Памир / Горный туризм | Спортивный туризм

Северо-Западный Памир, V-ка горная, август 2007

29 июля - 28 августа 2007 г.
Горный поход пятой категории сложности в районе Северо-Западного Памира совершен в период с 29 июля по 28 августа 2007 г. группой Секции горного туризма спортклуба НГУ
пройденная нитка маршрута:
п. Поймазор - р. Дарай-Поймазор - пер. Пулковский I, 1Б – лед. Ванч-Дара - пер. Егорова, 2А – лед. Шокальского – лед. Гармо - лед. Вавилова - пер. Крыленко-Блещунова, 3А - лед. Бивачный - лед. Федченко - лед. Малый Танымас - пер. Интеграл, 2Б - лед. Аю-Джилга – пер. Замок Тамары, 2А - лед. Мушкетова - пер. Бабушкина-Корженевской ч/з пик Бабушкина, 3А - лед. Корженевской – лед. Фортамбек – лед. Вальтера - поляна Москвина – лед. Фортамбек - пер. Курай-Шапак, 2А – Томаша, н/к - пер. Обходной, 1Б - пер. Белькандоу, н/к - п. Девшар.
Техническое описание маршрута
Заезд.

26-27 июля.
Вылет из Новосибирска - грузчики в аэропорту тяжелые рюкзаки, действительно, бесплатно не таскают. За 13-ть мешков положили в натруженную лапу бригадира тысячу рублей. Второй вариант – сразу везти с собой два мешка, менее 30 кг каждый.
В аэропорту Душанбе нас встретила представитель MATVC Наталья и увезла на микроавтобусе в частный дом на ул. Гоголя. Там мы жили весь следующий день, потраченный на отправку вертолетной заброски, получение документов, договоренности с машинами, но всего этого мы практически не касались. Гуляли по городу, закупились фруктами на базаре и посетили центральную чайхану города – «Рахат». К вечеру документы были готовы, машины заказаны, заброска улетела, о чем нам и поведали, навестившие нас две милые женщины: руководители MATVC: Рано Умаровна Сабирова и Зарина Бобоходжиева.

28 июля.
Утром в пять выехали на двух уазиках из Душанбе. Столовались в придорожных чайханах, сохранить здоровье смогли не все. До цели не добрались, остановились поспать где-то в ночи, прямо около дороги.

29 июля.
К сожалению, наши водители не знали толком дороги. Есть или нет дорога по правому берегу р. Ванч до кишлака Ван-Ван? Как ехать в Поймазор? Все это выясняли у местных жителей. В результате только к обеду добрались до кишлака Поймазор.
За несколько километров перед п. Поймазор дорогу пересекал ручей с множеством рукавов, уазики сначала заблудились в них и уперлись в бурный поток. В этом месте есть небольшой поселок, буквально два-три дома, местный житель сказал нам, что проезд все-таки есть по одному из рукавов.
Поселок Ван-Ван просматривался на противоположном берегу Ванча. Поймазор оказался чуть дальше, на пару км, но по левому берегу. Проехав в поселок, пытаясь найти мост, мы оставили в одном из домов первую заброску - коробку с едой на пять дней, затем вернулись и выгрузились в поле перед кишлаком.
Местные жители: дети и женщины сбежались с ближайших домов, принесли нам кефир и два бидона питьевой воды, ее по близости не было.
Середина дня, около 13-00, очень жарко, забились в тень каких-то кустов, устроили обед.
Около 14-00, пообедав, переодевшись и собравшись, одарив девушек таблетками от головы и живота, мы вышли в направлении моста через Ванч (фото 1). За ходку пересекли обе речки (вторая - Дарай-Поймазор, впадающая чуть ниже в Ванч). Дальше нужно идти по тропе по противоположному берегу в обратном направлении (вниз по течению, в сторону кишлака Ван-Ван). С этой тропы, еще через ходку, поворот наверх, по ущельицу, туда идет тропка. Не дойдя до террас, уже в темноте поставили палатки. Довольно сильный уклон компенсировали рюкзаками, положив их под палатки, в ноги. (фото 2)
Ущелье р. Дарай-Поймазор.

30 июля.
Стало ясно, что выход вчера в обед из Поймазора (фото 3) – был ошибкой. Необходимо было ночевать внизу, пусть даже на плохой воде и вблизи деревни. Это нам позволило бы получить начальную акклиматизацию. Жара, недосып и плохая (неправильная) еда в дороге - все это сыграло свою негативную роль.
Пошли дальше.
Минут через 15- 20 от места ночевки появились тропки, уходящие направо, траверсом склона, на террасу. Вскоре мы вышли к кошу, около которого был чистый ручей. (От ночевки 40-45 мин, полторы ходки). Как и в Поймазоре, таджикская семья радушно напоила нас из большой кастрюли кефиром (айраном) и попросили таблеток, на этот случай полезно взять небольшой запасец но-шпы (российского дротаверина, конечно), цитрамона, анальгина и, еще у нас спросили глазные капли, хорошо, что было достаточно сульфацил-натрия.
Двое участников чувствовали себя плохо. У одного признаки отравления, у другого – последствия ОРЗ, подхваченного перед отъездом.
Понимая, что нельзя рвать вверх, необходимо наблюдать состояние больных, мы решили остановиться в первом подходящем месте. Около коша как-то не захотелось, пошли до следующей воды. Путь все еще пролегал траверсом вдоль реки Дарай-Поймазор, по верхней террасе. Минут через 15-ть от коша тропа немного поворачивает налево (по ходу) в направлении ущелья реки и теряется в камнях, заросших юганом. Через две ходки, после небольшой разведки по жесткой, сцементированной сыпухе и мелкому курумнику, поросшим густой, высокой травой, мы спустились вниз, на небольшой галечный пяточек у реки (в 13-30), где остановились на обед и ночевку. Это место, в каком то отчете, так и названо: «нехороший цирк», действительно противный.
Немного о злобной траве юган. С виду она напоминает полынь. Полезно сразу спросить у местных как она выглядит. Простые предосторожности: длинный рукав в перчатку, штаны в носки помогают избежать неприятностей в самом начале пути. Ожог похож на ожог крапивы, только волдыри круче.
После обеда мы решили применить челночную тактику. Собрали мешки и, оставив в лагере больных, занесли груз вверх по реке Дарай-Поймазор. Вернулись уже в 19-00.

31 июля.
Подъем 5-15, выход 6-45. За полторы ходки добежали до, занесенного накануне, груза. По дороге останавливались у красивого озерка: китайский садик по всем правилам фэн-шуй – очень приятное место, около которого, чуть ближе и метров на 50 выше, есть небольшая скала с петроглифами. Набор высоты плавный, полутропка по хорошему куруму (фото 4). Остановились на обед (в 13-00) около большого камня, не далеко от места переправы. Жарко. Камень дает тень – дефицит в этом ущелье. Перейти реку решили чуть выше впадения Пулковки. Пообедав, перебродили два рукава реки, используя для страховки веревку. Но, как выяснилось, напрасно. Рукава не глубокие (чуть выше середины бедра) и напор был не такой сильный, как казалось. Шли по одному, просто придерживаясь за веревку.
Настроение в группе бодрое. После переправы поднялись на террасы правого берега р. Пулковка. Встали на ночевку недалеко от слияния (примерно за ходку) Пулковки и реки с ледника, впадающего слева. В 17-30.

1 августа.
Подъем 5-00, выход в 7-15. К обеду показала характер погода: тучки, ветерок, небольшой снег. Шли постоянно по правому краю ледника: набор высоты по мореным валам (фото 5). Не гнали, в щадящем режиме часам к пяти вечера подошли под перевал. Точнее на хорошее место, примерно за ходку до него.
Ночевка под перевалом в живописной мульде, у края ледника, погода вроде не испортилась, прохладно.
Перевалы Пулковский, 1Б, Егорова, 2А.

