остров Сахалин /
 

Сахалин. Остров Карафуто или Путешествие по краю земли

8 - 27 августа 2012 г.
Железная дорога, которой нет

Мост, оставшийся от японской узкоколейки в районе Ожидаево Мост, оставшийся от японской узкоколейки в районе Ожидаево
Водонапорная башня на станции Ожидаево Водонапорная башня на станции Ожидаево
Коля, Серега и Димыч Коля, Серега и Димыч
Один из туннелей от "Перевала" к Южно-Сахалинску Один из туннелей от "Перевала" к Южно-Сахалинску
Туннель на японской узкоколейке Туннель на японской узкоколейке
Сброшенные с рельсов старые вагоны, да и рельсов-то уже нет Сброшенные с рельсов старые вагоны, да и рельсов-то уже нет
Димыч и рельсы Димыч и рельсы
Остатки железной дороги Остатки железной дороги
Грязевой вулкан в районе Ключей Грязевой вулкан в районе Ключей
Результаты извержения на склоне вулкана Результаты извержения на склоне вулкана
Димыч знает, что такое брод вдоль дороги! Димыч знает, что такое брод вдоль дороги!
Утром – пелена облаков, но сухо и тепло – само то ехать и 20 минут поднимать Серегу. В 10:10 выехали в сторону Ожидаево. Сегодня нас ждал замечательный день, один из таких какие я люблю! Нам предстояло перевалить через Мицульский хребет – основной водораздел между Охотским и Японским морями на Южном Сахалине. И чтобы жизнь не казалась медом – перевалить его на байках по железной дороге. И чтобы поставить точку над i – по заброшенной старой японской узкоколейке с множеством туннелей и по дикой тайге на крутых склонах ущелий! Ням-нямка прямо!!!

Прямо от магазина на кольце, в который Серега ходил за пивом начинается профилированная гравийка, которая идет в Ожидаево и далее выводит на разобранную японскую узкоколейку. На самом деле, в Перепутье уже параллельно с гравийкой идет железка, рельсов вот только нет, зато мосты остались! Потихоньку мы начинаем подниматься вверх вдоль дач и преодолеваем небольшой перевальчик (4,2 км) с которого открывается вид на основной Мицульский хребет, полностью заросший глухой тайгой.

11,5 км, 11:10 – Ожидаево, бывшая станция ЖД-ветки Холмск – Южно-Сахалинск, а сейчас – дачный поселок и в целом локальный конец цивилизации. От станции остались только заброшенная водонапорная башня, да бетонные плиты от здания станции. До Ожидаево мы видели несколько мостов, один даже облазили – хорошо сохранились с 94-го, даже краска не облупилась.

Грунтовка через Мицульский хребет вдоль узкоколейки

За Ожидаево гравийка заканчивается и начинается вьющаяся по сопкам как змея грунтовка. Практически сразу мы натыкаемся на плакат «Земли МинОбороны России» с указаниями не жечь лес, не гадить и не портить объекты МинОбороны России. И какие-то входы в бетонно-земляные бункеры. Не стали портить объекты, а двинули дальше на «Перевал». Еще порадовал знак в глуши на узкой грунтовке «Обгон запрещен». Да разве что сквозь лес ломануться!

Дорога классная, хотя и изобилует лужами и бродами – вокруг густой лес, почти всегда накрывающий дорогу сверху, речки, местами дорога идет почти по дну ущелья с крутыми бортами. Да и ехать по ней одно удовольствие – слезать не нужно, колея хорошо накатана. Но местность глухая – свертков нет. Да и привычная с утра «железка» куда-то свалила в тайгу. Постепенно начинаем забираться вверх, из-за склонов и растительности совершенно видно куда мы едем.

На одной из переправ обнаруживаем стоящие у реки отлично экипированные туринговые мотоциклы, все три «BMW», но людей нет. И никто к нам не выходит… Ну странно. Потупили и поперлись в воду, переходить реку вброд. А на той стороне в излучине реки 3 мужика лет по 40 веточками дорогу для мотоциклов выкладывают через грязную лужу, все в коже и мотоциклетной «броне». На «Здравствуйте!» отреагировали с трудом… За то на «Hello!» – отлично. После 15 минутного общения (в основном Коляна, который жил в Дании и английский хорошо говорил и меня, который просто его знает) мы выяснили, что эти ребята на самом деле американец, англичанин и австралиец. Все работают в Японии и прибыли сюда сначала на пароме из Вакканая в Корсаков, а потом своим ходом по той же дороге, что и мы из Пятиречья – как и мы «живут в лесу, молятся колесу», только мотоциклетному. Вот только проблемы они тут хватили – их японская карта утверждает, что здесь ядреная гравийная дорога с мостами, а они в глуши мост из веточек складывают… В 70-80 скорее всего тут все так и было, даже от мостов деревянных земляные пандусы остались, но не сегодня. Мужиков мы спасли, сообщив, что по этой дороге им км 20 до асфальта в Южном – у нас-то карты были 90-х, да опыт велопоходов 2000-х… Напоследок мы подарили им наклейки «ВелоТомска», а нам достались значки бейсбольного клуба «New York Yankees» – американец был ньюёржцем от рождения, да еще и фанатом этого клуба. ПоByeКались и мы полезли дальше вверх, через какое-то время они нас обогнали на серпантинах подъема и потом мы видели их уже через несколько дней на трассе.

