Ст.Лужба – р.Амзас – руч.Поднебесный – р.Бельсу –радиально гора Двухглавая – пер.Волчьи ворота – оз. Туралыг –пер.Козьи ворота - р.Харатас – р.Б.Хунухузух – пер.Караташ – р.М.Казыр – пер.Алгуйский – руч.Аглуй – ст.Лужба
Основная часть

2.1. Варианты подъезда и отъезда

Оптимальным вариантом подъезда нашей группы явился поезд № 605 Новосибирск-Новокузнецк. Далее электричка до Междуреченска, и до ст Лужба. Возможно также доехать до Новокузнецка на скоростной электричке, которая стоит в два раза дешевле, но отправляется в обед что хорошо подходит студентам. Наша же группа состояла из работающих.

2.2. Аварийные выходы с маршрута

В случае чрезвычайной ситуации на маршруте предусматривались аварийные выходы из долины реки Бельсу через перевал Озерный на реку М.Казыр. Из долины реки Хунухузух в случае невозможности прохождения перевала Караташский в долину реку Б.Казыр через перевал Хмурый.

2.3 График Движения

30.янв Слияние рек Б. и М.Казыра -  р.Аглуй – ст.Лужба 18 Ясно  –410С 3ч15мин
ИТОГО:                          134
21 января

В 9.15 электричкой из Междуреченска прибыли на ст.Лужба. Температура – 310С. По буранному следу достигли пос.Амзас. Зашли отметиться в ПСС (фото 1). В 12.15 начали движение по буранному следу вдоль р.Амзас. В трех километрах выше слияния р.Казыра с р.Алгуй встали на обед, который занял почти 3 часа – мы познакомились с особенностями местного леса. Если со ствола местами слезла кора – еще не значит, что это сушина. В 17.15 дошли до приюта Глухариный, приютчика нет, но был рабочий-строитель, которого мы попросили нас сфотографировать (фото7).

Выше приюта Глухаринного буранный след закончился, началось тропление. Пройдя еще около часа в 18.10 встали на ночевку. Группа начала приготовления к ночевке, а я с Юлей налегке на расстояние часа, протропили лыжню на завтра. Отбой в 24.00.

22 января

Подъем дежурного в 5.20. В 6.40 – общий подъем. Вышли в 8.35. Пасмурно, сыплет снежок, температура –350С. Протропленную лыжню прошли за 50 минут. Пройдя еще полчаса выпали на лыжню охотника, спустившегося с пер.Алгуйский и по ней дошли до приюта Соболиный. На приюте никого не было. По охотничьей лыжне начали подъем вдоль ручья Чистайга. Небо прояснилось. Лыжня вывела на охотничью избушку (073). Выше избушки сделали обед. На хребте, разделяющем долину р.Амзас и р.Бельсу в 17.40 встали на ночевку. В 22.30 отбой.
23 января

Подъем дежурных в 5.00. Завтрак в 6.10. Выход в 8.00. Небо ясное, t = –220С. Спускаемся по левому притоку ручья Поднебесный и выпадаем на охотничью лыжню. В 10.00 приют Поднебесный (фото 8). В приюте никого нет. Температура резко понизилась до –300С, все одели маски и, чтобы не мерзнуть, быстро побежали по лыжне вдоль реки Бельсу. В 11.40 делаем обед. Лыжня охотника уходит по ручью Нижний Шалов, а мы продолжаем идти вдоль реки Бельсу. Снег рыхлый, через час тропления применяем следующую тактику: тропящий идет без рюкзака, а затем возвращается. Оптимальным оказывается время тропления 2 минуты. Для удобства отсчитываем 80 пар шагов. В 19.00 пересекаем реку Ниж.Тайжесу, в 19.45 доходим до приюта Тайжесу. На приюте никого нет и мы размещаемся на ночевку (082).
24 января

