Мы посетили пещеру Кат-Шу, копали меандр над третьим колодцем.
гео-теги: Азия Алтай

Кат-Шу впервые (автор Оля Ли)

Моя первая пещера.

Ну вот, свершилось, я побывала в пещере! Началось все с того, что я увидела рассылку Кедра о собрании в НГТУ и о том, что намечается поход в пещеру Кат-Шу. Немного это обмозговав, я пришла к выводу, что пора, быстренько собралась на эту встречу и каким-то образом убедила Тимура и Артема Павловича взять меня с собой. За что им очень благодарна!

Началось все довольно рутинно, со сборов. Собственно брать было особенно нечего, так как все, что имелось у меня в наличии, это рюкзак. И тут опять меня выручили эти замечательные люди, снабдив всем необходимым и проведя две тренировки, так как одно дело иметь снаряжение, другое – уметь с ним обращаться. С первой субботней тренировки я ушла с трясущимися руками и ногами и с мыслями, что все закончится, не успев начаться, так как, посмотрев на мои «навыки», меня точно никуда не возьмут. Но на второй, воскресной, дело пошло лучше и оказалось, что меня все-таки берут.

Правда собрав накануне отъезда вещи в рюкзак и надев его, в голову полезли мысли, вроде: «Что я делаю?». Мое тело отказывалось работать и тащить «это» на себе. Но, решив, что поворачивать назад уже поздновато, я дотащила таки в четверг вечером свои бренные кости до вокзала.

Там нашла Аню, с ней мы виделись дважды до этого на беговой и спелео тренировке в клубе, и познакомилась с Артемом, четвертым нашим участником. Загрузились в поезд, немного поболтали, обсудили планы и легли спать. Утром нас с вокзала в Бийске подобрал Павел Шубин и довез до места. По пути выяснилось, что придется переходить вброд небольшую речку, на то, что она уже успела замерзнуть при такой температуре, рассчитывать приходилось мало. Так и оказалось. Мы нашли место помельче, закатали штаны, сняли носки, залезли в резиновые сапоги и пошли вброд. Я естественно набрала воды, сапоги были короткие. Так холодно моим ногам, кажется, не было никогда. Но впереди был подъем на гору, и я еще не знала, насколько быстро они согреются!

Вот этот самый подъем был самым сложным для меня во всем походе. Теперь я поняла, зачем нужны беговые тренировки, буквально через несколько метров я готова была лечь прямо на этой горе и остаться там очень надолго, прямо до их спуска двумя днями позже! Понятия не имею как,  но я таки забралась наверх, местами ползком. Аня сделала по пути пару фотографий нас на привале, выражение моего лица на них как бы говорит: «У кого-нибудь есть ружье? Лучше застрелите меня прямо здесь!» Ну в общем ладно, забрались. Быстренько развели костер, повесили котелки на суп и на чай, пока мужчины ставили палатку, нас заслали на разведку, тропить до пещеры. Шли вроде с навигатором, и в итоге нашли ее конечно, но мне кажется, если бы можно было посмотреть сверху, цепочка наших следов сложилась бы в спираль. Плюс к этому, не зная о пещерах ровным счетом ничего, я шла сверхаккуратно, боясь провалиться в дырку в земле. Вернулись в лагерь, быстренько поели и собрались спускаться.

Я шла третьей, входной колодец на страховке. Но было все равно страшновато лезть непонятно куда, да еще попой вперед, не видя, что внизу. Да и первое узкое место породило небольшую панику, но я протиснулась, и дальше пошло лучше. Спускалась долго, Артем Павлович наверное совсем замерз там, но я была первый раз, поэтому больше глазела по сторонам, все такое необычное вокруг. Пока осматривалась, заметила, что стены мерцают, думала, что это какой-то минерал или вроде того, оказалось, что это капли воды в свете фонарика.

На втором колодце долго наблюдала за Аней, чтобы понять, как спускаться, вроде получилось нормально. Но момент отрыва от твердой опоры и зависания при спуске так и вызывал некоторые волнения в желудке. Хорошо, что те, кто был внизу, об этом не знали. Очень боялась срыва, хоть и понимала, что веревка удержит, но все равно приятного мало, я полагаю.

Очень понравился «Бахчисарайский фонтан», красивое место, правда, мокроватое. Где-то в том районе, кажется, увидела летучую мышку, они такие хорошенькие, маленькие, очень хотелось потрогать, но мне строго-настрого запретили их будить.

В итоге, пройдя шесть колодцев, с чем нас сердечно поздравил Артем Палыч, добрались до грота Виктория. Мне очень понравилось, красиво, особенно уходящие в высоту и в темноту стены, внушительно смотрится. В гроте быстро перекусили, сняли снаряжение и пошли дальше, в грот Италия. Как оказалось на входе нависает огромный камень-плита, которого строго-настрого запретили даже касаться. Сердце екнуло, правда, когда я уже оказалась в гроте и увидела этот камень полностью и то, как он висит. В Италии очень много «сосулек», это я их так называла, остальные называли их «макаронинами». Собственно, понятно тогда, откуда название.

