с продуктами, ко мне привязался какой то потрёпанной наружности мужичёк, представился начальником заповедника и попросил денег, за то, что мы на берегу поставили палатки. Я предложила ему самому подойти к нашему лагерю и предъявить свои претензии нашему инструктору. «Начальник заповедника» как-то сразу погрустнел. Денег он очень хотел, но на берег к инструктору не пошёл, на том и разошлись. На реке Кия есть заповедник, но он расположен гораздо выше, в горах в районе города Белорецка, но на протяжении всей реки постоянно находятся желающие из местных обитателей собрать с туристов деньги за остановку в этом мифическом заповеднике. Но если группа достаточно большая, никакой «начальник» нам не страшен.
Мы хотели устроить на этой стоянке днёвку, но рыбаки - любители в нашей группе устроили дебаты на тему « Здесь рыбы нет!! Поехали дальше!!!» Мнения разделились, долго спорили, в результате рыбацкое лобби победило, пришлось собирать рюкзаки и палатки и плыть дальше.
Погода была хорошая. На катамаране загорать ещё лучше, чем на берегу. Пейзаж вокруг снова изменился, мы проплывали высокие обрывистые берега, все изрытые норками ласточек-береговушек. Вода всё ещё была прозрачной до самого дна, глубина была метра четыре. Серёжа, рассматривая дно, вдруг увидел там неподвижно стоящего огромного налима. Инстинкт охотника взыграл в нём внезапно. Мы с девчёнками долго гребли против течения, чтобы вернуться к этому налиму, пока Серёжа быстро разматывал свою сеть. Проплывавший мимо Гена был тут же приглашён вечером на ужин с тушёным налимом. Этого речного монстра мы так и не нашли, зато остановились у впадавшей в Кию речушки, перегородив её устье Серегиной сетью, пробежались по руслу, загоняя рыбу старым индейским способом. Ничего в сеть так и не попалось, так как оказалось, ячея в сети была слишком крупная, рыба прошла сквозь неё. Таково наше рыбацкое счастье. В следующий раз гарпун какой-нибудь возьмём или острогу, два удара – восемь дыр, налим тогда от нас не уйдёт!!!
Мы проплыли несколько очень живописных стоянок, удивляясь, почему же наши не стали здесь лагерем. Оказалось, что на этот раз первыми шли наши рыбаки, они выбрали место, где, по их мнению, должна была водиться рыба. То есть очень уродливое, лишённое всякого пляжа место, с высокой травой, оводами и мухами. Картину завершал длинный кусок стального троса, тянувшийся вдоль берега. Очевидно, у нас на Иртыше именно в таких местах они и привыкли ловить рыбу по выходным, что доказывает, демократия в походе не уместна, стоянки должен выбирать инструктор, который лучше знает реку. И никаких дебатов на эту тему быть не должно!!!
Народ не унывал, все намазались ванилином, отпугивающим мошек, взяли рюкзачки и пошли в тайгу за грибами. На ужин жарили добычу на сковороде, все желающие могли их попробовать.

Девятый день сплава,самая лучшая стоянка

Книга о страданиях английских полярников Книга о страданиях английских полярников
горы кончились, начались барханы горы кончились, начались барханы
джакузи на реке джакузи на реке
перед грозой перед грозой
древо древо
строительство походной бани строительство походной бани
14 июля. Девятый день сплава. Проснулись рано. Делать в таком печальном месте было нечего, поэтому быстро свернули лагерь и отчалили. По дороге под берегом был замечен косяк окуней, рыбаки тут же достали бредень и, наконец-то, поймали достаточное для нормальной ухи количество свежей рыбы. Ура!!!
Было жарко, мы купались и загорали. Катя вслух читала нам книгу о тяжёлой судьбе полярников, затёртых во льдах, которые питались мясом пингвинов. На фоне таких страданий английских моряков, наша жизнь на катамаране казалась нам раем.
Сегодня нашу флотилию возглавил инструктор Гена, стоянку он выбрал просто идеальную. Обширный пляж, несколько проток, где явно водились щуки, перекат с большими камнями, образующими природную ванну - джакузи, обилие сухих дров для бани.
Разбили лагерь, рыбаки достали спиннинги и пошли ловить своих щук. Из камней сложили баню, девчёнки пошли чистить ранее пойманных окуней. И, конечно, все по очереди повалялись в джакузи, наслаждаясь водным массажем всего тела.
Вечером была баня, песни у костра, спать легли уже за полночь.