Подъем дежурного в 6.40. Сегодня радиальный выход на вершину г.Двухглавая. Пасмурно, t = –150С. Выход в 10.00. С началом подъема наматываем тормозила. В 11.00 начинается легкий снег, видимость ухудшается. Поднявшись на 450 м. от приюта делаем перекус и обозреваем окрестности. Несмотря на ухудшение видимости, хорошо просматриваются русла рек Верхней и Нижней Тайжесу. Поднявшись выше зоны леса, ветер и снег усиливаются, а видимость ухудшается до 150 метров, начинается наст и курум. Снимаем лыжи и дальше идем пешком. Пройдя половину пути до вершины (фото 10) и оценив состояние погоды и видимость, поняв, что с вершины оглядеть красоты не удастся, в 14.30 поворачиваем вниз. К 17.30 достигаем реки Бельсу. Девушки начинают заниматься заготовкой дров, а мы с Тимуром направляемся тропить лыжню по притоку реки В.Тайжесу в направлении перевала Волчьи ворота. Протропили около 5 километров. На верху дул сильный ветер и бросал нам снег в лицо. К 21.00 вернулись на приют, t = –180С. Красота, девушки уже напилили дров и сварили ужин. Ночью по нам гуляли мыши и мы их выбрасывали на улицу.
25 января

Подъем в 6.10. Выход в 8.40. Пасмурно t = –260С. Начинаем подъем по протропленной лыжне. К 10 утра небо проясняется, идет легкий снежок. С окончанием зоны леса лыжня переметена, но по ее остаткам идти легче. Видна непокорившаяся гора Двухглавая. По мере приближения к седловине начинается жесткий наст и лед. В 13.30 мы вышли на седловину. Видим тур и находим в нем выгоревшую записку, в которой удается разобрать только 2004г., возраст двух участников - 13 лет и пожелания хорошего настроения и погоды. Видимость отличная, t = –290С. Сильный ветер дует нам в спину, все в масках. Хорошо обозревается долина реки Туралыг, г.Молния и г.Старая крепость. Я, сходив на разведку в направлении Верхнего Зуба понял, что, выйдя на седловину, мы забрали слишком вправо, спуск слишком крутой и что нужно спускаться левее. По пути к месту спуска в туре на каменной гряде оставили свою записку. Пройдя еще немного, в другом туре, сняли записку группы из Екатеринбурга, совершавшую горный поход 1 к.с. в августе 2005г. (прилагается). (фото 11, 12). В 14.55 начали спуск. На озере пообедали слайсами салом, сыром и халвой. На левом притоке реки Туралыг в 17.30 встали на ночевку. Группа начала бивачные работы, а я и Юля пошли тропить вдоль русла реки Туралыг.
26 января

Из-за ошибок в расчете время дежурств, дежурный встал позже и вышли в 10.00. Пасмурно, t = –280С. К 12.00 вышли к озеру под перевалом Козьи ворота. Потеплело до - 220С. Начинаем подъем, деревья заменяются кустарником, начинается наст, камни (фото 13). Начинаем троллейбусную часть лыжного маршрута и в 13.30 выходим к туру (фото). Погода пасмурная, ветерок, снежная пыль, t = –120С. Сняли записку группы туристов НИИЖТа из г.Новосибирска от 06.01.2006г., совершавших лыжный поход 2 к.с. (прилагается). Совершаем радиальный выход на плечо перевала в направлении г.Старая крепость и поднявшись на 300 м возвращаемся обратно к туру. В 15.30 начинаем спуск с перевала (фото 15, 16) и в 17.15 достигаем озера Харатас. Идем в направлении реки М.Хунухузух. Пурга усиливается, на одном из притоков реки М.Хунухузух в 18.30 встаем на ночевку. Прохладно, приходится отмахивать ноги и руки. Место оказалось ветреным, дополнительно закрепляем палатку, эпизодически вырывает трубу из печки. Ее мы примотали проволокой и печка иногда подскакивает.
27 января

Утром из-за сильного ветра завтрак приготовить не удается и мы, сделав кофе на печке, в 8 утра выходим. Ветер, пурга, температура –320С. Через 40 минут на реке М.Хунухузух специально останавливаемся, чтобы отмахать ноги. На левом притоке реки Б.Хунухузух делаем обед. В 13.30 начинаем движение по руслу реки Б.Хунухузух. Солнечно, сильный встречный ветер несет в лицо снег, все одеты в пуховки, на ресницах намерзает лед, и когда они смерзаются, его приходится счищать. Мы еще раз поняли, что маски совершенно нелишни. В 15.30 достигаем начала реки Б.Хунухузух. Видимость метров 200-300, впереди ничего не видно. Ясно, что светового времени осталось мало, решаем искать место для ночевки. Находим относительно безветренную лощину, выкапываем яму для палатки. Дрова приходится собирать по всей округе. В 23.00 отбой.
28 января