2 августа.
Встали в 4-45, выход в 7-00, минут 20-30 под взлет и еще столько же на перевал. Кошки надели сразу же на стоянке. Взлет - некрутой фирн, спуска практически нет, ровное поле седловины переходит в ледник Ванчдара. Но нужно идти в кошках - метров 20 небольшой катушки сверху. Сняли записку группы Марка Улановского из Волгограда.
С перевала Пулковский, в противоположном гребне были четко видны:
седловина справа- перевал Молдованка, 2Б;
слева - обширный цирк, отделенный от перевала Молдаванка, спускающимся от вершинки справа налево косым гребнем. Наш перевал Егорова, 2А находится в крайней седловине справа в этом цирке (фото 6).
За 20 мин мы пересекли ледник Ванчдара и поднялись на площадку над небольшим озером у начала подъема на перевал Егорова. Еще 2,5 ходки поднимались на седловину сначала по снежному галстуку, затем - противная сыпуха «шаг вперед три назад»(100-200 м). В 12-00 были на седловине (фото 7), начали разведку, пока дежурные готовили обед. Записки не нашли, оставили свою. Навесили 2 веревки, немного наискосок, направо по кулуару (фото 8).
В 14-30 начали спуск: снежно-осыпной кулуар, по некоторым описаниям проходится пешком, у нас сверху был ледок. Сначала 2 веревки по 50 м, затем осыпь и разрушенные скалы, на всякий случай кинули еще около 25 м, дальше 25+50, две связанные веревки через бергшрунд (фото 9). Последний сошел с нижней страховкой. Пару ходок сбежали вниз, до первых камней справа по ходу. Там и заночевали.
Ледники Шокальского, Гармо.

3 августа.
Решили поспать подольше, в 5-30-подъем, выход 7-30. Сначала побежали в кошках по леднику, дальше, примерно напротив перевала Пересыпь, спустились в правый карман. В этом месте он представлял собой чудную зеленую долинку, которая ниже перешла в грязную каменную канализацию. Так по правому борту и дошли к обеду (12-30) до слияния с ледником Гармо (фото 10), обходя многочисленные промоины.
Вдоль левого края Гармо - ручей, правда, абсолютно белый, мутный. Погода хорошая, устроили постирушки.
После обеда так и шли по левому рандклюфту (фото 11). Почти все время нормально: грязь, все живое, временами корячились, но терпимо. Уткнулись в ледопад, справа от которого (по ходу)- выход на зеленку (фото 13). С противоположной стороны в Гармо впадает ледопад из-под пика Беседина (фото 12). Вылезли, но это оказались еще не Сурки… Есть следы бивуака, нет воды, но лежит чистый снег. Времени уже 18-30-19-00, ночуем.
Сбегали за поворот по террасе, выяснили, что до Сурков не дошли полчаса.
Таким образом, завтра получается вполне логичная полудневка. Состояние участников пока укладывается в рамки обычной, хоть может быть и сложно проходящей, акклиматизации.

4 августа.
Утром самочувствие одного из участников резко ухудшилось. Приступы кашля, температура, мокрота с кровью и, как будто что-то булькает в легких. У другого участника отказался смотреть глаз – резкая боль, сульфацил натрия не помогает. Стало ясно, что ребят нужно эвакуировать.
Собрали лагерь, перешли на, собственно, Сурковую поляну. Дальше все развивалось стремительно: позвонили Рано Умаровне, она связалась с сервисной компанией или ей перезвонили (мы со своей стороны обрисовали ситуацию Корису - сервисной компании, обслуживающей РЕССО и дали координаты MATVC), через два с половиной - три часа застрекотал вертолет, ко всеобщему нашему удивлению и шоку. Ведь по телефону Рано Умаровна сказала, что вертолет в лучшем случае будет завтра! О том, что он не прилетит совсем, всерьез не думалось...
Вечером этого же дня мы узнали по телефону, что у Ярослава Писарева пневмония, а у Григория Ермолаева – бактериальный коньюктивит – так нам сказали.
Вывод ребят ногами с места эвакуации – Сурковой поляны – был возможен только через перевалы, те же перевалы, которыми мы шли сюда (4760 и 4540). Другой вариант – искать единички пониже – мы в любом случае бы не выбрали: дольше и не намного ниже. Бежать вниз по леднику Гармо так же хуже: быстрой и значительной потери высоты при этом нет, очень далеко. Поэтому, для спасения жизни Ярослава, а вопрос вполне вероятно стоял именно так, ведь внезапно развившаяся пневмония может так же внезапно перейти в отек легких, необходим был вертолет.
Страховка и спутниковая связь сработали (фото 14, 15).
Отставание от графика уже не позволяло нам идти перевал Трон Петра (фото 16, 17).
Ледник Вавилова.

5 августа.
Встали рано. Вышли в 6-30. Сначала по поляне вдоль края обрыва, затем вниз с террасы по конгломератовому желобу. Спуск противный, очень аккуратно, друг под дружкой, не растягиваясь, чтобы не разгонялись камни, сползли в рандклюфт. Все это примерно за ходку.
Дальше путь по рандклюфту (левому орографически), но совсем не долго, метров через 300 вырулили на центр: вверх, вниз, влево, вправо, буерак за буераком - ледник Вавилова (фото 18), в отличие от других Памирских ледников, достаточно ровен и удобен для прохождения. Погода была потрясающая. Весь день яркое солнце. Видны пики Москва, Ленинград, Абалакова, Гармо и Дарвазская стена (фото 19).
В 12-ть заобедали в ледяном амфитеатре - мульдочке с хорошей чистой водой. Часам к 18-ти выползли на сыпушный балкончик над ледником в начале 4-й камеры ледника Вавилова. В нашу, 5-ю, решили идти через перелаз в отрожке между 4-й и 5-й камерой.
В целом, день положительный: вовремя встали, весь день потрясающие виды сердца Памира, хорошая погода, фотографировались на фоне пика Коммунизма, хоть и выглядывал он, совсем не много, своей южной стеной над нашим перевалом Трон Петра (фото 17).
На леднике попадались красивые озера.
4-я и 5-я камеры ледника Вавилова.

6 августа.
Вышли примерно в 6-30. За две ходки залезли на перемычку в отрожке между 4-й и 5-й камерами (фото 20). Взлет - жесткий фирн с проплешинами чистого льда, но достаточно полого. Зашли без перил, в кошках. Спуск - простая сыпуха, по ней быстро сбежали на ледник.
Внезапно у одного из участников сводит руки, ноги, мутнеет в глазах, кружится голова. Аптека всегда близко, нашатырь, кордиамин в задницу, рибоксин- 2 таблетки, давление 145/95 дали полтаблетки фуросемида (наверно неправильно). Но ему стало легче. Две связки уже успели уйти вперед по леднику (5-я камера ледника Вавилова), вернули их, поставили палатку (фото 21). Уложили Сергея, сделали обед. Позвонили Рано Умаровне, она посоветовала дать препараты кальция - от судорог, успокоила, сказала - «бывает». Да Сергей и сам рассказал, что было у него подобное под Победой и тоже все нормализовалось после суточной отсидки.
(препаратом кальция, в таком случае, может быть любая таблетка, желательно белого цвета, не вредящая здоровью, анальгин, например. Кажется, анальгин или аспирин мы ему и дали :)))
После обеда собрали мешки с половиной груза и, оставив Сергея и девушек, потопали наверх. Решили занести часть груза, протопать следы и, по возможности, провесить веревки.
Перевал Крыленко-Блещунова, 3А, 5587 м.

