Для начала...Поход задумывался не как спортивное мероприятие, цель которого максимум пройденных километров. Наоборот... хотелось увидеть как можно больше красивых и запоминающихся мест, забраться в пещеры, на скалы, побывать в музеях. Скажу сразу, все это нам удалось, и может даже несколько больше, чем рассчитывали. Пермский край - Свердловская область. 1526 км различных дорог, из них 1020 на велосипеде.
Нитка маршрута
Кунгур – Березовка - Кормовище - Вынырок - Усть-Койва - Кусье-Александровский - Старый Бисер - Теплая гора - Промысла - Качканар - Нижняя Тура – Веррхотурье - Нижний Тагил – Черноисточинск - Уралец – Старик-камень - Кировград - Шурала - Невьянск - Верх-Нейвинск - 7 братьев оз. Таватуй - пос. Исеть – Екб - Полевской - Оленьи Ручьи - Екатеринбург
Кунгур Березовка Сосновка Кумыш Усть-Койва Чудесница Дыроватый Камень Усть-Койва Кусье-Александровский Усть-Тырым Черный Тырым Старый Бисер Теплая Гора Колпаки Качканар Качканар Нижняя Тура Верхотурье Нижний Тагил Медведь-Камень Выйское Черноисточинск Уралец Старик-Камень Кировград Шурала Невьянск Верх-Нейвинск Три Сестры Семь Братьев Таватуй Аять Петра Гронского Исеть Чёртово Городище Екатеринбург Курганово Зеленый Лог Полевской Азов Станционный-Полевской Екатеринбург Бажуково Екатеринбург
гео-теги: гора Азов железнодорожная станция Аять железнодорожная станция Бажуково поселок Березовка поселок Валериановск железнодорожная станция Верх-Нейвинск Верхотурье железнодорожная станция Верхотурье Выйское водохранилище пещера Дружба поселок Дружинино скала Дыроватый Камень Екатеринбург поселок Зеленый Лог железнодорожная станция Исеть поселок Исеть Качканар гора Качканар Кировград гора Колпаки река Кумыш Кунгур пещера Кунгурская село Курганово поселок Кусье-Александровский гора Медведь-Камень Невьянск железнодорожная станция Невьянск Нижний Тагил Нижняя Тура железнодорожная станция Нижняя Тура Новоуральск Пермский край скала Петра Гронского железнодорожная станция Полевской Полевской Россия Свердловская область скала Семь Братьев поселок Сосновка поселок Станционный-Полевской гора Старик-Камень поселок Старый Бисер озеро Таватуй железнодорожная станция Теплая Гора поселок Теплая Гора скала Три Сестры поселок Уралец поселок Усть-Койва поселок Усть-Тырым поселок Черноисточинск железнодорожная станция Черноисточинск река Черный Тырым скала Чёртово Городище пещера Чудесница железнодорожная станция Шурала
Пермский край 
19-20 июля. Поезд. Отряд не заметил потери бойца.

Отчеты в походе писала практически каждый день, поэтому может показаться, что его слишком много , но и впечатлений было выше крыши ))))

Итак...Начало...

Собрались на вокзале все одновременно. Мы с Олегом, перескакивая по переходам, помчались закупать продукты в поезд, а Саша и Павел остались разбирать велы. Уговорив очередь в кассу пропустить нас без очереди по причине поезда, мы бегом вернулись на вокзал, причем весьма вовремя - поезд подали под посадку. Ошибочно собрав велики на верхнем пандусе Ладожского вокзала, мы все, нагруженные на оба плеча, можно сказать волоком дотащились до нашего вагона. Оставалось 8 минут, наше купе самое последнее, но зато все наше . Погрузились сказочно оперативно.
Эта поездка ничем не отличалась бы от множества остальных… хорошая компания, веселые попутчицы.. если бы в Кирове Олег не отстал от поезда.. Пережив первый шок и созвонившись с ним, выяснили, что в течение получаса все уладилось… поедет следующим поездом с разницей от нас в 3 часа… Радужные мечты провести остаток ночи в постели гостиницы в Кунгуре медленно испарились…
В уменьшенном составе, наслаждаясь огромным теперь пространством купе, то поев, то поспав, то поболтав, мы час за часом приближались к станции назначения. Выгрузка к нашему удивлению прошла незатруднительно. Проводники пожелали нам удачи и укатили дальше за Урал, так что скоро мы остались одни на перроне перед вокзалом с гордым названием Кунгур.
1 день/21 июля. Пещера. Старт.