Подъем дежурного в 5.00. Выход в 8.15. Двигаемся по правому берегу озера Хунухузух. Наст, сильный встречный ветер, противоположного берега не видно. Снимаем лыжи, я и Тимур продолжаем троллейбусную часть лыжного маршрута, а девушки, чтобы не увеличивать парусность, волочат лыжи на репшнуре. К 10.30 подходим к началу подъема от озера. Я и Тимур делаем разведку в направлении подъема по правому берегу. Вернувшись обедаем салом, сыром, слайсами и в 12.00 начинаем подъем. В 13.20 вылазим на площадку, обрамляющую западный берег озера Хунухузух , видимость улучшается. Ошибочно выходим в находящуюся в юго-западном направлении долинку (фото17). Приходиться вернуться назад и по гребню поднимаемся (фото 18) к седловине перевала Караташский. В 18.30 – перевал Караташский. Перевального тура не нашли и начинаем спуск к реке М.Казыр. Идущий первым на спуске вынужден помогать себе палками, чтобы протропить снег пухляк, надутый с перевала. Все радуются тому, что в лесу и можно найти сушину. 20.50 – делаем остановку, варим какао. К часу ночи достигаем приюта Мазаевский стан на ручье Рамазин. В приюте не останавливаемся, хотим по буранному следу дойти до приюта Высокогорный, чтобы завтра сходить на перевал Озерный и Малый Зуб. Но неправильно встаем на след, ведущий в сторону Б.Казыра. Возвращаемся и в 2.00 встаем на ночевку.
29 января

Ясно, t = –240С. Выходим поздно – в 15.30. Понимаем, что на Малый Зуб уже не успеваем, планируем дойти до приюта Рубановский стан, где хотим сходить в баню. По буранному следу идем вниз по реке Малый Казыр (фото 19), идется легко и за 1,5 часа добегаем до ручья Высокогорный, еще через два часа к 19.45 выходим к приюту Куприяновская поляна. Там, встречаем междуреченского спасателя Андрея. Он сообщает, что на Рубановском стане никого нет. Встаем на ночевку здесь.
30 января

Общий подъем в 9.30. На термометре –410С, но день солнечный, безветренный и по ощущениям теплый. Выход в 12.00. К 13.00 дошли до перевала Шорский. Около приюта Рубановский стан делаем остановку, чтобы намазать лыжи свечкой для скоростного спуска по реке Алгуй (фото 20). На спуске встречаем группу из Москвы, совершающую лыжный поход 3 к.с. Читаем им лекцию о том, как правильно выбирать дрова. В 15.30 добегаем до поселке Амзас, снимаемся с учета у спасателей и благополучно успеваем на электричку до Междуреченска (фото 21).
Эпилог

2.5. Категорирование маршрута

При категорировании была использована методика, изложенная в Нормативных актах по спортивно- оздоровительному туризму в России на 2001 – 2004гг.

За основу взята формула:

Ориентировочная категория сложности: вторая

3. Определяем суммарный перепад высот

В=mВ

Величина В подсчитывается для каждого дня пути, перепады менее 100м не учитываются

В = 5600 м

ЭП=П+5хТС

ЭП= 134 + 5 ∙ 5,6 = 162 км

ЭП > ЭПmin (при ТС > 0) = км

Маршрут соответствует второй категории сложности.

2.6. Выводы и рекомендации

Район Кузнецкого Алатау хорошо подходит для проведения лыжных походов 1 - 3 категории сложности и обучения начинающих туристов основам походной жизни. . Наличие сети приютов, с одной стороны, и препятствий в виде перевалов различной сложности, с другой, позволяет выбрать маршрут для групп с различной подготовкой. Лес богат сухостоем, что делает каждую ночевку теплой. Совершение похода в январе при температуре – 30 и ниже потребовало более внимательного отношения к одежде. Прохождение перевалов Караташ, Волчьи Ворота и участка р. Большой Хунухузух где к низкой температуре, добавился еще и сильный ветер, показало полезным наличие у каждого участника пуховой куртки и лыжной маски с неопреновой вставкой. Маска изготовленная только из флиса со временем отсыревает и смерзается.

В походе для ориентирования использовался навигатор GPS, что позволило ориентироваться в условиях плохой видимости. Координаты ключевых точек (перевалы, вершины, приюты, стрелки рек) прилагаются.