25 км – седловина перевала через Мицульский хребет – сверху видно Южно-Сахалинск внизу в долине Сусуи и несколько крутых отрогов хребта, заросших густой тайгой. Но вот ожидаемой нами станции и даже присутствия ЖД мы с перевала не увидели. Зато спуск впечатлил – ведро адреналина как с куста… Каменистая дорога с такими неимоверными виражами, серпантинами и уклоном, что байк просто с блокированными колесами порой скатывался вниз. И все это среди дремучего, темного местами сырого леса. Просто обгадиться!

2,3 км спуска и мы неожиданно приехали к свертку. Влево-вверх. Круто вверх. Но накатано лучше нашей дороги. Сгоняли на разведку – 400 м и выперлись на висячую почти на самой высоте хребта платформу со станцией «Перевал».

Станция "Перевал" на участке Южно-Сахалинск - Холмск

Боевые наблюдения: Станция «Перевал».
«Перевал» (встречается вариант «Перевал-Сахалинский») – железнодорожная станция Сахалинского региона Дальневосточной ЖД, названа по перевалу через Мицульский хр. Станция открыта в 1928 г. на участке Южно-Сахалинск (Тойохара) – Холмск-Сортировочный (Тэй) под названием «Такиносава». Участок дороги соединил сеть ЖД зап. и вост. побережий префектуры Карафуто. Участок имеет 12 тоннелей суммарной протяжённостью 5087 м. Станция «Перевал» находится на самой большой высоте среди станций этого участка.
ЖД на Сахалине при японцах строились главным образом силами «тако» – подневольных рабочих–корейцев. Условия их труда и быта были ужасными. Есть мнение, что на каждую шпалу, уложенную на участке Южно-Сахалинск – Холмск, приходится по одному погибшему тако.
В 1946 г. после перехода Сахалина под контроль СССР станция получила современное название. Новое здание станции «Перевал» было построено в 1960 г. В 1994 г. было прекращено движение практически на всем участке (между ст. «Николайчук» и «Новодеревенская»), ст. «Перевал» была законсервирована и фактически перестала существовать. В данный момент станция закрыта и почти полностью разрушена. Рельсы сняты, остался только остов здания станции.

Здание станции разрушено, еще несколько разрушенных каких-то зданий на платформе. Рельсов нет. В одну сторону (в сторону Холмска) платформа упирается в склон горы и в ней зияет дыра въезда в туннель, а в другую сторону платформа упирается в коридор, защищающий ЖД от снега и камней, наверное.

Вид с платформы, да и дальше с заброшенной узкоколейки открывается шикарный – все-таки почти самый верх гребня. Немного погуляв туда-обратно по платформе и облазив малюсенькое здание станции, садимся опять в седло и «В Бристоль, друзья!» Т.е. на вулкан.

В сторону Ключей в «коридор» идет вполне неплохая грунтовка, накатанная джипами. Нам даже 2 встретились навстречу. Ездят только они недалеко – до первого туннеля. А дальше мы достали фонари и заехали в первый наш туннель на сегодня (да и вообще первый мой туннель японской постройки, в который я влезаю). В туннеле холодно, хотя на воздухе жара стоит, рельсов нет, за то шпалы лежат, сыро, ну и, ясен пень – темно. Колея, накатанная квардроциклами, нам подходит вполне. Едем паровозом с небольшим разрывом, Фома почему-то не достал фонарь, поэтому его чертыханья и тупые удары обо что-то в темноте слышно хорошо. Между туннелями дорога, вырубленная в склоне, точнее терраса, оставшаяся от нее, закладывает крутейшие виражи – т.ч. могу предположить, что кроме отличного вида в поездах этой ветки предлагали еще отличные «рвотные пакеты»…

Так мы проехали 2 коридора и 6 туннелей, один из туннелей был особо длинный, холодный и сырой, в нем даже большую часть пути висела водная взвесь, из-за которой луч фонаря рассеивался на расстоянии метров 5. И еще в некоторых туннелях шпалы были аккуратно вырваны и поставлены стоя к стенками или разбросаны внутри этих пещер. За 6-м туннелем, на совсем крошечном перегоне до следующего, мы обнаружили сброшенный с рельсов на бок вагон. Немного уже облегченный газовыми резаками, старый такой вагон, модели времен Сталина. Поодаль в кустах валялся еще один. А еще, в тот самый длинный туннель, я по просьбе пирофила Сергея запустил один из наших фаустпатронов – сигнальную противомедвежью ракету. Огненный красный шар поотскакивал от стен и пола несколько раз и куда-то воткнувшись в грунт догорел через минуту, приведя в неописуемый восторг нашего малыша Сереженьку.

У всех туннелей разные порталы - оригинальничали японцы...

Начались рельсы, а наша дорога еще более заросла и байки уже приходилось иногда толкать… А мы тогда проехали еще 3 туннеля! За последним мы нашли разрушенный полустанок. И довольно скоро мы слезли с уже очень сильно заросшей железки с рельсами на грязную грунтовку (34,6 км), которая вела нас к грязевому вулкану. Еще немного покувыркавшись в зарослях бамбука и грязных лужах, мы выбрались к самому вулкану явно не с парадного входа (35,5 км, 18:00).

