пещера Павловская / Спелеология | Спортивный туризм

Прохождение пещеры Павловской 7-9 ноября 2004 года

7 - 9 ноября 2004 г.
Основная часть

Мы выехали из Новосибирска в Красноярск вечером 4 ноября. По прибытии купили билеты до Кошурниково и пошли в спелеоклуб. В спелеоклубе нас приняли радушно, разрешили кинуть рюкзаки. Все смеются над нашими лыжами - в Красноярске снега нет. Напоминаю народу историю экспедиции Кошурникова, которая не смогла без лыж выйти к жилью.

Купили трубу от самовара, чтобы приспособить к печке - родную трубу Дима забыл дома. Беседовали со спелеологом, искавшим пещеры по Павловке в 70-е годы. Он рекомендует нам посетить Павловскую-2 - пещеру, расположенную в 2 км выше по речке.

Утром 6 ноября мы в Кошурниково. Нас быстро подхватывают таксисты и везут в Чибижек. В Чибижеке Тимур сговаривается об обратном проезде с местным жителем - дворником школы Алексеем Иванчуком. У него модная уазка, которую Тимур почему-то зовет запорожцем.

Действие 1 - через Колпинский водораздел (8.06.11.04-21.06.11.04

Выходим пешком вверх по ручью Чибижек. Тимур с Димой пытаются встать на лыжи, но тут же начинают отставать. Переходим по бревну на левый берег, потом на правый вброд - это место, которое никак по правому берегу не пройти. От него мы летом ломанулись вверх по склону - и долго лазили между поваленных деревьев. Метров через 500 сворачиваем налево, к Колпинскому водоразделу. Поднявшись немного, становимся на завтрак. Однако 11 часов. Началось смещение времени суток, преследующее нас во всех походах.

За завтраком обнаружилась пропажа - соль забыли в поезде! Наиболее съедобным из завтрака Тимур признал сухари. Выходим в 13 часов и движемся по тропе прошедшего перед нами охотника. Лакомимся рябиной. Вышли к огромному шурфу - здесь поработали геологи. Тропа уводит правее (восточнее) перевальной седловины, однако бросать ее не получается - кругом бурелом. Встречаем соболиную ловушку. Потом выходим к зимовью - теперь солью мы обеспечены. Оставляем в порядке обмена горсть конфет. Позже я говорил, что при утрате соли у меня обострился нюх на соль, который и вывел к зимовью.

От зимовья приличной тропы на север нет. Ломим по бурелому. Выходим на старую дорогу с перевала. Ее колеи размыты водой и превратились в глубочайшие канавы. Смеркается. Включаем фонарики и спускаемся на дорогу вдоль Колпы. Варим ужин с добытой солью и ложимся спать без печки. Температура около 0.

Бездействие 1 - ночевка на Колпе.

Действие 2 - от Колпы до Павловки (7.07.11.04 - 17.07.11.04)

С утра решили размяться на лыжах - за ночь подморозило, подлипа нет, а путь вниз по Колпе. Алена стоит на лыжах первый раз в жизни. Получается не очень, сильно отстает. Решили поделиться - мы идем вперед, а Алена под охраной Тимура догоняет по мере сил. Быстро спускаемся вдоль по Колпе и начинаем подъем по Балахтисону. На траверзе Верхнего порога появляется подлип, лыжи снимаем. Доходим до устья Павловки, потом вверх по Павловке до брода. Отправившись первым через брод, я убедился, что река без проблем переходится по камням - не надо разуваться. Страховка нужна только на последнем скользком камне. Так же перешли все мужики. Когда же по камням отправилась Ира, ей не шватило ширины шага, и она пошла по воде. За растиранием ириных ног нас застали Алена и Тимур. Алена повторила подвиг Иры несмотря на все принятые меры предосторожности.

Через километр дошли до пещеры Павловской, рюкзаки бросили прямо на дороге, заготовили дров, пообедали и стали собираться в пещеру.

