республика Бурятия / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Мир камней и воды. Байкальский хребет 2008. рук. Шарапанова И.В.

29 июля - 12 августа 2008 г.
Незабываемое путешествие по заповедным местам Байкальского хребта. г.Северобайкальск - мыс Котельниковский – оз. Гитара - п. Птица, 2426,6 (1А) – р. Водопадный – п. Галкина, 1990 (1Б) – р. Горемыка – с.Байкальское – г. Северобайкальск

Отчет МКК
Тема: История

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация т.к. Кедр ТСЦ «Панда», г. Новосибирск, ул. Ватутина, 12. http//kedr.marshruty.ru, speleokedr@ngs.ru.
1.2. Место проведения: РОССИЯ, республика Бурятия, Байкальский хребет.
1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
Дисциплина маршрута
(вид туризма)
Категория сложности похода - вторая
Протяженность активной части похода 101 км Продолжительность 10 ходовых дней Сроки проведения: 29.07 по 8.08.08г.

1.4. Подробная нитка маршрута.

г. Новосибирск - г.Северобайкальск - мыс Котельниковский – оз. Гитара - п. Птица, 2426,6 (1А) – р. Водопадный – п. Галкина, 1990 (1Б) – р. Горемыка – с.Байкальское – г. Северобайкальск – г. Новосибирск.

1.5. Обзорная карта региона с указанием маршрута (см. Приложение1).
1.6. Определяющие препятствия маршрута
Вершина г. Птица 1А скально-осыпной Подъем начинается от оз. Изумрудного по крупной осыпи крутизной 25-30о (1А ), ближе к гребню подъем по мелкой осыпи и завершение подъема - по средней осыпи, по гребню (1А) . Крутизна гребня 25о. Спуск по пути подъема. 5
Перевал Галкина 1Б скально-осыпной Подъем от правого по ходу озера под перевалом, вдоль русла р.Водопадный. Определяющая сторона -спуск в долину р.Горемыки. Провесили 2 веревки. Спуск по перилам с использованием полного комплекта личного снаряжения. 6
Переправа простые реки, реки с готовыми переправами нк Шир. до 10м (глубина до 0,5м), шир. до 30м (глубина до 0,9м) По бревнам или брод (без страховки)*К.Т. – категория трудности

Протяженные препятствия
Осыпь 2А 0,5 Камни до 2 м, некоторые «живые», крутизна склона 30-35о
Осыпь 1Б 0,5 Камни небольшие «живые», крутизна 30-40о
Осыпь 1А 5,4 Камни небольшие «живые» (около 1м), крутизна до 25о
Осыпь н/к 2,0 Камни небольшие, крутизна до 20о
Кедровый стланик Двухметровые кедровые ветви, пружинящие, опутывающие человека при движении
Лес 2А труднопроходимый (завалы, бурелом) 5,5
Лес среднепро-ходимый 1А среднепроходимый
Лес легкопроходимый нк легкопроходимый
Болото 1А 1 Кочки, окруженные водой, необходима страховка альпенштоком.
Итого: 15,5, в зачет 6

2. Содержание отчета

2.1. Общая идея похода

Общая идея похода – посмотреть на «жемчужину» планеты, оз. Байкал и попутно совершить несложный поход. При выборе района посещения остановились на Байкальском хребте, так как там достаточно стабильная (по сравнению, например, с Хамар-Дабаном, куда мы первоначально намеревались идти) погода, красивые озера (оз.Гитара), и есть возможность искупаться в горячих природных источниках.
По мере подготовки к походу узнали, что выбранный район отличает отсутствие троп, наличие кедрового стланика, высокая вероятность дождливой погоды и наличие продолжительных заросших лесом участков, делающих невозможным привязку к местности. По этим причинам многие изложенные в отчетах маршруты либо изменялись, либо срывались совсем. Во всех отчетах было рекомендовано спланировать значительный запас времени, которого у нас не было. Поэтому, руководствуясь рекомендациями Ласкаря А.К., выбрали маршрут, пролегающий вдоль рек, снизив тем самым риск сбиться с пути и потерять время на его нахождение.

2.2. Варианты подъезда и отъезда, порядок получения пропусков.