Кунгурская пещера Кунгурская пещера
Кунгурская пещера. Кунгурская пещера.
Кунгурская пещера Кунгурская пещера
Кунгурская пещера. Подземное озеро Кунгурская пещера. Подземное озеро
В гору В гору
Вид с горы над пещерой Вид с горы над пещерой
Церковь Никола Чудотворца. Кунгур Церковь Никола Чудотворца. Кунгур
/Кунгур – д.Березовка - р.Шаква, +35 град., солнце, 41 км, асфальт, время в пути -3 часа, подъем – 690 м/
________________

Прикинули то так, то эдак и решили ждать Олега на вокзале. Так рассвет и встретили, кимаря на вокзальной скамейке в окружении великов.
Наконец на перроне, сияя как Остап Бендер после удачной махинации, появился Олег, отягощенный пакетиком с дошираками. Самое забавное оказалось то, что документов у него с собой не было и билет ему продали по членской карте ВелоПитера, о чем есть соответствующая официальная бумага .

Ну а дальше все пошло как по маслу. Быстро нашли гостиницу «Ирень», заселились сами, поставили велики в спец. отведенную комнату на первом этаже, отлично позавтракали (завтрак входит в плату за номер) и налегке покатили осматривать Кунгурскую пещеру.
В пещере красиво, дико и холодно, так что теплая одежда пригодилась сразу, хотя к концу экскурсии все чаще мелькала мысль, что хорошо бы и на солнышко.
Сталактиты, сталагнаты, органные трубы, подземные озера, сифоны, подсветка, история и легенды…
1.5 часа промелькнули незаметно. Выйдя из подземного тоннеля мы сразу попали в тропики, разница температур огромная: в пещере 0 +5, на улице +35, хорошо, когда есть что с себя снять . Конечно мы забрались и на саму гору, к котором находится пещера, чтобы увидеть карстовые воронки – надземную часть органных труб пещеры.

На обратном пути к гостинице осмотрели историческую часть города: Свято-Никольскую церковь потрясающей красоты, которую любовно восстанавливают горожане (в ней много лет была тюрьма и разные хоз.блоки), Церковь Преображения Богородицы на высоком речном берегу.

Вообще заметили, как много восстанавливается церквей и храмов во многих городках, поселках, деревнях. И это радует…
Напоследок закупили продуктов с собой на рынке напротив гостиницы. Номера встретили нас относительной прохладой, горячим душем и обедом. Дальше возник спор, ехать завтра с утра или все же выдвинуться после обеда.. Конечно, бессонная ночь давала о себе знать, но волевым решением было принят вариант о сворачивании стоянки на базе гостиницы. Надо привыкать к земле :).
Дорога асфальтовая хорошего качества, сразу за городом начались непривычные для равнинного жителя горки… горок много, вокруг открытое пространство, взгляду открываются огромные просторы. Так, чередуя подъемы и спуски под палящим солнцем докатили до д.Березовка, встал вопрос о ночевке. Если ночевка, то рядом желательна вода, смотрим по карте… где-то рядом р.Шаква, правда чуть в стороне от маршрута, но делать нечего. Проехали еще вперед и свернули на проселочную дорогу. Река вроде рядом, но не видна. Нашли какой-то съезд, на нем и встали, оказалось река внизу под нами, крутейший спуск метров 15.. В общем на любителя местечко . Время 9 часов по-местному, ужин и спать.
2 день/22 июля. «День рождения твой не на праздник похож…»

р.Барда. Брод в р-не д.Красоты (нежил.) р.Барда. Брод в р-не д.Красоты (нежил.)
Обед после брода Обед после брода
д.Матвеево. Охлаждаемся д.Матвеево. Охлаждаемся
Мегаподъем после д.Матвеево Мегаподъем после д.Матвеево
День рождения Олега День рождения Олега
/р.Шаква – Сосновка – Сая – Красоты (нежил.) - Матвеево – Кормовище – ур. Вынырок, +35 град., солнце, 89 км, грунтовки разной степени гнусности, бывшая бетонка, в редких деревнях асфальт (18 км), время в пути -12 часов, подъем – 990 м /
________________

Встали около 9 утра,день обещает быть жарким. Сегодня большие планы: 74 км запланированных + 10 км недоеденных вчера :). Выехали в начале 12-го. Сначала вернулись на шоссе, а затем сразу ушли с него на щебенку до Сосновки, до нее как раз 10 км. Под палящим солнцем, периодически останавливаясь, пьем воду как лошади… очень очень жарко.. Доехали до Сосновки, а дальше такая же дорога и дальше. Щебенка, подъемы, спуски, пыль.. Спасаясь в редкой тени, закидываем конфетки в рот и ползем дальше…В деревушках небольшие участки асфальта… Какое счастье! :)

Но не надолго… снова щебенка… д.Сая.. Наконец щебенка заканчивается и переходит просто в лесовозную песчано-глинистую дорогу. Ехать полегче, но тут добавляется куча слепней. Останавливаться не хочется, они сразу накидываются, но все же приходится - перед нами река, брод. Местный на тракторе пересекает ее как-то вдоль , такого мы еще не видели, затем такой же подвиг повторяет Волга . Снимаем рюкзаки, и переносим все добро через реку.

