Восточная Сибирь / Спортивный туризм | Лыжный туризм

Хамар-Дабан, в поисках зимовья. Зима 2007, рук. Новиков М.

30 января - 8 февраля 2007 г.
мост ч/з р. Осиновка – р. Осиновка - пер. Обручева (1А) – р. Зун-Селенгинка – р. Селенгинка - оз. Соболиное – р. Снежная – ст. Выдрино
Техническое описание маршрута
День 1-й. 01.02. (Старт, в поисках зимовья)

Начать повествование следует, пожалуй, со станции Танхой, где мы наивно полагали начать наш маршрут. Вывалившись из поезда на перрон, мы радостно двинулись в сторону управления БАЙКАЛЬСКОГО ЗАПОВЕДНИКА, выделенного на карте большими красивыми буквами (заповедника, а не управления), быть может слишком большими, чтоб уловить смысл надписи. Предварительно в привокзальном магазине пополнили запасы ложек забытых дома и потерянных в пути. Приятные сотрудницы управления нас гостеприимно встретили, предложили чай, показали фотографии местных обитателей, карту древнего Байкала (или древнюю карту Байкала), стихи посвященные Хамар-Дабану и Байкалу, в здании был еще музей, но в него мы так и не попали, т.к. очень спешили выйти на маршрут. После длительной процедуры приема, чаепития и просмотра фотоальбомов состоялся не менее длительный разговор с хозяйкой всего этого управления, в ходе которого нам вежливо предложили уехать аж в Слюдянку и оттуда уже начать маршрут! Нам такие меры показались слишком уж радикальными и вместо предложенного варианта мы решили поменять только первую половину маршрута, на другую, проходящую по границе заповедника и обозначенную на имеющейся у нас карте. В заповеднике наши планы одобрили, более того, показали где и как лучше пройти, а также указали места нахождения охотничьих избушек удобных для ночлега. Выйдя из теплого здания заповедника минут 5 успокаивали пессимистически настроенную часть группы, через 5 минут вышли на трассу, и еще через 5 минут остановили микроавтобус и за символическую плату доехали до моста через реку Осиновка, недалеко от Толбазихи. Таким образом, в 16:00 после напряженного дня мы устремили наши взоры и лыжи в сторону верховьев реки Осиновки, где через 15 км нас ждало зимовье. Хотелось идти быстро и без оглядки, даже на проезжающих мимо по трассе местных велосипедистов (!), причем узнав о наших планах они были удивлены не меньше нашего. При поверхностном рассмотрении цель «дойти до зимовья» казалась более чем реальной, на самом же деле все оказалось не так просто. Забегая вперед следует сказать, что к зимовью мы пришли вечером следующего дня! Скорость передвижения оставляла желать лучшего, что объяснялось нетривиальным рельефом по которому мы передвигались, природа Хамар-Дамана существенно отличается от всего, что доводилось видеть раньше, и это конечно же было приятно, собственно, за этой новизной мы сюда и приехали. Из-за теплой зимы, река местами не промерзла, кое-где виднелась вода, встречающиеся прижимы приходилось обходить по берегу. По лесу идти было очень сложно, поэтому при первой же возможности мы съезжали к реке. К 19:00 пройдя около 5-ти км по совершенно новому и незнакомому для нас рельефу становимся на ночевку. Надо сказать, что основная часть группы имела не слишком большой опыт лыжных походов, и как следствие слабую технику лазания с рюкзаком на лыжах, и поэтому их боевое крещение оказалось действительно боевым!
День 2-й. 02.02 (Зимовье!)

Во второй день выходим в 10:30, продолжаем движение вверх по реке Осиновка. Опять же нельзя не отметить насыщенную всевозможными локальными препятствиями трассу: прижимы, снежные мосты, крутые спуски и подъемы. Местами для преодоления больших валунов и прижимов приходилось снимать рюкзаки и лыжи, но иногда участникам удавалось не снимать лыж даже при переходе через бревно! Часто лыжи намокали, все останавливались и отскребали прилипший лед. И снова замечу, что для быстрого передвижения по подобному рельефу требуется хорошая физическая и техническая подготовка, соответствующая скорее походам 3-4-й категории сложности, поэтому нашей группе технически насыщенные участки маршрута давались тяжело, общая скорость падала до 700 м/ч. В заповеднике нас предупредили, что этой аномально теплой зимой снега в районе выпало существенно меньше чем во все предыдущие годы. Действительно, район характерен обильными осадками, часто в отчетах упоминаются цифры порядка 6 метров. В нашем же случае мы могли наблюдать не более 1-1.5 метра снега, и это затрудняло передвижение по валунам и бурелому. С другой стороны глубокий снег мог оказаться еще более сложным препятствием. С учетом всех обозначенных проблем-оправданий в 19:00 мы добираемся до зимовья, где нас встречает местный охотник Михаил Николаевич, выражаясь более точно, встретили его мы чуть раньше и самостоятельно вряд ли нашли бы домик, запрятан он был надежно.
День 3-й. 03.02 (Водопад «На Осиновке» + холодная ночевка)