Действие 3 - труба (17.07.11.04 - 2.08.11.04)

Эту трубу в пещере Павловской было спланировано пройти 10 лет назад, а проходили мы ее последние 4,5 года. Летом 2001 года мы 3 дня трудились в трубе, но плохим пробойником за 3 дня забили всего 2 шлямбурных крюка. Летом 2004 года дело пошло веселее - за 3 часа забили 4 спита.

В этот раз я сначала долго и аккуратно с диминой страховкой пролазил пробитую трассу, потом продублировал последний спит для решительного рывка вверх. Лазание выше несложное, но срываться нет никакого желания. На следующие 10 метров трубы я забил еще 3 спита: первый - напротив гротика слева, второй на 2 метра выше - напротив гротика справа (с белой натечкой), третий - на самом верху. Дальше труба, представляющая собой здесь щель сечением примерно 8 на 0,5 м, стискивается до непроходимости. Заметна тяга воздуха вверх. По бокам щели также видны продолжения с тягой воздуха. Всюду нужна настойчивая долбежка, для которой у нас не было инструмента.

Народ тем временем изучал пещеру на предмет ее соответствия плану и поил Диму, стоящего на страховке, чаем. К часу ночи они рапортовали, что все обследовали (не все, как выяснилось при следующем выходе).

Глубокой ночью вышли на поверхность, дорубили дрова, поставили палатку и печку. В 5 утра началась ночь (бездействие 2). У печки дежурили по очереди, при этом обнаружилось, что наш с Тимуром и Ирой спальник идеально для этого позиционирован - надо только перекатываться, меняясь местами у печки: дежурный лежит рядом с печкой, время от времени подкидывая дрова. Хотя я ни на минуту не терял самоконтроля, многие утверждали, что во время дежурства я еще и храпел.

Действие 4 - грот Компот (14.08.11.04 - 19.08.11.04)

Следующий выход ставил целью топосъемку трубы для установления ее высоты и направления. Попутно я решил обучить народ ремеслу топосъемки. Пока мы с Димой снаряжались для прохождения трубы (Дима по СРТ, я на жумаре), я заинструктировал народ насчет топосъемки, поделив между ними обязанности (Ира записывает, Тимур измеряет азимут, Алена угол, Леха длину). Этот ход они гнали от подножия трубы до русла ручья и обратно. Дима освоил СРТ легко и сразу. Я двигался за ним с топосъемкой. Наверху трубы Дима попытался пролезть в левое (если стоять лицом к спиту) продолжение. Потом прокидыванием камней определил, что ход налево не заворачивает. Видимо, левое продолжение менее перспективно, чем правое - в правом сильнее тяга воздуха, и если пристроиться повыше с кувалдой, можно попробовать своротить пару камней и освободить проход. Начав спуск, Дима обследовал грот справа и обнаружил продолжение - узкий восходящий ход. Ход вывел к маленькому гротику, из которого ведут 3 хода - восходящий с тягой воздуха на северо-восток и 2 нисходящих - на северо-запад и на юго-восток. Я при всем желании в найденный ход пролезть не смог - очень узко. Начал долбить выступ камня спитом. Потом мы оставили в гроте топосъемочное снаряжение и стали спускаться вниз - наступало время обеда. Пока я разбирался со снаряжением, Дима стремительно поехал по веревке, которую я сбросил с верхнего спита - и очень обрадовался, обнаружив на ее конце восьмерку. Потом я привел навеску в человеческий вид и спустился сам.

Народ тем временем играл в прятки (!). По ходу дела Алена спряталась в цепочке ходов, соединяющих ручей с гротом Бегемот (соединение осуществилось так: Тимур из Бегемота протянул Алене руку, и Алена до нее дотянулась). Сверка с картой показала, что на топосъемке эти ходы отсутствуют. Решено было следующий выход в пещеру начать с обследования этих ходов.