Боевые наблюдения: Грязевой вулкан близ с.Ключи.
Грязевой вулканизм – явление, тесно связанное с тектонической активностью и нефтегазоносностью земных недр. До сих пор не вполне ясен механизм образования таких вулканов. Общее количество грязевых вулканов, известных на Земле, превышает 700, так что явление это довольно-таки редкое. На Сахалине грязевой вулканизм зарегистрирован в 4-х местах: в окрестностях Южно-Сахалинска (с.Ключи), в Пугачёво, в Лесном и в районе Дагинских термальных источников. Среди перечисленных, вулкан Южно-Сахалинский – самый крупный грязевой вулкан. Находится он в 24 км от Южно-Сахалинска и имеет статус геологического памятника природы. Высота плоского конуса вулкана немногим больше 300 м над уровнем моря. Кое-где на поверхности видны булькающие грифоны, каждый из которых представляет вулкан в миниатюре.

Забавное это зрелище «вулкан» – холм, вершина которого лишена растительности и основательно засрана светло-серой сцементировавшейся грязью. Напоминает немного лунный ландшафт, только тайга вокруг за вулканом все портит. Тут и там булькают небольшие «бульбуляторы» – выбрасывая пузыри со свежей грязищей. Никакого жара или запаха вокруг нет, хотя мы ждали чего-то а-ля камчатской Долины гейзеров… Антоха даже осмелился и засунул руку в один из бульбуляторов – вытащил обратно кисть и стал рассказывать ощущения – ничего необычного. Но все остальные после этого не решились с ним здороваться за руку. Один из склонов сопки почти до самого низа залит грязью, на которой уже местами растет трава. Говорят, что этот склон не годами или веками планомерно покрывался грязищей, а как-то однажды в 20-м веке вулкан за одну ночь взял и извергся, засрав за считанные часы полгоры.

Антоха марает руки в грязевом вулкане

На дворе стоял уже изрядно поздний вечер, а мы еще баловались на сопках в тайге с грязью… Дорога вниз, к Ключам, к очередной цивилизации оказалась хоть и короткой (9 км), но тоже непростой – полдороги шло по хребту, по грунтовке через нерослую «бамбучу» по огромным эпическим лужам, переваливая с одного края гребня на другой, а вторая половина дороги была спуском мимо заборов дачных участков до моста через р.Сусуя на окраине Ключей. На бивак в 200 м от моста на высохшем каменистом разливе реки мы прикатили уже поздно – 19:45 по местному – грязные, потные, но одухотворенные морально! Потом мы отмывались в реке, а Серега с Димычем даже сходили в деревню в магазин за едой и пивом – в честь поездки по железной дороге.

Празднично-победный банкет состоялся уже при звездах и в зареве костра. Еще нас постоянно отвлекали самолёты и вертолеты, которые то садились, то взлетали в аэропорту Хомутово. В том самом, в который мы сами 11 дней назад свои байки привезли и таким замысловатым путем их доставили практически обратно.

Км с бивака

Пункт

Время

4,2

пер. перед Ожидаево

10:30

11,5

с.Ожидаево

11:10

25

пер. через Мицульский хребет

14:40

27,3

сверток на ст."Перевал"

 

27,7

ст. "Перевал"

15:25

34,7

сверток с ЖД к грязевому вулкану

17:45

35,5

грязевой вулкан близ с.Ключи

18:00

44,1

разлив р.Сусуя на окраине с.Ключи

19:45

11 день, 18.08.12 – проехали 11,5 км по гравийке, 25,6 км по грунтовке и 7 км по заброшенной ЖД.
Асфальтовые покатушки

С утра сплошная пелена облаков. У меня какой-то день сумбура после десятка дней четкой направленности и уверенности во всем. Перешли опять вдоль реки вброд, вылезли на мост через Сусую и через минуту были уже на асфальте в Ключах. Ехать по асфальту было не сильно жарко с утра, но и замерзнуть не получалось – так, на грани того, чтобы ехать в шортах и легкой куртке или термухе.

Рабочий стол Windows - "Новая папка (2)"

По дороге в Новоалександровск (сателлит Южно-Сахалинска) мы увидели дорожный указатель, который не смогли пропустить! «Новая деревня 2». Мы остановились, сфотали его и безудержно обстебали: «Это как рабочий стол Windows: Новая папка(2)». В Новоалександровске мы закупились в магазине и выехали на основную трассу на север – Р487. Машины, асфальт, прямая скучная дорога… Выставили скорость в 20-25 км\ч, включили автопилот и тупо поехали по 10-13 км. Березняки, Сокол, Такой, Долинск… За Соколом проехали военную авиабазу Сокол-Долинск, ее забор идет прямо вдоль дороги На гугл.мэпс хорошо видно что на территории базы много разрушенных строений и въездов в подземные ангары. Самое интересное, что я нашел про нее – это то, что в советские времена – это была очень мощная военная база и что с нее взлетели в 1983 г. перехватчики, сбившие злополучный корейский «Боинг».