Участок г. Новосибирск - г. Северобайкальск – поездом «Москва-Северобайкальск», (обратно – поезд «Тында-Москва»).
Подъезд на начало маршрута: участок г. Северобайкальск - мин. ист. Котельниковский – катер «Север».
Выезд с конечной точки маршрута: с. Байкальское –г.Северобайкальск – маршрутный автобус.
Были проблемы с покупкой ж/д билетов. Лучше брать сразу туда-обратно. Туда – желательно недели за три. Мы решили приобретать билеты на обратный путь из Северобайкальска – поэтому пришлось еще сократить поход на день от первоначально запланированного срока.
О предоставлении катера договорились с фирмой «Таежик» (организована на базе ШТЭО, тел. 8-924-65-95-366 (Катерина, менеджер), (30130)203-23, 8-924-391-45-14 (Марьянцев Евгений Александрович). г. Северобайкальск, Школьный пер. 11). Это самый лучший вариант, несмотря на то, что в стоимость услуг включена комиссия.
При попытках найти катер самостоятельно, на нашу группу выходило порядка 15000 – 25 000 руб. С помощью фирмы «Таежик» (они скомпоновали нас с др. группой) катер обошелся нашей группе в 5 000 руб. (+ еще с нас взяли (с группы) за встречу группы на вокзале и доставку до причала 1550 руб.). В с. Байкальское предлагают вариант добраться на рыбачьих лодках (деревянные посудины, мотор от которых держится в руках, чтобы трубочку, подающую бензин, не пережимало), но это рискованно и не надежно. Местные жители довольно часто в состоянии «подпития», телефонная связь в с. Байкальское плохая, так что заранее договориться маловероятно, можно только на месте. Получится дёшево и получите чрезвычайно острые ощущения, после которых поход уже может и не понадобиться.
Обратно из с. Байкальского до г. Северобайкальска ходит автобус 2р./день (утром – в 9.00 и вечером – в 18.00 местного времени). Стоимость порядка 60 руб. с человека.
При заходе на маршрут необходимо получить разрешение на вход в зону заповедника, администрация, выдающая разрешения находится в г.Нижнеангарске (на маршрутке от вокзала г. Северобайкальска до ост. «Аэропорт» около 30 мин. в один конец). Стоимость разрешения – 160 руб./на человека. Период не ограничен. Для получения разрешения маршрутная книжка не нужна.
Тел. МЧС г. Северобайкальска - (30130) 227-60, 8-950-392-64-94, 8-914-845-30-53.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийный выход мог быть по р.Куркула, обратно до мин. ист. Котельниковских.

2.4. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден с несущественными изменениями. Основная нитка маршрутов соответствует заявленной. Несущественные изменения:
— спуск с г. Птица по пути подъема (из-за дождя потеряли время и не сделали петли на большой водопадный каскад),
— оз. Гитара-пересечение р. Водопадного и р.Куркула – возвращение по той же тропе, что и пришли (возвращались в дождь, кроме того, альтернативные тропы, нарисованные на карте, в действительности отсутствовали),
— немного «промахнулись» мимо оз. Рыбного, ко времени приближения к озеру уже почти наступила темнота и решили ночевать на ручье, озеро пропустить.

2.5. График движения.

Дни пути Дата Участок пути (от - до) Прт-ть,
км Чистое ходовое время, ч. Определяющ. препятствия на участке. Метеоусловия.
1 29.07 г.Северобайкальск – мин.ист. Котельниковский 80 0 (вр. поездки на катере 7 ч.) 0 пасмурно, дождь, низкая облачность
2 30.07 мин.ист. Котельниковский - мыс. Котельниковский 3 53 мин. тропа по побережью, галька переменчивая погода (чередование солнца и дождя), ветрено
мыс. Котельниковский - 1 км не доходя до р.Пешеходный 13 4 ч. до избы-грунтовая двухколейная дорога, после избы - набитая тропа, прижим 1А, НК переправа по бревну через р.Зимовейный. переменная облачность, дождя нет
3 31.07 1 км не доходя до р.Пешеходный - пересеч. р.Водопадный и р.Куркула 11,5 4 ч.45 мин. набитая петляющая тропа, прижим 1А, НК переправа по бревну через р.Водопадный, переменная облачность, дождя нет
пересеч. р.Водопадный и р.Куркула - оз.Гитара 4,5 3 ч. сильно заваленная деревьями тропа (бурелом 2А), стланик, участки курума 1А переменная облачность, дождя нет
4 1.08 оз.Гитара - г.Птица (рад.) 6,5 4 ч. осыпи 1А, 2А, переправа НК переменная облачность, дождя нет
г.Птица -оз.Гитара 6,5 5 ч. осыпи 1А, 2А, переправа НК дождь, туман, затем солнце
5 2.08 оз.Гитара - пересечение р.Водопадный и р.Куркула (вынужден.полудневка) 4,5 2 ч. 25 мин. сильно заваленная деревьями тропа (бурелом 2А), стланник, участки курума 1А дождь
6 3.08 пересечение р.Водопадный и р.Куркула - водопад на р. Водопадный 3 2 ч. лес НК, переправа НК, лес 2А облачно, ветер
водопад на р. Водопадный - озера под перевалом Галкина 4 3 ч. 30 мин. непроходимый стланник (2Б), проходимый стланник (2А) с наметками тропы, набитая тропа ближе к озерам переходящая в звериную, болото НК пасмурно, под вечер - дождь
7 4.08 подъем на пер.Галкина от озер 1,5 1ч.12 мин. средняя и мелкая осыпь 1А, крутизна ок. 25о дождь, низкая облачность, после 13.00 стало видно перевал: погода сменилась на ветреную и ясную.
пер. Галкина - озера в верховьях р. Горемыка 2,5 3ч.16 мин. ( из них 1ч.40 мин. - спуск) зеркала, камнеопасный склон (порода "крошится" и легко съезжает вниз), осыпь 1Б ветрено, ясно
8 5.08 озера в верховьях р. Горемыка - наледь 6 3 ч. 35 мин. бурелом, стланник проходимый (2А) с неявнями звериными тропами множество разливов реки, 2 переправы НК солнечно
наледь - р. Рыбный 3,5 2 ч. набитая тропа, лес НК, 1А, 2А солнечно
9 6.08 р. Рыбный - р. Горемыка (у фермы Талая) 22 6 ч.45 мин. тропа, лес 1А, переправы НК (2шт.), грунтовая двухколейная дорога пасмурно, моросящий дождик иногда
10 7.08 р. Горемыка (у фермы Талая) -оз.Байкал (почти дневка) 1,5 40 мин. тропа, грунтовая дорога облачно, ветер, затем дождь, стихший к вечеру
11 8.08 оз.Байкал - с.Байкальское (полудневка) 8 1 ч. 20 мин. грунтовая дорога солнце, ветер