Дождей не было вот уже 3 недели, реки сильно обмелели. Время обеденное и, перейдя реку, тут же на скальных выступах варю ребятам суп :)

Хорошо здесь, только бы летающих врагов поменьше… Но расслабляться нет времени, недолгие сборы и как сразу подъем в горку.
Дорога – одно название, лесовозка, глубокие колеи, канавки и слепни.. Неизвестно, когда это все закончится?… Но вот лес отступил, ветер смахнул врагов и колея повела нас к д.Матвеево. Так… забор перегораживает дорогу… странно.. раскручиваем проволку и пробираемся в деревню, и даже на асфальтовую дорогу. Местные объясняют, что забор нужен, чтобы коровы не лазили в огороды. Все понятно :). О! Магазин! В нем много много воды…
А дальше длиннющий спуск в реке.. давно забытые цифры на велокомпе.. К сожалению расплата за удовольствие близка.. Ошеломляющий по крутизне подъем..Вьезжааааааем-таки, высунув языки!.

До Кормовища еще 16 км, но по асфальту конечно проще. В д.Кормовище добираем еще воды. Опять длинный спуск к ж/д. и большой подъем… Ох уж эти горки! Наша цель сегодня – урочище Вынырок. Необычное место, где подземная река Кумыш широким потоком с шумом изливается из-под горы на свет.

Еще пара километров и вот нужная нам развилка, здесь мы снова покидаем асфальт, и встаем на бетонку, точнее то, что от нее осталось. Горки следуют одна за другой просто как волны, то выше, то ниже. Спуски утомительны, отдохнуть на них нереально – удержать бы велик на этих колдобинах. Но самое страшное началось дальше… Столько слепней никто из нас раньше не видел!. Такое впечатление, что мы везем на себе целый улей каждый. Это невыносимо, одеваем куртки, штаны, Паша даже москитную сетку натянул… В общем, каждый из нас вспоминает сейчас это место с содроганием. А тогда еще ужасала мысль, неужели и дальше, весь наш остальной путь мы проедем в таком сопровождении?.. Кошмар!!!

… Едем, едем, пьем, пьем, чешемся всем, чем можем дотянуться, конца и края не видно этой дороге… Темнеет… нужного отворота не видно.. Ребята заметно устали, появляются мысли остановиться, не доезжая Вынырка, но раньше-то и негде, воды нет, к редким ручьям не подобраться – болотина. Все же убеждаю двигаться дальше, и мы вознаграждены! Нужный поворот. Время уже за 23 часа, еще несколько больших спусков и подъемов из последних сил. Спепней в одном месте просто немеряно, одним махом убивается штук 15, а меньше не становится.. Вот и последний спуск, видимо уже в урочище.. Где-то шумит вода – Кумыш, но в потемках искать его не стали. На открытом месте пропали враги, и мы вздохнули с облегчением.
Время 23.45, разбиваем лагерь, греча с тушенкой по-быстрому, чай с печеньками. Распиваем глинтвейн за здоровье Олега, день рождения как-никак .

Олег сказал, что такой подарок, как Вынырок, он не забудет никогда ))). Теперь спать… Этот чудовищный день закончен…
3 день/23 июля. Навстречу дневке.

Урочище Вынырок Урочище Вынырок
р.Кумыш, начало р.Кумыш, начало
Памятный крест Памятный крест
Выезд на бетонку Выезд на бетонку
Дыроватый Камень Дыроватый Камень
Брод через р.Чусовая Брод через р.Чусовая
Брод Брод
р.Чусовая р.Чусовая
/ур. Вынырок –д. Усть-Койва, +35 град., солнце, 35 км, бывшая бетонка, песчано-каменистая лесовозка/
_________________

С утра еле разлепляем глаза. Что-то едим, кажется пшенную кашу. Вынырок, то есть Кумыш. Немного поплутав «меж трех сосен» находим его под ельником. Вода ледяная, чистая, шумит здорово. И зрелище интересное, нет воды, и вдруг сразу целая река.
Помылись немного, набрали воды с собой. Жарко до умопомрачения, даже вещи собираем в тени редких деревьев.
В 13.30 выдвигаемся дальше. Сегодня план небольшой 28 км, но теперь уже ни скорость, ни время не загадываем.

