республика Хакасия / Спортивный туризм | Пешеходный туризм | Автотуризм

Хакасия-Ергаки, на автобусе по степи, пешком по перевалам.

22 июля - 7 августа 2009 г.
В июле -августе 2009 группа омского клуба "Приключение"на клубном автобусе совершила автопутешествие по хакасской степи и пеший поход по Ергакам.Мы объехали озёра Хакасии: Инголь, Парное,Шира, ночевали в "Долине царей", посетили Салбыкский курган, во время пешей части по Ергакам мы прошли через перевал Художников, НКТ, Сказка, Отец Саян. всего11 дней ходили по горам , включая 2 днёвки с радиальными выходами к Висячему камню, Мраморным водопадам, скалам. Арка и Каменный замок и.т.д

Автобусное путешествие по Хакасии день 1

лагерь у озера Инголь лагерь у озера Инголь
прекрасное озеро Инголь прекрасное озеро Инголь
наш автобус с тигром наш автобус с тигром
             Омский клуб туристов " Приключение"
В июле 2009 я сделала это. После долгих сомнений, смогу ли я, пройду ли я четыре перевала, я решила, всё таки, вместе со своей группой ехать через Хакасию на своём новом (старом) автобусе, которому впервые за его долгую жизнь пришлось ехать так далеко.
День первый.
22 июля утром мы погрузились в автобус и утром отправились в путь. Всю дорогу периодически шёл дождь полосами, мы пересекали рукава циклона.
Ехали долго, Новосибирск, Мариинск, Кемерово, Красноярск, почти вся Сибирь промелькнула за окнами. К середине следующего дня добрались до Хакасии с её бескрайними степями, озёрами и лысыми горками.
На ночёвку остановились у прекрасного озера Инголь. Наконец то появилась возможность голышом поплавать в тёплой воде, полежать на травке среди цветов.

Автобусное путешествие продолжается . день 2, 3

группа омский клуб " Приключение" группа омский клуб " Приключение"
дождь над озером Шира дождь над озером Шира
ночёвка в" долине царей" ночёвка в" долине царей"
Салбыкский курган. играю на варгане Салбыкский курган. играю на варгане
День второй.
Утром, искупавшись ещё раз в озере, мы сели в автобус и продолжили путешествие по Хакасии, направляясь в « Долину царей». По дороге мы ещё останавливались у озера Парное. К вечеру добрались до места. Палатки ставили уже в глубоких сумерках на берегу ручья. Полупустыня, за дровами надо идти на гору, накрапывал дождик.
День третий.
Утром дождь разошёлся не на шутку. Для меня так и осталось загадкой, почему в пустыне всё время шёл дождь, в этой местности « вода с неба» случается не каждый год, но видимо дождь всегда преследует меня, где бы я не оказалась.
Рискуя забуксовать надолго в грязи, мы поехали смотреть Салбыкский курган - Российский Стоунхендж. Древние могилы вождей расположенные полукругом в бескрайней степи, выглядели величественно, они простояли здесь не одну тысячу лет. Кое-где сохранились рисунки древнего человека, проглядывающие сквозь росписи более поздних неандертальцев двадцатого века. Смотритель местного музея показал мне, как правильно играть на варгане, купленном мной ещё на Алтае.
Дождь всё шёл и шёл, поливая всю эту полынно ковыльную степь. В небе пролетали не орлы, но беркуты.
Солёное озеро Шира мы осмотрели уже окончательно вымокнув. Да здравствует пустыня и циклон победивший её!!!
После очень симпатичного города Абакан был Минусинск, вот тут и начались серьёзные горы - Западные Саяны. Для таких равнинных жителей как мы, зрелище было грандиозным. Заросшие кедрами вершины, противо лавинные козырьки над трассой, горные ручьи вдоль дороги. Мы приехали сюда не напрасно. А дождь всё шёл и шёл. Остановились на ночёвку у дороги на берегу горного ручья. Утром нас ждал наш первый переход до озера Радужное.