На перевал Крыленко-Блещунова, как удалось выяснить, есть три варианта подъема. Первый - из 6-й камеры по одному из многочисленных кулуаров спускающихся туда с гребня, разделяющего 5-ю и 6-ю камеры. Второй - вариант прибалтов (пятерка Юцявичуса из Вильнюса, 85 г.), они шли из 5-й камеры, правее (по ходу) подъема на перевал Бивачный. Третий, выбранный нами - вариант Крыленко, который «зашел на перевал практически без страховки» (по описаниям) - по гребню с подъемом на него из крайнего правого (по ходу) цирка камеры №5.
Небольшой ледопад перед выходом на ледниковое поле, где начинался поворот в крайний правый (по ходу) цирк камеры №5 ледника Вавилова, распутали справа по ходу (фото 21). Затем поднялись в верхний цирк, начался глубокий снег (фото 22). Пошли трещины. При переходе через очередной снежный мост тропящему показалось, что вот-вот снег не удержит. Бросили мешки. Пошли дальше налегке, делать ступени на завтра и вешать веревки на взлет. Сначала полезли не прямо наверх, а в кулуар влево (по ходу) (фото 23). Снизу опасность этого пути четко не читалась. Склон постепенно становился круче, захотелось забуриться. Вдруг сверху как будто кто-то чан с камнями высыпал, прямо на нас! Попадали, кто-то уклонялся, не попало. Быстро слиняли вниз, и пошли по центру. Передовая тройка навесила веревку на взлет (уже примерно к 18-00), через бергшрунд (фото 24). До верха осталось еще метров 30 некрутого льда, повернули вниз и в 18-45 были уже в лагере.

7 августа.
Гребень между 5-й и 6-й камерами ледника Вавилова.
Рано утром вышли все вместе, Сергей в норме. Быстро подошли под веревку по вчерашним следам. Повесили еще одну на гребень. Вниз уходили крутые склоны к 6-й камере ледника Вавилова, а вверх - тоже достаточно крутой гребень, по которому нам и нужно было лезть дальше на перевал Крыленко-Блещунова (фото 25).
Встали на обед на перемычке, перед подъемом на гребень. Она оказалась достаточно широкой и пологой, удобной для лагеря (фото 26). Связка из троих участников вышла в разведку, по, уже начинавшему раскисать на солнце, гребню. Через пятнадцать минут стало видно, что они налегке уже пашут по пояс. Ребята вернулись, посмотрев за уголок гребня, стало ясно, что в обозримом досягаемом сегодня месте палатки нам поставить не удастся, решили ночевать.
Высота около 5200. Удалось отрыть воду – ручейки заполняли, выдолбленную во льду, ямку. Только из-за ночевки на этой перемычке стоит ходить перевал по данному маршруту – очень красиво: Дарвазская стена как на ладони, пик Гармо, почти километровый провал в ущелье, в котором на много десятков километров уползает ледник и противоположный хребет, венчающийся пиками Москва, Ленинград и Абалакова. Памир-отель!

8 августа.
Подъем в 4-30, выход в 6-15. Вверх по следам вчерашней разведки в связках под скалы, обошли их справа. Затем навесили перила под основание небольшого лба, ведущего на гребень (фото 27). Удалось выкопать лохань и сделать станцию на ледовых крючьях. Далее первый, без рюкзака, как-то быстро вылез на лоб, но все равно, уже в глубоком снегу. Закрепил веревку сверху на балях, до льда так и не докопался. До этого, в начале лба, вырубили огромную лохань и забурились в лед, сделали станцию. Второй участник... не смог вылезти с рюкзаком по веревке на жумаре! Это было очень неожиданно и, как оказалось, неспроста. Снег – по пояс и выше. Организовали подъем рюкзаков отдельно, обтянув полиэтиленом. Если бы не этот маневр, а так же навеска двух ниток перил в этом месте (фото 28), мы бы наверно не прошли сегодня перевал и ночевали бы на седловине...
После выхода на гребень с преодолением лба, нужно было еще пройти в связках метров 100-150 по 30-40 градусному склону (фото 29) на перемычку с замерзшим озером - и мы на перевале (в 13-00) (фото 30).
В итоге мы оказались на участке гребня между перевалами Крыленко-Блещунова и Бивачным. На сам перевал лезть по гребню смысла не было, спуск хорошо просматривался отсюда, точнее метров на 50 ниже по гребню в сторону Бивачного. Где то в этом же месте, со стороны Бивачного, должны были вылезти и прибалты.
В месте спуска мы обнаружили тур, в котором была записка 1969 г.! Записка группы Одесского областного совета по туризму под руководством КМС Язора А.Н. (Явора, Явори.. неразборчиво). Группа назвала перевал - перевалом «Аркадия», 5500 м, проходили они его «из 1-го цирка ледника Бивачный в 5-й цирк ледника Вавилова», т.е. в обратном направлении.
До этого мы уже успели сложить свой тур, чуть выше, на более видном месте (еще до того, как нашли записку), но не поленились подняться, разобрать тур и упомянуть в своей записке про откопанный раритет.
Спуск - по снежно осыпному кулуару, 2 веревки (вторая - психологическая) (фото 31).
Итого: 50 м+30 м- выход из крайнего левого (орографически) цирка 5-й камеры ледника Вавилова на гребень, 50 м+50 м - выход на лоб при движении по гребню, 50 м+50 м- спуск на ледник Бивачный. На 3Б явно не тянет, но больше, чем 2Б, учитывая время, необходимое на прохождение (с заносом груза, предварительной тропежкой и провеской ушло три дня). Честная 3А. Если бы не отсиживали Сергея, можно было бы пройти за два дня, но не быстрее, учитывая состояние снега после 10-11 часов.
Спустились около 15-16-00, сразу встали, отойдя на безопасное расстояние. Время еще есть, но то, что мы пропашем сегодня за три часа, завтра по смерзшемуся снегу пробежим за полходки. Сушимся, отдыхаем.
Перевал показался нам очень интересным и вполне логичным, несмотря на близость перевала Бивачный, который на одну категорию проще. Логичность перевала именно в посещении 6-й камеры ледника Вавилова. Либо с подъемом из самой 6-й камеры, либо в том варианте, который выбрали мы: по гребню над этой самой 6-й камерой – и так, и так есть возможность насладиться видом на Дарвазскую стену и пик Гармо, а так же панорамой шеститысячников в хребте Петра I. Из 6-й камеры можно зайти на перевал за день – наверное, это самый короткий путь, но, когда мы вылезли на гребень между 5-й и 6-й камерами, подумали - правильно, что там не пошли. Выглядят эти кулуары намного страшнее, чем тот, с которого нас прогнали камни. Прибалтийский вариант – наверное, быстрее нашего, но не на много. Возможно, нижняя часть подъема может быть лавиноопасна, но и в нашем варианте, гребень может быть лавиноопасен.
Ледник Бивачный.

9 августа.
Утро началось в 5-15. За пару ходок, по холодку, мы успели пробежать снега. Погода хорошая, солнечно и не жарко. Панорама восхитительная: п. Гармо (фото 32), пик Россия, пик ОГПУ (фото 33), п. Борющийся Вьетнам, красивые ледопады и стены со всех сторон. Сначала шли справа, по морене на леднике, потом она все чаще стала разрываться крупными трещинами и мы ушли через пояс ледяных торосов и крупных трещин налево, сперва была практически ровная верховая морена, но вскоре она начала скакать вверх вниз. В 12-ть заобедали, душевно, солнце. В 18-00 встали на ночевку, немного не доходя впадения ледника Орджоникидзе. Выровняли площадки среди ледово-каменных бугров-холмов-увалов.

10 августа.
Путь по леднику слева представляет собой скаканье по ледяным буграм и ямам, трещинам и грязным рандклюфтам. Все живое, ровного места, наступить двумя ногами одновременно, нет.
На обед вывалились из рандклюфта в ледниковый карман с песчаными барханчиками и небольшой лужицей чистой, вкусной, теплой воды с козлиными следами. Карман- перед впадением последнего, перед Федченко, ледника слева. До великого ледника еще около 5 км.
Вечером долго не могли найти место стоянки - площадок нет. На относительно ровное место - почти не капали, с чистым озером – набрели только часам к 19-ти. Не дошли до ледника Федченко. Но осталось немного. Судя по всему, мы ошиблись, выбрав путь по левому краю ледника Бивачный.
Ледник Федченко.