Выбираемся снова на бетонку, с опаской минуя слепневое место. Но видимо так жарко, что даже слепни ленятся летать. И снова горки, горки, едется правда по-легче со свежими силами. Небольшой затуп был почти в конце, куда ехать на развилке? Сравнили карту с реальным рельефом и выбрали правильно. Очень длинным спуском скатываемся осторожно на берег р.Чусовая прямо напротив Дыроватого Камня.

Еще немного по грунтовке вдоль реки… и дорога кончилась… Река. Брод...
Теперь уже вода повыше и течение шустрее. Опять разбираем велы и переносим все отдельно, хотя почти не замокнув… обмелело и здесь тоже. Перед нами д.Усть-Койва. Первый делом ищем воду и магазин. Так… вода, квас, пиво любителям. Радушные хозяева набрали еще нам воды из колодца во всем подставленные емкости, а заодно объяснили как проехать на турбазу.

Большой спуск к реке и вот одна из турбаз - «Филин», рядом устье реки Койвы. Деревянный дом, рядом добротный навес со столом и скамьями, кострище. Хозяин Василий Александрович (как он говорит, д. Вася) замечательный человек. У него и остались. Правда от предложеной бани все же отказались.

Быстро сварила суп, сделали чайку, а потом купаться. Течение сильное, дно каменистое, вода теплая. Потом снова чай с лимоном или каркаде… не помню . Места тут сказочные, чтобы посмотреть большую часть здешних красот планируем дневку на следующий день.
4 день/24 июля. Сказочная река.

Красный Камень Красный Камень
Дыроватый Камень. Гроты Дыроватый Камень. Гроты
Серебристые облака Серебристые облака
/Усть-Койва. Дневка. р. Чусовая – пещера Чудесница – старая дорога – Дыроватый камень, пройдено прим. 26 км, +25 град., переменно, краткая гроза/
________________

Позавтракали и пошли в д.Васе узнать, как добраться до пещеры Чудесница. Объяснил, показал очень красивое издание по этим местам с отличными фотографиями. В общем вышли. Идти надо вдоль реки по течению до устья реки Поныш. Для начала нам снова пришлось форсировать Чусовую, а потом налетела гроза. Быстро так все заволокло тучами, гром как-будто прямо над нами. Укрылись в лесу под деревьями. Все пронеслось стремительно, и снова засияло солнышко, вот только трава мокрая. Скоро и мы стали мокрые, как-будто и не прятались. Идем то по едва заметной тропе в высокой траве, то прямо по береговой крупной гальке и камням.
Частенько видны места стоянок водников, с каменными горками под скелетами навесов для бани.

(На этом месте фотик наш сдох , если получится, будет видео только...)

Идем уже 2 часа, по правому берегу видны громадные скальные выходы, зрелище впечатляющее, а вот и такой каменный створ из двух скал с нашей стороны – это Поныш. Сама речка небольшим ручьем стекает в Чусовую.
Вдоль Поныша еще около 2 км по натоптанной тропе, а дальше вверх по скале. Вот и пещера Чудесница. Паша остается снаружи. Забираемся по узкой лазейке внутрь.. холодно…мокровато.. одеваемся, включам фонари. Как объяснял д.Вася в конце вестибюля ход дальше. Обследуем все лазейки – тупики, остается один лаз на высоте 2 метров от пола. Думаем, думаем, но решаем не соваться дальше, все-таки не слишком мы подготовлены к лазанию по пещерам. Даже той малости, что мы увидели, нам хватило . Вылезаем обратно, согреваемся.

Тропинка уходит еще выше, ну и мы за ней. Наверх, наверх, периодически с элементами скалолазания, еще немного усилий, проход вдоль осыпи и скоро мы на вершине. Поднялись на 130 метров. Кругом шапки гор, покрытых лесом, простор… раньше мы такого не видели… завидуем птицам по-страшному… Обратно к моему удивлению, спускаться было легче, чем подниматься, обычно вроде наоборот.