Через перевалы по Ергакам.день 4,5

многообещающая надпись многообещающая надпись
уходим на оз Радужное уходим на оз Радужное
на озере Радужном на фоне перевала Отец Саян на озере Радужном на фоне перевала Отец Саян
тропа после дождя тропа после дождя
Денис вытянул короткую спичку, котёл нести ему Денис вытянул короткую спичку, котёл нести ему
под висячим камнем под висячим камнем
День четвёртый
Утро было многообещающим, на небе среди туч появились явные просветы, вселяя в нас надежду, что по дороге ничего не будет литься за шиворот. Поход начали со жребия, определяющего, кто понесёт топор, кто – котёл, и ещё какое то хозяйственное общественное имущество. На наше счастье, девушки в жеребьёвке не участвовали. Посмеявшись, от души, искренне порадовавшись ,за выигравших переноску топоров и котлов, группа друг за другом по тропе устремилась в тайгу.
Тропа начиналась от Торбазаковского моста прямо от трассы . Кафе Буйбо служило началом и концом этого маршрута. Кто то, очень сообразительный догадался поставить это кафе именно в этой точке, где находят пристанище сотни туристов изголодавшихся по плодам цивилизации.
Группа ушла вперёд, а мы с инструктором зашли в кафе, под предлогом покупки карты Ергаков, но соблазнившись абаканским пивом и котлеткой, понимая , что 12 дней мы будем лишены подобных радостей жизни, немного задержались… Первый переход до озера Радужное , теоретически, должен был быть лёгким, но до чего же грязной оказалась тропа. Дожди, лившие тут не один день, сделали своё дело. Ноги проваливались в грязь почти по колено, вода в ручьях поднялась и переходить их пришлось вброд. А я то , наивная надеялась ноги не промочить!!! Не много по грязной жиже, немного прыгая по курумнику, пытаясь не наступить на медвежьи экскременты, на закате мы достигли долгожданного озера. На стволе гигантского кедра прямо посреди тропы оставил следы своих когтей явно не очень маленький медведь.
На стоянке было довольно многолюдно, наша группа уже разбила лагерь и общими усилиями развела костёр, который к нашему появлению уже даже успел погаснуть, с дровами тут было не очень. Всё что можно было срубить, уже было давно срублено. На моё счастье, мимо проходил Денис со своей зелёной кружкой, немного зелёного чая вернуло мне волю к жизни.
Ночью я всё время боялась, что придёт медведь, их там оказалось предостаточно, утром видели одного небольшого на краю лагеря. В прошлом августе на другом берегу озера медведь сильно поранил одного туриста, придя к нему в тамбур палатки за супом, стоявшем в котелке, если бы никто не закричал, может, всё бы и обошлось.
День пятый.
На следующий день у нас была днёвка, во время которой были совершены радиальные выходы к Висячему камню и по ближайшим вершинам.
Переночевали.