11 августа.
Весь день моросит дождь. Понадобилась непромокаемая накидка на рюкзак.
Встали в 5-00, вышли в 6-30, обед в 13-00, с обеда в 13-45, на ночевку в 19-00- итого более 10 ходовых часов.
С утра мы продолжили распутывать провалы, бугры и озера на Бивачном. Перед слиянием с Федченко есть три красивых озера, последнее с айсбергами, которые постоянно откалывались и с шумом падали в воду. Сверху, над озером, «тропа» уходила влево, на террасу. С этого места было хорошо видно и озера и долины Бивачного и Федченко. Наверное, место слияния двух ТАКИХ ледников имеет огромную энергию (фото 34).
Через пару переходов, когда все-таки свернули вправо по Федченко, мы уперлись в реку, перейти не смогли. Таким образом, на леднике Федченко мы повторили ошибку: опять шли по левой стороне. Вместо полудня потратили целый день, но дошли до языка ледника, спустились к реке Малый Танымас.
Хоть бы кто написал теперь о прохождении Бивачного и Федченко в последние годы по правому краю (как все ходят) и рассказал бы о непреодолимых трудностях и о том, что шли целую неделю, что ледник там разорвало, а карманы посносило селем или еще чего-нибудь доброго и приятного сердцу ?
Уже часов в 17-ть или даже в шестом часу вечера проходили красивое чистое озеро в левом кармане, с зеленой террасой, на которой были следы стоянки. Останавливаться не стали, хотя и очень хотелось уже. Благодаря этому мы спустились к началу подъема по ущелью Малого Танымаса, что тактически было гораздо лучше.
Вечер противненький, дождливый.
Ущелье реки Малый Танымас.

12 августа.
Подъем в 5-00, выход в 6-30. Минут за 20 подошли к прижиму (фото 35) и полезли налево (по ходу), наверх, по осыпному склону почти под скалы, затем длинный траверс по осыпи до зеленой террасы с деревьями (фото 36). Дальше ходка по террасе до леса каменных грибов - конгломератовых столбов с огромными валунами вместо шляпок (фото 37), в обход них идет тропка над около 200-метровым сбросом на ледник. Место сопливое, лезть нужно, наступая на торчащие над пропастью, из сцементированной сыпухи, камни. Один вываливается под ногой и ... лучше повесить веревку в этом месте!
Дальше путь пересекает речка с водопадиками, форсируем ее, выпуская первого с веревкой (фото 38). Противоположный берег этой речки - крутой конгломератовый склон, осыпь, скоро переходят в зеленый карман.
Это место, наверное, третье за все путешествие место, (после китайского садика в ущелье Дарай-Поймазор и Памир-отеля – на гребене на перевал Крыленко-Блещунова), особенно запавшее в душу. Поляна с цветами, травой, какими-то кустами, солнцем, чистой речкой, вкусным обедом (в 12-15) и постирушками на свежем воздухе. Уходить не хотелось, поэтому вышли только в 14-30. Дальнейший путь проходит по разливам реки, зеленой траве, небольшим наборам по куруму (между разливами) (фото 39). В последнем таком разливе, правда, уже без хорошей воды (нацедили какой-то мути), встали на ночлег (в 17-40). Вода здесь отвратительная, течет тонкой струйкой и очень глинистая. Двое ребят сбегали на вал, отделяющий ледник от кармана, что бы определиться с выбором завтрашнего пути.
В целом все очень довольны сегодняшним днем, отдохнули душой на цветах и траве после снега и каменюк.
Ледник Малый Танымас, обход ледопада.

13 августа.
Выход 7-05, немного проспали. Вчерашняя вечерняя разведка показала, что нужно идти до конца моренного вала по карману. За ходку мы подошли в место выклинивания кармана, слияния его с верхушкой моренного вала, набрав при этом метров 200-300.
Спустившись по простой осыпи на ледник, пересекли его до противоположного кармана под отрогом, разделяющим ветви ледника Малый Танымас. Ледник ровный, открытый, прошли по камням без кошек. В кармане тоже зеленая долинка, живописное озеро и пасущиеся козлы.
Через ходку подошли под ледопад (фото 40). По поводу обхода ледопада слева, (по орографически правому краю ледника), даже дискуссий ни каких не было. На опасность этого пути есть акцент в отчете Георгия Сальникова (http://nmr.nioch.nsc.ru/pamir04/node13.html), да и выглядит он жутко: сверху сплошные карнизы и сераки. Полезли по левому рандклюфту, надев внизу кошки, обвязки, каски. Нижняя часть - вылаз по льду на серак, перед заходом в рандклюфт, проходилась на грани: попадет - не попадет. Камни на льду уже начали оттаивать и их траектории периодически перекрывали путь подъема. Нужно стараться подойти сюда хотя бы на час раньше! Мы успели только к 11-11-30-ти. Ребята довольно быстро перебежали на передних зубьях в карман, к скалам, где было относительно безопасно. Дальше подъем по сыпухоскалам, который упирается в небольшую стеночку (метров 20, крутизной градусов 60) на стыке льда и скал. В этом месте повесили одну веревку перил (фото 41).
Обедали (в 13-30) на ручье, в прямом смысле: сверху над пройденной ступенью ледопада, в рандклюфте, начинался мелкий курумник, по которому тек ручей. На камни прямо посреди него бросили мешки и установили кухню. Журчащий час.
Вышли в 15-00, началась длинная, нудная и утомительная ходка - плавный, тягучий набор высоты по левому борту, вдоль ледника. После нее, подойдя к выходу на ледник, связавшись и надев кошки, прошли только полходки. Вылезли на небольшой лоб, справа открылся наш следующий перевал- Интеграл (или Аю-Джилга), 2Б. До него около 2 км. Решили встать на ночевку. Пройти дальше нужно или под сам перевал или практически совсем не ходить: с правого борта ущелья с вершин висят опасные ледовые карнизы.
Перевал Интеграл (Аю-Джилга), 2Б.

14 августа.
Вышли в 6-20.
За две ходки подошли под взлет (фото 42). Взлет без берга, когда подошли, значительно «лег». Долезли сначала по курумнику, затем по сыпухе где-то до середины, там часть группы надела кошки и лихо затопали по снежно-фирновому галстуку слева. Остальные промаялись еще немного по сыпухе, но выше перешли на фирн. Последние 40-50 м перед перевалом были достаточно крутые и практически голый лед. Решили повесить веревку. Правда, пока вешали, почти все зашли без нее, один участник скатился метров на 6, зарубился. (Не особенно принципиально, достаточно безопасно, лишь неприятно немного) (фото 43).
Вылезли на перевал около 9-30, на левую, со стороны М. Танымаса , седловину, так как на правой висел снежный карниз. С утра светило солнце, но на перевале погода испортилась, пошел снег. Съели шоколадку, начали спускаться. Показалось, что снега много, может съехать. Поэтому, сначала вышли на длину веревки, закрепившись под скалками, глубокий снег быстро закончился, дальше двинулись уже в связках: через хребтик вправо, вдоль скал.
На середине склона, вниз по кулуару начался лед, некоторое время спускались лицом к склону на три такта, но посчитали это опасным. Решили закрутить буры, повесить веревку. И точно, у одного из участников слетела кошка! Крутизна склона не очень уж большая, хорошо подготовленная технически группа может спуститься без перил в связках, (как и сделали участники группы Сальникова), однако это так, если нет льда, а обнаруживается это не сразу, поэтому стоит подготовиться к навешиванию перил на данном участке (фото 44).
Итого: одна веревка в ледопаде на подъем, одна - номинальная, на подъеме на седловину, одна - разведочная, когда проверяли склон сверху и две в последнем кулуаре. Дальше в связках на обед (в 12-00). Снегопад, начавшийся во время спуска, не закончился до самого ужина, только внизу уже в конце ледника, перешел в мелкий моросящий дождь.
Путь вдоль ледника, по правому борту долины, приятен: широкие разливы, террасы, старые моренные валы, кое-где следы былых экспедиций (надписи «Днепр 75», «Киев 81» на камнях), какие-то алюминиевые кастрюльки и разбитые деревянные ящики- не раздражали и не казались мусором. Мы уже соскучились по цивилизации (первых людей, не считая санрейса, мы встретили только в МАЛе на Москвина, правда, с ледника Беляева нам кто-то светил фонариком, когда мы ночевали на «Сурках»). Идеальная дорога, по ней мы бодро добежали до конца ледника Аю-Джилга и встали у реки.