Вернулись к устью Поныша довольно быстро и решили пройти до Усть-Койвы другой дорогой, на карте обозначена как лесная. Для начала побродили по азимуту по нехоженному еловому лесу, наткнулись наконец на страшно заросшую колею, видимо это и есть та самая старая дорога… Что на ней есть: высочайшая трава в рост человека, очень много крапивы (она вообще видимо любит старые дороги), елочки разной толщины, кусты разнообразных габаритов. А это очень немало! Идти конечно нелегко, но Олег выполняет роль сибирского цирюльника с завидным упорством, а мы уже уминаем все еще в шесть ног :). После оглянуться - любо дорого – атттличная тропа! Идем, сверяясь с картой и рельефом, один раз попытались пойти не туда, но Олег твердой рукой с заблудометром направил нас в нужное русло, точнее колею… и нате… спуск… еще один спуск… и перед нами Чусовая, да еще и прямо напротив Усть-Койвы. Вот только броды остались справа и слева на равноудаленном расстоянии… С шумом пробираясь через громадную траву, как путники, увидевшие оазис после целого дня в пустыне, мы видимо с такой тоской смотрели на противоположный берег, что оказавшийся неподалеку местный житель с лодкой сам предложил перевезти нас через реку. Отказаться было бы конечно глупо, еще минут 10 и мы на нужном берегу..

Небольшое дежавю с магазином, квасом и пивом, 20 минут по пляжу и мы дома, у родных палаток… Готовлю суп, ребята еще переживают сегодняшний день и этот причудливый переход по старой дороге.

Они еще не знают, что день не закончен. Сегодня еще небольшая поездка на велах до Дыроватого камня. Конечно обедо/ужин несколько затягивается, но все же мы втроем, Паша в последний момент отказался, едем к вышеназванному камню.
Скалы производят грандиозное впечатление, такое впечатление, что кто-то просто перевернул массы камня, посгибал как пластилиновые и поставил на попа. Уже темнеет, но мы с фонариками умудряемся залезть в небольшую пещерку, полазать по каменистому отвалу.
До самого Дыроватого камня мы дошли уже поздно, сфотографировать, да и расмотреть его было тяжело. Уговорила Олега вернуться сюда завтра рано утром . Катим обратно в лагерь.

Костер не дает заснуть сразу.. сидим, разговариваем, обсуждаем будущую дорогу..

Тут Саша обращает наше внимание на интереснейший и редкий атмосферный феномен – серебристые облака! Солнца давно уже нет, темнота крутом, а эти длинные полоски облаков на горизонте сияют как днем.. Даже получилось их сфотографировать… (*Уже потом я нашла, это самые высокие облака, их высота от 75 до 90 км).

Как говорил Василий Александрович, в Усть-Койве будет день памяти Высоцкого, поэтому туда стали съезжаться люди просто автобусами. Мы поняли, что очень вовремя уезжаем оттуда.

Довольны этим днем безмерно: можно сказать получилось наше первое восхождение на высоту, посмотрели пещеру, полюбовались замечательные видами и скалами Чусовой, первый раз промокли под дождем (вот не знали, что это действительно первый из числа многих), ну и увидели серебристые облака… Дневка закончилась.
5 день/25 июля. «И дольше века длится день…»

р.Чусовая р.Чусовая
Скалы на р.Чусовая Скалы на р.Чусовая
Дыроватый Ка мень Дыроватый Ка мень
Фото на память Фото на память
Подъем от Усть-Койвы Подъем от Усть-Койвы
Спуск к п.Кусье-Александровский Спуск к п.Кусье-Александровский
Мост в поселке Мост в поселке
Переправа Переправа
Искусственный водопад на притоке р.Койвы Искусственный водопад на притоке р.Койвы
Река и поселок Усть-Тырым Река и поселок Усть-Тырым
Мост на р.Усть-Тырым Мост на р.Усть-Тырым
Начало дороги на Старый Бисер Начало дороги на Старый Бисер
Дорога на Старый Бисер Дорога на Старый Бисер
Серьезная поломка Серьезная поломка
Придорожная мастерская Придорожная мастерская
Наши помощники Наши помощники
/Усть-Койва – Кусье-Александровский – Усть-Тырым – р.Черный Тырым, 51 км каменистая лесовозка, в т.ч. 7 км глины, +23+25 град., солнечно/
__________________

Следуя уговору встать рано, вылезаю из палатки в 8 утра…и не знаю, что сказать… вокруг не видно ни-че-го… нет ни скал напротив, ни реки, ни даже нашего домика в 15 метрах от палатки… Так что-то видно, кто-то движется…. Ааа… это Саша… сидит и посмеивается над моим обалдевшим видом. Часам к 9, когда солнце уже встало выше, туман нехотя рассеялся. Поели, вскочили на велы и снова к Дыроватому камню… Ну уж тут отвели душеньку: полазали, пофоткали и обратно.
Быстрые сборы и в путь. Очень душевно распрощались с Василием Александровичем, оставили ему свои координаты, отзыв в специальной книге и общую фотографию на фоне типи.