Перевал художников, день 6, 7

инструктаж перед перевалом Художников инструктаж перед перевалом Художников
тяжёлый спуск с перевала тяжёлый спуск с перевала
озеро Художников и скала Братья озеро Художников и скала Братья
скоростной спуск по снежнику скоростной спуск по снежнику
Вид с перевала Художников Вид с перевала Художников
следы диких зверей на тропе к моей палатке следы диких зверей на тропе к моей палатке
Знаменитая Парабола, где люди пропадают и петля во времени Знаменитая Парабола, где люди пропадают и петля во времени
День шестой.
Днём сразу отправились покорять самый трудный в нашем походе перевал Художников – категория 1–Б ( это значит проходить его надо используя для страховки верёвку). Верёвку нёс с собой инструктор, видя его озабоченное лицо, мне становилось тревожно. Группа у нас была дружная, но разновозрастная, далеко не все были заядлыми спортсменами, включая и меня, не очень то опытного пешего туриста.
На пути к перевалу группа педагогов, как всегда, не надолго потерялась. Мы собрались перед перевалом выслушали суровые предупреждения инструктора и полезли по камням на перевал.
Вскарабкались на перевал очень стремительно. Там на верху была такая красота, тени облаков плыли по долине, скалы такие необычные. Поверхность будто выложенная из гигантских плит и отполированная как зеркало. Там их так и называют « Зеркала смерти», говорят, что они аккумулируют космическую энергию. В воздухе звучала мантра ООООММММ и звенели колокольчики, там на хребте над перевалом сидел какой то чел. и медитировал, распевая мантры.
Я тоже села на камень, достала свой варган ( он у меня всегда в кармане был) и тоже стала издавать всякие загадочные звуки. И так было всё величественно и красиво, что не хотелось никуда спускаться.
Но начал накрапывать дождик. Так некстати, инструктор посмотрел на меня грустно, и мы начали спуск. Как же невообразимо трудно было спускаться по этим гигантским камням, без всякой тропы, каждый раз обдумывая, куда же поставить ногу, чтобы твой следующий шаг не оказался последним в этой жизни. Внизу 300 метров свободного полёта, впереди нагромождение камней, и ни одного турика, указывающего путь. В общем, огромное спасибо Гене - нашему инструктору, что он помог мне спуститься с этого перевала!!!
Оставалось ещё метров тридцать пути вниз, как, о чудо!!!! Я увидела, как студенты-медики, развернули коврики, и съезжают на них по снежнику вниз визжа и смеясь, я тут же последовала их примеру, это было веселее, чем ползти по камням, хотя спуск был очень скоростным, и чтобы не налететь на камни, тормозить пришлось всеми выступающими частями тела.