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1, 29.07
г.Северобайкальск – мин.ист. Котельниковский
В 23.00 по местному времени высадились с катера на твердую землю, наши организмы, не привыкшие к «морской» качке, требовали одного – упасть – и больше не двигаться. Пройдя метров 400 от пристани и курорта, увидели избу (рис.1), обустроенную специально для «диких» туристов (рядом выстроен туалет, навес со столом). Ужин – на горелке.

День 2, 30.07
мин.ист. Котельниковский - 1 км не доходя до р.Пешеходный
Подъем в 9.00 местного времени (далее все время - местное). Пасмурно, над озером грузные тучи. Завтракаем и идем на горячие источники. Источник имеет температуру 710С, по запаху чувствуется наличие оксида серы и, в меньшей степени, сероводорода. 11.30 - 12.15 - прогулка с водными процедурами. 12.55 - выход. До мыса дошли за 53 мин. Тропа идет по побережью Байкала. На мысе стоит маяк, который зажигается автоматически (рис. 2).
На мысе неожиданно пошел мерзкий дождик, сопровождаемый ветром. Решили его переждать, доедая колбасу из поезда и сухари. После еды жизнь наладилась: выглянуло солнце, пошли купаться. Возобновили движение в 15.00. От мыса до избы идет хорошая грунтовая дорога, которая уходит в долину реки Горячая. Изба находится не как показано на карте – до поворота тропы, а чуть позже. Не доходя 20м до избы, с дороги влево уходит промаркированная тропа, отмеченная кусочками полиэтилена и туром. Пройдя 35мин, от избы, встаем на обед (в 18.00). Вышли с обеда в 20.12. На грунтовой дороге встретили пригорюнившихся москвичей, идущих с оз. Гитара. Москвичи сообщили, что с погодой не везет: каждую ночь идет дождь, и в результате весь день потом вся тайга мокрая – и ходить по ней нельзя. Это нас воодушевило – гораздо хуже, когда дождь идет и днем и ночью!
После обеда: 1 ходка: 20.12 - 20.52 /40мин./. Прошли примерно 1,8км. Через 20 мин. встречается площадка под стоянку. Далее тропа идет ?200м по прижиму (мелкая осыпь 1А) и вновь низом, вдоль берега.
2 ходка: 21.00 - 21.40 /40/. Тропа хорошая, идет по лесу. В 21.30 перешли брод по бревну через ручей ? 1,5м шириной (видимо р. Зимовейный, так как никаких более масштабных ручьев более не было, зато в изобилии встречались мелкие).
3 ходка: 21.50 - 22.17 /27/. Все та же хорошая тропа через небольшие ручейки вверх по течению р.Куркула. В 22.17 встаем на ночевку на поляне, рядом с очередным ручьем.
Ужин готов в 24.30. Отбой в час ночи (мягко переходим на местное время).