Боевые наблюдения: Инцидент 1 сентября 1983 г. с Боингом 747 «Korean Air Lines»
С авиабазы Долинск-Сокол в 17:42 и 17:54 GMT 1 сентября 1983 года были подняты два истребителя-перехватчика Су-15. В 18:26 GMT истребитель Су-15 подполковника Геннадия Осиповича сбил лайнер Боинг 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (рейс KAL007), выпустив по цели две ракеты Р-98. При крушении погибли все 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Авиалайнер нарушил границы и вошел в воздушное пространство СССР над островом Сахалин. Максимальное отклонение от обычной трассы достигало 500 км. Обломки самолета и бортовые самописцы были найдены в Татарском проливе, ни одного тела обнаружено не было.
Этот инцидент получил мировую огласку и из-за большого числа «белых пятен» до сих пор доподлинно не известно был ли сбит Боинг 747 советским Су-15 или американским истребителем и кого именно сбил подполковник Осипович.

За Соколом еще один ржачный указатель – «р. Большой Такой». Хотя сам ручей не Такой уж и Большой…

К полудню добрались до Долинска (40 км), крупный по местным меркам город, в целом выглядит неплохо. В районе центра приткнулись на площадке у входа в магазин и начался разброд: одни пошли покупать продукты, вторые – батарейки, третьи мороженки. С байками оставались постоянно 2 человека, периодически меняясь. На входе в магазин стоял терминал оплаты всяких услуг, который был включен в удлинитель с 5 розетками, 2 из которых были не заняты. Шанс зарядить телефоны и GPS «большим электричеством» мы не могли упустить, поэтому 45 минут дежурным у байков приходилось еще и смотреть за телефонами, лежащими под терминалом. Самое забавное, что выехав за город, мы остановились отлить на обочине и парни неожиданно нашли в кустах несколько рулонов китайской синей изоленты. 5 штук мы взяли с собой – вдруг что, а Колян, как ремонтник вообще был в восторге. Часто бывает, что компоненты ремнабора приходится собирать по мусоркам вдоль дороги, а инструменты (особенно гаечные ключи) иногда прямо на дороге валяются.

Стародубское. Кушали мы на башню береговой батареи!

50 км – приехали в Стародубское, дорога наконец-то вышла из Сусунайской долины к морю, в Залив Терпения. За селом начинается офигенных размеров пляж км на 60, до Взморья. И прямо на окраине на пляже за кладбищем стоят очередные береговые батареи. Такие же башни от Т-54 и Т-55, какие мы встречали за Таранаем на 2-й день, 4 штуки. Состояние их желает лучшего: близость деревни, оживленной трассы и посещаемый массой людей пляж оставили в башнях кучи битых бутылок и мусора, надписи недалекого содержания и ощущение раздолбанности. На одной из башен мы приземлились на обед. Погода как раз немного улучшилась – выглянуло солнце и оживило пейзаж. Башня вскрыта, люков нет, ее можно покрутить… Либо взять за ствол как рычаг и потолкать его, либо изнутри маховиком. Антоха залез в башню и умудрился маховиками даже ствол поднять, что выглядело немного угрожающе снаружи. Позабавила надпись на соседней башне – маркером был написан URL известной онлайн-игры «World of Tanks» и ник одного из игроков, судя по всему родом с Сахалина.

На пляже много отдыхающих. Не смотря на не самую лучшую погоду, закаленные сахалинцы зажигают прям в трусах и купальниках. В бухте видно 2 корабля покрупнее и несколько десятков рыболовных лодок.

Макс бдит Димыч спит... По дороги на Взморье

Снова на асфальт, снова морской ветер и дорога вдоль пляжа. Трафик, иногда начинает накрапывать дождик… Довольно монотонно. Длинные перегоны по 13 км. И так до вечера. Я уже был уверен, что этот «самый длинный день» так нудно и закончится на пляже в палатке, но как оказалось, не мне это решать.
Немного экстремизма

Дело уже шло к 7 часам вечера, на подъездах в устью р.Дудинки погода наконец-то решилась какой ей быть и тупо включился мощный ветер, ливанул дождь и стало основательно зябко. Вокруг моста через реку к нашему приезду творилось столпотворение – стояли машины вдоль обеих обочин, по берегам реки сидели кучи рыбаков с удочками. С первыми потугами природы сообразительные рыбаки резво рассосались, мы же в аварийном режиме ломанулись искать место для ночевки выше по течению от моста. К моменту, когда нашли подходящий пятак у реки со всем необходимым и запалили костер, дождь начал поливать как из ведра и костер наш работал исключительно за счет скорости кочегаров, подбрасывавших в него мокрые палки. Поставленная палатка очень быстро начала становится мокрой и явно она не протянула бы в таком режиме до окончания ливня.

Уже в сумерках, в разгар всемирного потопа к нам прямо по реке приехала здоровенная белая Toyota Tundra! Неожиданное решение… Четверо вооруженных мужиков оказались охранниками с рыбного стана, который стоял в самом устье реки. На Сахалине рыба в это время охраняется от браконьеров, как ракеты с ядерными боеголовками в остальном мире. Нам категорически посоветовали перебраться под мост, т.к. бетон гораздо лучше держит ливень, чем ничего, ну и самое главное – тут в устье околачивалась уже несколько дней медведица. Разумно, обсуждать даже не стали. А еще наш промокший и измученный вид тут же ловко был использован завхозом и нам предложили через полчасика заехать на стан, где нам выдадут рыбы, сколько сможем взять и еще чего-нибудь, чем можно помочь.

Перенос вещей под проливным дождем назад вдоль реки оказался задачей нетривиальной. Каждый сделал по паре рейсов, перейдя уже мутную от грязи воду вброд и протащившись через кусты и грязь. Последним рейсом уже впотьмах я вынес с бивака заготовленные дрова. Серега тем временем на байке с фонарем отчалил во тьму и воду, добывать нам рыбу.