Уррра!!!! Мы сделали это!!!!! Перевал Художников взят!!! Немного порадовались, и тут мой словарный запас пополнился новым понятием « Крупноглыбовая осыпь». Дорогу преграждала она, невероятно крупноглыбовая, метров на двести вперёд. Каждая глыба размером со скалу «Слоник», что на Красноярских столбах. Дождь всё лил, камни были уже мокрые, ботинки в налипшей глине, преодоление этой каменной гряды потребовало ещё больше усилий, чем сам перевал!!! Мы все на это время превратились в акробатов, подтягиваясь на руках, заклиниваясь в щелях между огромными камнями, так ноги переломать не хотелось!!!
Выбрались из этого лабиринта совершенно обессиленные.
За ним было озеро под названием Гармония. Очень гармоничное озеро, с тёмной зеркальной гладью воды и бирюзовой каёмочкой между водой и снегом. Отдохнули немного, и пошли к озеру Художников, где у нас по плану была стоянка.
Я ещё немного по барахталась по камням, спускаясь вниз к озеру в своих испачканных глиной и от этого ставших скользкими , ботинках и наконец то достигла намеченной цели.
Палатку поставила в очень живописном месте рядом с кедром и небольшой ,недавно сошедшей, снежной лавинкой, рядом с которой, несмотря на август, росли подснежники, журчал родничок, ковром расстилался бадан. Всё было так красиво и замечательно, если бы не свежие следы медведя и ещё какого то зверя, явно хищного, на тропинке неподалёку от палатки. Ночью я опять боялась, что придёт медведь. ( Я совершенно не умею обращаться с медведями, пугать их нельзя, а что с ними делать тогда???) Ребята почти всю ночь пели, думаю, медведя это заставляло держаться на расстоянии от лагеря. Утром Гена видел небольшого медведика, как раз, за моей лавинкой. Он там муравейник разорял. На наше счастье, в этом году в тайге было много ягод, кедровых шишек и черемши, медведи были не очень голодные, хотя всё равно наглые, заповедник всё таки.
День седьмой.
На озере Художников у нас была ещё одна днёвка, моросил дождь, туча лежала прямо на земле, и мы в ней. Место было волшебное. Само озеро
С чёрной гладью воды, большими валунами, разбросанными по всему озеру. Над озером возвышалась скала Братья или знаменитая Парабола. Когда-то давно я читала, в каком то журнале, как по этой параболе шла группа туристов, люди пропали, а потом через пятнадцать лет появились, потому что там проходит петля во времени. Вот как!!!! Разве я могла тогда подумать, что сама окажусь в этом месте!!! В этот день ходили в радиалки на озеро Горных духов, на водопады и на саму параболу лазили. Я кормила сухариками почти ручных бурундуков и собирала бадан. Заварили его в котелке, чтобы он настоялся к утру, так как бадан очень бодрящий напиток ( на Алтае мы это проверили на себе). Денис меня всё спрашивал, чего им ждать от этого бадана. Я ему посоветовала пить его пока он Чупакабру не увидит и пошла спать, медведь был где то рядом…