День 3, 31.07
1 км не доходя до р.Пешеходный – оз. Гитара
Подъем дежурного в 7.00, выход в 9.25. Переменная облачность, ветер.
1 ходка: 9.25 – 10.05 /40мин/. Тропа частично затоплена, через 10 мин. ходьбы поднимается вверх. Идем по курумному склону средней фракции (1А). В 10.00 видим внизу тропу, спускаемся вниз (возможно она вообще и шла внизу вдоль склона). Тропа идет по низине, проходим затопленную стоянку.
2 ходка: 10.15 – 10.25 /10/. В 10.25 доходим до переправы через р.Пешеходный. Река довольно бурная (рис.3). Переправа из 2-х бревен. Скользко, но страховочные перила решили не натягивать, ограничились тем, что Миша с Денисом перенесли наши рюкзаки.
3 ходка: 10.35 – 10.53 /18/. В 2-х минутах ходьбы от переправы через р.Пешеходная 3 специальных места для стоянок. Тропа по лесу начинает подниматься вверх. В 10.00 выходим на площадку, откуда открывается красивый вид на верховья р.Куркулы. Солнечно, облака.
4 ходка: 11.04 – 11.29 /25/. Довольно хорошая тропа вверх по течению р.Куркула. Комары есть, но не много …пока еще.
5 ходка: 11.55 – 12.35 /40/. Тропа петляет, местами затоплена разливами.
6 ходка: 12.47 – 13.22 /35/. Тропа спускается к реке и идет берегом, отмеченная турами. Далее – переменная, то вверх, то вниз, проходит сквозь стланик (пока он достаточно проходимый).
7 ходка: 13.30 – 14.00 /30/. Тропа по прижимам, проходимому стланику, лесу.
8 ходка: 14.10 – 14.30 /20/. Прижимы, лес, проходимый стланник. В 1430 встаем на обед.
После обеда:
1 ходка: 17.09 – 17.39 /30/. Прижимы, 1 брод (НК), набитая тропа.
2 ходка: 17.52 – 18.28 /36/. Дошли до бр. через р.Водоподный. Переправа по бревну со страховкой за второе бревно. Длина переправы ? 7м. На месте слияния р.Водопадного и р.Куркула много места для стоянок. Есть туристкая баня. Встретили человек 20 украинцев, которые планировали только демарш по Куркуле туда-обратно, не вдаваясь в тайгу.
3 ходка: 18.40 - 19.10 /30/. Тропа идет через поваленные деревья, стланец (2А), буквально через 2 шага на третий приходится изобретать какие-нибудь кульбиты для преодоления препятствий.
4 ходка,5 ходка /60 мин./ Тропа идет по крупному куруму, отмеченному турами, местами заросли стланника. В случае потери тропы искать ее надо у самого берега.
6 ходка, 7 ходка: /1ч.30 мин./. И вот оно – долгожданное озеро Гитара (рис. 5). Встаем на ночлег в 22.30. Устали. Судя по времени остановки на ночлег (второй день-затемно) начала закрадываться мысль о том, что какой-то не очень «одыхательный» поход получается. Озеро Гитара не видно до тех пор, пока к нему не подойдешь вплотную. Удобно стоять именно на Гитаре, есть несколько мест для стоянок: на 3 палатки стоянка с северного края озера (где мы стояли), на тропе у озера есть еще пара мест под стоянки. Стланик хорош для разведения костра (достаточно сухих веток). Первоначально хотели встать на оз. Изумрудном, в итоге не пожалели, что там не остановились - дров на оз. Изумрудном нет.

День 4, 1.08
оз.Гитара - г.Птица (2426,6) (рад.)
Выход в 9.10. Перевал рекомендуется брать до обеда, так как после обеда портится погода. Нас дождь застал на спуске, начался после 15.00. До оз. Изумрудного поднимались 1 ч. 30 мин. Подъем на перевал с оз. Изумрудного – 2 ч. 30 мин. Спуск с перевала до оз. Гитара – 5 часов ( не торопились, так как сначала нас застал дождь, а затем вышло благодатное солнце – шли, сушась и греясь после дождя). Перед началом последнего пологого взлета есть непротяженный участок (? 20-30м), где необходимо преодолеть скальные зеркала (крутизна 35-40о). На случай, если будет дождь и придется по ним спускаться – взяли веревку (30м). Веревка не пригодилась. Зеркала преодолеваются легко (есть трещина, по которой удобно подниматься и спускаться, и полочки) и в сухую и в дождливую погоду.
1 ходка: 9.10 – 9.50 /40мин/. Стоянка на оз. Гитара - оз. Тазик. Через вытекающую из о.Тазик реку перешли слева по куруму (2А), так же можно идти вброд (НК) (рис.7). По курумам ярко выраженной тропы нет, подъем осуществляем по левому (по ходу движения) берегу лев.водопада (рис. 6).
2 ходка: 10.16 – 10.50 /34/. Подъем по куруму до оз. Проточного. После оз. Проточного уклон стал более пологим. На выполаживающихся участках тропа промаркирована турами. Дважды перебродили речку, вытекающую из оз.Проточное (переправа НК, рис.8). Низкая облачность.
3 ходка: 11 00 ? 11 20 /20/. Достигли до оз.Изумрудное, обходим его справа по ходу.
4 ходка: 11 26 ? 12 04 /22/. Подошли к лед.Черского.
5 ходка: 12 30 ? 13 15 /45/. Подъем осуществляется по гребню правее ледника Черского по видимой тропе (осыпь 1А).
6 ходка: 13.20-14.40 подъем на г.Птица. Подъем по Птицу осуществлялся по гребню. Почти на всем протяжении тропа хорошо различима. Наклон подъема от 250 до 400 (40 редко) (рис. 9). На перевале сняли записку из г. Ангарска (см. приложение «Перевальные записки») от 16. 07.08.
В 15-15 начали спуск, моросит дождь. Через час дождь окончился. В лагерь вернулись в 20.15. Отбой в 22.45. Небо звездное!

День 5, 2.08
оз.Гитара - пересечение р.Водопадный и р.Куркула (вынужден.полудневка)
Ночь и утро лил дождь. До 14.00 ждем улучшения погоды. В 14.00 к месту стоянки приходит очередная группа веселых украинцев (на этот раз харьковчан), решаем, что ждать больше нечего, идем в дождь по куруму, чередующемуся со стлаником до стоянки на пересечении р.Куркулы и р. Водопадного. Ходовое время 2ч. Дождь с небольшими перерывами идет весь день.