Пока его не было, мы расчистили под мостом место под палатку и развешали мокрые вещи – не то чтобы сушиться, скорее чтобы стекла вода. Развели костер. Горбуша видимо тоже переносит ливень как-то нестандартно, потому что по всей воде начался какой-то сумасшедший гон. Через полтора часа вернулся завхоз, он посетил два стана в поисках мужиков на «Тундре», пока не нашел их и не получил обещанную рыбу. Кроме этого он сказал, что хозяин стана предлагает спички, соль, что еще нам может пригодиться и приглашает на обратном пути заехать к ним попить чая и поесть. Вот так…

Завхоз привез две кеты

Пока мы готовили рыбу (2 кеты и 2 горбуши) стали периодически проблескивать молнии, и начался потоп – вода в реке начала подниматься прямо на глазах: за 30 минут палочка, которую мы воткнули у края воды, оказалась в метре в ней. Пока мы не сварили «уху», пришлось переносить 4 раза палатку и 1 раз полностью переносить костер. Река забрала у нас 2\3 территории бивака, пока к полуночи не окончился ливень и вода начала спадать так же быстро, как и приходила.

Из кеты и горбуши у нас получался полный ковш икры, 800 мл по объему. И полный 7 литровый боб вареных кусков красной рыбы в бульоне – на уху уже не хватило сил. Ни то, ни другое мы скушать полностью не смогли. Как повалились спать – я уже не помню, но дождь все еще накрапывал. Это было неожиданное жестилово под конец такого блеклого дня – вот не дает расслабиться морской климат путешественникам по Сахалину. И мы снова живем под мостом :)

Км с бивака

Пункт

Время

7,5

магазин в с.Новоалександровск

 

17

с.Березняки

 

40

г.Долинск

12:20

50

с.Стародубское

 

53,3

башни на пляже на окраине с.Стародубского

14:00

99,5

р.Дудинка

 

12 день, 19.08.12 – проехали 99,5 км по асфальту.
Оазис

5 км до Взморья 5 км до Взморья
Перепланирование маршрута на обочине дороги. Сверток на Ильинск Перепланирование маршрута на обочине дороги. Сверток на Ильинск
Хребет Жданко с дороги Хребет Жданко с дороги
Бухта Тихая, вид на север Бухта Тихая, вид на север
Умирающую после нереста горбушу выносит в море Умирающую после нереста горбушу выносит в море
"Мокрый" поход вдоль хр. Жданко "Мокрый" поход вдоль хр. Жданко
Природа закономерна и метеорологи иногда об этом догадываются… Солнце светит – просто «вырви глаз», легкий теплый бриз в спину… С утра асфальт уже сухой и от вчерашнего глобального мочилова и следов не осталось. Встали в 8:20, выехали в 10:00, еду не готовили – доели вечерние объедки – рыбу и икру, да банку кабачковой икры вскрыли.

Торья от разрушенного японского храма во Взморье

Через 11,3 км мы уже были во Взморье у дверей магазина. Пока суть да дело, Серега уболтал женщин в соседнем хлебо-булочном киоске оставить минут на 20 заряжаться телефон. На окраине Взморья, в сторону старого японского ковш-порта, осталась чуть ли не единственная торья на острове – традиционные ворота в синтоистский храм. При подъезде по дороге к селу ее неплохо видно на склоне сопки, вблизи – заросший травой и кустарником склон, посреди которого стоят ворота в храм, за ними чуть выше площадка, где и был сам храм. Торья в очень хорошем состоянии, может ее подновляют японцы, посещающие это место, а может она настолько была добротно сделана, что это не требуется.

Боевые наблюдения: Торья в Сираура (Взморье)
В с. Сираура (с 1945 г. – Взморье) в 1914 г. японцами был построен синтоистский храм. На входе храма находились каменные ворота, вход в храм «торья». С падением Карафуто и возвращением Сахалина СССР все японское, особенно культурное, религиозное и этническое искоренялось полностью. То же случилось и с храмом в Сирауре – от него осталась только площадка. А вот торью почему-то не тронули и она отлично сохранилась до наших дней. На колоннах арки изображены иероглифы, которые обозначают год основания и наименование храма: «1914 / Хигаси Сираура дзиндзя».
Синтоизм («путь богов») – традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

Дорога уходит от моря, огибая небольшой горный массив. За селом начинается подъем на перевал через хребтик. Перевал проходит прямо у склона г.Мануй, с другой стороны (со стороны моря) гора изрядно распилена каким-то карьером. И как положено законами физики, с перевала отличный длинный спуск почти до свертка на Ильинск, на перемычку, на пер. Поясок (12:30, 25 км).

Гора Мануй. Распилена...

На этом перекрестке мы устроили совет по решению нашей судьбы. Первоначальный план сделать еще одно большое кольцо через Гастелло и перевалы Никольского и Озадачливый оказался уже не состоятельным, т.к. время безвозвратно было потеряно на Крильоне, а там нас могло ждать еще много сюрпризов. Поэтому приняли решение ехать в бухту Тихую, осмотреть ее, и потом, вернувшись сюда же, через Поясок туда-обратно скататься до Айнского озера под Красногорском через Ильинск.