15 августа.
Подъем в 5-00, как обычно. Спустились метров 20-ть к реке, а надо заметить, все вокруг было в снегу! Вчера засыпали под шум дождя, а утром на палатках были сугробы снега. Все морены, камни, скалы - все седое, красивое и холодное.
Пошли бродить. Первый с веревкой. Уровень воды как вечером, не меньше. Только все камни ледяные, брр! (фото 45) Веселая переправа, долго скакали и оттирались, что бы отогреться, затем бодро зашагали вдоль речки по левому (уже) берегу.
Через ходку решили вылезти наверх, на террасу. Впереди маячил прижим, уходящий наверх влево примечательным зеленым гребнем (зеленым - потому, что из какой-то серо-зеленой породы). Перед ним оказалось глубокое ущелье, в котором текла река из цирка перевала Замок Тамары, 2А (фото 46).
Все-таки решили идти на этот перевал, который заявляли на всякий случай, уж больно не понравился по описаниям спуск на ледник Мушкетова. Мы планировали оббежать гребень по низу. Но так как мы отставали от графика, а прохождение перевала могло ускорить наше попадание на поляну Москвина, выбрали этот путь. Начало подъема - метров 400-500 набор высоты по лугам. Дальше речка раздваивается, мы пошли (согласно схеме Ляпина) по левому (орографически) притоку, т.е. направо по ходу. Двигались уже на ощупь, еще внизу начался дождь, с набором высоты - снег, видимость очень плохая. Топали, топали, в 12-00 уже в сплошном молоке, под сильным снегопадом, встали где-то - совершенно непонятно где... Поставили палатки.
Примерно в 15-00 развиднелось, вышло солнце, сушимся. Открылся цирк, мы оказались в нем под взлетами, только вот взлетов, точнее седловин- штук пять! Ледника нет, курумник и осыпи. Две двойки отправились на две самые логичные седловины, искать тур.
Ни та, ни другая двойка на перевал не зашли, седловины оказались не наши, но куда завтра идти стало ясно. Наша седловина - справа, точнее третья дырка справа (фото 47). Решили идти правее маленькой треугольной скалы желтого цвета (совершенно поносного цвета - хороший ориентир).
Перевал Замок Тамары, 2А.

16 августа.
Подъем получился в 4-45. Утро оказалось мирным и доброжелательным, не очень холодным, без ветра и снега. Когда уже собрались и похлебали сладкой, масляной жижи с не разварившейся крупой (сегодня завтрак не удался ?), вышло солнце. Очень яркое. Сразу стало жарко и пришлось потерять еще несколько минут, что бы разутеплиться. Выход в 6-45.
За две ходки залезли на перевал, правда вторая была из разряда «от сюда и до обеда», больше часа. Простой подъем по заснеженной, после вчерашнего снегопада, сыпухе (фото 48).
С самого перевала хорошо виден пик Корженевской, перевалы Мушкетова и Корженевской и наша следующая цель- пик Бабушкина - ох уж и длиннющий же сыпушный подъем на его правую седловину, перемычку 5180 – перевал Бабушкина! (фото 49, 53)На фоне этих грандиозных видов долго и с удовольствием фотографировались.
В 9-00 были на перевале, в 9-30 начали спуск (фото 50). Решили идти в связках, одели кошки, увешались крючьями и бурами. Железки не понадобились - спуск по осыпному склону, точнее нескольким каменистым кулуарчикам, забирая влево. Нигде вешать не пришлось. Нам повезло, что лежал плотный слой снега, недостаточный для схода лавины, но сдерживающий камни. Примерно половину склона прошли в связках - довольно круто, под снегом мог быть лед, могли бы ссыпаться. Кулуары устремляются направо, вниз, мы же уходим влево на достаточно крутой курумник (фото 51), выходим на небольшую полочку на гребешке и спускаемся еще левее, в следующий осыпной кулуар, идущий уже до самого низа (фото 52). В этом последнем кулуаре шли в кошках солдатским шагом прямо по выходам, достаточно мягких для подобного прохождения, сланцев. Все кругом, конечно, сыпется, едет, падает, от длительного спуска очень устали колени, но ничего критичного нет, в принципе, нормальная 2А (фото 57) и то, только за паршивость спуска (может быть очень камнепадоопасен). Метров 100 не доходя ледника Мушкетова, в кулуар слева врывается небольшой водопад.
Спустившись на ледник Мушкетова, обедаем. Еще сверху пытались наметить путь, как пересечь ледник Мушкетова и выйти на его левую ветвь, ведущую к перевалу Бабушкина (седловина 5180 м). Два варианта: или по правому (орографически) ранкдклюфту вверх, затем через ледник - там вроде бы наблюдалась относительно спокойная, не сильно разорванная зона, или прямо от места спуска с перевала (места нашего обеда) наискосок, чуть влево, вдоль трещин. Пошли почему-то именно так, хотя правильный вариант, наверное, первый. В итоге пересекали правую ветвь ледника Мушкетова аж целых три часа. Это было похоже на ловушку: сначала вроде нормальный, просматриваемый путь, вдоль трещин превращается в хитрый лабиринт, по которому можно гулять и гулять… (фото 54, 55). В одном месте, с ледового серака, даже кинули веревку. Немного поразвлеклись среди живописных ледяных глыб и трещин, после длительной пешей части маршрута. Ничего, в хорошую солнечную погоду можно, даже приятно ?
Попав на левый борт правой ветки ледника, спустились в рандклюфт и лихо побежали вниз. Обогнули отрог, разделяющий левую и правую ветви, и, так же, по рандклюфту поднялись метров 500, откуда начали пересекать уже левую ветвь ледника (фото 53). Дальше по этой стороне идти нельзя, со склонов пика Корженевской возможны лавины, переметающие верховья ледника, в чем мы и убедились на следующий день. Здесь ледник спокойный, без провалов, все засыпано камнями с крупными кристаллами пирита. Уже в сумерках, около 19-00, мы остановились в зеленой долинке с чистой речкой, за моренным валом- на левом борту долины ледника Мушкетова. Ровных площадок не нашли, пришлось немного покопать. Высота - около 3800, хоть и устали сегодня, но есть ощущение легкости и восстановления организма.
Перевал Корженевской, 3А (ч/з пик Бабушкина, 5867 м)

17 августа.
Перевал Бабушкина- перемычка 5180 м.
(по нашему GPS- 5210 м)

Вышли чуть позже запланированного времени, в тепле, на травке удалось собраться только к 7-00. За две ходки подошли к началу подъема на перевал Бабушкина - длинной, 800-900 метровой, 30-40 градусной осыпи, заканчивающейся сильно разрушенными скалами (фото 53, 56). Примерно к 13-00, измотанные сыпухой, доползли к скалам, повесили веревку, которой воспользовались только на последних 10-15 метрах. Скалы простые, ходятся пешком (фото 58). Сверху висят снежные карнизы, но мы поднимались по следам их обвалов, и было ощущение, что все, что должно было упасть, упало. В 14-14-30 все вылезли на гребень- тут то мы озадачились..! (фото 59). По описаниям это место выглядело так: « спустились на перемычку (или поднялись) и вытоптали место под палатки».. Реально оказался острый гребень, в одну сторону нависающий карнизами, в другую уходящий вниз 50 градусным ледово-фирновым склоном. В конце концов, предположили, что в одном месте, ближе к скалам, у начала подъема на гребень, карниз должен опираться на небольшой скальный гребешок, уходящий в сторону ледника Мушкетова. Забурились на две станции в лед, отрыли в карнизе место под палатки, сперва подготовив площадку для кухни (фото 61).
В 17-00 тройка ударников отправилась провешивать. Вышли уже в молоке, пошел снег, видимость плохая, ветер не утихал. Ребята вернулись к 19-30. Провесили 2,5 веревки- метров 120-130: начали чуть справа, по снежно-ледовому галстуку (фото 60), вылезли на гребень.
Только когда уже стемнело, на севере небо слегка прояснилось, ну а к ночи, уже развиднелось. Спали, в обвязках, на страховке.