Пропавшая экспедиция.день 8,9,10( перевалы НКТ, Сказка)

стоянка на реке Малый  Тайгешонок стоянка на реке Малый Тайгешонок
письмо пропавшей экспедиции письмо пропавшей экспедиции
наведение переправы через реку Малый Тайгешонок наведение переправы через реку Малый Тайгешонок
иду по прекрасной долине перед перевалом НКТ иду по прекрасной долине перед перевалом НКТ
"Зеркала смерти" после дождя "Зеркала смерти" после дождя
"эротическая фотосессия" на реке Малый Тайгешонок "эротическая фотосессия" на реке Малый Тайгешонок
среди анютиных глазок среди анютиных глазок
домик на скальной полочке домик на скальной полочке
День восьмой.
Чупакабру так и не дождались, утром быстро свернулись и пошли под дождём. Тропа пошла резко вниз, шли по глине, цепляясь за корни деревьев. Теряем высоту, это значит, что потом её придётся набирать. Вскоре тропа выровнялась, по гранитному карнизу перешли реку Малый Тайгешонок, любуясь великолепным мраморным водопадом. Ещё немного по мокрой тайге, и мы на месте стоянки на очень живописном берегу грохочущей реки. Этот переход был не очень долгим и совсем не трудным, наши спортсмены хотели бежать ещё дальше через реку, пока они мокрые, но наш инструктор их притормозил, так как не вся группа ещё собралась.
Всё было великолепно, прозрачная река, дождь кончился, над рекой скалы, всё те же «зеркала смерти». После дождя на солнце они засверкали своей тёмной мокрой отполированной поверхностью. Стало понятно, почему их так называют.
Разбили лагерь, места было не очень много, палатки ставили вплотную друг к другу. Оказалось в лагерь пришли не все, не хватало восьми человек, это были студенты-медики, державшиеся всегда вместе, Денис и наша бегунья Света. Все шли на небольшом расстоянии друг за другом, наверное, они свернули на какую то альтернативную тропу или вперёд убежали вдоль реки. Рассматривалось два варианта. Ребята были вполне автономны, свои продукты каждый нёс сам, топор и котелок у них был, палатки тоже.
Будем ждать и надеяться, что они найдутся очень скоро, а не как те туристы, что попали в петлю во времени. Гена взял фонарик и шоколадку и отправился их искать назад по тропе, а я отправила двух мобильных разведчиков вперёд вдоль реки на поиски людей или их следов. Поиски не дали результатов, было очень тревожно. Было ясно, они где то встали на ночёвку, но вот где??? Наступила ночь, прислушиваться, не идёт ли медведь, было бесполезно, река заглушала все звуки. Если долго слушать шум грохочущей воды, то начинает казаться, что в голове играет какая то заунывная, грустная музыка с непрерывно повторяющимся мотивом, вот так и сходят с ума, хорошо, что я могу спать в любой обстановке, во сне музыки не слышно.
День девятый.
Утро опять началось с поисков. Было понятно, что реку они не переходили, в виду отсутствия следов. Тропы в долине инструктор обошёл практически все, оставалось одно непроверенное озеро Тёплое. По дороге к этому озеру Гена и встретил всю эту пропавшую экспедицию. Света и Денис тоже оказались вместе с ними. Радость была всеобщей!!!! Особенно радовались Светины соседи по палатке, так как она потерялась вместе с тентом от их палатки, и им пришлось всю ночь спать накрывшись куском полиэтилена. Все окружили нашедшихся и слушали их рассказы, как они ночевали на берегу озера Тёплого , а утром решили сами идти на поиски группы и оставили там записку для дяди Гены. Всё хорошо, что хорошо кончается!!!
День был солнечный, развели большой пионерский костёр, высушили, наконец-то, все вещи. Удивляюсь, как некоторые, с непонятным упорством каждый день сушили свои ботинки, это какой то сизифов труд, стоит пройти несколько метров, и вода опять набирается в ботинки через верх, я сушила только стельки, это давала какую то видимость сухости пока их надеваешь.
Девчонки одели красивые купальники, и мы устроили эротическую фотосессию на камнях посредине реки.
Ночь прошла спокойно, про медведя я забыла, спасибо музыке в голове.
День десятый.
Утром при помощи брёвен навели переправу через реку, одели, уже ставшими родными, рюкзаки и пошли к следующему перевалу, решили сегодня через него не переходить, а встать на стоянку прямо под ним.
Солнце светило ярко, небо было синим, синим, «зеркала смерти» высохли и сверкали уже не так зловеще. Перешли ещё один водопад, ручей и вышли на луг весь заросший дикими анютиными глазками и черемшой, тут же бил из земли родник. Я захотела остаться тут жить!!! Но мы прошли совсем немного, а жизнь должна быть трудной, мы недостаточно сегодня устали, чтобы начать радоваться жизни. Я не много повалялась в анютиных глазках и пошла вперёд и вперёд. Солнце всё припекало, оказалось, что по жаре идти труднее, чем когда снег идёт. Жара не успела мне наскучить, тропа пошла через снежник, стало очень приятно, так прохладно, над головой солнце и небо голубое, можно подцепить палкой снег и сосать его как леденец.
Вот мы и пришли, перед нами стена из скал, под ней озеро Чёрное, три скальные полочки. Там мы и поставили палатки, прямо друг над другом. На последней полочке рос большой кедр.
По дороге мы собирали черемшу, сделали из неё салат с солью, добавили её в лапшу и картошку, сегодня вечером будет праздник!!!