Быстренько перекусили, собрались обратно. Путь наверх, как и ожидалось, дался сложнее. Особенно на одном колодце, но, спасибо Артему, помог выкарабкаться. А вот входной оказался на удивление простым. Вылезли, было ужасно холодно, куртка, которую я предусмотрительно оставила, чтобы согреться на выходе, просто стояла колом. Добрались в лагерь, только успели переодеться, пришли новокузнечане, несколько больше, чем ожидалось, образовался такой небольшой, веселый хаос. Особенно меня поразило, что с ними был ребенок лет семи-восьми на вид. Здорово, что детям уже с ранних лет прививают любовь к походам. Хотя так и неясно, как его туда опускали и поднимали. Мне выпало первое дежурство, все 2,5 часа боролась со сном, разморило в тепле, и с загорающимися под печкой сухими листиками. Зато залезть в спальник по их прошествии было очень здорово!

Проснулась наутро, все естественно болит, особенно плечевой пояс, на коленки вообще страшно смотреть. Замелькали недостойные мысли не лезть второй раз, очень настойчиво замелькали. Но, подумав, что тащиться на Алтай, чтобы поспать, как-то не комильфо, решила лезть. Наскоро поели, полезли.

Оказалось, что в программе у нас рытье хода. Это тоже было несколько неожиданно, несколько часов провела на спине, ползая туда-сюда по узкому меандру, таща за собой канистру с глиной. Устали ужасно, хотя вытащили всего-то двадцать штук. С Аней дружно решили никому не рассказывать о том, как мы провели субботний вечер.

Было еще знаменательное событие, из которого Артем Павлович заключил, что я не люблю активно горящий газ, то бишь газовую горелку. Ну да, не особенно люблю очень уж активно горящий газ в месте примерно 4 квадратных метра,  где жмутся друг к другу 4 человека. Как-то волнительно слегка!

В общем на этот раз поработали немного, мимо уже прошли почти все новокузнечане, залезшие первыми, стали потихоньку пробираться к выходу. Второй подъем дался почему-то сложнее, чем накануне, видимо усталость сказывалась. По возвращении в лагерь нас угостили очень вкусным борщом, немного поболтали и легли спать. Наутро довольно быстро поели, собрались вниз.

При спуске оказалось, что гора не такая уж высокая, как казалось при подъеме, да и вода в речке хорошо так освежает. В общем, спуск понравился. Вышли из леса, оказалось, машина нас еще не ждет. Но нас предупредили, что возможно опоздание, поэтому пошли спокойно навстречу. Я еще по наивности думала, ну что такое 8 километров. Оказалось, это все-таки что-то. Протащились шесть часа за два, и нас подобрали снявшиеся позже новокузнечане на машинах. Залезть в нее, полную людей и рюкзаков, тоже оказалось не так просто! Чтобы закрыть дверь, одному мужчине пришлось основательно меня вмять внутрь.

Доехали до поселка, там связались с Павлом Шубиным, оказалось, он еще едет, поэтому решили ехать навстречу на автобусе. Встретились в каком-то поселке, названия которого я уже не помню. В машине просто валялись мешками и дремали, кто от усталости, кто от недосыпа, кто, как я, от того и другого. Очень быстро домчал нас до вокзала в Бийске, загрузились в поезд, ну и несколько часов спустя мы дома, ну то есть на вокзале, дома только еще некоторое время спустя.

В общем и целом, мне очень понравилось. Только подтянуть физику, чтобы не было таких сложностей с подъемами и тасканием рюкзаков, и, думаю, все будет ок. Пока была там, думала: «Ну вот, я сходила в поход, я молодец, но для зимы пожалуй достаточно». А пару дней спустя снова захотелось надеть рюкзак и махнуть куда-нибудь в горы.

Всем, кто был со мной в этом походе, Артему Павловичу, Ане, Артему огромное спасибо за помощь, за компанию, за отличные впечатления! Надеюсь, не в последний раз! Да наверняка не в последний.

Кат-Шу: тех. подробности

22 ноября загрузились в бийский поезд и утром встретились с Пашей Шубиным. Он домчал нас за 4,5 часа до места высадки. В Иогаче столовую закрыли, так что позавтракать не удалось. Воды в месте брода почти по колено, сапоги заливает. Перешли в сапогах на босу ногу, быстренько переобулись. Поднялись в гору и поставили базу, воспользовались заготовленными Великаном чурками для готовки и для будущей ночевки с печкой. Аня с Олей тем временем сходили ко входу в Кат-Шу, протоптали тропу.