18 августа.
Северо-восточный гребень пика Бабушкина.
В 4-15 дежурный разбудил народ, ели в палатке, пили уже на улице, собрав вещи. Утром наше логово пару раз хрустнуло… Несмотря на то, что палатки и люди, в обязательном порядке, были пристегнуты, чувствовался легкий ознобец, если бы карниз сошел, было бы очень весело собирать по леднику Мушкетова клаву, рюкзаки и прочую снарягу ?.
Избежать совсем, подобного приключения, все-таки не удалось. Один из участников уронил в сторону ледника Гармо айсбаль с пристегнутыми к нему бурами. Спустившись метров на 80 в сторону ледника Гармо (на двух связанных веревках), удалось отыскать и поднять снаряжение, зацепившееся за склон.
Начали подниматься. Первые веревки, хоть и провешиваются по снегу и льду, могут быть камнепадоопасны, идти нужно очень осторожно. Когда вылезаешь на гребень (окончание провешенных вчера 120-130 м), под ногами в снегу возникают камни, нам не удалось не скинуть их на поднимающихся снизу. Слава Богу, обошлось без серьезных последствий. От конца вчерашней навески провесили следующую веревку, весьма не простую: метров 30-40 по скалам крутизной около 70 градусов, закрепив ее за выступ скалы (фото 62). Следующую веревку удалось закрепить за торчащий из снега камень, гребень стал чуть положе. Камень казался не очень надежным, поэтому мы сблокировали веревку, кинув петлю на скальный выступ, метров на 8 ниже. Правда веревка на нем не держалась, приходилось отслеживать ее каждому приходящему до следующего, но свою функцию - на удержание снизу - она выполняла. Льда нет. Снег глубокий. Потом еще веревка, удалось во что-то невнятное закрутить бур и сблокировать с балем (фото 63).
Дальше пошли в связках. Крутизна 40-45 градусов, снег проваливается уже по колено, еще не ухает, но идешь и ждешь: вот-вот. Пройти по нему, до следующего лба, нужно метров 300-400 (64).
Перед лбом склон немного выполаживался, но на нем все равно было страшно находиться - лавиноопасен. Нужно обедать. Пока готовили обед, навесили сразу две нитки перил, по 100 м каждая до льда на лбу. Можно было бы подойти туда пешком, в связках, но сидеть на лавиноопасном склоне и спокойно обедать было как-то уж очень не уютно, да и протропить без рюкзаков оказалось очень полезно. После обеда (с 12-30 до 14-30) по готовым ступеням подошли под лоб и провесили еще две веревки (снег, фирн, лед- все вместе). Дальше опять в связках, опять глубокий снег, но лавинная опасность казалась уже меньше. Склон положе: 25-30 градусов (фото 66). Впереди еще один взлет, перед ним, уже в 18-00, мы остановились на ночлег, вырыв площадки в снегу (фото 65).

19 августа.
Пик Бабушкина, 5867 м, спуск на седловину пер. Корженевской, ледник Корженевской.
В 7-15 вышли тропить оставшиеся 100-150 м до скал. Чуть правее гребня вылезли по пешеходному скальному кулуарчику на последний в гребне лоб. От сюда еще метров 150-200 плавный подъем ведет на вершину.
Вершина пика Бабушкина - ровный снежный купол, открытый всем ветрам (фото 67). Вдоволь нафотографировавшись и уже собравшись начать спуск, обнаружили тур (в крайней западной части купола). В туре оказался вымпел и записка, датированная 69 г. Авторы записки зашли на пик в честь 100-летия (вроде же это должен был быть 70 г…) В.И. Ленина и просили не забирать записку, оставить будущим поколениям… Памятник той эпохе. Но была и обычная, человеческая записка, которую можно изъять, положив свою - записка Симферопольского Н.П.О. «Фотон» от 3.08.90 г., руководитель Морозов И.А. Они шли с ледника Корженевской на Мушкетова.
Спуск простой, в связках, по фирну и сыпухе (фото 68, 69). Меньше, чем через час, (а на вершине были в 8-00, начали спуск в 8-45), уже были на седловине перевала Корженевской, фотографировались на фоне виднеющегося вдали пика Ленина. В связках побежали вниз (фото 70) и в 12-00 остановились на обед под верхней ступенью ледопада, которую прошли слева, под склонами пика Корженевской, по огромному лавинному выносу, забившему все трещины в этой части ледопада (фото 71). Сверху висят карнизы, но лавинный вынос такой мощный, что мы сильно не боялись, что сойдет что-то еще.
С обеда снялись только в 15-00, хорошо просушились и отдохнули. Задача остатка дня - пройти ледник и подойти максимально близко к знаменитой «канализации»- узкому каньону в нижней части ущелья. Известно, что проходить ее нужно рано утром, пока не поднялась вода в ручье.
Нижнюю ступень ледопада попытались пройти по центру (как по описаниям, правда, 80-го г.), но сразу же начали бегать то влево, то вправо по ледовым блокам, которые широкими ступеньками уходили вниз. В целом распутать оказалось не сложно (фото 72). За ходку мы справились с этой задачей и остановились на привал в правом рандклюфте. Далеко внизу блестит на солнце ледник Фортамбек - очень похоже на основательно смятую золотинку от шоколадки.
Вниз круто уходил язык ледника Корженевской, идти по нему нельзя, постоянно оттаивают и с грохотом катятся камни. Слева - узкий желоб между скалами отрожка и ледником, там, наверняка, тоже очень опасно. В этом месте по описаниям Шмыкова (Новосибирск, 80 г.) нужно идти вправо, сначала траверсом осыпного склона, затем около 40 м вниз, по крутым (70-75 гр.) скалам. Все так и есть. Между скалами и ледником желоб- продолжение рандклюфта. Аккуратно перешли по-над ним (фото 73) на осыпную площадочку над скалами. То место, где можно было кинуть 40 м - сразу же вниз, левее, почти в желоб, по которому сплошным потоком летели булыганы. Поэтому кинули веревки правее, по более пологим скалам (40-45 градусов), закрепив на большом камне, лежащем на осыпной площадке. Получилось две веревки (2*50 м). Оказалось, что вторая веревка проходится пешком, точнее пролезается с балем, в кошках (!), но с рюкзаком. Поэтому мы избежали сдергивания двух связанных веревок, что могло бы и не получиться, если бы узел не прошел через петлю из расходняка на камне сверху. Бить крючья не во что, все мягкое, сыпется. Выступов тоже нет (фото 74).
Остановились на ночевку метров на 400-500 ниже по ущелью, что бы ни одна каменюка с ледника не достала. В достаточно мягком грунте, на левом берегу речки выкопали площадки под палатки.
Канализация - ущелье реки Корженевской.

