Кузнецкий Алатау пос. Амзас - р. Амзас - р. Бельсу - р. Н-Тайжесу – пер. Озерный – руч. Высокогорный – р. М.Казыр – пер. Алгуйский – р. Алгуй – р. Амзас – ст. Лужба

Отчет

1. Справочные сведения о путешествии
1.1. Нитка маршрута

Продолжительность активной части маршрута - 8 дней.
Протяженность активной части маршрута - 103 км.

Сведения о районе путешествия.

Кузнецкий Алатау - горная система на юге Западной Сибири, протянувшаяся от Абаканского хребта на северо-запад к линии Сибирской железной дороги, протяженностью около 300 км.
Кузнецкий Алатау не является единым горным хребтом, а образован сложной системой средневысоких массивов. Наиболее высокой частью является хребет Тегир-Тыз (Небесные зубья). Здесь отдельные вершины достигают высоты 1800 - 1900 м., а высшая точка - вершина Верхний Зуб имеет высоту 2178 м. Вершины имеют в основном куполообразную форму и покрыты россыпями крупных глыб.
Климат Кузнецкого Алатау относительно холодный и влажный. Средняя температура января - февраля 10 -15 градусов ниже нуля. Зимой образуется мощный снеговой покров от 2 до 4 метров.
Растительный покров Кузнецкого Алатау не отличается большим разнообразием. На западе до высоты 700 - 800 м. преобладает черновая тайга с участками березово-осиновых лесов. С высотой она обычно сменяется темнохвойной тайгой из пихты, кедра и ели. С высоты 1300-1400 м. начинается пояс горной тундры. На восточном склоне в предгорьях и по речным долинам до высоты 700 - 800 м. располагаются луговые степи, выше господствуют лиственные леса. Они поднимаются до высоты 1000- 1200 м. Наиболее интересными в туристском отношении является хребет Тегир-Тыз.

Организация путешествия

Предпоходная подготовка участников проводилась в ходе учебного процесса группы «Кедр» ТСЦ «Панда. Непосредственно перед походом было организовано несколько выходов с целью проверки снаряжения и подготовки участников похода. Маршрут пройден полностью всеми участниками похода.

Техническое описание

22 января
На скоростной электричке достигли г. Новокузнецка

23 января
После ночевки на вокзале на первой электричке с пересадкой в г. Междуреченске доехали до станции Лужба. По пути в поселок поняли, что окружающая температура около –300С. После отметки в ПСС начали движение вдоль р. Амзас по следу накатанному “Буранами”. В 13-00 встали на обед здесь же встретили группу из Томска, вышедшую на час раньше. В беседе выяснилось, что они используют каркасно-дуговые палатки, на наш вопрос по поводу отопления они раскрыли секрет - используются газовые светильники. После обеда к 16-00 дошли до приюта Глухариный (фото ), обогнали Томичей и в 17-30 встали на ночевку.

24 января
Ночевка была немного прохладная. На градуснике -340С, в дальнейшем температура не поднималась выше отметки -300С. Вышли в 9-00. На лыжне ни чьих следов не было. В 10-30 достигли приюта Соболиный, приютчик угостил чаем. Он нам сказал, что утром по рации от спасателей узнал, что двое из группы Томска вернулись обратно. Продолжили движение левым берегом по правому притоку р. Чистайга с набором высоты. Выше к западу от перевала встали на ночевку. Для большего комфорта в плане теплоты ночевке предприняли меры: под палатку Соней на высоту стенок была сделана яма, на крышу положили полиэтиленовый тент. Я и Ваня пилили двуручной пилой, Наташа, как выяснилось, прекрасно рубит топором. В график дежурств по приготовлению пищи внесено изменение: я и Ваня дежурим по очереди через день, у девушек же своя очередность.

25 января
Благодаря новому способу установки палатки спали в тепле. Выход в 9-30. Прошли восточней отм.1030 и далее по левому притоку р. Поднебесный. От слияния с р. Поднебесный вдоль р. Бельсу не теряя высоты. В 18-00 встали на ночевку около ручья.

26 января
Т.к. не было понятно р.Н-Тайжесу перед нами, или нет, я и Ваня пошли в радиальный выход. Поднялись по ручью выше зоны леса до отм.1661 (фото ) стало ясно, что ручей это один из притоков Бельсу, а до р.Н-Тайжесу ещё не дошли. По р.Озерная спустились до р.Н-Тайжесу , вышли на приют Тайжесу. В 19-00 вернулись в лагерь и были обрадованы – наши девушки встретили нас ужином и заготовленными дровами. Был распакован самый большой подарок, им оказалась трехлитровая банка с ананасами. Открывать не стали, так как вначале их следовало отогреть.

27 января
Дошли до р.Н-Тайжесу, сделали обед и начали подъем по руслу реки в направлении перевала Озерный. В 18-00 встали на ночевку на слиянии притоков р. Н-Тайжесу.

28 января
Вышли в 9-30. Небо затянуто тучами, идет снег. Под перевалом сделали прогулку на озеро. Начали подъем и в 13-00 были на перевале Озерный. Сделали радиальный выход в направлении вершины с отм. 1982. Спуск с перевала занял 1,5 часа. На р. Высокогорный сделали обед. В 18-30 вышли на приют Высокогорный. Судя по всему, он заброшен несколько лет назад. Для ночевки выбрали избу приютчика. Наконец-то разморозили и открыли 3-х литровую банку ананасов.

29 января
Изба оказалась холодной, печка плохой. По общему мнению, это была самая холодная ночевка. Температура -340С. В 10-00 начали движение по реке Малый Казыр. К 12-00 достигли слияния рек Малый и Большой Казыр, где осмотрели местную достопримечательность – приют фирмы Шевалье-Тур. Далее по притоку поднялись на перевал Алгуйский и встали на ночевку в приюте «Рубановский стан». Расценки – за ночевку 50 рублей с человека, за сутки – 100 руб., баня – 25 руб.

30 января
Встали в 8-00. Вышли в 9-30. По буранному следу спустились по реке Алгуй и далее по реке Амзас. Встретили группу новосибирских и междуреченских туристов, идущих на альпиниаду. К 12-00 пришли в пос. Амзас. Снялись с отметки в ПСС. Из разговора со спасателями стало ясна волновавшая нас судьба томской группы. Оказалось, что хваленное газовое оборудование было проверено только на -200С. А т.к. было холоднее, пришлось двум человекам ехать в Междуреченск за палаткой Зима с печкой. Оставшиеся 1,5 часа провели на приюте «Кузбасский» у Шевалье, где нас тепло встретили. На электричке вечером достигли Новокузнецка.

Итоги и рекомендации.

Группа прошла упрощенным вариантом маршрута. Плохие метеорологические условия не позволили пройти перевал Ребро. Также добавили сложности низкие температуры. Все участники похода справились со своими обязанностями. Район можно рекомендовать для походов 1 – 3 категории сложности и обучения начинающих туристов основам походной жизни. Наличие сети приютов, с одной стороны, и препятствий в виде перевалов различной сложности, с другой, позволяет выбрать маршрут для групп с различной подготовкой. Лес богат сухостоем, что делает каждую ночевку теплой.