Спустившись из трубы, я обрадовал народ, что в пещеру Лысанскую мы не пойдем, будем обследовать вновь найденные ходы, а лодку для прохождения пещеры Лысанской затащим в пещеру Павловскую - и обязательно вернемся сюда нынешней зимой.

В 19 часов выскочили на поверхность обедать. Дима сварил компот и его именем назвал новую систему ходов над трубой 3. В 21 час, забрав лодку и обметя снег с палатки (снегопад продолжался без перерывов), отправились обратно.

Действие 5 - топосъемка (21.08.11.04 - 3.09.11.04)

Первым делом отправились смотреть ходы, найденные Аленой. Это ходы в жутком глыбовом завале, в который я в одиночку просто боялся лазить. Один здоровенный камень просто стоял на ребре. Я его быстренько скинул вниз от греха. Обнаружили необследованную трубу в монолите над руслом ручья. Опять же, отметили перспективы обхода сифона в начале ручья раскопкой восходящего (целиком забитого глиной) хода.

Потом Дима полез в грот Компот долбить спитом узость, а я взялся тренировать Алену и Леху по СРТ. Когда они слазили вверх по трубе и спустились обратно, я полез в грот к Диме. Я втиснулся в открытый Димой ход, но там не было никаких зацепок для ног, а руки были скрещены над головой. Тут Дима стал меня тянуть. Только благодаря его тяге удалось пролезть. Дима попытался просочиться в восходящий ход - мешает выступ, за которым ход поворачивает и уходит за линию видимости тем же диаметром. Надо сказать, порода очень твердая, без трещин, отшибить даже крохотный кусочек удается с большим трудом. Дима полез обратно в трубу, а я сделал топосъемку (вдвоем там не развернуться).

Веревки на самосброс как раз хватило от грота до основания трубы (15 м высоты). Тимур расчистил подходящую узость (из трубы 2 в Трубный) для тренировки по шкляванию. Пришлось пошклявиться.

Потом все бодро вышли наверх и легли спать в 5 утра (бездействие 3).

Действие 6 - обратно в Чибижек (14.09.11.04 - 3.10.11.04)

Встав в 12 часов, бодро становимся на лыжи и стартуем. Обратно решили идти через Шиндинский водораздел, то есть не подниматься по Колпе, а спускаться по Балахтисону до устья, а потом подниматься на водораздел к Чибижеку. Зашли на вход пещеры Лысанской. Вода хлещет через вход - значит, уровень воды в сифоне 1 еще не упал, на лодке там не пройти. Но в январе дожно стать в самый раз. Съедаем выданные нам призы. Через километр нас снова поджидает переправа через Павловку. В этот раз растягиваемся в цепочку по торчащим из воды камням, передаем лыжи и страхуем теток. Переправа пройдена без потерь. Алена отстает, но не так существенно - прогресс в катании на лыжах налицо. (Впоследствии Ира говорила - если бы без лыж, как было бы тяжело! Алена в ответ - если бы без лыж, как было бы легко!) Мужики поочередно меняют построение - один идет замыкающим, остальные тропят. Очень лихо тропит Леха. Темнеет, надеваем фонари.

В устьи Балахтисона сейфы рыбаков - сейфы разрослись настолько, что теперь внутри можно жить! Внутри громадной бочки мы видим огонек. Время 20 часов. Хочется погреться, с наступлением ночи вызвездило и похолодало. Напросились к рыбакам на чай. Один из них, Андрей, стал рассказывать историю об отважных сплавщиках по Балахтисону. В героях этого сплава я узнал себя и Ольгу Гайзлер. Притом вспомнил, что в тот раз (начало разработки трубы в Павловской, 2001 год) он рассказывал нам о математике из Новосибирска, подолгу живущем под землей в этих местах (что относилось, конечно, к моей поездке для топосъемки Павловской в 1995 году). В общем, новосибирцы становятся в этом краю легендарными сказочными чудищами.

