2.1. Общая смысловая идея похода (необычность, уникальность, новизна)
Первопрохождение р. Б. Аямба, поиск пещер в отрогах Манского и Кутурчинского белогорий, полное прохождение пор. Щёки на р. Нырда.
2.2. Варианты подъезда и отъезда
Из Новосибирска в район удобнее добираться через Красноярск. Из Красноярска можно ночным поездом доехать до станций Мана и Кошурниково, которые служат для заброски в район. При этом в пос. Кошурниково транспорта много, можно найти нужную машину на месте, а для заброски со ст. Мана надо созвониться с пос. Мина, там есть два водителя с достаточно мощными машинами – дорога до пос. Юльевского проходит отчасти по руслу Маны в верхнем ее течении. Места выброски с маршрута – ст. Журавлево и окрестности моста через Шинду – достижимы непосредственно по воде, пеший переход очень короткий. В окрестностях моста через Шинду в выходные дни много машин рыбаков.
2.3. Изменения маршрута и причины
Без изменений
2.4. График движения группы
Дни пути
|
Дата
|
Участок пути
|
Протяженность, км
|
Способ
передвижения
|
Чисто ходовое время,ч
|
Метео
условия
|
1
|
14.07.12
|
г. Новосибирск –
г. Красноярск
|
-
|
поезд
|
-
|
-
|
2
|
15.07.12
|
г. Красноярск – ст. Кошурниково
|
-
|
поезд
|
-
|
|
3
|
16.07.12
|
ст. Кошурниково – р. Нырда
стапель
|
-
|
а/м
|
-
-
|
ясно
|
4
|
17.07.12
|
р. Нырда до пор. Щеки
|
21
|
сплав
|
7
|
ясно
|
5
|
18.07.12
|
пор. Щеки
|
2
|
сплав
|
6
|
ясно
|
6
|
19.07.12
|
р. Нырда – р. Ничка до устья
|
27
|
сплав
|
8
|
ясно
|
7
|
20.07.12
|
р. Ничка – р. Кизир до ст. Журавлёво
антистапель
|
36
|
сплав
|
7
|
ясно
|
8
|
21.07.12
|
ст. Журавлёво – ст. Мана
|
-
|
поезд
|
-
|
-
|
9
|
22.07.12
|
ст. Мана – пос. Юльевский – Проклятое оз.
|
-
18
|
а/м
пешком
|
-
7
|
-
дождь
|
10
|
23.07.12
|
Проклятое оз. – р. Сивуха
стапель
|
21
|
пешком
|
8
|
ясно
|
11
|
24.07.12
|
р. Сивуха- р. Б. Аямба
|
18
|
сплав
|
6
|
ясно
|
12
|
25.07.12
|
радиальный выход на г. Маралью
р. Б. Аямба – р. Шинда
до р. Тугурсуг
|
3
27
|
пешком
сплав
|
3
6
|
ясно
|
13
|
26.07.12
|
полудневка
р. Шинда
до р. М. Шинда
|
-
49
|
-
сплав
|
-
7
|
ясно
|
14
|
27.07.12
|
р. Шинда
до Белой речки
антистапель
|
54
|
сплав
|
9
|
ясно
|
15
|
28.07.12
|
р. Шинда – пос. Кошурниково
|
-
|
а/м
|
-
|
-
|
16
|
29.07.12
|
пос. Кошурниково – г. Красноярск
|
-
|
поезд
|
-
|
-
|
17
|
30.07.12
|
г. Красноярск – г. Новосибирск
|
-
|
поезд
|
-
|
-
|
Итого
|
276
|
|
74
|
|
2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута
14.07.12.
Выезжаем в Красноярск поездом.
15.07.12.
Из Красноярска выезжаем поездом до ст. Кошурниково.
16.07.12.
В Кошурниково находим машину, которая отвозит нас к р. Нырда. Строим катамараны.
17.07.12.
Начинаем сплав по р. Нырда. Воды в реке мало, требуется точный маневр, местами проводка. Под бревенчатым мостом аккуратно проводим катамараны. После правого притока р. М. Нырды ждем порога Щёки. Порог начинается резким сужением русла с нагромождением бревен. Встаем на левый берег и идем на разведку.
Виды порога поражают воображение. Площадку для лагеря выбираем на высокой террасе левого берега.
18.07.12.
Первопрохождение пор. Щёки было сделано нами в 1995 году. Река мечется в скальном коридоре, в конце первой ступени порога падает 3-метровым водопадом.
Сливы требуют очень точного маневра. В одном из сливов катамаран Сереги и Жени попадает в прижим.
Переправляем катамаран на правый берег, ремонтируем раму.
Водопад обносим по камням. При данном уровне воды он непроходим.
Во второй ступени порога обилие сливов и прижимов.
Ночевка на прежнем месте.
19.07.12.
В конце порога берем вещи на борт. Порог заканчивается каменным решетом – река перегорожена громадными камнями с шириной проходов менее 1,5 м.