Как всегда по верной примете, что после сытной еды обязательно будет горка, конечно же поползли вверх по каменистой дороге, одолели сходу больше 200 метров подъема.

Идеальная конечная точка сегодня – Старый Бисер. Первый ориентир – Кусье-Александровский, до него 12 км. Петляя по горкам, выехали в результате на длиннющий спуск. Быстро не поедешь – камни разных калибров, да еще и большое число встречных машин, едущих на памятный фестиваль. В конце спуска опять река Койва и поселок Кусье-Александровский. Одно из примечательных мест – искуственный водопад в месте впадения одного из притоков Койвы, ну а также скальные выходы. По навесному мосту перебираемся через реку к водопаду.
У местных узнали где магазин, купили продуктов с собой, да и просто перекусить. Магазин как водится как самой вершине горки, на которой стоит поселок, это нормально, к горкам уже немного начинаем привыкать.
Пообедали у водопада, наблюдая целый караван приплывших байдарок. Воды мало и приходится им добираться до Чусовой на грузовичке.

Наша дорога как всегда в горку, забираемся.. поселок остается гораздо ниже, до самого горизонта леса как моховые кочки на болоте. Дорога та же – каменистая гравийка.
Через 7 км экстремальный спуск к реке и перед нами интересная версия моста – по диагонали от берега к берегу идет насыпь, в одном месте насыпь прерывается небольшим мостом. Необычно, но видимо другого выхода не было, мешают скальные лбы.
Проезжавшая мимо пара на мотоцикле заинтересовалась нами и остановилась, разговорились немного, оказалось, что здесь в Усть-Тырыме было спецпоселение, наверно в те времена и насыпь была сделана. В 50-х годах здесь добывалил алмазы.

Наша дорога в поселок не заходит, а сворачивает направо, опять в горку. Следующая точка – Старый Бисер, до него еще 46 км. При заезде на горку обнаруживается глинистая мокроватая дорога.. Так… едем.. иногда ведем велы, так как колеи огромные. Глина налипает основательно громадными такими кусками, Саше даже пришлось снять крылья… вот это говны…
У Олега вырывается стон о том, что проехать 46 км по такой дороге – лучше умереть сразу! Ждем пока отставшего Сашу, Павел ухитряется расспросить единственного попавшего навстречу человека о дороге, и несется к нам с радостными криками о том, что такой дороги всего 6-7 км, а дальше будет лучше. Так… воспряли духом :)… идем уже меньше.. еще меньше… О! Едем!...

Дорога действительно становится все лучше и лучше. Укатанная ровненькая… ехать одно удовольствие, даже горки не сильная помеха. Между ними правда то ручей, то канава. Вот в одной такой канавке Олег поймал поломку, да какую – багажник, да еще и сразу две стойки. Есть от чего расстроиться! Малость порасстраивавшись, Олег с Сашей начинают теперь ломать свои головы, как это хозяйство починить, а я снимаю рюкзак и мчусь поорать Павлу, который опять укатил далеко вперед, что надо вернуться. Возвращается до того, как у меня сел голос, это радует :).
Ребята прикидывают все возможные варианты, а я сижу у обочины и усиленно думаю о том, что нам нужна машина… очень нужна машина…. О! Меня услышали - слышен рокот мотора. Уазик и двое мужичков с собакой! Тормозим и пытаемся выяснить могут ли нам помочь? Теперь уже пять человек думают над проблемой починки, исключая меня. Я хожу рядом и снимаю эти потуги, а так же коварную канавку.

Мужички искренне удивлены встретив нас здесь. Как следует из разговора, ездят здесь лишь лесники, да и в основном зимой. Они сами едут на свое приписное охотхозяйство. В общем нам несказанно повезло :).
Обочина превращается в слесарную мастерскую или кузню, то и дело слышен стук молотка. Я в этом мало понимаю, но багажник ребята умудрились починить. Благодарим от всей души наших помощников (Николай и … сорри, вот второго имени так и не узнали), фото на память и они уехали.