Я спросил у них про пещеру на водоразделе, о которой мне как-то рассказывал Геша Максимов. Оказалось, что есть, и рядом, только мало кто знает где. Посоветовали найти в Чибижеке Витю Чеснокова. Еще рыбаки подсчитали, что в Чибижеке будем до 3 часов ночи, и посоветовали попроситься в школу поночевать.

Попрощавшись с рыбаками, начинаем подъем на перевал. Вспомнили тренировки по ОФП: десять приседаний, и бегом в гору! Лидирует в основном Дима. Все идут очень быстро и хорошо. Мое дежурство не доставляет мне хлопот: стоит только достать колбасу, и Дима с Тимуром длинными ножами тотчас же делят ее на 6 равных частей.

К 3 часам ночи приходим в Чибижек. Дежурная по школе поселила нас в актовом зале на сцене. Здесь тепло и хорошо. Но в 7 утра должны придти школьники. Наступает бездействие 4.

Утром приходит Алексей, договариваемся с ним о доставке в Чибижек - он увезет нас в 2 партии по 3 человека. Первыми отправляются Алена, Дима и Тимур - им первым выпадет свидание со знаменитой столовой в Кошурниково. Меня поймала учительница географии, жена Алексея - Иванчук Галина Геннадьевна - и попросила выступить с рассказом перед ребятами. Ребят в школе 30 человек, в классах по 2-3 ученика. Их собрали всех вместе, и мы стали перед ними выступать. Я сказал, конечно, о географии вообще и о ее наиболее актуальной отрасли - спелеологии. Пройдясь по достижениям московских и украинских спелеологов на Кавказе, помянув труды красноярских и новокузнецких коллег, я сфокусировался на пещерах Лысанской, Павловской и неизвестной мне пещере на Шиндинском водоразделе. Позвал их в странствия, посетить ближайшие к ним реки - Малую Шинду и Нырду. Ребята спрашивали про Чинжебский водопад, я отвечал, что он прекрасен и зимой, и летом. Спросили, чем мы занимаемся по жизни, и какие места самые красивые. Я, не кривя душой, отвечал - Малая Шинда, Ира - Иссык-Куль, Леха - Черное море.

По дороге отвозивший нас Алексей вдохновенно рассказывал про родной край: а зимой неделями стоят ложные солнца и ложные луны! А над этой сопкой когда восходит луна - она в 10 раз больше всех других лун! В общем, патриот. Звал в гости, обещал при необходимости достать лошадей и лодку.

В Кошурникове мы посетили столовую и лесхоз. В лесхозе нам сказали, что следующим летом на Павловке будут работать золотодобытчики из Минусинска. Если бы приехали мы немного раньше - успели бы на скоростную электричку до Красноярска, теперь есть и такие.

Играли на вокзале в калибровку под ручками скамеек и в аленину игру с пощелкиваниями пальцами.

В Красноярске сразу же сделали пересадку и отправились в сторону дома. В Новосибирск прибыли вечером 11 ноября.

Эпилог

Технические результаты Обработка топосъемки показала, что амплитуда пещеры Павловской составила 27 м (+19, -8). Длина ходов возросла на 35 м и составила 497 м (без открытой Аленой, но неотснятой системы ходов). Техническая сложность пещеры возросла значительно (грот Компот служит поводом залезть в трубу), и при желании можно ее категорировать как 2А, чем мы и будем широко пользоваться в целях туризма. Труба пробита шлямбурными крючьями и спитами снизу доверху (2 крюка внизу и 8 спитов вверху). Намеченные задачи следующей экспедиции - прохождение восходящего хода в гроте Компот (наиболее перспективное продолжение с тягой воздуха, выводящее в еще не исследованный массив известняка); прохождение трубы над ручьем; попытка обхода сифона раскапыванием восходящей галереи; топосъемка уже найденного и того, что еще найдется.