В 6 вечера пошли в пещеру: Тема вешает, девушки следом, я страхую девушек сверху на входном колодце (чтобы им хотя бы на этих четырех перестежках не заморачиваться с самостраховкой). После спуска карабин оставляют на себе, а страховочный узел развязывают, иначе есть риск не вытащить веревку. Движемся вниз довольно бодро. Доходим до Виктории и предельно аккуратно входим в Посторонним В. Дальше смотрим Италию, правый тупичок (до конца не долазим) и галерею с Кораллитовым меандром. Тема просачивается в щель в потолке, я застреваю. Надо будет похудеть и попробовать в другой раз. Тема говорит, меандр идет уступами, интересно посмотреть его дальше, но не одному. Аня и Оля за нами не полезли, остались в Италии, разглядывая всякие красоты. И, конечно, замерзли. Вернулись в Викторию, поели, пошли на подъем.

Тяжело идется меандр после Бахчисарайского фонтана снизу вверх: против трения на пределе габаритов, снаряж за все цепляется. Выходим наверх в 4 утра, и через 15 минут после прихода в лагерь видим новокузнечан, подтягивающихся снизу. 11 славных спелеологов, Великан замыкает шествие. Собираемся спать до 16 часов, но просыпаемся раньше из-за звуков бензопилы.

Натаскав дров, идем на второй выход в Кат-Шу, на этот раз копательный. Загружаемся в пещеру опять в 6 вечера. Перед входом нас обгоняют новокузнечанин Валера и новосибирец Юра, ночевавшие в гостинице и оставившие там своих попутчиков. Опять страхую девушек на спуске во входной колодец. Берем с собой фомку и две скобы. В прошлый раз я убедился, что лопата бесполезна: слишком твердая и вместе с тем липкая глина, удобнее долбать фомкой, иногда помогая скобой. Вынимают из канистры глину Аня с Олей с помощью другой скобы. Тема откатывает канистры по горизонтальному ходу, потом девушки на веревке вытаскивают по наклонному ходу наверх. Вытаскиваем 20 канистр, в перерыве обедаем. Попутно выясняется, что Оля не очень любит активно горящий газ. В ходе раскопок прошли узкую трубу, по которой тяга сбрасывается вверх, предположительно в Предмед, и вышли на продолжение хода, в котором тяга не попутная, а встречная – это дышат еще никем не пройденные гроты пещеры. Ход продолжается горизонтально, просматривается метров на 6 вперед, но перекрывается узкой (15 см) наклонной щелью, надо рушить правую стенку. Всего прошли около 3 м хорошим сечением: можно работать сидя.

Собираемся наверх, снизу подходят Великан и Евген. Говорят, что они последние, снимают навеску. Великан сделал два восхождения, ну о результатах он сам лучше расскажет. Набил изрядно анкеров для улучшения навески. Сильно устал в меандре между 4-м и 3-м колодцами, пришлось даже снимать снаряж. По этому поводу Великан не пошел смотреть нашу работу и ее перспективы. Я послал свою группу вперед, а сам пошел замыкающим. Перед вторым колодцем Великан и говорит: а Валера-то не приехал, что ли? Я говорю, как же, отправились к вам с новосибирцем Юрой. Великан говорит: ну, мы в Виктории минут 40 сидели на подъеме. Я говорю, ну, если они полезли в Италию и начали там лазить и фотать, то вы вполне могли разойтись. Живо представилась картина: мужики подходят к уступу, а веревки нет. Брр. С такими-растакими матами уступ еще, наверное, можно пройти лазанием, пихая и подтягивая друг друга, но колодец с соплей никак. Передаем наверх Теме, чтобы сбегал в лагерь и узнал насчет Валеры и Юры. Вскоре он возвращается и говорит, что все вылезли. А то пришлось бы нам с Евгеном переться 5 колодцев вниз. Евгену это, наверное, легко, а я бы подсдох. Выходим в 2 часа ночи, кузнецы угощают нас вкусным борщом.

Спим до 9, собираемся и валим вниз. Переправляемся через речку опять босиком в сапогах. Паши нет. Идем в сторону Иогача, за 2 часа прошли 6 км. Нас догоняют новокузнечане, довозят оставшиеся 2 км. Паковка по машинам получилась достаточно прикольная, для наших участников это был первый опыт совмещения спелео и автотуризма: когда преодолеваешь узости в салоне автомобиля. Звоним Паше, он сначала не на связи, а потом отвечает, что приедет через пару часов. Он поехал по дороге на Турочак, на снежном перемете развернулся на 360 и улетел в сугроб, откапывался 2 часа, потом поехал вкруголя. Чтобы быстрее с ним встретиться, едем до Кебезеня на рейсовом автобусе. Паша домчал нас лихо, за час до поезда мы уже были на вокзале, и утром прибыли в Новосибирск.