Встречи в горах , перевал НКТ, Сказка день 11, 12

уходим на перевал НКТ уходим на перевал НКТ
вид с перевала НКТ на озеро Сказка вид с перевала НКТ на озеро Сказка
уходим на перевал Сказка уходим на перевал Сказка
сахар и шоколад почти у всех закончился сахар и шоколад почти у всех закончился
перевал НКТ взят перевал НКТ взят
стоянка за перевалом НКТ стоянка за перевалом НКТ
озеро Лазурное озеро Лазурное
балерины на озере Лазурном балерины на озере Лазурном
День одиннадцатый.
Утром предстояло восхождение на перевал НКТ, это значит Норильский клуб туристов, как мне рассказали. Опять курумник, по нему как то очень быстро забираешься на перевал, а вот спускаться опять долго, опять каждый шаг надо рассчитывать. Было жарко, вода кончилась, я слизывала её с мокрых скал . Вид с перевала открывался космический. Внизу было совершенно круглое чёрное озеро, с каким то кубическим метеоритом посредине. Я чувствовала себя космонавтом, путешествующим по другой планете, названия озёр и перевалов как названия морей и кратеров на Луне. Похоже, что в этих местах никогда не жили люди постоянно, они только приходили на время поохотиться или полюбоваться красотой и снова уходили через перевалы на большую землю, давая горам и озёрам красивые имена. Здесь нет дорог, даже вертолёту здесь негде приземлиться, но мы идём сюда снова и снова.
Гена, почему так пахнет луком, спросила я, потому, что мы идём по луковому полю. Это был лук, цветущий сиреневыми цветами. Так красиво и душисто. Я рвала его, не прекращая идти, и складывала в карманы, сегодня у нас на ужин будет луковый суп.
Вот мы и подошли к озеру Сказка с метеоритом в центре. У самого озера прямо на базальтовом плато (лоб барана, как назвал его Гена) был разбит лагерь. Это были москвичи. Вся группа ушла в радиалку, в лагере оставалось 2 человека. Старший из них оказался каким то писателем, знатоком- туристом, он долго учил нас как надо идти, как строить взаимоотношения в группе, мимо него уже успела пройти почти вся наша группа, так что он успел рассмотреть все наши ошибки. А я всё смотрела и смотрела на котелок со свежезаваренным крепким чаем, стоявшим у палатки, и не могла больше думать ни о чём.
Гена чай не заметил, но мужчина его явно разозлил. Задав ему свой дежурный вопрос « А вы, случайно, не из Москвы будете?», получив положительный ответ на своё предположение, пошёл дальше возмущённо бурча, что стоят тут на дороге всякие и советы бесплатные раздают. Я всё про чай размечталась, вот дойдём до границы леса, разведём костёр и выпью сразу пять кружек самого лучшего чёрного чая. ( В следующий раз обязательно возьму с собой газовую горелку и пару баллончиков).
До границы леса дошли, озера тут не было, за то был ручей, вытекавший из озера Сказка и кедры с шишками, правда они ещё не созрели. Гена забрался на кедр, чтобы сорвать две шишки, в процессе потерял швейцарский нож. Если перевести стоимость этих шишек в рубли, то получим 1200 руб. (стоимость ножичка) делим на две шишки, получаем, по 600 руб. за шт. Дорогие получились бы шишки, но нож мы долго искали, и всё же нашли в корнях этого же кедра, применив на практике дедуктивный метод.
Стоянка была обжитая, тут был стол, скамейки, каркас для бани, на ручье небольшой водопадик и запруда, куда можно было погрузиться после парной. Там даже монеток кто-то накидал, как в фонтане, на каком-нибудь курорте, повсюду цветы, будто тут поработал какой то ландшафтный дизайнер.
Время до темноты ещё оставалось, самая активная часть группы ушла в радиалку в горы. Они не успели ещё вернуться, как на стоянку опять упала туча, как они там наверху, подул ветер, стал накрапывать дождь, люди ушли в шортах, поверили тому, что в горах наступило лето. Уже было почти темно, когда они вернулись. Замёрзшие, но весёлые с рассказами о том, что они ходили на скалы « Каменный замок», «Арка» , посмотрели на скалу «Черепаха», как на тропе в одном месте пахло как в зверинце. Медведя, наверное, учуяли. Ещё месяц по горам поскитаемся, и все природные инстинкты обострятся по максимуму. Вот, обоняние уже заработало!!! Ночь прошла спокойно, под шум непрерывного дождя, про медведя я не вспомнила ни разу.
День двенадцатый.