Сверток с асфальта около станции Тихой (39,8 км) вывел нас по грязной укатанной гравийке к таким же грязным камнедробилкам. Карьер был в стороне от дороги на склоне соседней сопки. Еще немного и вуаля! Мы на пляже в бухте Тихой! 42,4 км.

Боевые наблюдения: Бухта Тихая
Бухта Тихая находится на восточном побережье Сахалина в заливе Терпения, название дано в 1805 г. Иваном Федоровичем Крузенштерном, известным русским мореплавателем, во время кругосветной экспедиции на кораблях «Нева» и «Надежда». На многих картах она не отмечена. С запада бухта прикрыта отрогами хребта Жданко.
Если от бухты двигаться вдоль берега на север, то на нашем пути попадется множество водопадов. Около десяти. Двигаясь пешком до мыса Никулина, расстояние преодолевается примерно за 1 час 20 минут. Сразу за мысом Никулина два самых крупных водопада, но чтобы обогнуть мыс придется вброд пройти по морю.
В самой бухте находится о.Заметный – крупный камень или остаток скалы посреди отмели, который обжили морские птицы. Из-за этого в бухте постоянно слышен птичий базар.

Бухта Тихая вид на юг. Остров Заметный

Бухта очень красивая, просто волшебная… В северной ее стороне в море уходит скальный выход, с юга – тоже скалы, а в бухте – песочный пляж. Посредине стоит здоровенный камень – остров Заметный, вокруг которого висит в воздухе куча чаек – живут и плодятся они там. Издалека этот нимб из птиц напоминает кучу мух, вьющуюся вокруг мусорки… А вблизи камня стоит такой галдеж, что мозг этим шумом замагничивается. По берегу бегают крупные птенцы чаек, которые еще плохо летают, зато бегают хорошо. И когда на байке подъезжаешь к ним поближе – они бегут в сторону скал с пляжа, а если поехать за ними, то они начинают на эти самые скалы очень забавно залезать, попрыгивая и помахивая крыльями.

Стоять в бухте было особо негде – в этот день народа было много, все на машинах. Поэтому мы решили обойти по воде северный мыс и встать в следующей бухте. Этот турецкий поход был очень забавный: во время отлива мы вешаем на спину рюкзаки, берем байки, как мы любим, на плечо или подмышку и по колено в соленой воде по отмели премся вдоль скал. В воде много всякой интересной всячины – медузы, крабы-отшельники, обычные крабы, какие-то растения, раковины, листья морской капусты…

Хребет Жданко с торца. Бухта в которой мы жили 2 дня
Мокрый поход

Слон Слон
Вид из грота на море Вид из грота на море
Отремонтированная сандалия Отремонтированная сандалия
Макс идет по морю и смотрит на скалы. Севернее бухты Тихой

В 14:00 встали рядом с устьем ручья под скалой в дальнем краю бухты. Времени еще полно, погода солнечная, яркая. Что еще делать? Двое из нас, оборудованные по жизни невыпадающим из жопы шилом, решают пойти вдоль скал по морю и осмотреть обещанные интернетом водопады. Отлив все еще продолжался и это было нам на руку.

С собой у нас было из снаряжения только 2 фотоаппарата, которыми мы и пользовались всю дорогу. Вдоль берега очень много причудливых скал, гротов. Между скальными выходами в море небольшие закрытые лагуны с отличными песчаными пляжами, усыпанными ракушками. Попасть в них можно только нашим путем, идя по колено или по шорты в воде – сверху склоны хребта Жданко в большинстве мест обрываются крутыми обрывами на берег.

Так, собирая по дороге красивые ракушки и фотографируя каждый пятачок, мы почти дошли до м.Красный, но на очередном переходе у меня окончательно порвались сандалии, в которых я шел по воде и дальше шлепать босиком по острым камням в воде было мало желания. Хорошо, что море выбрасывает на берег всякие ошметки и обрывки сетей – куском такого обрывка я незамысловато привязал подошву разорванного сандалия в своей ноге, и мы двинули в обратный путь.

А прилив к тому времени стал гораздо выше и те места у скал, где мы шли по колено стал по шорты. В результате и шорты мы намочили. Бьющие о скалы волны просто отскакивая от них, обдавали нас брызгами почти по плечи. Основной задачей стало сохранить фотоаппараты в целости и относительной влажности ниже 30%...

"Мокрый" поход вдоль хр. Жданко

В лагерь мы вернулись через 4 часа, пройдя вдоль берега менее чем по полтора км в каждую сторону. В карманах у нас с Серегой были накоплены волшебные штуки – красивые морские ракушки! Наши сухопутные дети оценили позже эти диковины…

Км с бивака

Пункт

Время

11,35

с.Взморье

10:40

25

сверток на с.Ильинск

12:30

39,8

сверток в бух.Тихую

 

42,4

бух.Тихая

14:15

44,5

бухта за м.Тихим

14:50

13 день, 20.08.12 – проехали 42,4 км по асфальту и 2,1 км по гравийке и 2,7 км пешком по морю.
Тупиковая покатушка

Краб-отшельник уносит от нас свой домик Краб-отшельник уносит от нас свой домик
Птичий базар на камне Заметном в бух.Тихой Птичий базар на камне Заметном в бух.Тихой
Ночью пошел мелкий моросящий дождь. Утром – свинцовые тучи и продолжающийся моросильник. До 10 часов не вылезали из палатки, пока дождь не кончился. Пока готовили завтрак наблюдали, как прямо напротив нашего бивака стая дельфинов загнала косяк горбуши и устроило побоище с последующей кормёжкой. Выглядело это примерно так: мечущиеся в сотне метров от берега плавники дельфинов (которые я с утреннего перепуга принял за акульи), иногда выныривающие их тела, прыгающая горбуша, брызги воды, летящие в стороны куски пены. Сверху над этим всем вороньем кружится стая чаек, периодически выхватывая из воды ошметки порванной в клочья горбуши. Через 10 минут бойня кончилась, вода улеглась, чайки рассосались. Еще через 15 минут ходивший вдоль берега Димыч нашел полугорбушу без башки, потом я полугорбушу без хвоста… В общем, кто-то позавтракал раньше нас.