День 6, 3.08
пересечение р.Водопадный и р.Куркула - озера под перевалом Галкина
Сегодня должен начаться путь по диким местам, не избалованным присутствием человека. Погода хорошая: солнце, облака, ветер. За завтраком встретили группу из Калуги в составе 3-х чел. От места стоянки тропа по лев. орогр. берегу р. Водопадный идет по лесу (начало в метрах в 100 от берега). Тропа не ярко выраженная по лесу 1А.
Выход в 10.20. Через 50 мин. ходового времени доходим до брода лев. Притока р. Водопадный. Сооружаем переправу по бревнам. Переправа НК (рис.11) .
Ближайший час тропа идет вдоль берега, периодически исчезая. Местами проходит по куруму, местами по непроходимым зарослям (2А). Много комаров. Выходим к водопаду (рис. 12).
5,6 ходка: 13.34 – 14.30. Сразу после водопада начинается непроходимый стланник (2Б) (рис.13), пробираясь по которому надо включать и руки, и ноги, и зубы :), буквально вязнешь в этих пружинящих под тобой бесконечных ветках, отскакивающих в ползущего сзади товарища. Склон довольно крутой, стланик закрывает ветвями крупный курум (камни порядка 1,5м). Песня! На этот случай брали топор. Миша рубит по мере сил тропу, но все равно ощущение, что идешь как будто «вплавь». Пробираясь по стланику, обходим водопад по левому орографическому берегу, забираем вверх, надеясь на широкий обзор, открывающийся сверху.
7 ходка: 14.32 – 14.56 /24/. Эффективное продвижение по стланику началось после поворота реки. Взобравшись наверх, увидели справа буквально «просеку», вырубленную в стланнике (казалось, что кто-то остервенелый пошел искоренять эти заросли бензопилой), спустились по ней к реке. Далее тропа проходит через заросли рододендрона (2А).
8 ходка: 15.15 – 15.40 /25/. Идем вдоль берега по куруму, стланику, рододендрону и выходим в долину. В месте прав. притока в р. Водопадный встаем на обед. Разливы рек образуют озеро (на карте не обозначенное). Появляются полчища комаров. Дождь чередуется с солнцем. Ветрено.
После обеда:
1 ходка: 18.10 – 18.55 /45/. Тропа прослеживается и идет по долине сквозь карликовую березку, болото (1А), курум.
2 ходка: 19.00 – 19.15 /15/. Тропа временами проходит по звериным следам.
В 20.20 достигли места ночевки – озер под перевалом Галкина. Полноценных дров нет. Ужин готовим на горелке. Начинается сильный дождь. Отбой в 22-40.

День 7, 4.08
озера под перевалом Галкина - пер. Галкина - озера в верховьях р. Горемыка

С утра непогода, перевала не видно. Низкая облачность, сильный дождь. Ждем погоды. Погода развеивается. Выход в 12.55.
1 ходка: 12.55 – 13.35 /40/. Поднимаемся по левому орогр. берегу р.Водопадный по куруму вверх (осыпь 1А).
2 ходка: 13.48 – 14.20 /32/. Мы на перевале Галкина. Ветер, временами солнце и редкий дождь. Сняли записку группы «Панда-Медвежонок», А.К.Ласкаря (от 18.08.2007г. – целый год на перевале никого не было). Сильный ветер.
Камень с расходной петлей обнаруживается левее тура в метрах 5 ниже седловины. Но до него надо еще спуститься. Находим подходящий надежный камень чуть выше и ближе к туру (тоже по девой стороне), организуем локальную петлю. Навешиваем веревку 30м (d=8мм) проходим по ней маятником ? 7м. до камня с ранее навешенной расходной петлей. Всего при спуске потребовалась перильная веревка 38 м (d=10мм), и веревка для сдергивания 30м (d=8мм), расходный конец. Спуск дюльфером. Уклон спуска 40-50о градусов с участками в 60-70о (зеркальными плитами). Спуск камнеопасен (рис 14,15,16). Каски пригодились.
Начало спуска в 15.20. Навешиваем 38 метров перил на свою расходную петлю, проходим 30 м до места, удобного для стоянки. Там находим вторую расходную петлю. Навешиваем еще 38 м перил. По окончании веревки пару метров надо пройти по мелкой осыпи влево, до козырька, удобного для сбора всей группы. На втором участке спуска есть камнеопасный кулуар, который лучше обойти по зеркалам.
Третий участок спуска легко проходится по живой осыпи 1Б (метров 60). К 17.00 спустились к относительно плоской площадке, переоделись.
4 ходка: 17.40 – 18.35 /55/. Спуск по куруму (1Б, 1А). Холм Обходим холм по ходу движения справа.
5 ходка: 18.44 - 19.25 /41/. Вышли к растительности: маленький рододендрон, бадан, ручьи, встали на ночевку на берегу очень красивого озера (второе по ходу движения) – места рекомендованной стоянки. Погода – замечательная. Спокойная гладь небольшого озера, маленькая речка, по берегам – кедровый стланец, а вокруг – горы. Костер, вкусный ужин, песни до 1-00.