20 августа.
Встали как обычно в 5-00. После завтрака бодро и даже азартно побежали вниз по ручью, перескакивая с берега на берег. Каньон то сужался, зажимая ручей между высокими отвесными стенами скал, то расширялся. Кое-где - небольшие катушки, приходилось спрыгивать или скатываться на заднице. Ходки через полторы авангард уперся в водопад. Во всех описаниях сказано, что канализацию нужно проходить рано утром и, что утром воды мало, и ее можно пройти по руслу пешком. Не тут то было. Встали мы рано, а вот уровень воды в ручье практически не изменился по сравнению с вечером.
Вероятно причина в той лавине, которая так удачно сошла перед нами, позволив нам легко преодолеть верхнюю ступень ледопада (если предположить, с точки зрения банальной эрудиции, что лавинный снег, так же как снег в котле с водой, тает шустрее льдинок).
Дальше нужно было вешать веревки по скалам в обход водопада. Метров за 200 до этого непрохода ущелье расширялось, прослеживался путь по склону левого борта на террасу - уже над ледником Фортамбек. В каком-то из отчетов я читал, что одна из групп когда-то проходила там. Они сначала вышли на террасу, затем прошли по правому борту Фортамбека и нашли спуск на ледник. Я вспомнил об этом, мы вернулись и спустились на террасу. Место просто рай - цветы, трава, арча, деревья, очень уютно. Довольные, мы перекусили и пошли вверх по террасе. Но очень скоро сказка закончилась, начался очень крутой, твердый конгломератный склон, обрывающийся на ледник, непонятно сколькисотметровым отвесом - за перегибом не видно. А ведь даже следы какие-то были, шли по ним. Прошкрябались несколько десятков метров до скального отрожка, посмотрели за угол, убедились, что дальше, на сколько видно, ситуация не меняется. В общем, хватило ума вовремя развернуться, не дожидаясь пока кто-нибудь ссыпется на Фортамбек. Пути по террасе нет!
Ползти назад - набор около 150-200 метров, после этой нашей тренировки, которая в итоге обошлась нам в три часа потерянного времени, психологически было очень тяжело. Вернулись на ручей, обед отложили на после спуска, побежали вперед бить крючья для обвески водопада. Очень полезными оказались вертикальные якорные крючья, единственное, что нормально держалось в рыхлых сланцах (фото 75, 76). Для навески перил, без рюкзака, можно было пролезть по небольшой полочке, сверху над ручьем.
Спустившись, мы оказались под высоким, отвесным конгломератовым склоном, на самой границе ледника (фото 77). Стали обедать. Ручей, превратившийся в водопад, бурным потоком уходил в бездну промоины в леднике. Очень похоже на слив в унитаз, только глобальных масштабов. Не зря это место назвали канализацией.
После обеда вылезли в правый рандклюфт Фортамбека (фото 78) и медленно, не убегая от пострадавшей при преодолении водопада участницы, (Татьяне по крестцу попал камень), поползли вверх, в направлении нашей следующей цели- лагеря на поляне Москвина. В 18-30 нашли более-менее ровное место на леднике и остановились ночевать.
Ледник Фортамбек, ледник Москвина, МАЛ на поляне Москвина.

21 августа.
Двигались по правому рандклюфту ледника Фортамбек, местами нужно было одеть кошки, для обхода по ледниковым блокам непроходимых по рандклюфту мест.
К 11-00 подошли к повороту в ущелье ледника Вальтера, наверх вздымаются бесконечные грядки морен, по данным GPS до поляны Москвина еще 4,9 км. Почему-то казалось, что мы преодолеем это расстояние за пару ходок. В 12-ть пообедали, особенно не торопясь. Весь остаток дня поднимались по моренам и карманам с правой (орографически) стороны от реки и ледников. Любуясь склонами пика Корженевской, высматривая - где же тут завтра лезть. Уже практически в сумерках нужно было пересечь ледник Москвина, путь по нему оказался хорошо промаркирован красными флажками. Когда уже вылезли на противоположный борт ледника, увидели долгожданную картину: огромную поляну, озеро, домики, в которых уже сверкали огоньки лампочек.
Времени на дневку у нас уже не оставалось - мы пришли в МАЛ на три дня позже, чем планировали.

22 августа.
Вечером Таню показали МАЛовскому врачу. Врач, естественно, порекомендовал эвакуацию, поставил предварительный диагноз: ушиб, но нужен рентген.
Сразу же рухнули наши мечты о Корженеве: 21-го вечером, в одно время с нами, спустились гиды, которые собрали или законсервировали веревки на маршруте. Идти без использования МАЛовских перил мы не предполагали с самого начала. Это все-таки уже шестерка...
В столовой - большом доме, со спутниковой тарелкой, телевизором, шахматным столиком и множеством фотоальбомов и плакатов, было людно и шумно. Испанцы, москвичи, кажется румыны, кто-то еще.. У одного из гидов был день рождения, нас накормили фаршированными перцами и напоили водкой. Последнюю неделю мы уже сидели на супах, растягивая продукты.
Начальник гидов - Александр Герасимов, хорошо нас принял. Решился вопрос с отправкой Тани. Около 12-ти мы уже провожали ее на очередной рейс, а вертолетов в эти дни было много - процесс вывоза лагеря после летнего сезона шел полным ходом. В наш «санрейс» загрузили сколько-то сот килограммов груза, набилась куча людей, последней погрузилась Таня.
Продолжать маршрут решили по одному из запасных вариантов, самому простому: через перевалы Курай-Шапак, Томаша, Обходной и Белькандоу в кишлак Девшар. Информация о сроках прохождения ледников Фортамбек (в сторону поляны Сулоева) и Бырс (после перевала Бырс Восточный – наш основной вариант) была очень противоречивой, сотрудники МАЛа предупреждали, что Фортамбек, как и все ледники района, сильно подвинулся, сколько понадобится времени на прохождение не ясно. Решили не рисковать, что бы успеть к, заказанным на 28-е в Девшар, машинам.
На это решение повлияли так же снегопады, в которые мы попали и лавинная обстановка на гребне пика Бабушкина – перевал Бырс Восточный может быть лавиноопасен (верхняя часть подъема и спуск в ледника Бырс. Тогда мы потеряем время и опоздаем на самолет, в лучшем случае, если вовремя завернем обратно.

23 августа.
Примерно в 11-30, душевно попрощавшись с Александром и поварихами в столовой, оставив им целую гору продуктов, (ведь заброска у нас была на десять дней! Планировали все по максимуму). Запечатлев себя на фоне высочайшей горы (фото 79), после полутора дней обжорства, мы выползли из лагеря, и пошли вниз, к Фортамбеку. На этот раз, по совету гидов, выбрали путь по левой стороне ущелья, что бы выйти к Фортамбеку выше впадения реки с ледника Вальтера и пересечь его еще метров на 200 выше по ущелью (фото 80). Этот путь тоже подсказали гиды.
Остановились ночевать рано, казалось, что торопиться некуда, встали на льду около рыжей морены, посреди Фортамбека. Разведали с вечера путь дальше- переход в левый рандклюфт, оказалось, что он совсем рядом.
Вниз по леднику Фортамбек.

24 августа.
Позавтракали лапшой с сыром и отправились вниз по Фортамбеку. Сначала перебежали в левый рандклюфт, даже кошки не пришлось одевать. Путь по рандклюфту - «живая» грязная и топкая канава, периодически по льду (фото 81) или под ним ? (фото 82). К 14-00 спустились к ущелью р. Шапак. Крутой спуск по живым здоровенным каменюкам вывел нас на широкую галечную поляну, образованную одним из рукавов реки Шапак (фото 83). Здесь было очень уютно, все залито солнцем, но есть и тенек, из промоины в стене конгломератов стекает чистый, теплый и очень вкусный ручей. До этого места возможности пообедать - более менее чистой воды, не было.
После обеда сначала сунулись дальше вдоль Фортамбека, но этот путь быстро закончился обрывом в мощный водопад- река Шапак проваливалась в огромный унитаз во льду. Вернулись к нашей полянке и полезли прямо по ручью в конгломератах. Оказалось достаточно просто. По ручью вылезли сначала на правый борт ущелья Шапак, затем перешли на центр, поднялись на верхние террасы к месту, напротив подъема на перевал Курай-Шапак. Попадалось много арчи, сухих деревьев - дров!, все в траве и цветах. Но на верхних террасах дрова закончились, и побаловать себя костерком не получилось. Невдалеке паслось небольшое стадо горных козлов.
Перевал Курай-Шапак, 2А