Десятый день сплава,окончание похода.

жаркий день жаркий день
катамаран пострадал на острых камнях катамаран пострадал на острых камнях
козёл-террорист козёл-террорист
закат на Кие закат на Кие
купание в Кие купание в Кие
разбираем катамараны разбираем катамараны
мой сосед козёл мой сосед козёл
день рождения день рождения

15 июля. Десятый день сплава. Сегодня нам предстоял переход до деревни Дмитриевка – конечной точки нашего маршрута, где нас ждал наш автобус.
Этот день был особенно жарким, моя команда то и дело выпрыгивала с катамарана в реку, чтобы охладиться.
Река окончательно вышла на равнину, по берегам росли ивы и берёзы, холмы и обрывы закончились.
После обеда нас начали одолевать стаи мошек, которые перестали бояться запаха ванилина. Мы отбивались от них как могли.
Катя опять читала нам книгу о тяжёлой жизни полярников, но сегодня нам она уже не казалась такой уж ужасной. Подумаешь, они ели пингвинов каждый день, зато их не заедали стаи мошек!!! Так мы плыли до вечера, пока за поворотом не увидели палатки на берегу и наш автобус с тигром на корпусе.
Здесь было очень многолюдно, это было место отдыха жителей всех близлежащих деревень и ближайшего города Мариинска. Здесь присутствовали все признаки цивилизованного отдыха, кемпинговые палатки, машины, шансон из динамиков. Хорошо, что здесь нам предстояло провести только одну ночь.
Местной экзотикой и настоящим бедствием этой стоянки были два козла, чёрный и белый. Они никого не боялись, совершенно бесцеремонно, бродили среди палаток, пытаясь обслюнявить всё, что попадалось на их пути. Пришлось погоняться немного с большим кухонным ножом за белым козлом, чтобы эта парочка хотя бы не надолго оставила нас в покое.
Работа на сегодняшний вечер предстояла не малая. Мы разобрали катамараны, рамы пошли на дрова для ужина, вымыли и высушили баллоны.
Оказалось, мой крейсер был повреждён на одном из перекатов. Оболочка правого баллона была порезана острыми камнями в трёх местах, хорошо, что сам баллон не пострадал.
Сегодня вечером опять намечался праздник. Кроме традиционной прощальной вечеринки, мы собирались отпраздновать день рождение нашей главной походной поварихи Иры, которая уже во всю, вместе с женской половиной нашей группы, готовила салатики и мясо с картошкой.
Стол был великолепный. Гена вручил имениннице несколько бутылок шампанского, все произносили тосты, звучала музыка. Надули много разноцветных шариков. Когда совсем стемнело, наш походный пиротехник Витя устроил грандиозный фейерверк. Праздник удался. Жаль, что мой день рождения в марте, как бы я хотела тоже справлять его на реке!!!

Домооой!!!

16 июля. Едем домой!!! Подъём был ранний и принудительный. Инструктор громко будил группу неприятным голосом и угрожал, если группа не поднимется, он начнёт петь.
Заспанные, привыкшие спать до обеда, туристы с трудом выползали из палаток.
Позавтракали бутербродами и варёными яйцами, загрузили имущество на крышу автобуса, сделали коллективный снимок группы и начали неблизкий путь домой. Автобус украсили вчерашними разноцветными праздничными шариками, что ещё больше придало ему сходство с бродячим цирком. Наш автобус с тигром на корпусе узнают на всех постах ДПС от Западной Сибири до Хакасии, мы проехали на нём много дорог. Все ласково называют его «наш Тигра», я всегда прошу его перед поездкой, чтобы он довёз нас без проишествий.
Замечательный был поход, Кия прекрасная река, мы обязательно сюда ещё вернёмся !!!

Итоги и выводы: Думаю, дальше деревни Дмитриевка сплавляться по реке Кия не стоит. Уже на последнем переходе к деревне, вода перестала быть чистой и прозрачной, река вышла на равнину, живописные пейзажи по берегам закончились, следов цивилизации на реке стало слишком много. Маршрут от д Московка до д Дмитриевка, самый оптимальный, по времени -10-11 дней сплава, подъезды к реке есть в обеих точках. Хотелось бы сплавиться по реке Кия в сентябре, когда леса по берегам будут стоять с разноцветными листьями, да и осенняя рыбалка самая лучшая!!!