День 8, 5.08
озера в верховьях р. Горемыка - наледь - р. Рыбный
Выход в 10.20. Первые 15 мин. шли вниз от озера по травянистому склону, время от времени проходя по курумнику (НК). Ближе к слиянию притоков тропа теряется, час идем по бурелому со звериными тропами (2А), местами по стланику.
В 11.27 вышли к правому притоку реки Горемыка, перешли его вброд (НК) и продолжили движение по лев. орогр. берегу р. Горемыка.
3 ходка: 11.30 – 12.00 /30/. Достаточно четкая тропа, проходящая вдоль лев.берега и по лесу (1А) маркирована турами. Встречаются костровища.
4 ходка: 12.10 – 12.48 /38/. Тропа от берега уходит вверх, обходя прижимы, и теряется в стланике (2Б), мы спускаемся вниз – опять тропа по лесу (1А) вдоль р.Горемыка.
5 ходка: 13.10 – 13.30 /20/. Переходим на прав. берег р. Горемыка (брод НК ? 4м).
6 ходка: 14.10 – 14.35 /25/. Движемся по лесу 1А по тропе. Встаем на обед на берегу р. Горемыка.
После обеда:
Начинаем движение в 17.05. 45 мин. движемся по тропе. Тропа проходит по лесным зарослям в основном вдоль правого берега, пересекает многочисленные петляния и разливы реки (2 переправы НК, глубина 0,5 м). Лес лиственный и прослеживается тропа.
Обнаружили потерю фотоаппарата. Мужская часть группы отправилась на поиски, к обеденной стоянке.
В 19.00 - вернулись, увы, безрезультатно.
3 ходка: 19.10 – 19.50 /40/. Тропа идет по наледи (как и обозначено на карте), много голубики.
4 ходка: 20.00 – 20.20 /20/. Свернули к озеру Рыбное, но нашли только два болотца, озера не нашли. Решаем идти к ручью Рыбному.
5 ходка: 20.26 – 21.01 /35/. Тропы до оз. Рыбного вопреки обозначению на карте, нет, идем по «азимуту», пробираясь через лес (2А) и преодолевая 40-50-метровые крутые холмы (уклон около 40о).
Через полчаса выходим на ручей, в низину, заросшую буреломом (2А). Ощущается присутствие медведя, следы и запах. Как выяснилось позже, медведь в то время действительно был на оз. Рыбном и встретился очередной группе с Украины. 21.30 – почти стемнело, встаем на ночлег.

День 9, 6.08
р. Рыбный - р. Горемыка (у фермы Талая)

Выход в 10.10. Первые 35 мин. идем через бурелом, местами тропа, идущая по лев. берегу, теряется. В 10 45 дошли до слияния с р. Рыбного и р.Горемыка. Перешли на лев. орогр. берег по толстым бревнам (видна организованная переправа НК).
Вышли на отличную различимую тропу, проходящую по гари. На тропе стоит изба (довольно небольшая и очень грязная). С наступлением цивилизации ужасно активизировались комары - такого изобилия комаров не наблюдалось нигде. Встретили пару из Польши.
12.30 - 15.40 неторопливый обед. Чувствуется скорое завершение похода. Торопиться не хочется.
После обеда путь продолжаем по довольно различимой тропе, периодически переходящей с берега на берег (переправы либо по бревнам, либо просто перепрыгивая). К 19.00 вышли на машинную грунтовую дорогу, идущую по покосам (на карте обозначена красным пунктиром по лев. берегу Горемыки). Комары не отстают. Этот день был самым насыщенным комарами.
20.10 – вышли к дороге, ведущей в с.Байкальское и не смогли найти дорогу, выходящую до фермы Талая (ферма представляет собой заболоченную поляну, не везде огороженную забором. Ферма давно заброшена). Как в последствии выяснилось – было очень разумно не пойти напрямик к берегу Байкала (до которого оставалось километра полтора), так как все побережье до фермы довольно заболочено и встать там негде. Спуски к Байкалу крутые.
22.10 – встаем на ночлег около р. Горемыка. Ужин на горелке.

День 10, 7.08
р. Горемыка (у фермы Талая) – оз. Байкал (дневка)
Подъем дежурного в 7-00. Перекус. Выходим на дорогу ведущую к мосту через р.Горемыка, далее через покосы к заброшенной ферме Талая (рис. 17). Доходим к Байкалу за 40 мин. Побережье фермы Талая - хорошее место для стоянки, удобный берег. Встречаем группу туристов – автомобилистов из Украины и местных рыбаков. Местные рыбаки в обмен на спирт угощают свежей рыбой (налим, хариус, омуль). Оля и Денис едут в с. Байкальское – пробовать дозвониться по поводу ж/д билетов на обратный путь. Рыбаки соглашаются отвезти их в село на лодке. И, только отчалив от берега, бедные попали под основательный дождь, который шел весь день.

День 11, 8.08
побережье оз. Байкал – с.Байкальское (полудневка)
Подъем по плану в 10-00, но погода отличная и спать уже не хочется. Солнце, голубые дали и Байкал во всей красе. Встали в 8-00. Сегодня полудневка. Выходим в с.Байкальское в 15-10. По грунтовой дороге за 1ч. 20 мин. доходим до с. Байкальского.
До г.Северобайкальска вместе с очередными группами с Украины на рейсовом автобусе.
Автобус до г.Северобайкальск ходит 2 раза в день:
- утром – в 9-00;
- вечером – в 18-00.