Все свои днёвки мы уже потратили, утром снова в путь, чтобы покорить ещё один перевал Сказка. Надо было снова вернуться к озеру с метеоритом (Сказка) и подняться на те же скалы, с которых вчера спустились, только через другой соседний перевал. И тогда мы попадём в совсем другое ущелье с другим озером. Вот как всё компактно на Ергаках устроено. Перевал- ущелье - озеро в центе. Так мы и гуляем по кругу, чтобы всё это великолепие посмотреть по очереди.
Мы снова приближаемся к озеру Сказка, писатель из Москвы уже на посту, стоит на тропе и явно хочет устроить встречу с читателями немедленно. Гена резко сворачивает влево, делает большой крюк, и вот мы уже на другой стороне озера. Но слишком поздно, большая часть группы уже собралась вокруг писателя, лекция началась. Видя, как Гена тихо его ненавидит, я окликаю ребят, напоминая, что собрание у нас не там, здесь под перевалом Сказка. Они оправдываются, что им неудобно было так сразу уйти, надо было постоять ради приличия. Бедный писатель, он тут уже несколько дней под перевалом сидит, группу свою ждёт, очумел от наличия отсутствия аудитории .
Перед восхождением на перевал слушаем небольшую напутственную речь, и вперёд.
Как мне объяснили знающие люди, перевалы бывают трёх типов: категорийные, некатекгорийные и скотопрогонные. Два предыдущих перевала были категорийные 1б и 1а, мне всю дорогу обещали, что вот на Сказке мы отдохнём, так как он не трудный и, вообще, скотопрогонный. Когда я начала на него карабкаться, поняла, что со скотом Гена явно погорячился, может, он коз имел в виду? Перевал и, правда, по сравнению с двумя предыдущими оказался не трудным, если бы не дождь, который полил как из ведра, тропа стала скользкой, я хваталась за камни и смотрела только под ноги. Поэтому не заметила людей, которые шли выше меня и повторяли как мантру « Солнца не будет, солнца не будет». Они обиделись, когда я назвала их дураками, за такое не актуальное для этого случая заклинание. Я думала, это наши сошли с ума и вместо обычного « ярила, ярила, яви свою силу» произносят какую то чушь. Но это оказалась бурятская группа, которая шла нам на встречу, наверное, они тоже тучи разгоняли, только каким то своим способом.
Спустились мы быстро, но совершенно мокрые. Шли опять по цветущему полю дикого лука, потом долго, долго спускались в пропасть, на дне которой было озеро Лазурное. Стоянка была тут явно очень даже популярная, судя по макаронам в озере и кучки вареного риса в костровище. Ну, как тут не придти медведю. Ещё там возле костра лежали, на нашу радость, 20 чистеньких картошек, аккуратно разложенных по пакетикам. Кто то, видимо ,переоценил свои силы и после первого перевала решил сбросить баласт.У нас такой роскоши с самого начала похода не было, мы уже 10 дней питались китайской лапшой и другими сублиматами. Гена предложил картошку уничтожить, чтобы она не послужила яблоком раздора между голодными туристами, так как на суп всё равно не хватит, а 20 картошек на 25 чел не делится. Но я, когда-то жила в большой семье и умею делить продукты, так, чтобы не было обидно никому. Если каждую картошку разрезать на 2 части, это будет уже не 20 , а 40 картошек. Первые берут по кусочку, но так как они будут брать самые большие куски, то последним останутся маленькие, за то по 2 штуки. Вот такая самоорганизующаяся система делёжки.
Это была наша последняя ,т.е крайняя, ночёвка в горах, шоколад и сахар почти у всех закончился. Но настроение от этого не испортилось, разожгли большой костёр и пели почти всю ночь. Я даже брала с собой из города гитару, в начале похода были желающие нести её в гору на себе, но в последний момент передумали. И она так и осталась нас ждать в автобусе. На этой стоянке мы были не одни, с противоположной стороны подошли ребята из Красноярска. У них это был первый день похода, они только что пришли с озера Радужного, только заходили они не с перевала Художников как мы, а с перевала Отец Саян. Они сразу спросили, не приходил ли к нам медведь, Гена их сразу огорошил своим вопросом о принадлежности к жителям Москвы. Ребята на него жестоко разобиделись и расположились в другом конце поляны, даже после совместно принесённой из леса сушины, настроение у них не улучшилось.