Погода не предвещала ничего путнего – дождь хоть и не шел уже, но и серость не рассеивалась. В наших рядах царила вата… И опять же два шиложопа решили оставить 3-х тюленей валяться на пляже, а сами выбраться на дорогу и прокатиться км 70 до еще одного грязевого вулкана. Сказано – сделано. Байки на плечи, Серега взял коляновский заплечник и потащились обходить скалу назад в Тихую.

Асфальт все еще был сырой, когда мы на него вылезли, уже немного обгаженный грунтовой грязью. В магазине на станции мы купили пойла и сникерсов и поехали смотреть вулкан. По мере того, как мы объезжали хребет Жданко, становилось все суше, облачность немного поднималась, но было все еще довольно прохладно – периодически на спусках мерзли пальцы и выдувало сопли. Добравшись до того места за ЖД переездом, где трасса ближе всего находится к обозначенному по GPS вулкану, мы разочаровались и обломались. Вулкана в виде горы не было, все, что должно им быть с дороги выглядело как сплошной непролазный кустарник. Прокатившись еще по дороге с пару км мы не нашли никаких свертков в сторону вулкана и решили ехать назад. А до него оставался 1 км по прямой!

В Пугачево в магазине на станции мы узнали у мужиков, что там давно нет троп, зато как это принято на Сахалине, есть медведи. Да и вулкан, с их слов, ничего не представлял интересного. Было все также пасмурно и прохладно. Налегке и по асфальту мы большую часть пути назад протопили с Серегой в районе 27-32 км\ч. На подъездах к станции Тихой немного разъяснилось, так что мы смогли полюбоваться хребтом Жданко с другой стороны.

Феерия в бух.Тихой

В самой бухте мы обнаружили, что можно не обходить по воде в соседнюю бухту мыс, а по крутому склону вдоль ручья залезть наверх (там даже веревки провешены) и по тропе обойти скалу сверху. Вид сверху еще более фееричный на бухту и на остров Заметный.

Так вот мы с Серегой прокатились 71,3 км для разминки. А по возвращении застали заспанных наших соучастников и ужин.

Км с бивака

Пункт

Время

35,2

трасса около Пугачевского грязевого вулкана

15:30

71,3

бухта за м.Тихим

19:00

14 день, 21.08.12 – проехали 67,1 км по асфальту и 4,2 км по гравийке.
Мы снова переходим на темную сторону силы!

Медуза Аурелия. Размером с банный тазик Медуза Аурелия. Размером с банный тазик
Погода нас снова не радует – с утра пасмурно, хотя и сухо. Но практически сразу после подъема начинается дождь. Возвращаемся в палатку и дальше вповалку досыпаем под стук капель. В результате выехали только в 12:40, когда перестало с неба течь. Когда в очередной раз мы тащили свой скарб вокруг скалы в бухту Тихую к выезду на дорогу, на берегу нашли пару брошенных прибоем огромных медуз. Большая прозрачная биомасса с полупрозрачным красным центром. Размер этой биомассы был примерно как хороший такой банный тазик. Уже после я узнал, что это аурелия (Aurelia aurita) – самая распространенная медуза Мирового океана. В Белом море такие медузы вырастают в диаметре до 70 см. Но и эти в целом не сильно уступали беломорским в размерах.

Гравийка до трассы – один сплошной жидкий понос, приходится ехать медленно, чтобы не залить и себя и окружающих массами грязи. У меня всегда такая грязь напоминает нашего близкого друга Рому Arvik’а с его фразой: «Жидкая протоплазма!»

Возвращаемся 20 км до Арсентьевки к свертку на Ильинск. И как это ни парадоксально, но вы сворачиваем! И асфальт снова заканчивается и начинается точно такая же гравийка с «жидкой протоплазмой». Эта дорога интересна тем, что она ведет с восточной стороны острова на западную через перевал Поясок – через самое узкое место острова. Вдоль автодороги постоянно идет ЖД, тоже японская узкоколейка, с той лишь разницей, что по ней ходят поезда и довольно активно. Дорога виляет между сопок, то залезая вверх, то спускаясь снова вниз. Местами она замощена крупными камнями, но в целом – это укатанная гравийка. В одном месте из-за крупных камней мы основательно, но ненадолго встреваем – байк с его узкими колесами пляшет на дробленых камнях размером с кулак как дикий мустанг и риск принять лежачее положение прямо из седла приближается к апогею…

Боевые наблюдения: Перевал Поясок
Перешеек «Поясок» – «горловина» о. Сахалин, самое узкое место – его ширина составляет всего 26 км от Охотского до Японского моря. Перешеек имеет неярко выраженный перевал с высшей точкой в 62 м над уровнем моря.