25 августа.
Утром не торопясь, позавтракали, собрались, вышли только в 7-30. Подошли к глубокой промоине с отвесными сыпушными стенами, нашли спуск к реке чуть выше. Около огромного белого камня- скалы с конгломератовой шапкой на макушке, бросили мешки и побежали вверх-вниз. Пешком нигде не перескачешь, пришлось бродить. Прямо под скалой спокойно перешли на другую сторону (фото 84, 100). Дальше нужно сначала вылезти налево, на конгломератовую терраску над рекой, по ней, по полочке уйти направо вниз, а там уже заворот налево, в небольшую зеленую долинку с деревьями, водой, местами стоянок (фото 85), из которой идет подъем по длинному зеленому галстуку над крутым высоким конгломератовым обрывом (фото 86). Этот обрыв - огромный, метров 300, конгломератовый сброс, треугольником уходящий вверх - и есть хороший ориентир при выборе пути к перевалу. По его правому скосу вылезаем по травянистому склону на вершинку этого треугольника и поднимаемся к старым моренам по левому борту (по ходу движения - направо). Дальше пару ходок по морене, вода появилась только на самом верху, под камнями, в мульдочке, где мы выкопали небольшой колодец в курумнике. Около часа встали на обед. Любуемся раскинувшимся перед нами массивом пика Корженевской и ущельем р. Корженевской: близкая сердцу канализация и наш трехчасовой променад - попытка обхода - как на ладони (фото 87).
За три ходки подошли и залезли на центральную седловину. Сам подъем на перевальный взлет: не сложный осыпной склон, минут на 20-25 (фото 88). Забирая вправо по очень разрушенным, осыпающимся от прикосновения скалам осторожно спустились на длинный «беговой» склон, по которому отправились в длительный забег. Этот почти 1300- метровый (по высоте) спуск (фото 89) и есть главное перевальное препятствие, вырубающее напрочь колени. Уже в совершенной темноте на полном автопилоте - это когда ноги сами думают куда наступать по живым камням в широком русле ручья, потому что голова не видит ничего, встали ночевать. Используемая техника передвижения- техника колобка. Нужно как бы плыть над камнями, ловя свой центр тяжести, постоянно смещаемый в разные стороны рюкзаком, лишь отталкиваясь ногами от камней, не наступая на них (ноги) полностью.
«Перевал» Томаша, н/к

26 августа.
В 6-00 проснулись в красивом ущелье, поросшем всякими кустами, деревьями и Иван-чаем. Сверху блестит на солнце ледник, спускающийся с перевала Хадырша (фото 91).
Степенно позавтракали и вышли уже в начале девятого. По правому борту ущелья, вдоль моренного вала, отделяющего цветущую долину от ледника Хадырша, сбежали примерно ходку до понижения вала и перешли ледник, покрытый обломками камней, точь-в-точь как какая-нибудь строительная площадка кучами обломков кирпича.
Еще вчера с перевала был виден противоположный гребень, в котором где-то должен был находиться «перевал» Томаша. Судя по всему, то, что называется перевалом Томаша - ступень-понижение гребня уже почти над р. Мук-су. Мы не стали бежать вниз далеко и вылезли на плечо этого отрога раньше (фото 90). Там тоже были какие-то тропки. За это получили более крутой и противный спуск в долину Мук-су по крутым травянистым склонам, переходящим в курумник, густо заросший шиповником. Перед нами живописная долина р. Мук-Су (фото 92, 95), по правому берегу видна тропа, кто-то даже говорит и пишет, что там можно ходить. Но сейчас, как мне показалось, прохода там нет. Видно, что тропу «посрывало» в нескольких местах. По левому берегу тоже заманчиво тянется тропка. Но, когда мы оказались в ущелье р. Сугран (через день), мы поняли, зачем люди идут не по этой замечательной тропке, полого устремляющейся вниз по долине Мук-Су, а лезут на полтора км вверх на перевал Обходной. Перед впадением в Мук-Су река Сугран представляют собой непроходимый каньон, и пройти низом в сторону Белькандоу не возможно.
А внизу заманчиво зеленеет роща на берегу реки Мук-су. Практически через две ходки после рощи, после пересечения ущелья реки Гандим, начинается тот самый полутора - километровый подъем на Обходной. Времени уже 13-00, мест для палаток и воды на подъеме на перевал, скорее всего, нет, после недолгих прений решили идти жить в эту рощу до завтра. Про родник в этой роще написано у Шмыкова и вообще, что там хорошо. Но насколько там хорошо, мы даже не предполагали. Название этого места, данное нами: «санаторий-профилакторий Мук-Су». Место здесь райское: по настоящему большие деревья - березы, прямо из склона, в гуще рощи, вытекает чистый ручей, красивый каньон реки, (перед прижимом вода бурным потоком бьет в скалы и кажется даже, что течет вверх!)- сказка.
Костер, заросли облепихи, хороший отдых. Спим прямо на улице, без палаток.
Перевал Обходной, 1Б

27 августа.
В 6-30 вышли, за ходку поднялись из «профилактория» на террасу (метров 150-200 от реки) и дошли до каньона реки Гандим. На противоположный борт промоины карабкается тропка, по описаниям 80-го года - там и ходили, сейчас это через чур каскадерский вариант. Поднимаемся вверх по ущелью, дно промоины забито сошедшей, наверное, еще весной, лавиной, пахнет сероводородом. По снежно-ледовой корке, которая возможно и не тает никогда, перешли на другую сторону и вскарабкались по склону на террасу. Дальше, вниз по террасе бежит тропка, пересекая по ней одну каменную речку, заворачиваем на вторую (фото 92). Она и ведет на наш перевал. Сначала удобно было подниматься по склону справа (по ходу), выше ущелье сужается и приходится спускаться вниз и идти прямо по реке. Вскоре в ней появляется вода. Долгий и не совсем нудный, из-за разнообразного лазания по небольшим водопадикам, подъем приводит нас к обеду. Последнюю воду прошли, думали, что сверху будет еще, но примерно от начала верхней трети подъема по кулуару до самого перевала воды больше не было. Пришлось с котелком сбегать вниз за водой. Так целый день и поднимались по узкому ущелью то по воде, то по камням (фото 93). На перевал вылезли уже около 17-00 (фото 94).
Широкая седловина с озером, удобное место для ночевки. Почему-то нам захотелось вниз, побежали. Сначала по сыпухе, дальше по травянистым, каменистым склонам, ниже продираясь через заросли кустарника, забирая влево, вверх по ущелью реки Сугран. Воды нигде нет. Если уйти направо - выпадаешь на сбросы. По описаниям где-то внизу, в березовой рощице, должен быть родник. Спустились уже в темноте, побегали с фонариками, поискали, но так и не нашли воду… Поставили палатки, разогрели тушенку, закусили сухарями и легли спать.
Перевал Белькандоу, н/к. Выход!

28 августа.
Утром встали, быстро собрались, через несколько сотен метров нашли родник и приготовили чудный завтрак. Ни какой трагедии из-за того, что поспали без воды, не произошло.
31-й день похода, очень красивое ущелье реки Сугран! Подумалось, что хорошо бы сюда еще вернуться (фото 96).
На террасе над рекой вскоре отыскали тропку и сбежали по ней к мостику через каньон. Очень красивое, грозное место: река бушует где-то далеко внизу - глубина метров 100, а скалы сверху сжимаются до 2-3 метров! (фото 97)
Через три часа по хорошей тропе в зарослях кустов шиповника, наслаждаясь запахами чабреца и прочих всяких травок и цветов, вышли на седловинку отрога, именуемую перевалом Белькандоу. Еще через 15-20 мин., после долгого фотографирования на перевале, спустились к кошу (фото 98). Хозяин - Махмадиюр - предложил нам творог и чай, которые мы мгновенно слупили. Кош уже переезжал вниз, в кишлак Кандоу - семь дворов, внизу под перевалом. Хозяин очень переживал, что не может накормить нас лепешками, спуститесь, говорит, подождите меня, я вас накормлю внизу.? А еще рассказал, что в кишлаке есть школа, под нее он отдал свой дом, а сам живет в небольшом сарайчике рядом. Вот тебе и «темные» горцы! От кишлака видна дорога, уходящая вниз по ущелью Мук-Су, сначала в кишлак Девшар, в котором нас должны ждать машины, затем дальше, через кишлак Мук в Душанбе.
Примерно к 16-17-00 пришли в Девшар. Там нас уже ждали машины.