Возвращение , перевал Отец Саян. день 13, 14

мужчина. который знает дорогу через перевалы мужчина. который знает дорогу через перевалы
ноги в конце похода. кого чем бог наградил ноги в конце похода. кого чем бог наградил
первая встреча с цивилизацией первая встреча с цивилизацией
прощание с Саянами прощание с Саянами
тёплое озеро высоко в горах тёплое озеро высоко в горах
историческая встреча группы с группой сергея Кирильчика на тропе историческая встреча группы с группой сергея Кирильчика на тропе
инструкция "как вести себя при встрече с медведем" инструкция "как вести себя при встрече с медведем"
Хакасия Windows  безмятежность Хакасия Windows безмятежность
День тринадцатый.
Утром нас ждал наш последний в этом походе перевал, или нельзя говорить последний, надо говорить крайний. Перевал Отец Саян был крайний в этом походе. Мы долго-долго на него поднимались, не зря ведь вчера так усиленно теряли высоту. Перед самой вершиной на тропе была преграда в виде каменной ступеньки высотой около двух метров, её никак нельзя было обойти, пришлось снимать рюкзаки и забираться на неё по очереди, помогая друг другу. В общем, Гена всех женщин втянул туда за руку.
Вот и вершина!!!!! Вид грандиозный!!!! На этом месте я сняла, пожалуй, свой самый замечательный портрет на фоне гор, моделью, конечно, был Гена.
Но спускаться не пришлось, мы ещё долго-долго форсировали склон, поднимаясь, и поднимаясь, куда то вправо по тропе. Здесь мы и встретили группу омичей во главе с Сергеем Кирильчиком, которые только что начали свой поход по Ергакам и шли от озера Радужного с противоположной стороны. Я впервые увидела Сергея в реальной жизни, до этого случая я была с ним знакома только по интернету. Ребята были такие чистенькие в шортиках и свежевыглаженных футболках, настроение было радостное, сил хоть отбавляй, они планировали пройти за день сразу 2 перевала. Мы на их фоне выглядели такими грязными потрёпанными оборванцами , похудевшие с загоревшими, несмотря на постоянные дожди, лицами. Уже по дороге домой, мы узнали, что у Сергея в группе, на следующий день после нашей встречи, молодой парень сорвался со скалы и погиб. Сергей много лет водил группы в горы, это был первый в его практике случай гибели человека в походе. Очень, очень жаль, но в горах такое случается.
Сегодня нас уже ждал на трассе тёплый автобус. На обратном пути на перевале было ещё какое то безымянное озеро, мелкое и тёплое, я там с удовольствием искупалась голышом, и мы продолжили спуск к озеру Радужному, дальше не останавливаясь, прошли по тайге до трассы, в конце которой нас поджидало всё то же кафе с абаканским пивом и пельменями. Последние метров двести пришлось идти под высоковольтной линией электропередач , небо затянуло чёрными тучами, на горизонте засверкали молнии, в проводах над головой появились голубые всполохи и противный треск. Было очень не приятно оказаться во время грозы в таком месте, я включила пятую скорость и обогнала всех спортсменов группы, это я по горам ползу медленно, вот если по равнине… Успели только зайти на порог кафе, как пошёл настоящий ливень, кажется, после перешедший в град, но нам было уже всё равно. Мы заказали пельмени и яичницу с ветчиной, ну и пиво, конечно (Абаканское). Как начинаешь чувствовать после похода вкус пищи. Я ещё месяц после этого похода ела всё подряд как сумашедшая, мы в августе после похода по Ергакам сплавлялись по Мане, я сидела на катамаране, на ящике с повидлом и каждые тридцать минут делала себе бутерброд с чем-нибудь.
Наш автобус мы нашли не сразу, он стоял чуть дальше, чем в начале похода, водитель за время нашего отсутствия тоже немного попутешествовал по ближайшим рекам, хариуса половил. Тут и заночевали, палатки ставить не все стали, некоторые улеглись прямо в автобусе.
День четырнадцатый.
Ехали домой без остановок, только в хакасской степи пришлось остановиться, чтобы поменять колесо. Там я и увидела, откуда Windows взял свою заставку « Безмятежность».
Наше путешествие заканчивалось, было жаль расставаться с группой, ребята очень хорошие. Думаю, походим ещё с ними по горам.
Там в горах мы мечтали, как мы будем сплавляться по реке, сидеть на катамаране, загорать и пить каберне, но прошло время, а вспоминается, почему-то, не река, а горы, весь этот нелёгкий для меня путь, который я всё-таки преодолела!!!

P.S это был мой второй в жизни пеший поход. я постепенно набираюсь своего личного опыта. в этом походе я сделала следующие выводы:

1. Надо брать с собой газовую горелку и пару баллончиков + банку от ананасов , в качестве котелка.
2. овсяную кашу " Быстров" не надо брать совсем
3.Сала надо взять не один, а 2 куска, колбасы хватит и половины палки.
4. Одежды надо брать не много, но она должна быть красивой, т.к. самые мои лучшие снимки сделаны в горах.