2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Перевал Галкина камнеопасен. Участки со стланником на повороте р. Водопадного опасны, поскольку все движение осуществляется практически вслепую - из-за веток скрыты камни, на которые приходится опираться, не видно пути; есть неприятные места со стланником и по дороге на оз. Гитара.
Потенциальную опасность представляют медведи и змеи. Для отпугивания медведей мы брали ракетницы. Не знаю насколько они бы нам помогли – встречи с медведем удалось избежать. При выходе на дорогу, идущую по покосам видели гадюку.
В ранних отчетах место гари (после слияния р. Рыбного и р. Горелой) считалось непроходимым. Теперь там хорошая тропа.

2.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.
1. Озеро Байкал. Береговая линия Байкала протянулась на 2100 км; длина озера – 636 км; наибольшая ширина – 81 км; макс. глубина – 1641 м; объем – 23 тысячи куб. км. Воды, возраст – 25 млн. лет, прозрачность воды – 40 м. В Байкал впадают 336 рек и вытекает одна р.Ангара. Около 40% растений и 85% животных, встречающихся в озере, нигде более не встречаются.
2. Мин. ист. Котельниковские. Горячие природные «ванны» ( вырытые углубления на берегу Байкала) с температурой воды порядка 70оС, вода насыщена радоном, сероводородом (в меньшей степени). Так же для приема «ванн» выстроен крытый небольшой деревянный домик. Построен платный курорт (ценами на проживание не интересовались).
3. Массив г.Черского. Красивые горы (г. Птица, г. Черского), каскады водопадов. Горные озера. Оз. Тазик с впадающим в него водопадом напоминает декорацию к голливудскому фильму или к раю (эстетическая эйфория «отрезвляется» температурой воды в озере), красиво и уютно оз. Гитара.
4. Озера со стороны долины р. Горемыка после спуска к пер. Галкина. Озеро, на котором мы ночевали создает впечатление огромной чаши, посреди которой покоится между небом и землей маленький зеленый островок (хотя само озеро небольшое), берега покрыты стлаником и цветами водосбора.