На все ушла пара часов. Едем теперь осторожно. В Старый Бисер сегодня уже не доедем, да собственно уже и не очень хотелось. Начинаем посматривать место для ночевки. Опять-таки вопрос воды. Рядом ничего нет, впереди, по карте, есть ручей Черный Тырым, до него километров 10 примерно… Едем… Трудно найти то, о чем только слышал, да еще в наступающей темноте. Какие-то воды встречаются, но больше похожи на болотины..Не то.. Дорожка как Невский проспект… ровнехонькая, без вмятин и канавок… одно удовольствие. Наконец просто останавливаемся, завидев хорошую поляну. Саша с рацией проезжает вперед, вдруг речка совсем рядом?.. Действительно так и оказывается. Еще метров 300 вперед и дорогу пересекает ручей.

Останавливаемся прямо у дороги. На широчайшей обочине разводим костер. Палатки тут же чуть дальше по обочине. Вода нарисовалась передо мной в принесенных канистрах, и я готовлю ужин.
Необычная это оказалась ночевка. Прямо на дороге можно сказать, видно так повлияли слова Николая о том, насколько редко здесь ездят. Невысокий березовый лесок по бокам. Поев, первая ползу спать, глаза просто закрываются… Тишина…
6 день/26 июля. «Долгая дорога в дюнах»

Стоянка у р.Черный Тырым Стоянка у р.Черный Тырым
Скальные выходы Скальные выходы
р.Черный Тырым р.Черный Тырым
Скоро п.Старый Бисер Скоро п.Старый Бисер
п.Старый Бисер п.Старый Бисер
Водослив плотины Водослив плотины
Старая дорога от п.Старый Бисер к п.Теплая Гора Старая дорога от п.Старый Бисер к п.Теплая Гора
"Дорога" "Дорога"
Спуски и подъемы Спуски и подъемы
п.Теплая Гора п.Теплая Гора
На пути к п.Промысла На пути к п.Промысла
Дорога на горы Колпаки Дорога на горы Колпаки
Виды с Колпаков Виды с Колпаков
Виды с Колпаков Виды с Колпаков
Две скалы Две скалы
Карьер у п.Промысла Карьер у п.Промысла
Закат Закат
/р.Черный Тырым – Старый Бисер – Теплая гора – Промысла – г.Колпаки, 65 км, каменистая лесовозка, щебенка, в т.ч. 8 км асфальт, +23+25 град., переменно/
___________________

Утро солнечное, все спят, выползаю, чтобы записать пару строк в отчет. Где-то что-то трещит. Прислушиваюсь и понимаю, что это мотоцикл. Хм… действительно мотоцикл. Приближается, вот уже спускается к ручью в противоложной горки и взбирается на нашу. Очевидно он так же удивлен увидеть здесь палатки, как и я мотоцикл. Этот звук будит остальных.

Теперь можно сходить до ручья. Он образует у дороги глубокую заводь. Обнаружить наличие рыбы Олегу помешало лишь отсутствие рыболовных снастей… Прощай уха!…:) Подходы к ручью – это скальная порода необычной формы. Плита спускается к воде в виде стиральной доски. Кто помнит, это ребристая дощечка, стирали наши бабушки такой. По обочине расползается плаун булавовидный, образуя 10-ти см лесок.

Собираемся довольно быстро, впереди Старый Бисер. На дороге постепенно появляются канавки, оставленные высохшими лужами, но ехать все равно хорошо. На подъездах к поселку дорога превращается в лесовозную, щебенка и опять длинный спуск к р.Койва в который раз.
Старый Бисер – небольшая деревня с остатками чугуноплавильного завода. По справочнику место старинное 1787 года. Сначала в магазинчик, а затем осмотр местности. Доезжаем до большого водохранилища и плотины. Тут опытный взгляд почвоведа остановился на отвалах около завода, имеющих явный зеленоватый цвет.. Как можно пройти мимо…? Камни зеленые, но большие.. Наконец под улюлюканье и смешки моих, как я думала, верных товарищей, нашла все-таки камешек поменьше, для коллекции. Надо сказать, что к концу похода, коллекция эта стала весьма весомой в прямом смысле этого слова :).
В отместку за насмешки призываю немедленно двигаться дальше: "Ехать еще и ехать! Солнце еще высоко! Вперед товарищи!" :)