Уже в 8:30 удается выйти. Михаил Николаевич стартовал еще раньше, впереди ожидается еще одно зимовье, к которому мы приходим в обед. Попытки угнаться за охотником были бесполезны, повторить траекторию лыж с камусом на обычных лыжах совсем не просто, а местами невозможно. Активно используем припасенную заранее теплую мазь держания (на температуру -2+3), особенно актуальна мазь была для Алены, лыжи у нее были с пластиковым покрытием. На зимовье останавливаемся на обед. Обедаем около 2-х часов, т.к. печка в домике не хотела заводиться, готовили на костре. Далее продолжаем движение без лыжни охотника, а в самом начале при переходе притока Осиновки даже без лыж. Движемся к перевалу Обручева, по пути совершаем небольшой радиальный выход к водопаду «На Осиновке» без рюкзаков. Лес становится чуть более редким, дополнительно ко всем имеющимся препятствиям добавляется крутой склон порядка 25 градусов, такой траверс в комплекте с встречающимися кусками наста делает наше путешествие еще более увлекательным. В 19:30 выходим на небольшой участок леса, где и решаем остановиться на ночлег. В потемках пытаемся собрать дрова, но все попытки тщетны, находим некоторое количество, но очевидно, что этого на печку не достаточно. Решаемся на холодную ночевку, в качестве мер утепления засыпаем палатку снегом примерно до середины высоты – вместо ветрозащитных стенок, а в результате объем палатки уменьшился раза в 3. Вечер и ночь были теплыми, морозы до –30, обещанные метеослужбами на 5-е число, пока что себя не проявляли.
День 4-й. 04.02 (перевал Обручева)

Утро, завтрак, настроение у всех боевое, на повестке дня перевал Обручева. Последний рывок, ну а после перевала будет только спуск, а спускаться вниз из соображений классической механики и просто интуитивно вроде как несложно. На практике же бывает по-разному. Двигаемся по правому берегу реки Осиновка (орографически), склон становится еще более крутым, однако благодаря выпавшему ночью свежему снегу удается не скатываться вниз в речку, пройдя пару километров склон становится неприлично-крутым и в конце концов мы упираемся в каньон. Надежней всего его обойти сверху, что мы и совершаем, технически получается очень насыщенный участок, приходится подниматься серпантином по весьма крутому склону, вскоре выходим на пологую часть (27 градусов). Наверху награждаемся ананасовым компотом, подаренным нам товарищами из турклуба, надо сказать, что подарков у нас было очень много, особенно забавно было потреблять всякие водосодержащие (в нашем случае ледосодержащие) штучки типа компотов и фруктов. Так вот… выйдя на открытое пространство за какое-то незначительное время добегаем до перевального взлета, где снимаем лыжи и в 13:30 заходим на седловину перевала Обручева! На перевале всем своим существом до самых кончиков лыж осознаем значимость сего момента в масштабах нашего похода, для Оли и Алены это был первый перевал, поэтому им предстояло посвящение в туристы, для всех остальных это была просто логическая середина маршрута. Тур на седловине почему-то оказался без записки, в процессе поисков мы его аккуратно разобрали, написали свою записку, и собрали все снова. Приятная процедура с туром, созерцание видов, восторги, фотосессия, вскрытие подарков - все это заняло порядка 45 минут, предстояло спускаться. Спуск был пожалуй еще более интересным, возможно, самый запоминающийся во всем походе. С самой седловины съезжать на лыжах было страшновато, более безопасным показался спуск на рюкзаке верхом, так и поступили, и этот способ оправдывал себя. Весь спуск в долину занял около 2-х часов, за все время удалось попробовать множество различных вариантов спуска: верхом на рюкзаке и на лыжах, на лыжах без рюкзака, на двух лыжах с волочащимся рюкзаком, на двух лыжах с двумя рюкзаками, одна лыжа без рюкзака и без лыжника, лыжник на одной лыже с рюкзаком и без… Выйдя в долину реки Зун-Селенгинка мы продолжили путь вниз по реке, очень хотелось попасть в место на карте, куда совсем недавно указывал пальцем охотник Михаил Николаевич, именно там находилось зимовье. Оптимизму после перевала у нас было более чем предостаточно, но суровая реальность в образе надвигающихся сумерек остановили нас посреди этого пути, опять же забегая вперед скажу, что к зимовью мы вышли во второй половине следующего дня. Остановились на ночевку достаточно поздно в 20:00.
День 5-й. 05.02 (Ночное ориентирование)