4.9. Дополнительные сведения о походе: географическая и климатическая характеристика района похода, перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристи¬ка средств передвижения и другая характерная для данного вида маршрута полезная информация.
Байкальский хребет - одно из прекрасных ожерелий озера Байкал. Горные цепи хребта защищают западное побережье северного Байкала. Центральная часть Байкальского хребта - необжитая, труднодоступная "страна", полная контрастов и неожиданностей, посещаемая лишь охотниками, туристами и научными экспедициями. Местность высокогорная, с преобладающими абсолютными высотами хребта 1900 - 2200 м. Гребни гор узкие, открытые, местами скалистые, вершины конусовидные и пирамидальные. Склоны крутые, обрывистые (высота обрывов 80 - 200 м). В горах нередки обвалы и осыпи. Наиболее лавиноопасны западные и северо-западные склоны гор. Широко распространены следы четвертичного оледенения - цирки, курчавые скалы, ригели и "бараньи лбы", множество ледниково-аккумулятивных образований. В каровых впадинах много озер ледникового происхождения. Долины рек имеют, в основном, вид узких, крутостенных ущелий. Притоки рек падают вниз с обрывов многочисленных висячих долин. С восточных склонов хребта реки стекают в Байкал. Реки, стекающие с западных склонов, относятся к бассейну реки Лены. Самые крупные озера - Верхнеирельское, Круглое, Рыбное, Гитара.
Байкальский хребет - один из немногих горных массивов, имеющих современное оледенение. Ледники массива горы Черского были исследованы и описаны экспедицией Сибирского энергетического института СО АН СССР под руководством А.А. Кошелева в 1975 году. Первый, каровый ледник площадью до 2 км2 находится у подножья горы Черского в цирке, открытом на юго-восток. На подъеме к перевалу Солнечный расположен второй ледник долинно-присклонового типа. За перевалом в висячей долине находится третий ледник карово-долинного типа.
Высшей точкой Байкальского хребта является гора Черского (2588 м), на которой в 1961 году был установлен пункт триангуляции геодезистами Восточно-Сибирского аэрогеодезического предприятия. Первое спортивное восхождение на вершину было осуществлено в 1975 году иркутскими альпинистами Г.В. Агафоновым, В.П. Брянским, В.Д. Избековым. Единственный известный путь на вершину, преодолимый без альпинистского снаряжения, когда на скальных стенках нет снега - это прямой подъем с карового ледника на гребень между вершиной Птица и главным массивом горы, затем набор высоты по гребню. Наилучшее время восхождения - со второй декады июля, когда скальные полки, карнизы обычно очищаются от снега. К концу 80-х годов восхождения на гору Черского стали регулярными. Первые туристские прохождения перевалов и их описания были сделаны: Н.А. Верюжским - пер. Байкал - 1-й (1979 г.); Е.А. Марьясовым и А.П. Ключахиным - пер. Ежик, пер. Зеленый, пер. Гулливер, пер. Надежда, пер. Ручейный (1980-е гг.); А.А. Кошелевым - пер. Крутой (1969 г.), пер. Шеровы Ворота (1974 г.), пер. Галкин (1979 г.), пер. Прямой (1981 г.), пер. Байкал-2 (1983 г.), пер. Святого Николая (1990 г.), В.Ф.Красником - пер. Медвежий, пер. Роза Ветров (1970 г.), М.А.Таракановым - пер. Иркутских Туристов (1973 г.). С высоты покоренных вершин в хорошую погоду открывается великолепная панорама Байкальского хребта, видна гладь озера Байкал, сливающаяся с дымкой горизонта.
Оптимальный период прохождения маршрутов - с середины июля до середины августа. В конце периода возникает опасность похолодания и выпадения снега на перевалах. Самые высокие перевалы, находящиеся непосредственно у массива горы Черского (Солнечный, Ежик, Иркутских Туристов и др.), крайне желательно проходить утром, поскольку во второй половине дня здесь резко возрастает вероятность выпадения осадков - длительного ливня, зачастую с градом, возможны камнепады. Сложность прохождения перевалов категории 1Б и 2А заключается в основном в преодолении скальных участков - гладких плит с крутым вертикальным наклоном, где зачастую требуется многократное перевешивание веревки. Имея достаточно времени, можно найти оптимальную траекторию, с обходом этих участков. Сложность категорийных перевалов существенно возрастает при неблагоприятных условиях погоды.
Маршруты проложены по старым охотничьим и звериным тропам. Однако хорошо натоптанных троп здесь почти нет. Кедровый стланик, бурелом, осыпи приводят к тому, что даже по затесам или по указанным на карте туристским тропам каждый идет своим путем. Движение осуществляется с переменным подходом к урезу воды и выходом на береговые полки, обходом прижимов по каменным осыпям и зарослям стланика, многократным переходом русла рек и движением по нему. Байкальский хребет - это царство гор и тайги. Из представителей растительного мира для туристов особенно значим кедровый стланик. Очень привлекательный на вид, опушенный длинной хвоей с шишками на ветках, он почти сплошь покрывает ущелья. Произрастает до высоты 1700 метров, при этом ухитряется спускаться почти до самого Байкала. Сплошные заросли стланика становятся непроходимым препятствием или значительно снижают скорость движения по маршруту. На всем протяжении путешествия туристы могут рассчитывать на добавки к своему рациону. Среди съедобных растений употребляются прежде всего грибы, разные ягоды (жимолость, голубика, смородина, малина), дикий лук, чеснок, щавель, черемша, ревень. В верховьях рек встречается, пожалуй, самое ценное лекарственное растение Прибайкалья - родиола розовая (золотой корень).
Основные препятствия на подходах к вершинам: летом – кедровый стланик, зимой – обильные снегопады и высокий снег.
* * *
При прохождении маршрута невысокий перевал Галкина (1Б)-1990м брался при полном использовании снаряжения. До начала похода это казалось излишним, даже после прочтения отчетов сохранялось впечатление, что многое из принесенного так и останется в рюкзаке. В действительности все снаряжение было задействовано.

Перечень снаряжения.

Карабины 3 Ус 1
GPS 2 Альпеншток 1
Ракетницы 3

Характеристика средств передвижения: как уже было сказано выше, для подъезда к началу маршрута использовался катер.

Для защиты от комаров и мошек необходимо взять с собой репелленты – без них практически невозможно. Зато без накомарников вполне можно обойтись.
Для борьбы со стланником брали топор.

4.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств пере¬движения.
Затраты на транспорт (на человека) : 1. Ж/д билеты – 3 150 р. (туда-обратно), 2. Катер + встречающий автобус - 1500 р., 3. Рейсовый автобус из с.Байкальского - 60р.
Итого: 4750 р. (транспорт) + 1700 р. (питание) + доп. расходы около 500 р. =7000 р.

4.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Группе удалось осуществить задуманное - пройти маршрут в полном объеме. Это удалось во многом благодаря тому, что мы были предупреждены о возможном крайне медленном передвижении на участке в районе водопада р. Водопадного и участке пр. приток р.Горемыка – раздвоение р. Горемыка. Кроме того, данный район отличает следующая особенность: если ты сошел с тропы, то без нее двигаться практически невозможно, что так же было учтено при планировании маршрута - запланированный километраж составил всего 100 км, нить маршрута пролегала вдоль рек.
Наверное именно потому, что мы были готовы к этим особенностями, ни стланник, ни отсутствие троп у нас особых трудностей не вызвали.

Рекомендации:
При планировании маршрута на преодоление отрезка мин. ист. Котельниковский - оз. Гитара (или оз Изумрудное) выделить 3 дня, а не два, как это сделали мы. Тропа от стоянки на пересечении р.Водопадного и р.Куркула очень лестно называется хорошей - много завалов, довольно часто теряется. Ее преодоление пришлось совершать вместо ужина. Гораздо удобнее идти по ней с утра.