После 16 км гравийки мы оказываемся на седловине перевала, просто небольшой перегиб с коротким спуском вниз до очередного ЖД-переезда. Прохладно. Резво скатываемся с перевала вниз, где нас уже на плоскости настигает проливной дождь. В довесок – сильный лобовой ветер и новая порция протоплазмы, которой нас начинают заливать пролетающие мимо машины. 30 минут и дождь почти кончается, а мы отсыревшие и грязные как свиньи добираемся до Японского моря, до окраин села Ильинск.

Станция Ильинск

Ильинск – в основном это узловая ЖД-станция, соединяющая ветки западного побережья и ветку через Поясок. Центр вокруг станции выглядит еще неплохо, а вот окраины – покинутые и разрушенные дома и промышленные постройки, заброшенные огороды, какой-то металлолом и мусор. Умирает селение. В селе мы оккупируем магазины около станции (50 км, 16:50), и пока мужики закупаются, я прячусь от ветра за одним из них на железной бочке и караулю байки. Ветер просто выдувает из головы все: слезы, сопли, слюни…
Самые злые духи

Село хотя бы за асфальтировано, а за окраиной в сторону Углегорска снова начинается грязная гравийка. И вторая порция ливня! Свинцовое низкое небо, стена дождя, холод и КАМАЗы, возящие уголь с шахт в Углегорске и округе… Я начинаю чувствовать, что мои руки держат уже не резиновые грипсы руля, а что-то твердое холодное в чем-то жидком холодном и пальцы деревенеют от этой радости. В велотуфляях уже давно царит обстановка гибнущей подводной лодки. Еще одним неудобством становится зрение – вода из-под переднего колеса и льющаяся с каски заливает очки. Снять их – значит забить глаза грязью. Не снимать – «негры ночью в шахте уголь воруют»… Приходится постоянно поддерживать их в компромиссном варианте – как отбойник. И смотреть, как танкист, в щель между козырьком каски и верхней частью оправы очков, постоянно поправляю это пространство. Из-за этих поправлений я один раз знатно «убираюсь» посередине дороги в лужу.

Еще один минус – вечер, уже темнеет, а спрятаться как назло некуда, или на бивак приткнуться. Вокруг даже леса нет на км примерно от дороги. Спасло нас Возрождение! Нет, мы не умерли и реинкарнировались в запчасти от трактора или фундамент от борделя… Возрождение – это река в 11 км от Ильинска. С бетонным дорожным мостом в устье. Всё-таки мост – это великое колдунство. Когда мы впятером завалились под мост, на берегу, метрах в 100 от нас, уже вовсю бушевал настоящий шторм. Пену, вылетающую из моря, было видно очень хорошо. Рядом с нашим мостом стояли еще быки от разобранного ЖД-моста времен Карафуто, что на западном побережье вообще норма для устья рек. Как вы думаете, что стали в первую очередь делать 5 злых мокрых и грязных духов, оказавшись в укрытии бетонного потолка? Нет! Нет! Не угадали! Мы стали пить пиво «Амурское» из горла 1,5 литровой бутылки и есть палку вареной колбасы, просто откусывая ее как пирожок и передавая по кругу. Песок скрипел на зубах, холодная вода текла вдоль позвоночника в трусы, но пиво с колбасой было божественной манной для нас! P.S.: Мы не алкоголики!

Во время шторма под мостом Возрождения

Третий раз за поход мы ночуем под мостом, и второй раз спасаемся под ним от ливня. Я стал больше уважать Мостоотряды и инженеров-строителей… Большая часть пространства под мостом была покрыта слоем угловатых валунов из дорожной насыпи, т.ч. место под палатку оказалось на сырой, но гладкой глиняной площадке, а байки и вещи пришлось раскладывать на камнях и ими же придавливать, чтобы не унесло ветром. У палатки мы натянули все ветровые оттяжки с одной стороны, ее постоянно пыталось сложить даже под мостом, но так и не сложило.

Пока мы впотьмах оборудовали свой «грязный угол», несчастный Антоха 2 раза с разницей в 5 минут протаранил выступающие снизу ребра жёсткости моста, вставая и разгибаясь… И оба попадания пришлись в одно место! Это было твердое неупругое соударение, но на бетоне сколов не осталось! А Антоха проапгрейдил свою лысую прическу двумя замечательными шрамами.

Км с бивака

Пункт

Время

5,5

ст.Тихая

13:10

20

сверток на с.Ильинск

 

36

пер.Поясок

 

50

с.Ильинск

16:50

61,4

р.Возрождение

18:30

15 день, 22.08.12 – проехали 16 км по асфальту и 45,4 км по гравийке.

Комментарии
Бывает... 
Я всю жизнь прожил в центре самого огромного материка. Томск - вообще самый удаленный от побережья город на планете. Поэтому с берегом острова или берегом моря у меня проблемы.
Baton24.11.13, 16:49
Отчет действительно классный! Достаточно подробный, но без занудства и с юморком 
.
Единственный косячок - аффтар путает восточный и западный берега острова. :( Куда смотришь с берега - так и называеца. На север - северный берег и т.д.
Да у нас и так не было проблем с рыбой - она у нас была. Рыбаки сами часто предлагали, я писал об этом 
...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Макс Иванкин