И снова утро, завтрак, каждый день происходит что-то новое необычное, что отличает его от всех остальных дней. В этот день обещали похолодание, вобщем-то тоже неплохо, в предвкушении сюрприза выходим (в 10:00). Спускаемся вниз по реке Зун-Селенгинка, по-прежнему встречаются снежные мосты, бурелом, другими словами спуск нам не дает существенного преимущества, работать приходится ничуть не меньше. Под снегом просматриваются остатки лыжни, которая то пропадая, то появляясь снова, но все же к 15:00 приводит нас к домику, там мы решаем устроить обед. Печально, но приходится мириться с тем, что скоро поход закончится, а поэтому начинаем подсчитывать продукты. Выясняется, что у нас остается огромное количество фарша, нести который нет смысла – на обед котлеты! Закончив беспрецедентный обед выкатываемся из-за стола, надеваем лыжи и направляемся к слиянию реки Зун-Селенгинка с Селенгинкой, там мы надеемся найти зимовье. Смеркалось. Часов в 19:30 в потемках в труднопроходимом лесу боевой настрой группы упал до такой критической отметки, что пришлось устанавливать некий контрольный срок в течении которого мы еще собираемся искать зимовье. Действительно, в случае промаха, нам приходится тратить много времени на установку лагеря, а значит поздно ложиться спать. Сразу же после обсуждения наших дальнейших планов удается выйти на лыжню, которая в свою очередь выходит к руслу реки Зун-Селенгинка, по ней мы быстро достигаем стрелки, и через каких-то 15 минут оказываемся на месте. Ура! В 20:30 мы в домике. Пытаемся завести печку, но это оказалось совсем не просто, перепробовали все пришедшие в голову народные, научные, антинаучные подходы, но результат один и тот же. Предстоит та самая холодная ночь, о которой предупреждали метеослужбы, а дым из печки идет куда угодно, только не в трубу. Сразу вспомнились рассказы одного знакомого (неоднократно посещавшего район Хамар-Дабана) о влажных долинах, в которых дрова «не горят», этот вариант и был принят как официальный повод не ставить палатку около дома, а лечь в домике без печки.
День 6-й. 06.02 (Каньон после Соболиного)

Ожидаемого мороза не было, думаю утром было не ниже –20, так что ночь без печки показалась вполне теплой. Завтрак готовим на костре. Этим же утром, наконец, удается организовать обряд посвящения в туристы для Алены и Оли по случаю прохождения первого категорийного перевала. Подробности опустим. По руслу реки Селенгинка быстро достигаем озера Соболиного, так же легко пересекаем его по неглубокому снегу, в очень непростой каньон реки Селенгинки и следующий километр пути дается нелегко... Огромные валуны завалены снегом, снизу река, вверху крутой подъем. Пытаемся наиболее логично прокладывать лыжню, но и при этом большую часть пути проходим боком то заходя, то спускаясь с валунов, иногда проваливаемся в трещины между камнями. Начинаем сомневаться в правильности нашего пути, слишком уж медленно идется по таком рельефу, но вдруг натыкаемся на остатки чьей-то лыжни (!), это несомненно придает уверенности, стараемся не терять след, в какой-то момент лыжня обрывается, далее идут следы наверх без лыж (?). Снимаем лыжи и также поднимаемся наверх, наверху площадка, а чуть дальше от нее снова проглядывается лыжня. Такое преодоление каньона с элементами свободного лазания всем понравилось. Постепенно выходим на менее заснеженные участки, пару раз теряем и находим лыжню, замечаем проскакивающего мимо соболя и в 15:00 после напряженного дня останавливаемся, чтобы приготовить чай. Стараемся не терять много светового времени, но все же остановка отнимает 1.5 часа. Выходим на стрелку рек Снежная и Селенгинка. До темноты переходим реку Снежную, по карте по другому берегу должна проходить дорога, но ее уже по темноте найти не удается, по руслу реки также идти невозможно, лед местами непрочный, причем руководителю удалось испытать это на себе, промочив один ботинок. В 19:00 останавливаемся в лесу недалеко от проходящей мимо лыжни. Завтра последний день похода, стараемся как можно быстрее организовать лагерь, чтоб рано лечь и рано встать.
День 7-й. 07.02 (Выход)

Прогресс в скорости сбора налицо, в 7:30 выходим. Лыжня, которую встретили вчера, не очень-то помогала, почти сразу же свернула в ненужную и непонятную нам сторону. Все готовились к быстрому выходу с маршрута, но внезапно наткнулись на бурелом, который осложнялся неглубоким снегом. Вскоре встретили приток, который переходили по бревну, и снова большие труднопроходимые завалы, скорость была порядка 300 м/ч. временами выходили к реке, в надежде встретить лыжню, в какой-то из этих выходов мы ее все-таки встретили. Лыжня была накатана так, что по ней можно было устраивать соревнования, своим видом она ставила жирную точку всем нашим мытарствам по бездорожью Хамар-Дабана. По лыжне мы быстро докатились по дороги, а там уже пошли пешком. В 13:10 прибыли на станцию Выдрино, радостно принялись кормить не менее радостных местных собак остатками фарша и ждать поезд.