От Старого Бисера, как выяснилось, есть две дороги – асфальтовая и не очень. Мы не ищем легких путей, поэтому поехали по старой, жутко каменистой, размытой и конечно в горку. Под конец вползали уже, толкав велики перед собой.
Уточнив у встречной машины правильно ли мы едем, вогнали водителя в легкий ступор, отказавшись от асфальтового аналога. Он к счастью нас не минует около Теплой Горы. Олег трагическим голосом объявил, что уже не верит, что в где-то существует асфальт, потому что кормлю его обещаниями уже от самого Кусьи-Александровского :). Впереди 15 км такой дороги, щебенки, подъемы и спуски без конца.
На одной из горок мы увидели штабеля бревен и поняли, что наконец городок уже недалеко. Щебенка сменяется песчаной грунтовкой. Малость поюлив по ней багажниками, вьезжаем уже на более порядочную грунтовку. Остается каких-то 5 км. А вот и следущая верная примета большого жилья – огромные свалки. Паша тормозит у выброшенной коляски и радушко предлагает присмотреть стойки для калечного багажника, Олег милостиво отказывается, наверно с сожалением в душе :). Дорожка все лучше и лучше и переходит вдруг в хорошо подогнанную бетонку. Увеличиваем скорость… Опа! Шлагбаум на вьезд в городок, но нас пропускают без проблем. А теперь с горки 30.. 35.. 40… больше…забытые цифры….пропускаем для разнообразия перед собой электричку…. подъем…. 25…20….15….10….старые знакомые… Асфальт… как же приятно по нему проехать… Предприятия по бокам дороги, высокие заборы, собаки… Оказывается Олег умеет рычать и лаять не хуже их и даже дольше, чего хватило, чтобы проехать безбоязненно всем остальным.
Магазин есть и не один. Городок или поселок небольшой, но чуть с главной дороги сойдешь, неприятно поражает большое количество мусора.

Спускаемся на отличное шоссе Горнозаводск – Нижняя Тура. До д.Промысла рукой подать.
Наша цель – гора Колпаки. На перекрестке в Промыслах сворачиваем налево и пилим 5 км по щебенке к самой горе. Дальше все просто. Сворачиваем с щебенки у горы, пытаемся затащить велы в гору, но вовремя себя останавливаем, все равно же возвращаться, воды здесь нет. Павел идти наверх отказывается, так что оставляем его с великами, а сами берем воду и бодро подволакивая ноги идем по крутой дорожке в гору. На вершине горы обещаны каменные останцы.

Они есть! Они красивы! Виды с них потрясающие! Лес остался где-то далеко внизу. Смотровая площадка на самом высоком останце позволяет полностью осмотреть все вокруг, не опасаясь сделать это в полете. Просторы - на сколько хватает взгляда! Как точно привел цитату Саша: «Это неописуемо! - сказала собака, обходя баобаб».
Удалось рассмотреть откуда мы приехали и куда поедем завтра – г.Качканар и гора Качканар, высота ее поболее Колпаков, но это завтра. Воодушевленные подъемом на Колпаки, ребята пытаются слабо протестовать против завтрашней горы .
Вдоволь наохались, наахались (конечно я в основном) и спустились обратно. Обходим скалы кругом, сделать это не всем просто, особенно тем, кто в контактах ездит. Не будем показывать на него пальцем.

Время 19.30. Пора огранизовать стоянку, поэтому гораздо быстрее спустились с горы к великам. Нашли дремавшего Пашу, посмотрели карту и решили поискать стоянку около песчаных карьеров возле Промыслов. С шоссе к ним ведет неплохая грунтовка. Доехали по ней до озера, образованного в одном из карьеров, а так как день был выходной, то и отдыхающих там было не мало.
Палатки поставили в кустах, попрятали сразу велики во избежании инцидентов и принялись за готовку ужина. Пока ребята разводили костер и кипятили воду, я с фотиком лазила по карьеру…. Снимала закат, потом оказалось, что со стоянки неплохо видны Колпаки.
Ужин и отбой.

Комментарии
Всех с Новым годом! Разделяю любовь к Уралу!!!! 
хотя бывала пока там маловато :-( - меньше чем хотелось бы... и Пермский край пока посетить только мечтаю :-)))))
SeRG_ant10.01.12, 22:20
Голос надо беречь :) 
"Возвращается до того, как у меня сел голос, это радует :)."
По случаю прикупил вот такой свистокhttp://www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gid=20110601164831800174
Корпус металлический поэтому слышно его очень далеко, а голос посадить за 10 минут можно.
Я этим свистком ещё и медведей пугал в походе по Уралу :)
Guest30.04.11, 10:24
описание маршрута!!! 
Интересненько!!! Читала как книгу!!! Сама живу на Урале но съездить не могу в такие места!!! Хотя на велосипеде катаюсь по району с детьми из школы надо собрать и по дальше, но техника боюсь не совершенна!!! А так огромное спасибо очень интересно и познавательно!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Татьяна Скородумова