Далее сплавляемся по порогам нижней Нырды, впадаем в Ничку и идем до устья. На Ничке, как правило, проводки не требуется. Стоянка на стрелке при впадении в Кизир.
20.07.12.
Сплавляемся по Кизиру, поем песни, пытаемся ловить рыбу. Становимся на ст. Журавлево за мостом на правом берегу. Разбираем и сушим катамараны.
21.07.12.
Полудневка. Вечером садимся на поезд и едем до ст. Мана.
22.07.12.
По приезде нас встречает водитель. Грузим вещи в машину. Дорога идет через пос. Мину, потом поднимается на хребет, бродит Ману, а потом вообще идет по руслу реки. Высадили нас на левом берегу рядом с кордоном. Идет дождь. Движемся по дороге, она вполне проезжая, можно было попросить отвезти хоть до Проклятого озера, только договориться о цене. Бродим Л. Ману и подходим к месту, где на карте обозначен уход реки под землю. Это скала, в которую втекает река расходом 100-200 л/с, разбившись на 4 протоки. В скале нашли небольшую пещерку со льдом (тяги нет). Рядом оборудованная стоянка.
Идем дальше и становимся у Проклятого озера.
Оно в нашу пору выглядит как сеть проток, которые соединяются и впадают в понор, расход около 50 л/с. За понором в 20 м находится сухой понор, затопляемый в паводки. Он проходим на 6 метров, заканчивается сужением в глине, слабая тяга наружу. Требуется дальнейшее исследование специальной экспедицией. Встаем на левом берегу.
23.07.12.
Поднимаемся на плечо г. Сивуха по дороге. Затем без тропы идем в направлении р. Сивуха. Встречаются ключи. Вблизи слияния с притоком переходим на правый берег. Далее огибаем прижимы и выходим на Сивуху в 3 км от устья. Стапель.
24.07.12.
Начинаем сплав по Сивухе. Воды мало. Характер русла – сплошная шивера. Впадаем в Б. Аямбу. Непрерывная шивера, местами требуется проводка. После правого притока р. Оленьей характер реки меняется. Начинается Олений каскад порогов. Первый порог каскада находится на слабом правом повороте, ориентир – крупные камни в русле. Разведка и страховка по левому берегу.
Требуется точный маневр для захода в сливы в узких воротах.
После участка быстротока второй порог каскада на правом повороте. Решето из обливных и полуобливных камней заканчивается сливом через всю реку с мощной бочкой.
Третий длинный (более 500 м) порог проходится по основной струе с точным маневром в косых сливах и бочках. После порога чалка на правый берег.
Четвертый порог – один из самых мощных, находится на левом повороте, левая стенка скальная. Струя с силой бьет в правый камень, отскакавает от него и образует килегенератор.
После прохождения потребовался ремонт задней поперечины к-3.
Затем после короткого участка сравнительно несложной шиверы нас ждал новый левый приток – Маралья речка – и начало нового Маральего каскада порогов.
Для этого каскада характерна высокая плотность препятствий, участки быстротока между порогами коротки. Всего мы насчитали в каскаде 6 ступеней. После прохождения первых трех потребовался ремонт обшивки к-1.
Встали вблизи устья безымянного притока. Отсюда мы на следующий день отправимся к таинственной котловине вблизи вершины Маральей горы.
25.07.12.
Начинаем подъем на гору. Места живописные, много звериных троп. Котловина поросла травой, в нижней части котловины темные камни со следами загадочных натечных образований. Понор замыт наглухо.
Спускаемся в лагерь и продолжаем сплав. До устья Б. Аямбы две сложных шиверы.
После впадения с помощью фотоаппарата обследуем обшивку.
Через 15 км сплава после правого поворота долины встречаем Верхний Шиндинский порог. К-1 прошел правой протокой, а к-2 и к-3 левой.
Ночуем вблизи устья Тугурсуга.
26.07.12.
С утра полудневка с прогулкой по Тугурсугу.
Потом продолжаем сплав. Редкие перекаты. Ночуем в прекрасном месте рядом с устьем М. Шинды (оборудованная стоянка).
27.07.12.
После М. Шинды река течет бодрее. Проходим Нижний Шиндинский порог.
Вскоре после моста встаем на правый берег, разбираем и сушим катамараны. Попутка подвозит нас до Клшурниково, потом поездом в Красноярск и Новосибирск.
2.6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления на маршруте)
Пороги Нырды и Б. Аямбы опасны, особенно при высоком уровне воды.
2.7. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте
Природные объекты: пороги р. Нырды и Б. Аямбы, поноры, Проклятое озеро.
2.8. Дополнительные сведения о походе
Групповое специальное снаряжение:
катамаран - 3 шт.
весло - 14 шт.
морковка – 3 шт.
Личное специальное снаряжение:
гидрокостюм
спасжилет
каска
гермомешок
нож
спаскомплект (спички в гермоупаковке)
2.9. Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения
Стоимость питания – 1500 р.
Стоимость средств передвижения – 6000 р.